Общество 
7.09.2013

История татар: где точки бифуркации?


Мы любим только то, чему названья нет,
Что, как полунамек, загадочностью мучит:
Отлеты журавлей, в природе ряд примет
Того, что прозревать неведомое учит.

Немолчный жизни звон, как в лабиринте стен,
В пустыне наших душ бездомным эхом бродит;
А время, как корабль под блеск попутных пен,
Плывет, и берегов желанных не находит.

И обращаем мы глаза свои с тоской
К Минувшего Земле — не видя стран грядущих...

***

В старинных зеркалах живет красавиц рой,
Но смерти виден лик в их омутах зовущих.

Николай Клюев. 1907.

КАЖДЫЙ НАРОД ЖИВЕТ В СВОЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

История народов и государств — это постоянное поглощение одних другими, укрупнение сообществ, их распад и образование новых союзов. В этом процессе есть периоды спокойного течения времени, а есть бурные периоды ломки устоев. Одна фаза социальных изменений сменяется другой. При этом некоторые народы или государства могут исчезнуть с исторической арены, или же они могут создать новые государства и тогда возникает новая система координат пространства-времени. По сути дела возникает новый фазис с качественно иными социальными процессами. Образно выражаясь, старая история, достигнув точки невозврата, умирает и дает жизнь новой Истории.

Такой подход приводит к неожиданным выводам: Нулевая точка отсчета в исторической шкале времени может сдвигаться в зависимости от переломных скачков. Любое стабильное сообщество можно рассматривать в качестве автономного феномена со своей системой координат. Например, Тюркский каганат как союз различных племен был основан в 551 году. Это и есть Нулевая точка. Как явление Тюркский каганат начинается только с VI века, это качественно новая государственная система в новых границах. Раньше была другая жизнь — история кочевых империй. Элементы прежней истории остаются, но с иными функциями. Скажем, тюркам от гуннов достался военный строй, тип оружия, формы ведения хозяйства, а сами гунны ассимилируют или меняют самоназвание.

При достаточно тонком анализе, конечно, можно попытаться проследить самостоятельную «татарскую» этническую историю в рамках различных государств. Для этого нам нужно привязаться к этническому самоназванию как к отправной точке. В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена — о мой хан! — то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары, семнадцать аз’скихбуюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами» (753 г.). Татары изначально были одним из активных исторических субъектов, участвовавших в формировании тюркского народа, но татарских племен было большое количество, и каждое из них имело свое самоназвание. Можно обсуждать историю «белых», «черных», «диких» татар. Кимакский каганат учредили татары вместе с кипчаками, они все назывались кимаками. Исходя из этих и других свидетельств, мы можем утверждать только одно: различные татарские племена были составной частью различных государств, но это не собственно татарская история, а, можно сказать, исторические перипетии этнонима. Древних татар и сегодняшних татар объединяет только самоназвание. История этнонима увлекательна, но что мы можем извлечь сегодня из его прошлого? Можем только внести путаницу в современную историю, как это произошло с политонимом «булгар». Кимаки, как и булгары, являются предками нынешних татар, а булгары происходят от гуннов, как и татары. Этот калейдоскоп самоназваний можно продолжать бесконечно, без реальных результатов для науки и практики сегодняшнего дня.

В этой цепочке смены фазисов появление нового этапа может быть результатом, как внешних воздействий, так и внутренних изменений. Неустойчивая социальная система внутри себя содержит определенную «оппозицию», как альтернативу, которая может воспользоваться ситуацией нестабильности для реализации собственной идеологии. Такие «опасные» элементы содержатся в любой системе, но проявиться они могут только в периоды разлома или воздействия неблагоприятных внешних факторов. Саму неустойчивость нельзя оценивать как негативный фактор. Хотя любая система стремится к стабильности, тем не менее именно неравновесное состояние является условием динамизма, иначе система начинает стагнировать, превращается в сонное царство, то, что назвали применительно к советской системе времен Брежнева «застоем», и рано или поздно проиграет в конкурентной борьбе с внешними силами. Более того, именно наличие альтернативы, оппозиции спасает систему в периоды хаоса, позволяет перегруппировать социальные элементы на основе новой идеологии.

Существенно отметить характер изменений. Детерминированная причинность дает сбой в результате флуктуации и начинается новая цепочка событий. Генетики в таких случаях говорят о мутациях, которые трудно предсказуемы, ибо вероятностны. По аналогии можно говорить об этнических «мутациях», которые могут быть вызваны пограничной ситуацией, расколом этноса или наоборот объединением различных этносов в один. Смешению генотипов и культур способствует торговля, войны, культурное влияние, мощь государства, смешанные браки и т.д. В результате наступает переломный момент, который Нобелевский лауреат Илья Пригожин называет точкой бифуркации, когда принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее движение: станет ли состояние системы хаотическим или система перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности. В гуманитарных науках обычно говорят о социальной или научно-технической революции, экономическом кризисе, сдвиге парадигмы, смене ментальности, новой эпохе. Суть явления состоит в том, что плавное течение времени завершается и начинается новая фаза со своей новой Историей. Точка невозврата оказывается пройденной.

Переход этой точки невозврата лишает всякой надежды на реставрацию. Говоря идеологическим языком, попытки коммунистов вернуться в социализм обречены на провал, бесполезно прославление царской монархии, и ее симфонии с церковью, возврат к шариату и т.д. Стрела времени не имеет обратного хода. Эпизоды из революционной практики, когда восстания сменяются реставрацией, вроде возвращения Бурбонов, следует рассматривать всего лишь как продолжение революции, которая не бывает одномоментной, что хорошо продемонстрировал классик социологии Питирим Сорокин.

Таким образом, большая История выглядит как чередование устойчивых периодов с одной системой координат пространства-времени с неустойчивыми фазами вблизи точек бифуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего.

Мы наивно полагаем, что любое прошлое событие оказало какое-то воздействие на последующее, а потому так или иначе имеет отношение к нам. Мы исходим из ньютоновского детерминизма, который применим к простым системам. К этому добавляются телеологические представления о предопределении. Но в точке бифуркации детерминизм «ломается», а значит, прекращается прежняя причинно-следственная связь. Иначе говоря, История начинается заново. Детерминистические суждения применимы лишь в определенных пределах стабильного, полусонного состояния общества. В остальном мы должны использовать вероятностные суждения, а в точках разлома учитывать нелинейность «пучка» или «веера» возможных путей движения.

Жизнь со временем не становится проще, она усложняется, а значит, устойчивость и простота становятся, скорее, исключением, чем правилом. Из политической истории хорошо известно, что государства, имеющие иерархически выстроенную систему управления по армейскому принципу, рано или поздно погибают вследствие своей железобетонной структуры, ставшей не спасением общества, а саркофагом. Устойчивость динамичной системы, как бы устойчивость второго порядка в отличие от «застоя», появляется благодаря неравновесности системы, гибкости структуры, позволяющей альтернативным силам во время подхватить эстафету, не превращая сообщество в реликтовую цивилизацию.

«Стоит ли помнить такое прошлое,
которое не может стать сегодняшним настоящим?»

Серен Кьеркегор

НУЛЕВЫЕ ТОЧКИ В ИСТОРИИ ТАТАР

Историю татар и Татарстана можно делить хронологически, что мы фактически и делаем. Поскольку нам интересно все, что происходит на территории республики, мы не упускаем и первобытные стоянки человека на Свияге, каменный, бронзовый, железный век на Каме. Все эти периоды являются предметом археологии, а не истории. Ни определения народа и тем более государства не применимо к тем эпохам человеческой жизни.

Появление гуннов на территории Татарстана меняет объект исследования, поскольку гунны уже представляют собой союз племен с ярко выраженной государственностью. Кочевая империя оперирует пространством иначе, нежели оседлые государства, но это не значит, что у кочевников отсутствует понятие границ, они привязаны к пастбищам, от которых зависит мощь конницы и тучность стад.

Кочевой мир позволяет передвигаться целым народам по большим пространствам и с большой скоростью даже по сегодняшним меркам. В силу этого территория современного Татарстана оказывается втянутой в мир культуры гуннов, а затем тюрков, но не в качестве самостоятельного сообщества, а элемента огромного пространства, в котором формировалась ментальность тюркских народов.

Распад Тюркского каганата и образование Волжско-Камской Болгарии можно считать точкой бифуркации. Нулевая точка отсчета — это 922 год, когда ислам стал официальной религией, Волжско-Камская Болгария перестала платить дань Хазарскому каганату, а главное — молодое государство получило международное признание, что было зафиксировано самим фактом приезда посольства Ибн-Фадлана.

Этнические элементы, вошедшие в новое государство, остались в основном прежними. Они перегруппировались и выстроили новую административную структуру. Не трудно проследить преемственность нового государства с Тюркским каганатом, но это другая история с собственной системой пространственно-временных координат. Особенность Волжско-Камской Болгарии проистекает из геостратегического значения Волжско-Камского бассейна как важнейшего торгового пути. Здесь кочевая культура соединяется с оседлой, что становится предпосылкой для принципиальной возможности появления Золотой Орды, соединявшей степь с реками, как транспортными (сухопутными и водными) путями, на чем и строилась татаро-монгольская империя. Эпоха Волжско-Камской Болгарии заканчивается в 1236 году, когда оно оказывается включенной в Золотую Орду. С того момента начинается отсчет нового исторического времени.

«В одном я уверен: в ссоре настоящего с прошлым мы утрачиваем будущее».
Сэр Уинстон Черчилль

ЗОЛОТАЯ ОРДА И ДОЛГОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Золотая Орда как мощное государство, с замечательной системой коммуникации, передвижением громадных людских ресурсов на тысячи километров, обширной торговлей привела к серьезным «мутациям» в этническом плане. Произошло сильнейшее смешение этнических групп. Это подтверждается не только историческими свидетельствами, но и генетическим анализом среди татарского населения. Преемственность с предыдущими государствами, конечно, сохранилась. Очевидно прямое заимствование Чингизханом многих элементов тюркской культуры, военного искусства, ведения хозяйства, но и кардинальные изменения налицо. Это, безусловно, новая фаза истории.

С Золотой Ордой дело обстоит непросто, поскольку она затронула судьбы многих народов. Появление татаро-монгол в европейской части стало точкой бифуркации не только для татар, но и русских, и других народов. Территория, отчасти культура Золотой Орды стала базовой для будущей России.

Официальная российская историография пытается всячески принизить этот период, показать его случайным, несущественным, не имевшим далеко идущих последствий, но на самом деле только после реформ Петра I можно говорить об избавлении от татарского наследия и то, имея в виду государственные структуры и налоговую систему, а что касается других сторон жизни, то они оказались под влиянием этого наследия. Достаточно взглянуть на терминологию в финансовой системе, чтобы понять глубину воздействия Орды на русскую историю.

На первый взгляд, распад Золотой Орды и образование множества татарских ханств говорит о принципиально новой фазе Истории. Однако это не совсем так. Если бы Золотая Орда была разрушена извне другим государством, с другой системой государственности, тогда можно было бы говорить о новой фазе. Но Московия, которой пытаются приписать честь разрушения Золотой Орды, никогда с ней не воевала, а всего лишь хотела перетянуть на себя столичные функции, что ей, в конце концов, и удалось сделать. Поэтому время татарских ханств стало всего лишь инерционным периодом, это не новая фаза, а эпилог Золотой Орды, время неустойчивых союзов между Москвой, Казанью и Крымом.

Следующая историческая фаза для татар связана с образованием Российской империи. С точки зрения государственной и политической истории здесь происходят коренные изменения. Татарский фактор вместе с падением Крымского ханства окончательно исчезает с международной арены, но продолжает влиять на внутреннюю политику, особенно во времена Смуты. Но после подавления в Поволжье пугачевского и других восстаний и выхода указа Екатерины II о веротерпимости наступает замирение. Этническая история татар становится частью тех территорий, где они проживают, в частности Казанской губернии. Для татар наступает время выживания, самосохранения, консервации того, что досталось от предыдущих столетий. Теперь в исторических процессах все зависело от тех изменений, которые могли произойти в самой России.

Капитализм привносит резкие изменения не только в жизнь русских, но и в равной степени задевает татар. Но не сами капиталистические отношения стали границей периодизации, а только капитализм, подкрепленный реформацией ислама и коренным изменением всей системы образования и просвещения. Новая волна в этническом движении начинается с «татарской Реформации» — джадидизма, о котором можно с полной уверенностью говорить как о новой фазе исторического развития. Если эти события сравнивать с европейскими, то их можно характеризовать как попытку преодолеть Долгое Средневековье. Это не стало кардинальным переломом, переходом точки невозврата. Последующие события советского периода подтвердили, что капитализм не утвердился в России. И сегодня этот процесс еще далек от завершения. Более того, после «перестройки» в Россию вернулись не только язвы раннего капитализма, но и многие средневековые традиции, возродившиеся в силу ликвидации советских структур. Образно выражаясь, Золотая Орда не хочет «отпускать», а мы не можем до конца преодолеть средневековую историю.

Учитывая пространство проживания татар, эволюцию в рамках России, можно утверждать, что вопросы происхождения татар упираются именно в Золотую Орду. Достаточно посмотреть на споры, которые развернулись вокруг «татаро-монгольского ига», Куликовской битвы или взятия Казани в 1552 году. Куликовскую битву пытались даже объявить государственным праздником сегодняшней демократической России. Из-за противодействия руководства Татарстана это не удалось сделать, но сама битва сохранилась в реестре военных побед русского оружия. Все это происходит в ХХI веке. Значит как для русских, так и татар Золотая Орда значимый фактор этнического сознания и идеологии. Нулевая точка истории начинается именно там не только для татар, но и русских. Обширная территория, полиэтничный состав и характер российской государственности появились благодаря гегемонии Москвы на ордынских пространствах.

Конечно, Волжско-Камская Болгария оказала сильнейшее влияние на формирование не только татар, но и всего Поволжья, но для нас этнически и культурно она отстоит слишком далеко. Булгарские корни выполняют функцию не столько реальной истории, сколько мифа — очень правдоподобного, научно достоверного, но все же мифа о происхождении. Даже когда мы обращаемся к образу Великого Болгара, мы перед глазами имеем город, построенный Бату-ханом, как первую ставку Золотой Орды, город, где была летняя резиденция Узбека и других ханов. Принятие ислама, первые сахабы, путешествие Ибн-Фадлана воспринимаются как легендарные. Собственно, о булгарских корнях вспомнили в ХIХ веке. В период реформирования ислама Болгар стал ориентиром для адаптации ислама к татарским условиям, означал падение зарубежных исламских авторитетов. Образ «Священного Булгара» выполнял не историческую, а символическую функцию.

Изучение истории древних слоев этнического прошлого нужно и интересно. Порой древние символы и образы могут иметь отклик в современной жизни. Достаточно упомянуть «теорию» булгарского происхождения татар, которую активно использовали после знаменитого постановления ЦК КПСС 1944 года с тем, чтобы забыть Золотую Орду. Или же празднование 1000-летия Казани, что изменило отношение к татарам в России, как автохтонному народу Поволжья. Тем не менее прошлые хронологические фазисы интересны как реликтовые, на примере которых можно отрабатывать методику исторических исследований, но к сегодняшним социальным процессам они имеют лишь косвенное отношение, через идеологию. На современное этническое сознание решающее влияние оказывает время-пространство, в рамках которого сложился основной этнический массив на вполне определенной территории Золотой Орды.

Может возникнуть вопрос: а в чем собственно преемственность с Золотой Ордой? Что именно выступает инвариантом культуры, если Нулевая точка начинается там? Ответ таков: значимы те положения «Великой Ясы Чингизхана», которые признавали все народы, все религии, все культуры равными, причем не только на словах. В период Золотой Орды начался складываться симбиоз тюрков, славян и финских народов, а сегодня на примере Татарстана можно наблюдать его позитивные последствия. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. Суверенитет был провозглашен от имени всего народа республики и, несмотря на решения Конституционного Суда РФ, попыток Москвы принизить эту дату, Татарстан избрал приемлемые форму взаимоотношений внутри республики и договорные отношения с Москвой. Это качественно новый период в истории, который ничего не воссоздает из традиций Казанского ханства или Казанской губернии, а строит отношения на симбиозе народов, с признанием двух государственных языков — русского и татарского.

Признание Золотой Орды за Нулевую точку истории не означает продолжения всего, что там было, скорее, наоборот, это попытка осознать и, наконец, преодолеть Долгое Средневековье. Вместе с тем утверждение значимости всех культур, сформировавшихся на просторах Евразии, имеет непреходящее значение.

Событийная история увлекательна, как детектив, но она не объясняет нам настоящее и будущее. Событие — это некая случайность, даже если она значима, ее нельзя назвать историей. А череда случайностей тем более не история. Для того, чтобы событие стало историей, оно должно найти свое место в структуре социальных отношений, появляющихся в Нулевой точке Истории и имеющих продолжение сегодня.

О добродетели, именуемой благодарностью,
Я — в стране, что вечно в белое одета,
Предо мной — прямая долгая дорога.
Ни души — в просторах призрачного света,
Не с кем говорить здесь, не с кем, кроме Бога.

...

Но еще влачу я этой жизни бремя,
Но еще куда-то тянется дорога.
Я один в просторах, где умолкло время,
Не с кем говорить мне, не с кем, кроме Бога.

Константин Бальмонт. «Белая страна».

Рафаэль Хакимов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.09.2013 09:11

    Есть такая точка в столице - Всемирный конгресс татар.Лет 15 идет процесс.

    • Анонимно
      7.09.2013 14:23

      Для мусульман сегодня точка бифуркации это все исламские страны, которые оказались на задворках мировой истории и начинают уничтожать друг друга.

      • Анонимно
        8.09.2013 00:12

        Египетские власти переходят к открытому наступлению на исламистов, отказывающихся признать законность свержения президента Мухаммеда Мурси. Военные неоднократно предупреждали сторонников "Братьев-мусульман" о том, что в случае продолжения акций протеста к ним будет применена сила. В минувшую среду начался разгон палаточных лагерей исламистов в центре Каира.

      • Анонимно
        8.09.2013 03:37

        //...которые оказались на задворках мировой истории...// - "И последние станут первыми"./Экклезиаст///...и начинают уничтожать друг друга// - Не дождетесь!

  • Анонимно
    7.09.2013 09:36

    Народный татарский фольклор:Подарили как-то мальчику часы и хромовые сапоги. Он думает, как бы ему обратить на себя внимание и похвастаться. Он подходит к другу и говорит: «Хром сапог белян тибярмен, бишь минутта улярсен» (щас как пинну сапогом, через пять минут сдохнешь), и показывает на сапог и часы.Так же и здесь, без упоминаний о тысячелетии Казани и принятии Декларации о государственном суверенитете не обошлось.Как это мило. Это все наше, по-нашему. :)

    • Анонимно
      7.09.2013 13:14

      А вам тысячелетие Казани и суверенитет поперек горла видимо? Сразу проявились шовинистические наклонности.

      • Анонимно
        7.09.2013 13:31

        Эбием, мярхюм, урятте – отделять мух от котлет.Она также говорила, что людям надо говорить то, что они в состоянии понять. Если не поняли, то говорить не надо.

        • Анонимно
          7.09.2013 16:11

          Татарские слова в свою писанину не вставляйте - неграмотно получается.

    • Анонимно
      7.09.2013 17:05

      Уж совсем не обманывай, тогда хромовых сапог не было, а чабата (лапти) одевали. Даже до 1950 года еще.

      • Анонимно
        7.09.2013 17:40

        Бабушка говорила: «Будут говорить, что очистки картофельные ели, не верь, кто не хотел, тот не ел».

      • Анонимно
        7.09.2013 17:57

        Бабушка закончила медресе в царской России, читала Коран в исходнике и писала по-арабски до 2000 года. В 1923 году отдыхала на курорте в Ессентуках (!) в белых носочках и модных сандаликах, и фотографировалась с модной прической, преподавала в светской школе, ликбезом занималась в школах. До преклонных лет ее уважали больше, чем муллу. Вместо муллы она читала молитвы людям, когда мулла не справлялся, каждый день соблюдала намаз, только в мечеть ее не пускали.Бороду и усы считала грехом. Это сейчас неучи ходят бородатые, мнят себя знатоками ислама, хотя кроме неточных переводов и чужих сплетен ничего не знают.

        • Анонимно
          8.09.2013 02:39

          //Бабушка закончила медресе в царской России// - В медресе учились только мальчики, а девочек тоже обучали,но, как правило дома, этим занимались абыстаи. После 1905 года татарки из состоятельных семей стали поступать в женский гимназии.

          • Анонимно
            8.09.2013 18:35

            В медресе учились 4 года, что было по тем временам равносильно высшему образованию. Царя свергли в 1917 году.

          • Анонимно
            8.09.2013 18:44

            Насчет состоятельности. Если бабушка была восемнадцатым ребенком в семье, то наверно прадед должен был как-то всех кормить. Проще было отдать ребенка куда-то, чтобы начал жить своей головой и слез с шеи. Если старшая сестра отдала в колхоз 12 лошадей, то наверно одну-две лошади могли отдать за обучение маленькой сестренки.

  • Анонимно
    7.09.2013 10:19

    Только сильный и поистине великий народ не ищет доказательств своего величия и на каждом углу не требует от других признания своей уникальности, а живет с достоинством ассимилируясь с другими обладая силой не потерять и растерять свою идентичность. Только слабый ищет причины своих проблем в других. А тем кто бежит впереди паровоза всегда давали под зад.

    • Анонимно
      7.09.2013 11:19

      Вы правы особенно это касается лозунгов на каждом шагу.Русские идут,Русский огурец,Русская печь,Русский алюминий,Русская берёза и так далее.Только сильный народ который не боится растворится в других народах не выпячивает свою идентичность.Как же Вы правы.Простой человек

  • Анонимно
    7.09.2013 10:30

    И это верно!

  • Анонимно
    7.09.2013 11:12

    Если следвать логике Хакимова, после того, как москва перетянула у орды власть, татарская история стала российской. Зачем тогда татарскую историю рассматривать отдельно?

    • Анонимно
      7.09.2013 12:11

      Татарскую историю надо рассматривать пока отдельно, потому что российская историческая наука столетия была служанкой имперской, а потом советской политики и идеологии. Так что российская история - это уже во многом придумка политиков, поэтому татарская история и призвана сохранить объективность наперекор политическим мифам.

      • Анонимно
        7.09.2013 16:36

        в советское время на советской площади висел лозунг приблизительно такого содержания -Татарстан первая республика признавшая советскую власть

  • Анонимно
    7.09.2013 11:20

    Мы и не требуем признания , татары очень терпеливый и благородный народ. Просто нас захватили и пока отбирают все до копейки , что мы зарабатываем( 600 миллярдов налог) . Но мы знаем ко всему приходить конец , и терпению тоже.

    • Анонимно
      7.09.2013 16:33

      вы наверное позабыли что не татары стояли за созданием новых городов и предприятий в ТАССР.

      • Анонимно
        7.09.2013 17:03

        Как не знаем, знаем: Табеев, Усманов и Беляев. Перед тем как Челны строить из 17 регионов выбрали Татарстан, после выступления и обоснования первого секретаря Татарского обкома КПСС Табеева.

      • Анонимно
        7.09.2013 19:13

        Советская власть обьединила всех татар и дала суверенитет ТАССР. Это было достижение чем при Петре или Иваном или Екатериной

    • Анонимно
      7.09.2013 16:35

      "Но мы знаем ко всему приходить конец , и терпению тоже". Ну пока вы терпите, попробуйте напрячься и узнать сколько же денег возвращается в Татарстан обратно по всем видам очень разных программ и событий.

      • Анонимно
        8.09.2013 02:49

        //...попробуйте напрячься и узнать сколько же денег возвращается в Татарстан обратно по всем видам очень разных программ и событий// - И напрягаться не надо, достоверно известно, что обратно в Татарстан возвращается не более 10 процентов отнятого.

    • Анонимно
      7.09.2013 18:17

      Никто никого не захватывал, "он сам пришел", ну в смысле народ, на территории праславян-гиперборейцев. От северного полюса до индийского океана был один народ и современные ДНК исследования показали, в основном все европейцы включая и некоторых обиженных и далее до индусов имеют гаплотип в ДНК R1a1-простым языком все мы братья и сестры. А обида, злопамятство есть признак слабости, а не величия. Мне Вас очень жаль. Татарин

      • Анонимно
        8.09.2013 03:24

        //Никто никого не захватывал, "он сам пришел", ну в смысле народ, на территории праславян-гиперборейцев Мне Вас очень жаль. Татарин// - Если это территория праславян, откуда же Ваше татарское отродье здесь взялось? А к гиперборейцам и прочим гаплотипам ходить-то нечего, все от праотца Адама происходим.//А обида, злопамятство есть признак слабости, а не величия. Мне Вас очень жаль. Татарин// - Альхамдель-иллэ, мы народ скромный, на величие не претендуем, а что касается обид и злопамятства, Вы не по адресу претензии высказываете. Есть тут более великие народы, празднующие победу на Куликовом поле, отмечающие дни казанской богоматери и выказывающие претензии к определенным гостям в своем фольклоре. Нам лишь остается придерживаться русской поговорки "кто старое забудет, тому глаз вон". Я разделяю эту народную мудрость, ведь в беспамятстве свободу не обретешь. А борцы за свободу ни в чьей жалости не нуждаются./ Tartarin de Tarascon /

        • Анонимно
          9.09.2013 16:45

          Кто старое забудет,тому глаз вон -такой поговорки нет.Есть другая:кто старое помянет -тому глаз вон. Забудет и помянет имеют разное смысловое значение,противоположное. Учить надо русский язык основательно и не выдавать себя за знатока,пока не выучил.

          • Анонимно
            10.09.2013 23:03

            //Учить надо русский язык основательно и не выдавать себя за знатока,пока не выучил//- Мы, альхамдель-иллэ, не знатоки русского языка. Мы французский учим!

  • Анонимно
    7.09.2013 14:27

    Господи, когда же этот физик угомониться...

  • Анонимно
    7.09.2013 15:59

    Статья познавательная и нужная. Автор во многом прав. Читал с удовольствием... до слово "джаддизм", и меня буфуркнуло.

  • Анонимно
    7.09.2013 16:16

    Автор пишет:" ...древних татар и нынешних татар объединяет лишь самоназвание...". Совершенно ненаучное утверждение.Автор лепит как бог на душу положит. Также лепит стихи , которые никому не нужны. Он что, хочет показать свою "феноменальную" образованность. А ведь достоверность Терхинской надписи наоборот показывает всему миру что такое "татары" и кто такие "татары".Это говорит об исторической памяти татар и что они пронесли это название через тысячи лет без изменений.Этим надо гордиться. Пусть наш народ во все века до конца света останется "татаром". При этом не виновным в конце света.

    • Анонимно
      7.09.2013 16:43

      Племя татар уничтожено Чингисханом, он подозревал из в отравлении отца (недоказано). Так что ничего общего. Нынешние татары -- потомки других монгольских племен, но не тех самых татар.

      • Damir Nabi
        9.09.2013 02:19

        но и "те самые татары" тоже не были уничтожены полностью, (как любят писать всякие татарофобы). Как выясняется !, из них позже строится, специальное охранное войско (считайте спецназ)из тысячи человек.

    • Анонимно
      7.09.2013 18:44

      to 07.09.2013 16:16Вы ученый? Этому есть подтверждение? Может самоучка? Признанный? Ваше зеркало единственный подтверждающий того, что вы что-то из себя представляете. Ошибаюсь? Убедите в обратном

    • Damir Nabi
      9.09.2013 22:48

      С вами полностью согласен ! Мне пришло в голову вот это : неужели автор не читал труды (или не все) Заки Валиди ?Вот такие строки написал Азат Ахунов,автор статьи „Татарская музыка“ : «Народные мелодии и музыка казанских тюрков созвучны музыке алтайских татар, монгол и даже китайцев. В этом отношении музыкальная культура казанских тюрков примечательна тем, что до наших дней сохранила очень древние музыкальные традиции. Возможно, они бытуют ещё с эпохи Золотой Орды от племени „алжы татар“, поселившихся вблизи Казани». Ахмад Заки Валиди (1890-1970), тюрколог, доктор философии .....Татары, во главе с их ханами(каганами), были цементирующим племенем во все времена...

  • Анонимно
    7.09.2013 16:46

    Что вы все спорите? Никто в тех временах лично не был и правды,как было на самом деле, никто не знает. Только и перепевают ранее написанное. Одно спрячут,другое вытащат и наоборот,в зависимости от того, что в данный момент выгодно, История не наука, а инструмент (лживый) политики. Или я не прав?

  • Анонимно
    7.09.2013 17:08

    Тут один пишет сталинские измышления: "племя татар было уничтожено Чингизханом ...". А ведь Чингиз хан сам есть татар. Имя "Чингиз"-татарское, титул "хан"-татарский. Или он по недомыслию носил это имя и звание ?

  • Анонимно
    7.09.2013 19:41

    российская история написана в угоду англичанам и немцам, скорее всего 20% только правды.

    • Анонимно
      8.09.2013 00:24

      Браво. Уточнение - написано для рабов, с четким направлением: разделяй и властвуй, что им и удается без особого труда. Когда люди не хотят думать, искать правду, ложь побеждает легко.

  • О чём статья? Да, всё о том же. Про поиск точек бифуркаций.Про то, что с предками не схожи из-за этнических мутаций. Опять хэштег - Орда Златая. Она источник благодати.Была жизнь тюрков кочевая. Пришла Орда к татарам кстати. Но автора обида гложет. Кругом следы фальсификаций. И защитить никто не может от клеветы, инсинуаций.Поэтому статьи он пишет. Евроисламом соблазняет.В истории разрывы ищет. Алтын Орду нам прославляет. В ней видит точку нулевую, как сбой в итоге флуктуаций.Однако спев ей аллилуйю, сказал, что против реставраций. Нельзя, мол, вновь в средневековье, хотя Орда не «отпускает».Не надо создавать подобье, не раз уже он призывает. Преемственность лишь в симбиозе пусть сохраняется для наций.Ведь ехать всем в одном обозе на фоне разных Деклараций.Конечно, все мы понимаем, что он и сам всё понимает.И то, что мы об этом знаем, наверняка он тоже знает.

  • Батырбек
    8.09.2013 11:49

    Абдрахманов Н.З.поэт, прозаик ? где ваши труды почитать ? спс.

  • Анонимно
    9.09.2013 00:32

    Интересный подход к истории. Квантовая теория + теория хаоса. Необычно, но мне, пожалуй, нравится.

  • Damir Nabi
    9.09.2013 01:55

    Еще не все прочел, но исправлю автора :болгары не происходят от гун(хун)ов, а только входили в союз ! Сами болгары и хазары(изначально) были и говорили на иранском языке. Об этом можно было бы, уж давно догадаться по их крылатому барсу и религии зараостриизма, что находили тому подтверждающие АРТЕФАКТЫ в регионе Идел-Камы.

  • Анонимно
    9.09.2013 11:32

    Спасибо автору! Взгляд с другой точки зрения дает новые просветления в истории татар.Историк с мозгами физика - это здорово!Вроде бы события истории всем известны, но дают ей оценку наши бывшие враги совсем по-другому! Давайте думать дальше! Татары - пострадавшие сначала от Золотой Орды, а затем от России. От последней - больше, потому что больше лжи.

  • Анонимно
    9.09.2013 14:20

    г-н Хакимов утомил, правда.

  • Анонимно
    9.09.2013 17:09

    Читается тяжеловато и замысловато.Похоже на диссертацию,написанную когда-то.

  • Анонимно
    10.09.2013 22:20

    Пожалуй, момент понимания татарином того, что лучше быть своим среди чужих, чем чужим среди своих, является новой точкой бифуркации. Но все самостоятельно и в разное время подходят к этой точке, к этому пониманию. И это общемировой тренд, связанный с глобализацией.

  • Анонимно
    11.09.2013 07:54

    Главный вывод из статьи - история народа от точки бифуркации начинается заново. Не периоды затухания и подъема этноса как у Гумилева, что для татар прошедших период подъема пессимистично. Эта теория явно для татар оптимистичнее. Если правильно понимаю автора?

  • Анонимно
    11.09.2013 08:22

    Задача современного человека соответствовать Высоким Горизонтам Человечества пристально вглядывающегося во Вселенную, пытающегося стать полноправным членом Космического Сообщества Живых Существ, и стать Человеком Вселенной и Гражданином Мира. По моему, автор статьи анализирует и ставит вопрос: современные татары стремятся стать Человеком Вселенной и Гражданином Мира, а если нет то к чему идут-возврата в "Золотую Орду" нет и быть не может? ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ - ПРОСТО! Но стать таким ПРОСТЫМ невероятно трудно. Нужен гигантский труд, труд над самим собой. Альберт Эйнштейн.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль