Общество 
8.09.2013

Когда кончится этот странный флешмоб?

ЯЗЫКИ ПЛОДЯТ ЗАГАДКИ

Про языки говорить неохота. Особенно в обыденной жизни. Надоела жвачка. А что там скажешь? И так все ясно. И ничего не понятно. Рассуждать могут ученые-лингвисты, политики, да учителя иногда. На конференциях, симпозиумах, круглых столах. Мол, в нашем городе (регионе) 100 национальностей, живем дружно, нет проблем. Общаемся, находим общий язык. И действительно находим — это язык межнационального общения, на котором разговаривал Пушкин и, как выражались ранее, Ленин. Без него многие остались бы в своей скорлупе.

Но русский язык имеет аудиторию в 200 - 300 миллионов человек, что сопоставимо с населением США или Индонезии. Остальные 7 миллиардов разговаривают на других языках. То есть с одним, пусть великим и могучим, языком далеко не уедешь. Если не выучить другие языки — английский, арабский, китайский, испанский, французский, немецкий или турецкий. С одним единственным не обойтись, даже если будешь сидеть в своих Базарных Матаках или в родной Боголюбовке, если не решишь бойкотировать радио, ТV и интернет, прессу. Эти каналы обязательно выведут к жизненным водопадам, да так, что мама не горюй.

Насущно необходимых языков несколько — родной, госязык страны и еще пара международных языков, признанных рабочими языками ООН и ЮНЕСКО. Тогда не будешь знать горя, куда бы судьба не закинула.

Социологи пишут: многоязычие входит в реальную практику. Потихоньку. По данным переписи-2010, второй по распространению в РФ язык — английский. Хотя лично мне носители этого популярного языка попадаются не чаще, чем умеющие играть на фортепиано.

Для обучения детей международным и национальным языкам школа напрягается. Да и русский дается не без труда. Учителя трудятся в поте лица, не зря едят свой хлеб. Журналы, книги, газеты, телерадиоканалы — все функционируют, создавая пространство для существования языков. Наряду с семьей и улицей они применяют языки, учат говорить на них.

Надо еще признать: языковая ситуация не брошена на произвол судьбы. Только в Татарстане за два десятилетия утверждены и реализуются две государственные программы по сохранению и развитию языков народов республики. Вместе с существующей научно-образовательной системой, культурой и СМИ эти меры перерабатывают немалые суммы. Можно вычислить приблизительную стоимость гуманитарно-лингвистического бюджета и частного сектора культуры и информационной практики. Это нетрудно. Набираются миллиарды. А каков же результат? Чем он измеряется? Не знаю. И никто мне не ответил на такие вопросы? Интрига великая. Ведь от этого зависят дальнейшее социальное планирование и программа действий казенных и частных структур. Загадка на загадке. Лучше бы не трогать эту подозрительную тему.

И все же я скажу. Хотя можно выпалить в сердцах не то и оказаться на нарах, если не уложиться в правовых рамках и разжигать что-то, о чем написано в УК РФ. Или оскорбить кого. Чего не хотелось бы. Но не могу не поделиться пафосом и тревожными ощущениями.

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДЕНЬ И РИТУАЛЬНАЯ «ПУРГА»

А зачем, собственно, скрывать? Действительно, в понедельник, 2 сентября, увидел на обычной школьной линейке такое, что не дает спокойно спать. То, что я увидел, меня потрясло. Не потому, что страшно, а потому что непонятно. Когда не понимаешь, что бывает? Правильно, паника. Потому что в такой ситуации нельзя предсказать, что будет дальше, через день, неделю, месяц.

Решил поделиться с вами, как прошла торжественная линейка в обычной хорошей казанской школе. И повод, сценарий, и состав участников, и настроение людей позитивны на все 100. Около 800 детей от 7 до 16 лет, почти сотня (приблизительно) учителей, крохотные первоклашки с букетами цветов, их взволнованные родители, бабушки и дедушки. Некоторых первоклашек провожать в школу пришли по три-четыре любящих родственника. Нарядные одежды, фото- и видеокамеры в огромном количестве, как на кинофестивалях. Наверное, за лето школьники и учителя соскучились по школе, первоклашкам этот день знаний запомнится на всю жизнь, снимки и видеокадры попадут в семейные и государственные архивы и будут доставаться спустя десятилетия и века. Поздравление директора, пожелания учителей и гостей. Речевки и куплеты детишек. Гимн России и Татарстана, негромкие аплодисменты. Песенки и танцы школьной самодеятельности. Большой Буратино, как осенний Дед Мороз, заигрывающий с детьми. Все было отлично.

Правда тексты выступлений были настолько знакомы и выучены за многие годы, что можно закрыть глаза и представить, что ты эту бессмысленную по сути и приятную ритуальную «пургу» слушаешь в рядах семиклассников. В школьных ритуалах и терминологии, в речах и интонациях, в мыслях действующих лиц ничего не меняется. Потому что сценарии и порядок ведения, основные тезисы неизменны, как поурочный план по арифметике, незыблемый во все времена и при любой политической системе.

Подобные речи выступающих и стихи школьников можно было услышать в Кирове, Белгороде или в Подмосковье. А здесь Татарстан, Казань, Вахитовский район, 2013 год, сентябрь месяц. Чтобы заинтересовать, запомниться, нужна какая-то метка, зацепка для памяти, так как ничего кроме звонкого голоса отличников учебы и назидательных слов педагогов здесь не услышишь. Здесь звучало то, что нынешние ребята в интернете называют «много букоф».

Некоторым из них часто попадаются несуразицы жизни, видят и всякие нехорошие дела, хулиганство, пьянство, даже наркоту, безработицу и безденежье, блат. Есть ведь еще личная жизнь, интимные эпизоды, которые ребятам известны и иногда очень даже волнуют. Но приходя в школу второго сентября, они должны абстрагироваться от реальной жизни? А иные, наоборот, уже сейчас видят свою причастность к историческим и великим событиям. Ритуальная трескотня и «пурга» таких детей и родителей вряд ли заинтересовала. Некоторые могли затаить тоску и пессимизм. Или усвоить привычку украшать, привирать, когда выходишь на люди. Одно дело — жизнь, совсем другое — торжественное мероприятие.

После демонтажа советской системы в головах эти незыблемые ценности никуда не ушли. Здания, оформление школы обновляются, но идейные лекала и облегчающие работу шаблоны приемов работы не меняются! Замени в тексте РФ вместо СССР и вперед!

ТОТ САМЫЙ КОМПОНЕНТ

В учебной программе и внеклассной работе есть компонент, привязанный к региону и народной жизни местности, где стоит школьное здание. Оно ведь не висит где-то, не летает над континентами. Или это Москва. Или Амстердам. Или Бугульма. Заглядывая в школы (что бывает редко), я всегда интересуюсь социальным и национальным составом, отражением уклада жизни села, микрорайона, города. Иногда попадаются отличные музеи, яркие колоритные личности из числа одержимых учителей учеников. Выпускники таких школ остаются узнаваемыми, имеющими какой-то духовный заряд. Ах, если бы городские школы не называли бы номерами! Эти цифры обезличивают, убивают уникальность заведения, единственного в мире. Ни одна школа не повторяет другую, потому что в каждой разные ученики и разные учителя.

Если бы школы называли не номерами, а именами, ту, в которую я случайно зашел вместе с родственником, можно было бы назвать «Пифагор». Вернее «Казанский Пифагор», т.к. могут появиться 15 тысяч одноименных школ. Или «Волжский Эйнштейн». В этой школе приоритет — математика, точные науки. Это здорово, конечно. Мне это близко, так как в 9-м классе стал чемпионом своего района по алгебре. Учитель математики Муллахмет Каримов нас с другом Гаязом готовил на мехмат МГУ(!), чьи олимпиадные задачи мы решали успешно, дорожку ему перебежала учительница татарской литературы, которая очаровала поэзией и эстетикой, философией, подтолкнув к гуманитарному творчеству.

То есть ничего против математики и школьных порядков не имею. Когда-то получил первый свой диплом по специальности филолог, татарский и русский язык и литература. Могу преподавать оба языка. Но не стал бы. Знания наверняка устарели. Пятилетний стаж преподавания основ журналистики в КФУ подсказывает, как малоуправляемы и инертны нынешние учащиеся. Непросто работать с ними. И знания, навыки у них другие, не столь крепкие, как принято сейчас. Раньше, наверное, было больше «муштры» и дисциплины. И учителя казались небожителями.

Все равно, пусть не обижаются директора школ, завучи, учителя, штампы школьной жизни потрясают. На той линейке, которая прошла в городе, где жили и работали Лобачевский, Бутлеров, Арбузов, Королев, а так же Баратынский, Горький, Шаляпин, Тукай, Сайдашев, Яруллин, Жиганов, Фешин, Урманче, Джалиль и Такташ (имена татарских классиков не продолжаю, их слишком много). В городе, где рождаются большие самолеты и вертолеты, где прошла Универсиада, дети должны настроиться на особый лад и осознать свою миссию.

Имена великих личностей, их дома, музеи встречаются на каждом шагу. Здесь есть свой Кремль, живет память о потрясающей истории. Отсюда вышли Губайдуллина, Аксенов, Говорухин, здесь начинали Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина, многие телезвезды, киноактеры и сильные спортсмены, доступные сознанию современных школьников. Здесь вылупились или встали на ноги известные политики и государственные деятели. Есть с кого брать пример. Может быть, обо всем этом ученикам рассказали на уроке в классе или на внешкольных мероприятиях? Я этому не верю. Потому что на той линейке не было даже намека на местность. Не исключаю, что в школе, заточенной на технические предметы, к гуманитарным предметам относятся свысока, как второстепенному. Хотя математики больше всех врубаются в поэзию, музыку, философию и историю. Если бы я работал в такой школе учителем литературы, особенно татарской, мой статус был бы ниже плинтуса перед коллегами и перед учениками. И вот почему.

ТОТ САМЫЙ ТАТАРСКИЙ...

Дело в том, что на школьной линейке в течение 50 минут не было произнесено ни одного слова по-татарски! Не прозвучало ни одного татарского имени и фамилии из числа выступающих или их устами. Ни одного стишка, звука, музыкальной ноты, если не считать звучание гимна республики. Уверен, не менее половины детей и родителей имели татарские или нерусские фамилии. Некоторые родители и дедушки мне знакомы, они были сосредоточены, уравновешенны, не протестовали по поводу одноязычия линейки. Может быть, привыкли или думают, что в городе иначе не положено. А, скорее, они обратили внимание, но, поскольку не впервые видят такое, молчали, тем более их дети учатся здесь. Могут назвать националистом. А мне не страшно, вот я и говорю вместо них.

Даже в Омске и Новосибирске, Москве и Праге, на сходах определенного количества моих соплеменников, представители других народов вставляют слово или факт из татарской жизни. Путин в своем выступлении Казани выстреливал целые абзацы по-татарски, Медведев тоже старается не отставать в лингвистической толерантности. Руководитель FISU, зарубежные политики, банкиры, дипломаты, приехав в Казань, украшают свою речь словом или историческим фактом. Хотя бы шутливым упоминанием Чингиз Хана.

Почему так? Потому что Казань взяли 561 год назад и до сих пор ее укрощают? Не согласен. Потому что были петровские времена, царица Екатерина, строительство мечетей, открытие школ, театров, газет с позволения самодержавной власти. Был сталинский режим, хрущевские времена, когда открывались театры, издательства, проводились дни татарской культуры в Москве. Даже в «застойные» годы, когда в Казани осталась одна татарская школа, общее число школ и татарских классов было не меньше, чем сейчас, а больше. Газеты, журналы, книги издавались общим тиражом в миллионы экземпляров. Знаю русских дедушек и бабушек, которые в те годы, играя во дворе с татарскими мальчишками, научились татарскому, хотя их не учили язык в школе. А сейчас учат, но контингент не больно употребляет полученные знания. Да что татарский, иностранный язык, который долбят все школьные годы с применением прекрасных учебников и методик, усваивают немногие выпускники школ и вузов.

Не хочу взять грех на душу, упрекнув русских или других нетатар в негативном отношении к языку двух миллионов жителей республики, который мог быть родным для половины казанцев, то есть для 500 тысяч человек. Потому что, во-первых, знаю многих русских, чувашей, марийцев, евреев, а так же немало детей смешанных семей, владеющих языком или понимающих татарский. Выдающиеся сыновья русского Виноградов, Ключарев стали замечательными татарскими композиторами, и сейчас у них есть преемники в искусстве и других сферах. А во-вторых, среди безразличных к языку и татарской культуре немало агрессивных татар-нигилистов и «манкуртов», которые стараются держаться от своих корней как можно дальше.

КТО ВИНОВАТ?

К кому же наш упрек? К учителям? Они полностью во власти образовательных программ и методик. Хотя при желании саботировать этнический компонент или заинтересованно развивать его может каждый, это от него зависит. А вот завучи, директора школ, работники РОНО и ГУНО, минобразования вырастают из тех же учителей. От них кое-что зависит. Если же взять федеральное министерство, там существуют разные тенденции. Иногда взаимоисключающие. Есть группа экспертов и чиновников, которые специально, последовательно из года в год вытаптывают этнорегиональный компонент на законодательном и исполнительном уровнях. В моем досье и диктофонных записях в немалой степени хранятся огромная масса выступлений, материалов этой карательной операции. Вы это наблюдаете вот уже десяток лет, начиная с запрета на выбор татарского алфавита с учетом вызовов глобализации. Помните споры по поводу количества уроков, как будто отношение к языкам и их применение измеряется часами. Уже нейтрализовано вмешательство региональной власти в выбор и разработку программ. Школьный компонент даже увеличился. А этнорегиональный урезан. Но все равно школы, полномочные решать вопросы компонентов учебных программ, наши! Родители, учителя — наши люди. Неужели они искренне хотят готовить в наших школах неких марсиан, свободных от Казани, Арского поля, берегов Кабана и Волги? Тоже не верю.

Можно вспомнить политизированную группу «защитников» русских от языка соседей, с которыми часто приходится справлять свадьбы и растить общих детей и внуков. Или их политкураторов и научных руководителей. Иногда они поднимают шум в СМИ, устраивают митинги, пикеты, будто русский язык и литература нуждается в их заступничестве. Могут мне напомнить законы и нормативные акты, согласно которым нерусские языки не котируются во время ЕГЭ, а из школьных программ выбрасываются даже история и литература, включая иногда и русскую. В данном случае не об этом речь.

Абсолютно непонятна неэффективность мер, принимаемых для сохранения и развития языков. И безумная решимость сужать сферу применения языков и использования культур народов страны. Это не предусмотрено законами.

Это делают наши сограждане по ошибке или невежеству, полагая, этнические ценности вредят, а глобализация во всем прекрасна. И некому объяснять, что иногда бывает как раз наоборот. Некоторые проявления глобализации (безделье, нервные и психологические перегрузки, гиподинамия, наркомания, зависимость от телевизионного зомбирования, компьютерных игр и уход детей в виртуальный мир, привычка к жестокости, языковой, этнокультурный нигилизм, негативное отношение к традициям и родителям) просто ужасны и разрушительны. Традиционные ценности и культура, этнопедагогика могли бы помочь выработать настоящий патриотизм. По жизни в лучшем случае можно встретить разгул технократии, как в упомянутой школе, или пренебрежение к ценностям других народов.

На роль крайнего подходит власть, федеральная, особенно республиканская и городская, районная. Учителям зарплату платят, вроде уже к цифре 29 тысяч рублей подошли. Это лучше, чем дипломированным спецам стоять на рынке, продавая тряпки, хотя дети сейчас не ангелы во плоти. Школы строят, ремонтируют. Упомянутая линейка тоже прошла в отремонтированной школе. Классы оборудуются компьютерами. Учителям раздали по нотбуку. Теперь пришло время планшетников для детей и «говорящих» учебников. Законы учить языкам и культурам не запрещают. Еще есть семья, театры, спутниковое ТV, интернет и телеуроки по языку. Власть, как правило, думает, что все дело в деньгах, профинансировал и все будет «ок». Но не забывается Искандер, сын президента республики, о котором Рустам Нургалеевич сказал на совещании при телекамерах, благодаря чему я услышал. Мальчик пошел в детсад и вернулся, забыв татарский язык. После этого случая поменялся министр образования, возможно, не раз, но в детсадах мало что изменилось. Даже если ввели минимум 65 и 120 татарских слов, вряд ли наступили перемены. Не верите, идите в детсад спросите, сколько слов знают дети самих татар.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

За последние годы поменялись четыре министра образования, но уехавший в Москву Харисов оказался самым долгоиграющим — он проработал 5 или 6 лет. Его преемники тоже были достойными кадрами. Но не продержались долго. Каждый решал какие-то проблемы, соответствовал задачам своей эпохи. Наверное, что-то изменили в отрасли. Теперь пришел интересный необычный вариант — опытный администратор, глава Актанышского района Энгель Фаттахов. Повышается его статус до вице-премьера. Такого не никогда не было, чтобы образование и науку доверили сельхозинженеру. По-моему, зря кое-то зубоскалит по этому поводу. Тяжеловес федерального уровня, политик и знаток гуманитарных проблем, наставник всех наших руководителей Шаймиев тоже окончил тот же факультет сельхозинститута. Попробуйте с ним поговорить об образовании и культуре.

Хотя с новым министром я не встречался в этом качестве, но известна его исполнительская (говоря по-нынешнему — менеджерская) энергия и последовательность. Были у нас доктора гуманитарных наук, академики, пусть теперь попробует академик административной воли, выросший в учительской семье. Потому что слишком много похоронено благих намерений в суете текущих проблем. Вам не надоело врать или слушать вранье с цифрами о достижениях в применении языков? И не только в сфере образования?

После рассказанного выше случая подумалось: новый министр с непрофильным стажем — это наш шанс реализовать то, что утверждалось и финансировалось в прошлые годы. Школа и языковая сфера — настолько консервативная материя, что там революции невозможны, дидактика сама по природе не меняется. Может быть, опытный управленец, не поддаваясь этому, все-таки изменит ситуацию? Пусть он будет инженер, а потом агроном, ветеринар, но пусть выполняет намеченное. Человек через каждые пять лет может или должен менять специализацию, если будет работать над собой.

Раз жизнь и законы требуют многоязычия и толерантного отношения ко всем культурам, это надо подтверждать в реальной жизни. Почти 1 тысяча человек, около 500 татар промолчали на «одноязычной» торжественной линейке и после нее. Это не уникальный случай, а наиболее вероятный. Из моего родного района знакомые сообщили, что в их школе в татарской деревне случилось то же самое. Пушкин бы вряд ли обрадовался такому торжеству своего языка. Остается лишь позавидовать школам, куда 2 сентября пришли первые руководители республики, там, судя по телерепортажам, не забыли, в какой республике живем.

А живем мы в продвинутой республике, которая обязана быть образцовой и в гуманитарно-языковых вопросах. Дело только за самими школьниками, родителями и педагогами. Да и за всеми, кто молчит на собрании или одноязычном празднике при многонациональной аудитории. А случается это на производстве, управленческих научно-культурных собраниях сплошь и рядом. Вы когда-нибудь видели наказанного, снятого с работы за неправильную языковую политику?

Я не призываю проводить все совещания и форумы на татарском языке. Но хоть что-нибудь, хоть как-то должен напомнить, где и в какое время происходит это событие. В данном случае эта претензия не самодержцам, президентам, а, прежде всего, тем, кто контролирует школьный компонент. А то получается то, что я увидел в одной из казанских школ второго сентября. Ведь это свидетельствует об обмане, будто выполняются госпрограммы и законы по гуманитарным вопросам. И до сих пор не понимаю, почему так случилось. И о чем это говорит и что ждет в ближайшем будущем.

Просто не понимаю, и все.

Римзиль Валеев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (108) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.09.2013 10:08

    Во-первых, нужен памятник защитникам Казани 1552 года. Во-вторых , все мероприятия должны начинаться и оканчиваться по татарски.В-третьих, 50 % выступлений должно быть на татарском языке. Каждый чиновник и учитель должен понимать, что он не полноценный профессионал, если он игнорирует татарский язык в Татарстане и ,вообще, родной язык любого человека.

    • Анонимно
      8.09.2013 12:25

      Памятник павшим воинам при взятии Казани будем открывать?

      • Анонимно
        8.09.2013 14:36

        А какого ляда им открывать? Завоевателям?

      • Анонимно
        8.09.2013 21:53

        памятник всем защитникам, не только павшим.Хотя большинство павшие.

      • Анонимно
        9.09.2013 11:10

        Зачем?Их нужно давно уже забыть и больше никогда не вспоминать.

    • Анонимно
      8.09.2013 12:49

      "Во-первых, нужен памятник защитникам Казани 1552 года" Вот когда будет Казанская губерния вот тогда возможно и появится памятник .

      • Анонимно
        8.09.2013 13:40

        Вот когда будет Казанская губерния вот тогда возможно и появится памятник .Юродствуете уважаемый не забывайте бумерангом все возвратится вам (да и возвращается уже судя по вестям из бывшего соц лагеря и Снг ) Буре .

      • Анонимно
        9.09.2013 09:24

        Скорей бы уж была Казанская губерния. А то кланы совсем обнаглели. Прикрываются национальными идеями. Народу -татарскую культуру. А сами своих детей на иностранках женят. Вся эта показуха -прикрытие беззакония местных кланов и ничего больше.

        • Анонимно
          9.09.2013 20:25

          Понятно на кого вы намекаете . Поговорку знаете наверное про цыгана который сжег свою шубу обозлившись на блох . Вы от него далеко не ушли .Буре .

    • Анонимно
      8.09.2013 13:38

      Нет. Поставьте лучше памятник всем Иванам, не помнящим родства, как русским, как татарским, так и другим национальностям. Это будет прекрасное отражение нашей жизни.

    • Анонимно
      8.09.2013 14:37

      На все сто соглашусь!

    • Анонимно
      9.09.2013 11:11

      Хотя бы Кол Гали памятник поставили,ан нет Мэскэу не разрешает.

      • Анонимно
        9.09.2013 13:54

        Вообще-то КОл Гали уже есть памятник в парке тысячелетия.

        • Анонимно
          9.09.2013 14:42

          Памятник должен быть на возвышенности чтоб всем проезжающим было видно,на подобии Родины-мать в Волгограде.

          • Анонимно
            10.09.2013 14:15

            Памятнику Кол Гали был-бы очень не рад (в исламе низя)

    • Анонимно
      9.09.2013 11:34

      Вот так потихоньку и встает вопрос о национализме в полный рост, с таких статей начинаются национальные войны. Оставьте национальный вопрос делом личного выбора каждого человека - хочешь учить язык, учи, хочешь говорить на нем - говори, но не надо никакой обязаловки и норм. А часы татарского языка в школе нужно сокращать однозначно, кому ты нужен со своим татарским но без английского!

  • Анонимно
    8.09.2013 10:11

    Должна быть система со всеми стимулами и жесткими требованиями .А так что происходит в сфере национального образования в Татарстане больше похоже на художественную самодеятедьность в сельском клубе . Буре .

  • al-kazani
    8.09.2013 10:14

    Правильную проблему поднимаете, но "слишком много букаф" Римзиль-абый! Одна из фундаментальных проблем татарского языка - его депопуляризация, нередки случаи, когда деревенские татары, в совершенстве владеющие языком, приезжая в Казань стараются на нём не разговаривать. Главная задача по-моему сейчас в сохранении языка - переломить этот тренд, а не тупо добавлять количество часов татарского в школах.

    • Анонимно
      8.09.2013 21:29

      Правильно! Приехав в город, татарин сталкивается с повальным саботажем языкового баланса, высокомерным пренебрежением. Всюду он он саботаж и флешмоб...

  • Анонимно
    8.09.2013 10:18

    Больно и обидно смотреть, как умирает наш язык. У нас нет национального достоинства и гордости. Во всем виновны только мы сами.

  • Timur
    8.09.2013 10:30

    Любая школа действует по шаблону которую называют методичкой.Если власти,в данном случае,министр оброзования установит правила игры в начале старта и будет поощрять в виде видиозаписи то думаю проблема само по себе снимется и войдет в шаблон о чем горестно вспоминает уважаемый Рамзиль Валеев.

  • Анонимно
    8.09.2013 10:31

    Мда...История..О чем статья? О кондовсти учителей, родителей? О тупости школьников? Или о неэффективности управления системой образования и всеми отраслями в хваленой РТ? к.ф.н. В.С. Мар-ов

  • Анонимно
    8.09.2013 10:54

    каждый должен решить для себя важный вопрос,он за коммунистов или большевиков

  • Анонимно
    8.09.2013 11:13

    Похоже автор статьи из всей школьной программы поинтересовался только линейкой. Для сведения - татарский язык изучается 5-6 дней в неделю!!! Вы серьезно считаете что этого недостаточно и чьи-то права ущемлены?? на мой взгляд у данной статьи только одна цель - исподтишка настраивать людей друг против друга, вот и все.

    • Анонимно
      8.09.2013 12:16

      в каких школах 5-6 татарского языка?? Укажите,адрес назовите! В Казани не осталось национальных школ вообще,что вопим?Через несколько лет на русский тоже спрос упадет. Лучше учит английский, турецкий чем русский.

      • Анонимно
        8.09.2013 19:00

        Во всех школах. Это словоблудство о великом татарском написана на ненавистным автором русском, похоже впервые попал на линейку наш многоязычный автор, поверьте на татарском она будет столь же скушна, только смысл поймет лишь половина присутствующих.

        • Анонимно
          9.09.2013 11:38

          Согласен! А почему автор не пишет на татарском - кому сие послание?

  • Анонимно
    8.09.2013 11:22

    Полностью согласен с Римзил абый!!!

  • Анонимно
    8.09.2013 11:24

    Кстати, подскажите пожалуйста самый татарский садик в Казани ребенка надо туда отдать, Аллабирса

    • Анонимно
      9.09.2013 08:46

      бесполезно!!!! чтобы татарский садик стал действительно татарским, нужно чтобы родители разговаривали с рождения с ребенком только на татарском, таких единицы во всем городе. поэтому в садике даже с татарским воспитанием и преподаванием (такие есть в казани) разговорный только русский, дети сами его выбирают!!!

  • Анонимно
    8.09.2013 11:37

    ...самый татарский и мусульманский садик, где все мальчики - в тюбетейках, а девочки в никабах. И говорят исключительно на татарском

    • Анонимно
      8.09.2013 16:11

      такой садик возможен если только он будет частный. Кто Вам мешает открыть частный татарский садик?

  • Анонимно
    8.09.2013 11:45

    А кто у нас контролирует исполнение закона о государственных языках? Какие санкции за неисполнение? Штрафы есть? Нужно в каждой организации назначить ответственного лица за реализацию этого закона. Как по противопожарной безопасности. И большие санкции. Для чего тогда нужно это государство?

  • Анонимно
    8.09.2013 11:54

    Кому надо тот татарский выучит, насильно мил не будешь.

  • Анонимно
    8.09.2013 12:15

    ПанАлекс и другие, подскажите или дайте ссылки, где применяется татарский язык в общественной жизни, на производстве хотя бы на 30 процентов.Не процесс "изучения", а факт реального и натурального использования. Наверное есть такие места, мне не попадались...(М.Г.)

    • Анонимно
      8.09.2013 19:51

      В РКБ очень широко применяется татарский язык, хотя надписей на татарском нет. Санитарки, медсестры, врачи говорят по-татарски, хотя больные не все их понимают. Статья Римхиля -абы интресная, но обратите внимание на результат. Сразу межнациональные конфликты. Я считаю, что человек должен себя прежде всего идентифицировать как личность и только потом -по принадлежности к тому или иному этносу, религии и пр. Этому и должны учить в школе. Мультилингвизм- замечательная штука, но сначала у ребенка должна сформироваться система родного языка, а родной язык тот, на котором человек говорит слово "мама" и признается в любви. И происходит такое формирование до 10 лет.В 10 лет можно начинать изучать любые другие языки. Какой у человека родной язык, определяется, видимо, семьей и сферой деятельности. Если человек собирается всю свою жизнь прожить, никуда за пределы малой родины не высовываясь, то, наверное, ему нужен только его родной язык. В Германии, в Англии можно прожить, не зная языка страны. Там развита служба социальных переводчиков и по закону любому законно проживающему на территории этих стран человеку государство обязано предоставить переводчика. В РФ с социальными переводчиками проблема, но лешче решить эту проблему, чем принуждать кого-то учить тот или иной язык. В конце концов, если у человека например, родной язык суахили, не будет же н упираться рогом и общаться только на нем. Жизнь заставит его либо выучить русский или татарсткий, либо нанимать переводчика за собтвенный счет. То же с татарским и русским. Если русскоязычному человеку понадобится услуга человека, владеющего только татарским, он также может нанять переводчика. И наоборот. В чем проблема? Нет проблем. Поинтересуйтесь, как живут франкофоны и англофоны в Канаде. Или как живут в Швейцарии, где вообще 4 языка, немецкий, французский, итальянский и романш. В любом случае, изучение языков не может быть принудительным. Даже родного языка. Потому что немаловажную роль играют врожденные способности. Говорят, что в отношении родного языка срабатывают гены. Возможно. Но я знаю многих людей, которых они молчат

  • Анонимно
    8.09.2013 12:18

    Учу английский. Думаю полезней в нашем мире будет.

  • Анонимно
    8.09.2013 12:40

    С 2012 года пытаюсь добиться что бы надписи на ДРКБ,РКБ и т.д.дублировались на татар.языке(например:Приёмное отделение и др.)Писал мэру,президенту ни каких подвижек в этом вопросе. Деньги на реконструкцию выделены в полном обьёме.Стоимость надписи на 2ом гос.языке в этом обьёме освоенных средств ничтожно мала.Я тоже задаю вопрос: Кто и что мешает? Кстати недавно сдали детскую поликлинику Азино надписи на татар.яз. нет. За месяц до открытия писал в мэрию будет надпись на фасаде на 2ух гос.яз?.ответа так и не получил. И я опять задаю вопрос:Десятки тысяч татар каждый день проезжают мимо этих и ещё МНОГИХ других учреждений и ни кто не возмущается и не пишет о не ВЫПОЛНЕНИИ ЗАКОНА РТ о равноправии 2ух языков?

    • Анонимно
      8.09.2013 13:13

      "Десятки тысяч татар каждый день проезжают мимо этих и ещё МНОГИХ других учреждений и ни кто не возмущается и не пишет о не ВЫПОЛНЕНИИ ЗАКОНА РТ о равноправии 2ух языков? " Ну если не возмущаются эти десятки тысяч татар значит всё устраивает значит им не обязательно дублирование на татарском, что вы к ним прицепились.

    • Анонимно
      8.09.2013 14:42

      Мэрия не должна разрешать сдачу общественно-социальных объектов без соблюдения закона РТ "О государственных языках". Или Дябилкина способна только местных отсекать от наружной рекламы?

  • Анонимно
    8.09.2013 13:18

    "А ведь это лишь требование в рамках закона. Неужели федеральный центр диктует Казани - "пишите названия только на русском"? Да быть такого не может" Да конечно же Москва в такие мелочи лезть не будет, на носу Сирия, утонувший Дальний Восток, кризис экономический, ну уж точно Москве не до табличек на татарском. Только местное начальство будет решать эти вопросы.

  • Анонимно
    8.09.2013 13:25

    Слабый, трусливый народ достоин медленного умирания.

  • Анонимно
    8.09.2013 13:50

    Грустно становиться после прочтения , неужели такая нация достойна такого финала ???

  • Анонимно
    8.09.2013 14:54

    Недавно к нам приезжали родственники из татарской деревни. С порога они начали общаться с нами на русском языке. Я пытался им объяснить, что хорошо знаю татарский ( закончил в Ульяновской области татарскую школу, тогда еще ( 45-50 лет тому назад) при "тиране" Сталине существовали национальные школы и мечети, школы были закрыты, а мечети снесены при правлении " кукурузных дел мастера" Хрущева). Мои родственники пытались говорить "по татарский", причем в простой разговорной речи преобладали русские слова. И это при том, что в их деревне все на 100% татары. Что Вы хотите после этого? Основная часть вины в этом, в нас самих. Наш язык очень гибкий и мелодичный. Надо всегда знать свой язык, стремиться его совершенствовать, думать и говорить на родном языке, учить детей и внуков. Наши надежды связаны с Татарстаном, но там, как я вижу, такая же беда, как и везде. Нам мешает внутренний раздрай, в вопросах языка нам надо быть в одной упряжке.

    • Анонимно
      8.09.2013 16:32

      да гибкий и мелодичный,только вот никому не нужный.(Вы сами говорите по татарски,с родственниками,или только понимаете? Если не говорите,то родственников не надо обвинять!Они стараются говорить на одном языке с вами.)Чтобы говорить на нем несколько слов,обязательно его учить в школах? тем более 5-6 дней неделю!когда то русскоязычное образование было лучшим образованием,час уже не то!Везде нужен английский язык. Скоро будет востребован-китайский.

      • Анонимно
        8.09.2013 17:20

        Они по другому не умеют. Родной язык я знаю хорошо, читаю и пишу свободно, хотя никогда не жил в Татарстане. Это Вы там стесняетесь говорить на родном языке, скрываете свою национальную принадлежность, называете себя русскими именами, терпеливо ( толерантно ) относитесь ко всяким унижениям. Доверия к Вам ( к татарстанцам ) практически нет. Иногда стыдно наблюдать, как ваши чиновники, ради сохранения должности, готовы на все, даже растоптать родной язык.

        • Анонимно
          8.09.2013 22:12

          Кайтыгыз алайса Казанга.Тик Казан татары сезгэ ничего не должен. Ул тоже шундый ук проблемалар белэн яши.Ике кат изелэ.Бер кат уз чиновниклары,икенче кат дэулэтнекелэр.

        • Анонимно
          9.09.2013 00:51

          Мелите чушь и свято в нее верите. Называете себя русскими именами - во первых что в этом плохого, а во вторых почему именно русскими, а не еврейскими, американскими африканским? Что вы все привязались к этой русскости ну татарин ты ну хочешь говорить на Родном языке говори не хочешь не говори в чем проблема кто, что запрещает. Бьетесь в истерике на пустом месте.

          • Анонимно
            9.09.2013 11:11

            Истерикой бьетесь вы. Очень не хочется вам чтобы люди говорили на родном языке. А всё остальное в ваших словах - дымовая завеса от этих черных мыслей.

        • Анонимно
          9.09.2013 08:29

          казанцы напоминают москалей все больше.... скоро народ будет отделять татар от казанцев

          • Анонимно
            9.09.2013 11:01

            Среди казанцев, как и среди москвичей все больше и больше молдаван, киргизов и таджиков. Крупные города становятся многонациональными и похожими друг на друга.

      • Анонимно
        10.09.2013 14:21

        Чтобы получать удовольствия этого мира знание татарский не обязательно и в Ссудный день он тоже не поможет.

  • Анонимно
    8.09.2013 15:05

    татарский язык изучается не 5-6 дней в неделю, а 225-270 минут, (т.е примерно 3,5-4 часов) в неделю. Если разделить это время на 24 ученика, которые присутствуют на уроке , вы сами можете подсчитать сколько времени в неделю уделяется одному ученику (не татарину) на говорение на татарском языке (примерно 10 минут в неделю). Необходимо уменшать норматив наполняемости классов при изучении неродного языка.

    • Анонимно
      8.09.2013 16:13

      если всё так как вы говорите тогда это полная профанация с учёбой татарского для русскоязычных, просто пустая трата времени. надо менять процесс учёбы.

    • Анонимно
      9.09.2013 11:59

      Воткнуть домашнее задание еще на 2-3 часа и 2 минут хватит, причем на весь класс! А там еще математика, английский и д.т.

  • Анонимно
    8.09.2013 17:20

    Глава администрации района, в котором осталось только 2% нетатар сделал свое дело. Неужели в ранге министра он продолжит такую же деятельность в Казани?

  • Анонимно
    8.09.2013 17:50

    Методика преподавания татарского языка отвратительна! Надо дорабатывать и дорабатывать, от огромного количества информации грамматического плана у детей в головах ничего не остается, это не живой язык, сын пытается ежегодно начать нормально заниматься, все безрезультатно, я понять и помочь тоже не могу. Где специалисты-лингвисты, создайте нормальную, простую, логичную методику (см.методику преподавания английского языка). Кто эти горе-создатели учебников татарского?

    • Анонимно
      8.09.2013 18:24

      Надо было сначала создать нормальную методическую литературу доступную для обучения разговорному татарскому а уж после этого только обучать русскоязычных детей. Жаль что столько времени упущено и денег извели. Сейчас с кого спросить за такие траты?

  • Анонимно
    8.09.2013 18:25

    Всех научить невозможно. Но у тех, кто научился, должны быть преимущества.Вместо того, чтобы посыпать голову пеплом и искать виноватых, надо было уважаемому Римзилю Валееву придумать и запустить те проекты, сферы деятельности, в которых знание татарского языка дает преимущества. Работа не выполнена, сейчас идет поиск виноватых с целью перевести стрелки на других.

    • Анонимно
      8.09.2013 19:07

      А кто сказал, что такой сферы деятельности нет? А наше правительство?

  • Анонимно
    8.09.2013 20:25

    Я учусь уже второй год в Стране Басков, Испания. Нахожусь в приятном шоке от плодов ИХ национальной политики и с сочувствием признаю, что ситуация в Татарстане - катастрофическая. Считаю что нужно перенимать опыт других наций, прежде чем начинать что-то (возможно так у нас и делается). Не могу объяснить конкретно как и что, ибо целое впечатление складывается по мелочам, к примеру, письма из банка, различные счета или всякий рекламный спам приходят на баскском и внизу под звездочкой дается испанский аналог - милипизенрым, простите, шрифтом. И это нормально, и меня - человека не знающего баскского это ничуть не раздражает, а наоборот, восхищает! Да, они возможно никогда не будут независимы (они этого и не хотят, потому что устали от террора последних лет, убийств и заложников, а преподаватели устали ходить на лекции в университет с телохранителями!!! и дети хотят (и уже могут)носить футболки испанкой сборной по футболу без страха быть избитыми или забросанными камнями,и больше не строят иллюзий о независимости), но они говорят на своем родном языке! И это в стране, где при режиме Франко выросло целое поколение басков, не говорящих на баскском. Сейчас это бабушки и дедушки, но уже их внуки учатся и говорят на баскском. (Ситуация в Каталонии еще лучше). Еще один важный момент: я не считаю, что что наши власти плохо работают или проблема в методичках, пособиях, учителях школах и тп. Мне кажется проблема в каждом из нас, в нас нет реального национального самосознания сколько бы мы им не кичились, а также уважения одной культуры к другой. Если бы все это присутствовало, то мы бы и не говорили о "насаживании" и все бы было естественно и не против силы. И никакие пособия и проекты не помогут, пока мы все не вылечимся. Можно целую дюжину таких проектов настрочить... Не судите строго, это сравнительный взгляд двух реалий, не услышанных, не прочитанных, а увиденных и прожитых мной самим.

    • Анонимно
      8.09.2013 21:46

      Баски не хотят отделяться от Испании??? У нас разная с басками этническая ситуация поэтому ваш эмоциональный коммент не совсем корректен. да и в Татарстане большинство не собирается отделяться от России.

      • Анонимно
        9.09.2013 02:48

        нет не хотят. этническая ситуация, естественно, везде разная. просто я по фактам, как у них и как у нас

        • Анонимно
          13.09.2013 15:13

          А в Каталонии позавчера 11.09.13 на демонстрацию с требованием независимости вышли 1,5 миллиона человек. Думаю, баски не хуже, просто Вы, похоже, не вхожи в соответствующие круги. Я бывал в Шотландии, на поверхности, вроде, все спокойно, но начинаешь ближе общаться с шотландцами, все за независимость!

    • Анонимно
      8.09.2013 22:08

      Проблема не только в каждом из нас.Главная проблема недостаточной работы властей. Так, учился и окончил Татарскую школу. В деревне разговаривают на родном татарском, в библиотеке есть татарские книги, можно прочитать. А зачем их читать, ЕГЭ же сдавать на русском. И дальше нигде не нужен татарский язык. Сейчас безграмотных нет, все понимают и знают русский язык, даже бабушки в деревне Тукай-Кырлай. Чтобы, что то развивался нужна потребность. А потребности татарскому языку нет, как начинаешь ЕГЭ сдавать, с деревни уедешь 10 км. уже все на русском говорят. В Казани любом ВУЗе надо учится на русском, потом работаешь везде надо говорит и писать на русском, документооборот на русском, во всех Госорганах ведут документы на русском. В Госсовете принимают Законы и решения на русском (хотя пытаются потом переводить).Законы о языках формальные, не для исполнения, а душу успокоить и некоторым показать только существуют. Нигде нет потребности татарскому языку , даже в РТ. Уточните( можно в КФУ), на татарские отделения поступают самой низкой оценкой, по сравнению с другими. Уже лет 20 наверно, там никакого конкурса нет. Скоро у нас не писателей , не поэтов, ни преподавателей татарского языка не будет. Не будет переводчиков Законов на татарский язык. Если так пойдет татарский язык будут применять только археологи (когда раскопки будут делать).И останется разговорным языком, как у малочисленных народов.

      • Анонимно
        8.09.2013 22:43

        Ваабчето, книги читают не только для ЕГЭ. :-)))))))))))))))))))))))))))))))))))))Я школу закончил 30 лет назад, а книги до сих пор читаю. :-)

        • Анонимно
          8.09.2013 23:12

          так.китап укып кына телне саклап буламы? Була элбэттэ. Экзотика очен.

      • Анонимно
        8.09.2013 23:37

        Сейчас "недостаточные" власти радостно откликнутся на ваше предложение и нагонят искусственно "потребности". И не возноситесь над малочисленными народами и радуйтесь - ведь археологи-то будут знать язык.

  • Анонимно
    8.09.2013 21:53

    А мне без разницы, на каком языке говорит врач. Главное, чтобы он был врачом от Бога и лечил, а не деньги вымагал.

  • Анонимно
    8.09.2013 22:02

    Памятник павшим воинам при взятии Казани существует давно, около кировской дамбы, вверх по течению Казанки. Забыли, как и язык?

  • Анонимно
    8.09.2013 23:19

    Прочитал все комменты и проникся...Раньше я не считал эту тему настолько актуальной..Но вот два примера меня просто убили. Столкнулся совершенно случайно в поезде с преподавателем татарского языка в средней казанской школе и попытался с ним поговорить на родном языке..Это ПИПЕЦ! Других слов я не нахожу,извините ,потому -что на мой вопрос как дети учат язык она мне ответила;"...Балалар эйбэт укыйлар,недавно менэ экзаменны сдавать ителэр,даже яртысы пятеркага.Мин очень довольна булып калдым сегодняшний балалардан..." Ребята ,а теперь скажите мне ЧЕМУ МОЖЕТ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ такой педагог? Причем педагог с якобы высшим образованием..Я давно уже не живу в Казани,но спасибо родителям,знаю родной язык..Ребята,Казань -вроде бы считается колыбелью татар,но если эта деградация будет продолжаться,колыбелью татар будут Хельсинки...и это не шутки!

    • Анонимно
      9.09.2013 12:10

      Вот те на! Казань колыбель татар! это, что новое этнографическое открытие?

      • Анонимно
        10.09.2013 22:18

        Все идет к тому что Казань становится колыбелью для манкуртов,а не для татар.А татары из явления этнографического плавненько переползут в явление палеонтологическое.

  • Анонимно
    9.09.2013 01:10

    Значит так, очень вас мучают языки, по 5,6 в неделю где-то нашли. А не надо языки... в обязательном порядке, на бесплатной основе, давайте вынесем все это за рамки общего образования и, кто захочет, будет изучать языки факультативно,... нет, на коммерческой основе (есть же те, кому языки нужны для...) Вот тут спотыкаюсь и думаю, а для чего? Основной массе иностранный нужен, потому что так уже принято, (во многих семьях думают - зачем оно надо, но как это не взять ,если БЕСПЛАТНО),и потому что престижно; меньшему количеству дополнительные языки нужны в коммуникативных целях (т.е.смотрят далеко строят более высокие планы) Получается, что в обоих случаях (бесплатно - берем, необходимо - берем), а татарский... и бесплатно не нужен и для коммуникации - тоже, не желаем - НЕГДЕ ПРИМЕНИТЬ. Вот и подошли к резюме - коммерциализировать обучение языкам: кому не надо - их проблема, кому надо -пусть платят, ведь нанимают же своим чадам по русскому (РУССКОМУ!), по математике учителей для дополнительных (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ!) занятий, вот и языки пусть дополнительно изучают - зачем они нужны? А кому нужны, пусть платят. Ах, нужны! Да вы что,правда? Для работы с иностранцами, для чтения спецлитературы,О!, для отъезда за границу! А кто вам знания давал БЕСПЛАТНЫЕ, кто языкам обучал КОТИРУЮЩИМСЯ и для чего, чтобы свалить и безвозмездно пользоваться интелектуальным достоянием, доставшимся вам бесплатно и используемым бесплатно, А? Вы работали на благо Родины, применяя знания, данные вам бесплатно? Вы село поднимали, распространяли знания в глуши, где нет ни дорог, ни больниц, ни школ, и дети или не учатся,хотя у нас "полный охват", или, бедненькие, километры грязи месят, чтобы добраться до ЗНАНИЙ! Или отдавать долг Родине в виде возврата и распространения знаний у вас не котируется? Говорю громко, во всеуслышание: со всех, кто отбыл за границу БРАТЬ НАЛОГ за полученные БЕСПЛАТНЫЕ знания, не использованные во благо Родины, используемые во благо другой страны, не давшей ничего любителям дармовщины.Вобщем, давайте, переходите на обучение языкам на коммерческой основе,:облегчите учителям работу, дадите им возможность дополнительного заработка, получите ПЛАТНЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ знания по своему СВОЕМУ! графику (хоть десять, хоть один раз в неделю, вы вольны решать сами). А? Как? А че не нравится-то? Пахнет дискриминацией? Лишают вас возможности получить бесплатные знания? Научитесь сначала уважать республику, в которой живете и ее народ многонациональный. МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ!, ее базовый народ и его базовый язык, которому толком не обучают нигде, сплошной формализм, потому что у ВАС не котируется он, потому что вы отнимаете время, силы и бюджет, пытаясь урезать и время, и силы, и бюджет и без того уже погибающего национального обучения.Это не дискриминация коренного БАЗОВОГО нарола? Вы что себе возомнили, выходите на пикеты, возмущаетесь, детей настраиваете против татарского, вы где живете? Почему, выезжая в Израиль, вы как миленькие изучаете иврит, почему в, выезжая в Америку и англоязычные страны, вы изучаете английский? Необходимость? На работу не примут, коммуникативность отсутствует? А здесь, нате вам, пожалуйста, и язык ВАШ знают, и в жизни не требуется вам знания татарского - и так поймут, презрительно думаете вы, а еще и локтями расталкиваете, пыжитесь, не хочу учиться и вам не дам. Вот сколько говорю о самоидентификации, о самосознании, о самоопределении, о самости молодежи А откуда им взяться? Везде присутствует презрительное отношение титульной нации к нерусским, хоть и муссируется периодически, что обижают, де, русский народ, затирают. А он сам себя не уважает, он сам себя унижает и сам себя уничтожает, потому что, не уважая народ, на территории которого ты живешь, ты сам не достоин уважения, унижая этот народ своим презрительным отношением к нему, ты доказываешь СВОЮ несостоятельность и всем этим ты уничтожаешь самого себя, потому что нет ни одного чистокровного русского, в каждом русском намешано, где немецкой и скандинавской крови, но большей частью, - монголо-татарской. Так что, думайте, господа, на каком суке вы сидите. Хотя, о чем я, вы ведь большей частью, по европам специалисты. Ну-ну. Давайте. А мы БУДЕМ обучать СВОИХ детей СВОЕМУ РОДНОМУ языку БЕСПЛАТНО и ЗАНИМАТЬ ВАЖНЫЕ ВЫСОКИЕ ПОСТЫ (не возмущайтесь, имеем право), применяя в полной мере знания и с русским, и с английским, и с турецким, и с китайским, и с ТАТАРСКИМ языками, потому что мы хотим, можем и умеем это делать, и не отказываемся расширять свои знания и кругозор. И этому помогают нам языки и данная нашим правительством возможность получать бесплатное образование. И мы ценим это. А о воспитании, о душе - отдельно, потом

    • Анонимно
      9.09.2013 10:04

      Бред какой-то. Вы что хотели сказать-то? Научитесь кратко излагать мысли - зложите мысль в 5 предложений.

  • Анонимно
    9.09.2013 08:14

    Автор, "образцовая и продвинутая республика" - с головой нормально? Республика на линейке? А как же штаты Монтана или Техас, города Стамбул или Женева - образцовые и продвинутые? Что за соц.критерии в капиталистической России? Автор вылез из шкафа...администраторов - весь сценарий жизни Казани - иллюзия и двуличие

  • Анонимно
    9.09.2013 10:15

    первую половину текста читала с интересом. Да, штампы, штампы. штампы... 2 сентября прошло как под копирку во многих школах. Но потом... Римзиль запел свою песню, это уже его личный штамп. Скучно. Если бы учителя потрудились вообще изменить этот обряд, то и татарский компонент вошел бы. Пе-ре- мен!!! Как пел Цой. Их нет В стране застой во всём.

  • Анонимно
    9.09.2013 11:08

    Татары это вассалы Москвы,но никто открыто об этом не говорит.У татар практически нет интеллигенции которая бы боролась за права своего народа как в начале 90х,сейчас все забились черт те куда.Советую почитать книгу Русь и Орда,все более менее объективно.

    • Анонимно
      9.09.2013 11:31

      Никто никуда не забился, а усердно осваивают и пилят, пилят, пилят...............

  • Анонимно
    9.09.2013 11:33

    Еще мало представлены наши татарские писатели в Интернете. Как можно заинтересовать кого-то, если многие произведения даются в отрывках. (((Я начинала учить татарский вместе с татарскими детьми в обычной русскоязычной школе по своему желанию еще в советские годы. Прекрасно помню, что никак не могла тогда достать самоучителя. ((( Кстати, ИМХО, если русских и татар не будут сталкивать лбами, то татары лучше смогут популяризировать свой язык и культуру.

  • Анонимно
    9.09.2013 23:35

    С каких это пор напоминание о своем языке - сталкивание лбами? Это же штамп органов нквд прошлого века. А по сути, попытка зажать применение чьего- то языка - стравливание людей против друг-друга.

    • Анонимно
      11.09.2013 12:23

      Так слишком много говорят, но мало делают. ((( А именно на таком стравливании простых людей друг с другом некоторые непорядочные люди получают разные политические и экономические дивиденды.

  • Анонимно
    10.09.2013 01:17

    Гуманитарий и такой такой слог, словно школьник писал.Такие представители не прибавят авторитета этнопедагогике.Призываем к высокому, к культуре, а сами облобызали все возможные начальственные попы.Неловко было читать статью...стыдно.Откуда такое холуйство?И что, в самом деле верим, что кухарка может управлять государством? Да вряд ли так часто меняются наши министры образования, потому что "внесли свой бесценный вклад", скорее назначаются не по-настоящему образованные люди, а различного толка менеджеры (как это сейчас модно). Раз уж дело дошло до специалистов по сельскому хзяйству - с образование в республике можно проститься.Сейчас предпоследний министр образования успешно разваливает КАИ.А до него год "трудился" менеджер с КАМАЗа.Вот поэтому и образование у нас такое, что в статье употребляем слова "не больно"(в смысле "не очень") и "видно" (вместо "видимо"). А зачем нам литературная речь и прочие высокие материи?

  • Анонимно
    10.09.2013 03:51

    Умеет ипташ Валеев обложить, мысль, которую можно выразить двумя-тремя предложениями, цветистыми виньетками, да нагромождениями "подушек безопасности", которые выдают его безмерную храбрость и отвагу (в кавычках, конечно!). Поневоле вспомнишь журналистский парафраз "краткость - сестра таланта, но мачеха гонорара". И форумчане под стать ему, заладили "татары сами виноваты, мы сами виноваты" и прочую дребедень. Конечно, виноваты, что проиграли в 1552 году и утратили государственность. Все ходят вокруг, да около, не говоря главного, вопрос языка, его взаимоотношений с другими языками - это, безусловно, политический вопрос. Будет у татар свое государство, будет жить и татарский язык. В 90-е годы, на волне суверенитета, возрождение татарского языка пошло, что называется, с песнями. Открылись десятки татарских гимназий с полным циклом преподавания предметов на родном языке (я сам отдал тогда сына в 68-ю татарскую гимназию, а теперь он уже диссертацию защитил). Татаро-турецкие лицеи давали настолько хорошую подготовку, что его воспитанники стали побеждать на всех предметных олимпиадах общероссийского и даже международного масштаба. И этот очевидный прогресс национальной школы происходил на фоне общей деградации российского образования. Не удивительно, что в эти лицеи возникли громадные конкурсы. Одно время в газете "Восточный экспресс" (предшественнике "Бизнес-онлайн") главным бухгалтером работал молодой человек русской национальности, окончивший татаро-турецкий лицей и КФЭИ. Он производил впечатление настоящего русского интеллигента и никогда не жаловался, что его перегрузили татарским языком, дай бог ему здоровья. Покойный президент АНТ Мансур Хасанов рассказывал, что знаменитый химик Александр Ерменгельдович Арбузов, русский дворянин и помещик, прекрасно говорил по-татарски. Оказывается, в гимназические годы он сбегал с уроков на пристань, чтобы общаться с татарскими извозчиками. Из-за этого будущий академик даже остался на второй год в 4 классе гимназии. Скажу откровенно, ситуация с татарским языком резко ухудшилась с воцарением "вертикальной власти" в России. Вон Фандас Сафиуллин говорит, что в российском минобразе действует целая команда чиновников по притеснению национальной школы, родных языков и "регионального компонента". И ему можно верить, ибо он в этих кругах вращался, будучи думским депутатом. И ведь все это делается вопреки Конституции РФ и международным обязательствам страны. Поэтому, я уверен, проблема сохранения и развития татарского языка - это прежде всего вопрос государственности Татарстана и его суверенитета. Есть в Конституции РТ положение о двух равноправных государственных языках республики - извольте их изучать в паритетных объемах. Паритет языков пока не получается? Стало быть, нужно помогать и поддерживать тот, который отстает, то есть татарский. Закон должен соблюдаться неукоснительно. В законе есть положение о 15-процентной надбавке учителям, ведущим занятия на татарском языке. Но эту норму стали почему-то замыливать, а ситуация, между тем, аховая. Стало быть, эту норму надо вернуть в практику, тем более, что в законе она сохраняется. В вопросе поддержки татарского языка нужна твердая политическая воля, все законы для этого есть.

    • Анонимно
      10.09.2013 08:54

      Со своей волей будьте, пожалуйста, поосторожнее. Никогда не забуду, как моего ребенка с татарской фамилией поместили в татарский садик, а оттуда направили в садик для умственно отсталых детей, из-за того, что он якобы ничего не понимает. И только перевод в русский садик позволил ребенку стать успешным и учиться затем в математической гимназии. И 15-процентную надбавку горе-учителям и воспитателям авансом никогда не давайте.

      • Анонимно
        10.09.2013 14:03

        Ваша история мало походит на правду, ибо даже по официальным данным в Казани имеются всего два детсада, якобы, ведущих воспитание на татарском языке. На самом деле, все родители жалуются, что это просто формальная вывеска данных детсадов. Фактически вся работа в них ведется на русском языке, поэтому органам образования надо принимать самые решительные меры, чтобы название татарского детсада реально соответствовало его содержанию.

        • Анонимно
          10.09.2013 15:05

          Нижнекамск, 2001 год, кому надо смогут все вычислить.Тогда тоже говорили, что мало похоже на правду, просто ваш ребенок тупой. Я чуть сам не поверил. Когда станет академиком, готов выступить на «нюрнбергском» процессе. Ждите.Но внукам буду рассказывать, как их папу признали умственно отсталым и как нельзя поступать с собственным народом. Это будет наш анекдот для потомков, и будет передаваться как семейная мудрость.Попытка была, она провалилась, делайте выводы.

      • Анонимно
        11.09.2013 08:29

        Вот вас, за то, что вы позволили так складываться обстоятельствам вокруг своего ребенка, точно надо в дом к умственно отсталым.

        • Анонимно
          11.09.2013 11:10

          Ухты, с думами о судьбах мира, значит, с наполеоновскими планами…Ну это не ко мне, это в соседний кабинет, там у нас Наполеон.

  • Анонимно
    10.09.2013 13:17

    Со своей волей надо быть осторожным. Колонизаторы и оккупанты с чужой волей предпочитают не считаться.

  • Анонимно
    10.09.2013 14:17

    "Город,где жили и работали Лобачевский, Бутлеров, Арбузов, Королев... Имена великих личностей... Отсюда вышли Губайдуллина, Аксенов, Говорухин, здесь начинали Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина" Умереть - не встать. Римзиль абый превзошел самого себя. Милые девчушки, поющие попсу, знают, интересно,о своем почетном месте в славной истории Казани?))))После таких ляпов серьезный разговор неуместен. И еще вопрос - шундый чын миллэт пэрвэрлэрендэ нишлэп Денис исемле малайлары бар микэн?

  • Анонимно
    10.09.2013 17:09

    Римзил абзыйны не проведешь! Ул эйтер мин яшьлэрнен зэвыгы буенча авторитетлар сайладым. Эле Язилэ Мохэмэтшина бар хэзер...Э малае Динислам исеме якташлары, авылдашлары рухына шулай аталган икэн. Уфа язучысы бар иде, Динис Исламов исемле. Короче татар исеме булып чыкты ул.

  • Летящий какой-то автор, реальности не знает. Поговорил бы с русскоязычными родителями, у знал бы что они думают об обязательных уроках татарского.Да и о чём вообще тут невнятно рассуждать про этно-гуманитарное образование и татарский язык, если его дети за границей обучение проходили!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль