Общество 
14.09.2013

Азат Хаким: «Иностранцам доступ на КВЗ нужен только для того, чтобы устранить конкурента с рынка»

45161.jpg
«Ансат-У»

КТО БУДЕТ ПОКУПАТЬ ВЕРТОЛЕТЫ ПО ТАКОЙ ЦЕНЕ?

Отечественное вертолетостроение до последнего держалась на легендарном вертолете Ми-8 – простом, как автомат Калашникова. Надежная, хорошая машина. Ее бы еще немного модернизировать... Вместо этого создали зачем-то холдинг «Вертолеты России», слили туда все вертолетные заводы. Цена на российские вертолеты подскочила сразу на 40 - 50%, что сразу убило их конкурентные преимущества. Почему покупали вертолеты семейства Ми-8? Потому что они были проще, дешевле, практичнее. Хотя у них есть и большие минусы – практически отсутствует послепродажное обслуживание, малые ресурсы, особенно по двигателям, отсталая авионика. Но при той цене, которая была, с Ми-8 никто в мире не мог конкурировать. За вертолетами заказчики в очереди стояли.

Да, сейчас вроде бы Казанский вертолетный завод загружен заказами на ближайшую пару лет. Но что дальше? Я боюсь, что через два-три года заказы на эти вертолеты резко уменьшатся. Индийцы насытились, китайцы насытились. В Венесуэле умер Уго Чавес. К тому же венесуэльцам вертолеты продавали за наши же деньги. Россия дает кредит в несколько миллиардов долларов, а те, не считаясь с ценой на вертолет, покупают их у нас же. Хорошая была кормушка для чиновников из Венесуэлы и России. Разве не так? А потом долги спишут – и концы в воду.

И это не только в авиапроме. Посмотрите, сколько стоит строительство одного километра дорог или прокладка трубопровода у наших соседей: в Финляндии, Норвегии, Германии, Китае. И сравните с ценой, которую из бюджета России платят компаниям, выигравшим тендер на аналогичные работы у нас. А потом посмотрите, кто выигрывает эти тендеры и какое отношение они имеют к властям страны, региона или города. Все на поверхности же!

Кто теперь будет покупать вертолеты по такой цене? Хорошо, военные купят за любые деньги – просто из одного бюджетного кармана средства перейдут в другой. Но для коммерческих эксплуатантов этот вертолет становится неконкурентоспособным. Пройдет несколько лет, и однажды в нашем небе не останется отечественных вертолетов. Думаете, сгущаю краски? Тогда вспомните, когда вы в последний раз летали на отечественных самолетах? А ведь еще 6 - 7 лет назад их было достаточно много в авиакомпаниях.

ДАЙ РЫНКУ ТО, ЧТО ОН ТРЕБУЕТ!

На МАКСе продемонстрировали вертолет Ми-38, который позиционируется как замена Ми-8. Посмотрим, как отреагирует на него рынок. Вертолет неплохой, и дай Бог, если его доведут до ума. Но, по моему мнению, глубокая модернизация Ми-8 была бы более актуальной для мирового рынка. Ми-38 более дорогой и более тяжелый по классу. Спрос на такие вертолеты значительно меньше, чем на Ми-8. И потом, опять, 10 лет прошло с момента разработки этого вретолета. Ми-38 был хорош тогда, а теперь ситуация совсем другая. Рынок занимают Sikorsky, Eurocopter и Augusta со своей новой моделью EH-101, которую неспециалист по внешнему виду не отличит от Ми-38. Опять опаздываем!

Есть и хорошие новости. На МАКСе татарстанский вертолет «Ансат» наконец-то получил сертификат на коммерческое использование. Но, к сожалению, и здесь ситуация на рынке уже изменилась. Я думаю, что руководством Казанского вертолетного завода (КВЗ) была допущена стратегическая ошибка – «Ансат» первоначально проектировался под электро-дистанционную систему управления. Да, это новое слово в вертолетостроении. Но из-за нее вертолет долгие годы не мог пройти сертификацию. В итоге пришлось перепроектировать вертолет под обычную гидромеханическую систему управления.

Есть апробированная система, которая всех устраивает. Чем проще, тем лучше. Зачем надо было городить огород? Рынок ждет не дождется нового вертолета – так сделай попроще и подешевле! Хочешь экспериментировать – сделай опытную модификацию, более современную, революционную. Испытывай ее и постепенно готовь рынок. Но вначале дай рынку то, что сейчас он требует.

Вызывают некоторые сомнения и коммерческие перспективы «Ансата» – цена неподъемная для массового покупателя. Будут покупать только военные и другие бюджетники, которым сверху укажут, что купить, потому что так надо. А для коммерческих компаний этот вертолет сегодня неэффективен. Думаю, что если бы сам КВЗ его продавал, то цена была бы дешевле. А сейчас в нее заложено содержание бюрократического аппарата вертолетного холдинга.

В последнее время ходят слухи, что для КВЗ подыскивают иностранного стратегического партнера. По моему мнению, иностранцам доступ на КВЗ нужен только для того, чтобы устранить конкурента с рынка. Поверьте мне, за рубежом нет желающих развивать российский авиапром. Их цель – зачистить российский рынок от конкурентов и снимать с него сливки.

45162.jpg
Ми-38

БИТВЫ КОНКУРЕНТОВ НА РЫНКЕ РЕМОНТА И ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАТЕХНИКИ

То же самое происходит на рынке технического обслуживания и ремонта авиатехники. Сегодня у многих западных провайдеров, особенно тех, которые занимаются обслуживанием бизнес-джетов, от 50 до 80 процентов заказчиков – из России. И вот этот жирный кусок, рабочие места так просто отдать кому-то? Разумеется, они пойдут на любые меры, лишь бы это направление в России не развивалось. Я целый год вел переговоры с Lufthansa Technik, чтобы они стали нашими акционерами и совместно развивали это направление. И когда дошли практически до финала, до подписания договора, они ввели одно маленькое замечание: я должен взять на себя обязательства не развивать направление авиаремонта и обслуживания техники до see-check в Казани. Спрашивается, зачем мы все это затевали, если не собираемся развиваться? То есть в течение года они водили меня за нос для того, чтобы притормозить развитие своего конкурента.

ЗА ВЗЯТКУ – РАССТРЕЛ НА МЕСТЕ

Я ходил по летному полю МАКС-2013 и ловил себя на мысли, что восхищаюсь тем, какие самолеты и вертолеты мы раньше умели производить. В свое время это были очень хорошие, современные машины, лучшие в мире. И мозги были, и руки были. И все это бездарно растеряли!

Вот сейчас обещают потратить сотни миллиардов рублей на закупку военной авиатехники. Поможет ли это денежное вливание поднять отечественный авиапром? Надеюсь, что поможет. Лишь бы не разворовали или бездарно потратили. И еще одно – деньги должны идти не только на военное направление, но и на гражданский сектор. Тогда это продвинет страну вперед.

У нас коррупция, как ржа, разъедает страну. Например, придумали такой фокус, называется «продление ресурса». Что это такое? Открывается контора «рога и копыта», в которой сидит чиновник, на столе у него ручка и печать. И вот ему дали полномочия продлевать ресурс самолета или вертолета. Ты сам все делаешь, сам везешь ему документы и еще упрашиваешь: пожалуйста, возьми мои деньги! И ведь какие деньги платились за простую печать! Непонятно кому и непонятно за что. Спрашивается, где была наша доблестная прокуратура?

Я считаю, что такое «бумажное» продление ресурса стало одним из последних гвоздей, вбитых в гроб российской авиации. Оно, как пылесос, высасывало огромные деньги из авиакомпаний, лишая их возможности развиваться. На эти деньги можно было бы хотя бы провести модернизацию и модификацию старых самолетов. Например, для Як-42 давно уже была разработана программа ремоторизации, замены крыла на более тонкое. И без больших денег, без серьезных сертификационных испытаний за короткие сроки можно было сделать вполне конкурентный самолет. Завод бы его ремонтировал и переделывал, получал заказы, рабочий коллектив имел устойчивый заработок. А тем временем заработанные деньги можно было бы инвестировать в закупку новых технологий, на освоение новой техники. И так, шаг за шагом, подтягиваться к мировому уровню.

В реальности все было не так. Как в песне поется: до основания все разрушим, а потом по новой начнем. Россия всю свою историю жила по этому принципу. А вот в Китае стараются ничего не ломать, а эволюционировать. И где теперь они и где мы? Правда, там украл миллион – и сразу к стенке. Наверное, это не демократично, но зато как работает!

Азат Хаким

Справка

Азат Хаким родился 14 февраля 1955 года.

Закончил учебный авиационный центр ДОСААФ (Куркачи) и поступил в Бугурусланское летное училище (1978). Школа летчиков-испытателей г.Жуковский (1987). Казанский государственный университет, историко-филологический факультет (1985).

Работал в Казанском объединенном авиаотряде вторым пилотом, командиром экипажа на Як-40.

В 1984 -1994 годах – летчик-испытатель в ОКБ «Сокол».

В 1991 году создал ООО «Авиакомпания «Тулпар».

В 1997 - 2001 годах – генеральный директор международного аэропорта Казань.

В настоящее время – председатель совета директоров группы компаний «Тулпар».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (13) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.09.2013 11:28

    крыло ЯК-42... сказка, а где собственно сам завод уже?

  • Анонимно
    14.09.2013 11:32

    Все правильно говорит!Только это голос вопиющего в пустыне!

  • Анонимно
    14.09.2013 12:15

    ограничить вмешательство государства в дела капиталистических предприятий,защитой прав наемных работников и экологическим контролем.

  • Анонимно
    14.09.2013 13:39

    в россии некому работать на заводах в кб вон датчики задом приделывают поэтому говорить о развитии авиации говорить бесполезно некому работать

  • Анонимно
    14.09.2013 13:43

    Не верю я этим праведным речам. Вы в какое время стали у руля тулпара? Сами пишете про частные компании, а сами по сути и стояли у истоков того, от чего остались сегодня только воспоминания. Скажите о том, чтоб не покупались иностранные молеты, вашим друзьям, с которыми вы летали, а сейчас тезки по должностям. Только что они купят? вот и остается один правильный выбор - а-319. я, не имея авиационного образования, летаю на нем, почти е боясь. Делать себе подобный пиар на тезисах и восклицаниях легко, попробуйте все это в лицо сказать коллегам. Где есть коммерческих авиация, там не всегда все так, как преподносится. А если и надо было на такие темы выступать, то явно не сейчас. Но тем не менее за такое открытое мнение спасибо.

    • Анонимно
      14.09.2013 15:26

      Азат Муртазович основал компанию в 91, начинал с одного самолета, был летчиком и стюардом одновременно, работал по 20 часов в день чтобы создать компаниюТулпар, не вам ли говорить про опыт в авиации?

    • Анонимно
      14.09.2013 15:44

      поддерживаю! это чисто пиар одного человека.накидал фраз умных типа, и не зная в точности всех фактов про вертолетостроение пишет ерунду

      • Анонимно
        14.09.2013 16:40

        Через 3 года посмотрите на рынок и сделайте вывод, я уверен он будет другим)

  • Анонимно
    14.09.2013 14:10

    Не понял see или все таки c check?

  • Анонимно
    14.09.2013 18:51

    Я сотрудник ОАО КВЗ. И то что Азат Хаким вы говорите, просто для меня не понятно что вы хотите сказать. На сегодняшний день холдинг Вертолеты России очень сильно помогает ОАО КВЗ. Благодаря нашему руководству КВЗ и руководству холдинга наш завод меняется - это Контракты на 2 года вперед, тех.перевооружение предприятия, модернизация производства. Наконец благополучие и стабильность в зарплате коллектива. На сегодняшний день весь завод говорит нашему генеральному директору Лигай Вадим Александровичу СПАСИБО! ОАО КВЗ сегодня самый современный завод мира! А цены на вертолеты формируется исходя из мировых. Вы посмотрите цены повышаются на все - энергоносители, станки, инструменты, топливо, запчасти. На ОАО КВЗ выделяются большие средства на социальные проекты. Так что вертолеты не могут быть дешевыми. Мы заводчане гордимся Нашим Руководством! Марат Закирзянов!

  • Анонимно
    14.09.2013 23:48

    Молодец, Марат Закирзянов, получил плюс от руководства)

  • Анонимно
    15.09.2013 01:31

    Хорошо, военные купят за любые деньги – просто купят за рубежом.

  • Анонимно
    15.09.2013 05:04

    Многое что говорит Азам Хаким правда. Загубили напроч нашу авиацию. На Севере не на чем летать. Ан-24 выработали свой ресурс. А заменить нечем. Где хваленный АН-140 ? Почему плохо налажено предпродажное обслуживание? Про продление ресурса - это истинная правда. Нагрелись на этом чиновники.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль