Общество 
13.09.2013

$100 тысяч на сувениры

1.jpg
Ведомство Айрата Сибагатуллина будет раздавать гранты, выдаваемые на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере народных художественных промыслов, в размере не более 300 тыс. рублей

МИНКУЛЬТУРЕ ДОВЕРИЛИ РАЗДАЧУ ДЕНЕГ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», 15 сентября, в это воскресенье, министерство культуры Татарстана официально объявит о проведении конкурса на гранты, выдаваемые на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере народных художественных промыслов. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Ильдар Халиков, утвердив 5 сентября порядок предоставления грантов правительства РТ в размере не более 300 тыс. рублей.

Организатором конкурсного отбора является минкультуры РТ, которое впервые получило такое право. Ранее подобные гранты выдавались через агентство по развитию предпринимательства, комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ.

Общий грантовый фонд составляет 3,6 млн. рублей (таким образом, количество претендентов на безвозмездную господдержку примерно составит от 10 до 20 человек).

Жюри будет состоять из 9 человек, среди которых представители органов исполнительной власти РТ, некоммерческих организаций и общественности. Решение конкурсной комиссии принимаются путем отрытого голосования. Количество победителей определится по ходу конкурса. В объявлении о старте конкурса 15 сентября будут сведения о времени, месте и порядке проведения конкурса. Заявки принимаются до 15 октября. Победителей определят уже в ноябре.

Пока что этот грант единовременный, уточнили в минкультуры РТ, в связи с дефицитом бюджета на следующий год.

file68adcekla4w64wvaia_800_480.jpg
 

ТАКАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫВАЕТ РЕДКО

Эксперты в сфере народных промыслов в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» разделились во мнении, оценивая выделение грантов. Одни считают, что это пустая трата денег — надо развивать инфраструктуру, другие оценивают их как необходимые.

Артур Мустаев — председатель комитета по сувенирной продукции и товарам народных и художественных промыслов при ТПП РТ:

— То, что в этом году министерству культуры Татарстана дали возможность выдавать эти гранты, важный шаг. Это ведомство отвечает за развитие народных художественных промыслов в Татарстане, они знают, кому выдать грант, кто настоящий мастер, кто активно проявляет себя на выставках и различных мероприятиях, у кого действительно есть желание развивать эту отрасль. Когда комитет по развитию предпринимательства выдавал гранты, средства получали люди, которые не имели отношение к отрасли. Предполагаю, что именно поэтому распределение грантов отдали минкульту.

Такую возможность, как гранты, надо использовать. Универсиада показала на ошибки наших мастеров, оказалось, что не все готовы работать на таких больших объемах, выяснилось, какие изделия пользуются большим спросом. Обнаружилось, что страдала упаковка наших производителей, система логистики, штрихкодирование. Мы узнали об этих недочетах — надо их ликвидировать, чтобы быть во всеоружии к чемпионату мира. А для этого необходимо совершенствоваться и, соответственно, приобретать, другое оборудование. Поэтому этот грант весьма кстати. На 300 тысяч рублей, конечно, не приобретешь много оборудования, на лазерные и гравировочные станки уж точно не хватит, цены на них кусачие. Но тем не менее эта сумма — отличная поддержка.

Думаю, что на этот грант будут представлены проекты по производству магнитиков, керамики, кожи, проекты по коже, дереву.

Но раздать гранты — это полдела. Мастеров необходимо контролировать, и не через год, когда будет отчетность, а раньше, допустим, раз в квартал. Нужно посмотреть, приобрели ли они оборудование, наладили ли производство, с какими ошибками столкнулись при реализации своего бизнес-плана, какие задачи уже выполнили.

К чему я это говорю... Народные художественные промыслы в Татарстане в плане грантов стали поддерживаться где-то с 2008 года. С этого года было выдано примерно 300 грантов. Но мастеров не контролировали или контролировали через год, и то не всех. Их было много и на всех не хватало времени. И мне известны случаи, когда предприниматели, заявлявшие покупку оборудования, тратили полученные средства на другие цели. Возникали вопросы и с юридической, и экономической грамотностью получателей грантов. Это все надо отслеживать, хотя бы исходя из того, чтобы получившие гранты отдали эти деньги в виде налогов.

Получается, что отсутствие контроля привело к тому, что в этой отрасли не было значительного толчка, несмотря на выданные гранты. Нужен орган, которые будет курировать художественные промыслы.

Но, на мой взгляд, к новому гранту в 300 тысяч отнеслись более ответственно. Важно то, что распределением этих денег будет заниматься минкультуры. Это первый раз, когда этому ведомству дали такую задачу. Минкультуры лучше всех в Татарстане разбирается в этой области, знает мастеров.

944773_71500_5-мустафаев---муратов.jpg
Нури Мустафаев

ГРАНТЫ — ДЕНЬГИ ВПУСТУЮ!

Нури Мустафаев — генеральный директор центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ:

— Подобные гранты — это деньги впустую! Мы в 2010 или 2011 годах вместе с агентством по развитию предпринимательства проводили такие конкурсы. Раздали почти 40 миллионов, а получилось так, что многие победители не справились с заданием, у них осталось оборудование.

Самой по себе господдержки народных художественных промыслов в результате выделения этих средств мы не увидим, если не увидели всплеска даже после выделения 40 миллионов рублей. Ведь это не поддержка инфраструктуры продаж, а поддержка отдельных мастеров. Но я много раз уже говорил о том, что ведущие мастера уже получили гранты, а 300 тысяч получат те, кто еще не вышел на уровень мастерства, а только занимается разработкой сувенирной продукции. Эффекта от поддержки этих людей будет мало. Грант можно дать селу, где, допустим, есть некий дом культуры, в котором может развиваться мастерская для детей. Необходимо развивать инфраструктуру продаж, систему государственной поддержки в районах по народным художественным промыслам. За эти 3 миллиона можно было построить большой красивый магазин, и в результате увеличились бы продажи.

Я не говорю, что наша отрасль не поддерживается. Просто мы сейчас вышли на такой высокий уровень — наш регион все-таки один из самых развитых в этой области, когда надо расширять инфраструктуру поддержки в сфере продаж.

Распределение грантов отдали минкультуры в связи с принятой в Татарстане 5 сентября этого года программой по развитию культуры. Однако отмечу, что народные художественные промыслы относятся к культуре процентов на 15 - 20, все остальное — производство и промышленность. По идее, народными художественными промыслами должно заниматься министерство промышленности. Тут же производство, которое к культуре никакого отношения не имеет. Да, когда изделие уже закончено и имеет определенную ценность, возникает вопрос культуры. А так предметы народных художественных промыслов — это товар обыкновенный, который должен работать в сфере торговли и производственной промышленности.

Но минкультуры лучше справится с выдачей грантов, нежели комитет по развитию предпринимательства, потому что в минкультуры люди, которые разбираются в этой отрасли: музейные работники, художники и другие. Я сам вхожу в комиссию по отбору грантов. Во-первых, я буду смотреть на изделия, которые конкурсанты собираются производить, с точки зрения «а смогут ли они стать изделиями народных художественных промыслов»? Во-вторых, буду обращать внимание на мастерство участника: позволит ли его уровень освоить грант? В-третьих, необходимо проследить, как будет потрачен этот грант. Были же случаи, когда победители получали средства и тратили их на то, что не имеет никакого отношения к народным художественным промыслам.

Но все-таки было бы лучше, повторюсь, отдать распределение грантов минпромышленности. Ведь в целом народные художественные промыслы подчиняются минпромышленности РФ. И ассоциация народных художественных промыслов РФ рекомендовала всем регионам перевести народные художественные промыслы из культуры в сферу промышленности.

nar16101.jpg
 

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЗРАСТИТЬ ДИТЯ, НЕЛЬЗЯ ЕМУ СРАЗУ ДАВАТЬ МНОГО

Предприниматели, занятые в сфере народных промыслов, отметили газете «БИЗНЕС Online», что на 300 тыс. рублей можно купить китайское оборудование, которое часто ломается. Но тем не менее можно в два раза увеличить производительность.

Руслан Даутов — индивидуальный предприниматель, член центра народных промыслов:

— Мне очень интересен грант. Но прежде чем оформить заявку на грант, в комиссии задают вопрос, а вы получали гранты? Это неприятно слышать. Хотят, чтобы всем досталось по одному. Если человек работает, ему нужен стимул, чтобы ежегодно продолжать бизнес. Лучше работать с одним человеком, но надежным, чем раздать всем. Он год поработает и обанкротится. У меня есть опасения, что в этом году я не смогу получить помощь от государства. У меня большой опыт, и мне как предпринимателю нужна подпитка.

300 тысяч рублей — это процентов 40 - 45 от нужной суммы для развития дела. Хотя на эти деньги можно купить оборудование. Есть станки за полтора миллиона, за миллион, а есть оборудование эконом-класса более низкого качества. В прошлом году я получил грант и приобрел принтер для покраски изделий за 370 тысяч рублей. Уже не нужно сидеть с кисточкой. Так можно сделать больше изделий, и они обходятся дешевле.

Наиль Галиуллин — ИП «Йомшак алтын»:

— У нас есть опыт участия в конкурсе на грант — в прошлом году мы получили 300 тысяч рублей. Если честно, мы до сих пор по нему не отчитались. Поставщик дал некорректную информацию по оборудованию в интернете. Увидев это оборудование, мы поняли, что это не то, что нам нужно, и начали у них просить нужное. Получилось так, что пока мы занимались переговорами, ушло много времени. Вместо того чтобы заниматься делом, мы были вынуждены вести переговоры, испытывать оборудование на своих материалах, сдавать его обратно. Но эту работу нужно было провести, чтобы знать «кухню». Я благодарен этой программе, она помогает развиваться.

За те 300 тысяч рублей мы купили четыре единицы техники и материалы. Мы приобрели оборудование для пошива войлока, кожи и меха, это большие тяжелые швейные скорняжные машины. Правда, пришлось купить китайское, а не немецкое или чешское, как я хотел. Это оборудование, которое работает год, а потом его нужно долго-долго чинить. Но стоимость европейского оборудования на порядок выше, чем китайского. Немецкая машина может стоить миллион рублей, а китайский аналог — 100 тысяч рублей.

После покупки оборудования производительность у нас выросла в два раза, прибыль пока осталась на прежнем уровне. Это объясняется тем, новое оборудование сразу же тянет за собой другие затраты: на материалы, на расширение цеха, нужно взять помощников, а их нужно учить. Некоторых специалистов нужно учить не год, а около двух-трех лет.

Для того чтобы взрастить дитя, нельзя ему сразу давать много. Деньги надо осваивать постепенно. Освоил определенную часть, показал, что правильно освоил, можно дать больше. И так взрастить хорошее предприятие, которое будет достойно представлять республику. Нужно развивать те ремесла, которые могут быть приоритетными для республики. А еще лучше выдавать гранты через объединения мастеров, которые знают всех в лицо, таких как комитет по народным промыслам при торгово-промышленной палате и палата ремесел.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.09.2013 14:28

    Виноделию дадут?

  • Анонимно
    13.09.2013 14:45

    Гранты на это в Австрии дают? А в Китае? А где еще есть такая глупость?

    • Анонимно
      13.09.2013 15:29

      Это художество высшей степени!Вино,качественное,знаете как молодая девушка!...

  • Анонимно
    13.09.2013 15:16

    С одной стороны - гранты для развития стартапов в области НХП - вещь нужная. Но, даже в том случае, если предприниматель освоит этот грант и начнет (расширит) свое производство, увеличит объемы выпуска своей продукции, как он потом будет ее реализовывать? Насколько мне известно, спрос на подобную продукцию не очень большой. А при желании даже в Казани аутентичную (не китайскую) продукцию НХП очень сложно купить. Может, вместо грантов мастерам стоило бы, с учетом ограниченности бюджетных средств, вложить эти деньги, например, на создание торгового дома? В мире также практикуется практика частичного субсидирования выставочной деятельности. Предприниматель принял бы участие в международной выставке, презентовал свою продукцию, а государство возместило бы частично (полностью) затраты на его участие (рег взнос, переезд, логистику и др.) Отдача была бы намного выше, больше мастеров бы принимали участие. Имидж Татарстана таким образом также продвигался бы за рубежом....

  • Анонимно
    13.09.2013 15:33

    Вот прошла универсиада, основную массу сувениров на которой представляла китайская продукция. Внимание, вопрос!Почему чужакам китайцам легко преодолеть кучу выдвинутых требований к сувенирной продукции универсиады и другие препоны, которые для наших мастеров - граждан "родного" государства! - на минуточку, оказались чаще всего непреодолимыми???Кто может ответить на мой наивный вопрос?

  • Анонимно
    13.09.2013 15:53

    абсолютно согласна! Я получила в аире такой грант на стартап. Все закупила, творю. Спрос есть. Но! Открыть свой магазинчик несусветно дорого! Цены на аренду от 1000 руб за квадрат. А еще же аренда мастерской, налоги. Нужен устойчивый сбыт, а его нет, т.к пока только по ярмаркам-выставкам продаем. Нам нужны на самом деле недорогие мастерские в удобоваримых местах. Вон, . Евразия-экспо намечается, за 4 дня надо 12000 отдать( за 2 кв.м). Но я точно знаю, что я на столько не наторгую. А если наторгую, то там же и оставлю и даже еще больше (транспорт, время и пр). Потом скажут, что у нас мастеров нет. Есть! Только мы не тянем все затраты!

  • Анонимно
    13.09.2013 16:09

    абсолютно согласна! Я получила в аире такой грант на стартап. Все закупила, творю. Спрос есть. Но! Открыть свой магазинчик несусветно дорого! Цены на аренду от 1000 руб за квадрат. А еще же аренда мастерской, налоги. Нужен устойчивый сбыт, а его нет, т.к пока только по ярмаркам-выставкам продаем. Нам нужны на самом деле недорогие мастерские в удобоваримых местах. Вон, . Евразия-экспо намечается, за 4 дня надо 12000 отдать( за 2 кв.м). Но я точно знаю, что я на столько не наторгую. А если наторгую, то там же и оставлю и даже еще больше (транспорт, время и пр). Потом скажут, что у нас мастеров нет. Есть! Только мы не тянем все затраты!

  • Анонимно
    13.09.2013 18:45

    Нури Аммдиевичу, конечно, было бы лучше, чтобы в очередной раз лично ему денежку дали - он еще пару месяцев на бюджетные деньги за границей поживет:) Типа, ярмарка-выставка народного творчества. Давно пора поменять этого "главного попромыслам", то на предпринимателях, то на художниках зарабатывающего. Кстати, лавки у него если не есть, то точно были - возле Детского мира. Только там - сплошной Китай:(

    • Анонимно
      13.09.2013 19:26

      Видимо писал автор предыдущего интервью xD

    • Анонимно
      13.09.2013 21:02

      Отлично сказано про турпоездки под прикрытием выставок и сувенирами из Татарстана, сделанные в гаражах Поднебесной невзыскательными хуацяо, которые также лепят такие же поделки для всех.

  • Анонимно
    14.09.2013 14:34

    А министр, что? Ничего...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль