Общество 
21.09.2013

Есть ли у Татарстана собственный путь развития?

НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЛАНИРОВЩИКОВ И СТРОИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ

Если не ошибаются, то мудрость не нужна;
если не сбиваются с пути, то проводник не нужен.
Нет писца, который бы не ошибался,
нет проводника, который бы не сбивался.

Древнетюркская пословица

У нас есть свой «татарстанский путь». Он не совпадает с другими, поскольку существуют особенности республики, придающие ему уникальный характер. Порукой тому история дальняя и история ближняя, а главное – желание сделать республику лучшим местом в России и Евразии. Оно так и будет. Об этом можно судить по тому духу, который царит в республике. Однако одних эмоций недостаточно. Нужен ДИАГНОЗ нашего времени, анализ обстановки в России и Татарстане. Пока мы сами (т.е. татарстанское сообщество) не осознаем, в каком положении находимся, пока мы не оценим внутренний и внешний потенциал, не проведем полный аудит на основе достоверных цифр, мечты останутся мечтами или деятельностью циничных карьеристов, которые морочат людям голову радужными перспективами. Достоверная информация и откровенный диагноз – первое условие эффективности выбранной идеологии.

По ряду параметров Россия не может быть ориентиром в идеологии. Прежде всего, потому что у нее нет ясно сформулированной стратегии. Даже некоторые статьи Конституции РФ «отменены» федеральными законами. Невозможно однозначно ответить на вопрос: «Собирается ли Российская Федерация, наконец, стать федерацией или нет?» Она ведет себя как унитарное государство, но регионы стремятся к фактической самостийности в силу сращивания местного бизнеса с властной губернской элитой. Коррупция еще больше способствует ползучей децентрализации. Если в ближайшее время Россия не перейдет к федерализации, то ее постигнет участь территорий бывшей Российской империи, которые в условиях якобы абсолютного суверенитета монархии стали вотчинами генерал-губернаторов и всевластием местных чиновников. Империя фактически стала ассиметричным конгломератом территорий с номинальным признанием унии «белого» царя. Сегодня история повторяется. Диагноз налицо.

Печально, что в стратегических направлениях, где вносится, казалось бы, определенность, пугает непрофессионализм планировщиков. Например, строительство российской нации, о чем объявили на самом высоком уровне, в лучшем случае нереалистично. Российские идеологи в руководстве страны просто не знают, что живут в другую эпоху, что времена Великой Французской революции, когда по всей Европе создавались нации-государства, безвозвратно прошли. Стрела времени не имеет обратного хода.

Это стало ясно уже в ходе Октябрьской революции, которая не сумела создать ни единую нацию, ни советский народ. Социальные процессы пошли в сторону самоопределения отдельных народов в качестве самостоятельных наций, т.е. через развитие своих литературных языков, систем образования и просвещения, а затем государственно оформились. Виноватым пытаются выставить Ленина, провозгласившего принцип самоопределения народов, но ведь еще до революции многие народы уже имели свой литературный язык, систему образования, печать, т.е. задолго до Ленина оформились в нации. Большевики только озвучили этот факт. А государственное оформление этих народов пошло вопреки желаниям большевиков. Сегодня эти процессы вспять не повернуть. Татары, другие народы давно стали полноценной нацией, зачем им превращаться еще в какую-то российскую нацию? Можно предположить, что российские стратеги хотели бы ассимилировать народы, растворить их в русской культуре. Следует их огорчить – это выглядит фантастично. Такие мечты могут прийти в голову, если заработался в кабинете, не выходя на улицу, и по обстановке в стране судишь по телевидению, которое сам же и контролируешь.

Не менее печально обстоит дело с экономической стратегией. Страна добровольно втянулась в политику сырьевой зависимости, разрушив целые отрасли промышленности. Более того, несмотря на огромные запасы сырья, себестоимость их добычи растет не по дням, а по часам, не в последнюю очередь из-за цен на энергоносители, что порождается такими компаниями, как «Газпром» и «Роснефть». Они своей политикой повышения тарифов создают условия собственной гибели, ибо себестоимость добычи, например, газа, и его цена на Западе неуклонно сближаются из-за дороговизны транспортировки в Германию через Балтийское море.

Угроза исходит не столько от сланцевой революции, сколько монопольности сырьевых отраслей. Они не только душат промышленность и завышают цены на ЖКХ, бензин и т.д., но и как государства в государстве могут шантажировать правительство, зависящее от экспорта сырья. При этом следует учесть, что весь мир ищет альтернативные источники энергии и разрабатывает технологии энергосбережения, что снижает потребность в российском газе и нефти. На этом фоне промышленность деградирует, а экономическая кооперация по стране ослабевает из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки и отсутствия нормальных дорог.

РЕАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В СТРАНЕ И ЕВРОПЕ И НАДУТЫЕ ПУЗЫРИ АБСОЛЮТНОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Диагноз состояния Татарстана – отдельная тема. Но само положение России вынуждает вырабатывать собственную стратегию. Это первый факт.

Второе условие выстраивания идеологии татарстанского пути заключается в понимании своего предназначения. Если мы будем убеждать молодых людей, что все в жизни определяется успехом, а сам успех истолкуем в циничной парадигме, то мы просто из общества создадим хаос. Пока под напором российских СМИ и ввиду отсутствия контрмер с нашей стороны дело клонится именно к этому. Личный успех, карьера никак не увязываются с сообществом, в котором мы живем. Люди успешные чаще трактуются как состоятельные, а региональная патриотичность остается на закуску как сладкий десерт на фуршете, которым мы часто пренебрегаем после сытного основного блюда.

Долларовые миллионеры и миллиардеры в республике появились благодаря Татарстану, а не личным заслугам. Если о правилах игры не договориться заранее, то наступит день очередного «раскулачивания». Принцип частной собственности никогда и нигде не был препятствием для национализации, ни в одной стране, даже Великобритании, где частная собственность возведена в ранг «священной коровы». Интересы государства всегда превыше всего. А уж когда наступают времена кризисов, когда у власть имущих заканчивается возможность грабить свой народ, тогда начинается ограбление богатых. Интуитивно многие это понимают и «заработанные» деньги не вкладывают в экономику, а прячут в офшорных зонах. Пока это спасает, но канцлер Ангела Меркель на примере Кипра уже показала, как можно до них добраться и что такое суверенитет страны, не желающей играть по правилам. Евросоюз вместе с США уже договорились о возможности раскрытия тайны вкладов в швейцарских банках. Так что кара может настичь не только на том свете, но и на этом, если не договориться с родным сообществом о правилах игры и инвестировать прибыль в собственную экономику, в процветание своей страны и своей республики.

Это не значит, что Германия диктует свои правила игры. Даже внутри страны они имеют региональные особенности. Бавария всегда считала и будет считать себя особой территорией. В Германии нет даже федеральных министров, например, в сфере образования, культуры, там давно избавились от идиотизма централизации всего и вся в угоду конструктивистам. Они прекрасно различают, в чем состоит реальная власть в стране и Европе, а где надутые пузыри абсолютного суверенитета. Кипр абсолютно суверенен, но его офшорную зону разбомбили без особых усилий. Германия стоит не на страже централизации и тотального контроля, а выступает за соблюдение общих правил игры, без которых не может существовать общий рынок и мировой бизнес.

Твой личный успех, твои богатства должны стать успехом родного сообщества, иначе ты окажешься под прицелом обездоленных слоев населения. Люди всегда будут стремиться к равенству и справедливости. Это неистребимо, это святое. Тени Робеспьера, Бакунина, Маркса, Ленина, Че Гевары всегда будут преследовать богатых, пока они не придут к консенсусу с обществом, их породившим. Конечно, равенство оказывается препятствием для процветания общества, но оно всегда будет стоять на страже неуемной жадности. Ведь каким бы талантливым ни был бизнесмен, он эксплуатирует людей как живой товар. Такова природа товарно-денежных отношений, по-другому и быть не может, это не зависит от морали капиталиста, он сам находится в тисках товарного фетишизма. Те, кто понимает весь ужас и бесчеловечность товарных отношений, возвращают деньги обществу в виде благотворительности или создания рабочих мест, позволяющих достойно существовать, борются с болезнями человечества, как это делает Билл Гейтс

Поведение Германии в отношении офшорных зон вполне объяснимо. Руководство ведущей державы Европе не против бизнеса, а за такой бизнес, который укрепляет, а не разрушает человеческое сообщество, за бизнес, который делает богатыми всех, а не только кучку олигархов. Когда этого олигархи не понимают, наступает время национализации, их призывают к порядку, иначе дело может дойти до революции и тогда никто не поможет остановить народную стихию «раскулачивания».

ТЕЗИС О ТОМ, ЧТО ВСЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕМ ДЕНЕГ, НЕВЕРЕН

Скрипит иудина осина
И плещет вороном зобатым,
Доволен лакомством богатым,
О ржавый череп чистя нос,
Он трубит в темь: колхоз, колхоз!
И, подвязав воловий хвост,
На верезг мерзостный свирели
Повылез черт из адской щели. –
Он весь мозоль, парха и гной,
В багровом саване, змеей
По смрадным бедрам опоясан…
Не для некрасовского Власа
Роятся в притче эфиопы –
Под черной зарослью есть тропы,
Бетонным связаны узлом –
Там сатаны заезжий дом.

Николай Клюев. Разруха

В Татарстане есть замечательные примеры, когда люди зарабатывают деньги и вкладывают их в свою деревню. Это спасительные для республики образцы. Они, по сути, микромодели будущих отношений. В них надежда. Независимо от величины их экономического вклада в процветание республики, их надо лелеять, как ростки будущего, как семена, из которых произрастет достойная во всех смыслах жизнь.

Понимание служения обществу через свой личный бизнес и личный успех не придет вместе с проповедями, тем более что священнослужители не меньше других нуждаются в воспитании. Понимание необходимости служения родному Татарстану придет тогда, когда это станет выгодно, когда республика превратится в корпорацию единомышленников. В этом трудном деле не последняя роль отводится системе образования и просвещения. Поэтому третьим условием выработки татарстанского пути, безусловно, является наличие высокого образования, причем своего собственного, адаптированного к условиям Татарстана и России, а не британских или американских ценностей.

Обычно все разговоры начинаются с денег. Для идеологии это первая и грубая ошибка. Практически по этому поводу бесполезно возражать, даже если убедишь оппонента в собственной правоте, он в душе не согласится. Как же без денег?! Проблемы возникают именно из-за отсутствия денег, а если есть деньги, то какие могут быть проблемы? Переубеждать бесполезно. Поэтому просто приведу пример. Может, он убедит в обратном. Германия после войны была разрушена не меньше, чем СССР, выплачивала репарацию, оказалась под контролем международных сил. Люди в развалинах собирали остатки кирпичей и строили дома, из остатков невывезенного оборудования собирали ремесленные мастерские и восстанавливали экономику. Посмотрите, на каких машинах мы ездим. Это BMW, Volkswagen, Mercedes, Audi, Porsche. Весь Евросоюз держится на Германии. Мы ездим на машинах, произведенных в Японии, Италии, тоже проигравших войну. Как же Германия восстановилась без денег? У нее отобрали все, кроме знаний и навыков.

Тезис о том, что все определяется наличием денег, неверен. Перспектива строится, опираясь на идейные ценности, знание, образование и моральные принципы вместе с которыми появятся и деньги. Эту задачку можно сформулировать иначе: если есть знания и навыки, существует интеллектуальный потенциал, деньги всегда можно найти. Денег в мире много, они ищут место приложения, но проблемы возникают с правилами игры, стабильностью и наличием кадров для освоения (а не разворовывания) финансовых и в целом материальных средств. Почему из России панически «бегут» деньги в ту же Германию? Потому что нет стабильных правил игры. Когда руководство страны первым нарушает собственную Конституцию, оно уже не может от других потребовать законопослушности. Никто не верит в правопорядок и справедливость судебной системы. Эти ценности идеологического характера, а деньги есть даже в России, но вкладываются они туда, где ясно выстроена перспектива.

НАША НАДЕЖДА НЕ ДЕНЬГИ И НЕ НЕФТЬ, А ШКОЛА И УНИВЕРСИТЕТЫ

Какой вывод можно сделать из примера Германии или Сингапура, у которого не было ничего, кроме ясно выстроенной стратегии? Для Татарстана главное стратегическое направление – приобретение знаний, которые не может отобрать федеральный центр при всей дурацкой централизации государственной системы. То есть мы должны построить собственную систему образования, адаптированную к условиям республики, и всеми силами остановить утечку мозгов и талантливых людей. Наша надежда не деньги и не нефть, а школа и университеты и не по британскому либеральному образцу, а опирающиеся на культуру тех народов, которые живут в республике. Если этого не будет, то молодежь лишится своих корней и будет уезжать на либеральный Запад.

Либерализм присущ всем народам, а не только Западу. В татарской культуре, как и в русской, как и в любой другой всегда присутствуют либеральные настроения, поскольку либерализм по-русски означает стремление к свободе. Все хотят больше свободы, ибо она и есть залог выживания и успеха. Если у русских либерализм назывался вольнодумством, то у татар – это джадидизм. Категория иджтихада (свободомыслия), которую Пророк Мухаммед считал ключевой, а наши клерикалы и мазхабисты терпеть не могут, и есть начало либерализма. Про пророка с полным основанием можно говорить как о большом либерале, поскольку он в дикую атмосферу Аравии привнес невиданные свободы, что и обеспечило успех ранних мусульман, построение грандиозных халифатов и развитие наук, на которых выросла либеральная Европа. А ведь без свободной мысли наука в принципе не может развиваться. Это понимал даже Сталин.

Корпоративный дух невозможен при сильном различии в уровне жизни. Стремление к успеху – замечательная цель, ее можно и нужно культивировать, но в рамках правил игры, которые устанавливает республика, а не Россия, не знающая, куда ей дальше двигаться. Конечно, нас постоянно приводят в соответствие с плохо продуманными российскими законами. Можно этому сопротивляться, а можно ждать, когда дойдут евро стандарты, а они неизбежно наступают вместе со вступление в ВТО, присоединением к различным международным договорам и конвенциям. Кроме того, многие вещи можно улучшать и в рамках существующего законодательства. Законопослушность – важная черта общественного сознания, но к России это не скоро привьется. Не дожидаясь указаний от растерявшегося российского руководства, имеет смысл строить собственную стратегию экономической экспансии. Какие же элементы содержит идеология татарстанского пути? Это в следующей статье.

Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет,
а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение
и приказал выполнить.

Наполеон

Рафаэль Хакимов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (95) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.09.2013 11:05

    Отдельно от России - нету.

    • Анонимно
      21.09.2013 11:37

      Россия должна быть настоящей Федерацией, а не так как сейчас - централизованной монархией.

    • Анонимно
      21.09.2013 15:55

      Отдельно от России - нет, только в контексте совместного существования. Статья в основном имеет правильные посылы, но для их реализации нет условий при капитализме. Образование при капитализме н и к о г д а не станет бОльшей ценностью, чем деньги. Будут отдельные меценаты, но они не сделают погоды в обществе. Это наивная утопия.

      • Анонимно
        21.09.2013 17:38

        образование - всегда будет платформой добычи и успеха! А корпоративное образование - тем более, не говоря о национальных особенностях.

    • Анонимно
      22.09.2013 02:39

      //Отдельно от России - нету// - Есть давняя татарстанская формула: "С Россией вместе, и на равных!". Она правильная!

      • Анонимно
        28.09.2013 10:54

        А штанишки не порвутся, так широко шагать? Опять 3,5% будут учить остальных что можно делать, а что нельзя. Да, у нас же свобода, почему бы не поучить.

  • Анонимно
    21.09.2013 11:11

    Очередной вброс на 1000 комментариев

  • Анонимно
    21.09.2013 11:12

    Опять этот господин льёт яд раздора. Кто -нибудь вырвет ему жало?

  • Анонимно
    21.09.2013 11:22

    Рафаэль Сибгатович, спасибо за очередную аналитическую статью. Ваши статьи обязательно нужно переводить и на татарский язык и печатать в татароязычной прессе.

    • Анонимно
      21.09.2013 11:34

      Вы правы, надо обратиться к администрации Бизнес онлайн с просьбой печатать на татарском каждый последующий "шедевр" этого Хакимова.

    • Анонимно
      21.09.2013 14:44

      Просто молодец и умничка....

    • Анонимно
      22.09.2013 12:10

      Кто может в таких глубоких статьях разобраться, наверно знает русский язык, зачем ему на татарском читать. Всегда труды таких людей надо читать на таком языке, на каком написан оригинал.

      • Анонимно
        23.09.2013 02:58

        Язык Хакиммова трудно назвать русским, но до Черномырдина ему еще далеко. Одно хорошо - поток сознания идет в нужном направлении. В этом я поддерживаю Рафаиля Сибгатовича, мыслит он все равно по-нашему, по-татарски!

  • Анонимно
    21.09.2013 11:24

    "У нас есть свой "татарский путь". Он не совпадает с другими, поскольку существуют особенности республики, придающие ему уникальный характер" Р.Хакимов.А теперь подумаем, что станет с Россией, если все 180 национальностей будут провозглашать те же принцыпы:У нас есть свой "чеченский путь". Он не совпадает с другими...У еас есть свой "дагестанский путь". Он не совпадает с другими...У нас есть свой "башкирский путь". Он не совпадает с другими...У нас есть свой "удмуртский путь". он не совпадает с другими...У нас есть свой "русский путь". Он не совпадает с другими...У нас есть свой "адыгейский путь". Он не совпадает с другими...У нас есть свой "чукотский путь". Он не совпадает с другими...У нас есть свой "чувашский путь". Он не совпадает с другими...У нас есть свой "марийский путь". Он не совпадает с другими...У нас есть свой "бурятский путь". Он не совпадает с другими...У нас есть свой ".......................Обращение в Прокуратуру РТ: Сколько ещё гр. Хакимов будет подстрекать к развалу РФ?

    • Анонимно
      21.09.2013 12:11

      При чем тут развал? Каждый народ вообще-то хотел бы иметь свою дорогу в рамках настоящей Федерации. Разве не для этого существует Российская Федерация?

      • Анонимно
        22.09.2013 12:16

        Нет у нас своей дороги и путей, даже железная дорога управляется из Нижнего Новгорода, Горьковскими татарами. Неужели вам непонятно, раз страна одна и Законы единые, кроме республиканских - типа по выгулу собак. Госструктуры одни и к ним по одной и той же дороги ездить надо.

      • Анонимно
        22.09.2013 12:16

        Нет у нас своей дороги и путей, даже железная дорога управляется из Нижнего Новгорода, Горьковскими татарами. Неужели вам непонятно, раз страна одна и Законы единые, кроме республиканских - типа по выгулу собак. Госструктуры одни и к ним по одной и той же дороги ездить надо.

    • Анонимно
      21.09.2013 12:22

      Изучите международное право, там довольно четко указано в каких случаях народы имеют право на самоопределение. За все 180 народов не могу ответить, но если татары захотят отделиться, то нормы международного права и скорей всего большая часть мирового сообщества, уважающее международное право будет на стороне татар.

      • Анонимно
        21.09.2013 12:31

        Это не правда. Международное право вовсе не стимулирует развал многонациональных государств. Международное право дает право на отделение только в том случае, если нация угнетается. В России этого нет, т.к. юридически закрепляются права народов на самореализацию. Например, татары не лишены своих основных прав, не дискриминируются по сравнению с другими национальностями и представлены как в федеральных, т.к. и в более низких уровнях власти.

        • Анонимно
          22.09.2013 02:33

          //Например, татары не лишены своих основных прав...// - Право на образование на родном языке, вопреки собственной Конституции и международным обязательствам страны, Россия попирает вовсю. Принятие 309 фед. закона тому яркий пример, он фактически разрушил сложившуюся систему национального образования татар. Требование сдачи ЕГЭ только на русском языке вообще антиконституционно и противозаконно, он фактически дискриминирует татарский язык в сфере образования. Между прочим, такая практика сдачи ЕГЭ введена всего лишь директивным письмом Минобра РФ. Правильно пишет Хакимов, Москва сама попирает собственную конституцию и законы страны.

        • Анонимно
          22.09.2013 17:38

          Международное право "не стимулирует развал многонациональных государств", но зато очень хорошо его(развал) поддерживает на практике. А уж в нашей ситуации, точно не упустит шанс.

    • Анонимно
      22.09.2013 02:36

      //А теперь подумаем, что станет с Россией, если все 180 национальностей будут провозглашать те же принцыпы...// - И представлять нечего, будет то, что предначертано судьбой!

  • Анонимно
    21.09.2013 11:24

    Правильно пишет уважаемый Хакимов, что нам остается кроме как выстраивать свои путь.

  • Анонимно
    21.09.2013 11:40

    Цель автора давно понятна-всеми силами оправдать и закрепить существование у власти тех людей, которые сейчас там находятся. Под это он любую концепцию выдвинет-его для этого и держат (и кормят). Так что это не статья мыслителя, а просто промывание мозгов.

  • Анонимно
    21.09.2013 11:40

    За 20 лет,надоел со своим отдельным развитием.

  • Анонимно
    21.09.2013 11:53

    он хочет быть татарином ,а не гражданином.

    • Анонимно
      22.09.2013 02:19

      А я хочу быть подданным, и непременно Российской Империи!

  • Анонимно
    21.09.2013 11:58

    Молодец Рафаэль Сибгатович! Это именно то - что многие чувствуют сейчас. Р.С. не зовет к развалу - он зовет к федерации. Раз российский центр бездействует, надо самим думать над решением проблем. Мы же все вместе катимся в пропасть! Он предостерегает от развала России. А вот те кто злобствуют про него - точно хотят развалить Россию. Ждем ваших мыслей про Татарстан.

    • Анонимно
      21.09.2013 17:42

      ВВП тоже зовет к Федерации и Госсовет законы принимает отменяя Конституцию Татарстана - процесс по всем линиям один - но в разные стороны.

  • Анонимно
    21.09.2013 12:00

    Статья идеолога, а не блоггера. Всей элите просьба внимательно изучать и за конспектировать. От ТАИФа до владельцев автосалонов. И быть ответственными за развитие республики. На 100 процентов согласен с Хакимовым. А те одномерные люди, что кричат о развале России, не доросли др понимает, что Россия будет сильна, когда множество народов и территорий в ней нащупают самостоятельный путь развития. Без указки сверху. Это к есть федерация. Казанец

    • Анонимно
      21.09.2013 12:26

      Хакимов как всегда болтает болтает. Вот как живут татары в Пензенской области , и никакие дотации им не нужны ! http://vatantat.ru/index.php?pg=2090

  • Анонимно
    21.09.2013 12:14

    У Татарстана должен быть свой путь, этот путь наверное тестно взимосвязан с Россией, с широкой автономией во всех сферах, если конечно не передеремся из- за языкового вопроса например, Татарстан не в коем случае не должен предавать татарский язык, это последний рубеж дальше которого отступать некуда.

    • Анонимно
      22.09.2013 02:17

      //У Татарстана должен быть свой путь, этот путь наверное тесно взаимосвязан с Россией...// - На референдуме 1992 года народ республики проголосовал за суверенное государство Татарстан, ассоциированное с Российской Федерацией на равноправной основе. На мой взгляд, это идеальная формула. Кстати тогда был в ходу лозунг "С Россией, вместе и на равных!".

  • Анонимно
    21.09.2013 12:18

    Есть. Предложить народам законы более человечные, чтобы любили Татарстан больше чем Москву. Можно даже русский язык поставить ради этого главным государственным языком. Потом расширить свои границы вниз до Каспия, потом на север до северных морей. А потом может и Сибирь присоединится.

    • Анонимно
      21.09.2013 12:33

      Зачем нам такие территории, татары же тогда рамтворятся среди русского большинства

      • Анонимно
        21.09.2013 20:51

        вы хотели про китайское большинство сказать... очень скоро - лет шесть осталось

  • Анонимно
    21.09.2013 12:22

    Все правильно пишет,тут некоторые неучи пишут,что мол будет если каждый народ будет просит свой путь,будет хорошо.Смотрите Католония в Испании осенью будет проводить референдум о суверенитете,Эстонцевдаже миллиона нет,а отдельное государство.Татар почти 7млн и никаких прав,насчет мордвин,удмуртов и тд мне кажется они тоже непротив были бы. Россия набрала земли а руководить не умеет,посмотрите как народ нищенствует при таких то богатствах и посмотрите на арабские государства как местные там живут.В России хорошо жить только в Москве может быть еще в Питере.Короче если все было бы по справедливости никто некуда не рвался.

  • Анонимно
    21.09.2013 12:58

    Согласен с тезисом раскулачивания богатеев. Время пришло, кризис начался- делитесь,пока по- хорошему, господа!

  • Анонимно
    21.09.2013 13:06

    Путь вообще к каждого свой. Налоги должны возвращаться туда где люди их платят, а не оседать в прокладках.

  • Анонимно
    21.09.2013 13:18

    Добрый день, Рафаэль Сибгатович!Как можно с Вами встретиться для обсуждения одного проекта?Заранее спасибо.

  • Анонимно
    21.09.2013 14:17

    Эксперт.Толково. Знания, инжиниринг, ключевые редкие компетенции, экосистема с низкими транзакционными издержками - это главный актив территории в совеременном мире. Наступило время экономики знаний и микро предприятий. Сейчас любой человек имеет возможность создать успешный бизнес. Без денег. Но должен обладать несколькими видами ключевых компетенций. А они сейчас доступны каждому.

  • Анонимно
    21.09.2013 14:51

    Рафаэлю Сибгатовичу большое спасибо за материалы в БО. На мой взгляд в РТ всего три-четыре человека могут грамотно, глубоко и взвешенно рассуждать и писать о проблемах РТ и РФ. Свой путь надо искать всегда. РФ в мире, РТ в РФ и т.д. до конечного человека и его места в обществе. Ну а те кто заявляют, что он стремится в развалу РФ либо делают это не от большого ума, либо пишут по заказу. Предложите свой путь процветания граждан России и Татарстана или всех мыслей хватает на текст одного СМС или твита.

  • Timur
    21.09.2013 15:11

    Уважаемый академик не назвал флагмана немецкой автомобильной индустрии - Опеля,технологии которого и хотел выкупить Российский немец Греф,но американцы показали кукиш.Зато они с радостью предоставили еще одному ура "патриоту" Погосяну "новейшие самолетные технологии" теперь он лепит горбатого всем нам на уши не забывая грабить несоразмерно казну где деньги татарстана забираются не хило.Татарам нужна такая федерация? Нет,не нужна! Руским и всем остальным живущих в республике нужна такая федерация? Думаю, что нет!Хотя по комментариям ясно видно,проимперски настроенная нищета готова жить сколько угодно с разрухой в головах,по принципу:-Сам не ам и другим не дам! Уже нашлись кадры обвиняющие Хакимова в развале России.Не Хакимов ее разваливает,это вы ее разваливаете своим тупым мышлением.Хакимов предлагает федерацию реальную,а не декларируемую... правильно,кто будет верить тандему лихо прокручиващим и разводящим по типу наперстничков,поменять конституцию и бесменно сидеть на троне меняя друг друга.Одно дело ,если бы они были на уровне Де Голя,Махатхир Мохаммад,Ли Куан Ю никто бы слово не сказал,так ведь эти кореша все сделали с обратным знаком используя несметные богатсва страны по собственному усмотрению.Уважаемый академик обсалютно прав,против правды не пойдешь,вот выводы надо делать,пока не поздно,пока Россию не постигла участь Советского Союза.

    • Анонимно
      21.09.2013 17:40

      Тройка-Диалог и организовала армянские маршруты в Китай и Сингапур.

  • Анонимно
    21.09.2013 15:27

    Замечательный материал! Так умно! Вдумчиво! Мудро! (Р.С.! я уже седьмую похвалу пишу. Вы обещали премию. Вам же показывают только положительные отзывы, Вы же сами в этом признались.. А "остальное" Вам "не интересно".)

  • Анонимно
    21.09.2013 15:28

    У Татарстана есть собственный путь, пока в Республике есть нефть, а потом станет очередным дотационным регионом.

    • Анонимно
      21.09.2013 15:59

      мы откачуем на новое нефтяное место.

    • Анонимно
      21.09.2013 16:07

      "У Татарстана есть собственный путь, пока в Республике есть нефть, а потом станет очередным дотационным регионом" Ну значит правильно Путин пытается раскрутить регион, вывести его в перспективе на получение прибыли за счёт производств, пока здесь нефть ещё не закончилась. Универсиады, чемпионаты мира с огромными вложениями и прочие инополисы и другое это всё звенья одной цепи по раскручиванию Татарстана Москвой.

    • Анонимно
      22.09.2013 02:10

      //У Татарстана есть собственный путь, пока в Республике есть нефть, а потом станет очередным дотационным регионом// - Геологи предсказывают, что здешние запасы нефти еще на 200 лет протянут. А через двести лет либо падишах умрет, либо ишак сдохнет, и дядиных регионов вообще не останется. Возможно, будет Евросоюз или Евразийские Соединенные Штаты.

  • Анонимно
    21.09.2013 17:35

    Музей социалистического быта - автор хотел самовыразиться - начальник воодушевленно поддержал, не будучи искушенным в стратегии... так и продолжается сокрушительная "ежедневная работа".

    • Анонимно
      21.09.2013 18:13

      образование населению надо давать только такое,чтобы оно могло стоять у станка и работать в поле, иначе стачки, забастовки, революции...

      • Анонимно
        21.09.2013 19:02

        Во-во, а то бла-бла-бла про "образование - всегда будет платформой добычи и успеха! А корпоративное образование - тем более, не говоря о национальных особенностях".

  • Анонимно
    21.09.2013 18:48

    У всех народов и каждого человека Путь один - к Создателю (не путать с созданием исламского государства), а в другую сторону это к джинам. Пока разделение государств на национальные княжества привело только к созданию новых коррумпированных горе-администраторов.

    • Анонимно
      22.09.2013 01:48

      //Пока разделение государств на национальные княжества привело только к созданию новых коррумпированных горе-администраторов// - А где Вы видите национальные княжества? Под жесткой рукой Владимира Владимировича фактически воссоздана унитарная империя. Об этом и пишет тов.Хакимов. Но именно такие жесткие конструкции, основанные на силовом фундаменте, разрушаются практически мгновенно, когда настает час Х. Печальная судьба СССР у всех на глазах произошла.

  • Ветер
    21.09.2013 18:55

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Оффшорный патриотизм следствие не только отсутствия внятных правил игры, но и результат личных предпочтений атомов высокого порядка. Вахтовый способ выкачивания средств демонстрирует безответственность элиты перед своим народом, который ответил взаимностью с нескрываемым ликованием после блокировки оффшорных счетов. Запад тем самым высветил суть содержание наших высоких деклараций и расхожесть приземленных практических действий, как бы многозначительно показывая свое легкое негодование. Кесарю кесарево или за что боролись, на то и напоролись. Деидеологизация привела к тому, что истэблишмент не испытывает чувства единой судьбы со своим народом. Возможно, те кто имеют адекватную оценку действительсти с общестрановыми тенденциями, полиэтническим составом и человеческим материалом не питают никаких иллюзий и действуют сообразно своим корыстным интересам? Лично я так не считаю. Думаю, что реализуется определенная стратегия, разработанная закрытой группой конструктивистов. Но именно периодическая растерянность центра связана с кабинетной оторванностью от реалий и погрешностью всякого рода социологических исследований. Необходим более широкий охват интеллектуального потенциала страны. Повсеместно эксперты различных мастей предрекают вторую волну кризиса, что неминуемо приведет к падению цен на энергоносители, а для экспортно-ориентированной экономики это тревожные сигналы. В рамах диверсификации рисков Европа и так перестаивает матрицу поставщиков энергоносителей. Сытые «белые воротнички» в Москве, даже при текущем статус-кво умудряются устраивать Болотные протесты. Запад дезавуирует тайну банковских вкладов. Усиление Исламского фактора в мире становится очевидным. Появляется потребность в доморощенных Исламских лидерах, малый хадж Умра политического десанта Татарстана тому яркое подтверждение. В общем и целом общественно-политический ландшафт меняется на глазах. Вызовы на пороге. Видимо поэтому Рафаэль Сибгатович и задает вопрос.

    • Анонимно
      21.09.2013 20:53

      Маккейна что ли пригласим для начала Мером Казани?

      • Анонимно
        21.09.2013 23:06

        Маккейн скорее в Нижнекамск влезет но везде семейное управление.

    • Анонимно
      22.09.2013 13:39

      "патрио" - отец, смысл в укреплении Отечества. Своего, а не чужого.

  • Анонимно
    21.09.2013 19:53

    Хорошие и плохие, добрые и злые, умные и неумные люди есть у представителей разных национальностей. Еще Фазиль Искандер заметил, что когда у человека нет достоинств, то он раздувает свое национальное достоинство, исключительный национальный путь развития. Этот опасный подход поэт сравнивает с раковой опухолью, разрушительной для страны.

  • Анонимно
    21.09.2013 20:02

    пора отходить от узконациональной ораниченности(варварства),входить в цивилизацию.

  • Анонимно
    21.09.2013 21:11

    Утверждение Хакимова "Нужен ДИАГНОЗ нашего времени, анализ обстановки в России и Татарстане" верно, но этого мало, нужен экспертный анализ того, что происходит в мире, т.е. анализ глобальной трансформации, которая выведет на историческую арену совершенно новые цивилизации и новые экономические и социальные технологии.

  • vlad
    21.09.2013 22:01

    Как-то запоздало лет на 20.Помнится,лет 5 назад ,точку невозврата миновали.Некоторым сильно хочется из Казанской губернии Казанское ханство получить,только остальным надо помнить-паны дерутся,а у холопов чубы трещат.

    • Анонимно
      21.09.2013 23:09

      программа ханства реализована успешно. Менделеевский завод запустят - можно будет и радиоактивные отходы из Европы на хранение принимать после этого...

    • Анонимно
      22.09.2013 01:35

      //Помнится,лет 5 назад ,точку невозврата миновали// - В политике точек невозврата не бывает. В 90-е все думали совку конец, миновали точку невозврата. Ан-нет, в путинскую Россию совок вернулся во всей красе, нынче он цветет и пахнет. Впрочем, это до поры до времени, никому в истории еще не удавалось безвозвратно подавить стремление народов к свободе.

  • Анонимно
    21.09.2013 22:21

    Особый путь это путь каддафи и саддама. Доиграетесь

    • Анонимно
      22.09.2013 00:10

      Вы о Путине?

    • Анонимно
      22.09.2013 01:28

      Но ведь и тов.Путин все время говорит об особом пути России. Нам, татарам, это хороший пример.

  • Анонимно
    21.09.2013 22:49

    Про выборы в Татарстане в 2011 в госдуму и в 2012 году президентские не забыли? 97 % за ЕР по республике.. Догадываетесь про способы достижения таких показателей? Вот это и есть - путь Татарстана.

    • Анонимно
      22.09.2013 01:27

      Успокойтесь, в 90-е здесь российские выборы вообще проводились только для желающих. Вот вернемся к такой процедуре российских выборов, проценты резко упадут. Уверяю Вас, Вы будете довольны!

      • Анонимно
        22.09.2013 11:51

        В РТ ещё лет 20 не будет выборов мэров и глав администраций. И большинство этому довольны!

  • Анонимно
    21.09.2013 23:35

    Статья сильная ,статья мощная. Только одну ошибку допускает всегда наш проводник Хакимов ,не удержавшись в очередной раз от нападок на служителей культа-проводников Ислама, которые,конечно,тоже не свободны от ошибок. Ну,спасибо ему, что не упоминает термин "евроислам" на этот раз, который уже всех достал. Пусть всегда руководством для нас будет Священный Коран,ниспосланный Аллахом! Мухаммад (СГС)-Его посланник и раб Его!

  • Albert Agzam
    22.09.2013 05:02

    Причем тут ОПЯТЬ "кадимисты" и "джадидисты"??????Выбор невозможен, когда НЕТ АЛЬТЕРНАТИВ. И если есть сторонники "попробовать новое любой ценой" как "джадидисты" - то есть "чтобы участвовать в торговле продать самих себя", то уж ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНЫ СТОРОННИКИ - "ЛУЧШЕ НИЧЕМ НЕ ТОРГОВАТЬ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ТОРГОВАТЬ САМИМ СОБОЙ". Кадимисты и консерваторы НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ САМИХ ДЖАДИДИСТОВ. Чтобы отталкиваться от чего-либо - НЕОБХОДИМА ПРОЧНАЯ ОСНОВА хотя бы! Чтобы В СЛУЧАЕ НЕУДАЧИ БЫЛО КУДА ВЕРНУТЬСЯ! Неотъемлемые статусы нужны, которыми невозможно торговать. И само собой НОСИТЕЛИ ТАКИХ СТАТУСОВ! А "вольным джадидистам" дай волю - уже вон продают налево и направо то, чем торговать запрещено. А потом удивляются, что впереди них оказываются те, КТО БЫЛ ТЕРПЕЛИВ И НЕ ИСКАЛ МГНОВЕННОЙ ПРИБЫЛИ НЕПРИЕМЛЕМЫМ ПУТЕМ.

  • Анонимно
    22.09.2013 12:29

    Согласен с многими комментариями, ищем вчерашний день. Глобальная трансформация экономики началась в США (можно посмотреть проекты America 2050, Startup America и другие инициативы Администрации Обамы) и ЕС (например, можно посмотреть программу Horizont 2020). Пора уже успокоится и создать в РТ свой исследовательский центр для глобальной трансформации экономики РТ в мировую экономику.

    • Анонимно
      22.09.2013 13:41

      Если не будут мешать Леонтьевские центры и подобные им... А у них крепкие основания и большие мешки в подвалах.

  • Анонимно
    22.09.2013 14:25

    Спасибо за статью! Хочется только крикнуть:"Власти, услышьте умного человека!" . Если мы сейчас не образумимся, то очень скоро нам всем будет плохо!Мы должны показать России куда надо идти, и как надо жить, взять на себя ответственность.

  • Анонимно
    22.09.2013 17:53

    То что Хакимов больше знаток стратегии и идеологии это давно понятно, и в этом он авторитет для многих. И вопросы им поднятые в основном актуальные и необходимые. А то что он иногда подтрунивает мусульман (не ислам) это скорее всего попытка "стереть" из людей все прежние установки, хотя он наверняка понимает что пострадать от его критики могут и искренние люди. Но принципиально он скорее ориентируется на исламские ценности. з.ы.: понравилось наполеоновская фраза приведенная в конце статьи

  • Как страшно жить. Лютуют федералыИ сами конституцию не чтят.Аллах всё видит, низкие всем баллыПоставил академик им подряд.В который раз стоит он защитеТатарского особого пути.Сказал, что дело здесь не в тити-мити,А в том, как общую идею нам найти.Её уже нашёл наш академик.Она проста, не зря он депутат.Служить народу, но не ради денег,Призвал он тех, кто чересчур богат.Другая скрепа – навыки и знанья.Должна надстройка базис укрепить.Рывок не сделать без образованья,Которое своим должно лишь быть.Пророка записал он в либералыСвобода мысли, мол его конёк. Посетовал при этом, клерикалыВсё делают не так и поперёк.В пример привёл, что сам товарищ СталинСвободу мысли очень уважал. Поднял страну наукой из развалинИ первенство в ней в мире удержал.В конце статьи, как водится туманно,В который раз историк намекнул,Что вскоре нам опишет он пространно,Как обустроить собственный аул.

  • Анонимно
    23.09.2013 10:09

    "Германия после войны была разрушена не меньше, чем СССР, ...Люди в развалинах ... восстанавливали экономику. ... Как же Германия восстановилась без денег? У нее отобрали все, кроме знаний и навыков".Ну да, а русских после войны татары спонсировали? И да, только благодаря сохраненным знаниям и навыкам татар через 15лет после войны и разрухи был осуществлен запуск ракеты в космос.А защищать рубежи Родины во времена "холодной войны", затрачивая значительные средства - это, безусловно, не путь развития татар, у них своя родина и это не их проблемы.Раз уж вам так хочется жить отдельно от русских, договоритесь о выделении свободного пространства на просторах России и переселитесь все желающие туда для выстраивания своего "особого пути" с нуля.Развод так развод. Давайте разделим нажитое. И отправляйтесь в "свой особый путь".Или при "разводе" вы всё, совместно нажитое, себе решили оставить. Так на ваш взгляд справедливо будет?Чеченцев россияне кормить должны, а вам просто отдать все что веками нажито было.Губа не дура.Для чего центр дозволяет такой раздрай в обществе выращивать - непонятно.

    • Анонимно
      27.09.2013 22:52

      действительно, скорее бы их Москва на место поставила!

  • Анонимно
    23.09.2013 15:37

    Уважаемый Рафаэль Сибгатович!Обратите, пожалуйста, внимание на необходимость разработки стандартов управления как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации.Вы могли бы, например, стать инициатором создания института по разработке стандартов («отдать приказ»), может быть даже под покровительством и при участии АН РТ.А то ведь автоматизируется неизвестно что, и тратятся деньги непонятно на какое программное обеспечение («электронное правительство»). Так ведь и будем продолжать жить «по Наполеону»: «Главное ввязаться в бой, а там видно будет». Мне кажется, данный проект (с разработкой стандартов управления, с отбором лучших практик) помог бы Вам проявить себя, спустя 20 лет напряженной работы, в новом качестве, даже если бы Вы занимались в этом проекте только подбором кадров. И главное – в созидательном русле, без риска «маргинализации». Для нового времени - новые подходы.С наилучшими пожеланиями.

  • Анонимно
    23.09.2013 19:28

    Движение РТ вперёд возможно только в случае полной синхронизации действий с фед. центром! Возможно это пессимистично, но это так!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль