Общество 
21.09.2013

Сергей Насекин: «Казани не хватает своего центра современного искусства»

111.jpg
Сергей Насекин

МУЗЕЙ ВАСИЛЬЕВА СТАЛ НОВОЙ ИЗЮМИНКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ УЛИЦЫ КАЗАНИ

Я не люблю большие музеи – они как супермаркеты: посмотреть, толкаясь локтями, все экспонаты, выше человеческих сил. Впрочем, действительно ценного, на мой взгляд, там не так уж много. Авторские музеи более интересные, они более живые. На днях я посетил открывшийся на улице Баумана музей Константина Васильева. Скажу сразу, что от музея у меня осталось весьма приятное впечатление. Видно, что музей еще не закончен, но место хорошее, и тема отличная. Тем более что Васильева знают – он еще в советские времена прогремел, как гонимый художник. Здесь собрана самая крупная в мире коллекция полотен нашего знаменитого земляка. Да, его творчество неоднозначно, к нему есть претензии со стороны некоторых профессиональных художников, и я их вполне понимаю – можно долго спорить о цветах, стилистике, композиции. Кто-то еще по своей глупости обвиняет Васильева в национализме и даже фашизме – все эти его орлы, нордическая тема… Но такая разность суждений играет позитивную роль, рождает интерес к творчеству Васильева. Я говорил со смотрительницей музея – сюда, по ее словам, приходит много молодежи, причем не только из творческой тусовки. Так что можно с уверенностью сказать, что музей Васильева стал новой изюминкой центральной улицы Казани, чего ей крайне не хватало.

image-(5).jpg
Музей Васильева, второй зал

«НАРОД НЕ ЗНАЕТ, ЧЕМ СЕБЯ ЗАНЯТЬ: ТО ЛИ В КАФЕШКУ ЗАЙТИ, ТО ЛИ ПО-БЫСТРОМУ ПРОЙТИ УЛИЦУ»

Признаюсь, что с улицей Баумана у меня не сложились отношения. Последний раз я здесь был года два назад и, по моему мнению, она сильно проигрывает по своей концепции аналогичным пешеходным зонам многих других городов. Я не говорю про нелепые конструкции, стыдливо укрывающие уже 10 лет брошенный проект подземного торгового центра в конце улицы. Проблема в том, что она превратилась в какой-то второсортный базар, где люди, извините за выражение, бухают пиво, где нет интересных магазинов, где толпы народа, которые не знают, чем себя занять: то ли в кафешку зайти, то ли по-быстрому пройти улицу от Кольца до Кремля.

Музей-Наивного-исскуства-01.jpg
Зал музея наивного искусства в Загребе

Например, в Нижнем Новгороде есть пешеходная улица Покровка. Она очень похожа на нашу улицу Баумана – такой же протяженностью, она также одним концом выходит на местный Кремль. На этой улице есть хороший книжный магазин, пожалуй, лучший в городе, там есть фонотека, кафе-библиотека, работают две-три галереи, сувенирные лавки, имеется отличный музей народных промыслов, то есть там создана некая культурная среда. И эта атмосфера сразу отражается на людях, которые ходят по улице.

Такая же история происходит во многих городах. Я был в прошлом году в столице Хорватии – Загребе. Город ничем не знаменит, но его власти нашли свою фишку – создали музей примитивного искусства. Музей небольшой, по размерам сравним с казанским музеем Васильева. Там несколько залов, в которых экспонируется не так уж и много работ. Но работы хорошие, есть, кстати, и работы российских художников. Там же туристы могут купить сувениры, футболки. На экспозицию город потратил совсем смешные деньги, зато как эффективно! Всего за несколько лет из этого музея был создан узнаваемый по всей Европе бренд. Теперь Загреб прочно ассоциируется с музеем примитивного искусства.

image-(4).jpg
Музей Васильева, первый зал

«ЭТО БЫЛА ИДЕОЛОГИЧЕСКИ-КУЛЬТУРНАЯ ДИВЕРСИЯ ПРОТИВ КАЗАНИ»

Музей-Наивного-исскуства-02.jpg
Картина в музее наивного искусства в Загребе

Казань называет себя третьей столицей России. Она застолбила за собой этот бренд, и с маркетинговой точки зрения это был очень грамотный ход. Но одних только слов мало, как мало сейчас в Казани музеев для миллионного города. Хотя в богатой истории Казани можно найти немало фишек, которые при должном подходе могут стать мощными магнитами привлечения туристов. Только надо их с умом наполнять неким содержанием. Например, навскидку, все старожилы города помнят пивной ресторан «Бегемот», который располагался на улице Чернышевского, рядом с кинотеатром «Спутник». Для нескольких поколений казанцев он был культовым местом отдыха. Более того, «Бегемот» был известен по всему Советскому Союзу. Например, в середине 70-х годов в Казань приезжал известный джазовый саксофонист Алексей Козлов из группы «Арсенал» (известный в широких кругах как «Козел на саксе»). Когда его спросили: «Ну, как вам Казань?» Он сказал: «Город всякий-разный, но я знаю, у вас здесь есть отличное место – «Бегемот», куда можно прийти, попить пиво, послушать джаз».

После перестройки это место пришло в упадок. Сначала сделали здесь какое-то кафе-узбечку, сейчас вообще пусто. Я считаю, что это была идеологически-культурная диверсия против Казани. Почему нельзя сейчас возродить это место? В том историческом виде? Такие концепции пользуются большой популярностью в других городах. Для этого нужна помощь со стороны властей города – разглядеть фишку и поддержать проект.

Характерен пример с музеем социалистического быта на улице Университетской. Хозяин музея собирал удивительные артефакты советской эпохи. Я видел его экспозиции еще на временной выставке. Мэр Казани оценил потенциал проекта, помог с помещением в центре, и теперь на культурной карте города появилась еще одна интересная точка.

image-(7).jpg
Фрагмент картины «Северный Орел»

«ПОПАДАЕШЬ КАК БУДТО В ДРУГОЙ ГОРОД»

Но главная проблема, на мой взгляд, в том, что в Казани до сих пор нет своего центра современного искусства. Это такой же нонсенс, как отсутствие аэропорта у крупного города.

Аналогов в России уже много: тот же «Винзавод» в Москве или «Арсенал» в Нижнем. Это место, где много галерей, где есть кафе, мастерские, магазины. Сюда людям комфортно приходить в такую осеннюю непогоду, как сейчас, между делом посмотреть работы, перекусить, зайти в магазинчик, где дизайнеры делают вещички, что-нибудь прикупить. В такие места обычно первым делом приводят иностранных гостей, чтобы они могли ощутить атмосферу города и оценить творческий потенциал его жителей.

Обычно для размещения таких центров используются реконструированные промзоны бывших предприятий. К примеру, Восточная Германия – до сих пор достаточно депрессивный район, безработицы больше, промышленности меньше. Я недавно был в Лейпциге – это достаточно серый, скучный город. Но на его окраине, в бывшей фабрике из красного кирпича, создан центр современного искусства. Там попадаешь как будто в другой город – много магазинчиков, суета, все ярко, весело, улыбающиеся люди.

c0d513bbea0d91c981f06de5f089ad99.JPG

Я думаю, что такую идею должно поддержать руководство Казани, которое заинтересовано в том, чтобы в нашем большом европейском городе было бы как можно больше интересных фишек. По моему мнению, здание старого пивзавод на левом Кабане прекрасно подходит для реализации такого рода проекта. Я знаю, что проекты подобных центров у нас в городе уже есть. Но очень трудно с нуля самостоятельно их реализовать. Нужна поддержка хотя бы на стартовое время, чтоб они развились. Надо создавать места и окучивать их, и тогда люди постепенно начнут туда ходить.

Польза будет тройная. Во-первых, реализация такого центра будет наглядно демонстрировать приоритетное отношение властей города к творческой молодежи, которая является золотым фондом республики. А значит, снизится отток творческой молодежи из Казани в Москву, Питер или же вообще за границу. Во-вторых, такой центр современного искусства может стать еще одним туристическим брендом Казани, фишкой, которая увеличит доходы города от туризма. И наконец, в-третьих, при умелой реализации проекта такой центр может стать еще одним успешным бизнесом.

image-(6).jpg
Фрагмент картины «Свияжск»

Справка

Сергей Насекин – владелец и директор дизайн-студии «Айбат», старший преподаватель кафедры интерьера Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Преподаваемые дисциплины: шрифты и шрифтовые композиции, курсовое и дипломное проектирование.

В 1991 году окончил архитектурный факультет КИСИ по специальности «архитектор-дизайнер». Во время обучения занимался научно-исследовательской работой. Проходил стажировку в «Баухаус» (Германия). Занимается научно-исследовательской работой. Сфера профессиональных интересов – графический и коммуникативный дизайн.

Меломан, диджей и коллекционер, владелец одной из самых больших и уникальных коллекций винила в Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.09.2013 10:36

    предлагаю не заморачиваться на Баумана. Есть Большая Красная, Горького, Муштари. И Лядской садик рядом. Самое место для художников и дизайнеров, а также антикварных лавок и торговых художественных галерей. К чему суета улицы для приезжих?

  • Центр современного искусства с магазинчиками и кафешками на той стороне Кабана - это далековато от мест концентрации молодежи. Надо что-то другое. Например, снести нахрен Выставочный зал на пересечении Карла Маркса и Муштари, и построить там современный выставочный комплекс. Пригласить нормальных архитекторов, все сделать по-человечески, креативненько. Первый этаж - кафешки, магазинчики. Второй и остальные этажи - выставки. В подвале можно какой-нибудь современный клуб замутить.Вообще, городу пора уже избавляться от всех этих убогих зданий поздней советской эпохи 70-х - 80-х. Деньги в стране тогда уже заканчивались, все проели, а амбиции еще играли в умах партийной элиты. Вот и строили долго, натужно, из последних сил. Привлекали студентов, школьников. Экономили на всем. В результате имеем разбросанных по всему центру города уродцев в стиле примитивного конструктивизма: Выставочный зал, НКЦ, комбинат студенческого питания, Уникс и т. д. Все это надо сносить и строить нормальные современные здания.

    • Анонимно
      23.09.2013 13:16

      погодите лет через сто это уже будет памятники истории)))конструктивизма позднего советского периода)))

  • Анонимно
    21.09.2013 13:55

    а мастера-прикладники мечтают о доме ремесел с он-лайн мастерскими, где гости могли бы посмотреть на процесс создания изделий нхп. Сейчас постоянно приглашают на разные мдроприятия, но такая морока с собой всё принести-унести. А так мы бы работали, смотри-пробуй!

  • Анонимно
    21.09.2013 22:48

    Перед Универсиадой у меня была попытка обратить внимание РНМ на талантливую молодежь, воспользоваться ее порывом, стремлением, активностью, красотой, силой, молодостью, объединить в какой-то единый проект. Ну, да, была Универсиада -здорово,а дальше-то что. Без продолжения нет полета, нет какого-то результата. Был "Сэлэт". Съехались - разъехались. Все разово, точечно, нет единой концепции, и молодежь продолжает бесцельно болтаться по Баумана, хотя уже надоело. Мысль о современном центре искусства правильная, но не только в районе Баумана, он должен охватывать прилегающие улицы. Раньше было кафе Елочка-до сих пор все вспоминают о нем, кафе Ял на Ленина, кафе Лакомка на К.Маркса.Тот же студенческий общепит можно усовременить. В небольших двориках, где нет жилых домов открытые кафешки повсеместно открыть. Бегемот вернуть. Была еще когда-то малюсенькая "забегаловка", но с хорошими винами, на возвышении в конце Баумана. Если подумать, да, даже повспоминать, можно найти столько мест для приятного, культурного отдыха. А бесцельное шляние по Баумана туда-сюда надоело.

    • Анонимно
      21.09.2013 23:18

      и что предложила мерия в центре для тусовок молодежи?

  • Анонимно
    23.09.2013 08:24

    Все центры "современного" искусства это центры бездарностей, которые пытаются "изобразить" из себя творческих натур, которые постоянно ленятся и пошлят.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль