Общество 
25.09.2013

Александр Сладковский пообещал через три года выйти на мировой рынок

IMG_7348.jpg

ДИРИЖЕР ПОБЛАГОДАРИЛ ПУБЛИКУ ЗА ВЫДЕРЖКУ – ПУБЛИКА ОТВЕЧАЛА ХОРОМ

Начать новый концертный сезон с 5-й симфонии Малера – это довольно откровенный вызов со стороны Александра Сладковского. Худрук и не скрывает, что по истечении трех лет во главе оркестра сегодня он готов продемонстрировать во всей красе новую кондицию коллектива. И лучше произведения для этой цели не найти.

Из всего грандиозного по сложности и невероятного по красоте симфонического полотна Малера широкая публика лучше всего знакома с четвертой частью Аdagietto, которая время от времени отдельно исполняется в концертах или записывается на дисках. А киноманы знают ее по культовому фильму Лукино Висконти «Смерть в Венеции». Цитируя Утесова, «я вам не скажу за всю Одессу», но в Казани эта симфония не исполнялась порядка 10 лет. И, безусловно, это событие не рядовое.

IMG_7312.jpg

Исполнение Малера требует от оркестра несколько иного уровня, чем, например, Гайдна. И дело не в том, что Гайдна играть легче. Просто за 100 лет, разделяющих этих двух великих австрийцев, симфонические технологии продвинулись далеко вперед. Это все равно что сравнивать самолет Сикорского со сверхзвуковым бомбардировщиком.

На открытом прогоне оркестр продемонстрировал готовность брать новые творческие высоты. Об этом говорили боеспособность медной группы, на которой в данном случае лежит высочайшая ответственность, единство и свобода струнных, динамическая амплитуда и появившаяся объемность звучания. Одним словом, в арсенале оркестра оказалось достаточно красок для этого одновременно сложного и прекрасного полотна продолжительностью 110 минут.

Все это время зал с неослабевающим вниманием следил за происходящим. Сорвав на репетиции бурю аплодисментов, расчувствовавшийся Сладковский поблагодарил публику за выдержку.

- Мы очень старались, чтобы вам понравилось, – обратился он прямо в зал.

- Нам понравилось, – неожиданно хором ответили благодарные слушатели.

Кланяясь, оркестранты с чувством демонстрировали слушателям свои инструменты, как бы намекая, что это не дрова, на таких инструментах можно и Малера играть.

«НАМ УДАЛОСЬ ПРЕОДОЛЕТЬ БЕТОННЫЙ БАРЬЕР НЕПОНИМАНИЯ»

Тема обновления инструментария возникла на пресс-конференции одной из первых. Часть президентского гранта, получаемого оркестром, ежегодно тратится на эти цели. Татарстанский оркестр – единственный из региональных, да и части столичных оркестров, который посягнул на такую сложную цель.

Правда, в этом году, как пояснил Сладковский, сумма расходов на инструменты снизилась на 10 млн. рублей – 27 млн. против прошлогодних 37 млн. рублей. Это связано в первую очередь с растущей популярностью коллектива, который стали охотно приглашать на гастроли. Соответственно, одну часть расходов стали сокращать в пользу другой – концертной.

IMG_7504.jpg

- Когда мы начинали, ни о каких гастролях и речи не было, стоял вопрос о выживании коллектива, – вспоминал и как будто сам удивлялся Сладковский.

Но все это в прошлом, как и «бетонный барьер непонимания», о котором с горечью вспомнил худрук. Но если прямое противостояние «коллег по цеху» завершилось, то ощущение холодной войны сквозило в словах Сладковского, когда он сокрушался о том, что его репетиции посещают студенты Казанского университета и ТИСБИ, а вот консерваторцев практически не бывает.

- Я говорю гипотетически, но кто возглавит оркестр через три-пять лет, я не знаю. Где эти дирижеры, которые смогут взять эту ношу на свои плечи и дальше ее понести? – разводил руками худрук.

IMG_7412.jpg

«ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК БЫЛ ЧУДОВИЩНО УДАЧНЫМ»

- Это, пожалуй, первый сезон, который мы начинаем спокойно и размеренно. Впрочем, график был таким, что мы, почти не выходя из прошлого сезона, перетекли в новый, – посмеялся Сладковский.

В июле ГСО РТ принял активное участие в церемониях открытия и закрытия Универсиады в Казани, в культурной Универсиаде, представил премьеру татарской оперы «Белый волк». А сразу после закрытия Всемирных студенческих игр отправился на фестиваль «Крещендо» в Сочи.

В начале сентября оркестр выступил в Иркутске на престижном фестивале «Звезды на Байкале», организованном Денисом Мацуевым.

Дружба с этим пианистом и энергичным организатором нескольких фестивалей стала локомотивом для оркестра. Например, именно Мацуев посодействовал в организации творческих контактов с Мариинским театром.

- На днях я разговаривал с Валерием Гергиевым и получил от него приглашение выступить с нашим оркестром на новой сцене в Маринке-3 в январе будущего года,рассказал Сладковский.

Параллельно идут переговоры с Юрием Темиркановым об участии в международном фестивале «Площадь искусств». А 19 - 20 октября в Казани пройдет музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей». Как сообщил сегодня Сладковский, ГСО РТ подписывает договор с телеканалом «Медичи ТВ» (интернет-канал классической музыки), который будет записывать этот фестиваль в Казани.

Контракт обошелся ГСО порядка 3 млн. рублей, однако, как подчеркнул маэстро, это инвестиции в будущее, ведь оркестр планирует добиться признания на мировом рынке. Несмотря на мнения скептиков, Сладковский последовательно идет к реализации этой амбициозной цели.

IMG_7462.jpg

Так, альбом «Просветление», записанный ГСО в сотрудничестве с Sony Misic, теперь доступен в iTunes. В августе 2014 года планируется на лейблах Sony Music Russia и RCA Red Sea записать еще два диска, сообщил сегодня Сладковский.

В афише сезона – звездные имена Николая Луганского, Ольги Бородиной, Хиблы Герзмавы, Миши Майского, Джонатана Коэна, Сойонг Йон. Рядом с ними молодые, но уже высоковостребованные на концертной эстраде Никита Борисоглебский, Филпп Копачевский, Алексей Чернов и другие.

ТУРНЕ ПО ЕВРОПЕ ПРОДЛИТСЯ ТРИ НЕДЕЛИ

Долгосрочное стратегическое планирование появилось в оркестре с приходом Сладковского. Сегодня оркестр планирует уже следующий сезон, в частности, трехнедельное турне весной 2015 года по городам Европы. Его организацией занимается агентство, которое работает с Валерием Гергиевым и другими известными российскими дирижерами, рассказал Сладковский, но название агентства журналистам не раскрыл.

IMG_7590.jpg
Александр Сладковский

«Для того чтобы это турне было чем-то обосновано, нам нужен архив к этому времени. Нужно документировать то, на что мы способны, – пояснил руководитель ГСО РТ, имея в виду сотрудничество со звукозаписывающими лейблами и телеканалами. – Наша основная задача – показать, что Татарстан является центром культуры, в том числе мировой. Оркестр работает на мир, чтобы о Казани все знали не только в сфере спорта, но и культуры», – заявил Сладковский.

РАСТЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ – РАСТУТ РАСХОДЫ

В 2013 году на организацию и проведение фестивалей в Казани ГСО запланировал потратить 25 млн. рублей, тогда как в 2012 году затраты составили 36 млн. рублей. Как говорилось уже выше, оркестр, ограниченный рамками бюджета, вынужден выбирать между статьями расходов, часть из которых, как говорилось выше, вызвана растущей востребованностью татарстанского коллектива.

Так, увеличились расходы на перелет и проживание в городах, куда ГСО приезжает с концертами, ведь с гастролями их приглашают все чаще. Оркестр сам оплачивает эти расходы, уточнил Сладковский. Соответственно, некоторые статьи приходится урезать.

Правда, зарплату артистов в этом году удалось увеличить на 10%.

Бюджет оркестра по-прежнему формируется из средств гранта президента РТ (в 2013 году – 158 млн. 906 тыс. рублей) и внебюджетных доходов. К слову, по итогам года ГСО РТ планирует заработать порядка 10 млн. рублей, что в 2 раза больше поставленного плана.

На вопрос о попечительском совете Сладковский честно ответил, что пока, видимо, время еще не пришло. Крупный бизнес не интересуется академической культурой. Но маэстро не обижается и считает, что сначала надо заработать свое реноме.

IMG_7496.jpg

«Моя золотая мечта, чтобы бизнес в Татарстане начал инвестировать не только в спорт, но и в культуру. Она так же важна, как и здоровье, – говорит Сладковский. – Думаю, чтобы предприниматели обратили внимание на это, мы должны сделать что-то экстраординарное, это как «Барселону» переиграть», – провел он аналогию с футболом.

Сладковский загадывать на будущее не хочет. «Мы работаем в этом направлении. Когда мы «Барселону» переиграем, будут спонсоры, я думаю», – осторожно предположил худрук ГСО.

IMG_7564.jpg
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.09.2013 10:24

    С благодарностью и восхищением к ГСО и маэстро Сладковскому. СЖР

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль