Дело «Перваков» 
3.10.2013

Верховный суд России вернул «Перваков» на скамью подсудимых

image-(9).jpg
 

АДВОКАТЫ БЫЛИ УВЕРЕНЫ В СВОЕЙ ПРАВОТЕ

Вчера Верховный суд РФ рассмотрел апелляцию на оправдательный приговор Верховного суда Татарстана по делу предполагаемых лидеров казанской группировки «Перваки». Сегодня также были назначены к рассмотрению еще несколько дел тем же судебным составом, поэтому участникам процесса пришлось четыре часа прождать своей очереди на черном диванчике в коридоре ВС. На заседание в Москву прибыли главные обвиняемые Фирдинат Юсупов с адвокатами Айратом Хикматуллиным и Артуром Акмаевым, а также Валентин Лукоянов с адвокатом Борисом Масловым. Сергей Сардаев на процесс не явился, его интересы представляла Виктория Кабалоева. Напомним, что Сардаев полностью признал свою вину и дал изобличающие всех подсудимых показания. Как рассказали до начала процесса газете «БИЗНЕС Online» адвокаты, в суд приехали также гособвинители Сергей Якунин и Наиль Камалетдинов. «Такое в нашей практике впервые», – отметил Хикматуллин.

«Надеемся, что приговор останется без изменения. Судья вел процесс беспристрастно, честно, тщательно соблюдал закон. Поэтому считаем доводы апелляционного представления прокуратуры необоснованными, надуманными», – добавил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Маслов.

Сам Юсупов, листая документы перед судебным заседанием, продолжал гнуть свою линию. «Должны нести наказание те, кто это совершал, – отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». – Самое обидное в этом деле то, что те люди, убийство которых мне вменяли, были моими одноклассниками, я знал их с детства. Надо искать настоящих убийц, а следствие решило повесить это на меня. И когда обвинение «посыпалось» – а система обидчива – ей во что бы то ни стало нужно именно меня сделать причастных к этим преступлениям, а не искать настоящих преступников».

Ожидая своей очереди, адвокаты вели себя достаточно уверенно, они почти не сомневались в том, что приговор будет оставлен без изменений, хотя допускали, что «можно ждать всяких фокусов». Примечательно, что защитники и оправданные провели все четыре часа в коридоре у зала заседаний, сторона обвинения же явилась ровно к сроку – 14 часам. Еще до заседания Юсупов хотел пожать руку Камалетдинову, но тот отказался. «Нет, только без обид», – сказал он. Также гособвинитель отказался на просьбу корреспондента что-либо комментировать до заседания.

Во время заседания сторона обвинения указывала на процессуальные недочеты при отборе коллегии присяжных заседателей, а также на нарушения, допущенные защитниками во время процесса. «Рассматриваемое дело получило широкий общественный резонанс. Впервые в Республике Татарстан оправданы лидеры одной из влиятельных банд... Оправдательный вердикт стал следствием существенных нарушений уголовно-процессуального закона, допущенных в судебном заседании», – сказал Камалетдинов. Гособвинитель настаивал на отмене приговора и на новом рассмотрении. Адвокаты, в свою очередь, защищались по каждому пункту. Так, Хикматуллин в своей речи отметил, что как раз сторона защиты никаких нарушений не допускала, а судья, рассматривавший дело, и без того был слишком суров. Его коллеги с доводами согласились и настаивали на том, что коллегия присяжных была сформирована в соответствии с законом, а стороны получили равные условия. Адвокаты, как и сами Юсупов и Лукоянов, попросили оставить приговор без изменений.

В совещательной комнате судьи находились около 40 минут. А когда вышли и зачитали свое решение, сторона защиты была поражена, а адвокаты заметно занервничали. Суд отменил приговор нижестоящей инстанции и отправил его на новое рассмотрение. Через 20 минут прокуратура РТ разослала по СМИ почти победный пресс-релиз.

«Это вообще бред, конечно. Вариант «А» – продавили. Все-таки продавили... – заявил после процесса взволнованный Хикматуллин. – Сюда же будем подавать кассацию. Мы в шоке, конечно. По-моему, бесполезно. Сколько оправдательных приговоров не выноси, результат будет тот же. Теперь будет новый состав суда, новые присяжные, новый судья». Комментарии от гособвинения не удалось получить: Якунин и Камалетдинов поспешно вышли из зала заседаний.

Пресс-секретарь Верховного суда Татарстана Наталья Лосева сообщила газете «БИЗНЕС Online», что процесс по делу «Перваков» может стартовать в суде не раньше чем через месяц. В этот раз дело будет разбирать не только новый состав присяжных, но и другой судья. Остается открытым вопрос о том, будут ли подсудимые дожидаться очередного решения суда под стражей или останутся на свободе.

«С ходатайством о мере пресечения в суд должна обратиться сторона обвинения», – объяснила Лосева, добавив, что это может произойти во время предварительного слушания.

image-(10).jpg
 

МЫТАРСТВА «ПЕРВАКОВ»

Судебное следствие по делу «Перваков» стартовало еще в апреле 2011 года. Самым громким преступлением, в котором следствие обвиняло четырех подсудимых – Юсупова, Лукоянова, Сардаева и Леонида Андреева, считается убийство основателя ООО «Агентство радиокоммуникаций RCA» (крупнейшей в Татарстане в конце 90-х оператор пейджинговой связи) Тимура Атнагулова. Предприниматель был застрелен в подъезде собственного дома в августе 1999 года. По версии следствия, бандиты расправились с Атнагуловым за то, что тот не захотел больше допускать их влияния на свой бизнес. Часть убийств, по версии следствия, связана с расколом «Перваков» на «Бригаду Феди» и «Бригаду Бибика» (во главе с Альбертом Батровым), который произошел в 1997 году.

Дело, которое рассматривалось с участием коллегии присяжных, шло крайне напряженно, каждый раз преподнося все новые подробности. Подобного накала страстей процесс мог и не получить, но сторона защиты изначально приняла позицию жесткой обороны и почти каждое заседание в ответ на действия гособвинителей подавала ходатайства – то о недопустимости зашифрованных свидетельских показаний, то о проверке действий следователя, проводившего расследование. В какой-то момент адвокаты «Перваков» решили и вовсе дать отвод судье Ильфиру Салихову. Но он самоотвод не взял…

В зале суда несколько раз были заслушаны весьма интересные свидетели. Одним из них, к примеру, был Радик Галиакберов по прозвищу Раджа – бывший лидер группировки «Хади Такташ». Его специально этапировали для дачи показаний по делу «Перваков» из колонии «Черный дельфин», где он отбывает пожизненное наказание. 

Но в августе неожиданно процесс был приостановлен. К тому времени состав присяжных оскудел настолько, что в нем остались 11 человек – с таким количеством процесс продолжать было невозможно, и в октябре судебное разбирательство стартовало с нуля по второму кругу и с новыми присяжными. В это же время было приостановлено уголовное преследование в отношении Андреева в связи с тем, что он оказался тяжело болен и не мог принимать участие в судебных заседаниях.

image-(8).jpg
 

«…ОЧЕВИДНОСТЬ МОЕЙ НЕВИНОВНОСТИ»

28 марта присяжные заседатели вынесли, наконец, свой вердикт по нашумевшему делу в отношении Юсупова, Лукоянова и Сардаева. Главные фигуранты…отправились домой, поскольку были оправданы присяжными по всем (!) эпизодам.

«Мне обидно, что люди, которые заказывали и убивали, до сих пор находятся на свободе, заплатили деньги и оговаривают людей, – заявил Юсупов, выйдя на свободу. – Если бы любой человек присутствовал на процессе от начала до конца, выслушал всех свидетелей и результаты экспертиз, он бы, так же как и присяжные заседатели, понял очевидность моей невиновности».

Но на этом дело не закончилось – прокуратура Татарстана направила в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ апелляционное представление на оправдательный приговор. 

Государственное обвинение сочло приговор суда не основанным на законе и подлежащим отмене. Закон, как говорится в сообщении прокуратуры, исключает возможность участия в составе коллегии присяжных гражданина, располагающего информацией о деле. Кандидатам в присяжные заседатели был задан вопрос, располагают ли они информацией о деле из СМИ или иных источников. Один из кандидатов ответил утвердительно и пояснил, что располагает информацией, в частности, он являлся очевидцем митинга в поддержку подсудимых.

Как позже стало известно газете «БИЗНЕС Online» от республиканской прокуратуры, у надзорного ведомства имелись и прочие замечания. Так, к примеру, по мнению прокуратуры, адвокатами подсудимых был создан специальный сайт для присяжных – «Нет закона». Об этом нашей газете рассказал старший прокурор апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры РТ Сергей Якунин: «Там выкладывали весьма специфическую информацию, например, выступления адвокатов, до заявления отвода судье на этом сайте появился текст отвода, – объяснил Якунин. – Суд с участием присяжных имеет определенную процедуру: присяжные устанавливают факт, их не должны интересовать побочные версии и мотивы. Так вот мы не можем отрицать, что все присяжные пользуются интернетом, и через этот сайт на них оказывалось давление. На сайте постоянно комментировались процессуальные моменты, которые не должны были доводить до сведения присяжных».

По словам Якунина, у прокуратуры также появились сведения о том, что супруг одной из присяжных поддерживал тесную связь с криминалитетом.

«Он находился в розыске в период следствия и сейчас находится, – рассказал Якунин. – Женщина о связи своего супруга с криминалом во время отбора не рассказала. Разумеется, это сказалось на ее предубеждении к стороне обвинения. Сложно сохранить беспристрастность, когда супруг в розыске...»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.10.2013 08:36

    даже не верится,что этому делу когда нибудь придет конец, и перваки получат реальные сроки,с нашим то правосудиеми с нашим самым гуманным судом в мире

  • Анонимно
    3.10.2013 09:07

    не понятно, то говорят что суд у нас гуманный, то наоборот.

  • Анонимно
    3.10.2013 09:18

    Циркачи да и только. Обе стороны друг друга стоят. Смысл такого суда присяжных, если его приговор можно отменить безосновательно. Для чего вообще суд, пусть так сажают или отпускают и все, смысл эту профанацию устраивать. Кто-то ведь еще верит во все это:-(

    • Анонимно
      3.10.2013 11:06

      "Смысл такого суда присяжных, если его приговор можно отменить безосновательно"Еще никто решения Верховного суда РФ не видел, а перваки, скорее всего без юридического образования, уже пишут тут, что "отмена безосновательна". Я конечно понимаю - "старшие" сказали писать, ослушаться их нельзя...

    • Анонимно
      9.10.2013 23:05

      Почему же "безосновательно"? Судьи, в отличие от коллегий присяжных, обязаны мотивировать свои решения. Вот, было бы любопытно послушать, чем объясняется вердикт присяжных.

  • Анонимно
    3.10.2013 09:20

    Причем суд то? Перваков судили граждане России, те же, кто здесь комменты пишет

    • Анонимно
      3.10.2013 22:59

      судили граждане России и оправдали! А комменты менты больше похоже пишут, потому как негативные.

    • Анонимно
      9.10.2013 23:07

      Правильно! Присяжные начитаются таких комментов, а потом идут выносить вердикт!

    • Анонимно
      19.10.2013 15:22

      Те, кто здесь комменты пишет, скорее всего, не судили, а сидели за адвокатскими столиками!

  • Анонимно
    3.10.2013 09:26

    Сомнений нет,что это лидеры опг.но похоже ,что реальных доказательств,что они отдавали приказы убивать итд у следствия нет.а так отмена по формальным признакам.а вопрос-знаете ли вы о рассматриваемом деле из сми или еще откуда в наш век информатизации вообще смешен.о деле сообщили все,тогда уж надо звать в присяжные жителей марийских лесов,у которых ни радио,ни телевизора

    • Анонимно
      3.10.2013 09:53

      полностью согласен. однако сомнений нет, что за дела перваков кто-то все такие должен ответить. отвечает обычно главный.

      • Анонимно
        3.10.2013 10:49

        Отвечает обычно главный! Вы это серьезно???? В нашей стране в 80 % отвечает назначенный на наказание, а не тот кто совершал преступление.

        • Анонимно
          3.10.2013 19:29

          А тут совпало:назначенный,главный и виновный!

          • Анонимно
            3.10.2013 23:17

            Назначенный главным,а ты в этом виновный. Так правильней будет.

      • Анонимно
        3.10.2013 23:09

        Вот именно КТО-ТО. Это ключевая фраза всего процесса.

    • Анонимно
      3.10.2013 23:07

      железная логика:- доказательств похоже нет,но и сомнений нет, что лидеры,отдающие приказы.Слышал звон,но не знаю где он. Но зато бла...бла...бла

  • Анонимно
    3.10.2013 11:00

    вот и цена государству и его законам.когда убивали не могли защищать,когда нашли не могут доказать.а сейчас вообще пошли амбиции обиженных чинов от правоохранительной системы.

  • Анонимно
    3.10.2013 13:42

    ЦИРК! Вот теперь граждани все юристы и пишут и судяться а судьи давно не вникая выносят мозги своими решениями (я так решил или так надо).Система гнилая от сбора доказательной базы до обвинительной.

  • Анонимно
    3.10.2013 17:28

    "процессуальные недочеты при отборе коллегии присяжных заседателей". Любой компьютер можно попросить выдать "случайную выборку" кандидатов в присяжные отнюдь не случайно.

  • Анонимно
    3.10.2013 17:52

    Не надо мучить перваков надеждами. Надо за все содеянное всех в дельфин отправить и быстрей.

    • Анонимно
      3.10.2013 23:02

      Так и будет и это правильно

    • Анонимно
      3.10.2013 23:20

      Надо всех ментов оборотней,которые за бабло отмазывают настоящих убийц отправить в Дельфин

  • Анонимно
    3.10.2013 19:07

    Сложно и муторно вопросы решают суды наши. Все проще и быстрее надо делать. Сейчас опять волокиты на полгода- вся эта волокита оплачивается из госбюджета.

    • Анонимно
      3.10.2013 22:14

      много что оплачивается из госбюджета, вы даже и представить себе не можете. На то он и суд, на то и состязательная система на процессе. быстрее уже решали в 37ом году, что из этого вышло всем известно.

  • Анонимно
    3.10.2013 19:43

    Чистый беспридел со стороны правоохранительных органов.

  • Анонимно
    3.10.2013 19:49

    "Предполагаемым лидерам предполагаемоq банды предполагаемый Верховный суд РФ предположительно отменил предполагаемый приговор"... Тьфу!!! Воистину, журналистика - тоже древнейшая профессия!

  • Анонимно
    3.10.2013 20:58

    Интересно, что это собирается Хикматуллин обжаловать в кассации? Стыдно должно быть, вообще-то, адвокат!

    • Анонимно
      3.10.2013 21:25

      А что прикажете адвокатам делать? Тем более что деньги у перваков честно заработанные все не кончаются. Это вам должно быть стыдно,а адвокату надо семью кормить.

      • Анонимно
        5.10.2013 00:29

        Мне-то нечего стыдиться... Я, в отличие от вышеупомянутого адвоката, не демонстрирую перед журналистами вопиющую некомпетентность (в кассацию он, видите ли, собрался обжаловать апелляционное постановление ВС РФ). Насчет денег, которые адвокат должен заработать, Вы абсолютно верно заметили: услуги адвоката обходятся согласно прейскуранту Адвокатской палаты РТ - 10 тыс. руб./судодень. За такие бабки можно было бы, на худой конец, кодекс почитать.

    • Анонимно
      3.10.2013 23:35

      За что должно быть стыдно адвокату, который защищает людей по сфабрикованному делу.Вы в своем уме. Выключайте иногда зомбоящик и включайте мозги. Хотя там целыми днями показывают про преступления ментов.И представьте себе все ведь из жизни.Про войну фильмов меньше в 1000000 раз, чем про ментов - бандитов.Наверно не зря людей оправдали со счетом 10\2.

      • Анонимно
        5.10.2013 00:39

        Адвокату должно быть стыдно за ошибки, простительные для студентов младших курсов юрфака, которые он допустил, отвечая на вопросы журналистов. Насчет "сфабрикованного дела" возникает два незамысловатых вопроса. Откуда у Вас такая уверенность, что дело сфабриковано? И в связи с чем Вы ставите себя выше суда? Раз отменили приговор, значит нашлись процессуальные основания, и ничего тут не попишешь.

        • Анонимно
          5.10.2013 21:17

          откуда, да откуда. от верблюда.В отличие от тебя,д-л, он дело прочитал,заказал экспертизы,выслушал свидетелей и не он один ведь это увидел,а еще два состава присяжных

          • Анонимно
            9.10.2013 22:46

            А почему бы Вам тогда не явиться в суд лично, и не дать показания? Заодно расскажете о том самом млекопитающем, от которого Вы и почерпнули свои богатые знания...Вы слишком громко заявляете о двух составах присяжных. Насколько известно, первый состав не "дожил" до судебных прений. Почему Вы так смело отвечаете за двенадцать человек? Были с ними на связи? ;-)И кто из нас д-л?

    • Анонимно
      9.10.2013 23:00

      Правильно! Таких "знаний" надо стыдиться, а не демонстрировать их!

  • Анонимно
    4.10.2013 11:18

    смысл тогда вообще суда присяжных в этой стране?

    • Анонимно
      9.10.2013 22:56

      Суд присяжных - атрибут гражданского общества, которого в России пока нет...

  • Анонимно
    4.10.2013 15:16

    а нам со Сноуденом смешно

  • Анонимно
    4.10.2013 19:06

    Все заросли грязью. И всем это нравится. Опомнитесь! Вы же все ЛЮДИ.

  • Анонимно
    4.10.2013 23:24

    Хорошие адвокаты, слабая правоохранительная система. Здесь политический вопрос, наказние не избежать!

    • Анонимно
      9.10.2013 22:55

      Согласен, что наказания не избежать. Отчасти согласен, что политика замешана. Но где ты увидел(а) хороших адвокатов?

  • Анонимно
    6.10.2013 09:34

    Ничего себе слабая. Пошли , договорились и отменили не решение судьи , а решение присяжных. Присяжные только для того были введены, что бы освободить суд от давления ментов, потому что суд всегда идет на поводу у следствия даже по сфабрикованным делам. А тут взяли и отменили. Просто нет закона в нашей стране , а есть только телефонное право , болезненные амбиции и преступная " жажда крови" всех без исключения " правоохранителей" включая суды.

  • Анонимно
    8.10.2013 13:29

    Ребята я сейчас обращу ваше внимание на один плакат,который был на митинге в поддержку перваков.Там написано примерно следующее.."Федя не отдал 6 млн.рублей поэтому и сидит за преступления сардая"..Эту фотку легко в интернете найти..Люди которык пришли на этот митинг во-первых я сомневаюсь что пришли бесплатно!Кто оплатил?!Во-вторых чтобы организовать митинг нужен человек,который и будет руководить этим..Сомневаюсь что просто так и бесплатно.Кто оплатил?!По радио и тв вроде объявления не было о предстоящем митинге..Кто-то их оповестил и собрал в нужное время в нужном месте...В ряд ли бесплатно.Ну и Сардаев подтверждает своими показаниями то,что он причастен к этим преступлениям и сдал всех подельников..Федю,Валька,Кисмана.На мой взгляд Сардаев искренне раскаивается в содеяном и то что их оправдали вызвало у него шок..Есть видеозаписи в интернете.Сардаев один не смог бы столько натворить.Значит о роли остальных трех он не врет.
    Этим плакатом косвенно организаторы митинга и подтверждают то,что именно они причастны к этим преступлениям..Это ошибкой было.
    Если кто-то считает что они не виновны,тогда скажите что этот плакат значит?!

  • Анонимно
    25.10.2013 17:39

    Федя и К* должны ответить за свои деяния в прошлом!!! Скольким людям жизни поломали...,а теперь прикинулись невинными овечками!!! Виноваты - в тюрьму!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль