Общество 
5.10.2013

Рустам Батыр: «Время джадидизма прошло»

БЕЗ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ У ТАТАР НЕТ БУДУЩЕГО

Время джадидизма прошло. И не только потому, что данный концепт уже не фиксирует усложнившиеся реалии общественно-религиозной жизни татар. И не потому, что устарели идеалы рационализма, свободомыслия и прогресса, которые он олицетворяет. Джадидизм отжил свое потому, что в целом вопросы модернизации, которые было призвано решить это движение более века тому назад, уже давно решены в татарском народе. Сейчас на повестке дня стоит вопрос не о дальнейшей интеграции татар в русскую/европейскую культуру. С этой задачей мы – татары – великолепно справились. Сейчас речь и идет о том, чтобы сберечь остатки своей идентичности и самобытности, иначе мы можем просто кануть в Лету. А потому на авансцену наших интеллектуальных поисков сама жизнь выталкивает традиционализм как важнейшую часть современной идеологии татар, призванный сохранить их от окончательной ассимиляции. Традиция – тот важнейший столп, без которого у татар не будет будущего.

ДЖАДИДЫ – ЗАПАДНИКИ, КАДИМИСТЫ – ТАТАРОФИЛЫ

Дискурс традиции в западноевропейской философской мысли, если рисовать картину самыми широкими, размашистыми мазками, был преимущественно нанизан на временную ось. Традиция здесь осмыслялась в рамках координат прошлого и будущего. Одни мыслители, коих принято называть консерваторами,  или идеализировали прошлое, или считали, что его надо уважать, ибо оно обеспечивает преемственность поколений и стабильность общества. Другие – рационалисты – напротив, негативно относились к традиции, считая ее тормозом на пути прогресса, тяжелыми гирями, мешающими людям идти навстречу к лучшему будущему. Ряд мыслителей, впрочем, избегали оценочных суждений «хорошо» или «плохо» в отношении традиции, а воспринимали ее просто как фактор общественной жизни, который необходимо принимать во внимание.

В русском дискурсионном поле в осмыслении традиции добавилась вторая ось – пространственная. Традиция осмыслялась здесь также в рамках координат «свойчужой». Именно на этой оси расположились западники и славянофилы. Первые ориентировались на те идеалы и образцы общественного устройства, которые были созданы на Западе. Вторые развитие России мыслили в рамках той самобытности, которая возникла здесь, на территории своей страны.

Обе эти оси стали линей разлома и в дискурсе татарского общества конца XIX – начала XX веков, поделившего его на два лагеря – джадидов и кадимистов. Первые также взывали к рационализму и прогрессу и также ориентировали татар на чужой, западный опыт. Только Запад для них был представлен, как правило, не напрямую, а в лице русской культуры. Не случайно джадиды были принципиальными сторонниками преподавания русского языка в своих «новометодных» школах, ведь они прекрасно понимали, что язык – незаменимый канал транспортировки идей. Вторые, как и подобает консерваторам, были ориентированы на ценности прошлого и были апологетами своей, исламской, традиции. Таким образом, джадидов можно считать западниками среди татар, а еще точнее – русистами, а кадимистов, соответственно, татарофилами, а еще точнее – исламофилами. Повторюсь: это картина в самых общих, широких чертах без учета многочисленных нюансов и без учета вопроса о том, насколько вообще оправданно подобное деление наших прадедов на кадимистов и джадидов.

Демонтаж Советского Союза, в эпоху которого дискуссия о судьбах татар была по большому счету подавлена, вновь выбросил нас на историческое перепутье и снова поставил перед нами проблему выбора своего пути. Что нам избрать в качестве ориентира? Любое планирование будущего невозможно без диагностики настоящего. И здесь у многих возникает соблазн облегчить себе задачу, и потому из архива истории в сегодняшний день начали нести концепты прошлого. Именно поэтому и были вновь реанимированы такие стародавние понятия, как «кадимизм» и «джадидизм», которые порой отождествляют с такими новыми терминами, как «традиционный ислам» и «евроислам».

БЛЭНДЕР ИСТОРИИ ВСЕ ПЕРЕМЕШАЛ ДО НЕУЗНАВАЕМОСТИ

Не многие осознают, что жизнь так перетасовала наши реалии, что подобные исторические параллели не столько проясняют ситуацию, сколько дезориентируют всякого, кто хочет разобраться в ней. Вряд ли понимание сегодняшнего дня откликнется на зов «былтыр». Давайте попробуем разобраться почему.

Как известно, одним из каналов реисламизации современных татар стало иностранное, прежде всего арабское, влияние, которое привело к ваххабизации части мусульманского сообщества. Однако иностранное влияние в штыки воспринимается сторонниками традиционного ислама, т.е. теми, кого можно было бы назвать кадимистами наших дней. Более того, если кадимисты прошлого были ориентированы на Среднюю Азию, где они получали религиозное образование, то «неокадимисты», как и большинство современных татар, в целом хорошо относясь к русским, разделяют вместе с ними негативное отношение к «понаехавшим» мусульманам, что хорошо фиксируется социологическими опросами. Таким образом, пространственная ось «свой – чужой» с русских сместилась на арабов и прочих зарубежных единоверцев, как бы парадоксально это ни звучало. При этом современные «джадиды» еще в большей степени, чем современные «кадимисты», не приемлют зарубежные формы ислама, что ставит оба лагеря на одну общую платформу.

«Джадиды» сегодняшнего дня, отбиваясь от «средневекового» арабского и прочего иностранного влияния и защищая свой, «татарский», ислам, тем самым встают на позиции почвенников, татарофилов, которые прежде занимали кадимисты. Однако самобытность исламской традиции у татар, которую защищают «неоджадиды», заключена уже не в консервативных идеалах кадимистов прошлого, а в ценностях просвещения и рационализме, так сказать, в джадидизме предков. Другими словами, рационализм и идеи прогресса успели стать для нашего народа традицией. При этом ее в полной мере разделяют и современные «кадимисты», которые также учились в советских школах и также прониклись идеями рационализма и научного мышления.

Коротко говоря, блэндер истории перемешал в нашей действительности все до полной неузнаваемости. Мы, конечно, можем обнаружить в его винегрете осколки джадидизма и кадимизма, однако в целостном виде этих явлений, как они существовали прежде, уже не существует. Попытки притянуть за уши к осмыслению нынешних реалий концепты прошлого мало что дадут нам.

ПОДЛИННЫЕ ДЖАДИДЫ СЕГОДНЯ – ЭТО ВЕРУЮЩИЕ

Попытка поднять сегодня из прошлого знамя джадидзма – это значит ломиться в давно открытые ворота. Ошибка современных псевдоджадидов и многочисленных реформаторов ислама заключается не в том, что они занимаются апологетикой рационализма, а в том, что они со своими проповедями прогресса серьезно запоздали. Для того, чтобы быть актуальными, им надо перенестись в наше прошлое хотя бы лет на 100 или же переехать куда-нибудь на Ближний Восток, скажем, в Саудовскую Аравию, где до сих пор живо традиционное общество. А здесь они интересны только сами себе, а также тем, кто не представляет подлинных религиозных реалий татар.

Ошибка их заключается и в том, что они абсолютизируют значимость своего мировоззрения. И считают его единственно возможным для всех, а не только для себя. Их не устраивает, что кто-то в нашем обществе носит хиджаб, а предписание исполнять намаз понимает не метафорически, как бы им хотелось, а буквально. Им непонятны мотивы верующих людей, которые думают и живут иначе. Они мечтают, чтобы все люди, как в старые добрые советские времена, носили одну форму и мыслили по одним шаблонам. Уважение к выбору и свободе другого так и не стало их ценностью. В Советском Союзе этого не воспитывали. Они лезут во внутренний мир верующих людей, мусульман, и учат их, как те правильно должны исповедовать свою религию. По их мнению, мусульмане сами-то не знают, что им предписано в Священном Коране. Все эти тайны открыты только им – светским реформаторам.

Не стоит путать наших предков, создавших джадидизм, с нынешними псевдоджадидами. Наши предки были смелыми людьми. Выступить с критикой существующего порядка вещей в традиционном обществе – для этого требуется недюжинное мужество. Они были джадидами, т.е. обновителями, новаторами, в полном смысле этого слова. Но времена изменились. Сегодня отстаивать рационализм и призывать к прогрессу – это может и любая посредственная личность. Сегодня нет ничего нового в том, чтобы призывать к науке и уповать на разум. Этому учат сейчас начиная со школы.

Сегодня мужество требуется уже для другого – для того, чтобы быть практикующим верующим. Именно верующие сталкиваются с непониманием со стороны большей части российского светского общества. Именно они испытывают массу трудностей при соблюдении религиозных предписаний. Именно они подвергаются и откровенной дискриминации, как, например, в вопросах хиджаба, который часто становится непреодолимой преградой при трудоустройстве. Более того, верующих мусульман постоянно чернят в СМИ, смешивая их с терроризмом, экстремизмом и радикализмом. Далеко не каждый может выдержать это.

И тем не менее находятся те, кто готов столкнуться со всеми этими трудностями. Казалось бы, зачем? Зачем добровольно обрекать себя на мучения, когда можно спокойно жить и беспрепятственно заботиться о своем хлебе насущном, а духовные потребности реализовать в каких-нибудь иных формах? Наверное, можно по-разному ответить на этот вопрос, но, мне кажется, здесь важно обратить внимание не столько на причины, сколько на следствие.

РЕЛИГИЯ НУЖНА НАШЕМУ НАРОДУ

Роль верующих – традиционалистов – в нашем обществе заключается по факту в том, что они восстанавливают общественный баланс, выравнивают перекос в общественном сознании, который произошел в период воинствующего атеизма. Они отнюдь не ретристы, они не хотят повернуть историю вспять и всех пересадить из автомобилей на сани и лошадей, как это пытаются выставить их оппоненты, рисующие образ верующего по пропагандистским лекалам атеизма, а не с реальной жизни. Они просто хотят, чтобы у нашего народа была надежда на будущее, которое для него может и не наступить, если не сберечь в национальном самосознании и бытии те крупицы, которые еще остались у нас после беспощадной культурной стерилизации во время строительства советских человеков.

Религия во многом сформировала татарский народ, его менталитет, язык и обычаи. А значит, кто-то должен поддерживать этот элемент в каркасе нации. Кто-то должен выполнять для нее охранительные функции. Смысл сказанного заключается не в том, чтобы подчинить религию идеям нациостроительства. Религия все-таки связывает нас с Абсолютом, а значит, она превыше подобных земных микрозадач. Смысл сказанного состоит в том, что светские националисты совершают большую ошибку, когда рубят сук, на котором сами же сидят. Вера, выраженная в религии, иррациональна по своей сути. Это нужно просто принять. Попытки переформатировать ее в рамках человеческого измерения – а именно в этом суть любого религиозного реформаторства – выхолащивают веру. А значит, в нашем случае – убивают тот животворный нерв, который питает татарский народ.

Мы не должны идти на поводу у светских реформаторов религии и по другой причине. Успех и конкурентоспособность нашего общества во многом будут зависеть также от того, насколько оно окажется идейно вариативным. Махина Советского Союза рухнула в том числе потому, что у него не было альтернативных стратегий. Все они оказались зачищенными единой идеологией. Как тогда казалось, самой правильной и самой научной. Ценой такой стратегической ошибки стала потеря страны. Поэтому никому из нас не стоит впадать в самовлюбленное заблуждение о том, что лишь только они одни способны предложить обществу единственно правильный путь его развития. Этот грех интеллектуальной гордыни губителен. Вот почему стремление нивелировать через реформирование ислама мозаику нашего мировоззренческого многообразия, подвести ее к единому знаменателю – это зло, ведущее к духовно-интеллектуальной унитарности. История нам такого не простит.

Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (45) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.10.2013 09:32

    в итоге татар неуважают не те ни эти

  • Анонимно
    5.10.2013 09:57

    правильно говорит хазрят! религия спасла в свое время татарский народ от исчезновения. и сейчас должна выполнить эту функцию!

  • Знаете в чем беда таких интеллектуалов - представителей духовенства как Рустам Гаярович Батров? Они всю свою энергию и силу бросили на критику джадизмоцентризма и евроислама Рафаэля Хакимова, не понимая, что он совершенно безобиден. При этом с детальной и доступной для широких кругов населения критикой ваххабизма, который представляет куда большую проблему для мусульман Татарстана, чем евроислам Хакимова, пока зам.муфтия не решается выступить. Вот Рустам-хазрат написал неплохую статью с критикой Хизб-ут-Тахрир, но ее мы не видим на Бизнес-Онлайн (опубликована на ресурсах, куда менее читаемых, особенно светской аудиторией). Почему бы ее не опубликовать на Бизнес-Онлайн, а потом написать несколько статей с критикой ваххабизма. Это было бы гораздо полезнее, актуальнее и нужнее, чем наезды на джадидоцентристов.

    • Анонимно
      5.10.2013 18:37

      Потому, что лобовую угрозу экстремистов распознать гораздо легче обывателю. И он, имея простой жизненный опыт может этому противостоять. А вот способ медленного разложения народа заметить очень сложно. Мы видим что сделали с СССР при помощи не войн и не терактов, а внутреннего нравственного упадка. Вот от этого и пытается нас предостеречь и защитить уважаемый Рустам хазрат. Яд опаснее автоматов.

    • al-kazani
      5.10.2013 19:24

      Опять выдаём желаемое за действительное?Статей против "ваххабитов" у Батрова куда больше чем с критикой т.н. "евроислама". Вот чего ему пока не хватает, так это того, чтобы вывести смутьянов вроде тебя на чистую воду.

      • Анонимно
        5.10.2013 19:42

        Раиса Сулейманова уже прокуратура вывела на чистую воду))

        • Анонимно
          5.10.2013 20:03

          Он , в свою очередь, тоже прокуратуру вывел в такую же воду. Парень не из робких.

        • al-kazani
          6.10.2013 14:53

          Об этом можно будет говорить когда ему дадут реальный срок за клевету, разжигание межнациональной и межконфессиональной розни, а так же оскорбление чувств верующих.

          • Анонимно
            6.10.2013 17:27

            Не переживайте, Раису Сулейманову ничего не будет. И Вы это прекрасно понимаете. Сколько бы в Ваших словах не было злобы к нему, Раис Сулейманов умеет заставить считаться с собой.

  • Анонимно
    5.10.2013 12:25

    Рустам хазрат, Вы молодец! Самое главное, что есть у нашего народа - это вера. И Вы делаете правильно, что в своих статьях встаете на защиту этих ценностей, критикуя заблудших. Защита веры должна быть комплексной, посему нужны статьи против Хакимова, против ваххабитов, хизб ат-тахрир и вообще любой другой ереси

  • Анонимно
    5.10.2013 12:31

    Раис, сынок, не предавай свой народ, подключись к проблемам сохранения нашего языка. Для нас это задача №1.Потеряем язык, потеряем себя.

  • Анонимно
    5.10.2013 13:07

    Очень умный и интеллигентный парень.Смотрю его выступления по ТВ.Поражает своими познаниями в Исламе.

  • Анонимно
    5.10.2013 13:11

    В далекие века при неграмотном народе с помощью проповедей была необходимость просвещать народ.А как бы еще с этой задачей справились? Общечеловеческие ценности вырабатывались за всю эволюцию человечества. Много было цивилизаций до христианства и ислама.Продвинутые люди для просвещния своих народов понимали,что нужно стремиться к этим идеалам и использовали для этого различные способы. Наиболее удобный способ внушение, т.е. религия.Времена изменились,есть множество других способов,например образование.Почему-то принято считать, что татары-мусульмане, а русские- православные. У религий нет национальностей, как и у наций нет религии. Можно найти сторонников, но чтобы стали на твою сторону ты должен быть идеалом.Символично что КГУ и ДУМ разделяет огромное жизненное пространство-парк. Жизнь людей проходит в основном в этой среде, но и слава аллаху жаждущих знаний у КГУ больше чем около ДУМ. внушение т.е. религия. Но почему-то упорно нам внушают и сейчас что татары- мусульмане а русские-провославные. Урелигий нет национальности ка и у национальностей нет религии. Можно ли строить Иннополис и одновременно впадать в средневековую дремучесть. Недаром КГУ и ДУМ разделяет парк, жизнь большинства людей протекает в этом парке и это хорошо.

  • Анонимно
    5.10.2013 13:34

    Статья интересна.А вот вопросы "якобы татарина" Раиса Сулейманова интересны для русских националистических сайтов для ссылок и цитирования.А его частый "одобрямс" Хакимова заставляет задуматься.

  • Анонимно
    5.10.2013 14:17

    Заметил такую тенденцию,что хазраты традиционного для казани ислама сами часто задирают мусульман которые как то отличаются,например бородой,поднятием рук при намазе,произнесение аминь в слух. Хотя среди тех кого задирают есть и суфии, и кто в тарикате, представители шафиитского и иного масхаба. Происходит непонимание,смута, споры и все остальное что отрицательно сказывается на тношениях между мусульманами. Являясь так сказать представителем традиционного ислама, считаю что нужен здоровый диалог, обмен мниниями, уважение к друг другу.

    • Анонимно
      5.10.2013 14:53

      Иконы в мечети когда будем вешать?Памятники ставим,надгробные камни с видом(СУРЭТЕ"белэн-ДАЖЕ Глубоко верующим!Двойные стандарты и в религии процветает.Когда назначают цену молитвам,когда финансовая сторона выходит на превое,главенствующее место в религиозной жизни,особенно Казани-у меня,грешного возникает глубокое сомнение-не сидят ли светские реформаторы в самом ДУМ е?Если ошибаюсь-простите,тэубэ!знакум

  • Анонимно
    5.10.2013 15:09

    Автор упрекает СССР за отсутствие альтернативы,а сам навязывает религию, как единственный путь. Не получится в 21 веке заставить людей верить в то, что было писано для людей 6-го века, на их уровне.Конечно, каждый вспоминает Бога, когда ему трудно, но, так же, забывает о нем через 5 минут. И потом, единственная морковка это обещание того, чего проверить невозможно, а взамен нужно биться головой об пол по 5 раз в день, мучить организм во время уразы, голодая днем и обжираясь ночью. К тому же, если послушать наших мулл, то на пути в рай столько запретов и заборов, что попасть туда совершенно невозможно. В мечетях одни старики, которые хотят грехи отмолить или приезжие, воспитанные в исламе с младенчества. Отпугивает также тот факт, что 99 процентов террористов мусульмане. Думаю, лучше остаться агностиком, веря в добро и помогая людям, а не содержать мечети, потому как потом может оказаться, что это рассадник ваххабизма, следовательно потенциального терроризма. Да и не нужны посредники между Богом и человеком.

    • Анонимно
      5.10.2013 21:56

      Каждый человек решает для себя делему быть соблюдающим муслимом или выбрать легкий путь .Остальное все словесная мишура .Буре .

      • Анонимно
        5.10.2013 22:48

        Легкий путь? Вспоминается анекдот, как один занимался сексом стоя в гамаке. Может быть каждый для себя решает, во что он верит и стоит ли преодолевать трудности ради того, во что не верится? Добавлю к вышесказанному, что в мусульманстве есть еще одна нерешаемая проблема, если у христиан худо-бедно, выстроена какая то вертикаль власти, то у нас каждый суслик агроном, кто то может сказать, что мусульманин должен быть терпимым к другим верам, кто то предлагает резать неверных, а кто то вообще предлагает убивать других мусульман, если они не сунниты, например.

        • Анонимно
          6.10.2013 08:13

          Все проблемы от невежества в том числе у вас .Вам нужна вертикаль чтобы иметь горизонталь покорной государству серой массы .Это мы уже проходили, вначале застой ,потом загнивание . Буре .

          • Анонимно
            6.10.2013 09:49

            Проблемы от невежества, говорите? Ну вы то, наверное, себя просвещенным считаете, тогда объясните, то, о чем я говорил выше, а именно, почему муллы в одном приходе говорят, что нужно быть терпимым к другим религиям, в другом призывают убивать неверных, а в третьем предлагают убивать мусульман за то, что они не сунниты? Только в Ираке за один месяц было убито более 1000 шиитов, причем взрывали мечети, кладбища, где были и женщины и дети. Если бы была вертикаль, то в исламе давно бы определились с этим и нарушителей отлучали бы. Но у нас каждый мулла примеряет на себя халат Пророка, толкуя положения Корана так, как считает нужным.Вот здесь и процветает невежество.Вертикаль власти в исламе нужна для того, чтобы муллы не уподоблялись шаманам, толкуя строки Корана каждый на свой лад.

            • Анонимно
              6.10.2013 10:51

              Повторяю еще раз все проблемы от невежества . При чем здесь Ирак когда мы разбираем ситуацию в Татарстане ? Помимо религиозного невежества есть невежество цивилизационное усугубленное внешней оккупацией .Плюрализм мнений который мы наблюдаем в Татарстане дает возможность нашей мусулманской умме найти оптимальное решение наших внутренних проблем .Пока мы не нашли это решение ,вертикаль не имеет смысла .Она будет не жизнеспособна а в худшем случае будет вредить нашему народу .Идет внутренний рост нашей уммы .назовем все эти трения - проблемами роста .Сам я ханафит ,но в салафитах не вижу угрозы . Буре .

              • Анонимно
                6.10.2013 11:09

                Как причем? Там что, не мусульмане друг друга режут, или есть татарский ислам, а есть арабский? И потом, даже в Татарстане есть ваххабиты, в Татарстане взорвали муфтия, взрывали опоры электропередач и так далее.Но вы же не видите угрозы в салафитах, подумаешь, они убивают других мусульман в Сирии и Ираке десятками тысяч, их же оправдывает внешняя оккупация (интересно, где это вы нашли в Сирии оккупацию? разве что салафиты со всех краев туда стекаются на деньги Катара и Саудовской Аравии). Судя по вашим доводам, вы не ханнафит, а салафит, выученный где то у арабов, таких тут много при Гусман хазрате и его предшественниках развелось.В общем, я вижу пока от вас одно словоблудие (наверное отточенное в проповедях в мечети) и отсутствие вменяемых ответов на поставленные вопросы.

                • Анонимно
                  6.10.2013 12:03

                  Вы бы приуспели на ниве инквизиции . Дед ваш видимо из НКВД .чувствуется школа . Для таких как вы мир разделен на черное и белое ,но в жизни так не бывает . Все намного сложнее а вы хотите все упростить .Здесь друг там враг . Время вашего черно белого кино прошло .Привыкайте жить в конкурентной среде по другому не получиться .Салафиты и Хизбут Тахрир нужны нам татарам как раздражитель . Хочешь не хочешь заставляет глубже вникать в Ислам, помимо намаза начинаешь понимать чем отличается акыда псевдо салафитов от ашарито матудудитской акыды .Для нас плюсов больше чем минусов от наличия салафитов в нашей Республике . Время самоучек и любителей уходит в прошлое без глубоких знаний наши имамы и муфтии не смогут вести за собой умму .Прочитайте для начала тафсир Курана на татарском или на худой конец на русском языке ,потом многие ваши вопросы отпадут сами собой .Буре .

                  • Анонимно
                    6.10.2013 14:24

                    Инквизиция, в наши времена, осталась только в мусульманских странах. В ваших мыслях чувствуется зависть к арабским муллам, которые обладают реальной властью, и вы бы с удовольствием назначали бы по 40 плетей женщине, которая села в машину, управляемую не ее родственником, как это произошло на днях в Судане или присудили бы забивание камнями жену, которая решила бы уйти к другому мужчине.Но, как говорится, бодливой корове Бог рогов не дает. Так что можете завидовать дальше, такого здесь не будет.Насчет подкидывания салафистских дров в татарский костер, то такая конкуренция нужна только жалкой кучке богословов, спорящих о том, сколько чертей может уместиться на кончике иглы, а основной массе ваше словоблудство неинтересно, ее больше беспокоит возможность терроризма, которым любят заниматься ваши любимые салафиты.Призывание хизбут тахрира для раздражения напоминают действия ребенка, бросающего горящие спички в стену дома, из интереса, загорится или нет, а если загорится, то весь дом сгорит или что то останется.Для того, чтобы понять, что салафиты несут смерть, не нужно углубляться в изучение ваших акыдов, достаточно увидеть внешнюю разницу между спокойным Татарстаном и войной между алавитами и суннитами в Сирии.

                    • Анонимно
                      6.10.2013 17:16

                      Ну вот все ясно с вами .Вы банальный атеист с фобиями .Перед татарским народом стоят вызовы намного коварнее и опаснее чем религиозный экстремизм .Спид ,наркомания ,пьянство ,проституция ,потеря нравственных ориентиров (при союзе было ненамного лучше ) разрушение семьи ,ассимиляция .Ислам дает возможность решить все эти проблемы .Татарстану предстоит в будущем стать Независимым государством .С инфантильными гражданами как вы нам не решить этой задачи .Планов громадье работы на всех хватит .Посмотрите на опыт Турции и перестаньте пугать себя и других .Буре .

                      • Анонимно
                        6.10.2013 17:34

                        Я не атеист, я агностик. Знаем мы, как ислам решает проблемы, как, например, в Афганистане, вгоняя всех в средние века. Не мечтайте, не получится у вас в Татарстане подобное, поэтому фобий (страхов) по этому поводу у меня нет. Насчет независимости, я бы поостерегся такую пропаганду вести. Езжайте лучше к арабам или к туркам, там и живите, хотя, там и своих демагогов хватает, поэтому там придется ручками, а не языком работать.

                        • Анонимно
                          6.10.2013 21:52

                          Никаких мечтаний .Один только трезвый расчет .Как в Афганистане не получится при всем желании .Не давайте советы если вас об этом не просят .А П Чехов писал" Надо по капле выдавливать из себя раба " эти слова как видно не потеряли свою актуальность и в современной России .Буре .

                          • Анонимно
                            6.10.2013 22:37

                            Я тоже не просил ваших советов, но вы мне все навязываете изучение трудов каких то непонятных людей, которые взяли на себя смелость толковать Коран.Касаемо "раба", посмотрите в зеркало, вы же каждый день десятки раз повторяете, я раб.Насчет получится или не получится, как в Афганистане, конечно не получится, и как у арабов или турков не получится, так что можете свои расчеты, мягко говоря, оставить при себе. У нас, во первых, больше половины населения не татары, во вторых из татар и 5 процентов не наберется настоящих верующих. Так что ваши расчеты это и есть мечта.

                            • Анонимно
                              7.10.2013 01:59

                              Татар по данным переписи 53% по РТДалее большевиков,когда они делали революцию,даже 0,1% от количества населения не было. подобных примеров уйма.С этим спорить бессмысленно,или вас интересует спор ради спора?!

                              • Анонимно
                                7.10.2013 08:13

                                я мордвин, но в переписи меня записали как татарина

                              • Анонимно
                                7.10.2013 08:28

                                Согласен с вами ,историю вершат пассионарные люди .Мусульманские семьи как правило многодетные, демографический состав населения Татарстана и России будет меняться .Спорить нет смысла ,тоже верно . Буре .

                                • Анонимно
                                  7.10.2013 13:11

                                  Ждите пару тысяч лет, пока татары по численности с русскими сравняются. Да и большинство татар не захотят возвращаться в средние века, времена шариата, это уже давно пройденный этап.

                              • Анонимно
                                7.10.2013 08:38

                                о чем говорят эти 53% процента? татарами записывали и детей от смешанных браков и чуваш и т.д. главное чтобы было больше чем всех остальных. при переписи татарстан дал данные самый последний. потому что если бы в республике было татар меньше половины, было бы очень сложно утверждать что татары титульная нация республики.

                                • Анонимно
                                  7.10.2013 11:54

                                  Укажите первоисточник этой информации,если его нет,тогда это ваш личные домыслы.

                  • Анонимно
                    7.10.2013 13:56

                    Грамотные имамы и муфтии, даже бороду по татарский не могут отрастить, ходят как бандиты в Чечни, и своим видом пугают детей. Об этом несколько раз писал и сегодня опять книги когда смотрел, увидел портрет просветителя Каюма Насыри, и в душе тепло стало. Надо открыть халяль парикмахерскую при мечетях и сделать истинный татарский вид этим ученым имамам, которые 2-3 года были в арабских странах и кроме бороды ничего не научились, что надо людям.

    • Анонимно
      5.10.2013 22:35

      Я желаю вам читать 5 раз в день намаз,держать пост,и ощутить сладость Веры.Организм во время уразы не мучается,ночью не обжираются(обжорство в Исламе не приветствуется).Разрешенного намного больше чем запретов,а запрещены очевидно плохие вещи.В мечетях 80% людей не пенсионного возраста,и в основном местные.Приходите,сами все увидете.Жертвами террактов в подавляющем большинстве являются мусульмане.Это факт.В Исламе посредников между Богом и человеком нет.А помогать людям,это и есть обязанность мусульманина.

  • Анонимно
    5.10.2013 16:13

    Положим, не сами "великолепно решили", эту задачу в каком-то виде решила советская система. "В каком-то виде", потому что интеграция произошла не в европейскую, а в советскую систему ценностей, причем путем перемешивания этносов в условиях изоляции их от внешнего мира, на безальтернативной основе.

  • Анонимно
    6.10.2013 11:22

    А замечание Раиса Сулейманова абсолютно справедливо: чего Батров сила тратит на грызню с Хакимовым, пусть раскритикуют Юнусова и его единомышленников. Идриса Галяутдинова, например, которого недавно вернувшегося из Саудовской Аравии так приветливо встречал новый муфтий

  • Анонимно
    6.10.2013 14:24

    Пошто шумим,братцы?

  • Анонимно
    6.10.2013 16:58

    Светские татары - это продукт последних десятилетий. А религия вечна. Сегодня атеизм уже не в моде. Скоро атеизм уйдет окончательно в прошлое.

    • Анонимно
      6.10.2013 17:28

      Текст похож на мантру: "Атеизм не вечен, атеизм уйдет в прошлое, религия вечна"Читайте это стопицот раз в день, может мысль материализуется.Светские татары, это современные, образованные люди, которые понимают, что сказки более чем тысячелетней давности это всего лишь сказки. Как учил нас старшина в роте "Пощупал-есть, не пощупал-нет". Щупать же совершенно нечего, нет божественных проявлений, никто с того света весточек не подавал.Тупо, бездоказательно верить, потому что так сказал мулла, вот это точно ушло в прошлое, да и моды на религию нет, как бы вам этого не хотелось, не в тренде она, все только номер отбывают, да и то по праздникам.

  • Анонимно
    7.10.2013 08:07

    Далай-Лама, ныне живущий идеолог буддизма произнес революционные слова!«Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но реальность… такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я всё больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще».Это действительно эпохальное заявление. Лидер нескольких миллиардов буддистов говорит о том, что он сегодня не видит в религиях современную духовную и этическую основу общества.И это так! Человечество переходит из детского сознания во взрослое, и люди не хотят быть «рабами божьими». Растёт самоосознание, люди желают быть творцами своей жизни, а им предлагают тысячелетние догмы. И это уже не соответствует времени и эволюции.Я считаю, что у религий нет будущего, и об этом говорю уже несколько лет. Ещё одно-два поколения, и религии начнут уходить со своих позиций, и к концу столетия они останутся только как музейный экспонат… И заявление такого важного религиозного деятеля – серьёзный факт.Источник - http://www.pravda-tv.ru/2013/09/04/26447

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль