Общество 
22.10.2013

Аппаратные войны президента академии наук РТ с главным историком республики

26976.jpg
Академия наук Татарстана

БУНТ ЗАКОНЧИЛСЯ, НО БУНТАРЬ ОСТАЛСЯ

В распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказалось письмо первого вице-премьера РТ Равиля Муратова, в котором он выступил в защиту сохранения самостоятельности Института истории, входящего в структуру академии наук РТ.

Напомним, что данная история тянется с конца прошлого года. Тогда газета «БИЗНЕС Online» написала о так называемом «бунте академиков». Принятие нового устава АН РТ неожиданно привело к противостоянию его руководства с учеными некоторых ее подразделений. Руководители сразу трех научных учреждений – Института истории, Института информатики и центра перспективных экономических исследований АН РТ – отказались превращать их в обособленные филиалы без юридического статуса и расчетных счетов.

Не найдя понимания в АН РТ, директор института истории Рафаэль Хакимов обратился тогда с письмом к первому вице-премьеру РТ Равилю Муратову (куратору науки в РТ) с просьбой сохранить самостоятельность возглавляемого им института. Хакимов, возмущенный резким понижением статуса своего института, заявил тогда газете «БИЗНЕС Online»: «У нас есть еще другой учредитель – кабмин. Мы будем добиваться, чтобы был этот учредитель. Академия наук РТ нам нужна как авторитетная организация, чтобы она осуществляла научно-методическое руководство».

Спустя несколько месяцев, зимой этого года, в конфликт вмешался уже президент РТ, который, как выяснилось, выступил категорически против «растаскивания» академии. Его позиция известна со слов Ахмета Мазгарова, он встречался с президентом РТ Рустамом Миннихановым, где и были вроде как расставлены точки над i. «Президент принял решение: никакого растаскивания академии наук Республики Татарстан не будет, все институты войдут в состав академии как обособленные подразделения. Президент обещал максимально делегировать центральные функции этим институтам. Определенные потери будут, например, перерегистрация диссертационных советов… Но мы знаем, как эти потери довести до минимума. Поэтому принято окончательное решение, чтобы академию сохранить и развивать», – заявил он.

мазгаров с муратовым.jpg
Ахмет Мазгаров и Равиль Муратов

Тогда же стало известно, что «оппозиционер» Хакимов был назначен вице-президентом АН РТ – наблюдатели посчитали, что это своего рода «отступные» в обмен на то, что Хакимов не будет вновь поднимать этот вопрос. К слову, согласно сайту АН РТ, в академию входят 6 институтов, включая Институт языка, литературы и искусства им. Ибрагимова, Институт истории им. Марджани, Институт татарской энциклопедии, Институт проблем экологии и недропользования, Институт информатики, Научно-исследовательский институт «Прикладная семиотика», а также две финансируемые АН РТ организации – научно-исследовательский центр семьи и демографии и центр исламоведческих исследований. Плюс к этому добавляются 25 организаций, работающие под научно-методическим руководством АН РТ.

УЧРЕДИТЕЛЕМ СДЕЛАТЬ МИНОБРАЗ

Казалось бы, тогда в конфликте была поставлена окончательная точка, но начавшаяся летом скандальная федеральная реформа РАН дала возможность продолжить борьбу за независимость Института истории. Так, в вышеупомнятом письме Муратова говорится, что поставление татарстанского кабмина «О реорганизации научно-исследовательских институтов и центров академии наук РТ» противоречит новому федеральному закону о реформировании РАН (от 27 сентября 2013 года).

«Учитывая роль Института истории имени Марджани академии наук РТ в деле написания объективной истории татар России и народов Татарстана, а также участие в подготовке проекта историко-культурного стандарта единого учебника истории России, необходимо сохранить статус Института как юридического лица (государственного бюджетного учреждения) с передачей функций и полномочий учредителя министерству образования и науки РТ. При этом необходимо сохранить общее научно-методическое руководство за академией наук РТ», – говорится в письме. По сути, это означает переподчинение института из-под юрисдикции АН РТ Мазгарова под вице-премьера – главу минобраза Энгеля Фаттахова. «Прошу вашего согласия», – такими словами заканчивается письмо.

Само обращение датируется 3 октября, и на нем указана резолюция Минниханова: передать для рассмотрения до 3 ноября 2013 года, во-первых, Минтимеру Шаймиеву, затем – руководителю аппарата главы республики Асгату Сафарову и премьеру Ильдару Халикову.

БЕЗ СОВЕТА ПО ДИССЕРТАЦИЯМ И СЧЕТОВ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», обращению Муратова в защиту Института истории предшествовала достаточно долгая переписка Хакимова с казанским Кремлем. Так, 9 сентября Хакимов написал письмо Сафарову с критикой реорганизации АН РТ. «Сегодня все институты превращаются в одно ГБУ, где Институт истории имени Марджани становится обособленным подразделением. Вместе с этим появляется «вертикаль власти», органичиваются финансовые возможности, а главное – у нас закрывают совет по защите докторских диссертаций – единственный в России, где была представлена татарская тематика», – пишет ученый.

26969.jpg
Рафаэль Хакимов: «На сегодня мы доказали, что можем самостоятельно работать, и к нашей работе нет претензий. Зачем же менять наш статус?»

Пикантная деталь: Хакимов отмечает, что руководство АН РТ нашло возможность придать некоторым своим учреждениями особый статус. В качестве примера приводится Волжский НИИ углеводородного сырья (ВНИИУС), возглавляемый самим Мазгаровым, и центр экономических исследований (учредитель – минэкономики, а директором является проректор КФУ Марат Сафиуллин). «В силу частных интересов нас переводят в разряд подразделений ГБУ АН РТ». Далее директор Института истории констатирует, что его ведомство самодостаточно, и приводит в качестве примера участие в проектах 1000-летия Казани, возрождение Болгара и Свияжска, издание 7-томной истории татар.

Вспоминает в письме Хакимов и оптимизацию АН РТ, когда после исследований Томаша Навратила в институте из 134 сотрудников осталось 93. Самую большую тревогу автора письма вызывает вывод института из реестра юридических лиц. Завершается письмо просьбой придать историкам тот же статус, что и ВНИИУС, и центру экономических исследований, сделать учредителем минобраз РТ.

Спустя 10 дней Хакимов обращается уже к Муратову. Инфоповодом становится принятие Госдумой закона о реформировании РАН. Он здесь еще раз указывает, что создание из Института истории филиала АН РТ – это не выход, и намекает, что это идет вразрез с федеральным законом. Хакимов просит предоставить институту тот же статус, который получил центр перспективных экономических исследований Сафиуллина.

О степени накала борьбы между двумя академиками говорит и письмо Мазгарова, адресованное Хакимову. В нем директора Института истории просят до 10 октября предоставить галвбуху акт приемки-передачи имущества института истории на баланс АН РТ.

26989.jpg
Институт истории им. Марджани

«В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ПРЕЗИДЕНТ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ НЕУГОДНОГО ДИРЕКТОРА»

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментарием к Хакимову.

- Мы с самого начала настаивали на том, чтобы нас сохранили как есть, а не превращали в обычный отдел, как это планируется сейчас сделать с другими институтами, – рассказал академик. – Мы самодостаточны и хотим эту самостоятельность сохранить. На сегодня мы доказали, что можем самостоятельно работать, и к нашей работе нет претензий. Зачем же менять наш статус? Во-вторых, иначе у нас закрывается совет по защите докторских диссертаций, а для нас это существенно важно. Благодаря этому мы все же вышли на международный уровень и хотим его сохранить.

Теперь идут и изменения в российской академии наук в том русле, как мы и предлагали. А то, что делает сейчас АН РТ, идет совершенно в другую сторону в том смысле, что лишает самостоятельности все институты. Думаю, что все это происходит совершенно не в том русле, как строится мировая наука. Поэтому Муратов посчитал возможным, учитывая наш опыт, достижения, что надо сохранить институт и даже более тесно увязать деятельность с работой госорганов. В частности, с министерством образования и науки и министерством культуры Татарстана, с которыми мы итак всегда тесно работали, чтобы быть ближе к практике.

Минусы объединения – в окончании самостоятельности. Директор будет не выбираемый, а назначаемый только по контракту на один год. В любое время президент может заменить неугодного директора. А я, например, иногда высказываю мнение, которое не нравится начальству. Главное, что ухудшится работа. Сразу ликвидируется аспирантура. Она и сейчас уже страдает, поскольку академия лицензию не может сделать. Совет закрывается. В финансовых вопросах у нас самостоятельность, а при объединении бюджет будет общим, и мы уже не сможем свободно распоряжаться теми средствами, которые добываем. Мы всегда на необходимое издание имели возможность получить соответствующих спонсоров или средства из бюджета. Нам неинтересно, чтобы кто-то распоряжался нашими средствами. Мне совсем не нравится, если историкам будут говорить, как писать историю, неисторики.

С российской академией наук у татарстанской есть некие общие тенденции. Мне больше всего нравится, как поставлена работа центра развития наук при Принстонском университете. Эта модель еще лучше, и нам бы надо ориентироваться на нее, но пока в российской академии самостоятельность институтов даже увеличивается. Другое дело, что страдает управление собственностью, но у Института истории нет собственности, поэтому нас это несильно волнует. В Принстоне все институты самостоятельные, отделения тоже как отдельные юрлица. Аппарат становится небольшим, а у нас он очень раздут и непонятно чем управляет. Позиция академии наук Татарстана в этом вопросе – слить всех в один институт: и экономистов, и филологов, и математиков, и экологов – и сделать все одним институтом с подразделениями. Из ЕГРЮЛ Институт истории пока еще не вывели, поскольку мы не подписали бумаги о передаче своих активов академии наук. Надеюсь, что институт не будет выводиться. Срок дан до 3 ноября.

В академии наук РТ от комментариев по поводу инициативы Муратова о сохранении за Институтом истории самостоятельности воздержались. «На письмо Р.Ф. Муратова есть поручение президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова отдельным учреждениям и ведомствам с просьбой внести предложения до 3 ноября 2013 года», – лишь уточнили нам в пресс-центре академии.

«КАК БЫ НЕ РАЗРУШИТЬ АКАДЕМИЮ НАУК»

Газета «БИЗНЕС Online» опросила мнение экспертов о борьбе Института истории за свою самостоятельность.

Разиль Валеев – председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам:

- Самостоятельные институты у нас уже имеются, прецеденты есть. Все стремятся быть самостоятельными. Татарстан в 1990 году захотел быть самостоятельным. Все хотят быть самостоятельными, но ведь у нас есть и общие задачи. Как бы не разрушить академию наук таким путем. Под угрозу ставится существование нашей академии.

Сейчас очень активно работает Институт истории, очень многое делает. Но вопрос необходимо изучить разносторонне – сколько будет плюсов и минусов. Если плюсов будет больше, то, конечно, вопрос о самостоятельности можно решить положительно. Спонтанно ответить о самостоятельности нельзя, надо изучить вопрос со всех сторон.

Что касается реформы российской академии наук, то закон только еще принят. Пока еще не приняты подзаконные акты и не сделано много другой работы, результатов нет. Когда у них реализуется закон, тогда и у себя будем делать какие-то движения.

_mg_7170.jpg
Разиль Валеев: «Татарстанскую историю, татарский язык, этнографию никто, кроме нас, изучать не будет»

Я считаю, что в Татарстане академия наук должна быть, и надо усилить гуманитарную составляющую, потому что с созданием академии в нашей республике очень активно начала развиваться гуманитарная наука. Особенно историческое направление, языки и искусство. Химия, физика, математика – это интернациональные науки, а наши Институты истории, энциклопедии должны быть в приоритетном положении, потому что татарстанскую историю, татарский язык, этнографию никто, кроме нас, изучать не будет. Это прерогатива нашей академии наук. Если все институты отделятся от академии, не знаю, что будет.

Рамиль Хайрутдинов – директор института истории КФУ:

- Говорить о той ситуации, которая сложилась, надо исходя из общего контекста состояния академической науки в России, потому что все это очень тесно взаимосвязано, и речь не идет о каком-то частном случае. Это тенденция. Прежде всего это касается российской академии наук. По большому счету, тот путь, который предлагает Рафаэль Сибгатович, имеет право на существование, это его точка зрения и коллектива. Моя точка зрения основывается на том, что академия наук Татарстана создана 20 лет назад, создавалась как социо-гуманитарная. Приоритет был в изучении культуры, традиции, истории татарского народа, и на сегодня ситуация, когда одно учреждение уходит под юрисдикцию другого, чтобы сохранить юридическое лицо, свидетельствует о каких-то юридических коллизиях. Речь не идет о том, что институт перепрофилируется, а речь о том, чтобы найти юридическую форму, которая позволит этому успешному перспективному институту продолжить свою работу в тех масштабах и той форме, к которым уже привыкли.

Речь идет о известной доле самостоятельности. Сейчас получается сложная ситуация: де-юре Института истории как бы нет. Есть решение академии наук, в соответствии с которым необходимо принять решение по институту. За спиной Хакимова коллектив, ответственность, а самого института как бы нет, при этом надо выплачивать зарплату, подписывать соглашения на будущие проекты, программы. На сегодня все вопросы связаны именно с легитимностью данного института. Поэтому говорить о том, что происходит нечто ужасное, нельзя. Речь идет только о юридическом преобразовании. Люди, программы – все остается тем же. В этой ситуации уходит только время и теряется уважение к академии наук, к гуманитарной науке. Вместо того чтобы тратить время на подготовку специалистов, разработку научных программ, идет некая определенная стагнация. Для Рафаэля Сибгатовича это важный, принципиальный момент. Я могу лишь поддержать коллектив института и сказать, что Институт международных отношений и востоковедения федерального университета также готов оказать содействие в реализации проектов.

Это не Муратов предлагает подчинить институт минобразу, а коллектив Института истории. Это старая ситуация, и она возникла даже не месяц назад, и речь шла не только об одном институте. Повторюсь, что это проблема нашего законодательства. К большому сожалению, все сделано максимально для того, чтобы подчинить академическую систему жесткой вертикали, лишив ее определенного рода самостоятельности в проведении тендеров, в определении источников финансирования, кадровых решениях. Все это завязано на возможности дальнейшего развития. Хакимов считает, что, перейдя в минобраз, сможет более полно реализовывать ресурсы своего института. Это не плохо и не хорошо, но это неправильно. Я имею в виду то, до чего доведена ситуация. В ближайших регионах такого не происходит. Там тоже гуманитарии отстаивают свои интересы, но здесь речь идет о том, чтобы фактически из состава учредителя вышли историки. Хочется верить, что будет найден некий компромисс.

Азат Ахунов – доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института международных отношений КФУ:

- Сложно верить, что будет сохранена самостоятельность, учитывая естественные процессы в свете последних событий в России. Форма, в которой раньше работал Институт истории, была эффективной. Трудно сказать, что будет при новой форме. Институт истории всегда все мы связываем с фигурой Рафаэля Хакимова. Сложно предположить, что будет в другом случае, если руководить институтом будет кто-то другой. Во главе каждого процесса должен быть лидер, и у Института истории он есть.

Академия наук Татарстана очень трудно меняется и пытается отвечать требованиям современного общества.

Если говорить о важности самостоятельности в управлении финансированием, то, например, у нас в КФУ все централизованно, но тем не менее все структуры имеют возможность принимать самостоятельные решения по финансам. Боюсь, что в академии наук это будет немного по-другому. Это скорее шаг назад, чем шаг вперед. Думаю, что передача полномочий Института истории, в том числе финансовых, отрицательно скажется на работе института.

Справка

Академия наук РТ — государственная организация, учреждена 30 сентября 1991 года «в целях обеспечения высокого уровня развития фундаментальных наук в республике, усиления их роли в решении актуальных проблем материальной и духовной культуры, народного хозяйства, координации научно-исследовательских работ, ведущихся в академических, отраслевых институтах и вузах».

Академией ежегодно присуждаются 11 именных премий, в том числе две международные: по физике — им. Завойского, по химии — им. Арбузова, а также премии им. Марджани (в области гуманитарных наук), им. Камая (химия и химические технологии), им. Энгельгардта (биология) и т.д.

Основные организации, работающие под научно-методическим руководством АН РТ: Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии (ВНИИ расходометрии); государственное научное учреждение «Татарский НИИ сельского хозяйства»; государственное учреждение «Татарский научно-исследовательский институт агрохимии и почвоведения РАСХН»; государственное унитарное предприятие РТ «Татарстанский центр научно-технической информации»; ЗАО «НИИтурбокомпрессор»; Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО; казанское НПО вычислительной техники и информатики; казанский региональный центр экспертизы недр и др.

Первым президентом АН РТ был Мансур Хасанов. Сегодня президентом АН РТ является Ахмет Мазгаров.

Институт истории АН РТ

Создан 14 июня 1996 года на базе отделов истории, этнографии, археологии, истории общественной мысли и исламоведения Института языка, литературы и истории им. Ибрагимова; как юридическое лицо он начал работать с января 1997 года. Институт организован с целью стимулирования научных исследований в области истории Татарстана и татарского народа, подготовки высококвалифицированных кадров.

Институт поддерживает научно-организационные связи с академическими и вузовскими научными подразделениями РТ, РФ и СНГ – Институтом археологии, Институтом философии и Институтом этнологии и антропологии РАН, Государственным историческим музеем, кафедрой археологии МГУ, Государственным Эрмитажем, МарНИИ, УдНИИ, Удмуртским университетом, ИИЯЛ Башкирского научного центра, КГУ, КГПУ, КГАКИ, ЕГПИ, Ветеринарной академией, Институтом энциклопедии и другими институтами АНТ; музеями Йошкар-Олы, Чебоксар, Уфы, Самары, Ижевска, Перми, Нижнекамска; заповедниками; архивным управлением, Госмузеем, министерством образования РТ.

Заключены договоры о научном сотрудничестве с Нью-Орлеанским университетом (США), Институтом востоковедения им. Бируни АН Узбекистана, Институтом истории Узбекистана, Институтом востоковедения РАН и др.

Глава института – Рафаэль Хакимов. Количество сотрудников института – около 100.

Нужно ли лишать институт истории им. Марджани самостоятельности? (22.10.13-23.10.13)
17%Да, порядка и финансирования станет больше
40%Нет, институт самодостаточен и это лишь усложнит работу
11%Это не важно, так как нынешняя реформа РАН убьет все остатки науки в стране и республике
31%Нужно вообще закрыть этот институт, нам «такая» история не нужна
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (75) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.10.2013 09:12

    Закрывать надо этот институт псевдоистории. Опозорился выдумыванием 1000-летия Казани путем подделанной монеты. Толку от него мало

    • Анонимно
      22.10.2013 09:42

      Одобрям!

    • Анонимно
      22.10.2013 11:42

      Все слюней брызжете....простить возраст Казани не можете?)))))

    • Анонимно
      22.10.2013 14:42

      Закрывать надо всю АН РТ, в РФ есть академия, зачем еще?

    • Анонимно
      22.10.2013 17:27

      Ну да конечно, обидно же что Казань старше столицы нашей необъятной родины, старше всяких там смоленсков, владимиров. Не пыжься русич, Биляр еще старше чем Казань, это и без монеток понятно.

  • Анонимно
    22.10.2013 09:22

    Наилучший способ разрешить проблему - это избрать Рафаила Хакимова президентом АН РТ, а Мазгаров пусть продолжит управлять своим "неприсоединившимся" ВНИИУСом пока ноги носят...Татарстанская академия должна быть гуманитарной, именно для этого она и создавалась.

  • Анонимно
    22.10.2013 09:24

    Может Сиразина поставим завкафедрой истории татарского народа? Сразу попрет наука и мы наконец узнаем, что Адам и Ева были татарами из деревни Елизань!

    • Анонимно
      22.10.2013 09:45

      Сиразину гуманитарное направление противопоказано, он там организует фермерское хозяйство, его целесообразнее направить ветакадемию

      • Анонимно
        22.10.2013 10:09

        я за! он у нас профессионал во всем! заодно выяснит что тенгренианство первая мировая религия

  • Анонимно
    22.10.2013 09:38

    Академия наук Татарстана изжила себя, её надо полностью ликвидировать!!!

    • vlad
      22.10.2013 10:37

      Она не изжила себя,она изначально была фикцией.Не бывает русской,татарской или американской науки.

      • Анонимно
        22.10.2013 12:04

        Тем не менее, существуют российская и американская академии наук. Что мешает существовать татарстанской?

    • Анонимно
      22.10.2013 12:49

      Она изжила себя еще до создания,ибо главной целью ее создания была возможность некоторым товарищам именоваться академиками, т.к. через Москву им было не суждено получить это высокое звание

      • Анонимно
        22.10.2013 13:49

        У меня тоже нет иллюзий об эффективности АН РТ, но это как раз тот случай, когда "зачем разрушать? можно исправить".

  • Анонимно
    22.10.2013 09:52

    Хакимова в президенты АН РТ, только такой выход из ситуации вижу. Первый

    • Анонимно
      22.10.2013 11:43

      Согласен....он давно перерос Мазгарова

      • Анонимно
        22.10.2013 19:15

        Помню, как сразу после назначения президентом АНТ, Мазгаров восхищенно заявил, что есть желающие вложить миллиарды долларов на строительство химзаводов в Татарстане - видимо это и есть его видение перспективы на будущее нашей республики, татарского народа - превратить ее большой ванючку-химзавод. По-моему он очень далек от истории, сохранения и развития языка, культуры, что составляет фундамент любой нации. З.Закиров.

  • Анонимно
    22.10.2013 10:17

    Академию наук Татарстана должен возглавить Р. С. Хакимов. Учёный со своим мнением подкреплённым фундаментальными знаниями. Даже публикации в БО дают представления о том что Р. С. , занимается полезным для России и Татарстана делом.

    Что мы знаем о А. Мазгарове ! , только то что возглавляет АН РТ. И ещё выступления под бумажку.

    • Анонимно
      22.10.2013 11:44

      А дело профессоров окончательно поставило крест на репутации Мазгарова.Да еще его "лучший" друг и ученик Копылов мажет шефа черной краской.

  • Анонимно
    22.10.2013 10:30

    Хакимов ничего и никому не должен. Есть право избирать, вот и избирай. А не указывай, кто и чего кому должен.

  • Анонимно
    22.10.2013 10:43

    Надо переводить все эти академии в университеты. А так получается, что числятся эти академики и в учебных заведениях, где должны заниматься преподаванием и наукой. Тогда зачем им еще в академии числиться? Только для пример, товарищ Сафиуллин согласно статье одновременно и проректор и директор института Академии наук. Спрашивается, где он должен заниматься наукой, и где он ей реально успевает заниматься?

  • Анонимно
    22.10.2013 11:03

    "Руководство АН РТ нашло возможность придать некоторым своим учреждениями особый статус. В качестве примера приводится Волжский НИИ углеводородного сырья (ВНИИУС), возглавляемый самим Мазгаровым, и центр экономических исследований (учредитель – минэкономики, а директором является проректор КФУ Марат Сафиуллин)"...Конечно же, институт истории может совсем закрыть?! Зачем нам знать историю?! Вообще зачем народу образование? Всё ведь к этому идёт: планомерное и постепенное разрушение системы образования! Тупыми управлять легче!Руки прочь от Рафаэля Хакимова!!!

    • Анонимно
      22.10.2013 11:22

      Да кому он нужен Ваш Хакимов, нормальный человек через СМИ, вопросы деликатные не решает... Это тупиковый путь.

      • Анонимно
        22.10.2013 11:42

        А как нормальный человек по-Вашему должен решать? Вообще-то, СМИ - это всегда была сила, и сильные мира сего просто обязаны прислушиваться к ним! Это так происходит во всём цивилизованном мире. Или я отстала?!

      • Анонимно
        22.10.2013 11:45

        Хакимов как раз нормальный, и не боится свою точку зрения высказать

        • Анонимно
          22.10.2013 14:48

          Хакимов очень умен, давно в науке и в политике, Мазгаров слабоват по сравнению с ним, он ВНИУС свой уже лет 20, если не больше, возглавляет. Так пусть там и работает. Зачем ему АН?

  • Анонимно
    22.10.2013 11:17

    Хочется услышать мнение самих сотрудников Института истории в комментариях. Или им все равно???

    • Анонимно
      22.10.2013 11:39

      Так тут только они и пишут комментарии. А вы думали тут кто то не в теме? Тут комментарии и пишут одни терпилы.

  • Анонимно
    22.10.2013 12:20

    Кабинет Министров потерял компетенции в науке - скандал для населения Республики - исчезает фактор развития народа. Все из-за бюджета - нет у государства средств для ученых и их работы. Оптимизировать траты Минфин и Минэкономики не может, а Центр из ученых-экономистов в самой АН РТ даже не прогнозирует последствия ликвидации научного сообщества - заняты хозрасчетами.

  • Анонимно
    22.10.2013 12:21

    А может ему просто на пенсию пора. 67 лет превосходный возраст для мемуаров.

  • Анонимно
    22.10.2013 12:22

    Это точно, терпилы. Одного фермера до такой степени затерроризировали, аж хвост вырос!

  • Анонимно
    22.10.2013 12:50

    история татарстана то же самое что глобус украины.не возможно изучать историю татарстана отдельно от истории россии. живем то на одной территории!!!!!!!!

  • Анонимно
    22.10.2013 13:31

    оказывается липовые диссертации не обязательно в Москве было покупать. Вон как засуетились, что кормушка закроется...А АН РТ такая же глупость как и МИД и прочие ельцинские атрибуты развала России

  • Анонимно
    22.10.2013 13:54

    "существуют Российская и Американская академии, почему не может существовать Татарстанская?"-как-то не корректно звучит, Татарстан вообще-то тоже Россия.

    • Анонимно
      22.10.2013 15:29

      Существует даже Нью-Йоркская (городская) академия наук. Какие могут быть препятствия для создания общественных организаций? Пусть, кто, какую хочет, такую академию и создает. Причем тут "тоже Россия".

      • Анонимно
        22.10.2013 15:46

        не путайте общественные организации и академию наук существующую на бюджетные деньги.

        • Анонимно
          22.10.2013 23:30

          По формальному статусу все академии - общественные организации. Просто одних по каким-то мудреным схемам финансируют из бюджета, а других нет.

  • Анонимно
    22.10.2013 14:01

    Хакимову пора на пенсию. Уже и по возрасту подходит

  • Анонимно
    22.10.2013 14:35

    Мазгарову пора уступить место более сильному и эффективному Хакимову. Тогда уровень науки заметно вырастет. А пока же всех интересует собственность. вот и пытаются нахапать институты.

  • Анонимно
    22.10.2013 14:41

    Рафаэля Хакимова - в президенты Академии наук Татарстана!

    • Анонимно
      22.10.2013 15:05

      Полностью поддерживаю!

    • Анонимно
      20.01.2014 12:50

      предлагаю Аблаева Ф.М. в Президенты АН РТ, тогда первый квантовый компьютер точно создадут в ТАТАРСТАНЕ!!!

  • Анонимно
    22.10.2013 14:53

    Хакимова боятся, так как он политически очень сильный, жаль одиночка.

    • Анонимно
      22.10.2013 21:38

      Хакимова боятся потому что он пишет письма "подметные" и "турецкому султану Кабмина". А том Падишаху неверх. Какой же из ябеды лидер?

  • Анонимно
    22.10.2013 15:30

    Мазгаров очень пластичный - удобен нынешней власти. Хакимов не удобный человек, пишет и говорит о той реальности, которая есть.

  • Анонимно
    22.10.2013 15:35

    Создавайте хоть личную академию, только не тратьте бюджетные( народные) деньги.

    • Анонимно
      22.10.2013 16:00

      бюджетные деньги - это государственные средства, а не народные... Академия возникает в сообществе ученых - их имена и статус доказаны исследованиями и признанием коллег. Сама Академия и есть Общество признанных - пусть сами там выбирают, решают, читают воскресные народные лекции и получают гранты от меценатов и университетов. Где Кабмин как учредитель - по определению не должен быть.

  • Анонимно
    22.10.2013 15:50

    Мазгаров - хороший комендант здания АН РТ, оно в хорошем состоянии, но не более. А гуманитарная наука Татарстана при нем (именно при нем, при его откровенном третировании этого главного направления) на глазах разваливается. При нем расцвело кумовство, на созданных им, никому ненужных, синекура-должностях сидят его земляки-приятели, уже впавшие в маразм. Управление академией передоверено алчной даме на должности ученого секретаря АНТ, кругозор которой вряд ли достигает аспирантского уровня. Я даже вижу причины наездов на Хакимова. Сделав его назначаемым (а стало быть, и снимаемым) директором структурного подразделения (отдела) АНТ, сладкая парочка (президент и ученый секретарь академии) готовит замену Хакимова на Загидуллина, мужа гранд-дамы АНТ. Вот такие там идут "большие маневры". Объемы работ АНТ снизились в разы, а ее аппарат вырос вдвое по сравнению с эпохой Мансура Хасанова. При Мазгарове интриганство достигло невиданных масштабов. Этому пора положить конец!

    • Анонимно
      22.10.2013 16:13

      Супруги Загидуллины - порядочные люди, знаю их лично.

    • Анонимно
      26.10.2013 16:44

      Да, скоро уже внуки Загидуллиной начнут выигрывать гранты АН РТ - РГНФ. Вся семейная тройка уже давно в теме

  • Анонимно
    22.10.2013 16:10

    Рафаэль Хакимов - умный, интеллигентный, ученый международного масштаба. Для татар особенно важно сейчас - по какому пути мы пойдем дальше - с Хакимовым мы будем повышать свой уровень. Мир ведь развивается, а мы стоим на месте - сколько можно терпеть этот бесконечный феодализм?

    • Анонимно
      22.10.2013 16:29

      битум надо доливать в науку РТ - из искры возгорится... и ппполетят новые самолеты-вертолеты-моторы....

  • Анонимно
    22.10.2013 17:32

    Извиняюсь. без ученой степени.

  • Анонимно
    22.10.2013 19:15

    Все равно нефтяники победят гуманитариев. Это закон. Закон рынка. У них денег больше.

    • Анонимно
      22.10.2013 23:24

      Пусть создают свою нефтяную (углеводородную) академию и делают там, что хотят. А Академия наук Татарстана изначально создавалась для развития гуманитарной тематики в республике. Этой линии надо принципиально держаться.

  • Анонимно
    22.10.2013 20:44

    я просто преклоняюсь перед личностью Хакимова Рафаэля Сибгатовича которого пытается убрать руководство Ан Рт которое радеет за набивание своих карманов и видит человека для которого это чуждо. для себя Хакимову нужен минимум. порядочность его главный (недостаток)в наше время .кому то может он помогал но богатств каких то не нажил потому что честность и богатство(миллионы долларов) несовместимы

    • Анонимно
      22.10.2013 22:27

      Насчёт миллиона долларов всегда вспоминаю Перельмана. Настоящий учёный.

  • Анонимно
    22.10.2013 21:46

    Интересно, там кто-нибудь реально науку двигает вперёд? Что-то новое, прорывное за последние 10 лет найдено?

  • raf
    22.10.2013 23:03

    Зачем нищебродам история предков,когда всё описано в монашеских измышлизмах,вроде "Слово о полку Игореве".А возникновение человечества укладывается в разных заветах Библии или Корана.Вообще не надо думать.Прочитал,и,тупо веруй.Вот такая приручённая рабсила и нужна гопоте,что при власти.Что же они могут рассказать внукам о своих предках,что жили до 1917года.Что крепостные,летом и зимой в лаптях бегали.Безлошадны.Нет,им такая история не нужна.Заново перепишут.

  • Анонимно
    23.10.2013 11:11

    А какого черта сократили людей в институтах, если аппарат остался, как был - 87 человек?

    • Анонимно
      23.10.2013 11:37

      Зачем Мазгарову шесть вице-президентов и плюс главный ученый секретарь? Куда плодить бездельников????

      • Анонимно
        26.10.2013 15:15

        Кто то же должен книги о "великом" писать вот ученый секретарь и отрабатывает.

    • Анонимно
      23.10.2013 13:18

      Штат аппарата в академии как в институте, зарплаты намного выше ( и степени никакой не надо, ни публикаций, ни монографий и тд.).

  • Анонимно
    23.10.2013 19:52

    В статье и в выступлениях у многих комментаторов все представляется как какой-то конфликт между Мазгаровым и Хакимовым. У читателя статьи после прочтения самой статьи и комментариев может сложиться только одно мнение: "злой" Мазгаров хочет закрыть или подчинить себе Институт истории и уволить Хакимова. Один лишь Рамиль Хайрутдинов комментируя ситуацию обратил внимание, что корни проблемы в законодательстве и проблему можно разрешить только общими усилиями. Академия наук является госучреждением, как и Институт истории. А недавние изменения в законодательстве запрещают госучреждению быть учредителем другого госучреждения. Исключения могут быть предусмотрены только федеральным законодательством. Такое исключение предусмотрено, например, для Российской академии наук и для других федеральных академий.Это еще один пример, когда принимая закон не думают о его возможных последствиях. Единственный правильный путь в сложившейся ситуации - все совместные усилия направить на внесение изменений в федеральное законодательство, чтобы для региональных академий наук сделать аналогичное исключение, как для РАН. Именно в этом направлении должны работать и Госсовет РТ, и Кабмин, и Академия наук, и сам Хакимов. А переподчинение Института истории Минобру - это неправильный и тупиковый путь, который проблему не разрешит, а только усугубит ситуацию.Несколько уточнений по тексту статьи и для некоторых комментаторов.1) ВНИИУС никогда не относился к Академии наук Татарстана, поэтому там проблема сохранения статуса или переподчинения не стоит.2) Решение о реорганизации принимается не Академией наук и не Мазгаровым, а Кабмином в целях приведения статуса институтов в соответствие с требованиями федерального законодательства. Спрашивается, при чем тут Мазгаров? Мазгаров - человек, избранный президентом Академии наук на очень небольшой срок. Я думаю, он бы спокойно проработал свой срок без никаких реорганизаций, вся эта головная боль в первую очередь ему не нужна.3) С аналогичной проблемой сталкиваются и другие региональные академии наук, только там масштаб проблем другой, так как академии очень маленькие.

    • Анонимно
      24.10.2013 09:46

      Очень дельный комментарий!Браво!

    • Анонимно
      24.10.2013 10:46

      Почему президент АН РТ возглавляет институт не входящий в АН РТ? Очень небольшой срок А.М.Мазгарова составляет уже почти 10 лет. Тупиковый путь - это оставаться институтам в нынешней академии. Ее аппарат не справится с задачами науки в современных, очень непростых условиях. Потому что он предназначен для обслуживания не исследовательских структур, а академического сообщества, представляющего в основном интересы отраслевых НИИ и федеральных организаций. Для простого сотрудника академического института АН ненужный нарост, не помогающий, а мешающий его работе. Генералы в АН берегут свои погоны, желая по прежнему отчитываться перед государством работой "рядовых" науки, едва сводящих концы с концами.В университете та же система. И сколько бы функционеры этих организаций не хвалили друг друга, сколько бы не ссылались на законодательство, вертикаль в научной сфере все равно будет губить творческий процесс и в результате полностью задушит гуманитарную сферу.

      • Анонимно
        25.10.2013 16:07

        Да что Вы говорите! По вашему, если аппарат академии наук плох и с чем-то не справляется, надо институты переподчинить другим министерствам? Это в народе называется "сжечь шубу назло вшам". Если что-то не устраивает в аппарате, не будет ли более правильным направить усилия на то, чтобы что-то менять в Академии наук и в его аппарате, а не институты растаскивать под шумок? Как говорится, ломать - не строить. Потом обратно собрать эти институты будет невозможно. Передадут Институт истории Минобру - через пару лет его просто закроют, так как у Минобра уже есть свои институты, которые готовят историков. При этом никого волновать не будет, что готовить историков и заниматься изучением истории - это принципиально разные вещи.Насколько я знаю, президент Академии наук РТ избирается на срок 5 лет. Мазгарова избрали президентом АН РТ в 2011 г. Если для Вас уже наступил 2021 год - тогда действительно получается что 10 лет сидит в кресле президента.Вы опять ищете проблему не там. Думаете, "плохого" Мазгарова убрать и проблема решится? После этого автоматически изменится федеральное законодательство? После этого Академии наук РТ разрешат быть учредителем государственных учреждений?Варианты решения этой проблемы имеются, и довольно простые. Все зависит от Кабмина. А Вы не там ищете.

        • Анонимно
          26.10.2013 15:13

          Мазгарова избрали в 2006 и никакого толка , за 10 лет одни слова, протаскивание чиновников и своих, типа Юшко, Яруллин ну конечно Копылова. Нормальным ученым не осталось места в АН РТ.Так что Хакимов прав.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль