Машиностроение 
6.11.2013

Казанских авиастроителей «заряжают» на новый ракетоносец

raketa.jpg
Хотя В-2 уже далеко не новинка (впервые взлетел в 1989 году, начал эксплуатироваться в 1997-м), его нездешний вид впечатляет до сих пор

«ПОПРОСИЛИ ВЫСКАЗЫВАТЬ МЫСЛИ...»

В казанском филиале ОАО «Туполев» на днях прошло совещание, посвященное ПАК ДА, сообщил источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли. «Приехали московские ребята из головной фирмы, рассказали, что закончили этап, доказали, что дозвуковой ракетоносец будет лучше, чем сверхзвуковой, и решили остановиться на схеме «летающее крыло», — рассказал источник. — Попросили высказывать мысли. Давайте, говорят, надо всем участвовать, МВТУ, например, уже подключился». По информации собеседника «БИЗНЕС Online», на совещание, помимо сотрудников казанского филиала, были приглашены представители КНИТУ-КАИ и ЗАО «Казанский Гипронииавиапром».

Напомним, что в марте этого года газета «Известия», ссылаясь на свой источник, писала о том, что командование ВВС утвердило концепт нового ракетоносца. Вопреки ожиданиям военные захотели не гиперзвуковую, а дозвуковую машину, предложение о которой сформулировал «Туполев» — малозаметное для радаров «летающее крыло». Сейчас «туполя» должны определиться с тактико-техническими характеристиками ПАК ДА и в начале 2014 года представить бюджет научно-исследовательской работы. Серийное производство должно стартовать в 2020 году. О том, что ПАК ДА будут собирать в Казани, в разное время говорили президент России Владимир Путин, первый президент ОАК Алексей Федоров, президент «Туполева» Александр Бобрышев. Аналогичного мнения придерживаются и отраслевые эксперты. Например, главный редактор портала «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев уверен, что КАПО в этом вопросе — претендент №1. Директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко считает, что «КАПО — единственный завод в России, который способен серийно производить тяжелые и стратегические бомбардировщики». Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что, кроме КАПО, заняться выпуском ПАК ДА пока попросту некому, а казанский авиазавод к тому же сохранил компетенцию по работе с самолетами дальней и стратегической авиации.

Отметим, что весной эксперты с осторожностью отнеслись к информации о выборе военными схемы «летающего крыла», они подчеркивали, что это не более чем версия. И вот она как будто подтверждается. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями в казанский филиал «Туполева», но его директор Эдуард Соркин предпочел не комментировать информацию нашего источника, хотя и не опроверг ее. Аналогично поступили и в головном офисе «Ту».

raketa2.jpg
В одной из телепередач мелькнул такой кадр. Считается, что это продувочная модель проекта бомбардировщика девяностых

ПРОРЫВНОЙ ПРОЕКТ ИЛИ СЛЕДОВАНИЕ ЗА АМЕРИКАНЦАМИ?

«Аналогичная история с ракетоносцами была у американцев, — с изрядной долей скепсиса напоминает источник «БИЗНЕС Online. — От сверхзвукового В-1 американцы отошли и сделали «летающее крыло» В-2. И вот наши сейчас тоже доказали, что дозвуковой самолет будет во всех отношениях выгоднее. И вперед. Взяли за образец В-2 (почти один в один), провели расчетные исследования и каким-то образом доказали, что ПАК ДА будет намного лучше и эффективнее американского самолета... Да, поменяли несколько аэродинамику, будто бы снизили массу. Но американцы-то перешли на эту схему и В-2 сделали 15 лет назад, а сегодня его уже и производить перестали! И если сегодня основной вывод наших конструкторов, что дозвуковой ракетоносец лучше по всем параметрам сверхзвукового, то напрашивается вопрос: ребята, куда были потрачены деньги? В-2 уже 100 лет летают, а у нас только расчеты и продувки модели идут. Да, то, что все-таки ПАК ДА будут делать, это хорошо, однако выдавать его за достижение... Прорывного в этом проекте нет ничего».

Отметим, что, предположительно, туполевцы прорабатывали очень похожий на В-2 ракетоносец-«летающее крыло» еще 80-х — тема называлась «бомбардировщик девяностых». Но программу закрыли в 1992 году в виде мирной инициативы.

«В случае с ПАК ДА принципиально важен вопрос, каким будет его боевое применение, а дальше в дело вступают конструкторы, — разъяснил «БИЗНЕС Online» Пантелеев. — Подходов, которые могли бы быть реализованы сегодня, не слишком много. Первый — это относительно компактный, малозаметный во всех диапазонах, обладающий мощными средствами радиоэлектронной борьбы дозвуковой самолет-платформа для ракетного вооружения. Второй подход — гиперзвук, возможность прорывать существующие средства ПВО именно за счет скорости.

Технологических вызовов для второго варианта гораздо больше: в мире пока не разработали набора технологий, позволяющих создать достаточно большой носитель, способный выполнять полеты на гиперзвуке. А вот относительно компактный, способный базироваться на не очень больших аэродромах, малозаметный, потенциально имеющий вооружение в виде гиперзвуковых ракет дозвуковой носитель позволяет решить эффективно такую задачу, как длительное барражирование в районе пуска и при этом минимальное время поражения цели за счет высокой скорости полета боеприпаса. Такое сочетание сегодня выглядит вполне логично. Будет ли оно долгоиграющим, то есть позволит ли на протяжении десятилетий выполнять задачи по сдерживанию, покажет время.

Не есть ли ПАК ДА покорное следование за американцами? Принципиальный вопрос это «покорное следование» законам аэродинамики и другим фундаментальным законам. Когда вы имеете одинаковые или очень близкие внешние условия, то и решение задачи в том и в другом случае идет примерно по одной и той же методике. Понятно, что за внешним сходством будет скрываться огромное количество различий, которые, собственно, и будут определять уровень совершенства той или иной системы как боевого комплекса. Как показала практика, мало кого смущает, что внешне были похожими Ту-144 и «Конкорд». Близкая аэродинамическая схема у F-15 и у Су-27, однако советские конструкторы, хотя и стартовав немного позже, но имея при этом больший объем заделов и знаний по возможностям этой аэродинамической схемы, с точки зрения планера сделали неоспоримо более удачную машину.

raketa3.jpg
Если SR-71 перекрывает скорость звука почти в три раза, то SR-72 будет выдавать 6 Махов

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...

Но, как выясняется, не все так безнадежно и с гиперзвуком (хотя реальный, серийный результат возможен не ранее 2030 года). Блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий, сообщает о том, что журнал Aviation Week&Space Technology в номере от 4 ноября опубликовал предоставленную ему фирмой Lockheed Martin информацию о проекте гиперзвукового разведывательно-ударного самолета SR-72. Над ним работает знаменитое подразделение корпорации — Skunk Works (именно там создавались такие эпохальные машины, как F-104, U-2 и SR-71, наследником которого и должен стать SR-72).

Машина разрабатывается в инициативном порядке в соответствии с долгосрочными требованиями ВВС США и агентства передовых оборонных исследовательских проектов о создании гиперзвуковой платформы «быстрого удара». Основной задачей SR-72 декларируется разведка, но с возможностью решения ударных задач. SR-72 должен иметь крейсерскую скорость полета, превышающую 6М.

Оптимизм Skunk Works базируется на прогрессе в разработке (совместно с компанией Aerojet Rocketdyne) комбинированной силовой установки — сочетания турбореактивного и гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателей.

В случае получения финансирования на полномасштабную разработку поступление на вооружение самолетов SR-72 возможно к 2030 году.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.11.2013 09:31

    КАИ не в тренде, занимаемся PR-ом, нам не до самолетов

  • Анонимно
    6.11.2013 10:48

    и вправду в 80-е центроплан был готов в натуре... года три работы оставалось, и до начала 90-х можно было порулить и взлететь, если бы моторы нашлись, но камазовские менеджеры выполнили американские планы - моторов не стало...

  • Анонимно
    6.11.2013 11:00

    КАПОшники, не стройте иллюзий. На подачках государства в виде гипотетических заказов на военную технику предприятие не выживет. Только гражданские суда, требующие постоянного обновления, спасут "фирму" и научно-производственный потенциал.

  • Анонимно
    6.11.2013 11:06

    Америкосы собираются делать SR72 со скоростью 6М, многократно превышающий скорость звука, а мы в противовес собираемся сконструировать дозвуковой летающий "Кукурузник", от которого янки отказались 15 лет назад. Не проще ли улучшить или усовершенствовать Ту-160, который давал бы 8-ми кратное превышение скорости звука. За державу обидно!

    • Анонимно
      6.11.2013 12:16

      При современных системах ПВО и ПРО этот проект хорошая мишень для их тренировки. У наших военных вообще мозги отшибло. У Рогозина мозги заплыли жиром.

  • Анонимно
    6.11.2013 11:27

    Для прорыва нужны гениальные инженерные решения, научное обоснование и их практическая реализация, этого же нет.

    • Анонимно
      6.11.2013 11:49

      КАПО сегодня может построить только аульскую арбу и не более. Остальное все фантазии.

    • Анонимно
      6.11.2013 12:17

      Полностью согласен с учетом перспектив развития современных ПВО, ПРО на 20-30 лет вперед.

      • Анонимно
        6.11.2013 14:48

        может все-таки перекатим ТУ-144 с одного места на другое?

        • Анонимно
          6.11.2013 15:04

          Ба, да это поди ректор пишет,а я то думал тема закрыта :)

        • Анонимно
          6.11.2013 16:58

          Давайте лучше перекрасим ТУ-144 и выдадим его за новый самолет невидимку, как сделал Рогозин с ИЛ-76, перекрасив его в Ульяновске за бешеные деньги и представив его Путину как новый транспортный самолет ТУ-476.

          • Анонимно
            6.11.2013 17:46

            огласи, балабол, ттх Ил-476 и Ил-76, а также сумму "бешенных" денег.

            • Анонимно
              6.11.2013 21:34

              Можете сами почитать или даже посмотреть интервью Генерального конструктора Виктора Ливанова этого чудо самолета Ил-476 (Ил-76МД-90А) и Рогозина, вот где балаболы.

              • Анонимно
                7.11.2013 10:25

                Разница между базовой моделью и модификацией в грузоподъемности 10,5%, в дальности полета 14%, в топливной эффективности 15%, и вам что то еще нужно еще ? Добейтесь сначала таких показателей, модернизировав 214й! Ей-ей, развелось умников без дела.

                • Анонимно
                  7.11.2013 22:55

                  Для военной авиации все что вы перечислили не показатели, тем более расход топлива)

                  • Анонимно
                    8.11.2013 10:44

                    Да? неудивительно, что Казань вычеркивают из списка авиастроительных центров....

          • Анонимно
            6.11.2013 18:05

            Не, давайте поговорим о том как перевезти Ту-144 по городу, это же скока шума из ничего :)

            • Анонимно
              6.11.2013 19:44

              Для перевоза, прежде всего, надо спроектировать процесс в Гипронииавиапроме, пройти экспертизу... это много времени и денег, потом все остальное

  • Анонимно
    6.11.2013 17:29

    у меня возник вопрос против кого россия собирается применять этот пак против сша ну сейчас двухтысячные и нет ссср россии тягаться с сша не о силам и смысла нет сша не собираются нападать на россию им это делать смысла нет остается грузия берег слоновой кости и чечня для этих стран и современные самолеты достаточно правда грузию я думаю в очередной раз не дадут в обиду ее друзья берег слоновой кости я думаю россии не нужен а с чечней можно и так разобраться в конце концов отгородиться высоким забором как делают в израиле

    • Анонимно
      6.11.2013 17:42

      про китай аналитик забыли

      • Анонимно
        6.11.2013 19:20

        ну китай россии не по зубам у китая россия деньги выпрашивать будет

        • Анонимно
          6.11.2013 21:23

          Полностью согласен, РФ будет долго будет решать проблему мигрантов и очередной русский вопрос.

        • Анонимно
          7.11.2013 10:34

          а если не дадут - разбомбить.

          • Анонимно
            7.11.2013 13:16

            дорогой а вы кроме в морду дам убью разбомбить что нибудь умеете вот китайцы умеют поэтому у них и деньги есть и создать нечто такое что низведет этот пак до уровня транспорта для срочного перевоза навоза на дальние расстояния тоже смогут

  • Анонимно
    6.11.2013 19:53

    сша уже использует дронов в боевых операциях, а у нас опять прошлый век

  • Анонимно
    6.11.2013 21:18

    Я упал "патстол" - БО озвучил СОВЕРШЕННО секретные сведения!!!О стратегии развития наших сил сдерживания - ни больше и ни меньше!Очередная "буря в стакане воды" ...Планку поставьте пониже, пожалуйста!КАПО скорее мертв, чем жив!Какой уж тут "прорыв". Клепать некому!А уровень зарплаты там! Еще шаг - и за миску баланды будут заманивать туда на работу!

    • Анонимно
      6.11.2013 22:37

      вот про зарплату не надо... в основных цехах у опытных рабочих зарплата неплохая. на других заводах за гораздо меньшие деньги люди работают.

  • Liko
    6.11.2013 22:36

    Данные "перспективные" проекты - ничего иное как попытка дальше тянуть время до тог о как будет заявлено о скоропостижной смерти нашего авиастроения официально. Сколько уже этих фейковых отвлекающих проектов было, а тем машины, которые готовы и сертифицированы не выпускают в серию. Реализуется целенаправленная стратегия по развалу авиастроения и реализуется она нынешними провластными структурами.

  • Анонимно
    7.11.2013 01:49

    Рагозин имеет ПМЖ в Бразилии уже там пол года в начале 2000-х годов скрывался когда одна из башень кремля на него ополчилась.

    • Анонимно
      7.11.2013 10:27

      в начале 2000-х не было разных башен Кремля. Разделение произошло гораздо позже. Все остальное также из области ваших фантазий.

  • Анонимно
    7.11.2013 01:50

    Может Чампман чертежи Б-2 выкрала?))

  • Анонимно
    7.11.2013 14:21

    Вы все так ничего и не поняли )) Пусть КАПО делает хоть что-нибудь . Тогда сохранятся люди ,которые дороже золота..

    • Анонимно
      7.11.2013 14:41

      Местные диванные комментаторы и не хотят ничего понять. Главное поржать и выпустить ветры. В этом местной публике нет равных.

  • Анонимно
    7.11.2013 20:55

    Существовал проект т4 двухсотка. Но в итоге конкурс выйграл ту-160. Можно доставать старые чертежи.

    • Анонимно
      8.11.2013 10:28

      И учить студентов черчению, не надоело еще эта болтовня.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль