Общество 
9.11.2013

Рустам Батыр: «Атеизм встал на пути познания мира»

Развитие квантовой физики разбило наивную веру многих во всемогущество «научного» материализма, считает первый заместитель муфтия Татарстана

Сегодня, когда физики достигли границ материального мира и оказались перед безбрежным океаном трансцендентного, успешный опыт вековых духовных традиций в его познании может пригодиться современным ученым для их дальнейшего движения вперед. Религия, конечно же, предназначена не для этого, но упускать такую возможность было бы большой и неблагоразумной ошибкой, считает первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он обрушивается с критикой на представителей татарстанской научной мысли, призывая их не «цепляться» за мировоззренческий «догматический» материализм.

АТЕИЗМ — ЭТО ФОРМА ВЕРЫ

Когда Наполеон Бонапарт спросил математика Пьер-Симона де Лапласа о том, почему тот в своей новой книге ни разу не упомянул Бога, известный ученый ответил: «Гражданин первый консул, в этой гипотезе я не нуждался». Долгое время подобная секуляристская установка была внутренним ориентиром развития всей европейской цивилизации и, в особенности, западной науки. В расколдованном ею мире (Макс Вебер) все меньше оставалось места для религии и в какой-то момент «Бог умер» (Фридрих Ницше), как тогда казалось, окончательно для европейского человека. Теология была дискредитирована, а религия объявлена устаревшим атавизмом истории. На подобных позициях атеизма и по сей день стоят многие наши современники, в том числе и некоторые блогеры и читатели «БИЗНЕС Online», если судить по их статьям и комментариям.

Атеизм пытается выставить себя частью научного мировоззрения. В действительности, атеизм — это вера, только с отрицательным знаком. Вера в то, что Бога не существует. Это такой перевертыш теологии. Наука же всегда агностична, нейтральна по своей сути. Вера/неверие в Бога — личный выбор каждого, а не следствие научного познания мира. Поэтому среди ученых есть, как абсолютно неверующие, так и глубоко верующие люди. Не наука определяет их отношение к Богу. «Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым, — говорил об этом лауреат Нобелевской премии по физике Макс Борн. — Наука не имеет права судить об этом». Данное обстоятельство объясняется тем, что Бог как предмет исследования не может быть конкретизирован, а значит, и невозможно сформулировать научную точку зрения на сей счет.

На атеистов можно было бы не обращать отдельного внимания. В конце концов, мы должны уважать чувства всех верующих без исключения, в том числе и их. Однако атеизм, который в свое время значительно помог ученым избавиться от многих устаревших догм, сегодня сам превратился в догму и по факту загоняет мировоззрение современного человека в такие рамки, которые ограничивают широту его мировосприятия, без чего немыслимо развитие ни науки, ни общества в целом. Давайте попробуем разобраться в этом.

УЧЕНЫЕ НАНЕСЛИ УДАР ПО МАТЕРИАЛИЗМУ, ЛИШИВ МИР ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ

Как известно, атеисты черпают свое вдохновение в материализме. Они считают материю первопричиной всего, что есть, основой, к которой в конечном итоге сводится (редуцируется) все остальное. Эта материя им представляется такой надежной глыбой, оперевшись на которую, можно отринуть все метафизические измерения реальности и прочие «придумки» невежественных религиозников, как они полагают, доживающих свой век в эпоху прогресса и науки. Разгадав тайны материи, считают безбожники, религиозная вера лишится своей основы, ведь для атеистов религия — это всего лишь царство «бога пробелов». Другими словами, когда наука полностью вскроет все законы мироздания, считают они, во Вселенной не останется больше потаенных уголков, питающих веру в Бога, и тогда религии окончательно придет конец.

Подобный сциентизм был особенно распространен среди ученых в XIX веке. Более того, в те времена многие из них считали, что уже смогли составить практически полную картину физического мира. «Будущим исследователям, — утверждал в данной связи американский физик Альберт Майкельсон в 1899 году, — остается лишь уточнять полученные результаты в шестом знаке после запятой». Но не тут то было. В XX столетии на авансцену научного поиска вышла новая — постньютоновскя, неклассическая — физика, опрокинувшая навзничь все наши представления о фундаментальных основах мира и наивную веру многих во всемогущество «научного» материализма.

Первый серьезный удар по привычным представлениям о реальности нанес Альберт Эйнштейн своей теорией относительности, поставив под сомнение незыблемость таких неприкасаемых прежде столпов мироздания, как время и пространство. Однако это были только цветочки. Пошатнулась лишь привычная картина мира, но не сам материализм. Настоящий ураган пришел из недр квантовой механики, особенно, в ее копенгагенской интерпретации. Здесь ученые с немалым удивлением обнаружили, что мироздание в своей основе будто бы не подчиняется законам здравой «логики», а как бы живет спонтанно, словно по прихоти. Другими словами, стал рассыпаться становой хребет материализма — принцип причинности (детерминизм). Также оказалось, что наблюдатель определяет результаты различных экспериментов, т.е. материальный мир определенным образом зависит от нас, от нашего сознания. А значит, представления об объективности и самодостаточности материи — это уже далеко не факт. Материализм при таком раскладе просто трещал по швам! Ученые пребывали в полной растерянности. Им нужны были ответы на свои же вопросы.

ДЕЛЕНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ УСЛОВНО

Для того, чтобы разобраться с этими вопросами, прежде всего важно было отчетливее понимать: что такое реальность, с которой мы имеем дело? Какова ее природа? Такими же вопросами задавались и в других отраслях знаний, в том числе и в психологии, «науке о душе». Казалось бы, какое отношение эта гуманитарная дисциплина имеет к естествознанию? Как выяснилось, имеет, ибо помогает преодолеть однобокость сугубо физической картины мира. Первопроходцем в данном направлении стал один из создателей психоанализа Карл Густав Юнг.

Жизненный путь Юнга свел его с разработчиком квантовой физики, лауреатом Нобелевской премии Вольфгангом Паули. Они не раз встречались, подолгу беседовали, четверть века состояли в переписке. Все это позволяло им не только сверять друг с другом свое продвижение на пути познания реальности, но и по сути совместными усилиями строить целостное представление о ней. Как известно, Паули не спешил публиковать свои работы, отдавая предпочтение для обмена мнениями частной переписке и дружеским беседам. Его, похоже, совершенно не заботило, что многие его открытия и идеи остаются неизвестны для широкой общественности. Поэтому о конечных результатах сотрудничества Паули и Юнга мы знаем в основном из работ последнего, хотя в 90-х годах письма Паули, в которых он выражал свое научные тезисы на сей счет, также стали предметом изучения исследователей.

Итак, оказалось, что наше деление мира на внутреннее и внешнее, психическое (ментальное) и физическое (материальное) крайней условно. В действительности, мы имеем дело с единой психофизической реальностью, два аспекта которой — материя и Психэ — сходятся воедино где-то за пределами и ментального и материального, т.е. на более фундаментальном уровне, в точке, названной Юнгом архетипом, к осмыслению которого сам он пробирался в рамках глубокого изучения коллективного бессознательного. Одним из зримых выражений психофизического единства реальности, для обозначения которого Юнг использовал термин unus mundus («единый мир»), позаимствованный им из средневекового христианского мистицизма, выступают так называемые синхронистичные события, периодически случающиеся с каждым человеком. Речь идет о ситуациях, когда определенные элементы из «внутренней» и «внешней» сторон нашей жизни без какой бы то ни было видимой причины как бы перекликаются между собой, синхронизируются в смысловом отношении. Принципу синхронистичности Юнг посвятил отдельную работу.

Коротко говоря, ключ к тайне реальности лежит не в материальном и не в ментальном, но за пределами и того, и другого, т.е. в области трансцендентного, которое и является исходным фундаментом всего мироздания. Ученые по-разному выражали эту идею о существовании запредельного уровня реальности. Но главным становились мысль о вторичности материи, отказ от ее абсолютизации, что требовало пересмотра привычной материалистической картины мира. «Идея реальности материи, вероятно, являлась самой сильной стороной жесткой системы понятий XIX века, — говорил об этом один из основателей квантовой физики Вернер Гейзенберг, — эта идея в связи с новым опытом должна быть, по меньшей мере, модифицирована».

Все это означает, что окончательные ответы на вопросы о тайнах мироздания следует искать за пределами материальных форм действительности. Но как это сделать? Как выйти на уровень трансцендентного?

ДРЕВНИЕ ОТВЕТЫ НА НОВЫЕ ВОПРОСЫ

«Меня всегда восхищала близость древних учений Востока, — писал также Вернер Гейзенберг, — и философских следствий квантовой механики». Другими словами, люди древности на концептуальном уровне уже предвосхитили то видение мира, которое вытекает из современной науки. «То, что происходит сейчас, — говорил другой выдающийся физик Роберт Оппенгеймер о современной физике, — подтверждение, продолжение и обновление древней мудрости». Причем данный параллелизм, как его обозначают в литературе, наблюдается с разными культурами и религиозными традициями, прежде всего с мистическими школами Востока. В мусульманском мире в данном отношении можно выделить Ибн-аль-Араби, который в своем холистическом учении о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд), как полагают, выразил ту же идею, что отражена и в таком понятии, как квантовая запутанность (несепарабельность), являющемся краеугольным камнем современной научной картины мира. Впрочем, возможно, более точным могла бы считаться менее известная доктрина имама Раббани вахдат аш-шухуд («единство свидетельствования»). Однако это уже детали, интересные лишь специалистам.

Юнг, кстати, полагал, что подобные параллели, коих огромное множество, являются не просто занятным совпадением, а прямым следствием психофизического единства мира. С его точки зрения, отзеркаливающие друг друга образы религии и концепты науки — это как бы двуликое выражение исходного архетипа, двухаспектное разветвление единой трансцендентной основы, так сказать синхронистичность в сфере идей.

Конечно же, «древняя мудрость» и современная наука — не одно и то же. В первой больше философии, чем науки. Представители духовных традиций не владели развитым математическим аппаратом, а потому не могли выразить свои знания на языке точных формул и соответственно перевести их в формат технологий, двигающих прогресс. Однако здесь важно другое: и даже не столько дублирование открытий науки и прозрений религии, сколько факт наличия иного надежного доступа, помимо науки, к аутентичному пониманию того, как устроена существующая реальность. Наука — важнейший и во многом самый эффективный способ познания мира. Но ее возможности все же небезграничны.

Сегодня, когда физики достигли границ материального мира и оказались перед безбрежным океаном трансцендентного, успешный опыт вековых духовных традиций в его познании может пригодиться современным ученым для их дальнейшего движения вперед. Религия, конечно же, предназначена не для этого, но упускать такую возможность было бы большой и неблагоразумной ошибкой.

Сами творцы квантовой физики осознавали подобные перспективы. Так, например, один из ее отцов-основателей, лауреат нобелевской премии Нильс Бор писал, что «мы можем найти параллель урокам теории атома в эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие мыслители, как Лао-цзы и Будда». А другой известный физик Дэвид Бом в буквальном смысле слова отправился за ответами на вопросы, порожденные квантовой физикой, к индийскому духовному учителю Джидду Кришнамурти, на одну из книг которого он случайно наткнулся в Публичной библиотеке г. Бристоля. Вообще, начиная с середины 70-х годов, мыль о том, что современная физика может использовать потенциал древних традиций Востока для своего дальнейшего развития, все активнее озвучивается в западной физической литературе.

«РЕЛИГИЯ И ЕСТЕВСТВОЗНАНИЕ ВЕДУТ СОВМЕСТНУЮ БОРЬБУ С НЕВЕРИЕМ И СУЕВЕРИЕМ»

Впрочем, вполне возможно, что подобное офилософствование квантовой физики, которое и позволяет вывести ее на одну плоскость с древними учениями — всего лишь пустая интеллектуальная забава. И может быть, прав был физик Дэвид Мермин, который пресек вопрос своего ученика о концептуальном осмыслении результатов их работы фразой, ставшей знаменитой: «Заткнись и вычисляй!». Такого поворота нельзя исключать. Однако речь сейчас не об этом, а о подлинном призвании ученых.

Настоящий ученый всегда ищет истину. Ради этого он не боится выходить за рамки привычного, ломать стереотипы, пересматривать закостеневшие взгляды, будь они религиозные или атеистические. Паули, Юнг, Бор, Гейзенберг, Бом — все они являют образец именно такого интеллектуального мужества, на фоне которого некоторые наши республиканские ученые, напротив, предстают, порой, далеко не в лучшем свете. Не секрет, что часть наших академиков и докторов наук мыслит в том же духе, как рассуждали отнюдь не самые прозорливые умы в конце ХIX века. Они также полагают, что им уже почти все известно о научной концепции мира и потому шарахаются от религии и духовных традиций как от огня. Свой атеизм и материализм эти люди возвели в ранг незыблемых мировоззренческих идолов, отступление от которых объявляется ими непростительным грехом.

По моему мнению, именно снобизм и порождает затхлую атмосферу мировоззренческого догматизма, который может лишь усилить угрозу выталкивания Татарстана, и без того не давшего миру ни одного лауреата Нобелевской премии, на задворки научного мира. С косными псевдоучеными, цепляющимися за устаревшие догмы, ни о каком инновационном прорыве, над которым так бьется президент нашей республики, не может быть и речи.

Уже упоминавшийся лауреат Нобелевской премии по физике Вернер Гейзенберг писал: «Первый глоток из кубка естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог». Эта глубочайшее прозрение великого ученого говорит о том, что все мы — и атеисты, и верующие, и агностики — можем быть едины в своем стремлении познать общую для всего человечества истину мира. Вместо взаимного обособления гораздо продуктивнее действовать сообща. Вне всяких сомнений, от такого союза только выиграет каждый из нас в отдельности, а также углубится понимание и науки, и религии. И мне хочется верить, что всем нам хватит для этого интеллектуальной смелости. Вдохновляющим напутствием для такого единения могут стать слова другого основоположника квантовой физики и также лауреата Нобелевской премии Макса Планка: «Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказующий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!»

первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (114) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.11.2013 09:34

    под конец уснул

    • Анонимно
      9.11.2013 18:27

      Уважаемый Рустам, надо отдать должное, не плохо постарался. Много ссылок, перекомпилированных под нужным углом историй. Но выводы делаются далеко не очевидные. Нельзя науку ставить в зависимость от религии. Это религию надо подтягивать к науке, избавлять от вредных догматов и слепой веры. Иначе забудем как создавать новые ракеты, а будем уметь их только освещать. Долой мракобесие!

      • Анонимно
        9.11.2013 18:35

        ага, скоро перед началом эксперимента надо будет обязательно помолиться, а результаты будут трактоваться как угодные богу или неугодные богу

      • Анонимно
        15.11.2013 13:02

        Надергать "удобных" для себя цитат из источников называется ссылкой на авторитетов, т.е. типичный софистический прием, имеющий целью создать видимость того, что его позиция поддерживается научным сообществом

  • Анонимно
    9.11.2013 09:53

    Уважаемый Рустам Батыр, критикуя научных работников за мировоззренческий «догматический» материализм, сам является ярым представителем «догматического» теология сама является разделом науки, а не религии.

    • Анонимно
      9.11.2013 12:15

      Похвально желание Рустама Батыра обратится к основателям современной науки. Однако было бы гораздо интереснее и полезнее, если бы автор излагал свои взгляды не на основе научных знаний 20 века, на на современном уровне 21 века в терминах когнитивной науки, включая теологию, которые преподаются во многих международных университетах, где в 20 веке работали многие ученые, перечисленные уважаемым автором.

      • Анонимно
        9.11.2013 13:51

        Представители религии всегда стараются использовать невежество людей в своих целях, обращая их в свою веру. Раньше для этого было достаточно простых фокусов или явлений природы. А начиная с конца 19 века более эффективным для этого подходят моменты, когда ученые доходят до очередного тупика, за которым, как правило, следует прорывная теория. Перевирают слова и смысл ученых. Так сказать бьют ученых их же оружием. Некоторые ученые употребляют слово "бог", но оно имеет другой смысл, оно ближе к такому понятию, как суперприрода, "высший разум". Уверен, что уже в недалеком времени будет прорыв в фундаментальной физике, который многое объяснит, в т.ч. природу так называемых бозонов Хигса, которые называют частицами бога. Ученые уже на пороге этого открытия и суть его в том, что наш мир не 4-х мерный. Измерений у него по-крайней мере в 2 раза больше. По последним выкладкам 10 или 11. Так вот, такое представление мира многое объясняет и дает фантастические перспективы.

        • Анонимно
          9.11.2013 17:47

          Полностью согласен, только я бы говорил о "чистом разуме" и о "многоуровневом мире", а не многомерном, хотя это спор только о терминологии.Эффективность науки в том, что она сама развивается по мере увеличения познания природы, а религия изначальна превратилась в догму, поэтому так раздражают всякого рода клерикалы, которые видят и в науке одни догмы.

  • Анонимно
    9.11.2013 09:59

    Похоже, Хакимов серьезно задел Батрова))) Ну а вообще интересно.

  • Анонимно
    9.11.2013 10:04

    Что хотел автор сказать? Так и осталось непонятным. Набор цитат без выводов.

  • Анонимно
    9.11.2013 10:08

    скрестив математику с философией - на выходе получаем религию

  • Анонимно
    9.11.2013 10:15

    А я согласен с мыслью, к которой автор нас подводит. Наши ученые в Татарстане действительно очень провинциальны и догматичны. Но это не связано с их атеизмом. Это просто их совковость, которой еще полным полно в нашей жизни.

    • raf
      9.11.2013 22:38

      Что там у тебя в голове ассоциируется слово "совковость".Но ты совок,что уборщицы пользуются,когда мусор убирают.Пока живите и транжирьте произведённое в СССР.А ты и тебе подобные настоящие совки у остального мира.Даже гимн толковый не можете написать,всё от Советской власти.

  • Анонимно
    9.11.2013 10:18

    Интересная статья....Правда,я ничего не понял....

  • Анонимно
    9.11.2013 10:22

    Рустам хазрат - перспективный мусульманский богослов. Не припомню, кто еще у нас в стране из его коллег может писать такие интеллектуальные тексты. Очень рад, что в нашей умме появляются настоящие мыслители.

    • Анонимно
      9.11.2013 10:30

      мусульманин, интеллектуал. сколько противоположностей в этом человеке

      • Анонимно
        9.11.2013 17:46

        мусульманин и интеллектуал - противоположности? для столь стереотипного и наивного мышления, видимо, так и есть

        • Анонимно
          9.11.2013 18:47

          Судя по тому, что комментариев в защиту статьи намного меньше, чем это обычно бывает, с интеллектом проблемы есть.Слишком много незнакомых слов, которых нет в коране.

          • Анонимно
            9.11.2013 21:58

            Простите, но статья не нуждается в защите. К чему сотрясать воздух. Мнение, на мой взгляд было высказано интересное. Лично я предпочту познакомиться с трудами, на которые опирались при написании статьи.

  • Анонимно
    9.11.2013 10:50

    На каждого ученого, приведенного в статье, можно найти стопицот ученых, отвергающих существование бога. Стивен Хокинг, Бертран Рассел, Зигмунд Фрейд, Людвиг Фейербах, Иван Павлов, Климент Тимирязев, можно много перечислять и привести их высказывания, но, похоже формат сайта не позволяет это сделать.Все эти громкие слова о трансцендентности никак не вяжутся с содержанием торы, библии и корана, с их восприятием мира на уровне полупервобытного человека, созданием земли за 7 дней и прочими смехотворными заявлениями.

    • Анонимно
      9.11.2013 11:13

      Вы тем самым только подтвердите тезисы Батрова о том, что наука нейтральна, агностицична в отношении Бога.

    • Анонимно
      9.11.2013 17:54

      "Все эти громкие слова о трансцендентности никак не вяжутся с содержанием торы, библии и корана, с их восприятием мира на уровне полупервобытного человека, созданием земли за 7 дней и прочими смехотворными заявлениями" - ну да, ну да) ведь в священных писаниях так и сказано. да Вы и сами читали, правда? а еще в священных писаниях вроде бы сказано, что нужно научиться излагать мысли так, чтобы в них была логическая связка. ну, вы поняли?)

      • Анонимно
        9.11.2013 21:38

        Читали, читали, в первой книги бытия сказано, что бог создал мир за 6 дней, а седьмой отдыхал, причем отдыхал в субботу, ибо он бог иудеев и для иудеев, но, почему то, молятся ему и христиане и мусульмане, называя себя рабами божьими, а иудеи вот, называют себя сынами. То есть, у иудейского бога есть сыны (иудеи), а есть рабы, в лице христиан и мусульман. Кто кем будет на том свете (если он есть), ответ напрашивается сам собой.

  • Анонимно
    9.11.2013 11:10

    Суть в том что вселенную создал высший разум и религия здесь непричем. Религиозные деятели на выводах ученых хотят подвести к мысли что там кто то есть. Т.е даже ученые об этом говорят, а вы все не верите в бога.

  • Анонимно
    9.11.2013 11:34

    Религиозные деятели говорят, что нет бога, кроме Аллаха, и никаких там "кто то там есть". Я и сам отношу себя к агностикам и не могу утверждать, что нет высшей силы, потому что этого никто не доказал, но я никак не верующий в бога, которые выдумали иудеи только для себя, но в которого, почему то, верят христиане и мусульмане.А Батров не говорит, что наука нейтральна, вся его статья подводит к мысли, что есть бог, и в конце пишет: "К Богу".В общем, очередная попытка притянуть за уши науку к доказательству существования иудейского бога.

    • Анонимно
      9.11.2013 12:13

      "Аллах" - в переводе с арабского языка на русский - "Бог", в целом эта фраза звучит так: "Нет Бога, кроме Бога".Бог един.

    • Анонимно
      10.11.2013 20:10

      Цитата: "... но я никак не верующий в бога, которые выдумали иудеи только для себя, но в которого, почему то, верят христиане и мусульмане." Вы ошибаетесь. Бога единого придумали не евреи. Если Вы внимательно изучите все священные писания, включая Ветхий завет, Новый завет, Коран, тогда сможете узнать, что вера в единого Бога была начиная от Адама и все пророки, упоминаемые в священных писаниях были посланниками Бога. Евреи и арабы как народы в истории появились только после пророка Авраама (у мусульман Ибрахим). И куда же Вы денете пророков, которые были до Авраама, и которые проповедовали веру в единого Бога?

      • Анонимно
        10.11.2013 20:30

        Все пророки мусульман, кроме Муххамеда, взяты из библии, написанной иудеями, вот выдержка из статьи правоверного мусульманина Шарх-Уль Мухтасара: "Адам, Идрис (библейский Енох), Нух (Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Я ‘куб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Аюб (Иов), Шу ‘айб (Иофор), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифли (Бишир), Давуд (Давид), Сулайман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Яса ‘ (Елисей), Юнус (Иона), Закарийя (Захария), Яхья (Иоанн), Иса (Иисус), мир им всем, и печать всех пророков – Мухаммад".Так что библия писана иудеями и они сыны божьи, а христиане и мусульмане рабы божьи.

      • Анонимно
        10.11.2013 21:40

        К сожалению, не удалось разместить в ответе текст, поэтому даю ссылку на статью мусульманского богослова, где он перечисляет имена пророков, все они, за исключением Муххамеда, взяты из торы (ветхого завета), написанной иудеями для иудеев. Разница между торой, библией и кораном небольшая, разве что в двух последних новый завет добавлен, и, еще, иудеи везде прописаны сынами (детьми) божьими, а христиане и мусульмане рабами божьими. Умные иудеи подарили остальному миру религию, которая делает всех рабами, в отличие от них.

        • Анонимно
          10.11.2013 22:55

          Когда были ниспосланы Ветхий завет Моисею и Новый завет Иисусу, еще не существовали христиане и мусульмане в современном понимании. Потому что Христианство пошло после Иисуса, а Ислам после Мухаммада. Поэтому, христиане и мусульмане в этих учениях не могли называться и не называются ни как сыновья Бога, ни как рабы. А вообще, в Исламе считается, что Ислам как религия единобожия идет от Адама и поэтому все пророки Ветхого и Нового заветов почитаются как пророки. Т.е. в Исламе все эти религии считаются единой одной верой и всем пророкам были ниспосланы учения Ислама. В Новом завете и в Коране ничего не перенесено и не заимствовано из предыдущих учений. Библейские истории там пересказываются чтобы показать, что пророкам уже до этого посылалось учение, но народы не послушались пророков и не встали на истинный путь.Почитайте первоисточники: Библию и Коран и поговорите со священниками, не важно: с иудейскими, христианскими или мусульманскими, главное с грамотными (имеется в виду в религиозном плане грамотными). Настоящие грамотные священники смогут ответить на вопросы, касающиеся любой веры.

          • Анонимно
            11.11.2013 08:09

            Библия: "Ты богоизбранный человек. Все остальные люди ничто, подобны слюне, это животные с человеческими лицами, ты должен быть хозяином жизни. Ты должен управлять другими людьми. Вся собственность гоев - это твоя собственность, которая находится у них временно. "Вы (евреи), овладеете народами, которые больше и сильнее вас; всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; никто не устоит против вас" (Второзаконие 11:23-25).""Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Матф., 15:24); "Послание к римлянам -9: "Они — избранные дети Божьи, им принадлежит право быть признанными детьми Божьими, увидеть Славу Божью и принять Соглашение, заключённое Богом со Своим народом. Им был дарован Закон Моисея, истинный обряд богослужения в храме и обещания Божьи. 5 Это они — потомки наших великих отцов, они — земная семья Христа, Бога над всем, благословенного вовеки"В общем, и в новом завете сказано, что иудеи дети божьи, а остальные рабы. А, если у отца есть рабы и есть дети, то рабы отца это рабы и детей.

            • Анонимно
              11.11.2013 08:53

              Добавлю, что будучи неверующим, тем не менее понимаю, что каждому свое, просто удивляет, что заставляет людей повторять помногу раз на дню, что они рабы божьи.Хотелось бы считать себя человеком божьим, а не рабом. Может и религиям нужно меняться, рабовладельческий строй, при котором писались и тора и библия да и коран уже давно прошел.

  • Анонимно
    9.11.2013 11:35

    Достойно. Достойно. Не ожидал. Батрову респект

  • Анонимно
    9.11.2013 11:38

    "В действительности, атеизм — это вера, только с отрицательным знаком. Вера в то, что Бога не существует. Это такой перевертыш теологии." дальше уже и читать не было смысла.. этот тезис давно уже опровергнут, но попы с муллами до сих пор за него цепляются

    • Анонимно
      9.11.2013 11:45

      Я Пастернака не читал, но осуждаю! Блеск!

    • Анонимно
      10.11.2013 20:14

      Кем же этот тезис опровергнут? Кто-то смог найти доказательства, что Бога нет? Тогда, Батров прав, атеизм - это тоже вера, т.е. идея об отсутствии Бога, воспринимаемая на веру без доказательств.

  • Анонимно
    9.11.2013 12:07

    Рассуждать на тему, которую выбрал автор настоящей статьи можно бесконечно. Да и факты из истории науки, приведенные здесь приводились не в одной сотне книг разного толка. Мне кажется рассуждать на такие темы это трата времени и, скорее всего, цели автора связаны больше не с духовными вопросами, а с интересами и взглядов того общества, которому он принадлежит сам. Аналогичные статьи, правда на более высоком уровне, пишет Кураев. Мы не способны ответить на подобные вопросы поскольку не знаем правильных вопросов. Занятие самопознанием, медитацией (через молитву, занятие наукой в особенности математикой и т.д.), постижение духовных законов, которые также реальны как и законы материального мира вот, что нужно затрагивать. Ислам одна из глубоких религий, которая учит духовным законам, и ислам, как и все религии, я думаю, не нуждается в защите, как не нуждается в защите абсолютная истина. Невежество оно уже обречено свыше. Начиная защищать духовные законы, указывая что кому делать, одевать, думать и т.д., мы показываем лишь свое невежество. Собственный праведный пример, вот к чему необходимо стремится. Достаточно одной искры, чтобы осветить мрак. Радует, что автор настоящей статьи читает научно популярную литературу и занимается самообразованием.

    • Анонимно
      9.11.2013 12:26

      "Ислам, как и все религии, не нуждается в защите, как не нуждается в защите абсолютная истина"Вы уж определитесь с религией, их не может быть много для одного человека, да и сатанизм тоже религия."Абсолютная истина". Абсолютных истин было много, например, что Земля плоская, что Солнце вращается вокруг Земли, вот только человечество без сожаления рассталось с этими "абсолютными истинами", когда наука опровергла это. Доказать отсутствие бога в понимании гностических религий (иудейской, христианства, мусульманства) тяжело, но, если вчитаться в содержание торы, библии и корана, то можно найти стопицот ляпов, которые наука опровергла давным-давно.Высшие силы не обязаны соответствовать представлению иудейских мудрецов, написавших тору, от которой пошли христианство и мусульманство, потому что писалась она более 2 тысяч лет назад, для людей того времени и уровня понимания.

    • Анонимно
      9.11.2013 12:32

      Полностью согласен, а меня не радует, что автор статьи на основе научно популярной литературе 20 века пытается решить сегодняшние проблемы миропонимания и мироустройства, для этого нужно изучить современные научные реалии во многих областях знаний.

      • Анонимно
        10.11.2013 20:24

        А Вы читали Гегеля, Канта, Локка, Шиллинга, Маркса, Энгельса и других мудрых людей, которые жили в 16 - 19 века? А их труды до сегодняшнего дня в университетах изучают. Если бы руководствовались только учениями 21 века, человечество быстро откатилось бы в каменный век.

        • Анонимно
          11.11.2013 11:48

          Да что вы такое говорите. Никто, кроме вас об этом не знает, даже ученые, которые делают открытия в 21 веке, неужели они откатывают нас в каменный век.

          • Анонимно
            11.11.2013 19:31

            Они бы не смогли сделать открытия, если бы не было фундамента, заложенного предшественниками. Наука не может развиться резко с технологий каменного века к it-технологиям. Значение имеет знания накопленные каждым поколением. Вы не согласны с тем, что у Пифагора, Архимеда также имеется заслуга в том, что наука развилась до сегодняшнего уровня?

  • Анонимно
    9.11.2013 12:14

    Мракобесие.... Науку сначала задушили "демократией", потом дефолтом, потом реформой, на очереди - удушение религией.

  • Анонимно
    9.11.2013 12:28

    все дело в том, какими категориями все оценивать. один из моих опонентов в дискуссии о вере, после того, как ему стало нечем крыть в защиту существования высшего разума выдал такой перл: "но ведь никто на сегодняшний день не знает, что было до большого взрыва. на что я ему ответил, что если и существует такая сила, то для нее индивидум, планета земля, солнечная система и даже галактика "млечный путь" это даже не пыль или мгновение, а просто "ничто", побочный продукт о котором эта сила никогда и не узнает

  • Анонимно
    9.11.2013 13:09

    Батрову и К*..Люди,перестаньте морочить голову людям...Оставьте богу-богово,а замшелым умникам-казематы зинданов..Баста!!!

  • Анонимно
    9.11.2013 13:30

    Каждый в этой жизни находит свой смысл.. Зачем же всех пытаться приобщать к своему видению?

  • Анонимно
    9.11.2013 13:43

    "первопричиной всего, что есть, основой, к которой в конечном итоге сводится (редуцируется) все остальное."
    Мне казалось, что редуцироваться скорее значит сокращаться, а не сводится

  • Роберт М
    9.11.2013 14:20

    мир и все что видим создал путин,чюбайс и единая россия

  • Анонимно
    9.11.2013 14:32

    Если бы он был верующим ("глубоко" или "абсолютно"), то не стал бы тратить время на битье головой о стену. Существование сверхестественных сил не доказал. Ключевым является абзац:"По моему мнению, именно снобизм и порождает затхлую атмосферу мировоззренческого догматизма, который может лишь усилить угрозу выталкивания Татарстана, и без того не давшего миру ни одного лауреата Нобелевской премии, на задворки научного мира. С косными псевдоучеными, цепляющимися за устаревшие догмы, ни о каком инновационном прорыве, над которым так бьется президент нашей республики, не может быть и речи."Видимо автор замахнулся на Шнобелевскую премию.

    • Анонимно
      9.11.2013 17:51

      Мне кажется все это в полной мере относится к татарстанским мусульманам, а что они сделали для пропаганды настоящей науки.

  • Анонимно
    9.11.2013 15:46

    Опять в 5 век, в мракобесие? Религия опиум для народа.

  • Анонимно
    9.11.2013 15:48

    Смешно смотреть, как вылезли различные радетели религиозной нравственности. Страшно далеки они от чаяний и проблем основной части населения. С каждым разом убеждаюсь, именно они отгораживают нас от Бога. Уводят в сторону от проблем.

    • Анонимно
      9.11.2013 17:40

      ... и ставят, можно даже сказать, навязывают, впаривают и втюхивают свою религию как клин между человеком и Богом.

  • Анонимно
    9.11.2013 19:03

    Рустам-Эфенди рационального непонятого еще столько, что хватит на нас и на наших детей.

  • Анонимно
    9.11.2013 19:06

    Вы кстати, Рустем-Эфенди, пересказываете то, чему вас в школе и в институте учили, а ведь это представление об науке, атеизме и религии далеко не такое, как вы представляете. Для многих, особенно для тех, кто традиционно рос в религиозном обществе, наука - это поиск Бога. Ведь прямые его проявления отображаются в явлениях этого Мира.

    • Анонимно
      9.11.2013 19:40

      Полностью согласен, научный поиск это поиск закономерностей в мире и следовательно поиск закономерностей проявления "чистого разума" или бога. Поэтому каждый ученый ищет своего бога, если даже об этом не догадывается, а вот что ищет и чему поклоняется Рустам Батыр мне лично не понятно, где его Всевышний?

    • Анонимно
      9.11.2013 19:46

      Зачем верующему искать бога? Он должен только верить в него, ибо поиск подразумевает то, что можно найти его, а можно и нет, то есть ищущий это сомневающийся, а раз сомневается, значит вера его слаба.

      • Анонимно
        10.11.2013 01:15

        Верующему нужны подкрепления веры, а где их искать, как не в Мире созданном Создателем?

    • Анонимно
      9.11.2013 20:42

      Да, а запрет есть свинину, и предписание носить хиджаб, прямо вытекают из постулатов квантовой физики.

  • Анонимно
    9.11.2013 20:17

    Блестяще! Согласен поностью. Батыр сказал нам: Религия - это часть науки. Наука - это часть религии.. А разве это не так? Но каждый из нас свободен в выборе своего мировосприятия. И это главное достижение человечества.

  • Анонимно
    9.11.2013 21:00

    Друзья! Религия, попы и муллы и все другие, появились потому, что с темного народа можно рубить бабки, У них все построено примитивно просто: Есть бог, но где он и что он- это никому никогда познать нельзя! И всегда этим можно объяснять все! Чем меньше знаний, тем больше веры- это утверждение будет жить в веках. Почему живуча религия? Потому, что в ней всегда есть заинтересованные, Попы и прочие служители ,чтобы иметь Бабки (Гляньте на миллионера Гундяева (Кирилла)) , Политики, чтобы не оттолкнуть верующих , готовы прилюдно молиться, будучи в прошлом членами КПСС и комсомольцами. Сейчас и происходит срастание власти с служителями культа, чтобы и тем и другим грабить народ , пудря ему мозги. Стремитесь к естественным знаниям друзья, чтобы не стать обманутыми "гуманитариями".

  • Анонимно
    9.11.2013 21:19

    Рустам, а Вам не приходило в голову что все священные писания были написаны законерелыми и рациональными физиками? Физиками того времени..

  • Анонимно
    9.11.2013 21:50

    Книг, по принципу которому написаны Библия и Коран , можно написать сколько угодно ( вполне возможно ,что они и есть у других религий и верующих). Там много правильных утверждений и наставлений, но это не значит , что именно только эти книги учат нас хорошему и являются руководством в жизни . Существует много правильных, общечеловеческих принципов, которые религия пытается приватизировать , хотя история религии (да и нынешнее ее влияние), к сожалению говорит об обратном. Например такие, как не убий, не кради и т.п. Сколько войн шли и идут с религиозной подоплекой?! Почти все, даже те , которые идут откровенно из-за денег. Поссорить людей разной Веры , гораздо проще. Поэтому будьте умнее и терпимее к людям разных вер, не выпячивайте свой внутренний мир. Вера, если она есть, должна быть внутри человека . Не верьте служителям культа и всем тем, кто пытается противопоставить Вашей Вере другую, кто кричит на каждом углу о своем вероисповедовании, объясняя свои поступки, у них другие цели! Все эти выступления в прессе , по телевидению, преследуют только их, сугубо личные цели, а никак не Ваши.

  • Анонимно
    9.11.2013 22:20

    Недоработали Рустам надо было в конце статьи написать что у вас есть сведения стопроцентные что Макс Планк в конце жизни принял ислам. Вот это была бы бомба)))

  • Анонимно
    9.11.2013 22:28

    Автор хочет познать мир? Неужели ему не хватает Корана что понять истину

  • Анонимно
    9.11.2013 23:36

    Неплохая попытка на фоне общей массы наших религиозных деятелей. Но не более того.Во-первых, какой удар по материализму нанесли новейшие достижения науки? Хотелось бы поподробнее, но ответа не будет. Если бы автор на досуге ознакомился с диаматом, в огород которого кидает камешки, то с удивлением узнал бы, что "все тайны мироздания" разгадать невозможно, так как процесс познания бесконечен (как и сама материя).По Юнгу ничего не имею сказать, так как не понял, какое отношение этот отрывок имеет к основной теме статьи.По древним учениям Востока - прекрасно, что упомянули. Осталось только добавить, что наиболее гениальные визионерские догадки были сделаны философами-материалистами древности (школа Парменида). Лао-цзы, кстати, тоже весьма близок к материализму и в немалой степени диалектик.В конце неплохая цитата из Планка, правда, и тот был пантеистом (тоже лыко не совсем в задуманную автором строку).

  • Анонимно
    10.11.2013 00:16

    Ничего нового в статье. Много слов, которые можно было заменить нормальными и понятными фразами. Возьмите древние Веды, Упанишады, да и вообще Ведическую литературу полностью там об этом уже тысячи лет назад было написано людьми осознавшими себя и свою природу. О чистом сознании, о законах природы, об осознании себя, как Высшее Я, о том, что ум человека, чувства, эмоции, тело - это рабы его сознания. Все что мы видим вокруг себя ничто иное как проекция внутреннего мира. О том что сознание никогда не было рождено и никогда не умрет, о том что оно тоньше тончайшего и больше самого большого. Самое главное надо самому все осознать, получить божественный опыт, а не спекулировать умными и непонятными фразами не имеющими никакого отношения лично к вам.

    • Анонимно
      10.11.2013 11:53

      Полностью согласен и с вашего разрешения я бы добавил к фразе "Все что мы видим вокруг себя ничто иное как проекция внутреннего мира" и внешнего мира и "чистого разума". Сознание человека по всей видимости и является частью "чистого разума" или бога, что одно и то же.

      • Анонимно
        10.11.2013 12:00

        Более того, Рустему Батыру будет трудно понять, что и физический мир, и человек это одна из проекций чистого разума, в которой мы живем и пытаемся познать этот мир, а не строить догмы по поводу сущности самого чистого разума.

  • Анонимно
    10.11.2013 00:37

    Отменим в школах математику и физику, закроем университеты, будем изучать религии, будем смотреть на пролетающие в небе американские самолеты и говорить что это драконы. Дай волю этим священникам так и будет

  • Анонимно
    10.11.2013 04:05

    Хватит народу мозги забивать 2000 летним мракобесием. Религия это метод управления массами был в начале пути человечества, а сейчас Научный прогрес определяет путь познания и развития людей.

  • Владислав
    10.11.2013 11:05

    Ха-ха-ха, идиотизм прогрессирует. 20 лет фурсенковщины и капиталистической деградации дали свои плоды. Нет ничего кроме материи. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи. Автор невежда и прислужник господствующего класса - буржуазии.

  • Владислав
    10.11.2013 11:21

    Юрий Нурмеев:У Кураева появился робкий последователь в Татарстане. Уже не прячет тело жирное в утёсах, а потихоньку высказывается. Поучиться ещё многому нужно, но само стремление похвальное. Глядишь, ещё немножко про квантовую механику почитает, снимет тюбетейку и станет материалистом._______________________________Комментарий:Надо сказать, что такое философское направление как идеализм уже давно идейно-теоретически разбито. Достаточно прочитать труды классиков "Анти-Дюринг" Энгельса, "Материализм и эмпириокритицизм" Ленина, чтобы убедиться в этом.Что касается современных авторов, то тут рекомендуется "Анти-Кураев" Петровича, ибо в нем очень доступно разжеван основной вопрос философии. По сути, Петрович пересказал Энгельса и Ленина на примере критики идеалистический воззрений православного пропагандиста Кураева.Приятного чтения.http://n-petrovich.livejournal.com/2011/03/30/сточник поста https://vk.com/krasnaya_tatariya?w=wall-9457353_5826

    • Анонимно
      10.11.2013 12:37

      А вас не смущает то, что все теории Ленина о социалистической революции оказались утопиями.

      • Анонимно
        10.11.2013 15:46

        Революция реально свершилась, и, как реальный факт истории, уже не является утопией. Так что Ленин - практик.Развал СССР вызван обычной человеческой жадностью, завистью и прочими несовершенствами человеческой природы. Многим хотелось денег, комфорта, власти, и коллективной безответственности.Что мы сейчас имеем в полной мере.Причина не в социализме и не в капитализме, а в гнилой человеческой природе. Ну, далеко ей от исполнения 10 заповедей в обычной повседневной жизни. )))

        • Анонимно
          11.11.2013 01:11

          Революция свершилась и завершилась. Это вам кажется что развал социализма "вызван обычной человеческой жадностью, завистью и прочими несовершенствами человеческой природы". Что это за теория, которая не учитывает "гнилой человеческой природе"? Это ведь не вчера появилось. Капитализм это учитывает, а социализм нет. Так в чем тогда его превосходство?

      • Анонимно
        11.11.2013 18:19

        Милый! Ни ума, ни знаний, а все туда же - рассуждать про Ленина. Вы хоть один труд его прочли?! Во-первых, Ленин большой ученый, а ао-вторых, практик. Впрочем, дискутировать с Вами об этом бессмысленно.

  • Анонимно
    10.11.2013 13:05

    По моему мнению зря автор полез в квантовую физику да еще пытается блеснуть своими знаниями в этой области. Если скопировать цитаты отдельных физиков начала 20 века из интернета то это еще не означает что он в этом разбирается и что надо все смешивать в одну большую кучу- я имею ввиду религию и физику.По его статье получается что великие физики прежде чем приступить к экспериментам или опытам молятся Богу чтобы все получилось. Бред все это на мой взгляд

    • Анонимно
      10.11.2013 13:42

      Полностью согласен, как человек более 5 лет профессионально изучивший квантовую теорию, могу констатировать, что все изучаемые ею проблемы связаны познанием глубин физического мира и чистому разуму т.е. богу не имеет прямого отношения, так что квантовой физикой успешно занимались атеисты и верующие, католики и протестанты, христиане и исламисты, правда последние менее успешно, но по известным причинам, а не божественным.

  • Анонимно
    10.11.2013 13:20

    Балтыр видит ,что в мечетях в основном полуграмотные гастробайтеры и старики мечтающие о рае т.к. в этой жизни ничего хорошего в России не видела. Умные же люди в мифологию - религию уже давно не верят. Среди Нобелевских лауреатов верующих почти нет! Академик Гинзбург даже был отлючен от церкви т.к. был ярым атеистом. Жорес Алферов тоже не почитает церковь.

  • Анонимно
    10.11.2013 13:22

    Многие молодые люди разочеровавшись в Христианстве и Исламе уходят в Индийские религиозные течения Кришна , Буддизм и т.д.

  • Анонимно
    10.11.2013 13:42

    Уважаемые ученые , физики, специалисты в естественных науках! Если наткнулись на эту статью, напишите квалифицированный комментарий, чтобы неискушенные в науках люди смогли разобраться со всей околонаучной бредятиной в этой статье

  • Анонимно
    10.11.2013 13:55

    Если бы автор данной статьи чуть чуть разбирался бы в современной квантовой физике и был бы честен с самим с собой и читателями коих я уверен очень много ввиду популярности издания БИЗНЕС-ОНЛАЙН, то он конечно бы знал то что суть последних идей квантовой физики заключается в доказательстве того что наша вселенная родилась без участия какого либо Бога, то есть без акта творения. Над этим работают сейчас очень многие ученые, подключен мощнейший математический аппарат, проводятся опыты, изучается поведение черных дыр. Если кому интересно можете почитать или посмотреть документальные фильмы с участием Стивена Хокинга(уж он точно разбирается в квантовой физике больше чем наш Рустам), И вот он ясно и недвусмысленно говорит что его цель доказать что наш мир родился без участия Бога и то что они с каждым опытом, с каждым экспирементом ближе к этому доказательтву. А мое мнение такое что если они докажут что так оно и есть, чтто мир возник без участия Бога-это мало что изменит в жизни обычных обывателей, большинство из них так и будет верить в несуществующего Бога, а служители церкви ну или мечетей будут яростно сопротивляться новым знаниям, будут трактовать факты в угоду своим убеждениям и дальше привлекать в свои ряды толпы людей.Мало что изменится для жизни обычных людей, зато для науки это будет прорыв. Потому что наука и религия -это разные вещи

  • Анонимно
    10.11.2013 13:57

    Рустем Батыр, взывая к молодежиПытался нацепить научные одежиНо не прокатит здесь его обманВедь из под фрака виден всем чапанРелигия и точная наукаКак по Крылову – это рак и щукаИх, даже если силы все напрячьВ одну телегу явно не запрячь

  • Анонимно
    10.11.2013 14:14

    Капица Сергей Петрович. Умнейший человек.. При вопросе о существовании Бога скромно улыбался. Не хотел чувства верующих тревожить...

  • Анонимно
    10.11.2013 15:18

    Читаю комментарии и вижу, что то, что попы и пр. пытаются считать всех русских христианами, а татар мусульманами, это далеко не так, Им просто хочется показать, что таких, как они много. Но ,к счастью, это не так. И это радует!

  • Анонимно
    10.11.2013 15:23

    Это уже вторая статья Рустама в газете.Мне кажется третья статья будет посвящена тому, что Солнце и планеты крутятся вокруг Земли)))

  • Анонимно
    10.11.2013 22:45

    Спасибо, Рустам Батров за отличную статью! И хотелось бы предложить Вам тему для следующих статей: Ислам и наука. Почему-то основная масса людей считают, что ислам и наука несовместимы , забывая, например, о том, что алгебра -слово арабское, что в музее Коперника в Европе до сих пор хранится книга мусульманских ученых, на основе которой он сделал свое революционное открытие итд.И объяснить, наконец, почему исламские науки оказались "забыты", а точнее вычеркнуты из научного наследия - на это есть авторитетные исследования ученых ведущих университетов мира.

    • Анонимно
      11.11.2013 01:19

      Вы говорите о современной науке или о истории науки, которую делали в том числе исламские мудрецы 1000 лет назад. Очнитесь, уже 1000 ислам никакого вклада в науку не вносил и не вносит, в этом вся проблема.

    • Владислав
      11.11.2013 21:48

      \ что в музее Коперника в Европе до сих пор хранится книга мусульманских ученых\ это книги именно ученых, которые стояли на материализме, а не священников, которые всегда стоят на позициях идеализма. Разницу различаете?

  • Анонимно
    10.11.2013 23:41

    Кстати, Кураев хорошо отзывался о погибшем Валлиуле хазрате.
    А что мне не нравится в современных агитаторах за ислам, так это то что они хвалятся сейчас достижениями на заре ислама потому что за последние 100 лет ничего хорошему миру не дали и им совершенно не стыдно за террористов в своих рядах. Иначе они бы что-то постарались изменить к лучшему в образовании и поведении. По сути, по их словам, пропуск в Рай можно получить одев хиджаб, совершив один хадж, построив мечеть, убив неверного. Именно Поэтому, ничего другого и не делают, в т.ч. в мусульманских странах, где помогают бедным только раздачей садеке по большим праздникам. Вот прут нищие в христианский мир за лучшей долей, но ничего дома не делая.

    • Анонимно
      11.11.2013 09:39

      "По сути, по их словам, пропуск в Рай можно получить одев хиджаб, совершив один хадж, построив мечеть, убив неверного". Это - серьезное обвинение. Поэтому, давайте в студию фамилии таких агитаторов. Если не можете назвать фамилии, тогда ваши обвинения - голословны и плод вашего воображения. Итак, ждем фамилии! Копию списка можете сразу направить в прокуратуру.

  • Анонимно
    11.11.2013 01:21

    Несомненно Рустам Батров написал глубокий манускрипт. Он созвучен рубаи Омара Хайяма: "Я спросил у мудрейшего: "Что ты извлек из своих манускриптов?" Мудрейший изрек "Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной по ночам от премудростей книжных далек". То есть Омар Хайям говорит, что не надо пытаться жить только по логике, хотя логику никто не отменял. Ведь красавицу Кто-то Создал не просто так. Огорчает только опус о том, что в Татарстане нет ни одного лауреата Нобелевской премии. У нас есть братья Роальд и Ренад Сагдеевы, есть астрофизик Рашид Сюняев , есть Чингиз Айтматов и др., которые несомненно достойны наивысших научных званий. Такие иллюзии с наградами надо отбрасывать. Это несерьезно. Нобелевская оценка-еще не высшая оценка.

  • Анонимно
    11.11.2013 11:22

    Полностью согласен с хазратом!

  • Анонимно
    11.11.2013 18:33

    Мне очень неприятно (и мне не одному), когда во время похорон и других мероприятий, молодой мулла, лет тридцати, начинает учить как жить присутствующих, большинство которых пожилые. Это минимум нескромно. Во-вторых, они начинают говорить, что все неверующие - люди без чести и совести и т.д. Это же оскорбление и игнорирование Конституции. Вы, Рустем хазрат, поднимите этот вопрос.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль