Общество 
14.11.2013

Камаловский театр наденет «Золотую маску»?

ПЕРВАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ «МАСКА»

Сегодня стало известно о том, что спектакль театра им. Камала «Однажды летним днем» номинирован на получение российской театральной премии «Золотая маска». Причем спектакль номинирован четырежды — за лучший спектакль малой формы, за лучшую режиссуру, за работу художника по свету и за лучшую женскую роль. Он практически сразу же вошел в список номинантов, но входящий в экспертный совет «Золотой маски» заведующий литературной частью театра им. Камала Нияз Игламов в голосовании не участвовал — такого этическое требование.

Если номинация перерастет в награду, камаловцы станут первыми в истории академического драматического театра Татарстана лауреатами «Золотой маски». До сих пор Татарстан главной театральной наградой не избалован. Две «Маски» есть в активе Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Джалиля. Их получили в разное время Ахмет Агади за лучшую мужскую партию в опере Резеды Ахияровой «Любовь поэта» и Альбина Шагимуратова за партию Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Гаэтано Доницетти.

В середине 90-х годов за спектакль «Буря» получил «Золотую маску» и ТЮЗ, но его все-таки стоит отнести к разряду детских театров. Есть «Золотая маска» и в театре им. Камала, но она присуждена не за спектакль, а в номинации «Честь и достоинство» в 2000 году главному режиссеру театра в то время Марселю Салимжанову.

Как ляжет карта, пока сказать трудно. Но уже сейчас стоит настроиться, что исход борьбы может быть разным — конкуренция очень сильная. Например, рядом с фамилией Фарида Бикчантаева можно видеть имена Льва Додина, Римаса Туминаса, Юрия Бутусова и других известнейших столичных режиссеров. Среди спектаклей малой формы в номинанты попали «Приют комедиантов» и брянцевский ТЮЗ из Санкт-Петербурга, «Школа современной пьесы». Евгению Гинзбургу придется помериться силами с коллегами из Вахтанговского театра и новосибирского «Красного факела» — продвинутого театра. Среди конкуренток Люции Хамитовой — такие звезды, как Елизавета Боярская и Ксения Раппопорт, и не только они.

Кстати, среди номинантов на «Золотую маску» есть еще один казанец. Это Алексей Тихомиров, ныне живущий в Москве, который в свое время закончил казанское музыкальное училища и один период учился в консерватории по классу вокала у Михаила Казакова. Затем Тихомиров перевелся в центр оперного пения Галины Вишневской. Он номинирован за парию Бориса Годунова в одноименной опере Модеста Мусоргского в театре Екатеринбурга.

ПРОРЫВ С ПОМОЩЬЮ «ВТОРОГО ИБСЕНА»

Пьеса норвежского драматурга Йона Фоссе, которую взял в работу главный режиссер театра им. Камала Бикчантаев, никогда не ставилась в России, хотя в Европе этот автор имеет популярность. Бикчантаев стал ее первооткрывателем в стране. Фоссе на родине называют «вторым Ибсеном», у себя в Норвегии он, кстати, был удостоен премии великого Генрика, а одно из британских аналитических агентств внесло Фоссе в сотню живущих ныне гениев.

Этот норвежский писатель и драматург сознательно отказывается от реализма, полагая, что в наше время — время «утраченной перспективы» — реализм просто невозможен. Для него важнее не то, что происходит, а как это происходит. Его язык — это язык ритмической прозы, несложной по конструкции, но трудной для проживания актерами. Бикчантаев поставил спектакль о «холоде вершин» человеческой памяти и подсознания, протянув, таким образом, еще одну связующую нить между Ибсеном и Фоссе.

Действие, как следует из названия пьесы, происходит летним днем, но публику не покидает ощущение холода. Холода от одиночества, от непонятости. На сцене все лаконично и четко, сценографического решения как такового нет. Мебель из IKEA, аксессуары из этого же магазина — все чисто, обезличено и усреднено.

Так же и с героями, у которых просто-напросто нет имен. Они зовутся Женщина, Женщина в молодости, Подруга и так далее. Автор принципиально не персонифицирует их. И история, которая рассказывается, не имеет ни начала, ни конца. Муж Женщины (Хамитова) внезапно пропал. Утонул, ушел? Теперь это уже не имеет значения.

Идут диалоги персонажей, полунамеки, кажется, все опутано невидимой паутиной нитей, тянущихся из памяти. Все полупрозрачно, недоговорено. В течение полутора часов нас изымают из реальности и дают возможность подумать и покопаться в себе, в своем подсознании. Мы видим дождь за окном, словно осязаем его длинные струи, мы находимся в этой ловушке времени, которое будто бы остановилось.

Вот тут следует сказать об одном важном элементе спектакля — свете. Бикчантаев пригласил для светового решения своего спектакля одного из лучших мастеров в этом жанре в России Евгения Ганзбурга из Санкт-Петербурга. И он сотворил настоящую световую палитру, придав действию одновременно реальность и тайну.

Взяв в работу сложную и для актеров, и для публики пьесу Фоссе, Бикчантаев, рискуя, тем не менее вывел свой театр на новый уровень, дав ощутимо понять, что и национальный театр — это далеко не музей, и у него есть вполне реальные подкрепленные амбиции.

«А МЫ И НЕ ПРОВИНЦИЯ!»

Насколько реально театру из провинции получить высшую театральную награду? Вот что по этому поводу думают эксперты «БИЗНЕС Online».

Венера Ганеева — солистка Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Джалиля, народная артистка РФ, профессор:

— А мы и не провинция! И Татарский государственный академический театр имени Камала провинциальным назвать нельзя. В Москве театр имени Камала знают еще со времен Марселя Салимжанова, коллектив там часто гастролирует при аншлагах. Камаловский — это один из брендов Татарстана, это наша гордость. Так что получить «Золотую маску» для него вполне реально, спектакль «Однажды летним днем» очень актуален для современного человека, он об одиночестве. И вообще, Камаловский — мой любимый театр, я играла на его сцене в спектакле «Голубая шаль» в постановке Салимжанова.

Рашид Загидуллин — главный режиссер театра драмы и комедии им. Тинчурина:

— Думаю, что у спектакля Йона Фоссе есть шансы на «Золотую маску», спектакли из провинции ее получают, такие прецеденты в истории премии уже были.

Рамиль Тухватуллин — актер, режиссер, продюсер:

— Конечно, субъективный фактор присутствует, но мне кажется, что в жюри «Золотой маски» есть профессионалы, которые могут достойно оценить работы. Уверен, что работа Фарида Бикчантаева очень достойная, его спектакль говорит сам за себя. По-моему, шансы на получение награды у камаловцев большие.

Справка

«Золотая маска» — всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, кукольный театр. «Золотая Маска» проводится федеральным агентством по культуре и кинематографии, правительством Москвы, АНО Фестиваль «Золотая Маска». С 2002 года генеральным спонсором «Золотой Маски» является Сбербанк России. Президент «Золотой Маски» — народный артист России Георгий Тараторкин. Весной каждого года представляет в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

Отбор спектаклей-участников фестиваля осуществляют экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри «Золотой Маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. Кульминация фестиваля — церемония вручения премий «Золотая Маска». Церемония проходит в Москве и транслируется телеканалом «Россия».

Проведение ежегодного фестиваля и церемонии вручения премий — основное направление деятельности фестиваля «Золотая Маска». Вместе с тем «Золотая Маска» стала инициатором ряда крупных театральных мероприятий, среди которых — фестиваль современной пьесы «Новая драма», международная программа Russian Case, адресованная иностранным гостям «Золотой Маски», издание книги «Конец театральной эпохи», гастроли Большого, Мариинского, Малого драматического театров.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.11.2013 19:08

    Любая награда - это результат субъективной оценки и взаимных договоренностей узкого круга людей. Для национального, в нашем случае татарского тетра, считаю высшей наградой является популярность у зрителей. "Старик из деревни Альдермеш", "Четыре жениха Диляфруз", "Голубая шаль" - эти постановки вошли в сокровищницу нашей культуры. Спектакль по пьесе Фоссе видел. Не совсем понял (из за моего непонимания, он, наверное нисколько не теряет в своем художественном воплощении). По принципу "а давай и татарам чего нибудь и дадим" чего нибудь и могут дать. От того, будет золотая маска у Камаловского, или нет, ничего не зависит. Главное - татарскому театру не прятаться под какие то (московские, европейские, китайские и т.д.) маски, а не терять своего национального лица. Дадут - хорошо. Нет - ничего страшного.

    • Анонимно
      16.11.2013 19:24

      согласен на все 100!Любая награда - это результат субъективной оценки и взаимных договоренностей узкого круга людей.

  • Анонимно
    14.11.2013 19:49

    У нас столько театров в Казани-почему бы например не представить какой-нибудь спектакль из репертуара театра Качалова-там тоже есть достойные спектакли-смотрел этот спектакль и по-честному и так ничего не понял-позже сказали это что-то из личной жизни главного режиссера....... и еще недавно ехал на автобусе и кондуктор объявила улицу в честь Туфана Миннуллина-конечно это здорово что у нас не забывают ВЕЛИКИХ-но почему только НАЦИОНАЛЬНЫХ-есть Сибгата Хакима есть Марселя Салимжанова есть Габрахмана Абсалямова а где улицы в честь РУССКОЙ творческой интелегенции-всех упомнить сразу не могу но посчастливилось по молодости познакомиться\ с писателем Геннадием Паушкиным-он часто приезжал к нам в дом отдыха \ЛИВАДИЯ\ и был очень популярен-почему бы в честь его не назвать какую -нибудь улицу Казани в честь его и многих поэтов-таких как Николай Беляев или Владимир Рокщектаев которые жили здесь и творили и славили наш родной Татарстан.

    • Анонимно
      15.11.2013 11:05

      Название улиц зависит в основном от властей города. Не знаю почему, но в городе полно одинаковых названий улиц, могли бы переименовать или назвать улицы заслуженными людьми. Но власти города, вместе этого, название новым проспектам и улицам дают своим учителям(начальникам), т.е бывшим секретарям райкомов КПСС. Хотя и работа их в КПСС осуждено и признано вредным в обществе. Райкомов КПСС было мало, вот поэтому и повторные некчемные названия дают: типа- Ромашка, Зеленая, Советская, Милешле, Чишмеле и тд.

  • Анонимно
    14.11.2013 23:12

    Извините, но Николай Беляев жив и пишет. По-прежнему много, и что немаловажно - замечательно.

  • Анонимно
    15.11.2013 00:23

    Видел этот спектакль. Скучный. По какому поводу разговоры? Какие -то свои делишки и прикрываетесь какими -то идеями, поисками. Пустота.

  • Анонимно
    15.11.2013 08:59

    Молодец Ильфир,в нужном направлении бежишь.МВА.

    • Анонимно
      15.11.2013 09:33

      Хорррроший комментарий!!!))) Человек, видимо, сведущий. Сразу понятно, чья это заслуга - попадание в номинацию: рулит не творчество, а административно-руководящий ресурс!Класс!Такой комментарий захочешь -не придумаешь!)))

  • Анонимно
    15.11.2013 09:21

    Правильно ПУСТОТА так значить надо пересмотреть и обратиться к ВЛАСТЯМ-чтобы они пересмотрели это-недавно приезжал к нам Министр Культуры России-Мединский и он высказал мысль что у нас не правильно производят награждения и поощрения-порой бывает что какая -та одаренная личность \творит\ годами а его и никто не видит не знает -а другой \сидит на печи\и постоянно поощряется-а за что порой и сам не знает-но принимает как должное-и с этим надо бороться и тут тоже самое ПРИВЫКЛИ только видеть ТВОРЧЕСТВО КАМАЛОВСКОГО театра-а что творят другие театры-не замечают и это не правильно-и правильно спектакль пустой о ни о чем-так и зачем его выдвигать.....приближается дата 70 летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ было бы правильно и если и выдвинули на такую тему спектакль........

  • Анонимно
    15.11.2013 09:30

    Пьеса "Однажды летним днем" идет также в Петербургском театре "Особняк", поставлена в одно время или чуть раньше, чем в Камаловском театре. Может быть, еще где-то, просто не знаю. Это к вопросу о "первооткрывательстве" этой пьесы в России. Почему так любят говорить о каких-то "громких" и, как оказывается, непроверенных и несоответствующих действительности фактах. Тем более, что спектакль абсолютно в этом не нуждается. У него хватает истинных достоинств.

    • noname
      15.11.2013 11:35

      Впервые фрагмент пьесы "Однажды летним днем" был показан на фестивале Балтийский дом около 10 лет назад в режиссуре Максимова, однако полноценным обращением к этой пьесе тот показ назвать нельзя. Режиссер Слюсарчук, поставивший пьесу в театре "Особняк" сделал это на 1,5 месяца позже, чем театр Камала. Он также номинировался на "ЗМ", но не прошел. Об этих спектаклях написала Надежда Стоева в последнем номере ПТЖ. Это любопытно само по себе, так как оба режиссера - однокурсники, люди одного поколения, независимо друг от друга обратились к пьесе. Нигде больше в России Фоссе сейчас не идет. Другую его пьесу когда-то поставил режиссер Клим. Это печально, поскольку Фоссе один из самых интересных и сильных европейских драматургов. Рекомендую учить матчасть.

    • noname
      15.11.2013 11:48

      Факты, конечно, проверены. Слюсарчук поставил спектакль позже. Нигде больше пьеса не идет и никогда не шла. Фрагмент пьесы был показан на фестивале Балтийский дом около 10 лет назад, но полноценным спектаклем его назвать нельзя.

  • Анонимно
    15.11.2013 10:39

    Недавно был на юбилеи народного артиста Татарстана Айдара Хафизова\70 лет\-что меня поразила что ему от имени Президента только и зачитали приказ \о спасибо\ земляки зачитали благодарственное письмо-кто-то подарил удочку кто-то спел и станцевал в честь его и все--он вить не просто актер но и сценарист режиссер и также можно было и его спектакль выдвинуть на соискание какой-нибудь престижной премии-почему только и выдвигают одних и тех же-например в \Качаловском\ тоже есть достойные спектакли-а их ГЛЫБА главный режиссер СЛАВУТСКИЙ давно уже заслужил такой премии\ЗОЛОТОЙ МАСКИ\......и все же пора бы и выдвигать лучших не по национальному признаку а по качеству и нужности СПЕКТАКЛЬ........

  • Анонимно
    15.11.2013 11:52

    Дайте пож та инфо разбирающиеся в этом вопросе - кто и по каким признакам выдвигает (номинирует) спектакли на награды. Если сам театр - то почему остальные спят - пусть берут и выдвигаются, а если театральное сообщество так решило, то им видней. И еще по поводу юбилеев актеров. в театре Камала в 2013 году было много юбилейных вечеров, я многие посетила. Они все разные, как и сами юбиляры. Я к сожалению не знакома с актерской средой и не знаю внутреннюю мотивацию актера и традиции по проведению юбилейных вечеров. но мне кажется, главная цель - не сбор подарков на сцене, к тому же по данным сайта театра Камала 70 лет Айдару Хафизову исполнилось еще 20 мая. юбилейный вечер наверно что то гораздо большее, чем празднование дня рождения. я была на этом юбилее, очень понравилось. Были его друзья, коллеги, земляки. Я многое узнала об этом человеке и актере, замечательный человек, рассказал свой жизненный путь, очень много и с благодарностью говорил о своих учителях. Вот этому надо учиться у этого поколения людей! Их бескорыстности, самоотдаче, служению людям! думаю любовь людей, зрителей им гораздо важнее любых государственных наград (не хочу умолять их значимости).

    • noname
      15.11.2013 12:42

      По условиям конкурса спектакль выдвигает на соискание премии "Золотая маска" сам театр. Ни органы культуры, ни сам Мединский тут ни на что повлиять не могут. Далее, экспертный совет, формируемый из ведущих театральных критиков России смотрит диск, прилагаемый к заявке и в случае возникшего интереса члены экспертного совета смотрят спектакль на родной площадке или на любом другом фестивале. В этом году из Казани была еще одна заявка - частный театр "Акт" подал, молодые режиссеры А.Мигранова и Р.Сабиров. После отбора номинантов в течение года формируется окончательный список спектаклей и персоналий, а дальше уже работа Жюри - кому что дать. Айдар Хафизов актер великолепный, но спектакли он не ставит, режиссирует концерты, юбилеи, празднества. Мне лично кажется, что каждый коллектив сам волен выдвигать своих претендентов. Если другие театры Казани этого не делают, значит, у них есть свои резоны. Но тот, кто говорит, что все проплачено, все известно заранее - заведомый лгун. В состав экспертного совета входят люди а) зачастую находящиеся по разные стороны театральных баррикад, со своими личными представлениями о добре и зле в театральном искусстве; б) люди, дорожащие репутацией; в) а Дирекция никогда не допустит сговора, так как это может убить идею и смысл самого престижного в стране театрального конкурса. Маску очень часто ругают в центральной и региональной прессе, но, как правило, каждый фестиваль - реальный срез театральной культуры сезона. Что выросло, то выросло.

    • noname
      15.11.2013 13:20

      http://www.goldenmask.ru/about.php?id=1

  • Анонимно
    15.11.2013 12:09

    Скоро мы будем отмечать ВЕЛИКУЮ дату 70ЛЕТИЯ П О Б Е Д Ы-и почему бы наши улицы не назвать именами людей наших КАЗАНЦЕВ-которые не вернулись с ВОЙНЫ-почему их то позабыли\о них только и есть у родных похоронки и надгробные обелиски по всей РОССИИ\вить каждый погибший ВОИН сражался за РОДИНУ но так вот вышло кто остался жив а кто погиб и мы так мало знаем о них и только скромные строчки в книги-памяти что-то о них повестуют и было правильно чтобы и их именами назвали улицы нашего ТЫСЯЧАЛЕТНЕЙ К А З А Н И

  • Анонимно
    15.11.2013 17:59

    Хорошо, что "Маску" присуждает профессиональное жюри, а не народный сход)

  • Анонимно
    15.11.2013 20:34

    А профессионалы что из лошадей что ли происходят-это тот же НАРОД. И все же хватить КАМАЛОВЦЕВ ТОЛЬКО ВЫДВИГАТЬ-пора и осмотреться и ТАЛАНТЫ подрасли и в других театральных коллективах......

  • Анонимно
    17.11.2013 15:17

    Камаловцы - молодцы! Спектакль достойнейший! Был и всем советую. Это очень нетипично для наших театров. для театра Камала особенно. Браво

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль