Общество 
15.11.2013

Спасет или угробит КФУ Косму и Дамиана?

IMG_6139.jpg
КФУ намерен построить лабораторный корпус института геологии и нефтегазовых технологий вплотную к стене церкви Космы и Дамиана

СОВЕЩАНИЕ В МИНКУЛЬТЕ: «ВАМ СЛОВА НЕ ДАВАЛИ»

Встревоженный улей напоминало вчера экстренное собрание общества охраны памятников в музее Аксенова. Драматическая ситуация складывается вокруг уникальных памятников федерального и регионального значения, входящих в комплекс Петропавловского собора.

Речь идет о церкви Космы и Дамиана, вплотную к стене которой КФУ намерен построить лабораторный корпус института геологии и нефтегазовых технологий. Поводом для экстренного созыва защитников исторических зданий Казани стало совещание в минкульте, прошедшее в минувшую субботу. На нем КФУ представил проект строительства лабораторного корпуса. Случилось это уже после начала работ в непосредственной близости от старейших памятников и Петропавловского собора, когда общественность забила тревогу. Участниками этого совещания были известный архитектор-реставратор Ирина Аксенова и староста общины Петропавловского собора Андрей Гибнер. В итоге староста от расстройства заболел, а Аксенова объявила экстренный сбор общества охраны памятников.

По мнению Аксеновой, никакая новостройка не может появиться в охранной зоне памятника. Но на субботнем совещании в минкульте это было подано проектантами не как новостройка, а как восстановление здания с одобрения самого минкульта. Однако работы велись, по словам Аксеновой, каким-то нахрапом. О начале археологических раскопок находящийся по соседству приход Петропавловского собора не уведомили. И более того, в КФУ просто проигнорировали письма соседей.

- Там абсолютно отсутствовали всякие человеческие контакты изначально. Андрей Георгиевич (Гибнеравт.) обратился ко мне с просьбой о помощи, он просто растерялся, – рассказала Аксенова. – Ни на одно письмо прихода ответа нет. Написали письмо в ТатСНРУ – тишина. На следующий день – звонок, только не в приход, а в епархию: «Что вы себе позволяете»? Ответа нет месяц…

Никакого общественного обсуждения – и сразу за бульдозер… Собственно, этот подход и породил слухи о разрушении фундамента старой церкви, находящейся в непосредственной близости от Петропавловского собора. По просьбе собравшихся Аксенова поделилась впечатлениями от разговора в кабинете министра культуры.

- Что произошло в минкульте? Когда принесли эскизный проект, на следующий день Гибнера приглашают к министру, одного. Я не хотела идти, меня очень просили… и я согласилась. Мы заходим в кабинет – министр, его зам и целый ряд людей. Озвучивают результаты инженерных отчетов: все падает, рушится. На наши встречные вопросы – почему так, почему эдак – ответов нет, более того, когда Андрей Георгиевич начинал говорить – в ответ только: «Вам не давали слова, не перебивайте». А потом Гафуров в какой-то очень странной жесткой форме заявил, что «вы дойную корову не получите». Что вообще за шутка такая?..

IMG_0694.jpg

В защиту проекта строительства корпуса КФУ неожиданно выступила зампредседателя общества охраны памятников Фарида Забирова

КОРПУС КФУ КАК «ПОДПОРНАЯ СТЕНКА» КОСМЫ И ДАМИАНА

Аксенова рассказала об истории застройки комплекса Петропавловского собора, дома Михляева-Дряблова, церкви Космы и Дамиана и представила эскизный вариант восстановления церкви. Правда, строительство КФУ напрочь перечеркивает саму возможность восстановления здания как храма: лабораторный корпус будет вплотную примыкать к сохранившимся остаткам алтарной части. Где вы видели церковь с офисным пристроем?

Впрочем, вчера публика с некоторым удивлением узнала, что можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны. В защиту проекта неожиданно выступила зампредседателя общества охраны памятников Фарида Забирова.

Напомнив, что церковь Космы и Дамиана в XIX веке была переделана в жилую постройку, Забирова рассказала, что рядом вплоть до 2002 года стоял жилой дом. Церковь передали приходу Петропавловского собора – под тысячелетие Казани планировалось найти денег на восстановление памятника. Но подреставрировали только сам собор. Что будет с остатками церкви? С 1989 года церковь Космы и Дамиана в собственности Казанской епархии, однако на ее восстановление средств не выделялось. Временную кровлю над ней, консервацию объекта сделали на средства минкульта.

А стройка КФУ, по версии Забировой, ни что иное, как спасение церкви Космы и Дамиана.

- Предполагается укрепление фундаментов бывшей церкви Космы и Дамиана. ТатСНРУ заказало инженерное обследование, сделан проект усиления фундамента – и КФУ будет строить здание в тех же габаритах, что и было. Корпус, который не является памятником, был дисгармоничным, не ценным зданием. Сейчас предполагается его восстановить по новому проекту – и мы были экспертами по этому проекту.

Одновременно, по словам Забировой, это здание будет подпорной стенкой, которая будет держать перепад высот. И, как считает архитектор, проект обеспечивает устойчивость и консервацию церкви. Если ничего не делать, вообще все будет разрушаться, а у церкви денег на это просто нет.

«ФАРИДА МУХАМЕДОВНА, ВЫ ЛОББИРУЕТЕ ИНТЕРЕСЫ «ДЕНЕЖНОГО МЕШКА?»

- Сейчас проведены археологические раскопки – и та истерика, которая в интернете называет археологические исследования подкопами, просто возмущает! Это передергивание! – активно жестикулируя, уверенно продолжала Забирова. – Археологи сделали там раскоп для укрепления и исследования фундамента – и там найдены интересные захоронения, мусульманские, кстати, на боку лежат… В результате исследования выявлено, что на этом месте было захоронение ханского периода.

Последний пассаж, впрочем, не нашел одобрения: историк Андрей Елдашев возразил, что принадлежность захоронений пока не подтверждена. Да и в целом это выступление явно удивило членов общества.

- После строительства пропадает возможность восстанавливать культурный слой XVIII века – храм не может быть пристроен к лабораторному корпусу, – возразила Аксенова, продемонстрировав на слайдах, как именно это будет выглядеть. Маленькое здание церкви как бы «приклеивается» к мощным стенам лабораторного корпуса.

- Неправда, не так вы совершенно трактуете, – парировала Забирова. – Это лабораторный корпус – пристрой к памятнику, восстановленный в тех же габаритах, что и существовавшее здание.

На предложение привести хоть один пример в мировой практике, чтобы к храму любой конфессии – иудейскому ли, мусульманскому, православному – вплотную пристраивали здание, ответа не нашлось. И как можно считать трехэтажное здание подпорной стенкой низенькому Косме, тоже было не очень понятно.

- Фарида Мухамедовна, мы знаем вас как ярого поборника памятников старины, – не выдержал Елдашев спора архитекторов, дискутировавших по поводу того, можно ли считать реставрацией восстановление здания советского периода или нельзя. – А сегодня вы выступаете как поборник Гафурова… Лоббируете интересы университета сегодня при нас, интересы денежного мешка лоббируете в чистом виде!

IMG_6138.jpg
Уже сейчас колокольня Петропавловского собора – еще одна падающая башня Казани: она имеет уклон в 70 сантиметров, но визуально это еще незаметно, в отличие от башни Сююмбике

НОВАЯ ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ КАЗАНИ

По мнению Аксеновой, после строительства нового здания возникают риски, о которых сейчас умалчивают в университете. В частности, никто не знает, что за оборудование будет стоять в новом корпусе и как оно будет влиять на находящийся по соседству Петропавловский собор.

- Я могу конкретно зачитать техзадание проектантов, – вспомнила она совещание в минкульте. – В существующих корпусах геофака, где сейчас располагается эта лаборатория, побочным результатом проведения испытаний является разрушение сводов. В любом случае, любая химлаборатория, как говорят практики, – это испарения. А это значит, нужна принудительная вентиляция, это насосы, это вибрация. Почему-то университетские ребята решили, что эти работы из здания, которое выходит на улицу Кремлевская, лучше перенести сюда. Чтобы там сохранить своды, а здесь…

Более того, Аксенова продемонстрировала слайды: по стенам колокольни Петропавловского собора ползут-змеятся трещины.

- Из-за того, что произвольно был надстроен второй этаж колокольни, нагрузка увеличилась, – объяснила архитектор-реставратор. – И когда под колокольней появился двухэтажный советский объем, она наклонилась. Трещины живые, мы поставили маяки, они открываются… И если мы сейчас к этому двухэтажному объему, наполовину советскому, наполовину историческому, пристроим еще трехэтажный дом на сыпучих грунтах, которые в прошлом были оврагом, то мы колокольню просто не спасем. Здесь уже Косма – так, козявочка…

Уже сейчас колокольня Петропавловского собора – еще одна падающая башня Казани: она имеет уклон в 70 см, но визуально это еще незаметно, в отличие от башни Сююмбике. Вертикальные увеличивающиеся разломные трещины появились на колокольне после строительства метро, причинами их появления стали вибрации метрополитена и сложные геологические условия грунтов.

Аксенова предложила собранию проект письма, в котором было указано, что начавшиеся в октябре 2013 года строительные работы в непосредственной близости от церкви Космы и Дамиана и примерно в двух-трех десятках метров от Петропавловского собора представляют серьезную угрозу для сохранения старинного храмового комплекса. А ввиду строительства значительно превышающего по высоте лабораторного корпуса дальнейшая полная реставрация церкви Космы и Дамиана становится невозможной, что приводит еще и к нарушению закона об охране объектов культурного наследия.

Собрание кипело около двух часов – в итоге пришли к мнению, что письмо писать нужно на имя президента РТ Рустама Минниханова, который трижды осматривал комплекс этих памятников. Однако в проекте письма необходимы изменения – какие именно, будет решать согласительная комиссия общества охраны памятников.

IMG_6142.jpg

По мнению Аксеновой, строительные работы представляют серьезную угрозу для сохранения старинного храмового комплекса

«СИТУАЦИЯ МУТНАЯ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ПОНЯТНО»

За комментариями по возникшей ситуации корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам и участникам совещания в минкульте.

Рамиль Хайрутдинов – директор института истории Казанского (Приволжского) федерального университета:

- На заседании в министерстве культуры впервые были представлены документы, были приглашены все стороны, то есть заказчик – Казанский федеральный университет, министерство культуры, которое отвечает за сохранность исторических памятников, и руководство прихода. У нас состоялся серьезный профессиональный разговор, и мы подчеркнули, что Федеральный университет – добросовестный заказчик, который выполнил абсолютно все требования, предъявляемые законодательством, все сделано на хорошем уровне. И будем надеяться, что многие вопросы, связанные с воссозданием служебного корпуса, мы решим и университет поможет нашим коллегам из прихода.

Как вы, наверное, знаете, это церковь не действующая, поэтому все происходило очень внимательно. Мы пошли таким путем: сначала было углубленное изучение территории, затем последовательно, слой за слоем изучали картографию. Выяснилось, что алтарная часть церкви была разрушена еще в XIX веке, поэтому ни о каких захоронениях говорить не приходится. И на сегодняшний день идет речь о том, что эта площадка наиболее изучена, и не только археологами. Сегодня нашим коллегам из прихода была передана государственная, не только культурная, экспертиза, которую подготовили наши федеральные эксперты. Проектная документация также есть и соответствует всем требованиям, которые предъявляют объектам культурного наследования. Я с уверенностью могу сказать, это как раз тот случай, когда заказчик выполнил все требования министерства культуры.

Что касается обеспокоенности представителей храма, то КФУ сейчас изыскивает средства для того, чтобы укрепить фундамент этого храма, который прилегает к нашему участку. Речь идет об укреплении конструкции, о сохранении исторического сооружения. Смысл в том, что этот храм получит вторую жизнь. К этому есть все предпосылки.

Леонид Абрамов – краевед:

- Ситуация с церковью Космы и Дамиана только на первый взгляд мутная, на самом деле все понятно. Во-первых, это республиканский памятник, вокруг которого есть охранная зона, в которой запрещено строить. Расстояние должно быть 5 - 6 метров, точно сказать не могу, нужно спросить у специалистов. КФУ же под видом проведения восстановительных работ в храме собирается рядом построить на средства «Татнефти» здание научной лаборатории. Причем там предполагается поставить крупногабаритное оборудование, вентиляционные охлаждающие установки.

То, что они якобы будут укреплять фундамент, ну, извините, когда сверху будет все течь, как ты его не укрепляй, там будет все распирать. В любом случае, там пойдут проблемы, появятся трещины. Надо понимать, что особенность памятников XVIII века заключается в том, что фундаменты тогда не строились, все стояло на камнях и заливалось известковой массой. Понятно, что лаборатория будет создавать вибрацию, что приведет к постепенному разрушению храма. Кроме того, планируемое здание будет в два раза выше по объему. Соответственно, все воды будут стекать в основание церкви. Это полное безобразие!

В данном случае руководство КФУ ведет себя просто некорректно. Ладно КФУ, но ведь есть ведомство, которое должно курировать эти вопросы – министерство культуры. А оно заняло позицию застройщика. Заместитель министра Светлана Персова является одним из лучших экспертов в области реставрации памятников архитектуры, и меня поражает ее позиция в этом вопросе.

Это историческая застройка XVIII века, и так с ней обходиться, выкручивать руки… Мне тоже они говорили: ее же не восстанавливали в течение долгих десятилетий! Ну, да, сейчас нет денег на восстановление. Придет время – будут и деньги, памятник будет восстановлен. Фундамент был надежно укрыт слоем земли, он не разрушался. Почему именно сейчас надо было строить? Отсутствие денег на восстановление – это разве аргумент в пользу застройщика? Не понимаю логики.

Экспертное сообщество должно выступить с инициативой провести свою экспертизу. Думаю, тут можно привлечь и московских реставраторов.

Светлана Персова – заместитель министра культуры РТ:

- На совещании договорились о том, что при восстановлении утраченного пристроя будут проведены работы по предотвращению возможных негативных последствий для здания бывшей церкви Космы и Дамиана. В том числе будут усилены фундаменты церкви с восточной стороны – там, где она примыкает к служебному корпусу.

Храм Космы и Дамиана находится в пользовании прихода Петропавловского собора. Весь комплекс духовной семинарии, включая территорию, находится в ведении КФУ.

Лаборатории разместятся в восстановленном прежнем месте служебного корпуса – пристрое к корпусу по улице Чернышевского, 5. Исторически служебный корпус примыкал вплотную к восточной стене церкви Космы и Дамиана. Оборудование, которое планируется разместить в будущих кабинетах, не производит вибрации. Участок бывшей духовной семинарии расположен выше участка церкви Космы и Дамиана. Перепад рельефа на границе этих двух участков составляет один этаж, сточные воды с верхнего плато будут стекать вниз в том случае, если служебный корпус не будет восстанавливаться.

Исторически здание расположено на границе этих двух участков, служило подпорной стенкой, препятствуя сползанию склона в нижнюю часть квартала.

Проектная документация прошла историко-культурную экспертизу, получила положительное заключение. Все требования законодательства по порядку проектирования исследований и проведение работ со стороны заказчика соблюдены.

Восстановление служебного корпуса КФУ будет только в том объеме, который необходим для обеспечения сохранности церкви Космы и Дамиана. Поскольку церковь Космы и Дамиана находится в ведении православно-религиозной организации и в собственности федерального учреждения, государство не может финансировать реставрационные работы церкви. По действующему законодательству бремя содержания и проведение необходимых работ возложены на собственника или пользователя ОКН. По вопросу восстановления, согласно закону, нужно обращаться к общине Петропавловского собора.

Справка

Надвратная церковь Космы и Дамиана построена в 1708 году, расположена на территории Петропавловского собора. Здание одноэтажное на высоком подклете, кирпичное, западным торцом примыкает к дому Михляева. В настоящее время оно перекрыто 2-скатной металлической кровлей, завершение утрачено. С восточной стороны, на месте уничтоженной апсиды, имеется арочный проем. Фасады церкви оштукатурены, а в тех местах, где штукатурка отсутствует, видны следы некогда существовавшего декора. Интерьеры не сохранились, так как здание использовалось под жилье. Состояние аварийное.

На протяжении последних 15 лет ведется планомерная работа по изучению и реставрации комплекса зданий Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ – в прошлом Геологического факультета, а ранее комплекса зданий Духовной семинарии.

Комплекс зданий семинарии начал складываться в первой половине XVIII века и представляет собой уникальный памятник гражданской архитектуры, связанный с важными страницами истории и культуры региона, развития системы образования в России. На протяжении более чем 10 лет шла последовательная реставрация объекта культурного наследия. На первом этапе этого большого проекта был отреставрирован главный корпус. Следующим этапом стало проведение ремонтно-реставрационных работ на территории «Учительского» двора – реставрация здания бывшего «Грот-бара» и формирование учебных и лабораторных корпусов.

В 2013 году были продолжены работы по разработке проекта реставрации (воссоздания) служебного корпуса, располагавшегося в глубине участка, вдоль границы с территорией Петропавловского собора. Реставрируемое здание примыкает к зданию бывшей церкви Космы и Дамиана, утратившей свое храмовое предназначение к середине XIX века. В начале 2000 годов, после отселения жильцов, свод подклета церкви частично обрушился. Главным управлением охраны памятников министерства культуры РТ были проведены консервационные работы, сделана временная кровля.

Воссоздание бывшего служебного корпуса семинарии проводится по разрешению, выданному министерством культуры РТ, и предусматривает разработку проекта, сопровождаемого обширным комплексом исследовательских работ, в том числе археологическими, территории застройки. Раскоп площадью 60 кв. м был разбит во дворе Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета в 20 - 25 м к северо-западу от северного угла здания колокольни Петропавловского собора. На месте предполагаемого раскопа механизированным способом был снят балласт (техноген) мощностью до 160 см от уровня современной поверхности. Общая мощность культурных напластований в раскопе достигала 320 сантиметров. Археологические исследования ведутся специалистами Института истории им. Марджани АН РТ.

Вдоль юго-западной стенки раскопа были зафиксированы остатки кладки из бутового камня шириной до 50 см, связанные с фундаментом разрушенного здания, датируемого не позднее XVIII века. На этом же уровне, с восточной стороны кладки выявлены 9 могильных пятен. 7 из них практически полностью попадают в раскоп, 2 уходят в юго-западную стенку раскопа под бутовую кладку. Костяки плохой сохранности, залегали на уровне от 60 до 140 см от уровня выявления, ориентировка погребений З-В, во всех погребениях прослеживаются остатки гробовищ в виде древесного тлена толщиной до 2 - 3 сантиметров.

Находки из раскопа представлены серой чернолощеной и нелощеной керамикой, глазурованной керамикой, большим количеством изделий из кожи, изразцов, стекла и стеклянных изделий, нумизматическим материалом, железными изделиями и так далее.

В связи с необходимостью проведения дополнительных исследований инженерно-технического состояния выявленного фундамента здания и дообследования прилегающих площадок некрополя было принято решение о необходимости снять балласт строительного мусора, сформировавшегося во второй половине ХХ века, угрожавшего обрушением в направлении церкви. В данный момент осуществляются необходимые работы по расчистке площадки, готовится документация по укреплению фундаментов прилегающих зданий и церкви.

В результате проведенных исследований были получены важные сведения о характере отложений культурного слоя и топографии в данном районе. На основе отобранного вещественного материала и анализа культурных напластований предварительно удалось выделить слои XVI - XXI веков.

Справка предоставлена министерством культуры РТ

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (114) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.11.2013 13:45

    Эх, далеко нам ещё до Европы, там памятники старины сохраняют а у нас сплошная дикость да ещё и на уровне...

  • Анонимно
    15.11.2013 13:45

    А что в первых рядах делает представитель АК-Барс Холдинга? У них там свой интерес?

    • Анонимно
      15.11.2013 14:48

      Это ж Пузырев! Он спит на таких совещаниях обычно, нет повода для вопросов

      • Уважаемые интернет-хомячки, я, как правило, не сплю на собраниях ТРО ВООПИиК, если бы я хотел спать, я бы поехал домой.Уверяю Вас, на вчерашнем собрании сделать это было невозможно...

  • Анонимно
    15.11.2013 13:46

    КФУ как всегда, мне плевать, делаю что хочу

  • Анонимно
    15.11.2013 13:49

    Забирова половину жизни зарабатывала на разрушения памятников,когда у Исхакова работала,потом стала защитником старины. Оказалось не так выгодно-опять взялась за старое!

    • Анонимно
      15.11.2013 20:51

      В самую точку попали

    • Анонимно
      16.11.2013 09:17

      К 1000-летию Казани сломали видимо не всю старину в центре.

      • Анонимно
        17.11.2013 10:49

        Когда мраморную табличку с именем Забировой повесят, чтобы все помнили о ее заслугах по разрушению старой Казани?

  • Анонимно
    15.11.2013 13:53

    Да Минкульт давно уже нечего не охраняет! Персова памятник от непамятника не отличит. Хайрутдинов, понятно, выслуживается. А Фарида Мухамедовна в бытность свою "охраняльщиком памятников" в Казанской администрации разрешила разломать столько памятников старины, что вспомнить страшно. Такая вот забота о памятниках

    • Анонимно
      15.11.2013 15:27

      +100500Разогнать всех надо, пока висят старые ворота, разрушенный фасад и т.п. им вообще плевать, как начинаешь менять ворота, делать вывеску, восстанавливать фасад, набегают коршуны и просят сделать здание таким, как собор на площади святого Марка в Венеции, хотя до этого была трущоба трущобой, ворота были ржавые и обвисшие, подавай кованные в стиле ампир...

  • Анонимно
    15.11.2013 14:11

    да пусть сломают уже все - надоело нервы тратить

  • Анонимно
    15.11.2013 14:29

    Забирова несостоятельна, прошу ее отлучить от зампредседателства в этом уважаемом Обществе. Тем более что за ней не один "грешок" из прошлой жизни - до реинкарнации в замы...

  • Анонимно
    15.11.2013 14:35

    Одиозный случай!

  • Анонимно
    15.11.2013 15:14

    с каждым днем меня моя любимая родина все больше огорчает(((

  • Анонимно
    15.11.2013 15:31

    Там уже ничего не осталось, фундамент + остаток стены были до работ под землей! Никому дело до этого не было, тут корпус новый собрались делать, сразу всем надо. Полная показуха и популизм! Пройдитесь по городу столько пустых и разрушенных зднаний в центре, никакая Балтусова со своими прогулками ничего и не сделала толком...Все хорошо у нас, самый лучший регион, лучшая страна...

  • Анонимно
    15.11.2013 15:33

    Как обычно у нас в стране.Во-первых, причем тут петропавловский собор, который находится за громадной стеной?Во-вторых, вы хоть видели, что с этой церковью было до того, как там начались работы? Была куча мусора. А сейчас там расчистили территорию, будут укреплять ее, и за свой счет, заметьте.

  • Анонимно
    15.11.2013 15:36

    копайте глубже-может казань до 1552 года найдется!!!! Был ведь город-сад!!! А где этот город теперь??? История-колесо, все должно повторится!!!

    • Слушайте, а это идея !Предложите восстановить Казань ханского периода !!!Правда, для этого придётся снести стены и башни казанского Кремля, построенные какими-то залётными псковскими гастарбайтерами, ну и заодно практически все существующие в Кремле "новоделы": Благовещенский собор, Кул-Шариф, башню Сююмбике, пушечный двор, губернаторский дворец, архиерейский дом... далее по списку ))

      • Анонимно
        15.11.2013 16:58

        Все большие кирпичные сооружения на Руси, включая и кремль московский и церкви строили приезжие итальянцы, точнее из Венеции и Милана. А местные "мастеровые" месили там глину и таскали на спине кирпичи. Поэтому не надо про псковских гастарбайтеров. Кирпичные или каменные здания собственной постройки на Руси появились не так уж и давно. Потому не надо ля-ля. Тогда чего там Грозный брал то. Мог бы так проехаться с войском, без подкопа и долгого стояния перед крепостью. Чего приглашать то было тех же итальянцев для строительства подкопа и минирования. Кстати, это предки того химика Бутлерова, которым дали потом земли здесь под Казанью после ее взятия.

        • Анонимно
          15.11.2013 17:34

          неправда это - про подкоп нам в кино показали всю правду, а это было в прошлом веке, батенька! Общество охраны пусть здравствует и процветает!

        • top gan
          16.11.2013 11:49

          ...боже мой,сколько же вас таких Знатоков то в сети! Зачем историю учить,вон какие Познания у людей! Дичь..

        • Анонимно
          26.11.2013 23:52

          А уж если быть совсем точным, то не того химика Бутлерова склоняете! Однофамильцы они! Читать надо не плагиаторские путеводители, а архивные источники! Хорош слухами землю полнить

      • Анонимно
        15.11.2013 21:44

        Башню Сююмбике придется оставить. Ее построили до 1552 года.

        • Да что Вы ! Как это сейчас говорится "ржунимагу".Вы ещё скажите, что её за семь дней построили и кто-то с неё спрыгнул...Может историю подучите ? Или здесь написать ?

          • Анонимно
            15.11.2013 22:58

            Историю, голубчик, вам подучить нужно, только не по сталинским агиткам. Башню Сююмбике построили до взятия Казани. Читайте Загоскина.

            • Да ладно Вам...Милейший Николай Павлович был под впечатлением первой русской революции 1905 года, ну и решил "блеснуть" вероятно, оставить след в истории.Только как-то неубедительно блеснул...Ну да ладно, к бывшим ректорам Казанского университета будем относиться с почтением.Однако, замечу Вам, что несколько десятков историков убеждают меня в том, что ну никак раньше середины XVII века башни не было, а многие склоняются к периоду постройки между 1680 и 1720 годами, а это спустя 130-160 лет после известных событий.Да и потом, ну подумайте сами, царь Иоанн Васильевич, приказал всё сравнять с землёй... политический вопрос, понимаешь... и вдруг башню решил оставить ? ну как так ?Или ядра пушечные специально облетали её стороной ?Короче, НЕ ВЕРЮ, как говаривал старик Станиславский...

              • Анонимно
                16.11.2013 11:29

                Вы плохо учили историю. Грозный не приказывал ВСЕ сравнять с землей. Наоборот, он приказал стены и башни починить, хотя бы потому, чтобы удержать новозавоеванный город. Ханский дворец, например, простоял до первой половины 19 века. Писцовые книги 1560х годов упоминают татарские здания в Казани. А уж башня, самое высокое здание в городе, нужна была для наблюдения за округой и подачи сигналов. Для этого ее и татары использовали (читайте Курбского). Ядра не пролетали мимо. Вы, наверное, не знаете, что такое реконструкция. Наполеон тоже московский кремль взрывал, однако ж его починили. Башню тоже подлатали.Много историков поддерживают теорию постройки русскими - это тоже скользкий аргумент. Не меньше историков поддерживают теорию постройки ее татарами. Загоскин, кстати, и до 1905 года эту теорию поддерживал.Учите матчасть.

                • top gan
                  16.11.2013 11:54

                  Даааа..как сказзано: "самые большие глупости на свете,делаются или говорятся с очень серьезным выражением лица!"....нет слов чтоб описать впечатление произведенное вашими Познаниями!...P.S.По образованию профессиональный историк.

                • top gan
                  16.11.2013 11:56

                  ...и еще во Это доставляет всегда: "Учите матчасть." Очень любят эту фразу интернет-воины!)

                • Вы меня в конец заинтриговали.Может, нам встретиться где-нибудь вместе за чашкой чая ? Мне это всё жутко интересно. Честно.Если не трудно, напишите мне на dpuzyrev@abdev.ru

        • top gan
          16.11.2013 11:50

          Вот это да!!! Как дальше жить!))))

  • Анонимно
    15.11.2013 15:40

    Куда мы катимся? "Не знать истории — значит всегда быть ребенком." (с) Цицерон.

  • Анонимно
    15.11.2013 16:19

    МОЛОДЦЫ! Необходимо полностью очистить это место и построить новое- современное здание!

    • Анонимно
      15.11.2013 19:39

      а можно хорошо восстановить и будет лучше чем новое

  • Анонимно
    15.11.2013 16:21

    Зачем перекладываете ответственность на весь КФУ? Это решение Гафурова и его команды очевидно, ну может быть еще и геологов.

  • Анонимно
    15.11.2013 16:23

    КФУ - храм науки. Будущее - за наукой! Я за новую лабораторию.

    • Анонимно
      15.11.2013 22:48

      Ну наконец-то хоть один голос разума!

    • Анонимно
      18.11.2013 09:42

      Лабораторию можно построить в любом другом месте, хоть в авиастрое, благо метро провели.

  • Анонимно
    15.11.2013 16:48

    Гафуров в свое время целый город сохранил и воссмтановил. Ну чего вот разводить шум-гам. Есть археологи, историки в университете.

    • Анонимно
      15.11.2013 17:47

      Карманные археологи и историки. Почитайте комментарий Рамиля Хайрутдинова. Верните Рафаэля Валеева на охрану памятников. Персова уже все завалила.

      • Анонимно
        16.11.2013 12:45

        Прошу прежде чем голословно обвинять меня в "заигрывании" с начальством, хотелось бы чтобы Вы привели какой-нибудь конкретный пример. Должность директора института, как ранее директора музея-заповедника не мешает мне иметь собственное мнение, оставаться независимым исследователем. Всегда считал, что во главе работы должен быть результат, а не только сам процесс и последующий пиар. Если есть вопросы конкретные задавайте. Рамиль Хайрутдинов

    • Анонимно
      15.11.2013 19:45

      действительно есть компетентные люди, пусть решают

  • Анонимно
    15.11.2013 17:22

    Похоже в Казани вообще отсутствуют хозяева, не говоря уже о архстрой- и археологическом надзорах. Учебные заведения - основная причина пробок в центре города. Разумно, как во всем мире, ВУЗы развивать на окраине города. Тем более они уже стали научно-исследовательскми. КФУ вообще надо развивать в районе кампуса - бывшей "деревни Универсиады".Это дебиллизм размещать сельхоз и ветеринарный институты в шаговой близости от Кремля. Надо передать площадки ТАИФу ASG - пусть взамен они выстроят современные учебные корпусы, отвечающие требованиям нынешнего дня и перспективы.

  • Karim
    15.11.2013 17:51

    Весь этот шум мне сильно напоминает ситуацию, которая была когда-то в Елабуге, если не ошибаюсь, то это был 2001 или 2002 год. В Елабуге решили построить мемориал поэтессы Марины Цветаевой, единственный , кстати, в мире.На том месте, где должен был быть построен мемориал, стояли частные дома и заросший бурьяном небольшой овраг, который жители использовали, по простоте душевной как помойку.Мэр Елабуги Ильшат Гафуров собрал тогда заинтересованную общественность города на обсуждение проекта мемориала, на котором присутствовали и кто-то из специалистов- цветаеведов из Москвы . Шум тогда поднялся невообразимый- как вы можете касаться этой земли, здесь ходила нога Марины Цветаевой , вы варвары и еще многое другое .. Из Москвы позже начались стенания и разные звонки в правительство республики по этому поводу, возможно там была даже какая-то зависть, что в какой-то провинциальной Елабуге появится серьёзный монумент, в то время как в Москве нет ничего подобного. Прошло время , открыли мемориал, приехала из-за граница родственница поэтессы, было много цветаеведов, но уже никто не вспоминал, былые словесные баталии, потому что был праздник поэзии серебряного века, я бы даже сказал международный праздник, были цветаеведы и из-за границы. А теперь уже тем более никто об этом не вспоминает и даже не знает, что рядом с домом-музеем была помойка, а не уютное место отдыха местных горожан и туристов. Я всё это к чему? К тому, что я очень рад, что у нас есть такая активная и неравнодушная общественность. Но клеймить Фариду Забирову, что она лоббирует интересы денежного мешка, это господа, как минимум, некрасиво… КФУ это университет , научно-образовательная, но бюджетная организация, это не собрание олигархов, Вы очень сильно заблуждаетесь на этот счёт. И строит КФУ эти лаборатории не для печатания денег или производства пива, а для развития науки нашей страны, для её величия и на наши с вами налоги.И я привел пример с мемориалом Цветаевой не зря, Гафуров никогда не разрушал памятники, он их только восстанавливал и возводил. Именно благодаря его настойчивости , безусловно при поддержке руководства республики, была спасена старая Елабуга и возведены новые памятники и музеи.Почему-то в априоре многие уверены, что министерство культуры прямо так, знаете, влегкую разрешила. Это не так, и процесс этот был отнюдь не простым, но он был весьма квалифицированным.В статье в общем-то и так приведены доводы экспертов , что проблема далеко не так страшна, как видится некоторым и можно уверенно сказать, что всё будет нормально, памятник в результате этого строительства только спасут от разрушения . И это даже шанс для церкви Космы и Дамиана , поскольку она тихо разрушалась до того и особо ей никто всерьёз и не занимался, всё таки её собственник не государство.Так же было и с пустырем в Елабуге, где когда-то ступала нога великой Марины Цветаевой, он тоже тихо зарастал бурьяном и наполнялся местными отходами ...

    • Анонимно
      15.11.2013 18:07

      рака за камень заводить не надо. Олигархов поминать тоже всуе ни к чему. Если есть регламент - то он исполняется, а если правило толкуется зампредседателя как ей охота - в отставку... чтобы недоумения остались с ней!

      • Karim
        15.11.2013 18:29

        Про олигархов (денежных мешков) в суе упомнил Елдашев, читайте статью внимательно. Я только ответил...

    • Анонимно
      15.11.2013 18:37

      Ни один олигарх не заплатит Забировой столько,сколько бюджет платит- деньги-то бессчетные. Просто еще никто нашему президенту не открыл глаза на безумные гонорары реставраторов-архитекторов,а то бы он давно их им срезал Поэтому так и защищает Забирова этот проект

      • Анонимно
        15.11.2013 18:43

        один раз Президент ругался за дорогущие проекты по кукольному театру, другой раз укорял за дорогущие проекты на дорогах, но об реставраторов - и вправду не спотыкался еще.. - а там ТАКОЕ гнездо!

        • Анонимно
          15.11.2013 20:50

          А ведь каждый год миллиардные суммы из бюджета на реставрацию идут в РТ -плюс Булгар и Свияжск-в общем нехило получается

          • Анонимно
            16.11.2013 00:25

            Так, надо тогда КФУ в Елабугу перевести, пусть Гафуров совмещает бургомистра с ректором в столь цветущем граде.

          • Анонимно
            17.11.2013 09:49

            Пусть контрольный органы сравнит сколько частники им платят,а сколько из бюджета выкачивают?

    • Анонимно
      15.11.2013 22:53

      Бываю в Елабуге частенько по долгу службы. Год от года город буквально расцветает, а была ведь помойка помойкой.

  • Анонимно
    15.11.2013 18:26

    Персова заявила, что проект получил положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. А кто был экспертами на данное решение?

  • Анонимно
    15.11.2013 19:26

    Нет, архнадзор этим не занимается. Экспертов аттестует Минкульт России, Забирова одна из. Для подготовки Акта экспертизы необходимо участие 3-х аттестованных эксперта. Может Фарида Мухамедовна, как раз и была экспертом по данному проекту? Минкульт РТ руководствуется Актом для принятия решения о согласовании проекта и выдачи разрешения на проведение работ, пусть огласит имена экспертов! Или это тайна?

  • Анонимно
    15.11.2013 19:44

    Простите, а где Олеся Балтусова? Или спасать надо только Старо-татарскую слободу?!

    • Анонимно
      15.11.2013 19:49

      В декретном отпуске
      Таким способом выходит из игры. Поняла что не тянет.

      • Alendos
        15.11.2013 20:07

        Интересно посмотреть на вас, беременного.

      • Анонимно
        16.11.2013 00:29

        Это не государственный подход и безответственность, только-только стала советником президента, и на тебе - декретный отпуск.

  • Анонимно
    15.11.2013 19:51

    жаль, старину разрушать не следует. тем более русскую, древнюю

  • Анонимно
    15.11.2013 20:57

    А какие памятники Ф.Забирова восстановила за всю свою долгую жизнь?

    • Анонимно
      17.11.2013 10:16

      Никто ни единого памятника так и не вспомнил? А ведь всю жизнь человек якобы этому посвятил

      • Анонимно
        17.11.2013 10:34

        У Семина какое-то здание делала вроде -но переругались и везде говорит теперь,что ее ограбили и платят ниже госрасценок в несколько раз

        • Анонимно
          17.11.2013 16:34

          Семин -не бюджет,свои просто так не отдаст и считать он умеет

    • Анонимно
      17.11.2013 10:52

      Уточните вопрос -восстановила или разрушила?

  • Анонимно
    15.11.2013 21:02

    Олеся, ты где? Ау?

  • Анонимно
    15.11.2013 21:35

    Руки прочь от церкви!!! Разрушая святыни вы разрушаете не только обитель Бога в нашем городе, но и из своих сердец. Научная лаборатория для студентов - это, конечно, здорово, но не ценой же продажи души дьяволу это надо делать...

    • Анонимно
      15.11.2013 21:43

      Не дурите. Душу дьяволу!!! А может это попы продали душу дьяволу и муть наводят. Давно пора все эти культовые здания отдать под музеи и водить толпы туристов показывая как в старину людей дурили.

      • Анонимно
        15.11.2013 22:57

        Не стоит богохульствовать. У каждого своя вера, своя правда...

    • Анонимно
      15.11.2013 21:47

      Какая же это святыня, если, как написано в статье, "церковь Космы и Дамиана в XIX веке была переделана в жилую постройку". Уже в позапрошлом веке это здание перестало быть церковью.

  • Анонимно
    15.11.2013 22:02

    Эта ситуация это проявление дискриминации православных в татарстане. На церковь космы покушается та же этнократия которая не хочет возвращать епархии колокольню богоявленского собора

    • Анонимно
      15.11.2013 22:50

      А дискриминацию мусульман не видите, когда разрушали мечети?

      • Анонимно
        15.11.2013 23:11

        Мы, жители многонациональной республики, не должны распылять вражду между собой! "Давайте жить дружно!"

  • Анонимно
    15.11.2013 22:04

    Помнится, Олеся бегала и спасала старообрядческую церковь напротив Комбината Здоровья. Такой шум подняла, что только ленивый не знал об этом. А дело кончилось пшиком. Налетели на мелкого предпринимателя. А на федеральный университет так не попрешь. Вот и молчит она. Научилась быть чиновником. Где надо тявкнуть, где надо хвост поджать.

    • Анонимно
      16.11.2013 08:33

      Олеся уже давно превратилась в типичную чиновницу. Если раньше ей можно было позвонить, написать Вконтакте, Фейсбуке, и она всегда откликалась, то теперь: "Пишите официальный запрос, направьте письмо в приемную!". Вот что с ней произошло? Олеся, ты же никогда не была такой как они, чиновники. Эх, Олеся, Олеся....

      • Анонимно
        17.11.2013 10:47

        Да нет уже давно той Олеси,будьте реалистом и смотрите правде в глаза. Своей цели она достигла

  • Анонимно
    15.11.2013 22:56

    Всё же это не правильно! И не важно к чьей религии относится здание, в любом случае его не следует затенять новостроем.

  • Уважаемые сограждане!Поддержите, пожамлуйста, ниже следующее обращение!Уважаемый Рустам Нургалеевич!В центре Казани сохранился уникальный комплекс конца XVI – начала XVII вв. В этот комплекс входят Петропавловский собор с колокольней, дом причета, дом Михляева, церковь Косьмы и Дамиана, он представляет собой целостный и уникальный историко-архитектурный ансамбль федерального значения. Историко-архитектурная и культурная ценность комплекса установлены давно, однако состояние некоторых строений внушает опасение разрушения.Состояние объекта и угрозы усугубились близко пролегающим маршрутом метрополитена, а последние месяцы – строительно-планировочными работами, которые на территории, прилегающей к комплексу, проводятся в связи с планами создания учебно-лабораторного корпуса КФУ. Результаты инженерного обследования, осуществленные ГУП « Татинвестгражданпроект» ещё в 2004 году подтвердили аварийное состояние дома Михляева и его домовой церкви Косьмы и Дамиана, в выводах указывалось на необходимость принятия срочных мер по их комплексной реставрации. Так, церковь Косьмы и Дамиана – домовая церковь Михляевых 1708 год постройки – разрушается, а колокольня Петропавловского собора – наклоняется, по вершине – уже на 70 см. от оси, а также, имеет вертикальные увеличивающиеся разломные трещины. Возможное обрушение продолжающей наклоняться колокольни нанесёт непоправимый репутационный ущерб нашей республике, но дело и не только в этом, а в том, что такими методами как сейчас здесь проводятся работы с объектами, представляющими такую высокую ценность – категорически нельзя обходиться, это полное пренебрежение великим прошлым нашей страны. И это не может не беспокоить общественность.Просим Вашего личного вмешательства в ситуацию и принятия оперативных мер, среди которых – прекращение строительных работ на территории комплекса, могущих привести к необратимым последствиям.Далее – необходим проект реставрации, требуется также организовать и профинансировать реставрационные работы.Считаем, что отреставрированный комплекс будет исключительно привлекательным для туристов, посещающих нашу столицу.Кроме того, реставрация комплекса, и применение его культовых объектов по прямому назначению, безусловно, будет способствовать укреплению межнационального согласия в Республике Татарстан. Татарстанское региональное отделение Ф.М. ЗабироваВсероссийского общества охраны памятников истории и культуры Председатель клуба любителей казанской старины, А.М. ЕлдашевЛауреат Макарьевской премииПредседатель Общества русской культуры А.Л. СалагаевРеспублики Татарстан, профессорКазанская русская местная И.А.Александровскаянационально-культурная организация,Заслуженный учитель Республики Татарстан,лауреат Всероссийского педагогического конкурса"Серафимовский учитель"Председатель Общества русской культуры М.Ю. Щегловг. Казани, доцент

    • Анонимно
      16.11.2013 09:26

      Где можно будет подписать это обращение?

    • Анонимно
      16.11.2013 11:50

      Забирова просто поражает-вчера с пеной у рта защищала новое строительство,теперь просит президента его остановить!

      • Анонимно
        16.11.2013 17:27

        Уберите тетушку Фариду ,доцент Щеглов, пусть подписывает Председатель Общества. Или он у Вас там номинальный генерал и слова своего сказать не может? Интриги Забировой давнишние - и зачем?

  • Анонимно
    15.11.2013 23:08

    Почему православное духовенство молчит? Надо заявлять - кричать о таком безобразии. Братья мусульмане свою веру в обиду бы не дали. Нельзя игнорировать ничью религию!

  • Анонимно
    15.11.2013 23:21

    Это национализм и веронетерпимость! Почему церковь трогаете!

  • Анонимно
    15.11.2013 23:56

    А ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЛАБОРАТОРИЮ ПОДАЛЬШЕ ОТ ЦЕНТРА ПОСТРОИТЬ?

  • Анонимно
    16.11.2013 08:31

    Владыка Анастасий! Скажите, наконец, свое слово! Вы же православный митрополит! Или будете молчать?

  • Анонимно
    16.11.2013 09:01

    Если не ошибаюсь, на балансе КФУ более пятисот зданий. Неужели нельзя приспособить имеющиеся. Необязательно поблизости от геофака.

    • Анонимно
      16.11.2013 17:29

      А нельзя пятьсот зданий распродать и выстроить понятный кампус за городом? Это какие расходы на старье по содержанию? И лабораторию - за город.

  • Анонимно
    16.11.2013 09:24

    Я не могу понять - почему молчала епархия в 19 веке, когда эту церковь преобразовали в жилое помещение? Если это сделали во времена Российской Империи (самодержавие, православие, народность), то не означает ли это, что никакой духовной ценности это здание не представляет?

  • Анонимно
    16.11.2013 10:35

    Настолько недостойно и ангажировано ведет себя сейчас эта группа "товарищей", пытаясь псевдозаботой о так называемой "проблеме КФУ" в очередной раз прикрыть свои личные амбиции и возможность попиариться в СМИ, что диву даешься. Как же любят господа покричать о разрушении православных святынь и бедных памятниках! Но здесь то совершенно ясная ситуация! КФУ и Гафуров в этой ситуации делали и делают только то, что предписывает им Министерство культуры и действующее законодательство. Церкви как таковой нет с середины прошлого века! Обрубленный объем с того же время и в дореволюционное время и в советское никто восстанавливать не собирался, более ста лет здесь уже был построен корпус. который благополучно развалили в начале XXI века. Какие претензии к университету? Он наоборот вложил вместе с инвесторами значительные средства в восстановление всего комплекса. Зайдите внутрь, посмотрите хоть что сделано в исторических зданиях бывшей семинарии. Аксенову в этой игре никто из профессиональных реставраторов не поддерживает, потому что это бредовая идея с восстановлением утраченных объемов по состоянию на начало XVIII изначальна абсурдна!! Митрополит изначально в курсе и сколько раз министерство и КФУ предлагало ему пригласив всех четко проговорить как и когда, в каком виде согласованно принять решение. Не секрет, митрополит просто всем сказал, что это дело приходской организации, а у него нет времени ни средств заниматься реставрацией своего объекта. Елдашев на видео говорит, что он свел Сафиуллина и приходское руководство - как раз все наоборот. К нему неоднократно обращался Сафиуллин (проректор КФУ) с просьбой элементарно встретиться с Гибнером и проговорить технические вопросы, Но Елдашев ничего!!! не сделал, говоря лишь о том, что его репутация краеведа и давление общественности не позволяет ему подставляться. Обвиняют сейчас КФУ в том что оно вело работы вблизи фундаментов - опять передергивание. Именно по разрешению министерства культуры было проведено полное исследование фундаментов бывшего храма, судьба которого мало кого интересовала из общественников. да и прихожан тоже. Как можно что либо обсуждать без изучения состояния объекта - именно это и сделало КФУ. экспертиза подтвердила необходимость укрепления фундаментов и КФУ берется за эту работу. А что требует Аксенова - дайте мне денег под мой проект и не стройте на своей территории так как это не предусмотрено моим проектом. Бред!!! и втянула в полемику множество достойных людей, полностью перевернув ситуацию с ног на голову. Гибнер как раз и не возражал против консервационных и охрано-спасательных работ, просил лишь информировать о деталях чтобы со своими прихожанами провести беседы, но ведь Аксенова просто смела его своим напором и бедняга не зная куда деться вовсе спрятался. Проект видели все, на самом высоком уровне, и предпринимаемые меры не только не ухудшают ситуацию с бывшим храмом, а наоборот позволяют ему продлить свое существование на долгие годы.

    • Анонимно
      16.11.2013 12:41

      Согласен в одном-очень нездоровая атмосфера сложилась в среде архитекторов -реставраторов. В погоне за своими гонорарами они забывают о своем предназначении-горько и обидно и за Аксенову,и за Забирову,и за всех нас!

    • Анонимно
      16.11.2013 12:45

      Алчность наших реставраторов не знает границ

      • Анонимно
        16.11.2013 17:34

        Одиозные фигуры у этих реставраторш и чиновниц - узнается жандармерия от архитектуры немощной казанской и КГАСУ.

  • Анонимно
    16.11.2013 15:31

    Народ такой патриотичный.... За чужой счет. Не было там ничего. Со стороны геофака еще более-менее, а с другой стороны - просто помойка. Выкопали место под фундамент нового здания - "общественность" увидела злачные перспективы. А до этого никому в голову не приходило это все реставрировать. А рядом посмотрите позорище с дырявыми крышами, об этом никто не говорит. Нет у КФУ денег таких, это же не бизнес. Раз такие вы тонкие ценители старины - найдите средства отреставрируйте все.

  • Анонимно
    16.11.2013 15:34

    видел я глазки этого старосты - денег ему нада

  • Анонимно
    16.11.2013 16:06

    Очень интересная позиция у Забировой! То кричит, что все делается правильно, то подписывается под обращением к Президенту,спасите памятники! А кто Вам мешал, уважаемая, высказать свою точку зрения в качестве эксперта на данный проект! Или Вы сначала стояли на позиции "Чего изволите!", а как кресло закачалось -" Спасите, помогите!". Ввели в заблуждение КФУ, так признайтесь! Или понадеялись, что у Вас все схвачено...

    • Анонимно
      17.11.2013 00:38

      Деньги правят миром

      • Анонимно
        17.11.2013 09:47

        Неужели нельзя наконец ограничить гонорары реставраторов,выплачиваемые им из бюджетов всех уровней? Уверен,что частники никогда столько им не платят. БО-опросите экспертов по этому поводу

  • Анонимно
    16.11.2013 18:19

    А почему Балтусова молчит? Беременность не повод молчать!!! Спеклась в чиновничестве?

  • Анонимно
    16.11.2013 19:19

    К великому сожалению команда самовыдвиженцев в деле сохранения культурного наследия Республики Татарстан (какими методами знают многие), появившаяся на данном поприще 2 года назад, кроме своих личных интересов не сделала НИЧЕГО положительного, положительных результатов НЕТ! Все,что сделано положительного по сохранению и реставрации ОКН - зто заслуга в первую очередь ПРЕЗИДЕНТОВ РФ и РТ! Эсли бы не было волевого решения одного из них - не было бы НИЧЕГО! Это не подхалимство, это ПРАВДА!

  • Анонимно
    18.11.2013 17:04

    Как дошло до нас, строить нам лаборатории, нашлись всякие причины, нашлись любители старины, сю-сю-мусю. Почему до сих пор дотянули, если все это вам нужно, надо было и раньше выступать. Прошу начать строить, забить надо на этих "любителей старины". Так можно далеко зайти, предел должен быть. Давайте, строить начинайте!

  • Анонимно
    26.11.2013 22:07

    Не понятно из за чего весь сыр бор! точнее понятно - хотят денег!! а КФУ тут причем???! Экспертное заключение получено официальным путем! Здание возводиться на территории принадлежащей КФУ! Так в чем дело??! Получите экспертное заключение в инженерных организация (как это сделало КФУ) а потом и обращайтесь к Президенту! так нет!! Вы просто будете трясти всем чем можете, но ГОЛОСЛОВНО!!! трещины появились, так обращайтесь по поводу закрытия метро!!! я серъезно!! Получите экспертное заключение опять же, что вибрации от метро убивают здание! а так получается сплошное голословное трендение!!! Задрали такие люди, которые ни черта ничего не делают, а вот покричать по возмущаться они первые!!! Чтобы им дали все и на блюдечке, а они буду сидеть и думать куда бы нам это потратить!!

    • Анонимно
      27.11.2013 23:50

      Полностью согласна! Заколебали просто, читаю и с ума схожу от тупости некоторых людей!Без КФУ - размоет ее меньще чем через года два........

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль