— Михаил, какими были ваши первый видеоролик и первый заработок?
— Это был графический ролик для клуба «Арена» с анонсом выступления одного из диджеев. Я тогда за пять дней заработал 5 тысяч рублей — для студента, если сравнить со стипендией в 1200 рублей, это было просто wow! Может, это и стало мотивацией заниматься видеопроизводством дальше. Я нашел портфолио одного российского дизайнера. Оно меня очень вдохновило, я подумал: почему я не могу делать такие вещи? И начал потихонечку учиться.
Изначально учился по видеоурокам на Vimeo и YouTube, стал снимать фильмы для КАИ на «Студенческую весну» и так далее. Потом уже посещал мастер-классы, ездил в Москву. Помните, была команда «Четыре татарина»? Мы для них делали видеоролики. Года два назад делали ролик для команды КВН «Бак и соучастники», в этом году делали для «Триод и Диод».
— Когда зарегистрировали компанию?
— В 2010 году, скоро нам будет три года.
— Как раз кризисный период...
— Очень странно, но именно кризисные моменты на нас негативно не влияют. Предприниматели, наоборот, начинают больше вкладывать в рекламу, чтобы у них покупали товар.
— То есть вам помогло то, что вы открылись тогда, когда у других был спад?
— На самом деле мы открывались под Универсиаду с прицелом на объем проектов. На таких проектах очень интересно работать. Хотя бы с той точки зрения, что это отличные результаты для портфолио. Живешь жизнью города и показываешь его с разных сторон. Естественно, мы будем предлагать свои услуги на предстоящих в Казани международных спортивных соревнованиях.
— Какой объем вам заказала дирекция Универсиады?
— Мы сделали презентационный ролик «Моя Казань», также были графические видеоролики, своеобразные инструкции. Допустим, приезжают спортсмены, им нужно рассказать, какая у них последовательность действий — как пройти аккредитацию, как сдать багаж, как его получить. Были ролики, которые объясняли обратную последовательность действий, то есть как отсюда улететь. Делали обзорные ролики по спортивным объектам. Был 3D-фототур по спортивным объектам, можно было виртуально по ним прогуляться. На сайте Универсиады, по-моему, до сих пор висит этот проект.
В 2009 году мы зарегистрировали ООО, но до этого три года шла работа на имя. Сейчас у нас собрался хороший коллектив. Больше не надо и меньше тоже. Надо просто укрепить производство, наладить поток проектов и стараться отправлять людей на курсы, где они будут повышать квалификацию, тем самым делая команду мощнее.
![]() |
«Входной билет — это мозги и компьютер. Если ты делаешь в этой индустрии продукт качественно, то, как ни крути, у тебя все равно будут заказы» |
— Какой начальный капитал у вас был?
— Мы его накопили, пока работали как фрилансеры. То есть мы заработали какой-то капитал, поняли, что нам хватит на открытие и содержание офиса в течение двух месяцев, и попробовали. Уставный капитал компании — 32 тысячи рублей, то есть два компьютера (улыбается).
— Получается, что входной билет на рынок видеопроизводства недорогой.
— Входной билет — это мозги и компьютер. Если ты делаешь в этой индустрии продукт качественно, то, как ни крути, у тебя все равно будут заказы. Мы, например, сами ни разу не рекламировались.
С ОБОРОТОМ В 20 МИЛЛИОНОВ
— Сегодня насколько ваша компания крупная по сравнению с конкурентами?
— Если говорить о Казани, где нет больших видеопродакшнов, самое большее — три человека, то мы крупные. Если говорить в целом, учитывать Москву, то, как видеопродакшн бутиковых продуктов, не потоковых заказов, а уникальных, мы сравнительно большие. Мы конкурируем на рынке Москвы, с Казанью работаем мало.
— Сколько у вас сейчас в команде человек?
— 15. Восемь человек —это моушн-дизайнеры, которые занимаются 2D и 3D-графикой. Креативный отдел состоит из креативного директора и двух копирайтеров. Остальные — продюсеры. Мы занимаемся всем спектром услуг по видеопроизводству. Не занимаемся только съемкой свадеб и event`ов.
— Какой у вас сейчас оборот?
— По итогам прошлого года 20 миллионов рублей.
— Какой год был наиболее финансово успешным?
— Каждый последующий.
— А какие из республиканских компаний заказывают вам видеоролики?
— Наши клиенты — в основном средний бизнес. Клиники заказывают в большом объеме, например, «Клиника 9 месяцев», «Клиника Нуриевых». «Татхимфарм» любит рекламировать свои новые препараты. Еще мы делали рекламу «Летай» для «Таттелекома», работали с «Фоном», «Унистроем» и другими клиентами.
Но в основном мы работаем с Москвой, где рекламные агентства активно продают концепции и затем привлекают нас для производства видео. В Казани у нас заказов гораздо меньше, чем в столице.
— Сколько у вас в портфеле составляют казанские и московские заказы?
— Казань — это примерно 30 процентов. На нашем сайте мы стараемся размещать в равных долях как казанские проекты, так и другие. С каждым годом все больше и больше предпринимателей в Казани начинают ощущать необходимость в качественной видеорекламе, и запросов стало намного больше. Даже по сравнению с прошлым годом.
«Я ПРАКТИЧЕСКИ ГОД ЖИЛ В МОСКВЕ, ХОДИЛ ПО ТУСОВКАМ, ЗНАКОМИЛСЯ С НУЖНЫМИ ЛЮДЬМИ»
— Когда и как вы начали выходить на рынок Москвы?
— Буквально года полтора назад. Получилось не сразу. Чтобы добиться контракта с сетевым агентством, надо очень постараться. Я практически год жил в Москве, ходил по тусовкам, знакомился с нужными людьми. Только после года упорных знакомств мы смогли получить первый контракт с сетевым рекламным агентством.
— Есть ли какие-то особенности работы в Москве и Татарстане?
— В Татарстане схема работы не устоявшаяся, а в Москве действует четко отточенная схема. Есть рекламные агентства первого эшелона — сетевые агентства, которые работают по всему миру. Есть рекламные агентства второго эшелона — это частные рекламные агентства, которые просто «сидят» на каких-то брендах. Есть продакшны — это те, кто занимается видеопроизводством. И есть «руки», которые, грубо говоря, это делают, — операторы, дизайнеры. Существует негласное правило: если у тебя есть контракт с этим рекламным агентством, ты не можешь работать с другим.
А у нас в Казани ты работаешь с рекламным агентством и на проект привлекаешь какого-то режиссера. Смотришь, а следующий проект этот режиссер снимает с рекламным агентством в обход тебя, несмотря на то что ты их познакомил. В Казани специфика бизнеса такая — урвать побольше и съездить на Канары отдохнуть, снова урвать — снова отдохнуть. Люди не думают, что в этой индустрии можно выстроить реальный финансовый поток.
![]() |
«Можно придумать сценарий и ты снимешь ролик за 100 тысяч рублей, а можно так раскрутить идею, что на видеосъемку три миллиона уйдет» |
— Как увеличился оборот компании, когда вы вышли на Москву?
— Где-то на 60 - 70 процентов. Основные потоки теперь идут из Москвы.
— Кто ваши московские клиенты?
— HP, Asus, Samsung, Kraft Foods, Bork, «Яндекс», «Тинкофф».
— В Москве заказчики придают значения, кто и где им делает рекламу?
— Нет.
— Есть ли другие регионы-заказчики?
— Работали с Питером, Екатеринбургом. Но это единоразовые проекты. Один был вообще из Амстердама. У меня друг уехал туда жить и работать, я ему говорю: продавай нас там. Вот — продал.
Наша студия разработала ролик для проекта Airlike. Что такое Airlike? Это некое приложение для iPhone, которое при помощи bluetooth передает информацию, а точнее — фотографии, контакты и видеоролики с одного iPhone на другой при помощи одного жеста. Ты запускаешь приложение и быстрым движением пальца перемещаешь файл. Получается, что фотка как будто перелетает в другой iPhone. Суть приложения в этом. От нас требовалось его разрекламировать, объяснив суть этого сервиса. Он стоил 120 долларов за секунду. Хронометраж ролика — 50 секунд. Выходит 6 тысяч долларов. Вообще, 120 долларов — это средний ценник за анимацию. Так можете смело вычислять цену на любые графические видеоролики.
![]() |
«Мы привыкли работать в команде, в одной студии, чтобы каждый элемент был отточен до идеала» |
«ПРОЩЕ ЗАКАЗАТЬ ТАКУЮ РЕКЛАМУ, ГДЕ РАЗ 100 ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ПОКАЖУТ: «СКИДКА 20 ПРОЦЕНТОВ! ПРИХОДИТЕ!»
— Как бы вы оценили казанский рынок видеопродукции?
— Я читал у вас на сайте интервью Натальи Хамидуллиной из Concepto, которая сказала, что Татарстан — это рынок видеооткрыток. Абсолютно согласен! Если тебе нужна реклама, ты идешь на «Эфир», они делают простейшую видеооткрытку за 2 тысячи рублей, а потом размещают ее на телеканале за огромную сумму. Эта реклама стандартная, и она тоже, как ни странно, работает. Креативная, интересная реклама, которая, по сути, является последствием планомерной рекламной кампании, в Казани пока встречается очень редко. Проще заказать такую рекламу, где раз 100 по телевизору покажут: «Скидка 20 процентов! Приходите!» Люди привыкли, что реклама стоит копейки, выглядит просто как визитная карточка, и ее часто крутят на ТV.
— Региональные телеканалы испортили вкусы заказчика?
— В некотором смысле да.
— Расскажите о перспективных направлениях работы на рекламном рынке.
— Когда человек может одним щелчком скрыть, пропустить рекламу, единственный выход — делать рекламу, которая будет ему интересна. Это непростая задача, которая требует креативного подхода. Я думаю, в сфере рекламы грядут большие изменения, и если эта волна перемен уже захлестнула западные рынки, то в России эти изменения только начинают появляться.
Как два наиболее перспективных направления рекламы можно выделить digital и ambient. Digital-направление будет набирать популярность в связи все большим влиянием цифровых технологий на нашу жизнь. И так как реклама на обычных носителях в стандартной форме просто перестала привлекать внимание, на помощь приходит аmbient — креативный подход к вопросу размещения рекламы и налаживания обратной связи с потребителями. Главный плюс такой рекламы в том, что люди ею с радостью делятся, и вовсе не нужно тратить огромные деньги на распространение контента. Кроме того, зритель получает неподдельные эмоции от такой рекламы и лучше запоминает рекламный посыл.
Хорошим примером может служить проект Interactive Doors To Europe компании SNCF Railways. Французские железные дороги реализовали в Париже замечательную интерактивную рекламную акцию, призывающую людей к путешествиям.
На улицах города появились двери, открыв которые прохожие попадали в другой город. В реальном времени на видеоэкране транслировалось то, что происходит в данный момент в Брюсселе, Барселоне, Женеве и других европейских городах.
ЕМКОСТЬ КАЗАНСКОГО РЫНКА — 5 МИЛЛИОНОВ В МЕСЯЦ
— Сколько на рынке Татарстана постоянных игроков, ваших конкурентов?
— Всего продакшн-студий в Казани четыре-пять: студия «Магазин», «Я-продакшн», «Вега» и мы. Но так получается, что мы все дружим и обмениваемся заказами.
— Какая доля рынка приходится на эти четыре компании и на вас отдельно?
— Весь рынок делят пополам между собой эти компании и фрилансеры. Мы занимаем примерно 20 процентов рынка.
Но точно сказать на самом деле очень сложно, так как поток проектов идет волнами. Бывает, что заказов очень много, а бывает, что ты сидишь и не знаешь, чем заняться, работы нет. Это зависит от практически непредсказуемых сезонных всплесков. Чтобы не было таких провисов, мы выстраиваем партнерские отношения с агентствами, кто мог бы снабжать проектами постоянно.
— Какова емкость казанского рынка видеопродакшна?
— Если говорить о производстве рекламных роликов, а не об их размещении, и не брать во внимание презентационные фильмы, то, наверное, это примерно 5 миллионов рублей в месяц.
![]() |
«Когда человек может одним щелчком скрыть, пропустить рекламу, единственный выход — делать рекламу, которая будет ему интересна» |
— Это же небольшая цифра.
— Небольшая, но у нас не изготавливают дорогостоящие видеоролики, а штампуют дешевые видеооткрытки. Мы работали с одной группой компаний, которая включает в себя 8 направлений. Они на производство рекламы для каждой организации тратят ровно по 5 тысяч рублей в месяц, то есть 40 тысяч они выделяют на видеопроизводство. Но зато каждая организация тратит по миллиону на видеоразмещение. Вот и получается: с одной стороны — 8 миллионов, с другой — 40 тысяч рублей.
— Почему вы так стремитесь на казанский рынок, если люди не готовы заказывать такую рекламу и не готовы платить?
— Это же дом, и мы хотим сделать его красивее и уютнее. Деньги не самоцель, это средство для реализации идей и новых проектов. Порой даже делаем проекты в ноль, просто потому что они нам понравились. При этом мы получаем эстетическое удовольствие и добавляем хороший ролик в портфолио на будущее.
РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ СПАДА
— Сейчас у предприятий в Татарстане падают объемы производств, говорят даже о стагнации. Вы чувствуете по заказам подобные изменения?
— Если бы мы занимались только видеороликами, то это тенденция сильно отразилась бы на нас, но мы не стоим на месте и развиваем разные направления, что и выручает нас. Например, благодаря тому, что мы активно развивали 3D и моушн-дизайн-направление, в период спада спроса на видеоролики мы занимались графическими роликами, спрос на которые рос и продолжает расти.
Наш рынок очень динамичный, он не дает расслабиться, поэтому мы продолжаем искать новые решения и подходы. Если раньше мы снимали ролики для ТV, то теперь мы расширяем формат, а также пробуем себя в новых направлениях, таких так ambient и digital. Сейчас мы делаем маппинг-проект (3D-шоу на зданиях и в помещении) для волейбольной команды «Зенит» на открытие сезона Лиги чемпионов.
— «Татнефть-Арена» подобное делала на поле...
— У них он был очень простенький.
— Вы не думали о том, чтобы сократить число сотрудников до четырех-пяти, а остальных перевести на фриланс и аутсорсинг, чтобы не нести издержки?
— Когда заказ кидаешь на аутсорсинг, продукт делает один человек, а мы привыкли работать в команде, в одной студии, чтобы каждый элемент был отточен до идеала. Один делает анимацию, другой — визуализацию и так далее.
— Сколько процентов заказов отнимают фрилансеры?
— Больше 50 процентов проектов.
— Какова доля государственных и частных компаний среди ваших заказчиков?
— Соотношение 10 на 90, где львиная доля, конечно же, коммерческие организации.
— Госкомпаниям не нужна реклама?
— Государственные компании нуждаются в продуманной имиджевой рекламе, основанной на четкой бренд-стратегии. Но при этом они не хотят принимать современные правила игры этой сферы и из года в год заказывают похожие как две капли воды ролики, которые не выполняют возложенной на них роли и, попросту говоря, слишком скучные. Нам гораздо интереснее работать с клиентами, ищущими нестандартные подходы. Выполняя такие проекты, студия помогает бизнесу клиента и получает новый опыт.
![]() |
«В ролике с пальцами было задействовано 14 человек» |
ТАНЦУЮЩИЕ ПАЛЬЦЫ ДЛЯ HP
— Какой проект был самым необычным и интересным?
— Самой необычной была работа с HP, мы снимали ролик «Пальцы». У нас пальцы танцевали в штанах. Кадры были стилизованными под 80-е, под 90-е, и так далее. HP запускали новую линейку ноутбуков, где отсоединяется экран, который можно использовать как планшет. HP готовы к нестандартным решениям, а нам интересно работать с такими технологическими нюансами и сложностями.
— Цена заказа зависит от степени креатива?
— Все звонят и спрашивают: сколько стоит ролик? Можно придумать сценарий, и ты снимешь ролик за 100 тысяч рублей, а можно так раскрутить идею, что на видеосъемку 3 миллиона уйдет.
— Какова средняя цена видеоролика?
— Средняя — примерно 450 тысяч рублей. Минимальная — от 250 тысяч рублей. Самый дорогой ролик у нас был для компании Dirol. Это был графический ролик про новую жевательную резинку Dirol Mega Mystery, он создавался как вирусный. Проект длился три месяца, это сложная работа.
![]() |
«Средняя цена за ролик примерно 450 тысяч рублей. Минимальная — от 250 тысяч рублей. Самый дорогой ролик у нас был для компании Dirol» |
— Из чего складывается цена?
— Если нужен просто сценарий, то это одна сумма, если нужен сценарий и storyboard (раскадровка), то другая. После утверждения сценария составляется смета на проект.
В смете учитываются все необходимые расходы на проект плюс персонал. Например, в ролике с пальцами было задействовано 14 человек. Были гримеры, которые следили за тем, чтобы руки не блестели, оператор, его помощник, световики, техгруппа, режиссер с помощником. Кто-то шил костюмы на пальцы, кто-то из команды хореографов следил за четкостью движений.
Отсюда эти цены и берутся. Все думают, что снять ролик — значит взять оператора, снять и смонтировать ролик. Препродакшн к видеоролику занимает обычно 70 процентов времени. Затем идет продакшн, сам съемочный процесс. И уже после того как съемочная группа все сняла, есть постпродакшн, когда идет монтаж, цветкор, накладывание VFX, графическое оформление. Сроки производства рекламного видеоролика — от 20 дней. Если это корпоративный ролик, то примерно месяц.
— Как планируете увеличить оборот на следующий год?
— В геометрической прогрессии. Направление, на которое будет сделана ставка, — это креативная реклама. Выйти на московский уровень и подтянуть общий уровень рекламы в Казани — наша цель. Старые приемы рекламы все менее эффективны, поэтому мы будем искать новые, нестандартные подходы для решения проблем бизнеса. Например, ТV-реклама, стандартная наружная реклама уже не работают так эффективно, как раньше, поэтому мы развиваем digital, ambient, нестандартный outdoor направления, которые помогают сделать рекламные компании более персонализированными, более интересными и нацеленными на конкретного человека. Многие крупные бренды, такие как Google, BMW, Coca Cola, уже выбрали эти направления продвижения в качестве основных, оценив их перспективность.
— У вас есть представление об идеальном клиенте? Каким он должен быть?
Какого-то конкретного клиента назвать я не смогу. Мы хотим комплексных клиентов, не тех, кто пытается на всем сэкономить и заказывает продукты в разных компаниях по принципу «где дешевле». Нужен комплексный клиент, кто нам доверяет. Самое интересное — решать задачи комплексно.
«ПЫТАЮСЬ НАПИСАТЬ ИГРУ ДЛЯ IPAD, КОТОРАЯ ПРИСНИЛАСЬ ВО СНЕ»
— Что самое сложное в работе?
— Продолжать соблюдать четкий тайминг работы, даже после того как от клиента приходит очередная итерация комментариев по проекту.
— Бывают случаи, когда вы отказываете клиенту?
— Когда мы никак не успеваем, или проект нам кардинально неинтересен, или заказчик общается на повышенных тонах, и нам неприятно.
— Если бы не видео, чем бы вы стали заниматься?
— Мне интересно работать над интерактивными проектами. Наверное, на этой сфере я бы и остановился. Кстати, я веду курс по продюсированию. Сейчас помимо всего прочего я пытаюсь сделать игру для iPad. Недавно во сне играл в игру какую-то на iPad, проснулся и сразу ее записал. Пошел, поискал в AppStore, игры этой не оказалось. Я думаю, это знак. Менделеев не зря же так таблицу создал, надо игру эту написать. Сейчас собрал программистов, и мы пишем игру.
— Как вы проводите свободное время?
— Как только я понимаю, что есть свободная неделька, надо куда-то свалить. Самая лучшая разгрузка — сменить вид деятельности. Если я куда-то еду, а не просто смотрю направо-налево, а стараюсь заняться интересным видом спорта, связаться с туристической командой, полазить по каким-то развалинам, то есть максимально разнообразить отдых. После такого отдыха у меня такой чистый мозг, что я снова хочу все делать. А если про спорт говорить, то это сноуборд, я его люблю и занимаюсь им уже 8 лет.
— Вы родились в Германии. Как попали в Набережные Челны и когда переехали в Казань?
— Долгая история. Отец инженер-строитель. Этим и сказано мое перемещение в Набережные Челны на КАМАЗ.
— Наконец, наш традиционный вопрос: назовите три совета для успешного бизнеса.
— Во-первых, крафтинг, то есть саморазвитие, поиск новой информации, новых знаний и так далее. Во-вторых, всегда выкладываться на 100 процентов. И, в-третьих, любить свою работу. Если ты будешь соблюдать эти три правила, то, какое бы ты дело не начинал, оно будет успешным!
![]() |
«Продолжать соблюдать четкий тайминг работы, даже после того как от клиента приходит очередная итерация комментариев по проекту» |
ООО «Спотмейкерс»
Сфера деятельности: видеопродакшн
Год основания: 2009
Уставный капитал: 32 тыс. рублей. Согласно СПАРК, учредителями компании в равных долях являются Игорь Зильберг, Михаил Маризов и Дмитрий Булейко.
Штат: 5 человек + 10 приглашенных специалистов
Число проектов за 2009 год: 24
Михаил Маризов
Родился 24 ноября в Берлине в 1988 году.
Закончил Казанский государственный технический университет по специальности «Защита информации в компьютерных сетях» в 2010 году.
2007 год — режиссер видеомонтажа в телекомпании Pride г. Москва
2008 год — работа над проектами НТВ+ г. Москва
С 2009 года — директор ООО «Спотмейкерс»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.