Общество 
23.11.2013

Рафаэль Хакимов: «Не надо с порога отвергать предложения об укрупнении Татарстана»

50689.jpg

ЗАБЫТЫ ВСЕ ВЕЛИКИЕ ИДЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ, ЗАБЫТЫ ТОЛСТОЙ И ДОСТОЕВСКИЙ

Что толку — если мир перевернется,
Понятья путая, как новобранцев строй?
И правда — ложью горькой обернется,
А радость вдруг окажется бедой!

И пропастью окончится дорога,
В руке у друга, вдруг, увидишь нож,
Кого тогда ты другом назовешь?
Какому дьяволу помолишься, как Богу.

Что толку, если мир перевернется?
И так, и эдак, все одно — убого!

Франсуа Вийон

Россия по многим показателям (ВВП, инвестиционная привлекательность, производительность) катится вниз, поэтому центр начнет перекладывать проблемы страны на плечи регионов. Виной тому — опора на сырьевые отрасли и спекулятивный рынок. Все наперебой повторяют одну и ту же мысль об опасности сырьевой зависимости страны, но вся политика федеральных властей направлена на ее закрепление. Нет политической воли для изменения ситуации. Вместо четких ориентиров на федерализм, политический плюрализм и демократизацию прессы, без чего невозможно справиться с коррупцией, поднимают на щит убогих монархов, реакционера Столыпина с мифологизированными псевдореформами, да еще идет по всем телеканалам пропаганда образа Сталина. Забыты все великие идейные традиции, забыты Толстой и Достоевский, задолго до революции 1917 года увидевшие причины развала страны именно в прогнившем царском режиме, Распутине, правившем страной из опочивальни царицы, мракобесии хлыстовства. Николай II за день до революции не знал, что же происходит в стране, которую он загнал в экономическую и политическую трясину. А сегодня надо восторгаться 400-летием дома Романовых? Зачем?

Некоторые комментаторы обвиняют меня в сгущении красот, в том, что я чуть ли не призываю к революции, неверно расставляю акценты, пугаю радикализацией ислама, критикую Москву. Я не противник России или конкретно Путина, не занимаюсь организацией «цветных революций», я о них предупреждаю как об опасных поворотах судьбы, предупреждаю об опасности следования мазхабам, чем вооружились клерикалы. Если мои прогнозы окажутся неверными, буду просто счастлив. В политике важна не бравада, имитирующая единство с российской властью и тем более низкопоклонство, а упреждение социальной напряженности. Важно быть хотя бы на шаг впереди грозящих событий, а не плестись в их хвосте и повторять заученные штампы идеологов-недоучек. Если Татарстан будет видеть не только положительное в российской политике, но и отвечать на вызовы, решать проблемы до того, как они станут кризисными, от этого все только выиграют.

Наша республика всегда показывала свой характер. Она отказалась от «шоковой терапии» и выиграла от этого. В Татарстане была реализована программа ликвидации ветхого жилья, которая запустила «мотор» остывшей экономики в годы депрессии. С нами за это даже судились. Мы отстаивали суверенитет, и теперь модель Татарстана берут за образец, хотя Конституционный суд запретил слово «суверенитет» республики. Мы занимались внешней деятельностью как субъект международного права, за что нас обвиняли в сепаратизме, а теперь эти принципы закреплены в федеральном законодательстве. В те годы мы выбивались из общего хора голосов, с восторгом кричавших о либеральном рынке, приватизации, как магистральном пути к цивилизации, необходимости разрушения оборонной промышленности, как способе стимулирования экономики, и прочей чепухе. Наша политика себя оправдала, она не навредила России. Почему сегодня надо млеть от успехов спекулятивного рынка, разоряющего население?!

Нужно просто понять, что в Москве сидят такие же люди, как и в регионах, ничем не умнее и не лучше. Возможно, нам в Татарстане трудно говорить за всю Россию, но москвичам это делать еще труднее, они-то живут совсем в другой стране, с другими потребностями, другой зарплатой, другими интересами. Для них не существует сельского хозяйства, а есть рынок молочной продукции, у них мировой полет мысли, в то время как мы утонули в безденежье муниципалитетов, у них проблемы комфортных аэропортов, новых развязок на Садовом кольце и автостоянок, в то время как мы копошимся в бездорожье.

По долгу службы я знал всех идеологов России и псевдоидеологов тоже. Я не просто их знал по трудам, но и лично, сталкивался лбами во время переговоров, более того, и сегодня продолжаю с ними общаться, ведь несмотря на различие позиций, мы искали общий язык. Любой из них до сих пор откликается и охотно приезжает на научные конференции, даже те, с кем у меня было жесткое противостояние. Никто из них меня не назовет националистом или сепаратистом, потому что это специально пущенный слух. Как-то один из журналистов меня обвинил в национализме, я попросил его привести хотя бы одно высказывание или действие, уличающее меня в этом. Он этого не смог сделать, тем не менее возразил: «Это все знают!» Я давно смирился с такой предвзятостью. Когда не могут возразить открыто, действуют исподтишка, шипят в кулуарах. На самом деле, своими высказываниями я вредил только самому себе. Сегодня у меня нет рычагов влияния на государственные решения. Тем более никому не могу навредить. Мне просто в свободное время нужно высказаться о наболевшем, не более того. Если за это заплатят гонорар, то спасибо, если нет, то проживу и так. Если прочтут статью — спасибо, если ее раскритикуют — двойное спасибо. Запретят издаваться — не удивлюсь...

С учетом всего прошлого опыта я могу вновь и вновь утверждать, что в России наступила идейная разруха, ведь теория либерального, спекулятивного рынка не может служить идеологией. Чего же мы ждем от Москвы? Она в принципе не может прожить без эксплуатации регионов. Москва вынуждена оставлять себе повышенную долю налоговых сборов для того, чтобы поддерживать высокий уровень жизни. Отсюда ее идеологические установки. Малейшее снижение зарплаты, уровня потребления грозит ей волнениями на Болотной площади. Интересы Москвы далеко не совпадают с интересами регионов, и сомнительно, что она и дальше сможет сохранять за собой лидерские качества.

Татарстан всегда был модельной республикой, эталонным субъектом, на нас смотрели все эти годы и продолжают учиться и сегодня. Многие от нас ждут новых инициатив. ТАТАРСТАНСКИЙ ПУТЬ укажет выход регионам, а значит, и всей России.

ВМЕСТО ВЛИВАНИЯ НЕФТЕДОЛЛАРОВ В РАЗВИТИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
УКРЕПЛЯЛИ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ

Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость

Франсуа де Ларошфуко

В советские времена, когда начали повышаться мировые цены на сырье, экономика страны увеличила экспорт нефти и газа и подсела на нефтяную иглу. Это одна из основных причин экономических и политических проблем СССР. Уроки истории не идут впрок. Сегодня надежда на рост поступлений от нефтедолларов невелика, к тому же себестоимость добычи и перекачки нефти и газа с каждым годом растет. Европа – хороший рынок для энергоносителей, но доставлять газ в Германию по дну Балтийского моря не так уж дешево. Понижать цену на газ трудно, а потому сланцевый газ, несмотря на высокую себестоимость, вполне сможет составить конкуренцию российскому сырью. Китай российский газ по мировым ценам покупать не будет. Сырьевые факторы роста экономики страны исчерпаны. Дальнейший рост возможен только за счет новых технологий и оборудования, опережающего повышения производительности труда, а не зарплаты, но здесь радужных перспектив не видно. Все инвестиции идут в спекулятивный банковский рынок, а не в производство. Ставки реинвестирования не могут кардинально изменить ситуацию. Ипотечный кредит под завышенные проценты – лишь один из способов выкачать остатки денег у населения. Чему здесь радоваться? Ведь вслед за этим падает покупательная способность населения. Ипотечный кредит покрывается не за счет высокой зарплаты, а ограничения потребления. Вслед за этим исчезают стимулы к производству. Это не только негативно сказывается на потребительском рынке, но и причина роста недовольства. Для упреждения кризиса важны не макроэкономические показатели, а диагноз состояния уровня жизни, структура затрат на поддержание жизни семьи, т.е. расходы на основные продукты питания, ЖКХ, лекарства, медицинское обслуживание, бензин и школьное образование. Критические настроения в обществе зависят не от газетных статей, а от обездоленности населения. Следить надо не за авторами, а стимулами производства.

У России был благоприятный период взлета цены на нефть вначале 2000-х годов. Вместо вливания нефтедолларов в структурную перестройку и развития высокотехнологичных отраслей укрепляли вертикаль власти. Я действительно с первых дней критиковал идеологию «вертикали», чем вызвал бурю негодования, ведь в то время все были в восторге от наведения порядка. Но результат «вертикали» налицо: коррупция и неэффективное управление, немыслимые хищения и «парад» арестованных мэров городов, укрепление сырьевых монополий, рост теневой экономики и жалкое существование малого бизнеса. Я же не могу сегодня делать вид, будто это хорошо. В конце 90-х годов Россию из кризиса вытаскивала не Москва, допустившая дефолт, а сами регионы причем благодаря тому, что взяли столько полномочий, сколько могли вынести на своих плечах. А резкий скачок мировых цен на нефть закрепил стабильность. Никакой стратегии роста экономики не было, подсобили обстоятельства. К сожалению, сегодня благоприятный период безвозвратно прошел. Были реальные возможности структурной перестройки, но они упущены. Теперь Россия из сырьевой зависимости сможет выйти только через жесткую структурную перестройку, стимулирование малого бизнеса, улучшение качества законодательства, использование потенциала регионов. Для этого нужна политическая воля.

Однажды Россия уже пыталась перестроиться с помощью «шоковой терапии», но то была либеральная вакханалия, обычное растаскивание собственности без какой-либо структурной перестройки. Просто разрушили основы оборонной промышленности, авиа- и автопром, ликвидировали колхозы, не создав взамен адекватной структуры. Именно в те годы, изучая опыт предвыборной компании в Австрии, я повстречался в Зальцбурге с канцлером Враницким, и он спрашивал меня о результатах «шоковой терапии». Он одобрительно отозвался о политике «мягкого вхождения в рынок», заметив, что «для развития рыночной экономики важнее построить автобан от Берлина до Москвы, нежели заниматься «шоковой терапией»». Как известно, все эти псевдореформы 90-х годов заканчивались полным крахом всей экономической политики. Положительным итогом либеральной революции стала свобода слова и начавшаяся федерализация, но именно эту позитивную сторону затем объявили анархией, но сохранили спекулятивный рынок.

ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ НАСТУПИЛО ДВОЕВЛАСТИЕ

Алхимики сделали большую ошибку, пытаясь превращать простые металлы в золото с помощью заклинаний. С химическими элементами алхимия не работает. Но она работает на финансовых рынках, поскольку заклинания могут повлиять на решения людей, которые формируют ход событий.

Джордж Сорос

Россия может избежать нового экономического кризиса через децентрализацию и федерализацию. Кстати, все развитые страны — федеративные (США, Германия, Австрия, Бельгия, Канада, Австралия и др.) или же проводят децентрализацию своей структуры по типу Великобритании, где Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия избрали собственные парламенты. Наиболее динамичные из развивающихся стран, такие как Индия, Бразилия, Мексика, также встали на путь последовательного федерализма. У России не существует альтернативы федерализму, и чем быстрее это признают, тем лучше для страны.

До сегодняшнего дня шла концентрация полномочий в руках центра, их скопилось не менее 4,5 тысяч. В результате львиная доля налоговых сборов начала стекаться в Москву, что составило более 70% без учета таможенных сборов. Неудивительно, что миллиардеры растут как грибы после теплого дождя. Исполнительская дисциплина по этим полномочиям оказалась низкой, постепенно снижается их финансовая обеспеченность. Теперь центр не может в полной мере выполнить свои обязательства, но и не знает, как передать полномочия назад регионам.

Основной недостаток сложившейся системы заключается в бесконтрольности не региональных, а именно федеральных служб. Иначе говоря, контролирующие органы, которые были созданы по всем регионам в виде федеральных управлений (около 0,5 млн. чиновников), сами оказались бесконтрольными в силу их удаленности от центра, и именно в них содержится наивысшая потенциальная коррупционность. Более того, в ряде регионов они просто дублируют работу местных министерств. Во всех странах госорганы контролируются местными представительными органами, самим населением и оппозиционными партиями, что становится основным средством борьбы с коррупцией. Вертикаль власти это исключает в принципе. Ротация кадров не повышает интереса «федералов» к местным проблемам. Возвращение к выборности глав регионов — первый и позитивный шаг по возвращению к принципам федерализма. Передача полномочий вниз станет вторым шагом.

В проекте договора Татарстана с федеральным центром от 2007 года была отдельная статья о том, что президент республики координирует все органы, находящиеся на территории Татарстана. В любом ином случае эффективный контроль над территорией теряется. По просьбе российской стороны этот пункт был изъят. Мотивировали тем, что эту норму нужно распространить на все субъекты федерации, о чем якобы готовится указ президента страны. Мы предложение приняли, но указ не появился. В результате во всех регионах наступило двоевластие. В Римской империи существовала такая поговорка: «Когда у раба два хозяина, то он уже не раб». Двоевластие означает фактическое отсутствие власти. Сейчас пытаются по отдельным вопросам, например, за межнациональные отношения, ответственность переложить на местные органы, но ситуация «а-ля Бирюлево» порождена далеко не местными нормами, и не решается только силами муниципалитета или субъекта. Без полиции и миграционной службы такие проблемы решить невозможно, а они находятся в федеральном подчинении. Кто же должен нести ответственность за местную ситуацию? В данном случае федеральная власть. Ни губернатор, ни муниципалитеты не могут создать собственную полицию, им что, создавать казачьи отряды? Например, охраной правительства Швейцарии целиком и полностью занимается полиция города Берна, как наиболее компетентная на своей территории. Федеральные органы не имеют права вмешиваться в их деятельность. Контроль над полицией осуществляет коммуна и местное население, которое следит за каждым их шагом, при этом может оказывать влияние не только через прессу, но и выборные органы, а также референдумы. Все просто и эффективно. В России же создали не только двоевластие, но и порождают коллизионное право, в результате чего суды не будут знать, по какому закону им судить.

Объективно сложившаяся ситуация потребует нового перераспределения полномочий. Однако на этом пути проглядывается ряд очевидных препятствий и масса подводных камней, о которых можно только догадываться.

Первое препятствие в перераспределении полномочий — это неготовность и нежелание регионов брать на себя дополнительные полномочия. Большинство регионов нынешнее положение устраивает, ибо не надо нести ответственности, а все неудачи можно свалить на центр и местных «федералов». К ним, конечно, можно применить метод «принуждения», но насколько он станет эффективным?

Второе препятствие — нежелание федеральных структур отдавать полномочия вместе с деньгами. Уже сегодня в регионах есть полномочия, необеспеченные финансами. Что будет, когда их число увеличится? К тому же передача полномочий вниз потребует сокращения огромной армии чиновников на местах, что не так просто. Конечно, их отчасти можно перевести в разряд местной администрации, но и на местах уже существуют структуры, которые нуждаются в сокращении. Повышение эффективности госорганов — необходимая мера, о чем свидетельствует опыт Европы, где идут массовые увольнения бюджетников. Пока в Татарстане не научатся работать, как в Германии, наши товары не будут конкурентоспособными, а учитывая диковатую российскую налоговую систему и вхождение в ВТО, тем более сокращение государственных служащих неизбежно.

Итак, федеральный центр вынужден отдавать полномочия вниз, поскольку не справляется с управлением страной, и бюджет не выдерживает возрастающей нагрузки. Теперь ответственность будут перекладывать на регионы, причем, скорее всего без соответствующего финансирования. Не потому что не хотят давать (хотя это тоже присутствует), но просто денег не будет хватать всем. Будут давать выборочно. Сильные регионы сумеют воспользоваться ситуацией, чтобы укрепить свою экономику. Не исключается вариант договорных отношений по «типу Татарстана», т.е. полномочия на основе соглашений будут передаваться вместе с деньгами тем регионам, которые готовы взять на себя ответственность. Но тут появляется третье препятствие, уже чисто идеологическое.

Взвалить на себя дополнительные полномочия готовы регионы-доноры, которые даже небольшие финансовые потоки, переданные на исполнение полномочий, смогут использовать эффективнее, нежели слабые субъекты. У доноров существует готовая инфраструктура и специалисты, а значит, они еще больше вырвутся вперед, а слабые еще более отстанут. Это практически неизбежно при любом решении центра, но перераспределение полномочий ускорит процесс. В эти обстоятельства, кроме чисто прагматической стороны вопроса, примешиваются идеологические хитросплетения, связанные с пониманием статуса субъекта и равноправия регионов.

Ё-ПОЛИТИКА, КАК И Ё-МОБИЛЬ, ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ ЗАТРАТ, А ОТДАЧИ НЕ БУДЕТ

В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать

Франсуа де Ларошфуко

Время от времени Жириновский и Прохоров пугают республики идеей губернизации, к тому же кое-кто предлагает объединить Татарстан с соседними Ульяновской и Кировской областями. С одной стороны, под этим лежит желание ликвидировать республики, с другой — уравнять экономический потенциал субъектов. Неодинаковый потенциал субъектов — это исторически сложившаяся реальность, которая провоцируется естественной конкуренцией. Все страны мира борются с разбросом в уровне жизни своих регионов. Ни унитарная, ни федеративная государственная система в этом не преуспели. Более того, наиболее развитые регионы оказываются локомотивами всей экономики страны. Например, таковыми являются Калифорния в США, Баден-Вюртемберг в Германии, Каталония в Испании. Также будет в России, и это неизбежность, с которой не просто нужно смириться, а стимулировать. Но... такими регионами могут оказаться Татарстан со своей неординарной позицией или Екатеринбург, который уже пытался объявить Уральскую республику и даже собирался ввести собственную валюту — уральские франки. Следует напомнить любопытный исторический сюжет, когда Демидовы на Урале в свое время чеканили серебряную монету, иначе говоря, объявили свою автономию. Екатерина II была вынуждена признать их чекан. Многие регионы России в прошлом и сегодня стремятся к автономии, что раздражает центр, но именно они выступают за федерализацию страны.

Идея объединения Татарстана с соседними областями (но не Башкортостаном) преследует цель изменить этническое соотношение населения в пользу русских и заодно повесить на бюджет республики социально-экономические обязательства центра. Прежде чем давать отпор таким заявлениям, нужно взвесить все за и против.

Помню, в 1991 - 1992 годах федеральный центр требовал от администрации Татарстана проведения референдума для подтверждения своей легитимности. В Москве были убеждены, что республика — остров коммунизма, и демократическое население не поддерживает власть. Вначале руководство республики всячески выступало против, пугаясь возможного раскола Татарстана по национальному признаку. Но без референдума не могли быть продолжены переговоры о заключении двустороннего договора, что было крайне важно. После изрядного давления со стороны российской делегации в республике просчитали все за и против, оценили шансы и решились провести референдум. Тогда заволновалась уже Москва, которая, в свою очередь, провела исследования своими методами с помощью спецслужб. Оказалось, что и татары, и русские в своем большинстве поддерживали руководство республики. Началось массированное шельмование Татарстана. Несмотря на громадные усилия федерального центра, на запугивания и запреты, 61,4% населения поддержали курс на укрепление статуса. Сегодня этот процент еще выше. Так что можно без особого труда отстоять название должности «президент республики».

Не отвергая с порога предложения об укрупнении Татарстана, следует взвесить все отрицательные и положительные последствия такого шага. Рост территории и населения субъекта автоматически повышает его политический вес. Конечно, количество татар сильно уменьшится, но нельзя политику строить за счет этнического преобладания. При наличии политической воли всегда можно найти общий язык со всеми этническими и социальными группами. У Татарстана такой опыт имеется, а потому за политическую сторону можно не волноваться, хотя она претерпит модификацию.

Экономическая сторона выглядит более проблемно. Опыт Германии показывает, что интеграция восточных земель даже при громадных вложениях проходит очень непросто. Татарстан далеко не Бавария или Баден-Вюртемберг, но в перспективе расширение территории принесет свои плоды, тем более реальная экспансия на соседние области происходит и без административного расширения границ республики. Жириновский и Прохоров надеются с помощью смены вывесок, исключив название должности «президент» республики, ограничив татарский язык, запретив слово «суверенитет» всех сделать одинаковыми губерниями? Иллюзия. Итог будет обратный. У шовинизма есть одно неизменное свойство — политическая слепота. Ё-политика, как и Ё-мобиль, требует больших затрат, а отдачи не будет. На дорогах доминируют немецкие автомобили.

Быть может, их мечты — безумный, смутный бред
И пыл их - пыл детей, не знающих сомнений,
Но в наши дни молчи, неверящий поэт,
И не осмеивай их чистых заблуждений;
Молчи иль даже лги: созрев, их мысль найдет
И сквозь ошибки путь к сияющей святыне,
Как путь найдет ручей с оттаявших высот
К цветущей, солнечной, полуденной долине.

Довольно жалких слез!.. И так вокруг тебя
Отчаянье и стон... И так тюремной двери
Не замолкает скрип, и родина, любя,
Не может тяжкие оплакивать потери...


Семен Надсон. 1883

Рафаэль Хакимов

Продолжение следует.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.11.2013 09:51

    Этого писаку можно и не читать - все статьи к развалу РФ ,а в Татарии авария за аварией из-за халатности властей.Хотя бы в эти трагические дни промолчал о своей исключительности ,основывающейся на привлечении увеличенных федеральных средств по сравнению с другими регионами.

  • Анонимно
    23.11.2013 10:04

    Думаю, что название статьи носит несколько провокационный характер, речь не идет "об укрупнении Татарстана", речь идет о формировании новых мегарегионов или экономических коридоров, что уже происходит в США, ЕС, Китае, Индии, Малайзии и даже в Южной Корее.Основной развивающейся единицей новой экономики становятся мегалополисы, или городские агломерации с населением более 20 млн. человек. В РФ их можно создать несколько, в том числе один в Поволжье, который, если не найдет внутренние ресурсы для развития, рискует превратится в типа "ржавый пояс" США или Германии.

    • Анонимно
      23.11.2013 10:42

      Думаю настало время не только говорить, но и обсуждать все аспекты разработки и реализации предлагаемого проекта создания Поволжского мегарегиона и экономических коридоров (включая строительство ВСМ, АЭС, Иннополиса и Смарт сити для решения задач развития всего мегарегиона), включая:-теоретические и технологические аспекты, а для этого необходимо обеспечить подготовку соответствующих специалисты в РТ;-аспекты общественно-социальной реализуемости проекта, в том числе культурологический и религиозный;-политическую целесообразность разработки данного проекта в настоящее время.Что касается социально-литературного контекста. Да, состояние нашего общества напоминает конец 19 века, поэтому возникает потребность в "героях" Достоевского и Чехова. Но пройдет немного времени и потребуются горьковские буревестники новых перемен и большой вопрос куда пойдет общество, громить дворцы или строить новую жизнь. Пройдет еще немного времени и мы увидим Как будет закаляться сталь в 21 веке. А там и недалеко до описания сцен из Мастера и Маргариты, а может даже Ильфа и Петрова. Но наряду со всей этой прекрасной литературой были разработаны и реализованы проекты электрификации, индустриализации, атомный и космический проект, плодами которых мы пользуемся до сих пор.Что касается политической целесообразности, то необходимо уточнить, что политические процессы, это часть социальных процессов. Изменится социальное состояние общества, изменится и политическая система. Только в такой последовательности, сколько бы мы не говорили обратное.

      • Анонимно
        23.11.2013 11:12

        Естественным образом в рыночных условиях во всем мире развиваются приграничные регионы. Например, западное и восточное побережье США, побережья Европы, Азии. Следовательно естественный потенциал развития в РФ имеют -северо-западный балтийский регион, дальневосточный тихоокеанский регион и южный черноморский и каспийский регион.Что касается центральных регионов страны, то их развитие связано с участием в совместных мегапроектах с этими естественными локомотивами в виде создания ассоциированных мегарегионов и экономических коридоров, в том числе с участием других стран.

        • Анонимно
          26.11.2013 03:08

          В Центральной Европе полно успешных стран, не имеющих выхода к морю: Австрия, Швейцария, Чехия, Словакия, Венгрия. Не надо абсолютизировать географический фактор.

  • Анонимно
    23.11.2013 10:26

    Хакимов умница и взвешенный политик, говорит четко и всегда правду

    • Анонимно
      23.11.2013 11:17

      умницей он был бы, если бы говорил не об укрупнении татарстана, а об укрупнении региона, т.к. в данном разрезе предлагается копирование модели татарстана на эти регионы, а люди там мало-мальски живут по закону,а не по понятиям как тут. если же речь пойдет об укрупнении региона, то местным элитам придется уйти,а нам предлагают их сохранение. тут достаточно тонкие материи, которые автор почему то не озвучивает (хотя понятно почему) для элит татарстана сейчас важно освоить новые территории, а не привести кого то на свои

      • Анонимно
        23.11.2013 11:41

        Полностью согласен, речь не может идти о простом объединении, речь может идти об участии в разработке совместного мегапроекта для обеспечения развития центральных областей РФ, у которых нет естественных ресурсов в рыночных условиях.

        • Анонимно
          23.11.2013 21:13

          он живет по простой формуле которая наверно верна своя рубашка ближе к телу пускай о других регионах беспокоятся их власти и жители мы должны беспокоиться о своем регионе по принципу той рекламы от чего то не помню мне будет хорошо но если при этом и другим тоже хорошо я не буду возражать поэтому если в состав республики захотят вступить и марийцы и чуваши что бы им жилось лучше то мы не будем возражать а они по моему давно готовы

      • Анонимно
        26.11.2013 03:38

        //...а люди там мало-мальски живут по закону,а не по понятиям как тут...// - Где это в России живут по закону? Везде свои кущевки, бирюлевы, кондопоги, страна окончательно разложилась от коррупции, а Вы талдычите "живут по закону". Щас, будут в России "по закону", как же. В Татарстане, к Вашему сведению, если и случаются коррупционные скандалы, то все больше по мелочам. И это, как говорится, научно-медицинский факт. Я не идеализирую свою Республику, "с волками жить - по волчьи выть" гласит русская поговорка. Но в одном я полностью оправдываю неисполнение российских законов, это когда так называемые законы, пошитые Госдурой, откровенно нарушают Конституцию РФ, а также международные обязательства страны. Так, пресловутый 309 закон, фактически ставящий под запрет национальное образование, прямо противоречит Конституции страны и обязательствам РФ в отношении национальных меньшинств по линии Совета Европы, ОБСЕ и прочим. А норма сдачи ЕГЭ только на русском языке введена совершенно противозаконно, исключительно на основании директивного письма Минобазования РФ. В свое время Татарстан провозгласил суверенитет и верховенство собственных законов, и это было, несомненно, правильно. На основании собственных законов Татарстан формировал свой бюджет и осуществил самостоятельно множество проектов: ликвидацию ветхого жилья, газификацию сел, строительство мостовых переходов через Волгу и Каму,сами начали строить метро и т.д. и т.п. Если бы слепо следовали дурацким законам метрополии, были сейчас в глубоком ауте на ряду с любой российской провинцией.

  • Анонимно
    23.11.2013 10:32

    Объединить Татарстан с Башкортостаном, а в нагрузку дать им Кировскую, Ульяновскую обл. и Чувашскую республику с Марий Эл давно пора. Две мощные республики дадут эффект синергии объединив свои экономические потенциалы, и одновременно могут быть регионом донором соседних областей и республик.

    • Анонимно
      23.11.2013 10:59

      Согласен, но синергетический эффект не достигается автоматически, для этого необходимо разработать совместный эффективный мегапроект, в том числе предусмотреть механизмы мотивации и стимулирования для достижения синергетического эффекта.

      • Анонимно
        23.11.2013 11:15

        Эффективным мегапроектом является то, что надо вернуть все земли Казанского ханства.

        • Анонимно
          23.11.2013 11:34

          Простите за прямоту, но это очень не разумное предложение. Все прекрасно знают, что история не повторяется. Например, англичане возвращаются в Индию и Малайзию не путем восстановления Британской империи и Вест Индии, а путем совместной реализации крупных мегапроектов.Может Российская империя тоже хочет восстановиться, в том числе на землях бывшего Казанского ханства. Напомню, что США правит всем миром не потому, что все земли завоевала, а совсем наоборот.С такими идеями мы не только не объединимся, думаю, что можем даже развалить республику.

    • Анонимно
      23.11.2013 11:35

      чуваши вам революцию точно устроят. там закон превыше чьих то семейных интересов. им татарстан интересен,только с точки финансов, а не модели развития и управления

      • Анонимно
        23.11.2013 11:57

        А какая у них модель развития?

        • Анонимно
          23.11.2013 12:19

          У них пока нет модели развития как и в РТ и даже РФ, они пока выживают, но это их научить жить без всякой модели и это самая лучшая модель развития на все времена.

          • Анонимно
            23.11.2013 12:46

            Это в диком лесу выживают и дичают. Это не модель развития.

            • Анонимно
              23.11.2013 18:17

              А вы правильно говорите мы все дичаем по сравнению с другими развитыми странами.

        • Анонимно
          23.11.2013 12:22

          а какая у нас? кланово-ресурсно-коррупционная? там хоть законы работают. и за взятки в 100 тыч автоматом уезжают лет на пять лес валить, а не как у нас, штраф 10 тысяч с сохранением рабочего места,

          • Анонимно
            23.11.2013 14:37

            Это где вы там увидели про то как за взятку лес валят. Не смешите, а если серьезно, то езжайте туда.

            • Анонимно
              23.11.2013 15:43

              Приговором суда Иванову и Нефедову назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3,5 лет и 3 года соответственно с отбыванием в колонии общего режима. Кроме того, они лишены специальных званий «майор милиции», а также права занимать должности, связанные с выполнением функций представителей власти на государственной и муниципальной службе в органах государственной власти и местного самоуправления сроком на 3 года каждый, с лишением обоих.

              • Анонимно
                23.11.2013 17:05

                Это на всю Россию, ну чем-то местным начальникам не угодили.

    • Роберт М
      24.11.2013 18:35

      тогда глава этого региона слишком много будет "весить" такие люди путину не нужны

  • Анонимно
    23.11.2013 10:43

    Рафаэль молодец очень актуальную тему поднял это твой конек, чувствуешь о чем надо писать. Здорово, что не пишешь об исламе, исправился.

  • Анонимно
    23.11.2013 11:23

    в той же соседней чувашии чувствуется верховенство закона, я думаю люди будут выходить на улицы, если эта кланования модель, как чума будет расползаться по региону. да и чем уж модель татарстана превосходит другие? только наличием нефти?

    • Анонимно
      23.11.2013 11:46

      Аллах самый Мудрый из мудрецов и самый Хитрый из хитрецов. Коран. А нефть на Земле в основном на мусульманских территориях,так что остается только подчинится законам Всевышнего и распределять доходы от нефти тоже справедливо, а не в один карман. И нам хватит и чувашам тоже.

      • Анонимно
        23.11.2013 12:08

        Сначала надо научиться справедливо распределять доходы от нефти внутри республики. Думаю в Чувашии скоро будут жить лучше нас, если мы будем продолжать так неэффективно использовать финансовые ресурсы.

        • Анонимно
          23.11.2013 12:28

          это кому надо научиться распределять нефть: местным или москалям? Отдельные спецы это уже умеючи делают и официально - а много ли надо распределителей-завскладами?

          • Анонимно
            24.11.2013 07:58

            А кто такие москали? Э. Набиуллина и М. Хуснуллин москали?

      • Анонимно
        24.11.2013 21:04

        Нефть есть практически везде....

  • Анонимно
    23.11.2013 11:30

    Лучше уже объединиться, чем жить сегодня в таком ... суверенном Татарстане, где за два дня проходит столько трагедий, а до этого Булгария, Дальниий, покушение на муфтия.

    • Анонимно
      23.11.2013 11:38

      прежде чем объединяться нужно удалить раковую опухоль под названием "клановость, безответственность, коррупция"

    • Анонимно
      24.11.2013 11:17

      Они не Москали. Они - предатели.

  • ЧеКа
    23.11.2013 11:32

    Главный вопрос я понимаю стоит из двух частей : 1. Где взять деньги. 2. Как их равномерно распределить по стране. Здесь согласен с автором, что надо регионы укрупнять. Области создавались в советское время исходя из возможнстей управления. Сейчас эти возможности благодаря интернету неограниченные. Надо первоначально укрупнить регионы с 83 хотя бы до 50 и посмотреть.. Также считаю что деление на округа можно пересмотреть на фоне укрупнения регионов. Упразднить их, оставив только Северо-кавказский, Сибирский и Дальневосточный. Укрупнение регионов, упразднение части округов и плюс упразднение одного из органов ( либо федерального либо местного) дублирующих в регионах друг друга даст сокращение аппарата чиновников на четверть . Сэкономленной суммы вполне хватит на повышение зарплаты учителям и врачам . Следующий этап - это постепенный вывод части федеральных органов в регионы (что значительно дешевле вместо переноса столицы), что даст толчок развитию регионов и одновременно сократит аппетиты Москвы. Центробанк, РЖД, Русгидро, Ростехнологии, Росатом и т .д. Эти организации можно безболезненно раскидать по миллионникам.

    • Анонимно
      23.11.2013 12:12

      Непонятно как укрупнение или разукрупнение дадут толчок развитию. Для развития необходимо реализовать эффективные экономические проекты, а не рассуждать о политических прожектах. Думать надо лучше и главное профессиональнее.

    • Анонимно
      23.11.2013 12:49

      Вам бы в Китай - цены бы не было по теме "укрупнение"... КАПО ведь не работает, да и моторов нету.

  • Анонимно
    23.11.2013 11:40

    Рафаэль Хакимов - единственный, кто оценивает трезво историю и будущее России и как честный и порядочный гражданин предупреждает всех, что Россию надо спасать, причем экстренно. Но что мы видим и слышим в СМИ - задурманивание мозгов. Мы совершаем преступление перед нашими детьми, молча наблюдая за происходящим. А.Франс сказал - "Освобождая связываешь, связывая - освобождаешь". Поэтому федерализма бояться не надо. Это единственное спасение для России. Надо верить своему народу, а не отдельным людям.

    • Анонимно
      23.11.2013 12:26

      татарстан по исполнению федерального законодательсва и коррупции стоит в одном ряду с республиками северного кавказа. поэтому жители соседних регионов навряд ли согласятся на татарстанскую модель. ведь там хоть законы работают

      • Анонимно
        26.11.2013 04:06

        Да-да, законы отлично работают в Кущевке, Бирюлеве, Пугачевске и далее везде.

  • Анонимно
    23.11.2013 11:41

    И будет у нас два никчемных авиазавода

    • Анонимно
      23.11.2013 12:24

      Всего у нас будет по два и к сожалению все они "ничемны".

  • Анонимно
    23.11.2013 11:49

    Так или иначе дело придет к формированию нового субъекта федерации на основе Волго-Уральского региона...экономика территорий требует этого и при этом учитываются финансовые планы российских олигархов и политтехнологов, формирующих усредненную русскоязычную среду...

    • Анонимно
      23.11.2013 12:15

      Если "учитываются финансовые планы российских олигархов и политтехнологов", значит не учитываются интересы населения и от прожектов "объединения" не будет никакого толку.

    • Анонимно
      23.11.2013 12:27

      этого не получиться, если не будут убраны сегодняшние элиты

      • Анонимно
        23.11.2013 12:51

        Тобой что ли заменить? Думаю, будет еще хуже. Все развалиться.

  • Анонимно
    23.11.2013 12:21

    Как же я с Вами согласен.

  • Анонимно
    23.11.2013 12:30

    Уважаемые коллеги, ваша фантазия переходит пределы всякой разумности.В первую очередь необходимо разработать программу развития для такого мегарегиона с учетом интересов всех групп населения в этих регионах, а затем создать совместную проектную компанию для управления ее реализацией. И хватит фантазировать, это уже не смешно. У нас внутри республики полно проблем, может сначала их решим.

  • Анонимно
    23.11.2013 13:18

    Помнится Манифест 1918 года уже был о создании республики Идель-Урал, которую Ленин подписал, а Троцкий позже отменил,видимо господа из туманного альбиона посчитали ненужным усиление тюркских мусульман на территории, которую они собирались использовать в виде сырьевого придатка. Необходимо просто ввести Манифест в законную силу, обосновав его экономической целесообразностью.

    • Анонимно
      26.11.2013 04:10

      //Помнится Манифест 1918 года уже был о создании республики Идель-Урал, которую Ленин подписал...// - Вы плохо помните, бои с большевиками, выступившими против Республики Идель-Урал, начались в тот же день провозглашения татарского государства.

  • Анонимно
    23.11.2013 13:42

    Хакимов предлагает что-то очень похожее на труд Гаяза Исхаки о создании республики Идель-Урал , книга которая находилась под самым строгим запретом самого грозного ведомства.

  • Анонимно
    23.11.2013 14:16

    В чем Хакимов прав , то это в том , что если России отделить Москву стеной, то вся Россия будет жить сразу в разы лучше. МОСКВА- ЭТО ЧЕРНАЯ НЕНАСЫТНАЯ ДЫРА РОССИИ!

    • Анонимно
      23.11.2013 14:39

      Москва как крупный город был создан Золотой Ордой для сбора дани, т.к. находится в центре славянских земель. По центру Москвы вывозили дань на арбе(телеге), отчего эта улица получила название Арбат, там,где добывали глину на татарском балчык район назвали Балчуг. Просто город перерос, так он сродни Казани.

    • Анонимно
      24.11.2013 15:30

      точно подметил:казань---ЧЁРНАЯ,НЕНАСЫТНАЯ ДЫРА!,благодаря которой в аулах нет ни дорог,ни работы,---ВСЁ УХОДИТ ТУДА---в казань,на 1000-летие,корстоны-морстоны,универсиада,олимпиада и другая ХРЕНЬ.Пора Закамью отделяться от чёрной дыры своим регионом-ЗАКАМСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ!!!

  • Анонимно
    23.11.2013 14:31

    Кто не хочет кормить свою элиту, тот будет кормить чужую элиту!Старый начальник лучше нового!Дружно не грузно, а врозь хоть брось!А потом ребятки скажите много среди нас способных к самоорганизации, позитивно мыслящих, стремящихся к длительному устойчивому результату. Если сами (без воровства из бюджета или по пути в него) чего то добились - пожалте в золотой фонд нации.Считается, что 30 % энергии в результате идет от руководителя,а 70 % от команды (разные там вице-президенты не в счет, это дань).Так что ценить надо руководство их как и пилотов за полгода не научишь - в советское время десятками лет готовили.А Рафаэль-ага красиво нарисовал один из вариантов не более. История больше творится на эмоциях - никто не знает кто когда с кем поссорится.

    • Анонимно
      24.11.2013 09:06

      кто не хочет кормить свою элиту будет кормить две и чужую и свою как происходит сейчас

      • Анонимно
        24.11.2013 14:04

        Печально, что вы даже не подозреваете о существовании другой, не толпо-элитарной модели государства! Существующий проект я думаю будет сворачиваться, как подтвердивший свою несостоятельность!

        • Анонимно
          24.11.2013 15:54

          к сожалению во всем мире уже давно правят власти в интересах толпы где в большей мере где в меньшей мере иначе эта толпа сметет власть как смела ее в 1917г и в 90годы прошлого века в россии в конце 70х в иране во франции во времена всех революций и тд но в некоторых странах влияние толпы не так сильно в других власть только и делает что бы умиротворить толпу вот и сейчас в россии эта показушная антиамериканская антизападная пропаганда и действия делаются для того что бы умиротворить так называемую патриотическую толпу все эти чеченские грузинские войны все современные действия по принципу а баба яга против все эти попытки сколотить пророссийский блок из самых отсталых слабых стран потому что развитые страны туда идти не хотят делать им там нечего

  • Анонимно
    23.11.2013 14:34

    Нынешнее состояние Набережных Челнов, Нижнекамса,Бугульмы-вот "модель Татарстана". Казань-исключение.Плата федералов за лояльность. Но где находится экономика Казани,ее ПРОМЫШЛЕННОСТЬ...

    • Анонимно
      23.11.2013 19:28

      Нынешнее состояние и Челнов, и Нижнекамска, и Бугульмы намного лучше чем огромное большинство таких городов по России.Люди живут там и работают. Те, кто не пьют, строят дома и улучшают свои жизненные условия. А кто пьет и гуляет, будет вечно ворчать.

  • Анонимно
    23.11.2013 14:42

    Хакимов начал здравые идеи политиков обдумывать.Татарстан нужно укрупнять включив в состав Удмуртию, Мари Эл, Чувашию, Ульяновскую. Полностью согласен, что уменьшится состав татар, но это даст другой толчек. Казань уже сейчас называют в Европе самым многонациональным в России. Это очевидный плюс.

    • Анонимно
      24.11.2013 21:10

      Сначала предлагать будут объединяться, потом сразу уменьшится удельный вес татар в РТ, потом скажут какой это Татарстан, где 10% татар. И республику со всеми атрибутами будут предлагать ликвидировать, лучшем случае может остаться Казанская губерния. Вот чего хотят уже давно. Тогда и детей учит не надо будет в школах по татарскому языку, ни С.Хакима стихи не будут читать. И разговаривать будем по татарский только в некоторых деревнях.

      • Анонимно
        24.11.2013 22:05

        ну наверное у жириновских и прохоровых такое есть на уме но наверное есть способы что то противопоставить этому и самой главный способ время которое работает не в пользу шовинистов впереди времена будут тяжелые когда будет падать жизненный уровень людей в связи с тем что страна не работает и единственное что она может предложить нефть газ и суперджеты будут проблемы с сепаратизмом по всей стране и тогда стабильный регион коим является тптприя вместе с присоеденнеными регионами никто не захочет дестабилизировать тем более что находится относительно рядом с москвой

  • Анонимно
    23.11.2013 14:43

    С удовольствием прочитала статью Рафаэля Хакимова. Его выводы базируются на конкретных фактах, а потому не могу понять авторов некоторых комментариев, которые снова испугались "татарского фактора". Конечно, в Татарстане что-то может не устраивать, но то, что его руководство, начиная с 90-х годов, умудряется остаться в стороне от "исторических" решений Москвы и потому не повторяет ошибок других, очевидно. То, что "вертикаль власти" была ошибкой, по-моему, неясно только людям недалеким. Еще в старину говорили: Россия сильна провинцией. Это тем более правильно сегодня, когда Москва и все остальные живут как бы в двух разных странах.Послушали бы в Московском Кремле умных людей...

  • Анонимно
    23.11.2013 15:17

    Детский сад...Делетанство политическое....Сначала надо дать свободно выбирать глав районов,а уж потом учить Москву демократии...похоже уже на бред....Лучше надо обратить внимание,что Казань проигрывает многим субьектам России в технологическом уровне.Где Красный Восток? Где КМК ? Что мы в состоянии сделать качественно? Гибель самолета и Булгарии из той же серии....Кругом командуют люди с деревенской закваской,А ЭТО НЕ ВСЕГДА НА ПОЛЬЗУ.....Один Нефис бьется за место под солнцем...

  • Анонимно
    23.11.2013 15:45

    Наконец-то начинаем понимать , в какой стране мы живем! За 20 лет реформ мы сами себя перестали уважать? Начинаем искать крайних (элиты, коррупция и т.д.) , а сами , что на Марсе жили эти 20 лет.Остался один человек , который правдиво и лаконично сформулировал суть развития региона... Пусть это как проект , а что мешает на уровне экспертов создать общественный совет . Включить в него уважаемых экспертов из соседних республик и областей. А Вам Рафаэль-абы, здоровья и долгих лет жизни.

  • Анонимно
    23.11.2013 16:14

    Наконец то уважаемого академика прорвало,хорошо бы все жирные "тюлени" Татарстана образумели и повернулись к лицом к народу,сколько можно "пикировать" терять собственное лицо и жить как хорьки.Ключевые слова академика:До сегодняшнего дня шла концентрация полномочий в руках центра, их скопилось не менее 4,5 тысяч. В результате львиная доля налоговых сборов начала стекаться в Москву, что составило более 70% без учета таможенных сборов. Неудивительно, что миллиардеры растут как грибы после теплого дождя. Исполнительская дисциплина по этим полномочиям оказалась низкой, постепенно снижается их финансовая обеспеченность. Теперь центр не может в полной мере выполнить свои обязательства, но и не знает, как передать полномочия назад регионам.С учетом всего прошлого опыта я могу вновь и вновь утверждать, что в России наступила идейная разруха, ведь теория либерального, спекулятивного рынка не может служить идеологией. Чего же мы ждем от Москвы? Она в принципе не может прожить без эксплуатации регионов. Москва вынуждена оставлять себе повышенную долю налоговых сборов для того, чтобы поддерживать высокий уровень жизни. Отсюда ее идеологические установки. Малейшее снижение зарплаты, уровня потребления грозит ей волнениями на Болотной площади. Интересы Москвы далеко не совпадают с интересами регионов, и сомнительно, что она и дальше сможет сохранять за собой лидерские качества.

  • Анонимно
    23.11.2013 16:36

    давать полномочия регионам не давать полномочий регионам это зависит не от пожелания руководителей федерации или регионов это объективная необходимость всегда в россии особенно в ссср сверхцентрализация сменялась широкими полномочиями регионов даже сверхцентрализация при сталине сменилась широкими полномочиями регионов когда союзный центр отдавал на откуп союзным республикам и областям практически всю внутреннюю жизнь оставляя себе общегосударственные полномочия это не от большого желания демократии а жизненная необходимость избежать коллапса и ельцин по этой же причине сказал берите столько полномочий сколько осилите потом пришел путин и все опять сверхцентролизировал но приходит время опять все отдать регионам что бы не было коллапса но не все регионы способны взять эту ответственность поэтому появилась необходимость укрупнять регионы то есть к тем регионам которые способны нести ответственность типа татарстана присоединить слабые регионы типа кировской ульяновской области марийской и чувашской республик

  • Анонимно
    23.11.2013 18:55

    А с чего вы Рафаэль взяли цифру 60%? Я лично в Казани среди своих знакомых не знаю ни одного кто бы ратовал за суверенитет региона. Я как и мои коллеги, друзья, родные считаем, что референдум был сфальцифицирован. Тем паче мы же занем как наш регион делает 90% ЗА на всех выборах, более того знаем как проводятся татарстанские выборы.

    • Анонимно
      25.11.2013 01:17

      Да, с чего вы Рафаэль взяли цифру 60%? Я лично в Казани среди своих знакомых не знаю ни одного кто бы был против самостоятельности республики. Я как и мои коллеги, друзья, родные считаем, что референдум был сфальцифицирован, иначе откуда же взялись 40% кто против или не определились.

    • Анонимно
      26.11.2013 04:38

      В моем окружении в Казани все были за суверенитет. Потом этот референдум проходил под самым пристальным и плотным наблюдением федералов, Москва прислала кучу прокуроров, я сам выезжал с ними в районы. Кроме того присутствовали и международные наблюдатели, были даже американские сенаторы Ричард Лугар и Джон Нимрод. Центральные телеканалы с утра до вечера зомбировали против суверенитета Татарстана. Если бы были фальсификации, крику было бы немерено. Так что все там было тип-топ. Хотелось бы знать, чем Вам конкретно навредил суверенитет республики?

  • Анонимно
    23.11.2013 18:57

    Уважаемые коллеги, все кто хотел пар уже выпустили. Теперь можно вернутся на землю. Во всех больших развитых странах идет процесс регионализации, при этом разрабатываются проекты экономического развития мегарегионов (за счет укрупнения существующих регионов). Таким образом процесс уже идет и РФ, например, есть проект развития Дального Востока, создано соответствующее министерство.Например, далее может быть административно усилен статус ПФО, есть программа развития, есть центр -Нижнем Новгороде.В РТ на данный момент нет своей программы развития, поэтому ничего мы не можем предложить соседним регионам.

    • Анонимно
      23.11.2013 19:46

      Все согласны с сегодняшним Кудринским лозунгом (см БО): «Без общества мы не сможем решить новые задачи, которые перед нами стоят... Эта задача встала перед нами, исторически она не была решена ни в советское, ни в царское время».Далее Кудрин считает, что только сейчас формируется гражданское общество, идут лишь первые осторожные шаги. Экс-министр, заявил, что у общества нет полного представления о государстве, его проблемах. В итоге призвал к обсуждению, прозрачности и открытости, без чего «не произойдет дальнейшее развитие».Вопрос, что будем обсуждать? Надо обсуждать только новую модель развития и новый проект развития РФ и регионов.

      • Анонимно
        23.11.2013 20:49

        Думаю только обсуждение главного вопроса модели и плана развития РФ и регионов до 2030 года (когда все развитые страны перейдут на новый технологический уклад) позволит нам не только формировать гражданское общество, но и обеспечить «трансформацию гражданского общества, которая явно потребует больше времени, чем полчаса»

    • Анонимно
      23.11.2013 20:18

      А Нижний Новгород может? У него есть программа развития? Да там еще порядок надо наводить, и городу расти и расти.

      • Анонимно
        23.11.2013 20:54

        Что касается Нижнего Новгорода -это чисто административное решение -администрация ПФО находится в НН, это факт. И они разработали с помощью регионов Программу развития ПФО, если все останется так, то есть большая вероятность что федералы просто создадут в НН министерство по реализации данной программы. Нам срочно необходимо создать проектно-исследовательский центр по разработке программы развития РТ с участием регионов ПФО и УФО.

        • Анонимно
          23.11.2013 23:24

          Могу представить что за программа развития ПФО, такая же туфта или программа распила денег.

          • Анонимно
            25.11.2013 01:10

            Почему такая же туфта? В отличие от любой программы развития, программа распила денег - это реально работающая программа.

    • Анонимно
      23.11.2013 21:19

      что значит не можем у них там хаос бардак которые пытаются регулировать федеральные власти но федеральных властей на всех не хватает поэтому жители этих регионов разъезжаются на заработки по всей россии в том числе в казань ну все это знают насчет марийцев и чувашей из кировской области люди ездят на север в питер нижний новгород москву то же самое в ульяновской области татарстан может внедрить там свою систему управления при условии вхождения в республику что бы люди не уезжали в другие регионы а трудились дома

      • Анонимно
        24.11.2013 00:12

        Бардак и хаос везде в РФ, из РТ жители тоже едут в Москву и за рубеж, вы наверное совсем не в курсе.

        • Анонимно
          24.11.2013 09:13

          дорогой я с вами согласен что у нас тоже бардак но не такой как там помнится высказывание шувалова вице премьера россии молодцы татары мы только предложим какую то программу а они уже предлагают план ее реализации у себя и еще когда в прошлом году проходил пресловутый атэс во владивостоке то этот атэс комплекс мероприятий растянутый на полгода и этот широкомасштабный съезд лидеров это заключительное мероприятие а начальное собрание министров экономического и промышленного секторов который проходил в мае владивосток к этому моменту не успел подготовиться и его срочно перенесли в казань казань успешно его провела

          • Анонимно
            24.11.2013 10:37

            Надо определиться главным вопросом -хотим ли мы снова стать развитой страной или будем дальше отдыхать.

            • Анонимно
              24.11.2013 15:15

              еам надо определиться во первых что мы хотим а во вторых что значит развитая страна по моему в ссср во времена сталина развивалась промышленность но от этого людям было очень и очень плохо может быть весь запал пускать не в гигантские стройки а в усовершенствование наших душ

  • ИМ60
    23.11.2013 22:06

    Если Татарстан брать за основу объединения, то пусть его руководство поделиться своими успехами в систематическим ростом своего долга перед бюджетом. И где Хакимов сможет набрать столько татар для заполнения всех имеющихся вакансий среди чиновников и силовиков?

    • Анонимно
      23.11.2013 23:17

      где взять татар - Наполеон еще жене из Москвы писал, что любого поскреби - татарин, и Высоцкий о том же.

      • Анонимно
        24.11.2013 09:38

        Вы вводите нас в заблуждение! Наполеон писал о таРтарах! Высоцкий же я не помню где пел о татарах ....возможно Вы про это -" .... Руслан Халилов - мой сосед по камере, там Мао - делать нечего вообще!" Так Мао, прошу заметить - китаец!)

      • Анонимно
        24.11.2013 16:42

        современные татары свое самоназвания приняли относительно недавно во всяком случае во времена наполеона они так себя не называли а татарами на руси назывались все кто пришел или жил с востока руси

        • Анонимно
          26.11.2013 04:56

          Не надо выдумывать, с момента захвата Казани во всех официальных документах говорится именно о татарах. В те времена были приняты многочисленные законодательные акты (о крещении, об экспроприации земель и проч.), где также говорится именно о татарах. В архивах Наполеона нашлись его записи, где он планировал восстановление независимости Казани и Крыма, как именно татарских государств. В царском посольском разряде для сношений со странами Востока использовался старотатарский язык (чагатайский), который использовался также образованным мусульманским сословием Поволжья, Урала, Сибири, Туркестана, Кавказа и Крыма вплоть до начала ХХ века. На этом языке издавалась газета "Тарджеман" в Бахчисарае, редактором был известный просветитель Исмаил Гаспринский.

  • Damir Nabi
    24.11.2013 00:31

    Укрупнение Татарстана ?Я только За ! но с обязательным сохранением существующего, как минимум статуса с президентством во главе республики. Во вторых в этот возможный укрупненный субъект, должны быть включены тот первоначальный проект Татарской республики Галимжана Ибрагимова 1920 года. Где были все земли ранее входившие в коренные земли татарского государства Алтын Урда(З.О.)И я рекомендую прочитать об этом в публицистической статье в "Сайланма эсэрлэр" Г.И. Где территория этого объединения начиналась с Крыма и до Сибири. Где до сего дня проживают в своих коренных поселениях татары, которые, не отнюдь не «переселенцы» из под Казани, как некоторые круги, ложно-специально выдают.В третьих, с обязательным открыванием татарских, калмыкских, мордовских(эрзя, мукшы), мари, чуваш, удмурд и др. школ закрытых, в период советско-большевистского режима. И придания этим и другим языкам официального статуса. И с обязательным и даже приоритетно-принудительным преподаванием в первую очередь родного языка, по факту рождения, для всех этих народов ! Кроме обязательного по рождению своего родного языка, два других языка, по выбору родителей ! в том числе например, русский язык для татар, а для руских по выбору их родителей любые два из языков народов Р.Ф.Далее не менее обязательным должно быть национальная история для каждого из этих народов с включением туда обычаев и традиций, и т.д.Все это очень важно, не только для сохранения самих наций, но и для противодействия агрессивно-разрушительной, американо-западной ложных «ценностей» !

  • Анонимно
    24.11.2013 02:18

    Уважение, отличная статья!

  • Анонимно
    24.11.2013 02:32

    ДАЕШЬ ВЕЛИКУЮ БУЛГАРИЮ С ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ В ООН!

  • Анонимно
    24.11.2013 02:44

    Да Казань в рамках Татарстана такой же трутень как Москва для России в целом.

  • Анонимно
    24.11.2013 07:24

    Мы не рано стали думать об объединении? Может быть ещё поделим что-нибудь на куски? А Рафаэль?

  • Анонимно
    24.11.2013 11:19

    В чем особенность Татарстанской модели? Разложите по полочкам

    • Анонимно
      26.11.2013 05:01

      Полочка одна - татары живут и делают все по-татарски!

  • Анонимно
    24.11.2013 16:30

    Очень правильная статья. Об этом надо писать и говорить. Хотим того или нет даже при обсуждении экономических вопросов сползаем на национальные вопросы. Хотя перед " господином рублем" все одинаковы. См. большенство комментариев. Россия много национальная и федеративная республика. И в рассуждениях автора я впервую очередь слышу беспокойство о судьбе федерации, о регионов. Россия сильна сильными регионами!

  • Анонимно
    24.11.2013 17:08

    Забыт и Амар Хаям,уважаемый!Чтоб мудро жизнь прожитьЗнать надобно не малоДва важных правила запомни для началаТы лучще голодай,чем что попало естьИ лучще будь один,чем вместе с кем попало! записал знакум

  • Анонимно
    24.11.2013 20:56

    Интересные статьи у Хакимова. Верно упомянул он и про русских классиков. Удивительно как тот же Толстой, разоблачал гнилую царскую Россию и как бы намекал и предсказывал революцию (которая кстати случилась) Не хочу сравнивать Хакимова с Толстым, но верно человек предупреждает всех нас. Предупреждает кстати Россию в целом. И странно что его подозревают в желании развалить страну. Он то как раз патриот России. Сколько раз он говорил про проблемы страны, и в идеологии, и в социальной сфере, и в вопросах образования, и в вопросах технического износа. И при этом всегда предлагал на обсуждение возможные варианты решения.

  • Marat Gibadullin
    25.11.2013 03:29

    Марат ГибадуллинУважаемый Рафаэль Сибгатович, неужели Вы думаете, что в случае объединения с Ульяновской обл. и др. субъектами, Казань останется столицей нового региона? Москва только и ждёт удобного случая, чтобы ЛИКВИДИРОВАТЬ, СТЕРЕТЬ с политической карты а заодно и в сознании людей само понятие "республика Татарстан". Иван Грозный в 1552 г. взял Казань и мы лишились суверенитета, но даже через 461 год булгары(сейчас татары) не растворились и не исчезли. И видимо это до сих пор не даёт покоя Москве. Думаете наши пусть и скромные успехи их радуют? Им там плевать на то, что у нас " относительно хорошие экономические показатели", что жильё ветхое ликвидировано. Именно эта "относительно лучшая экономическая ситуация" и служит главным раздражителем и сигналом к тому, что надо "их" нейтрализовать, т.к. если у "них" с экономикой налаживается, то значит и политический вес и амбиции усилятся, а это для "нашей дорогой и любимой столицы" смерти подобно. Основной принцип Москвы - это не иметь никаких принципов. Собственно поэтому она и выжила в средневековой войне городов за право быть центром. Да Вы это и сами прекрасно знаете. А политические иллюзии и благодушие, вера в "добрый и всё понимающий" центр могут очень дорого обойтись Казани, которая может запросто, в случае объединения, превратиться в какой-нибудь Казанск.

  • Анонимно
    25.11.2013 09:09

    Предлагаю не мелочиться, у нас великая страна! Татары и русские живут по всей территории России. У Казани центральной положение в стране. Возможно сейчас идеальным будет перенос столицы России в нашу Казань. И разумные будут довольны. Лет через 50 можно перенести столицу в Екатеринбург. И разумные опять будут довольны! Потом Новосибирск. И так по циклу. Гражданин.

  • Анонимно
    25.11.2013 09:38

    Новая столица должна быть в Омске! И больше нигде!

    • Анонимно
      25.11.2013 11:14

      Я тоже за Омск. Город стратегический по расположению. Сама область дотационная и запущенная, как и сам город. Дальний восток и Сибирь легче контролировать. Да и Астана рядом, я за! Хотя на сегодняшний день Казань больше подходит.

  • Анонимно
    25.11.2013 10:44

    Сначала в Казани!

  • raf
    25.11.2013 13:34

    Наконец,мой преподаватель занялся своим делом.Оценка положения в РФ,вполне адекватная.Московская Орда,и дальше будет поедать регионы.Но отвлекать будет в пропагандистских материалах,чем угодно,лищь держать "сытыми"москвабадцев.Пусть.Думающий поймёт,не думающий станет противником,и союзником регионов.Что касается этнического составляющего в Татарстане,то общего,между татарами и русскими,чувашами,мордва и,т.д народами больше,чем в других регионах.Совместное проживание всегда формирует общие взгляды,стереотипное поведение в быту,общественной жизни.Татары обрусели,русские отатарились.Так что,не надо ставить "гипотетических"задач обьединения с другими регионами.Вы вместе добьётесь большего,чем будете распыляться.Надо честно разговаривать со всеми,не взирая на лица и должности обьяснить,что произошло в Республике.И строить свою Любовь.Увидите,по конкурсу будете устраивать приезжих.Окружающие области будут рефенедум проводить,чтобы обьединиться с татарами.Москва,как столица умерла,после разрушения СССР.Новую не построили,потому стала Москвабадом.Столицей азиатщины.

  • Анонимно
    26.11.2016 12:08

    Умеет Хакимов лить много воды. Написал бы коротко и тезисно, можно было бы сосредоточиться на главном. А так общие слова и предложения тщательно скрытые и плотно обернуты словесной шелухой. Если и особен Татарстан, то только тем, что умеет ладить с Москвой получая дешевые гос. кредиты.
    Считаю, что предлагаемое объединение РТ приемлемым. Дополнительно можно предложить включится Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, а т.ж. Пензенской обл.
    Также считаю , что у РТ есть не урегулированные споры с РБ. Собачиться с башкирами - это не в интересах татар. Возможно даже чреваты для татар в условиях пересмотра нынешних условий, связанных с укрупнением РТ.
    РТ территориально, экономически, без кредитов, дотаций будет политически не устойчиво. К тому же есть Нижний Новгород, способный составить политическую конкуренцию.
    Одним из недостатков идеологии РТ является отсутствие Хакимому и его заединщикам альтернативной повестки дальнейшего развития.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль