Общество 
14.12.2013

Рафаэль Хакимов: «В случае катаклизмов власть в России займут не правые и не левые, а люди с улицы...»

Деградация политической мысли в стране — конец истории или конец либерализма? ЭТИМ вопросом ЗАДАЕТСЯ известный татарстанский академик и публицист

К концу ХХ века все три основных идеологии — консерватизм, либерализм и социализм — сошли с политической сцены и выродились в направления для узкого круга интеллектуалов. Запущенная на Западе доктрина либеральной демократии загоняет идеологию в очередной тупик, уверен вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В материале, подготовленном специально для газеты «БИЗНЕС Online», он дает исторический экскурс расцвета и упадка основных доктрин современности. Рафаэль Хакимов отмечает, что в России левые стали тенью коммунистов, правые растворились в экономике, а все остальные сгрудились вокруг «вертикали власти». Это приводит академика к грустным выводам: в случае катаклизмов некому будет предложить политическую альтернативу хаосу.

Рафаэль Хакимов
Рафаэль Хакимов

В РОССИИ, НАРЯДУ С ПРОПАГАНДОЙ ЦАРЕЙ И ТИРАНОВ, АКТИВНО НАСАЖДАЕТСЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Даруй, Творец, по смерти мир
Тому, кто длил существованье
Без крова и без пропитанья
В тряпье, заношенном до дыр.
Бедняге, что убог и сир,
Знал лишь пинки да осмеянье,
Даруй Творец, по смерти мир.
Ему, с кем был неласков мир,
Кого отправили в изгнанье,
Огрев по заду на прощанье,
Как прохиндеев и проныр,
Даруй, Творец, по смерти мир.

Франсуа Вийон. Рондо.

Фрэнсис Фукуяма, объявляя «конец истории», имел в виду, что монархия, фашизм и коммунизм потерпели сокрушительное поражение в силу неисправимых дефектов и иррациональностей и отныне «либеральная демократия может представлять собой конечный пункт идеологической эволюции человечества и окончательную форму правления в человеческом обществе». По его представлению, либерализм — последнее прибежище истории и дальше человеческая мысль ничего не придумала и не придумает, поскольку «идеал либеральной демократии улучшить нельзя». Подобная заявка вызвала много споров, но отражает реалии американской политики не только в стране, но и по всему миру.

Не менее известный американский социолог Иммануэль Валлерстайн выступил с заявлением о том, что разрушение Берлинской стены и развал СССР стал не торжеством либерализма и концом истории, а «совсем наоборот, именно эти события еще в большей степени свидетельствовали о крахе либерализма и решительном вступлении мира в эпоху «после либерализма».

Два весьма авторитетных и популярных мыслителя современности говорят прямо противоположное. Кто же из них прав? Этот вопрос весьма важен, поскольку в России, наряду с пропагандой царей, тиранов и других сомнительных исторических фигур, активно насаждается либеральная экономика, т.е. с одной стороны проявилось чисто консервативное течение в духе ХIХ века, а с другой — практика либерализма, от которой все развитые страны отходят в виду экономических проблем, порожденных спекулятивным капиталом.

Так все же наступил конец истории в результате торжества либерализма или конец либерализма и История будет иметь продолжение в ХХI веке?

Представления об исторической перспективе, конце мира складывались под влиянием христианской идеи предопределения и исламского видения мира, как контролируемого Аллахом во всех деталях. В Коране сказано: «От того, кто знает все тайны, не скроется вес пылинки, ни в небесах, ни на земле, ни то, что менее этого, ни то, что более» [34:3]. Идея предопределения глубоко вошла в наше сознание и это мы связываем с всемогуществом Господа. Но можно поставить вопрос иначе: если мы верим во всемогущество Бога, тогда из этого логически следует, что мы не можем считать все предопределенным, так как такое предопределение ограничило бы всемогущество Всевышнего.

Мы историю связываем с текущими событиями, их сменой и течением времени, которое ощущаем в результате смены на сцене политических фигур. Но как говорил выдающийся историк Фернан Бродель, «события — это пыль», даже великие события. История обретает смысл, когда мы отвлекаемся от конъюнктуры и рассматриваем структурные изменения, смену ментальности, большую длительность — периоды не в качестве пятилеток, а эпох. При большой длительности на сцене Истории остаются всего несколько игроков, а политические силы выстраиваются вокруг двух-трех идеологий.

В Новое время на европейскую мысль в наибольшей степени повлияли взгляды Гегеля об Абсолютной Идее и марксистский тезис о коммунизме как конечной цели человечества. Маркс, как и Гегель, считал эволюцию человеческого общества конечной. Они оба постулировали наступление «конца истории», когда будут решены самые фундаментальные проблемы человечества. Для Гегеля «конец» наступал вместе с торжеством либерального государства, для Маркса — вместе с торжеством коммунизма.

На первый взгляд коммунистические и либеральные идеи несовместимы. Однако такое впечатление складывается исходя из практики социалистических и капиталистических стран, но в идеологическом плане между ними нет пропасти. Оба течения не только искали универсальные законы Истории, но и опирались на утверждение Канта о человеческом развитии как постоянном осознании идеи Свободы. Различие состояло в толковании свободы и роли государства в ее обеспечении.

Либерализм изначально связан со стремлением к расширению свободы. Это течение стало доминировать, начиная с Великой Французской революции, обозначившей конец европейского абсолютизма. Но сама революция и вслед за ней серия европейских революций, вплоть до Октябрьской, была подготовлена капиталистическими отношениями, зародившимися в Генуе в ХIV веке и ставшими доминантой в экономической жизни Европы в 1450 - 1500 годах. Если в экономическом плане Французская революция была концом длительной борьбы капитализма с феодализмом, то в идейном плане она стала началом борьбы за «Свободу. Равенство. Братство». А потому все последующие идеологические течения, так или иначе, определяли свое отношение к свободе и равенству.

Вокруг этой темы выстроились основные доктрины современности: (1) консерватизм, выступающий за сохранение традиций и прежних устоев (включая ограниченную монархию) с дозированной свободой; (2) либерализм как идеология свободы индивидуума и соблюдения прав человека, ограничения власти государства через разделение властей и свободный рынок; (3) социализм, как доктрина пролетарская, ориентированная на справедливое распределение общественных богатств. В каждой из этих доктрин существовал тезис о свободе и роли государства, справедливости и равенстве, хотя мотивы могли быть различными. Консерватизм понимал, что более справедливое общество нужно, чтобы не было более революций, а значит, недопустимо слишком большое число обездоленных. Либерализм ориентировался на благосостояние нации, как совокупности свободных граждан с равным избирательным правом, живущим при республиканском строе со свободной рыночной экономикой. Социализм предрекал конец несправедливости через равное распределение богатств руками народного государства, управляющего экономикой. Социалистическая мысль в своей крайней форме — коммунистической и анархической — прогнозировала в далеком будущем отмирание государства.

Несмотря на доктринальные различия и призыв к ограничению роли государства, на практике ни одно из этих течений реально не ущемляло его. Отличие заключалось в понимании того, до какой степени государство должно вмешиваться в частную жизнь и насколько оно должно управлять экономикой.

Все три политических течения сходились в том, что нации должны развиваться, будь то через рыночную экономику или государственное управление, все доктрины призывали к демократии (буржуазной, социал-демократической или социалистической) и устранению несправедливости в обществе. По мере роста реформаторских идей в противоположность революционным методам, идеи либерализма заимствовались всеми ведущими партиями, кроме радикальных. Консенсус на почве либерализма проявился в полной мере во время Первой мировой войны, когда патриотизм и шовинизм возобладали над классовыми интересами, и пролетарии различных наций ожесточенно убивали друг друга на полях сражений.

ГОВОРИТЬ О МОНАРХИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ В ХХI ВЕКЕ — ЭТО ИЗ ОБЛАСТИ ФАНТАЗИИ

Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это — закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.

Николай Бердяев

Сегодня консерваторы в чистом виде не имеют перспектив, они потеряли политический вес, и их место в кунсткамере, ибо говорить о монархических традициях в ХХI веке — это из области фантазии, как если бы стали оживать волшебные сказки в Диснейленде. Другая идейная опора консерваторов — христианские и исламские каноны — ведут к радикализации самой религии и политических партий, а значит, в конечном итоге — к разрушению государственности. Призывы к сохранению традиционной семьи разбиваются о движение феминисток, гей-парады и законы о сексуальных меньшинствах. Даже Маргарет Тэтчер не смогла вдохнуть жизнь в консерватизм, а такие неоконсерваторы, как Буш-младший, окончательно дискредитировали это течение, и теперь можно говорить о конце эры консерватизма или его перерождении в либерал-консерватизм.

Консерватизм остался как исторический символ, бренд, привлекающий туристов. Когда обсуждают положение королевской семьи в Великобритании, то параллельно подсчитывают прибыль от продажи сувениров туристам и зевакам, телеканалы транслируют реалити-шоу из жизни королевского двора в расчете на доходы от рекламы, все обсуждают версии гибели Дианы и пеленки новорожденного принца, точно также как новых голливудских звезд. Никакой политики, только бизнес. А в России и этого нет.

Социализм как практика в начале 60-х годов столкнулся с рядом экономических трудностей и пережил целую полосу политических выступлений в ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польше, причем их пришлось подавлять силой. Критика реального социализма как слева, так и справа пошла на пользу Западу. Радикальный социализм в лице маоистов и троцкистов попытался взять реванш, обвинив социалистов и коммунистов в отступничестве от идеалов марксизма, но после бурных событий 1968 года маоизм выродился в террористические группы, а сам Китай — родина маоизма — взял курс на мягкое вхождение в капитализм. Сегодня троцкисты, маоисты и анархисты исчезли с политической арены.

После распада СССР и социалистического лагеря от мирового социалистического движения остались умеренные социал-демократы, весьма популярные в Европе. Их можно назвать социал-либералами. Участь социалистических идей более достойна, нежели консерватизма, ибо многие принципы социальной защиты оказались воспринятыми развитыми странами. Чисто буржуазных и чисто капиталистических стран уже не осталось.

Не лишне будет напомнить, что либерализм своим возникновением был обязан не только стремлению к свободе, но также потребностью обуздать опасные в политическом плане классы, что рассматривалось в качестве гарантии свободы. Либеральное решение проблемы состояло в том, чтобы предоставить им ограниченный доступ к политической власти и ограниченную долю экономической прибавочной стоимости, в тех пределах, которые бы не угрожали процессу постоянного накопления капитала или устоям государственной системы. Отсюда появление разумного реформизма, направляемого в первую очередь государством. Всеобщее избирательное право и государство всеобщего благоденствия стали путеводной звездой для Запада, хотя в действительности либерализм стал гарантом свободы для относительно небольшой группы людей — богатых и властных.

Таким образом, к концу ХХ века либерализм разобрали по кусочкам. Классические либералы в чистом виде остались не как политическое движение, а интеллектуальное направление. Иначе говоря, на практике можно говорить о конце либерализма.

В СЛУЧАЕ КАТАКЛИЗМОВ ВЛАСТЬ ЗАЙМУТ НЕ ПРАВЫЕ И НЕ ЛЕВЫЕ, А ЛЮДИ С УЛИЦЫ

Если душно тебе, если нет у тебя
В этом мире борьбы и наживы,
Никого, кто бы мог отозваться, любя,
На сомненья твои и порывы;
Если в сердце твоем оскорблен идеал,
Идеал человека и света,
Если честно скорбишь ты и честно устал, —
Отдохни над страницей поэта.

В стройных звуках своих вдохновенных речей,
Чуткий к каждому слову мученья,
Он расскажет тебе о печали твоей,
Он расскажет, как брат, без глумленья;
Он поднимет угасшую веру в тебе,
Он разгонит сомненья и муку
И протянет тебе, в непосильной борьбе,
Бескорыстную братскую руку...

Семен Надсон. 1880

Может показаться, что такой обзор мало касается российской ситуации. На самом деле в России в той или иной степени существовали все идейные течения, некоторые из которых воспроизводятся и сегодня.

Консерваторы в России были просто монархистами. Когда граф Уваров провозгласил национальную идею в формуле «Самодержавие. Православие. Народность», а Николай I подхватил этот лозунг, то тем самым обозначился кризис монархизма, ибо принцип народности заимствован у Французской революции и его ни в какой форме нельзя связывать с самодержавием. Именно поэтому на правом фланге российского политического истэблишмента оказались кадеты (конституционные демократы), а чистые монархисты выродились в черносотенцев. Уже к началу ХХ века проявилось банкротство российского консерватизма, а первая мировая война довершила разложение ее опоры — самодержавия и православия. Полный паралич правых проявился во время революции, когда за власть сражались только левые силы: левые эсеры, меньшевики и большевики. Пытаться сегодня в какой-либо форме возродить консерватизм не имеет никаких перспектив. Празднование дома Романовых не повлияет на политику и даже бизнесом его не назовешь.

Другая основа консерватизма — патриархальная семья существует только в фантазии. Сегодня распадаются не только большие, но даже нуклеарные семьи, в результате чего растет количество разводов и число матерей-одиночек. Более того, неполные семьи появляются не только после разводов, но и как сознательный выбор. А уж рост геев и лесбиянок и вовсе сводит призывы консерваторов к укреплению семьи к простым моральным сентенциям без каких-либо политических последствий.

Не лучше обстоит дело и с третьей составляющей консерватизма — религией. Несмотря на пропаганду православных устоев, их влияние более чем скромное. Оно мало связано с пониманием задач государства, экономики и даже морали, которая полностью оказалась во власти идеологии циничного зарабатывания денег. Православие остается этническим символом русских, этим и будет ограничена его последующая роль.

Российские коммунисты — продолжатели дела Ленина-Сталина — это как подстреленные птицы. Они еще живы, но уже не смогут взлететь в небо. Даже их справедливая критика официальной политики не воспринимается населением и не становится предметом обсуждения, а заигрывание с православием не прибавляет им очков. Они не стали социал-демократами, а потому представляют живой исторический экспонат.

Самая любопытная ситуация на правом фланге, где не осталось ни одной авторитетной фигуры. Недавние кумиры правых в лице Чубайса, Явлинского, Хакамады, Немцова стали восприниматься как седая старина, а для молодежи они просто неизвестные личности. Жириновский с Прохоровым разыгрывают шутовской спектакль. Можно сказать на правом фланге пусто.

Но... либеральная экономика, спекулятивный рынок торжествует. Причем он «либеральный» как нигде в западном мире, т.е. просто отдан на откуп сильным и наглым. Правые торжествуют на практике и никак не представлены в законодательных, да и исполнительных органах. Парадокс.

Если в западной политической мысли и политических движениях идет перекомпоновка правых, левых и центра, поиск нового мейнстрима, то в России левые стали тенью коммунистов, правые растворились в экономике, а все остальные сгрудились вокруг «вертикали власти». Это приводит к грустным выводам: в случае катаклизмов власть займут не правые и не левые, а люди с улицы...

ЛИБЕРАЛИЗМ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПРИНЦИПОВ АДЕКВАТНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ МЕНЬШИНСТВ В ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Миром правят судьба и прихоть.

Франсуа де Ларошфуко

С тем, чтобы уйти от явно устаревающих принципов классического либерализма, на Западе в оборот пустили идею либеральной демократии, чем не столько решается проблема спасения либерализма, сколько идеология загоняется в очередной тупик. Дело в том, что понятия демократии и либерализма скорее противостоят, нежели взаимно поддерживают друг друга. Наибольшим камнем преткновения для обоих понятий оказался вопрос о меньшинствах. На фоне ослабления классовых различий, растворения рабочего класса в различных стратах, среднем классе, синих воротничках и расслоения самой буржуазии, меньшинства оказались настолько политически значимыми, что невозможно и далее ими пренебрегать. Решить вопросы прав меньшинств невозможно в рамках демократических процедур, поскольку демократия дает преимущество и саму государственную власть большинству или экономически влиятельным слоям. Меньшинства представляют коллективные интересы, они не имеют классовой принадлежности, их права нельзя свести к правам человека и конфликт с ними невозможно смягчить процедурой демократического голосования по принципу «один человек — один голос».

В свою очередь, либерализм, отстаивающий индивидуальные свободы и права человека в рамках общегражданской нации, не предоставляет принципов адекватного включения меньшинств в политические процессы. Во-первых, нации давно уже не единая и гомогенная этническая среда. В них возникают многообразные этнические и религиозные группы, чьи интересы невозможно игнорировать как статистически незначимые. Сегодня нации невозможно представить как совокупность индивидов, значит, исчезла важнейшая опорная точка либерализма — общегражданская гомогенная нация. Во-вторых, появляются меньшинства не только этнические, но также сексуальные, гендерные, расовые. В-третьих, растет влияние течений, не укладывающихся в понятия правых или левых сил. Например, «зеленые», имеющие структуры по всему миру и во многих странах участвующие в парламентских выборах. Либеральная демократия не имеет адекватных принципов учета интересов ни тех, ни других меньшинств, хотя принятие законов о нацменьшинствах, однополых браках и др. смягчает ситуацию.

Давно в груди моей молчит негодованье.
Как в юности, не рвусь безумно я на бой.
В заветный идеал поблекло упованье,
И, отдаленных гроз заслышав громыханье,
Я рад, когда они проходят стороной.

Их много грудь о грудь я встретил, не бледнея.
Я прежде не искал, — я гордо ждал побед.
Но ближе мой закат — и сердце холоднее,
И встречному теперь я бросить рад скорее
Не дерзкий зов на бой, а ласковый привет.

Я неба на земле искать устал... Сомненья
Затмили тучею мечты минувших дней.
Мне мира хочется, мне хочется забвенья.
Мой меч иззубрился, и голос примиренья
Уж говорит со мной в безмолвии ночей.

Семен Надсон. Весна. 1883

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (106) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.12.2013 11:16

    Полностью согласен. Для перехода на новый 6 технологический уклад (для технологической трансформации) всем странам придется искать новую экономическую модель развития, в том числе и ведущим западным странам и Китаю.Для разработки и реализации модели мирной экономической трансформации необходимо будет найти новую модель мирной социальной трансформации общества.Поэтому так важен сегодняшний опыт Украины, попытки мирного принуждения власти к выполнению воли народа. Это поиск модели мирной социальной трансформации общества -народа, власти, бизнес-элиты. Важно для всех стран США, ЕС, Китая и РФ сохранить решение данной проблемы Украины в мирном русле. Иначе власти всех стран, и в первую очередь власти РФ и даже РТ мало не покажется.

    • Анонимно
      14.12.2013 11:46

      В мире разработаны все необходимые технологические решения для перехода на следующий технологический уклад, однако существующие социально-экономические модели развития общества мешают этому переходу. Таким образом мы имеем ситуацию похожую на начало 20 века, когда Форд 1913-1914 году изобрел конвейер как производственную систему новой индустриальной экономики. Однако потребовались социалистические революции в Германии и России, две мировые войны, которые обеспечили полную социально-политическую трансформацию мира для последующего перехода к индустриальной экономике.Аналогичная история происходила во времена войн Наполеона (1805-1815 гг.), когда произошла социально-политическая трансформация европейского общества для последующего внедрения капиталистических методов. Напомним, что в ноябре 1799 года Наполеон совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом и не только установил диктаторский режим, но и провёл ряд реформ, включая основание Французского банка (1800) и принятие гражданского кодекса (1804).

    • Анонимно
      14.12.2013 19:37

      Охлократии не будет, толпа управляема т.к. слепа и темна

  • Анонимно
    14.12.2013 11:35

    "люди с улицы" это те люди люди которые работают 6дней в неделю по 12-14часов в сутки добросовестно оплачивают налоги и другую мзду государству в ответ не получая ничего. Медецина плаатная,дет.сады только по блату или за взятку.
    Люди с улиц работают чтобы такие как Хакимов могли сидеть в тёплых кабинетах,пить чай и писать разную хрень.
    Никакой смены власти не произойдёт если не издеваться над своим народом.

    • Анонимно
      14.12.2013 11:56

      Уважаемый коллега вы не правильно поняли смысл статьи. Смысл статьи заключается в том, что существующие политические методы (модели) управления государством (обществом)изжили себя и для общества воспринимаются как "издеваться над своим народом", поэтому смена власти (или политическая трансформация) неизбежны.А если не обеспечить просвещение и разработку моделей мирной социально-политической трансформации, то "люди, которые работают 6 дней в неделю по 12-14 часов в сутки добросовестно оплачивают налоги и другую мзду государству в ответ не получая ничего" вынуждены будут совершить очередную кровавую революцию, а возможно их заставят развязать очередную мировую войну.

    • Анонимно
      14.12.2013 16:39

      по поводу 6 дней в неделю и 12-14 часов в день вы немножко загнули а государством у нас кухарки уже управляли и простые русские бабы мужем битые врагами стреляные членами правительства уже были что то не хочется повторения знаете сапожник должен тачать сапоги а пирожник печь пироги если будет наоборот вы не сможете ходить в этих сапогах и есть эти пироги

      • Анонимно
        14.12.2013 23:09

        Правильно. Простые русские бабы работали 24 часа 7 дней в неделю. Такие бездельники нам не нужны!

        • Анонимно
          15.12.2013 07:11

          простые русские бабы сейчас вообще не хотят работать они хотят только мозги крутить

    • Анонимно
      14.12.2013 18:56

      Согласен с Вашим комментарием. "Люди с улицы" - это самая добросовестная, честная в отношениях часть общества, не "козлы", не "волки", не "свиньи". Надо заслужить право этой частью руководить, а не "стричь".

  • Анонимно
    14.12.2013 11:40

    Совершенно непонятно с какой целью ЭТО публикуется в БО. Сколько можно переливать из пустого в порожнее? Всем давно уже всё ясно и понятно. Для студентов-первокурсников? Ну так надо идти в аудитории с этими опусами.

    • Анонимно
      14.12.2013 12:08

      Данный коммент как раз показывает, насколько люди не готовы понять те угрозы, которые не только стучатся в дверь, но уже реализуются в ряде исламских стран и в Украине. Можно вспомнить с чего начиналась наполеоновская эпоха (Наполеон обеспечил разгон роялистского мятежа в Париже 1795 г.)и первая и вторая мировая войны.

      • Анонимно
        14.12.2013 14:13

        Всё помню. Всё осознаю. Всё понимаю. А для тех, кто не помнит, не осознаёт, не понимает, этот опус - очередной бесплолезный трёп.

    • Анонимно
      14.12.2013 12:12

      Очень рады за Вас, что перешли на новый уровень развития и понимаете многие вещи, которые другие не понимают. Но как говорят: "Каждому свое и всему свое время и место".

      • Анонимно
        14.12.2013 13:23

        То что вы признаете это уже хорошо . Будущее России тревожно и туманно .Если к процессу подключатся внешние игроки то кризис власти может наступить в ближайшие годы .Ситуация в Украине как маркер для нас ,надеюсь на мирный исход .Буре .

        • Анонимно
          14.12.2013 14:17

          На Украине власть слабая, которая и вашим и нашим! Что сложного было в том, чтобы отключить электричество, воду, тепло в мэрии? Эти бунтующие сами бы по домам разбежались - там по ночам уже до минус 15*!

        • Анонимно
          14.12.2013 14:31

          Полностью согласен. В любом случае Украина останется в Европе. А если власти РФ будут "поощрять" сепаратистские настроения в восточной Украине, то это произойдет не очень мирным путем. В этом случае РФ придется принимать участие в событиях в Украине, при этом ситуация внутри самой РФ станет непредсказуемой.

          • Анонимно
            14.12.2013 14:48

            А вот в этом Вы ошибаетесь! Если всё же Украина войдёт в ЕС (это не даст безвизового режима, большинство этого не понимает), то саму Украину ждёт раскол по типу Югославии - будет три государства: Крым, Западная Украина, Восточная Украина. В Восточной Украине в основном проживают русские, этот регион более развит экономически, исповедуют в основном православие. Западная украина более европейская часть исторически - экономически слабо развита, национальный состав более смешан и имеет корни западной европы, исповедует католицизм. Крым экономически практически не развит, основной источник дохода - туризм, большой процент населения исповедуюет ислам.

            • Анонимно
              14.12.2013 15:28

              Итак, вы за гражданскую войну в Украине. При этом Восточную Украину будет поддерживать РФ, а западную -естественно ЕС и США, т.е. НАТО. И какой будет результат? Я думаю все догадываются, чем это кончится. Не зря Крым и АПК Украины уже обещали Китаю (думаю не без согласия США).

              • Анонимно
                14.12.2013 16:06

                Итак, таким же образом были запущены революционные процессы, а затем и гражданские столкновения в странах исламского мира. Так происходит трансформация стран "Великого халифата" -до полного уничтожения друг друга. Сейчас такой же процесс запускается в бывших странах Российской империи или СССР. Сначала начнутся столкновения в Украине, затем вмешается РФ, а затем уже ЕС и США будут полностью контролировать "гражданскую войну в Украине" и участие в ней РФ. Мало никому не покажется. Есть ли другой вариант. Пока призрачный. Власти РФ необходимо срочно остановить противоборство Западной и Восточной Украины, всеми силами.

                • Анонимно
                  14.12.2013 16:41

                  вот если власти рф будут делать то что вы говорите тогда мало никому не покажется и нам с вами тоже

              • Анонимно
                14.12.2013 16:21

                для вас наверно не секрет что огромная масса украинцев находится в России на заработках и среди всех иностранных рабочих украинцы это особая каста и назвать их бесправными гастарбайтерами невозможно так как даже россиянин не имеет столько прав как украинец. украинцу оплачивают перелёт или проезд на поезде украинца одевают с ног до головы на все четыре сезона безо всяких вычетов украинца кормят очень хорошей пищей 1-е 2-е 3-е и меню у них меняется постоянно и тоже безо всяких вычетов и наконец украинцу платят солидную зарплату меньше чем 60-70 тыс руб в месяц у них нет за двух месячную вахту они привозят домой 140-200 тыс руб. а теперь о россиянах... дорога за свой счёт спецодежда за свой счёт питание за свой счёт . бывает и так что за двух месячную вахту россиянин ещё и должен оказывается. украинцы из Западной Украины говорят что Европа для них это голодная смерть.

              • Анонимно
                14.12.2013 16:32

                Очень странный вывод сделан о моих предпочтениях. С чего Вы взяли, что я ЗА гражданскую войну? Я показал Вам сценарий, по которому будет развиваться политическая ситуация на Украине в ближайший год. Нравится нам это или нет! Но будет именно так!

                • Анонимно
                  14.12.2013 16:53

                  Это ваш прогноз "Украину ждёт раскол по типу Югославии", а вы помните как происходил раскол Югославии с помощью НАТО или уже не помните.

                  • Анонимно
                    14.12.2013 16:58

                    Я на память не жалуюсь. Всё прекрасно помню! Но это не значит, что нужно закрыть глаза на то, что происходит в сопредельном государстве. Власть Украины показала свою беспомощность и слабость, а это сигнал для тех, кто хочет потопить Украину в крови гражданской войны.

                    • Анонимно
                      14.12.2013 17:15

                      Тогда объясните, что для вас означает "Украину ждёт раскол по типу Югославии". В Югославии сначала была гражданская война, а затем вторжение НАТО, вы это имеете в виду?

                      • Анонимно
                        14.12.2013 19:19

                        Если власть наконец-то не начнут управлять страной, с Украиной будет именно это - югославский вариант! С гражданской войной и расколом страны на 3 государства.

                        • Анонимно
                          15.12.2013 12:19

                          Более половины опрошенных по Украине в целом поддержали и подписание соглашения с ЕС в 2013 г. (55%) и конечную цель интеграционного процесса – вступление Украины в Евросоюз (59%). На Западе и в Центре Украины поддержка этого курса превысила две трети населения (67% и 71%). На Востоке и Юге конечную цель интеграции – членство в ЕС – поддержали более половины опрошенных (52%), а подписание Соглашения с ЕС в 2013 г. – почти половина (47%). При этом если на Западе и в Центре превышение числа сторонников подписания Соглашения с ЕС над числом его противников было подавляющим (троекратным), то даже на Востоке и Юге число сторонников Соглашения было больше, чем число его противников более чем на 60% (47% и 29% соответственно). Таким образом, к середине 2013 г. в Украине действительно сложился общенациональный консенсус относительно европейского направления политической и экономичесой интеграции страны, проявившийся не только в стране в целом, не только на ее Западе и в Центре, но даже и на ее Востоке и Юге. Никаких объективных оснований для раскола Украины, тем более «тектонического» характера, в тот момент не было.

                        • Анонимно
                          15.12.2013 12:21

                          В Кремле такое состояние украинского общества было признано неприемлемым. В результате летом 2013 г. против Украины была развернута полномасштабная война нового типа – таможенная, санитарная, газовая, пропагандистская. В ней активно участвовали и участвуют ударные силы нынешнего российского режима – от Киселева, Онищенко, Глазьева, Рогозина, Миллера, Патрушева до Медведева и, естественно, Путина.Наиболее зримый первый итог этой войны хорошо известен – под давлением беспрецедентного кремлевского давления и шантажа Янукович отказался от подписания в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Другой промежуточный результат этой войны – в сфере общественного мнения – известен меньше. Проводимая антиукраинская-антиевропейская война не обошлась без негативных последствий для поддержки евроинтеграции со стороны украинских граждан – за несколько месяцев ее уровень заметно снизился.

                          • Анонимно
                            15.12.2013 23:59

                            Премьер-министр Украины Николай Азаров в интервью телеканалу Интер в воскресенье (15 декабря 2013) вечером заявил, что Украина окончательно определилась с выбором своего внешнеполитического курса - это путь европейской интеграции.

                    • Анонимно
                      14.12.2013 17:17

                      И Россия там активно участвовала, но ничего не добилась.

              • lupus est
                14.12.2013 18:34

                Крым и АПК Украины никому отданы. Перестаньте лохматить Веру Павловну.

                • Анонимно
                  14.12.2013 18:45

                  Соглашения, подписанные в Китае, могут привлечь в Украину миллиардные инвестиции.Масштабный проект — инвестирование $ 13 млрд в строительство Китаем нового современного порта в Крыму, Севастополе (где российский флот). «Впоследствии этот порт будет совместно эксплуатироваться Украиной и Китаем, он будет ориентирован на перевалку грузов из Китая в Европу и из Европы в Китай. Порт сможет не только обрабатывать контейнеры, но также и сыпучие грузы и нефтепродукты. Своего рода это будет «окно Китая в Европу через Украину»Украина смогла обеспечить заказами компанию «Мотор-Сич», которая столкнулась с рисками потери российского рынка из-за политических разногласий. Соглашения, подписанные в Китае Виктором Януковичем предполагают создание украино-китайского совместного предприятия, где будут производиться двигатели для китайских пассажирских и военных самолетов различных типов.Подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере поддержки приоритетных проектов в сельском хозяйстве Украины. Согласно договору, будут привлечены кредитные средства объемом 3 млрд долл. на реализацию проектов в украинской аграрной отрасли.

                  • Анонимно
                    14.12.2013 19:57

                    Могут привлечь, а могуи и не привлечь. Всё будет зависить от того, куда повернёт Украина.

                    • Анонимно
                      14.12.2013 20:14

                      Соглашения-то с Китаем уже подписаны, а куда пойдет Украина? Никуда она не пойдет, она находится в Европе.

                  • Анонимно
                    14.12.2013 20:01

                    фееричный проект - строить порт во внутреннем море для перевалки грузов из Китая в Европу. турков только забыли спросить. китайские грузы спокойно доставляются в хаб АРА. и с какой поры прямые инвестиции стали "отдали" ?

  • Анонимно
    14.12.2013 13:33

    Похоже общество стремится к"деградизму", в погоне за новыми материальными ценностями, которые неизбежно появляются пока идет технический прогресс, но не могут предложить обществу свой эквивалентный вклад. Все это воспитывается на примере взрослых с самого детства и становится определенной болезнью личности, распространяясь как инфекция. И в этом "деградизме" в той или иной определенной степени сливаются другие "измы...". Чтобы найти лекарство от этой болезни, особенно получивший распространение в нашей стране, необходимо исследование, изучение природы самого человек на генетическом уровне, его индивидуальных потребностей, их удовлетворением в зависимости от состояния экономического, идеологического, политического состояния соответствующего социума и его связей с глобальным миром. Если конечно Всевышний позволит нам это осуществить.....

  • Анонимно
    14.12.2013 13:42

    Уважаемый Рафаэль Сибгатович! В Ваших статьях есть и правильные мысли и неправильные выводы из них. Это огорчает. Если Вы искренне хотите повлиять на ситуацию и заниматься просвещением, надо (простите за поучение) перерастать свой интеллект, выходить за границы старого сознания и мышления. Сейчас появились новые тенденции и мыслители, пока мало известные, за которыми, однако, будущее. Так, Вам, наверняка будет интересно и полезно ознакомиться с работой А. Клюева "История, которая учит". Ну, а то, что "В случае катаклизмов власть в России займут не правые и не левые, а люди с улицы", -- это очевидно. Свято место пусто не бывает. Лидеры и вожаки всегда найдутся, выдвинутся из народной среды.

  • Анонимно
    14.12.2013 13:44

    Да ничего не произойдет, в мире к счастью все развивается не по хакимовскому сценарию. А то что придут люди с улицы, так они давно у власти в связи с чем в стране полный бардак. Не о том сейчас нужно бить в колокола. Страна в страшной коррупции, экономика а конкретнее производство разрушено. Армия , образование, мвд, развалины. Народ у нас терпеливый. Заткнули всем рты кредитами , армии и мвд повышенной зарплатой. Да, народ в ближайшие сто лет ничего делать не будет. А почему, да потому вопервых нет национальных лидеров, нет рабочего класса его уничтожили умышленно. У руководителей в глазах только купюры. А рассуждать о либералам и других товарищах это и называется политика, разговор ни о чем. Мысли они есть но их сейчас никто ни говорит.

    • Анонимно
      14.12.2013 14:20

      не соглашусь с тобой.рабочий класс есть,просто ты со своего кабинета его не видишь.ты голову ниже опусти..,и эти...,да,да -эти с тебя три шкуры скоро снимут!и найдется вожак,поверь!17 год не за горами...

      • Анонимно
        15.12.2013 15:51

        Рабочий класс ждет, все предприятия перевести в народные.

        • Анонимно
          15.12.2013 17:51

          знаете пироги должен печь пирожник а сапоги тачать сапожник наоборот получится очень плохо поэтому если вы записались в рабочий класс то идите работайте рабочим а вот в дела управления будут работать те кто записался менеджером политикой те кто записался политиками а по поводу рабочего класса то это уже кончилось и надо это забыть как страшный сон когда к власти пришли маргиналы которые из страны сделали огромную преступную группировку во главе с паханами

  • Анонимно
    14.12.2013 13:55

    мой предыдущий очень жёсткий коммент не был опубликован хотя этот коммент приземлял господина Хакимова на грешную землю, ну да ладно. я хочу спросить господина Хакимова а готов ли он сам лично и так называемая элита Татарстана к жесточайшему сопротивлению с федеральным центром , где проводят не совсем российскую политику, ради мирной трансформации общества? готовы ли провести всеобщую экономическую амнистию но с условием приравнения любого проявления коррупции в дальнейшем к измене Родине и обязательным расстрелом? готовы ли так называемые элиты Татарстана к долгосрочным инвестированиям в образование науку и перспективным направлениям в академической и прикладной науке? готовы ли так называемые элиты Татарстана к долгосрочным инвестированиям в медицину, в самые последние достижения и разработки в строительстве? это просто позор, в век нанотехнологий в строительстве все ещё используют ручной труд лом и лопату.в общем готовы ли так называемые элиты Татарстана вкладывать деньги в Татарстан, которые были успешным образом выведены в Оффшоры?

    • Анонимно
      14.12.2013 14:22

      что такое элита татарстана?-тьфу,и завтра её нет!а кто более выносливый,так народ "разберет" ПО КИРПИЧИКУ!

    • Liko
      15.12.2013 02:29

      Ну так вот он как раз и ставит вопрос перед местной властью - готова ли она к изменениям отношений с собственным народом и повернуться к нему лицом. Это вопрос выживания для них. Если повернуться к народу значит вступить в противостояние с Москвой, то какие тут вопросы вообще? Минниханов должен понять уже, что Москва - это не опора и дружить с ними тоже самое, что дружить с волками. Последние события это наглядно показывают. Выбрали дотационную модель развития - думали выиграем, а оказалось разбазарили деньги на спортивные объекты, которые нужно содержать, а экономика конкурентоспособной так и не стала. И что делать теперь?

  • Анонимно
    14.12.2013 14:02

    мир развивается по принципу все в мире преопределено но свобода выбора есть то есть в мире все предопределено заранее всевышним как написано в начале статьи но у каждого человека есть свобода как поступить ну например революция некоторые приверженцы старого строя ввязались в ней на стороне белых некоторые стали строить новое общество третьи просто эмигрировали не желая участвовать в братоубийственной войне результат первые две категории погибли одни во время войны другие во время репрессий и после них ничего не осталось а третьи выжили и дали потомство которое сейчас живет а по поводу хаоса в мире регулярно были времена когда был хаос но потом опять наступали времена спокойствия и порядка так и сейчас наступают времена хаоса а после них все будет в порядке не надо переживать надо только сделать правильный выбор как себя в этом случае вести

    • Анонимно
      14.12.2013 14:22

      Чё скала-то? Сам-то понял?

      • Анонимно
        14.12.2013 14:41

        уважаемый помнится в одном советском кинофильме на просьбу матери одного неуспевающего ученика по истории поставить ему тройку иначе его выгонят из танцевального кружка историк которого играл тихонов сказал вашему сыну надо не ноги развивать а голову так вот вам бы последовать совету этого историка тогда вы будете понимать что здесь написано

        • Анонимно
          14.12.2013 17:00

          Вас самому не мешало бы мозги потренировать - для начала вспомнить, что существуют знаки препинания.

          • Анонимно
            14.12.2013 17:22

            когда человек начинает говорить про знаки препинания это главный признак что он занимается в танцевальном кружке

    • Анонимно
      14.12.2013 14:26

      гражданин, интернет в новейшей России появился на базе АТС и на базе линий связи строектированным и построенным в советском союзе гражданами советского союза. благодарите СССР за то что у вас сейчас есть интернет

      • Анонимно
        16.12.2013 00:45

        если вы помните, атс пыталась брать деньги за использование аналогового модема...

  • Анонимно
    14.12.2013 14:17

    Доминго из цитат. В итоге,как всегда, "рыба". И никого уважения к партнерам по игре.

  • Анонимно
    14.12.2013 14:25

    Автор пытается ЗАПУГАТЬ людей какими то катаклизмами. Люди (народ) пока еще держатся и пытаются разглядеть свет в конце тоннеля, но надежды быстро тают. В Украине народ уже понял, что воровство власти Януковича и его семьи перешло все разумные границы. Вышли на площадь и "КАГБЭ" намекают правящей элите Украины - пора бы уже по хорошему свалить на острова. Но тот пока не понимает, за что получит арест всех счетов, запрет на въезд в цивилизованный мир и конечно политическое убежище в Москве. А как иначе? Рано или поздно все подонки оказываются в Москве!!! Не надо бояться, что во власть придут люди с улицы. А пугалки пусть автор оставит для своих хозяев, они ему щедро платят, чтобы рассказывал народу страшилки! Ибо пока народ в страхе зомбируют с экранов ТВ, элита выводит бабло на острова!

    • Анонимно
      14.12.2013 15:35

      Полностью согласен. Кроме того, что в Украине к власти "придут люди с улицы". В Украине, в отличии от РФ какая ни какая есть реальная оппозиция, есть опробованные механизмы и процедуры выбора Президента и парламента, есть взаимодействие со структурами ЕС. К сожалению у нас ничего такого нет.

  • Анонимно
    14.12.2013 14:32

    А чего на самом деле хочет правящая элита РТ? И что для этого она делает?

  • Анонимно
    14.12.2013 14:40

    А почему Хакимова так много. Каждый день его публикуют.Вчера Хакимов так сказал,сегодня вот так,а завтра, что он скажет завтра,узнаем завтра.И так изо дня в день, из месяца в месяц.

    • Анонимно
      14.12.2013 15:43

      Я думаю потому, что у Хакимова есть смелость, авторитет и необходимые знания, чтобы поднимать такие злободневные для общества проблемы. Попробуйте вы что-нибудь написать и посмотрим кому это интересно. Вот например, Хазина и прочую московскую тусовку уже почти никто не комментирует.

  • Ветер
    14.12.2013 15:38

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.В России нет монархических традиций, которые можно рассматривать как признак цивилизованности и наглядного, живого примера больших исторических циклов. У нас есть кровавый расстрел царской семьи в подвале Ипатьевского дома, из страха реваншизма монархистов. Символ царя трансформировался в должность Генсека. Тревожные события братского народа на майдане и снос памятника Ленину, есть разрушение психо-исторических доминант коллективного сознания. Иррациональное начало человека один из базовых архетипов, поэтому Православие как стержень «русскости» тактически имеет целью консолидировать, и уж как минимум не допустить разобщения общества. Русские – это в том числе малые народы России, принявшие Православие. Татарская знать тоже не была исключением. Только тактически Православие может играть значимую роль в выработке российской идентичности. Стратегически это не имеет никаких перспектив. Балансировать на плюрализме настроений, без идеологической опоры, в период турбулентности опасно.В марте 53 года умер Сталин, через 3 года в феврале 56 года на XX съезде КПСС Хрущев публично отрекся и осудил Сталинское идеологическое наследие. И как следствие разрушения психо-исторических доминант, через 8 месяцев в октябре 56 года мы получили Венгерское восстание. В настоящее время наши Элиты испытывают дефицит как интеллектуального, так и духовного превосходства. Отсутствуют не только механизмы передачи знаний и навыков управления, но порой и сами знания. Вместо клановости необходимо создавать солидарные, ответственные династии, которые при общемировых потрясениях были бы гарантом стабильности. Подобно передвижению стрелок в часовом механизме проходила бы смена как технологического, так и общественного уклада. Существует понятие общемировых тенденций. Обо всем этом можно не говорить. Но разве от этого станет легче и лучше жить, все ровно наоборот. Решать проблемы путем их игнорирования весьма опрометчиво.

    • Анонимно
      14.12.2013 17:16

      В Ваших словах есть смысл

    • Анонимно
      14.12.2013 19:37

      Вы должны понимать, что династии вырождаются. А гарантией стабильности является динамическое равновесие, т. е. своевременная смена общественных форм (в т. ч. и власти) в соответствии со сменой материальной основы жизни социума.

  • Анонимно
    14.12.2013 16:54

    Дожили! Украинские оппозиционеры выдвигают ДЕТЕЙ в первые ряды демонстрантов! Совсем уже крыша поехала? Куда же смотрят американские советники оппозиционеров? Это они такое насоветовали?

    • Анонимно
      14.12.2013 17:24

      Где вы такой бред вычитали?

    • Анонимно
      14.12.2013 17:48

      А чего в этом плохого? Это ведь сигнал:"наш протест мирный. Мы драться не будем." А вы по-другому это видите?

      • lupus est
        14.12.2013 18:41

        Там очень как раз хорошо дерутся. Полторы сотни милиционеров уложили "дети".

      • Анонимно
        14.12.2013 19:22

        На мирные протесты не выходят с коктейлем молотова, арматурой и цепями.

    • Анонимно
      16.12.2013 00:50

      Ну а призывники в первых рядах полиции лучше что-ли? Необстрелянных 18 летних пацанов посылать против толпы?

  • Анонимно
    14.12.2013 17:21

    в общем гаспадда готовтесь. в ближайшие 2-3 года так называемую проворовавшуюся элиту будут иметь и иметь.время собирать камни наступает.

  • Анонимно
    14.12.2013 20:52

    Уважаемые коллеги, сторонники вмешательства в дела Украины, сторонники столкновения запада и востока Украины, вы раскалываете не только Украину, вы раскалываете РФ. Вам наверное известно, что более 40% молодежи РФ хотят уехать из РФ в ЕС или США. Более половины хотят жить как в Европе, значительная часть молодежи поддерживает стремление Украины ассоциироваться с ЕС.

  • Анонимно
    15.12.2013 02:33

    Не волнуйтесь, Рафаил Сибгатович, мы в Татарстане одолеем любые смуты и катаклизмы. Не надо только забывать наработанный опыт 90-х годов, мы же тогда смогли, сможем и теперь. У татар всегда есть позитивные идеи, а это главное. России только надо внимательно изучать татарский опыт и внедрять это у себя. А недоверие татарам Россию погубит, как пить дать.

    • Анонимно
      15.12.2013 11:53

      Согласен, что у "татар всегда есть позитивные идеи", к сожалению не у всех. И в настоящее время при власти много "негативных людей". Они не знают или не помнят наработанный опыт 90-х годов в РТ.В России некому "изучать татарский опыт и внедрять это у себя", придется самим свой опыт внедрять, например, для развития Дального Востока.Россию погубит недоверие российской власти не только татарам, но и всем народам РФ, в том числе русскому народу.Аналогичное недоверие к своему народу начинает появляется и у власти и бизнес элиты РТ, это очень опасная тенденция.

    • Анонимно
      15.12.2013 15:58

      поздно пить боржоми и придерживаться принципов римского права. в ближайшие 2-3 максимум 4 года в России будет похлеще чем на Украине сейчас. так что готовтесь.

  • Анонимно
    16.12.2013 00:12

    Так что,Черноморск таки будет объявлен вольным городом? Хакимов это голова. И Янукович голова. Я бы ему палец вв рот не положил..

  • Анонимно
    16.12.2013 00:51

    Маккейн-мужик жесткий. Сегодня не сходил с прямых эфиров экранов центральных каналов Говорил. что если применят силу. то тут же арестуют активы не только чиновников и депутатов от власти. но и пары олигархов, поддерживающих власть и пояснил. что он назвал. самую маленькую меру для непонятных. О более крупных он решил пока не говорить. Какой дурак захочет пободаться с США. Дебилов нема.

  • Анонимно
    26.12.2013 15:03

    Читали экс-товарищ Р.Хакимов окинаскую Хартию Глобального информационного общеста (2000)?! Слышал ли он про электронное раьбство?! Умеет ли пользоваться поиском в интернет?! Вопросы не риторические.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль