Общество 
25.12.2013

Александр Сидякин хочет «перепотрошить» МАК и Росавиацию

Депутат Госдумы предлагает создать концепцию авиационной безопасности в стране

Сегодня депутат-единоросс от Татарстана Александр Сидякин рассказал «БИЗНЕС Online» о своей инициативе по реформе структур, контролирующих отечественную авиационную отрасль. Сидякин усомнился в том, что межгосударственный авиационный комитет объективно проводит расследования авиакатастроф. Депутат считает, что одно и то же ведомство сначала выдает сертификаты на самолеты, а затем оно же расследует происшествия. В связи с этим он обратился в Гепрокуратуру и одновременно готовит поправки в Воздушный кодекс РФ. Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что сегодня в России за безопасность полетов не отвечает ни одно государственное ведомство.

«МЫ СТОИМ НА ОДНОМ УРОВНЕ С БАНГЛАДЕШ»

Сегодня стало известно о новой инициативе депутата от Татарстана Александра Сидякина. Он усомнился в том, что межгосударственный авиационный комитет объективно проводит расследования авиакатастроф. Депутат недоволен тем, что одно и то же ведомство сначала выдает сертификаты на самолеты, а затем оно же расследует происшествия. Это, на его взгляд, может привести к необъективности и, как следствие, к продолжению авиакатастроф — МАК выдает сертификат летной годности воздушному судну, и если авиакатастрофа связана с недостатками воздушного судна, то это минус в работе МАКа. Единоросс собирается вносить поправки в Воздушный кодекс, а пока направил соответствующий запрос в министерство транспорта России и генпрокуратуру. Корреспондент «БИЗНЕС Online» связалась с Сидякиным и выяснила, что он готов «перепотрошить и реформировать» и МАК, и Росавиацию.

— Александр Геннадьевич, почему вы недовольны работой МАК?

— Причина в катастрофах, которые происходят каждый год в России. МАК у нас сертифицирует полеты, типы самолетов, а потом расследует катастрофы. Это нелогично. Я считаю, что спрос должен быть со всех, кто отвечает за полеты. У семи нянек дитя без глазу — эта поговорка как раз про МАК, Росавиацию и министерство транспорта. Мы стоим на одном уровне со странами типа Бангладеш по авиакатастрофам, они у нас происходят каждый год. До этого хоккейная команда «Локомотив» под Ярославлем разбилась, в этом году у нас в Казани, до этого был Петрозаводск... Но я не помню ни одной катастрофы в США за последнее время.

— Почему же тогда вы именно МАК обвиняете, а не Росавиацию или тот же минтранс?

— У меня претензии ко всем ведомствам.

— Но все же, как я понимаю, вы направили запрос на проверку именно МАКа?

— И МАКа, и Росавиации.

— Вы сказали, что у семи нянек дитя без глазу. Так может, воссоздать тогда министерство авиации, как это было в СССР?

— Есть авиационная промышленность, есть ведомство, которое отвечает за безопасность полетов — это два разных явления. Воссоздавать можно что угодно! Можно создать образ Сталина, который будет карать каждый раз за разбившиеся самолеты. А должна быть персональная ответственность. У нас упал самолет, и всегда летчики виноваты, а чиновники — нет. Меня не устраивает ситуация с безопасностью. Кто у нас отвечает за безопасность полетов? Кто осуществляет сертификацию воздушных судов? Кто отвечает за суверенную адаптацию правил? Два ведомства: МАК и Росавиация. Вот их и надо проверить, перепотрошить и реформировать.

«У НАС НЕТ КОНЦЕПЦИИ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНЕ»

— Поправки в Воздушный кодекс будут внесены по итогам проверки? Может, у вас уже есть какие-то заготовки, задумки?

— У нас нет концепции авиационной безопасности в стране. Это и есть самая большая проблема.

— Эксперты считают, что дело как раз не в сроке эксплуатации самолетов.

— Я знаю. Но надо, чтобы самолет соответствовал последним правилам.

— К кому вы направили запрос на проверку МАКа и Росавиации?

— В минтранс, Генпрокуратуру.

— Когда ждете конкретных результатов?

— Через 30 дней. Кроме того, мы вызвали 2 июня министра транспорта на правительственный час, будем и его опрашивать.

— Так это долго...

— Думаю, к этому моменту будут уже какие-то изменения.

ИНИЦИАТИВА ДЕПУТАТА ЗАПОЗДАЛА ЛЕТ НА 8 КАК МИНИМУМ»

Опрошенные корреспондентом «БИЗНЕС Online» эксперты сочли инициативу Сидякина правильной, но слишком запоздалой.

Олег Смирнов — председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:

— Александр Сидякин мелко замахнулся, надо шире замахиваться, раз «Единая Россия», они же нами руководят, диктуют правила. Этот депутатский запрос отражает в некоторой степени те предложения, которые летные профессионалы на протяжении 20 лет ставят в письменной и устной форме всем государственно-регулирующим органам, но все это не учитывается. Результатом игнорирования профессиональных предложений в системе государственного регулирования гражданской авиации стала очень высокая цена: мы в последние три года являемся одними из лидеров в мире по авиакатастрофам. «Единая Россия», наконец, решила проверить. Но ей еще надо задаться вопросом, что называется, уровнем выше: почему мы, как члены международной организации гражданской авиации, не имеем единого полномочного органа регулирования гражданской авиации?

Если вы у всех этих семи государственных нянек прочитаете положения, то не найдете в них ни одной строчки об ответственности за безопасность полетов. За это никто у нас в стране не несет ответственности. Так как Россия является членом международной организацией гражданской авиации, то перед международным сообществом ответственность за все проблемы с гражданской авиацией несет государство. Оно обязано было эту ответственность переложить на госвертикаль, как это делается в США, Европе, во всех странах мира. Это главный вопрос, который был должен единоросс поставить. Эта неразбериха и привела к авиакатастрофам.

Дальше он должен был задать вопрос: «Почему у нас нет, в отличие от США и стран Европы, независимого государственного органа расследования летных происшествий». У нас сразу изменится ситуация по безопасности полетов. Но почему-то этот вопрос никто не ставит.

У нас все расследует МАК, но полномочий на невыполнение предложений и рекомендаций он не имеет. Поэтому выполняется незначительная часть предложений. Это значит, что причины теплятся в недрах гражданской авиации, затем они разовьются и выльются в очередную авиакатастрофу. Это продемонстрировали последние три года, когда у нас произошла масса летных происшествий. По данным МАКа, везде сыграл человеческий фактор. Единороссам не хватает ума сделать регулирующий орган и орган расследований, как в Америке. Сделали бы — все было бы в порядке. И это тоже человеческий фактор.

МАК много положительных вещей сделал для стран СНГ, когда произошел развал, взял на себя международные дела. Но мы уже 20 лет просим, умоляем, требуем: организуйте независимый орган расследования. В мире нет ни одной организации, которая бы занималась сертификацией воздушных судов и расследованиями летных происшествий. Это было лет 30 - 40 назад, но все отошли от этого! Получается, что организация расследует саму себя.

Азат Хаким — глава группы компаний «Тулпар»:

— По работе МАКа уже давно существует ряд вопросов. И вообще, что это за комиссия? Кем она создана? За что она отвечает? К государству она не имеет никого отношения. Таким образом, сама легитимность вызывает большое сомнение. Думаю, именно в этом парламентарию нужно разобраться и поставить окончательную точку. Что касается расследований катастроф и инцидентов одним ведомством, то Росавиация не может заниматься расследованием деятельности самой себя. Катастрофы должна расследовать одна независимая комиссия. Например, в США подобными вопросами занимается комиссия, которая, во-первых, является полностью государственной, а во-вторых, она состоит из представителей нескольких ведомств.

Жорж Шишкин — заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий:

— Инициатива депутата запоздала лет на 8 минимум. Мы изначально в период создания МАК говорили, что это ненормальная схема, неправильное распределение функций, когда одна и та же организация дает добро на эксплуатацию самолета, то есть сертифицирует машину, а в случае происшествий эта же организация расследует и говорит, что все было исправно, вместо того, чтобы вскрыть причину: самолет допущен неправильно, не все проверено, не все соответствует отечественным нормам. Поэтому инициатива депутата совершенно правильна: если они расследуют, то не имеют права сертифицировать, если выдают сертификаты, то надо забрать у них расследования. Это будет логично.

Однако работа МАК во время развала Советского Союза была правильна, особенно в первые три-пять лет они свою консолидирующую задачу выполнили, а с 1995 года они практически не нужны. Они держатся за счет авторитета председателя МАК Татьяны Анодиной. А так функции МАК можно распределить в каждом государстве по министерствам транспорта, ассоциациям, другим структурам.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.12.2013 17:19

    Есть опасность, что в авиации после инициатив Сидякина будут такие же порядки как в российском жилищно-коммунальном хозяйстве. Уже много лет Сидякин успешно трудится в Госдуме на ниве ЖКХ.

    • Анонимно
      25.12.2013 19:33

      Вот теперь и выясняется то. Вот откуда у жалобы в росавиацию на капо-авиа ноги растут. К сожалению везде круговая порука, и росавиация - стена, и никакие татупеды им не указ, не сдадут они своих

      • Анонимно
        25.12.2013 21:56

        Полностью поддерживаю Сидякина, первый раз. Надо эту язвы вскрыть и посмотреть кто и какие решения там принимались по разрушению российского "Аэрофлота", почему ее раздраконили, почему более 10 лет отсутствовали заказы на отечественные самолету, почему мы покупаем очень старые самолеты почему не налажена система подготовки и переподготовки пилотов? Вопросов слишком много.

    • Анонимно
      26.12.2013 14:14

      Точно!

  • Анонимно
    25.12.2013 17:32

    очередной само-PR татарстанского депутата

    • Анонимно
      25.12.2013 18:44

      Тема крайне актуальна. Недавно сам убедился в нарушения эксплуатации ВС одной местной авиакомпанией(внесение ложных данных в формуляры и паспорта изделий, эксплуатация узлов с истекшими сроками и пр.). Почему это увидели только мы, если после ЧП в Казани все республиканские авиапредприятия проверялись … Нужно менять систему иначе ситуацию не изменить.

  • Анонимно
    25.12.2013 17:32

    очередной само-PR татарстанского депутата

  • raf
    25.12.2013 17:50

    В чём само-PR татарстанского депутата?Выдвинул обвинение,обоснуй.По Закону он имеет право,хоть к чёрту,выдвинуть депутатский запрос.Будет ли ответ?К таким авиакатастрофам,что уже случились,только и остаётся общественное внимание привлечь,что не противоречит депутатству.Пусть пиариться,кому плохо?Почитаем результаты.

  • Анонимно
    25.12.2013 17:51

    Опубликуют ли расшифровки речевого самописца казанского "Боинга" для опровержения разговоров о постороннем лице в кабине пилотов ?

  • Анонимно
    25.12.2013 18:06

    Товарищ Сидякин! Займитесь уже, наконец, своей основной деятельностью в комитете по ЖКХ! Сколько можно заниматься непрофильными для Вас делами?! Записался в комитет по ЖКХ, так и занимайтесь этими вопросами!!!

    • Анонимно
      26.12.2013 07:51

      поддерживаю. сначала иностранных агентов искал, теперь за самолеты взялся. вы хоть знаете, что в сфере ЖКХ творится, активный вы наш?

  • Анонимно
    25.12.2013 18:06

    В 1-х Сидякину надо было отправлять запросы не только в прокуратуру, но СКР РФ. Т.к. Контора М-с Анодиной не подсудна и не подвластна. Вы можете обжаловать решение суда, а решение МАК НЕ об жалуются!!!!!!!!!! КРУТО???? Выше чем судебная инстанция- неплохо да???????Во 2-х...... Уважаемая БО уже не раз писала о "бандитской" которе МАК-добавить нечего:http://www.business-gazeta.ru/article/92344/Остаются одни эмоции и уныния, что такое творится в нашей стране. И это на всех уровнях.

  • Радик78
    25.12.2013 18:44

    Идея Сидякина очень хорошая. Даже странно, что данное предложение исходит именного от него - любителя популистских предложений. Вот только я считаю, что говоря о персональной ответственности работников МАК, или еще какой другой авиационной структуры, не нужно забывать о персональной ответственности и всех других чиновников. А то вместо того что бы, должностное лицо привлечь к ответственности, вплоть до уголовной, принято их поощрять по признакам лояльности, родственной близости, и как данное направлять на повышение. (речь идет о руководителе ИКМО Песошине, не исполняющий решение суда на протяжении 1,5 лет.

  • Анонимно
    25.12.2013 19:06

    Во первых : Хоть через 8 лет , но запрос направил Другие же молчат , в тч профильные.!

    Во вторых : ЖКХ он занимается и достаточно активно. Другое дело как и кто исполняет эти законы , вы сами знаете. Проблема ЖКХ на местах , тк все законы регламентирующие раб. сис. ЖКХ как я уже писал есть..!!
    Коррупция съедает ВСЁ и съест если ВВП , не возьмётся в ближайшее время за это. Либо Россия превратится в ....., даже не хочется представить.
    Сидякину Удачи.

  • Анонимно
    25.12.2013 20:42

    когда начали говорить про неадекватное поведение пилотов(и про то что ответ на этот вопрос надо искать у психологов), лично у меня такая версия родилась: - ведь подумайте, науке известно множество препаратов которые даже очень в небольших количествах способны вызывать самые разные изменения в организме (одурманивающие свойства, галлюциногенные свойства, свойства снижающие реакцию и скорость выполняемых действий {этим например можно объяснить замедленность речи пилотов в пермском боинге}, ослепляющие свойства, свойства способные вызвать изменение пространственной ориентации, свойства способные вызвать панический страх да в конце концов даже удушающие свойства, да мало ли еще какие свойства), так вот у пилотов проводили экспертизу только на алкоголь...а ведь эти вещества могут быть в очень не больших количествах, и довольно быстро окисляться... подмешать в кофе да и все...

  • Анонимно
    25.12.2013 21:56

    По последнему коменту - полный БРЕД.

  • Анонимно
    26.12.2013 08:05

    "Кроме того, мы вызвали 2 июня министра транспорта на правительственный час, будем и его опрашивать". Такими темпами обычно "спускают на тормозах".

  • Анонимно
    26.12.2013 13:22

    Какая еще трагедия должна произойти в Стране, что бы "умы" нашего государства приняли очередной нормативный акт, внесли поправки в действующее законодательство? Помоему очевидно, что действующая власть в стране не способна на должном уровне обеспечить безопасность своих граждан. А если оно не может, тогда зачем оно нам нужно?

    • Анонимно
      26.12.2013 14:56

      Власть работает по факту. Когда мы, т.е. так называемое "население", перестанем пользоваться услугами (перестанем терпеть раздолбайство)тех или иных/всех авиакомпаний наступит экономическая целесообразность в изменении ситуации. И то, что вы САМИ покупаете билеты подтверждает, что указанные организации поддерживают аварийность на уровне, терпимом населением, т.е. ВАМИ господа.

  • Анонимно
    26.12.2013 23:56

    Пока депутаты будут топтать белые ленточки самолеты в России будут падать. Существует прямая зависимость между враньем на выборах и враньем при заполнении летных формуляров, враньем в выводах расследований авиакатастроф.

  • Анонимно
    28.12.2013 20:45

    Опять этот балабол-депутат! Зампред комитета ГД по ЖКХ. Теперь понятно почему у нас такие огромные, нерешенные и наверное неразрешимые проблемы в ЖКХ. Некогда этому, как бы его по культурнее назвать, чтобы модератор пропустил мой коммент... Вобщем некогда ему ЖКХ заниматься. Решил в авиацию податься, ее проблемами заняться решил. Ну все, господа, пиши-пропало. Представляете что может быть с гражданской авиацией раз такие субъекты сомнительные решили свои сомнительные инициативы продвигать для самопиара?! Страшно представить, что будет!!! По чем часики, господин депутат? На народные денежки куплены?

  • Анонимно
    28.12.2013 20:49

    Не смешите людей, Сидякин! Он подал запрос видите ли. Да прокуратура и без вашего запроса проводила проверку Росавиации. А он только проснулся. Идите лучше в... ЖКХ! Нет, и туда вам не надо, а то разрушите окончательно своими сомнительными инициативами то, что еще осталось путного в ЖКХ, если еще осталось...

  • Анонимно
    28.12.2013 20:50

    Господи! Сколько же в нашей стране клоунов?! Вот еще один из них.

  • Анонимно
    16.01.2014 22:06

    Кто руководит сейчас аэропортами - люди не имеющие авиационного образования . В таких условиях когда коммерция преобладает над безопасностью полетов будут продолжаться катастрофы. А сами руководители авиапредприятий ответственности не несут. Надо полностью менять концепцию гражданской авиации и определиться нужна ли нам своя техника или поставить на ней окончательно крест . Просто смешно слушать как российский диспетчер пытается разговаривать с российским экипажем на английском языке. А ведь они людей везут и всякие тренировки в совершенствования языков должны уйти на второй план . Ну это мелочь . Хочется отметить - кто сегодня встречает самолеты - супервайзеры . Персонал который не отвечает за исправность воздушного судна так как не имеет допуска на техническое обслуживание . Следовательно осмотр как делалось это в советское время не выполняется практически. Поверхностный осмотр экипажем не может быть нормальным у экипажа своих проблем выше крыши итак во всем. Так что катастрофы неизбежны при таком подходе к гражданской авиации.&

    • Анонимно
      16.01.2014 23:53

      те, кто руководят авиакомпаниями. чего уж стесняться - назовем вещи своими именами: агроном-ирригатор - точно не летная специальность.

  • Анонимно
    7.02.2014 23:22

    Сидякин прав, поскольку он не равнодушен к назревшей проблеме. Россия должна иметь Государственную Службу специалистов- расследователей Авиационных происшествий имеющих лётную и эксплуатационную практику.МАК не имеет в своём составе таковых, потому и лепит сумасбродные версии Чего только стоит расследование АП самолёта ЯК-42 и Польского Ту-154, позорники!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online в Telegram БИЗНЕС Online на Facebook Напомнить позже