Общество 
4.01.2014

Рафаэль Хакимов: «Региональные интересы выйдут на первое место по мере экономического спада»

Одна из ошибок экономистов — рассматривать экономику как изолированное пространство, куда индивид заходит на некоторое время заработать денег, после чего возвращается к жизни, пишет Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ, депутат Госсовета РТ. В материале, подготовленном специально для газеты «БИЗНЕС Online», он напоминает, что человек живет в экономике. Он не алчущий денег и славы абстрактный индивид, у которого моральные ценности находятся в пристежке к материальным инстинктам, скорее наоборот, мораль и определяет границы его страстей, грубо говоря, степень жадности или, наоборот, готовность честно работать. Экономику нельзя отделить от остального социума.

ЕСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР С БЕСКРАЙНИМИ ОБЕЩАНИЯМИ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ, НО СОМНИТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИЕЙ

Дневной кошмар неистощимой скуки,
Что каждый день съедает жизнь мою,

Что давит ум и утомляет руки,
Что я напрасно жгу и раздаю;

О, вы, картонки, перья, нитки, папки,
Обрезки кружев, ленты, лоскутки,
Крючки, флаконы, пряжки, бусы, тряпки
Дневной кошмар унынья и тоски!

Откуда вы? К чему вы? Для чего вы?
Придет ли тот неведомый герой,
Кто не посмотрит, стары вы иль новы,
А выбросит весь этот хлам долой!

Мирра Лохвицкая. Вещи.

Как утверждает Эммануэль Валлерстайн, наступил конец либерализма, и это наводит на мысль, что еще не наступил конец истории, как предсказывал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, усматривая в своей философии достижение идеала. Мировая мысль ищет альтернативы концепциям, как демократии, так и либерализма, она постепенно преодолевает обаяние свободного рынка. Но эта альтернатива не предполагает отрицание уже достигнутого, будь то классический либерализм или рыночная экономика, демократия как избирательная система и даже успехи социализма в части социальной защиты. Современная мысль явно отвергает насильственные методы, тоталитарное общество, а в остальном продолжает искать пути дальнейшего расширения свобод и прорывных путей развития человечества.

Казалось бы, что нам до этих философских упражнений? Нам бы наладить стабильную экономику и достойную жизнь в Татарстане. А уж следующее поколение может заняться тонкостями либерализма и демократии. Однако проблема заключается в том, что экономика не бывает в отрыве от социальной жизни, а значит, и политики. Согласишься на правила игры, установленные кем-то, будешь плясать под его дудку.

Некоторые комментаторы уже после этих строк, усматривая в них сепаратизм, начнут строчить: «Надо думать о России в целом!» Надо, конечно. Для этого есть федеральный центр с бескрайними полномочиями, как и сама страна, с невероятными налогами, бескрайними обещаниями счастливой жизни, но сомнительной стратегией.

Любопытно, как оправдывается политическая элита. Центр недостатки экономического развития сваливает на финансовый кризис в США и Европе, причины выступлений на «Болотной площади» представляет как происки врагов. Регионы свои недостатки сваливают на федеральный центр, а районный уровень жалуется на скудость муниципальных бюджетов. Все правы, и у всех нашелся виновник наверху. Если центр не видит внутренних причин своих проблем, то это означает кризис самого центра. Но ведь и серьезной оппозиции нет, как это было в 90-е годы, нет и реальных сепаратистов.

Многопартийность в стране никак не хочет встать на ноги. Она сценическая, кукольная, срежиссированная для публики, заплатившей билеты в партере. Но и для галерки есть дешевые билеты. Мы все наслаждаемся спектаклем, обсуждаем интересные реплики и вновь погружаемся в будни. Не стоит сразу обвинять центр, который, мол, зажимает демократию. Даже сегодня достаточно свобод, чтобы начать действовать, а комфортные условия официальная власть никогда устраивать не будет, депутатские места на блюдечке разносить не будут. Некоторых активистов, типа Прохорова, даже подталкивали к политической деятельности, он со своей ролью не справился. Правые партии никогда не были обделены правами и средствами. У «Справедливой России» была поддержка «наверху». Так в чем же дело? Если собрать все программные заявления различных партий, они все говорят о разумных вещах, и критика в целом справедливая. Но публика реагирует только в одном случае, если люди выходят на улицу. Люди устали от слов и ждут действий.

Несмотря на явную благосклонность президента Татарстана к многопартийности, который прямо сказал, что в новом парламенте республики 2014 года должно быть больше фракций, на политической арене пока что все те же: «Единая Россия», КПРФ и движение «Татарстан — новый век». «Единую Россию» нельзя считать партией в западном смысле, а КПРФ — наследница КПСС. Одни держатся за счет административного ресурса, другие — благодаря ностальгии по советским временам. Но даже если зарегистрированные партии (их более 60) проявят активность, то у них в программных документах нет федерализма, не выражены интересы субъектов. Исключение составляет партия «Яблоко», всегда выступавшее за федерализм, но и она не решается явно и открыто защищать Татарстан. А зачем нам партии, не защищающие наши интересы? Поэтому опять в Государственном Совете республики будут те же фракции. Изменения появятся только на почве интересов республики. Кто начнет первым, тот и станет ведущей политической силой.

Интересы населения страны становятся все более региональными, а потому партии, выступающие за Россию в целом, людям становятся не интересными. Судьбы людей решаются на местах. Время требует политиков, которые ходят по земле, а не артистов сцены или игроков на бирже. Россия становится территориально более мозаичной вопреки желанию Москвы установить унитарность и централизм, уравнять всех и вся. Кризис центра именно в этом, он не хочет понять, что МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ.

Ошибаются не только консерваторы, поднимающие белое знамя «единой и неделимой России», но и либералы, пытающиеся всех людей представить одинаковыми индивидами без этнических, религиозных (теперь уже надо добавлять), сексуальных особенностей. Права человека — великое достижение, но они не существуют вне коллективных прав. Либерализм этот пункт преодолеть не может, а значит, не может признать, что мы все разные. Для либералов права человека стоят на первом месте, но вот что любопытно: самая либеральная Великобритания, можно сказать родина либерализма (имея в виду Томаса Гоббса, Джона Стюарта Милля и Адама Смита), имеет больше, чем любая другая страна, камер наружного наблюдения. А после разоблачений Эдварда Сноудена стало ясно, что Великобритания помогала США следить за частной жизнью граждан всей Европы. Либерализм не может оградить нас от тотального шпионажа. Только коллективные интересы и солидарность людей способны защитить частную жизнь от вмешательства мировых спецслужб.

Можно сделать вывод: у центра как в консервативной, так и либеральной оболочке (обе «партии» существуют одновременно в административной структуре) идейный кризис связан с непризнанием этнических и других различий.

НУЖНЫ ЭНТУЗИАСТЫ, ГОТОВЫЕ РАБОТАТЬ ЧЕСТНО

У Альберта Эйнштейна спросили: «Почему люди смогли создать атомное оружие, но не могут установить контроль над ним?» На что он ответил: «Это очень просто, мои дорогие: потому что политика гораздо сложнее, чем физика».

Региональные интересы выйдут на первое место по мере экономического спада, который идет быстрыми темпами даже по официальной статистике. Если анализ экономики провести в реальном секторе, то картина предстанет еще более удручающей. Проблемы не решаются на уровне макроэкономики, поскольку они связаны с общей неэффективностью государственной машины и бесправием субъектов. У Росси нет альтернативы демократии, но путь к ней лежит через федерализм. В свое время в США сформулировали тезис: федерализм — территориальный каркас демократии. Правильный тезис. Он сделал США сильнейшей державой мира, поскольку создал каркас, позволяющий крепнуть всем штатам. Пока подобный каркас не утвердится в России, ее политическая система не сможет развиваться дальше, многопартийность не станет реальной, а будет оставаться кукольной.

Каков вывод для Татарстана? Без федеративного каркаса республика не сможет развивать экономику. Простые организационные меры, мелкие хитрости, мегапроекты, а также вливания в нефтехимическую отрасль имеют ограниченные возможности. Это далеко не экономика, а улучшение технологии производства на отдельных участках. Обсуждая вопрос ТАТАРСТАНСКОГО ПУТИ, мы слушаем экономистов, которые рассуждают как технологи производства, специалисты банковских операций, биржевики. Но экономика — это не спекуляции на бирже, она не сводится к механизму управления, экономика вне социальных процессов и культуры не существует. Представлять экономику самостоятельной сферой — ИЛЛЮЗИЯ или прямой обман.

Одна из ошибок экономистов — рассматривать экономику как изолированное пространство, куда индивид заходит на некоторое время заработать денег, после чего возвращается к жизни. На самом деле человек живет в экономике, он не алчущий денег и славы абстрактный индивид, у которого моральные ценности находятся в пристежке к материальным инстинктам, скорее наоборот, мораль и определяет границы его страстей, грубо говоря, степень жадности или, наоборот, готовность честно работать. Экономику нельзя отделить от остального социума.

Для большей ясности упростим ситуацию. В России основная проблема не в ресурсах, не в кадрах, не в отсутствии необходимого потенциала для развития, а в том, что тотально ВОРУЮТ. Если каким-то чудом остановить воровство, то совершится экономическое чудо, но эти вопросы упираются не в систему государственного контроля (там тоже воруют), а в общественную мораль. Но мораль не приходит вместе с проповедями. Если даже все священнослужители вдруг станут святыми, это не поможет делу. Мораль должна стать выгодной, тогда она превращается в элемент культуры. Опорной точкой для такой метаморфозы может служить только та культура, которая уже накоплена прежними поколениями. А еще нужны энтузиасты, готовые работать честно. Без энтузиастов не делается ни одно великое дело. Не важна их численность. У Иисуса апостолов было двенадцать, и у Мухаммеда сподвижников — всего-то горстка.

Экономисты национальную культуру не учитывают в экономической жизни, или ставят ее на второй план, или даже считают культуру затратной статьей. На самом деле культура важнее экономики и политики. Опять-таки для удобства рассуждений упростим ситуацию. Любая экономическая жизнь, выходящая за рамки ремесленного производства, начинается с организации своего дела. В начальной стадии лежат или семейные, или государственные, или какие-либо корпоративные интересы. Если семейные и государственные интересы достаточно ясно обозначены, то корпоративные интересы сами по себе не возникают. Все попытки организовать бизнес за пределами семьи без поддержки государства будут упираться в понимание коллективных интересов и моральные нормы солидарности. Тут вступают в силу национальные и религиозные ценности, фактор культуры. В любой стратегии надо учитывать социальный капитал, т.е. определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами. Он может быть воплощен в семье или в большом коллективе, нации, республике. Социальный капитал отличается от других форм человеческого капитала тем, что обычно создается и передается посредством культурных механизмов, таких как религия, традиция, обычай.

Когда экономисты утверждают, что европейские или азиатские страны проявили чудеса экономического роста благодаря рыночным отношениям, то рассказывают только об одной стороне правды. О другой стороне — национальной культуре — умалчивают. Даже невооруженным взглядом видно, что протестантская Европа более развита, чем католическая, а православные страны в этом ряду наислабейшие. Что же касается исламских стран, то там ситуация просто катастрофическая. Но такой общий взгляд не объясняет механизмов экономического развития в отдельных странах. Азиатские страны далеко не похожи друг на друга, в каждой из них своя культура и свои традиции, как и европейские страны, представляющие собой великое разнообразие. Даже в одной стране, например Италии, можно видеть три отличающихся по культуре региона: Север с развитой промышленностью и технологическими изобретениями, срединная часть с развитой легкой промышленностью на базе малого бизнеса и отсталый аграрный Юг.

ДОВЕРИЕ КАК ДОКТРИНА

Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.
Уинстон Черчилль

Что же можно нам в республике заимствовать из мирового опыта, чтобы вырваться из сковывающих объятий исламской и православной культур? Какие экономические основы ТАТАРСТАНСКОГО ПУТИ способны вывести нас из состояния колонии?

У экономистов существует понятие «человеческого капитала», которое помимо земли, предприятий и оборудования предполагает человеческие знания и навыки. Человеческий капитал состоит также в способности людей составлять друг с другом некую общность, а это, в свою очередь, зависит от существования внутри сообщества норм и ценностей, разделяемых всеми его членами, от готовности последних подчинять свои интересы интересам группы. Результатом общих норм и ценностей становится взаимное ДОВЕРИЕ, т.е. возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами. Кое-что из этих норм относится к сфере «фундаментальных ценностей» (например, к пониманию Бога или справедливости), однако в их число входят и такие вполне светские вещи, как профессиональные стандарты и корпоративные кодексы поведения. У доверия есть своя немалая и вполне конкретная экономическая величина. Невозможно отношения поддерживать, только опираясь на законы, договоры, солидарность общества в решении общих задач — один из факторов процветания.

«Азиатские тигры» достигли невероятно высоких показателей роста не просто благодаря свободному рынку, в основе лежала обдуманная промышленная политика правительств в достижении национальных целей. Азиатские власти, взяв под защиту своих внутренних производителей, прибегли для этого к установлению высоких тарифов, ограничению размеров иностранных вложений, поддержке экспорта путем дешевых кредитов и прямых субсидий, избирательной выдаче лицензий и организации акционерных обществ для рассредоточения издержек развития, даже к непосредственному финансированию необходимых исследовательских проектов. Одной из отличительных черт промышленной политики азиатских государств являлось то, что им удалось организованно демонтировать устаревшие производства с их огромным персоналом. Капитализм — это процесс «творческого разрушения», в ходе которого старые, экономически ущербные или неэффективные организации видоизменяются или уничтожаются, и на их место приходят новые. Экономический прогресс требует постоянной замены одних групп другими. В одних странах это происходит стихийно, в других — регулируется государством. Ответственность за беспрецедентно высокие темпы роста послевоенной экономики Японии лежит вовсе не на механизмах либерального рынка, а на министерстве международной торговли и промышленности, хотя следует заметить, что в послевоенной Японии правящей была именно либерально-демократическая партия.

В таких странах, как Китай и Италия, где слишком сильна роль семьи, государственное вмешательство стало единственным путем создания крупных производств. Но в странах с высоким уровнем доверия, как Япония и Германия, крупные производства создавались без поддержки государства. Именно эти страны отличаются высокой степенью национальной солидарности. Это социальный капитал, который не учитывается экономистами. Необходимость в государственном вмешательстве и характер вмешательства всегда будут зависеть от конкретной культуры и социального устройства.

Поскольку объединение людей зависит от доверия между ними, а доверие, в свою очередь, обусловлено существующей культурой, следует сделать вывод, что в разных культурах степень солидарности будет различной, а значит, и способность к созданию крупных производств будет отличаться. Новейшие, в частности, информационные технологии сами по себе не могут изменить ситуацию, их эффективность преломляется через культурную составляющую. Там, где солидарность достаточно высока и есть готовность создавать сетевые или другие организации, информационные технологии окажутся весьма эффективными, но в отсутствие установки на солидарность новейшие технологии не помогут перейти от малого бизнеса к крупному.

Разумный эгоизм в сочетании с необходимыми правовыми механизмами позволяет незнакомым людям создать организацию, работающую на достижение общей цели, но такой механизм малоэффективен, поскольку требует постоянного переписывания, согласования, отстаивания в суде и обеспечения выполнения обязательств, иногда с помощью принуждения. Весь этот юридический аппарат, заменяющий доверие, приводит к росту «операционных издержек». Дать людям высшее образование, конкретную профессию, снабдить технологией достаточно просто. Но воспитать преданность, честность и надежность крайне сложно. Для этого в человеке должен быть заложен приоритет общественных добродетелей над индивидуальными. Это этический навык, передающийся с культурой, традицией, он трудно формируется, но столь же трудно поддается изменению или уничтожению в силу сложившейся привычки.

В России семейные устои слабы, общинные отношения разрушены, национальные и религиозные интересы далеко не всегда консолидируют, а зачастую используются в негативном плане для решения политических задач. Но и на государство невозможно полагаться, оно оказалось коррумпированным и строится вокруг интересов олигархов. В Татарстане еще кое-где сохранился сельский коллективизм или земляческие настроения, но их влияние на экономику слабо выражено. Религиозные общины готовы работать на себя, но не на общество, хорошо, если в них не прорастет фундаментализм. Наиболее перспективным является региональная идентичность, способная консолидировать население республики вокруг общих целей, но об этом в следующей статье.

Не говори, что жизнь — игрушка
В руках бессмысленной судьбы,
Беспечной глупости пирушка
И яд сомнений и борьбы.
Нет, жизнь — разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит.

Внизу, воздвигнуты толпою,
Тельцы минутные стоят
И золотою мишурою
Людей обманчиво манят;
За этот призрак идеалов
Немало сгинуло борцов,
И льется кровь у пьедесталов
Борьбы не стоящих тельцов.

И тот, кто мыслию летучей
Сумел подняться над толпой,
Любви оценит свет могучий
И сердца идеал святой;
Он бросит все кумиры века,
С их мимолетной мишурой,
И к идеалу человека
Пойдет уверенной стопой!

Семен Надсон. Идеал. 27 июня 1878

Продолжение следует

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (84) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.01.2014 09:49

    Не верь, не бойся, не проси-трудно что-то изменить

    • Анонимно
      4.01.2014 18:15

      Наконец и Р. Хакимов начал осозновать, что надвигающийся на нас кризис носит глобальный характер и является следствием многих кризисов, таких как:1. Кризис, связанный циклом производства товаров и продуктов -длительность цикла 10-12 лет;2. Кризис, связанный технологическим циклом, старением производственных технологий или мощностей (50 лет)3. Кризис экономический, связанный необходимостью изменения модели развития экономики (100 лет)4. Кризис социальный и политический, связанный изменением социальной жизни и уклада общества (200 лет)5. Кризис духовный или культурный (цикл от 400 до 1000 лет).Найти модель развития в этих условиях очень сложная задача. Понятно, что это задача многоуровневая и много параметрическая и я боюсь, что в истории аналога такой ситуации не сохранилось.Поэтому нам придется сильно потрудиться для создания такой модели развития. Например, МВСТШ занимается созданием такой модели на основе МИН-технологии.

      • Анонимно
        5.01.2014 00:16

        МВСТШ, МИН-технологии? Что это? ПишИте каждый раз в скобках разъяснение. Шифруетесь, как один не признанный философ.

        • Анонимно
          5.01.2014 10:39

          МВСТШ -Международная Высшая Сетевая Технологическая Школа.МИН-технологии -Многоуровневые Иерархические Нейросетевые -технологии.

        • Анонимно
          5.01.2014 11:10

          Вам нужна информация о МВСТШ, МИН-технологии? или решили похамить?

          • Анонимно
            5.01.2014 21:49

            Сейчас очень много академиков Международной академии информатизации развелось, и много макулатуры стоит на книжных полках по Нейролингвистическому программированию. Советую вам завести свой сайт для связи со своими адептами.

            • Анонимно
              5.01.2014 22:26

              Мне кажется, что вы ничего не поняли, чем мы занимаемся никакого отношения к Нейролингвистическому программированию не имеет, а некоторых академиков Международной академии информатизации я сам встречал.

            • Анонимно
              5.01.2014 22:39

              Академия информатизации до того как стала именоваться академиеей имела другое название - Мосгорсправка.

              • Анонимно
                6.01.2014 16:44

                Ну тогда давайте упростим и заострим нашу проблему. Мы хотим уяснить есть ли интеллектуальная и культурная жизнь в РТ или мы застряли в дебрях обыденного создания простого человека с улицы середины 20 века? И что происходит с нашим интеллектуальным миром и культурным капиталом? Мы их продолжаем разрушать или уже разрушили?Способны ли мы понять, что без интеллектуального и культурного капитала и человек и общество ничто.

              • Анонимно
                7.01.2014 07:04

                Да, что там о МАИ говорить. Сейчас в Акакдемии наук РТ немало людей, которые не то, чтобы думать, говорить не умеют. А писать - самое большое - переписывали курсовую, будучи студентами.

      • Анонимно
        5.01.2014 22:50

        ПОСЛУШАЙТЕ ДОРОГОЙ НЕ ИГРАЙТЕ В ГОСПОДА БОГА. ПОТОМУ ЧТО РЕШЕНИЕ ЭТОГО УРАВНЕНИЯ С ПЯТЬЮ НЕИЗВЕСТНЫМИ (ЕСЛИ ВЫРАЖАТЬСЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ)ПОДСИЛУ ТОЛЬКО ГОСПОДУ БОГУ. А ПОСКОЛЬКУ ЛЮДИ УЖЕ ДАВНО ДАЛЕКИ ОТ БОГА ОНИ РЕШАЮТ ВСЕ СВОИ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ВОЙНЫ.ТАК БЫЛО ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ИЗВЕСТНОЙ НАМ ИСТОРИИ. ТАК ЧТО ПОВТОРЮСЬ НЕ ИГРАЙТЕ ВЫ В ГОСПОДА БОГА.

        • Анонимно
          6.01.2014 11:52

          Всевышний призывал подчинению (соблюдению ритуалов) и приближению к себе (изучению всяких наук не только для понятие природы, но и духовной жизни), при этом ученые Всевышним ценились выше пророков.После Корана Всевышний предупредил, что откровений от него больше не будет. Это означает, что человек сам должен понять свой смысл жизни на Земле. А насчет уравнения, там не пять уровней, а все семь, и неизвестных гораздо больше. И мы эти уравнения не решаем во всех точках жизненной траектории(есть свобода воли человека) и не для каждого человека, а только для избранных, способных спасти человеческую цивилизацию от очередного "искушения" и "антихриста". Это касается проектирования очень длинных "дорожных карт" до 150 лет вперед.Насчет видов трансформаций, не волнуйтесь, будут и революции и войны, а они кстати уже идут, но кто-то ведь должен выжить! Главное кто и как?

  • Анонимно
    4.01.2014 09:59

    Хакимов, веря в то, что высказанная или написанная мысль материализуется, в очередной раз читает мантру о необходимости передачи власти в регионы.Только большинство регионов не готово к этому, и как прикажете наделять полномочиями? Выделить те, кому повезло иметь на своей территории природные ресурсы в категорию "более равных"? А куда тогда прикажете Конституцию девать?

  • Анонимно
    4.01.2014 11:02

    "Что же можно нам в республике заимствовать из мирового опыта, чтобы вырваться из сковывающих объятий исламской и православной культур? Какие экономические основы ТАТАРСТАНСКОГО ПУТИ способны вывести нас из состояния колонии?""Для большей ясности упростим ситуацию. В России основная проблема не в ресурсах, не в кадрах, не в отсутствии необходимого потенциала для развития, а в том, что тотально ВОРУЮТ."Вот Вы, как академик, и задачу поставили, осталось осветить идееносным светом ТАТАРСТАНСКИЙ ПУТЬ решения проблемы преодоления в республике "тотального ВОРОВСТВА".

    • Анонимно
      4.01.2014 12:37

      Не получится победить воровство в РТ .Путь есть, но он вам явно не понравится .Буре .

      • Анонимно
        4.01.2014 14:42

        Да ладно тебе, волчок,облегчи душу, нарисуй свое видение выхода, призови к халифату, глядишь и заработаешь себе часов стопицот общественных работ и физический труд выбьет из твоей головы религиозную дурь.

        • Анонимно
          4.01.2014 16:23

          в халифате также воруют,больше пыль в глаза про чистоту пускают...

        • Анонимно
          4.01.2014 16:39

          Задаешь вопрос и сам на него отвечаешь .Бисером не мечут ......... Буре .

          • Анонимно
            4.01.2014 16:55

            Боисся вслух сказать? Правильное делаешь, дальше показывай фигу, только в кармане, можешь посмеяться "подземным смехом".

    • Анонимно
      5.01.2014 00:30

      Есть только один способ если и не полного искоренения воровства и коррупции что на федеральном, что на региональном уровнях. Это - минимизация государственных функций и минимизация централизации под эти функции средств на руках государства. Скоро так и будет.

  • Анонимно
    4.01.2014 11:46

    понятно, что каждый должен приспособится к правилам. Правила сомнительные и наверху и внизу - дубина поможет?

  • Анонимно
    4.01.2014 11:55

    Так оно и есть Хакимов не открыл Америку . Есть народы у которых есть поступательное развитие и есть двоечники ,неудачники .Буре .

  • Анонимно
    4.01.2014 13:03

    Точно как учили на Истории КПСС - сначала начинается борьба за экономические права, которые потом перерастают в борьбе за политические (потому что всем нужны деньги, особенно чужие).

  • Анонимно
    4.01.2014 14:41

    Мораль осталась лишь у части населения, кому за 50 лет.У остальных за годы правления демолибералов это чувство благополучно вытравили.

    • Анонимно
      4.01.2014 15:15

      Проблема решаема. Да возможно вытравили, но народ же нуждается в морали и подсознательно ищет её.

      • Анонимно
        4.01.2014 18:23

        Что вы понимаете под термином "народ".Это социализированное сообщество или просто деклассированные стратифицированные потребители. И какую мораль они подсознательно ищут, мораль справедливого потребления или справедливого развития.аКажется нет уже общества развития, а есть общество потребления, которое необходимо рассматривать с точки зрения пищевой цепочки.

        • Анонимно
          5.01.2014 11:09

          вы оба далеки от народа!тот...про никому ненужный поиск морали...,а ты своей мудреностью,и маханием рукой...НАРОДУ НУЖЕН ПОКОЙ,ПОЖРАТЬ ,ОДЕТЬСЯ И СТАБИЛЬНЫЙ ХОРОШИЙ ЗАРАБОТОК!народ.

          • Анонимно
            5.01.2014 12:34

            Во-первых, если вы даже и народ, то не надо на людей тыкать.Во-вторых, мне интересно ваше понимание термина "народ". Если не готовы на этот вопрос ответить, тогда не употребляете этот термин.А то, что вы написали "НАРОДУ НУЖЕН ПОКОЙ,ПОЖРАТЬ ,ОДЕТЬСЯ И СТАБИЛЬНЫЙ ХОРОШИЙ ЗАРАБОТОК!", этот не народ а Булгаковский Шариков.

    • Анонимно
      4.01.2014 23:49

      Может вы плохо воспитывали своих детей? Да и во власти все исключительно моральные люди за 50. Не смешно!

  • Анонимно
    4.01.2014 15:12

    Вот замечания Хакимова: - Мораль должна стать выгодной, тогда она превращается в элемент культуры. Опорной точкой для такой метаморфозы может служить только та культура, которая уже накоплена прежними поколениями. ...но эти вопросы упираются не в систему государственного контроля (там тоже воруют), а в общественную мораль. ...А еще нужны энтузиасты, готовые работать честно. Без энтузиастов не делается ни одно великое дело. Не важна их численность. С одной стороны звучит романтично-утопично. Но почему бы и не попробовать, если мы не знаем другого выхода. Действительно, если каждый из нас станет на чуток честнее, то возможно результат не даст долго ждать. К тому же мы ничего не теряем, люди нуждаются в обновлении. Изменишься ты - изменится общество.

  • Анонимно
    4.01.2014 15:20

    Типичная "Физика социальных сред". Без ее понимания не получится объяснить то,что происходит в нашем мире самопроизвольно, согласно моральным устоям каждой нации, страны, в основекоторой которой генотип каждой нации.Если строить правила существования социума, в том числе ее экономики, наоснове других "моралей", то ничего путного не получится. Нужно строить социальные правила, в том числе "экономику" на основе генотипа ("идеологии") каждой нации (даже не государства).Физик.

  • Анонимно
    4.01.2014 20:42

    Из опыта моего 50-летнего жития очевидно проресовалась генеральная линия нынешней власти: "Республика Татарстан с её людскими и земельными ресурсами, нужна в первую очередь для бесконтрольного обогащения местных правящих кланов". Об остальном читать смешно..

    • Анонимно
      5.01.2014 02:38

      Ну зачем же вы так! Просто некоторые из них "берут своё"! К воровству - это не имеет никакого отношения! Это просто другой, имеющий очень причудливое происхождение, тип психики!

      • Анонимно
        5.01.2014 11:14

        справедливо он сказал,зачем ты так?

      • Анонимно
        5.01.2014 11:21

        Нет это не тип психики, это трансформированная психика субъектов потребительской экономики, процесс очень запущенный и мало излечимый, для многих этносов, стран и регионов может оказаться летальным.В первую очередь это относится исламскому и православному миру, где потребительская экономика оказалась наиболее губительной.

        • Анонимно
          5.01.2014 15:48

          А что татары - это мусульманский мир, а русские - православный мир? Я так не считаю! Архетип как одних, так других сформировался задолго до появления этих авраамических религий. Русские и татары - это один народ, но имеющий различия в языке и в условно доминирующих вероучениях. Как первое так и второе, имеют поверхностные(наносные) происхождения! В основе у нас единый тип психики, миропонимания и общечеловеческих ценностей! Не зря для европейцев мы все определяемся как русские! Это свидетельство единого цивилизационного кода! Кстати эта мысль неожиданно прозвучала из уст В. В. Путина, в его послании Фед. Собранию! Отрадный факт!

          • Анонимно
            5.01.2014 16:58

            На чем же основаны эти "миропонимания и общечеловеческие ценности" и откуда они появились?

          • Анонимно
            5.01.2014 17:02

            "Это свидетельство единого цивилизационного кода!" Какого цивилизационного кода? откуда появился этот код?

            • Анонимно
              5.01.2014 21:44

              Из производной общих изначальных верований нашего (наших) народа (народов).

              • Анонимно
                6.01.2014 12:03

                И где же они эти изначальные сакральные верования?

                • Анонимно
                  6.01.2014 14:04

                  В совести, культуре, традициях!

                  • Анонимно
                    6.01.2014 15:52

                    А вы думайте у других этносов этого нет?

                    • Анонимно
                      8.01.2014 04:13

                      Фрагментарно возможно и есть, но это скорее доказывает, нежели опровергает мои слова! Но до такой степени как у нас, я честно говоря не встречал!

  • Анонимно
    4.01.2014 20:48

    В России(как и в Татарстане) воруют лишь те, кому дозволено воровать. Проблема не в воровстве, а в отсутствии воли у власти, воли прихлопнуть воровство. Нужна сменяемость власти. Тогда будут и разоблачения, и посадки, и порядок..

    • Анонимно
      5.01.2014 12:39

      Что-то вы запутались. Воля прихлопнуть самих себя. Что-то новенькое в арсенале борьбы с коррупцией.

  • Анонимно
    5.01.2014 01:12

    раскудахтались! все правильно пишет Рафаэль абы!!! честных людей много, гораздо больше, чем вы думаете и, возможно, знакомы. за это вас можно только пожалеть. я не имею в виду 'святых', т.е. тех, которые не грешат вообще, а тех, кто сто раз подумает, и зачастую передумает согршить, а если случится , то кается. а честность - она выгодна уже сейчас! не замечали? попробуйте! так сказать, поэкспериментируйте.

  • Анонимно
    5.01.2014 07:28

    Рафаэль сибгатович конец воровству может положить только государство и конкретно ее лидеры. Никакие абстрактные мораль,традиции ,религиозные факторы не сработают без конкретной воли конкретного лидера. Вы же были рядом с властью и лидерами и вам это должно быть известно.

  • Анонимно
    5.01.2014 08:57

    "Наиболее перспективным является региональная идентичность, способная консолидировать население республики вокруг общих целей, но об этом в следующей статье".Да, господин Хакимов, Вы прислуживаете, как и религиозные деятели, националисты, которые кто по религиозной идентичности, кто - по национальной,призывали "консолидироваться богатых и бедных вместе против внешнего врага. Цели этого общеизвестны. А Вы призывааете "консолидироваться" по региональной идентичности. Это ведь не ново. Цели теже.

  • Анонимно
    5.01.2014 09:03

    Я поверю в Минниханова в ту же минуту, когда по его указу (приказу, указанию) ТАИФ начнет работать на благо Республики.

  • Ветер
    5.01.2014 12:28

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Легендарный разведчик Геворк Вартанян, предотвративший покушение на лидеров СССР, США и Великобритании во время Тегеранской конференции в 1943 году говорил, что «звуки выстрелов, свидетельство нашей плохой работы». Честное и ответственное суждение, с высоты прожитых лет. Иными словами демонстрация силы признак интеллектуальной слабости.Необходимо выбираться из старых представлений Маккиавелли об усилении слабой стороны и ослаблении сильной. Мир с того времени значительно изменился, он стал компактнее в условиях будничных шагов глобализации. Чтобы занять достойное место с привлекательным имиджем и Идейной составляющей в мировом сообществе, необходимо работать только на усиление. После развала СССР и поражении в холодной войне «непростительная роскошь» ослаблять сильных игроков. Речь идет об интеллектуальном и культурном превосходстве не случайных элит, а элит из народной толщи.

    • Анонимно
      5.01.2014 12:49

      Сами то поняли, что написали: "Речь идет об интеллектуальном и культурном превосходстве не случайных элит, а элит из народной толщи".Чтобы говорить о превосходстве надо хотя бы эти -интеллект и культуру иметь. Потребительская экономика все сгубила и интеллект и культуру, и в первую очередь у "народной толщи".

    • Анонимно
      5.01.2014 14:30

      Если в вашем повествовании, слово "элиты" заменить на слова "кланы", то всё встаёт на свои места! Кланы из народной толщи! Согласитесь - так, как-то более объективно!

    • Анонимно
      5.01.2014 22:03

      "...а элит из народной толщи" В том то и дело, что социальные лифты не работают, т.к. целенаправленно перекрыты. И известно кем. Другими словами: "акулы" корпоративно заинтересованы в постоянном воспроизводстве беззащитной мелкой рыбёшки, потому что они ею питаются в прямом и переносном смысле.

      • Анонимно
        6.01.2014 12:10

        Не только "социальные лифты не работают", но этих лифтов и нет, более того нет и здания, где можно установить эти лифты.Этими проблемами мы и занимаемся уже несколько лет в МВСТШ.Здания это экосистемы -или чартерные поселения, а лифты -это "дорожная карта" для развития одаренных и талантливых специалистов, способных обеспечить условия для развития такого региона как РТ.

  • Анонимно
    5.01.2014 15:10

    Уважаемый Автор - воспеватель и мозг правящей этноэлиты Татарстана... И этим вообщем все сказано.

  • Timur
    5.01.2014 16:05

    Уважаемый академик,система построенная на кормлении будет автоматически генерировать паразитический слой находящийся в Москве,говорить в этих условиях о федерации равносильно пальбе из дробосралки по воробьям.Ходорковский, то же, понимаешь ли государственник,заявил о совпадении интересов Путина с его интересами.Видимо полагает,что народ рачейский его изберет и он еще более центролизовав загонит в стойло маленькие кучки отбившихся от стада не разумную скотину.Единственная его цель,если дорвется до власти вернуть не только юкос, но и прибрать всю рашу.Поэтому,все партии которые создаются в принципе на это и нацелены,Зюганову похоже не хило живется раз он так сильно боится федерации и любые темы об отделении ему не по нутру.Региональный лидер с непрерыкаемым авторитетом может изменить ход истории построив разумное и самодостаточное государство,рвачи и проходимцы и неумёхи -юристы сидят как кость в горле у нашего народа.Путин по сути,купил региональных национальных лидеров дав возможность обогатиться,что бы не вякали и сидели молча.На примере Башкирского лидера показал,что бывает с теми кто начинает учить кур как нести яйца.Вы правильно говорите,прежде всего,лидер региона должен быть свободен,не должна держать в оковах собственность семьи,если он настоящий конечно лидер,его собственность-народ региона,республики.

    • Анонимно
      5.01.2014 17:24

      Ваша последняя фраза показывает ваше отношение к народу, о котором вы так будто бы печетесь. Значит мы - собственность Миннеханова, то бишь его рабы? Если вам хочется рабского ошейника, обращайтесь к БДСМщикам, других туда тащить не нужно.

      • Timur
        5.01.2014 18:55

        Любой руководитель с наличием собственности так или иначе уязвим.Все его действия продиктованы с учетом боязни потерять собственность,отсюда половинчатые решения ,а иной раз просто-бездействие.Если в "собственности" твой народ и более ничего,честное твое имя,понятно,руководитель более легитимен в глазах общественности.

        • Анонимно
          5.01.2014 21:38

          Еще наши деды писали: "Мы не рабы, рабы не мы". Поэтому являться чьей то собственностью, пусть даже в кавычках, никакого желания нет, я сам по себе, Миннеханов сам по себе. Касаемо ваших утопических представлений о президенте без собственности, то хочу отметить, что все активные люди, обладающие нужным опытом и способностями, обросли этой собственностью, так что нищих президентов не может быть по определению.

          • Анонимно
            6.01.2014 09:23

            так что нищих президентов не может быть по определению.Согласен,нищих не должно быть,но избыточное богатство которое не применимо при жизни но накопленное по "случаю" должно работать на общество.Зарабатывание денег,особенно если как говорится фортуна прёт для некоторых личностей становится своего рода мерилом успеха,забывая при этом тех кто на самом деле является кузнецом добавочного продукта (людей кто на него горбатятся за копейки)Должен заметить,во всех сферах есть люди случайные,залетевшие на пирамиду власти не по деловым качествам,а по протеже определенных деловых групп по угодному типу личности,но отвратительный в целом для общества.Вам,не кажется,что именно такие люди во власти в современной России? Для меня ответ очевиден,именно такие ставленники рулят положением дел,плохо то,народ никак не созреет до понимания что их пора менять и отправить на свалку истории и забыть как страшный сон.

            • Анонимно
              6.01.2014 10:13

              Очередные утопические представления о природе капитализма, в котором мы имеем несчастье жить. Капиталист думает о прибыли, а не об обществе, благодаря которому он эти прибыли имеет.Что касается ваших слов о том, что народу пора созреть для революции, чтобы выкинуть нынешнюю власть на свалку, то как говорится: "Бойся своих желаний, они могут исполниться". Если здесь начнется революция, то верхушка быстро улетит на запад, а страдать будет простой народ.Одно обнадеживает, что такой сценарий вряд ли прокатит в наше время, потому как ситуации когда "Верхи не могут, а низы не хотят" не наблюдается. Пока еще верхи все могут, а низам не до ваших революционных идей.

  • Анонимно
    5.01.2014 22:14

    КОРОЧЕ ГОСПОДА ПОКА ЕЩЁ ВЛАСТЬ ПРИДЕРЖАЩИЕ ИЗМЕНИТЕСЬ ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ И ЖЕЛАНИЮ ИЛИ ВАС ИЗМЕНЯТ НАСИЛЬНО А ПОТОМ НИЗЛОЖАТ. И НИКАКИЕ МИН ТЕХНОЛОГИИ ВАМ НЕ ПОМОГУТ ИЗБЕЖАТЬ ЛЮСТРАЦИИ. ТАК БЫЛО, ТАК ЕСТЬ И ТАК БУДЕТ ВСЕГДА.

    • Анонимно
      6.01.2014 12:17

      Хорошо пишите. Но это из области утопии. Измениться может только аристократическая власть (по Бердяеву), увы таковой у нас нет. А низвержение любой власти, это не только избавление от "дьявола", но и десакрализация самой власти, то есть появление "темных" сил, или неизбежная революция и очередная гражданская война, которая на этот раз сметет всех.

      • Анонимно
        6.01.2014 13:43

        В ПЕРВУЮ СМЕТУТ ВСЕХ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ И ПРИЛИПШИХ К НИМ.

        • Анонимно
          6.01.2014 15:09

          В первую начнут грабить всех и насиловать, ну а затем и убивать, только не надейтесь, это здесь не прокатит, таких как вы просто выжгут каленым железом.

          • Анонимно
            6.01.2014 15:19

            ВОРОВСКОЕ ЛОББИ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ДА ?? ВЫ НЕ ПРАВЫ МЕНЯ ЭТО ЗАТРОНИТ В САМУЮ ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ. ПЕРВЫМИ ПОД НОЖ ПОЙДУТ ВОРЫ И ЖУЛИКИ И ИХ ПРИЛИПАЛЫ.

            • Анонимно
              6.01.2014 18:25

              Ты призываешь резать людей? Кто и как будет определять, кто "прилипала", а кто просто хороший врач, например, или буровой мастер, который по 200 тысяч зарабатывает и имеет дорогую машину?Было это уже - лет около 100 назад, вырезали полРосии и виноватых и правых.А тебя за такие призывы стоило бы потаскать к следователям, чтобы в следующий раз думал, что пишешь.

          • Анонимно
            6.01.2014 15:58

            Полностью согласен, об этом предупреждал Бердяев еще 1917 году, но социалисты (большевики) не прислушались и позволили темной толпе (народу) вырезать всех аристократов (дворян), не разбираясь вор он или жулик, а может ученый или писатель гуманист.

  • Анонимно
    6.01.2014 23:43

    Рафиль эфенде дает новый ракрус федерализма. Трудно не согласиться автором по многим вопросам. Нас ведут к общему хаосу без имени, без специфики культуры, религий под видом сохранения России. На самом деле разрушают наш общий дом.

  • Анонимно
    7.01.2014 15:05

    Правильно говорит Рафаэль Хакимов - чтобы изменить мир, нужно меняться людям, причем всем - и тем, кто во власти, и простому народу. Конечно, от человека во власти зависит намного больше, чем от простого человека. Горе-руководитель не дает развиваться коллективу, целой отрасли, району, области и т.д. Жаль людей под таким "руководством". Когда наконец у нас вымрут невежественные руководители, которые лезут и лезут все выше. А народ, который поддерживает Жириновского - вот показатель предельно низкого уровня народного сознания в настоящее время!Вспомним и про старушку, которая добавила хворостинку в пламя, сжигающее еретика - невежественный народ подобен этой старушке. Сейчас уже кажется, что и без революции люди придут к пониманию, что нужно меняться - причем всем. Но это долгий процесс. Умные и порядочные правители могли бы ускорить этот процесс,но, возможно, что и они не всегда могут это сделать. Нужно, чтобы и народ созрел для этого. Народ наш деятельный, умный, находчивый, - почему к управлению не подключают его?

  • Анонимно
    7.01.2014 15:40

    Вы уж определитесь, то ли народ у нас деятельный и умный, то ли невежественный.И как вы представляете себе подключение к управлению народа, и к управлению чем?Похоже все забыли, как в конце катастройки народ выбирал все, вот и выбрали Ельцина.Прежде чем ломать что то, нужно знать, что построить взамен, а автор только призывает к обособлению республики, к бесконтрольности, чтобы ханы на местах были последней инстанцией. Наверное забыли 90-е, когда глава района, поставленный Шаймиевым не боялся никого и ничего и был богом в своем районе, мог казнить и миловать, раздавать имущество приближенным.

  • Анонимно
    13.01.2014 09:22

    Народ и умный и деятельный и невежественный одновременно. Причем невежественный - в том числе, благодаря сознательному его оглуплению с помощью телевизоров, СМИ и т.д.Народ не подключают к управлению, имеется ввиду следующее. Народ выживает, работает - но нет обратной связи - от него ничего не зависит - мы все винтики в руках управляющей нами власти - без права голоса.Глобализация - вот еще одна беда любого,в том числе очень развитого в экономическом плане государства.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль