Общество 
11.01.2014

Рафаэль Хакимов: «Церковь и духовные управления мусульман стали бизнес-организациями, а не формой самоорганизации граждан...»

Почему протестантские Европа и США показывают эффективный бизнес, остальные страны не столь успешны, а в России и вовсе все прямо наоборот — расцвет коррупции и теневой экономики? Часть 2-я

Что противопоставить расцвету коррупции и теневой экономики в России? Идею «корпорации Татарстан» как укрепление региональной идентичности предлагает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В материале, подготовленном специально для газеты «БИЗНЕС Online», он делает вывод, что в целом для республики выгодно стимулировать возникновение различных добровольных ассоциаций по интересам, возвращение к джадидским традициям ведения бизнеса, создание бизнес-клубов, строящихся на «кодексах чести».


РАЗДАВАЛИ ДЕНЬГИ И БОГАТЕЛИ, НЕ ВОРУЯ

Что бы ни мнил скупец иной,
Нам жизнь дается лишь на миг.
Мы все у смерти под косой.
Вот и утешься тем, старик.

Ты встарь изрядный был шутник
И зло высмеивал других,
А, поседев, и сам привык
Сносить молчком насмешки их.

Франсуа Вийон. Большое завещание

Самые богатые предприниматели в Казанской губернии как среди русских, так и татар были честными. Не просто законопослушными, а убежденно честными. Нам это слышать несколько странно. Сегодня призыв зарабатывать звучит как клич: ВОРУЙ! До революции честные предприниматели («ак байлар») были одновременно меценатами. Они тратили большие деньги на медресе и школы, пансионаты, жилье для рабочих, на строительство мечетей и церквей, издание книг, газет и т.д. При этом постоянно богатели. Раздавали деньги и богатели, не воруя. Это первый факт, который требует объяснения.

А вот второй факт, интересный с точки зрения бизнеса: честные купцы и предприниматели, как правило, сторонились клерикалов. Среди русских очень много было старообрядцев, среди татар все богатые были исключительно джадидами. Официальная церковь, как и ортодоксальные кадимисты, оказались тормозом для бизнеса. В этом качестве они сохраняют свое историческое «предназначение» и сегодня — они большой тормоз.

Обратимся к мировому опыту для объяснения этих двух фактов, и тогда станет понятным, почему честный бизнес оказывается выгодным, а жулики и хапуги, мздоимцы и авантюристы становятся банкротами, или же их дети проматывают нажитое родителями.

Способность к упорному труду, бережливость, рационализм, новаторство, готовность идти на риск — все эта качества присущи предприимчивым людям. Но они не объясняют появление устойчивых организаций для ведения бизнеса. Пока бизнес ограничен масштабами семьи, можно полагаться на родственные отношения, и то далеко не всегда они становятся гарантией эффективности предпринимательства. Но любое расширение дела сразу же осложняет ситуацию в силу необходимости полагаться или на законы и судебные органы, или же социальную солидарность. Государственные структуры опять-таки не всегда могут быть гарантом выполнения деловых обязательств, поскольку подвержены коррупции или просто неэффективны. Альтернативой официальным отношениям могут служить социальные связи, опирающиеся на доверие. А для социальной солидарности, позволяющей создавать крупные организации, нужна честность, надежность, взаимная поддержка, чувство долга перед окружающими людьми.

Почему же именно протестантские Европа и США показывают эффективный бизнес, а остальные страны не столь успешны, а в России и вовсе все прямо наоборот — расцвет коррупции и теневой экономики? Дело в том, что для протестантов упорный и честный труд стал формой служения Господу. Именно в рамках лютеранских, кальвинистских конфессий в Европе, сектантских групп — баптистской, методистской, квакерской — в США возникали прочные группы, связанные между собой моральными обязательствами. При этом протестантов отличает скромность в домашней жизни, они избегают роскоши, на себя тратят только самое необходимое, остальное вкладывают в расширение дела. Богатство для них не самоцель, а сопутствующее следствие упорного труда.

Естественно, они всегда предпочитали работать с себе подобными, а потому честные обогащали честных, они не боялись работать на доверии, чем упрощали процедуры взаимных сделок. Окружение также старалось иметь дело с честными протестантами, опять-таки обогащая этот круг предпринимателей. Постепенно в Европе и США честность стала восприниматься как выгодный моральный принцип, и вошла в культуру ведения бизнеса.

В Казанской губернии не было протестантов, а наиболее успешными оказались старообрядцы и джадиды, но не ортодоксы. Православная церковь и клерикалы-кадимисты были тормозом экономического развития. Это связано с особенностями клерикалов как социального слоя, тормозящего всякий прогресс. Они думают о сохранении себя как социального слоя и упрочении в обществе собственного положения через сотрудничество с государством. Интересы развития общества, мораль, служение народу и даже Господу отходят на второй план. В противоположность священнослужителям любое антиклерикальное движение или сектантские организации отличаются приверженностью к таким ценностям, как честность и готовность служения общему делу. Поскольку деловые отношения в значительной мере зависят от доверия, сплоченность для неортодоксальных религиозных организаций становилась главной опорой в их коммерческих предприятиях.

Как и протестантские церкви, старообрядцы и джадидские махалля были добровольными объединениями, а не институтами, освященными традицией, их члены были глубоко привержены своим религиозным ценностям и общности, связующей их друг с другом. Русские купцы принимали кодексы чести, которых строго придерживались. Джадидские махалля вместе с медресе становились своеобразными клубами, куда допускались только «ак байлар». Таким образом формировалось важное звено в организации экономической деятельности, находящееся между семьей и государством.

Не менее важный фактор — это удаленность неортодоксальных организаций от государства. В принципе государство может играть как положительную, так и отрицательную роль в развитии экономики. Для капиталистических отношений существенна определенная степень свободы, без чего ведение бизнеса становится делом сословным, а не успешных предпринимателей. Не случайно сам капитализм возник в городах-государствах, причем республиках — Генуе и Венеции. Влияние папства на эти свободные города было минимальным. Церковь была не более чем организацией, существовавшей в одном ряду со многими другими: гильдиями, территориальными объединениями, союзами и т.д.

На юге Италии исторически наблюдалась прямо противоположная ситуация: там королевства довольно рано пришли к форме абсолютной монархии, постепенно уничтожая независимость городов. В сельских районах была установлена жесткая социальная иерархия, поддерживаемая земельной аристократией, которая обладала огромной властью над едва сводившим концы с концами крестьянством, а католическая церковь служила лишь усилению монархического абсолютизма. Церковь рассматривалась как обязательство и бремя, а не как добровольная и самоуправляемая общность. Эта симфония монархии и церкви привела к отсталости, непреодоленной и в наши дни. Юг как был, так и остался аграрным, несмотря на все усилия правительства страны. Там крупные организации возникли как мафиозные.

Будучи в Италии, мне довелось наблюдать малые предприятия в Эмилии-Романьи, Марке, Флоренции. В отличие от юга и севера в центре страны (так называемой Terza Italia — Третьей Италии) сумели найти форму объединения отдельных семейных предприятий в ассоциации, что привело к индустриализации в малых формах. Это исключительно технологически развитые предприятия, имеющие гибкую организацию. С эпохи Возрождения там сохранился не только дух свободных государств, но и высокая художественная культура, что позволяет им быть лидерами в дизайне, моде, производстве мебели, одежды, обуви, типографского оборудования, туризме, гостиничном и ресторанном бизнесе.

В Японии, как и в центре Италии, существуют формы сочетания семейного бизнеса с более широкой структурой благодаря созданию сетевых организаций (кейрецу), когда отдельные семейные предприятия обмениваются друг с другом акциями или же создают общий банк в качестве объединяющего начала.

Итак, укрупнение бизнеса может идти за счет (1) расширения семьи до клановых или мафиозных форм, (2) с помощью государства и, наконец, (3) добровольных ассоциаций, в которых царит дух преданности общему делу, а отношения строятся на доверии. Какие бы аргументы ни приводились для оценки государственных функций в экономике, какие бы факторы ни оказывали влияние на укрупнение бизнеса, в исходной точке будет стоять культура. Преимущество социальных организаций, построенных на доверии, в отличие от семьи или государства заключается в воспитании людей, преданных моральным обязательствам. В семье навыки первого поколения, как правило, энергичного и прижимистого, могут и не сохраниться, тогда дети успешных бизнесменов вместо продолжения дела родителей просто проматывают наследство. К тому же семья не может расширяться бесконечно и создать крупный бизнес. Ограничения семейного бизнеса связаны не с возможностями концентрации капитала, а с ограниченным ресурсом формирования эффективных топ-менеджеров. Добровольные ассоциации не имеют подобных ограничений.

ОЛИГАРХИЗМ И МАФИОЗНОСТЬ СТАЛИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ БИЗНЕСА ПО-РОССИЙСКИ

Если тебе нужны деньги, иди к чужим;

если тебе нужны советы, иди к друзьям;

а если тебе ничего не нужно, иди к родственникам.

Марк Твен

Попытаемся все это приложить к ситуации в Татарстане. Возникновение нынешнего российского бизнеса тесно связано с ролью государства. Советская промышленность отличалась изрядной монополизированностью и была испорчена отсутствием конкуренции. Во многих странах (например Южной Корее) роль государства свелась к ликвидации старой промышленности и стимулированию создания новых корпораций. В России все развернулось вокруг приватизации предприятий, что обогатило многих олигархов, не создав новой конкурентоспособной промышленности. Одновременно возник криминальный бизнес.

В условиях отсутствия добровольных ассоциаций, религиозных организаций и нормальных легитимных социальных структур добровольные объединения стали принимать патологическую форму криминальных группировок. Первоначально занимавшиеся чисто бандитскими разборками, впоследствии они перешли к организованной преступности, и постепенно объем теневой экономики стал соизмеримым с официальной. Олигархизм и мафиозность стали отличительными чертами бизнеса по-российски.

Казалось бы, процесс демократизации должен был стимулировать появление новых социальных организаций и партий, но они оказались в зависимости или от государства, или от крупного бизнеса — тех же олигархов. При этом очаги стихийной коллективности, как сельские общины, были разрушены в советское время, а добровольные организации по интересам создавались по заданию КПСС и в наше время потеряли привлекательность.

Восстановление церквей и мечетей обернулось не возрождением религии, а возвратом к докапиталистическому Средневековью. Церковь и духовные управления мусульман стали бизнес-организациями, а не формой самоорганизации граждан. Наиболее честные из них занимаются предоставлением ритуальных услуг, остальные принимают радикальные формы для прикрытия своего бизнеса. «Симфония» клерикальных организаций и государственных структур только ухудшает общую ситуацию. В условиях недоразвитости демократических институтов очень медленно идет возникновение добровольных организаций, которые могли бы выполнять функцию клубов честных предпринимателей. Поэтому опорой бизнеса оказываются в лучшем случае собственные семьи и государство, в худшем — криминальные структуры.

Экономисты по-разному оценивают участие государства в бизнесе. Наиболее либеральная точка зрения настаивает на полном невмешательстве его в экономику. Однако в разных странах оно проявляется в той или иной степени в зависимости от ситуации и национальных традиций. Приходится признать существенную роль государства для развития экономик Южной Кореи, Японии, Китая. Проблема оценки роли государства в экономике заключается не в том, чтобы исключить его вмешательство, а в том, чтобы оно было целесообразным, причем оно может быть не прямым, а через выработку стратегии, контроль над кредитами, предоставление налоговых послаблений. Япония в послевоенные годы использовала феномен, который назвали Japan, Incorporated («корпорация Япония»). Под этим имеется в виду тесное и комплексное взаимодействие государства с национальным крупным бизнесом. Сращивание государственных организаций и частных компаний иногда заходит в Японии настолько далеко, что отличить государственное от частного становится довольно сложно. И конечно, «корпорацию Япония» создает национальный дух, опирающийся на глубокие традиции.

В России государство сильно коррумпировано. Это большая угроза не просто для бизнеса, а для всей политической обстановки. Даже события последних лет в Египте, Ливии, Турции, Восточной Европе демонстрируют взрывоопасность темы коррумпированности власти. Никто не может дать гарантии, что Россию обойдет эта тема. А потому перед страной в первую очередь стоит политическая задача борьбы с коррупцией.

Трудно проводить аналогии между Татарстаном и независимыми государствами, но какие-то сюжеты можно использовать с учетом местной специфики. Идея «корпорации Татарстан» в нашем случае может быть выражена как укрепление региональной идентичности. Как показывают социологические исследования, по многим важнейшим жизненным ценностям позиция русских, татар, других этнических групп мало чем отличается, при этом растет приверженность к республиканским ценностям, а преподавание двух ведущих культур и государственных языков вкупе с сохранением национальных школ на чувашском и финно-угорских языках придает уверенность, что следующее поколение детей еще более будет привержено региональным целям. Это может стать хорошей базой для республиканской солидарности.

В Южной Корее активно проявил себя местный регионализм. Каждая корейская область имеет собственное лицо, что восходит еще к периоду Средневековья. Хотя в политической и деловой элите разные области представлены неравномерно, но главное в другом — это форма возможного объединения на основе своих местных традиций. Если сравнивать это явление с Татарстаном, то можно вспомнить феномен землячеств, который пока не играет заметной роли в экономике, однако привязанность к своей местности, деревне, городу, бесспорно, позитивный стимул для создания добровольных ассоциаций. Это хорошая альтернатива криминальным или фанатичным религиозным организациям.

Село в Татарстане пока еще не утеряло своего не только экономического значения, но и роли среды, где хранятся позитивные национальные традиции. Село до определенной степени можно рассматривать как общину, что потенциально может стать базой не просто для сельскохозяйственного производства, но и возникновения сообществ с высокой степенью солидарности для экономической деятельности широкого профиля.

Вопрос ведения бизнеса невозможно рассматривать в отрыве от потенциального рынка, что во многом определяет размеры организаций. Большие организации более производительны, но экономия от масштаба возможна лишь тогда, когда спрос достаточно высок, т.е. масштаб становится преимуществом при наличии рынка. Но работа на рынок — не единственная цель в обществе. Достойная жизнь людей не менее значима, нежели рост крупных корпораций, а если на селе появляются такие организации, как «ВАМИН», то экономические интересы вступают в противоречие с социальным положением крестьян.

В общем и целом для республики выгодно стимулировать возникновение различных добровольных ассоциаций по интересам, возвращение к джадидским традициям ведения бизнеса, создание бизнес-клубов, строящихся на «кодексах чести». Даже досуговые группы могут стать основой для ведения бизнеса.

При всем значении горизонтальной солидарности вертикальная солидарность оказывается экономически более эффективной. Но вертикальная солидарность вовсе не означает «вертикаль власти». Это иерархия интересов, которая подчиняет частные цели и задачи более общим, ставит коллективное выше индивидуального. Это собственно и есть «корпорация Татарстан», когда интересы республики подчиняют себе другие интересы, но не с помощью администрации, а идеологически, через взаимодействие государства и бизнеса, через добровольные ассоциации. В этой иерархии интересов довлеющими могут быть только региональные цели, которым должны быть подчинены национальные, государственные, религиозные, экономические и другие интересы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Рафаэль Хакимов: «Региональные интересы выйдут на первое место по мере экономического спада». Часть 1-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (127) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.01.2014 09:03

    Старые песни о главном. Жалкая попытка привлечь к себе внимание на очередной порции критики других. Рафаэль Сибгатович, если Вы такой бессеребрянник, объясните пожалуйста, как Вы будучи чиновником смогли себе купить шикарный дом на казанской "рублевке" - в Боровом Матюшино? Ну и вообще жить на широкую ногу?

    • Анонимно
      11.01.2014 16:17

      поддерживаю-ОТВЕТТЕ,НЕ ТОМИТЕ ДУШУ,ОТКРОЙТЕСЬ НАРОДУ!

    • РезедаСаф
      12.01.2014 22:36

      Еще есть оказывается среди читателей БО такие кто не знает что Р.Хакимов является сыном классика татарской литературы Сибгата Хакима. Дом доставшийся ему по наследству не дает вам покоя.

  • Анонимно
    11.01.2014 09:23

    Хакимов правильно пишет.

  • Анонимно
    11.01.2014 11:20

    все понятно и правильно написано....Вы правы Уважаемый Рафаэль Сибгатович !

    • Анонимно
      11.01.2014 20:49

      Такое ощущение, что основная цель статей Хакимова оправдать то, что власти РФ и РТ занимаются неэффективным использованием бюджетных денег на разные пиар проекты, вместо подготовки кадров, создания инфраструктуры и экосистем, необходимых для запуска настоящих программ развития РФ и РТ, как делают все развитые страны мира. Это все кончится очень печально.

  • Анонимно
    11.01.2014 11:24

    А мне понравилась цитата"Восстановление церквей и мечетей обернулось не возрождением религии, а возвратом к докапиталистическому Средневековью. Церковь и духовные управления мусульман стали бизнес-организациями, а не формой самоорганизации граждан. Наиболее честные из них занимаются предоставлением ритуальных услуг, остальные принимают радикальные формы для прикрытия своего бизнеса." Если уж в маленькой Бугульма, в маленьком деревянном приходе священник Родион ездит на автомобиле стоимостью 3 000 000 рублей, и наверняка купленный не на последние деньги....что думать о священнослужителях более крупных приходов, в более крупных городах?

    • Анонимно
      11.01.2014 14:56

      Очень странное откровение "Восстановление церквей и мечетей обернулось не возрождением религии, а возвратом к докапиталистическому Средневековью".Не понятно как связано строительство мечетей и храмов с возрождением религии. Единственный путь, который ведет к возрождению -это просвещение и реформация.Аналогичная ситуация у нас с образованием, наукой, медициной и другими отраслями.

      • Упс
        11.01.2014 18:48

        А вы знаете, что реформация бывает связана и с такими течениями как ваххабизм. Это и есть путь реформации религии, в частности, ислама.

        • Анонимно
          11.01.2014 20:57

          В исламе многие попытки реформации до сих пор заканчивались формированием разных "воинствующих течений", включая ваххабизма.В православии все реформы заканчивались также созданием различных сект.И только реформация христианства, основанная на просвещении общества, привело к формированию протестантизма, который содействовал развитию американского общества.

  • Анонимно
    11.01.2014 11:24

    Уважаемый Р. Хакимов, если вы так много пишете для БО, могли бы для интереса посмотреть комментарии к вашим статьям. Там многократно писали, что надвигающийся на нас кризис носит глобальный характер и является следствием многих кризисов, таких как:1. Кризис, связанный циклом производства товаров и продуктов -длительность цикла 10-12 лет;2. Кризис, связанный технологическим циклом, старением производственных технологий или мощностей (50 лет)3. Кризис экономический, связанный необходимостью изменения модели развития экономики (100 лет)4. Кризис социальный и политический, связанный изменением социальной жизни и уклада общества (200 лет)5. Кризис духовный или культурный (цикл от 400 до 1000 лет).Найти модель развития в этих условиях очень сложная задача. Понятно, что это задача многоуровневая и много параметрическая и в истории аналога такой ситуации не сохранилось.Поэтому нам придется сильно потрудиться для создания такой модели развития. Так оказалось для нашей страны, что в настоящее время все циклы находятся самой низшей точке. Для запуска новой волны развития РФ и РТ необходимо пройти следующие процедуры -просвещение -реформация -возрождение по каждому из пяти выше представленных циклов. Поэтому Президент РФ в своем последнем Послании заменил задачу перехода на новый технологический уклад на создание специальных территорий опережающего экономического развития (СТОЭР).Господин Хакимов не надо морочить людям голову. Перед нами стоит задача гораздо сложнее чем 100 лет назад.Опять надо учиться у США и ЕС, так как по многим циклам они уже прошли процедуры-просвещение -реформация -возрождение.

  • Анонимно
    11.01.2014 11:44

    Хакимов задает правильный вопрос: "Почему же именно протестантские Европа и США показывают эффективный бизнес, а остальные страны не столь успешны, а в России и вовсе все прямо наоборот— расцвет коррупции и теневой экономики?" И отвечает на этот вопрос простой констатацией: "Дело в том, что для протестантов упорный и честный труд стал формой служения Господу". Можно задать тогда следующий вопрос:А почему для протестантов упорный и честный труд стал формой служения Господу?Ответ очень простой -потому что протестантизм эта новая ветвь христианства, которая образовалась после процессов просвещения-реформации и возрождения из христианской религии и новой культуры для решения новых социально-экономических задач.Способно ли в настоящее время эти процедуры пройти российские православие и ислам? Действительность показывает -что все наоборот, от них общество видит не просвещение, а полное невежество. В этом случае общество должно решить как быть:1. Стать протестантами или2. Опять начинать трансформацию (на самом деле революцию) с культурной революции с отрицания существующей религии, как было в 1917 году.

  • Анонимно
    11.01.2014 12:19

    Далее Хакимов пишет "В Казанской губернии не было протестантов, а наиболее успешными оказались старообрядцы и джадиды, но не ортодоксы. Православная церковь и клерикалы-кадимисты были тормозом экономического развития. Это связано с особенностями клерикалов, как социального слоя, тормозящего всякий прогресс".Речь идет наверное о дореволюционном развитии КГ. И говорить надо о клерикалах от "традиционной православной церкви" и "традиционного ислама", которые боялись любого развития и были сторонниками "стабильности" родовой и патриархальной жизни.Но встает новый вопрос: почему старообрядцы и джадиды не стали духовной и культурной основой буржуазной революции 19 века в России, которая прокатилась по всему миру.Ответ тоже простой. Во-первых были очень сильны клерикалы -государственники, во вторых слабым оказалось просвещение -образование новой религии. Мы опять находимся в этой точке истории. Опять вся надежда на атеистов? А каковы же духовые и культурные основы будут новой трансформации? Или опять без духовных скрепов обойдемся.Реформация не происходит от увеличения количества храмов и мечетей, а только от увеличения просвещения. Надо впустить современную науку в монастыри и мечети.

  • Анонимно
    11.01.2014 12:35

    Хакимов правильно пишет: "Итак, укрупнение бизнеса может идти за счет (1) расширения семьи до клановых или мафиозных форм, (2) с помощью государства, и, наконец, (3) добровольных ассоциаций, в которых царит дух преданности общему делу, а отношения строятся на доверии. Какие бы аргументы ни приводились для оценки государственных функций в экономике, какие бы факторы не оказывали влияние на укрупнение бизнеса, в исходной точке будет стоять культура".Теперь осталось только вместо "укрупнения бизнеса" поставить "социально-экономическое развитие" и все встанет на свои места.Итак организационно социально-экономическое развитие общества возможно только на основе добровольных ассоциаций, в исходной точке которых должна стоять культура.

  • Анонимно
    11.01.2014 12:39

    Вообще-то Европа и США католические, а не протестанские. Как можно вообще о чём -то рассуждать, если не знать главного?

    • Анонимно
      11.01.2014 12:53

      Насчет Европы Хакимов конечно не прав, а вы уважаемый ошибаетесь насчет католиков США. По данным Всемирной книги фактов ЦРУ на 2007 год, 51,3% населения США считают себя протестантами, 23,9% — католики, 12,1% не принадлежат к какой-либо конфессии, 1,7 % — мормоны, 0,6% — члены другой христианской конфессии, 1,7% — иудеи, 0,7% — буддисты, 0,6% — мусульмане, 2,5% — другие верования, 4 % — атеисты.Спорить с ЦРУ мы надеюсь не будем.

    • Анонимно
      11.01.2014 12:59

      Он имеет в виду, не государственные религии, а бизнес. Т.е. бизнесмены, приверженцы протестанизма, наиболее успешны в католитечских странах.

      • Анонимно
        11.01.2014 13:20

        С поправкой согласен, хотя можно было так и написать.

    • Анонимно
      11.01.2014 15:44

      Это и есть главное? Ну, ну...

  • Анонимно
    11.01.2014 12:49

    Как бы не критиковали Хакимова, но он, что то пытается делать довести до народа определенные мысли и в основном позитивные. А где наши академики профессора получающи зарплату на должностях деканов, завкафедр, директоров различных ВУЗов, экономисты и так далее. 90 годы, на откровенный вопрос куда смотрели ученые и допустили развала СССР и экономики страны отвечали, якобы, на дуло пистолета, они боялись открыто высказывать свое мнение, н господа ученые кто Вам сегодня мешает на страницах БО и других изданиях просветит народ или через определенное время опять заявите, что Вы смотрели на дуло пистолета. ....

  • Анонимно
    11.01.2014 13:31

    Правильно пишет Хакимов.У Казанских купцов бизнес строился только на доверии.Часто бывало-Ударили по рукам и заключили крупную сделку,без всяких бумаг.Нечестных презирали,ставили .черную метку. и выталкивали из своего круга!Сейчас БИЗНИСЬ в Татарстане иной...

  • Анонимно
    11.01.2014 13:43

    Хакимов пишет: "Казалось бы, процесс демократизации (России после 1991 г) должен был стимулировать появление новых социальных организаций и партий, но они оказались в зависимости или от государства, или от крупного бизнеса— тех же олигархов. При этом очаги стихийной коллективности, как сельские общины были разрушены в советское время, а добровольные организации по интересам создавались по заданию КПСС и в наше время потеряли привлекательность".Во-первых, демократизации при выборах никакой не было.Во-вторых, сама по себе одна демократизация не могла и не может "стимулировать появление новых социальных организаций и партий" -почему? можно почитать у Бердяева, который об этом писал во времена разгула демократизации 1918 г.Согласен, что "очаги стихийной коллективности, как сельские общины были разрушены в советское время", но почему они не появляются сейчас? Опять ответ очень простой нет культуры и нет технологий, а самое главное нет просвещения, которое и должно стать частью культуры и частью технологий.

    • Анонимно
      12.01.2014 02:10

      Ну какая будет культура, если работяг и крестьян обирают до нитки. Или, вообще, оставляют без работы при дележе и войне за собственность на "активы".

  • Анонимно
    11.01.2014 15:28

    Хакимов: "Экономисты по-разному оценивают участие государства в бизнесе. Наиболее либеральная точка зрения настаивает на полном невмешательстве его в экономику. Однако в разных странах оно проявляется в той или иной степени в зависимости от ситуации и национальных традиций. Приходится признать существенную роль государства для развития экономик Южной Кореи, Японии, Китая".Все зависит от выбранной модели развития и наличия соответствующих ресурсов для развития.

  • Анонимно
    11.01.2014 15:41

    Хакимов "В Южной Корее активно проявил себя местный регионализм".Но еще активнее в Южной Корее проявляют себя:1. Соглашение о свободной торговле с США;2. Свободные экономические зоны, включая Иннополисы, основанные на консорциумах ведущих университетов, научных центров, технопарков и компаний мира;3. Новые научные и умные города(Смарт сити);4. Глобальные университетские кампусы с участием многих университетов мира.

  • Анонимно
    11.01.2014 15:56

    Хакимов: "Село в Татарстане пока еще не утеряло своего не только экономического значения, но и роли среды, где хранятся позитивные национальные традиции".Такими "национальными традициями" мы хотим освоить технологии 21 века? и стать развитым регионом мирового уровня.

  • Анонимно
    11.01.2014 16:01

    Вот итог рассуждений Хакимова: "В общем и целом для республики выгодно стимулировать возникновение различных добровольных ассоциаций по интересам, возвращение к джадидским традициям ведения бизнеса, создание бизнес-клубов, строящихся на «кодексах чести». Даже досуговые группы могут стать основой для ведения бизнеса".А может сразу к папуасам, вот где "добровольные ассоциаций по интересам" и традиции соблюдается не одно тысячелетие.

    • Анонимно
      11.01.2014 16:54

      папуасы причем? Есть Рубин - образец проблем и решений.

      • Анонимно
        11.01.2014 17:23

        Ну и каков результат? С такими игроками Рубин мог играть и за Марс и за Венеру. Деньги потрачены, стадионы стоят, а футбола в Казани как не было так и нет.

  • Анонимно
    11.01.2014 16:15

    Конечно, исходя из анализа статьи Хакимова и многих комментарий к ней, мы отстали от современного мира навсегда, но это поправимо.Современный мир живет проблемами создания глобальных зон свободной торговли и инвестиций, мегарегионов и ВСМ -экономических коридоров, создания смарт -сити и Иннополисов, Нейрополисов и центров коллективного разума, компаний полного жизненного цикла и глобальных университетских хабов с виртуальными центрами проектирования и прототипирования, а мы думаем как наши «национальные традиции» молится тремя пальцами справа на лево и ношение хиджабов позволят нам освоит эти чертовы технологии, и не все, а только богоугодные.

    • lupus est
      11.01.2014 21:46

      Я лично знаком с несколькими фигурами, как федерального, так и республиканского масштаба, которых условно можно назвать "проектными интеграторами" крупных коммерческих и общественно-значимых проектов. Кто то из них работает только на свой карман, кто то считает, что он исполняет своё предназначение и работает вовсе не за материальные блага ( хотя конечно не действуют), кто то как то совмещает эти крайности. Но никто из них не озабочен хиджабами и вопросом того, как надо складывать пальцы. Вы просто толчете воду в ступе.

  • Анонимно
    11.01.2014 17:15

    Заигрывание нашей власти и элиты, и поддержка этого идиотизма представителями науки, традиционными ценностями православием и народностью, очень скоро и очень плохо кончится для всех, нельзя купировать процессы эволюции, если даже они нам не очень нравятся.Во-первых, молодежь интересуется новыми технологиями и будут уезжать или искать работу в международных организациях и в конце концов устроят нам очередную революцию по аналогии Туниса, Ливии и Египта. Такие же процессы происходят в настоящее время в Украине и Турции.Во-вторых, такая огромная территория является лакомым куском для многих развитых стран.

  • Анонимно
    11.01.2014 18:11

    Задача очень простая:Создать международный проектно-исследовательский центр по изучению моделей и технологий социально-экономического развития развитых стран мира.Обеспечить подготовку соответствующих специалистов для разработки и реализации программы развития РТ до 2030 г.Создать соответствующую инфраструктуру и экосистему.Единственное требование, этим должны заниматься профессионалы.

    • Анонимно
      11.01.2014 19:13

      всё верно говорите кроме одного. никто в мире не рассматривает Россию как супердержаву. поэтому никакая кооперация со штатами и европой и вообще ни с кем в мире не возможна. это должен быть сугубо российский проект. все заимствованные программы развития и технологии должны быть подвернуты экспертизе на предмет наличия "троянских элементов" и только после этого внедрять их. вы правы задача очень простая как и всё гениальное.

      • Анонимно
        11.01.2014 20:09

        Согласен. Более того, надо готовить системных мегаинтеграторов, способных обеспечить не только локализацию, но и интеграцию технологий различных компаний и стран. А это мы умеем со времен Петра 1. И для этого разрабатываем специальные многоуровневые иерархические нейросетевые технологии.

        • Анонимно
          11.01.2014 21:07

          почему то прямо сейчас я перестал вам верить.только что вы написали про международную кооперацию а подстраиваясь под мой коммент тут же говорите что мы умеем "стибрить" со времён Петра1 . и ваше " разрабатываем специальные многоуровневые иерархические нейросетевые технологии" уже откровенно и прозрачно попахивает НЛП. если это продукт компа-бота то я промолчу. если же вы реальный человек то скажу "давай до свиданья!" ГИПНОТАБЕЛЬНЫХ ЛОШКОВ УЖЕ ДАВНО НЕТ.

          • Анонимно
            12.01.2014 11:13

            Это вы подстроились под чужой комментарий, в котором ничего не смыслите.

          • Анонимно
            12.01.2014 11:54

            Вы откуда появились, уважаемый. О МИН-технологиях люди уже пишут два года, а вы только сейчас проснулись.

        • Анонимно
          11.01.2014 21:15

          Для этого проект МВСТШ был доработан до Глобального инженерно-технологического сетевого университетского хаба (ГИТСУ-Хаб) для подготовки и переподготовки проектировщиков, инженеров, технологов и системных мегаинтеграторов для разработки и реализации проектов создания специальных территорий опережающего экономического развития (СТОЭР).

  • Эксперт во всём и академик, эпохи рыночной продукт,Имел в БО еженедельник, сугубо личностный конструкт.Цитаты, вирши, афоризмы, известных фактов оливье,Прекраснодушные трюизмы любил татарский Ришелье. Его статья очередная – маниловщина как всегда.Верхушку, чтобы не меняя, остались сыты господа.Умел умы он будоражить ещё с советских присных дней.И мог любую власть уважить, чтоб оставаться рядом с ней.

  • Анонимно
    11.01.2014 21:45

    "Казань - город купеческий!" говорят когда просят относится с пониманием к обману и кидалову местных жителей.

    • Анонимно
      11.01.2014 22:07

      В российской империи хорошо умели торговать,только Казанские купцы,и Старообрядцы,от православия.Правоверные христиане батрачили и молились.От скудоумия.

      • Анонимно
        13.01.2014 00:14

        Вы путаете староверов со старобрядцами! А это небо и земля! Купцами были как раз таки староверы!

  • Ветер
    11.01.2014 22:20

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович.Это не просто осмысление и масштабирование исторического пути успешных стран, изучение феномена успеха. Но и исследование переноса этого феномена в принципиально другие культурные и исторические условия. Ходорковский, вокруг которого происходит, скрытая консолидация запада связывает заскорузлость системы с рабским культурным прошлым, а ее изменение видит в просвещении. Необходимо дать осмысленный ответ нашей Ценностной Матрицы, сформулировать Смыслы, способствовать взрослению сознания и сознательности. В этом случае манипуляции на тему непросвещенности будут бесперспективны.

  • Анонимно
    11.01.2014 23:30

    Ограничить религию? Сиразин, вы Бог или сельчанин? Зачем же лезть в храм и душу верующих в грязных калошах?

    • Анонимно
      12.01.2014 23:12

      Чтобы они не лезли в душу атеистам и агностикам. А ведь уже лезут.

  • Анонимно
    12.01.2014 05:13

    Хакимов начал приходить к религии. И понятно, почему. Исходя из личных переживаний - общее видение, в том числе экономических процессов, ему видится из плоскости души и морали. Плюс стареет товарищ. Рядом с соседом своим по Боровому. По рассуждениям того тоже можно, сказать, что все мы там будем...

    • Анонимно
      12.01.2014 14:18

      Ну не говорите пожалуйста глупости! Не может образованный,умный,физик по образованию начать приходить в религию,тем более Хакимов никогда не был проходимцем,даже работая инструктором обкома КПСС!

  • Анонимно
    12.01.2014 13:43

    На вопрос "русская матрица начнет в ближайшее время меняться?"Ходорковский 12 01 2013 отвечает "62 процента населения России, по регулярным опросам, хотели бы и дальше делегировать всю власть над собой верховному правителю. Сами они предпочитают воздерживаться от решения своей судьбы – потому, вероятно, что культурная матрица сильней, чем мы думаем; потому, что внешние факторы и культурно-историческая память располагают к этой пассивности. Единственное, что тут можно сделать, – просвещением попытаться оттянуть от этих 60 процентов хотя бы 20, которым небезразлична собственная судьба".А на вопрос "Чем оттянуть?"Он отвечает "Просвещением, образованием, общественной деятельностью – которая, кстати, и снизу уже нарастает"И здесь РТ должен показать пример для всех регионов РФ.Задача ясная и простая -построить в РТ самую лучшую в мире систему просвещения и образования 21 века.

  • Анонимно
    12.01.2014 13:49

    Можно соглашаться или не соглашаться со статьей, но многие обстоятельства о которых излагает автор имеют быть место, в частности о судьбе нашего отечественного бизнеса, роли религии и ее месте в наше время, смычке (ой) этих явлений (да). Только вот о роли села как базы экономического развития сейчас трудно согласиться. Сельчан сделали батраками агрофирм, им не принадлежащих. Низкие заработки, инфраструктура сельская и т.п. оставляют желать лучшего, автор не знает положения сельчан, ведь имея фактически в собственности земельные паи, они нищие миллионеры.

    • Анонимно
      12.01.2014 14:03

      Насчет состояния села полностью согласен.Увы состояние нашего бизнеса и религии ничуть не лучше нашего села, если сравнивать их состояние с уровнем развитых стран.Вопрос. Что делать?Ответ дан Ходорковским -в первую очередь создание системы просвещения и образования мирового уровня.

      • Анонимно
        12.01.2014 15:42

        АхЪ, второе пришествие... Папа Григорий и Лютер в одном флаконе.....только вот общак поделят, и сразу возьмётся за просвещение...

        • Анонимно
          12.01.2014 16:13

          Для справки, у ЮКОС была лучшая в РФ система подготовки кадров, первый корпоративный университет в РФ и многих специалистов ЮКОС направлял для переподготовки в зарубежные центры.

          • Анонимно
            12.01.2014 17:02

            Кстати, некоторые выпускники КГУ проходили подготовку в центрах ЮКОСА, в том числе в Канаде, а некоторые до сих пор там работают.

            • Анонимно
              13.01.2014 19:47

              вот пусть там и сидят!кому сейчас они нужны! нам они точно не надо! а нам туды не надо!!!!

          • Анонимно
            13.01.2014 19:46

            конечно, как же нам жить без ЮКоса, без его продажных "умников", без их срамных универов!хватит уже!

  • Анонимно
    12.01.2014 17:06

    Создание международных центров подготовки и переподготовки специалистов должна стать основной задачей руководителей регионов и крупных бизнес -структур. Кстати, эту задачу Президент РТ ставить уже в третьем Послании, но задача до сих пор не решена.

    • Анонимно
      12.01.2014 17:14

      Вот как звучит эта задача в последнем послании Президента РТ: "Стратегической задачей на долгосрочную перспективу является создание научно-исследовательских центров принципиально новой формации, интегрированных в международное научное сообщество за счет привлечения ведущих ученых мирового уровня".Соответствующие международные центры интегрируют систему подготовки кадров с научно-исследовательской и инженерно-технологической деятельностью, нам тоже необходимо создавать такие глобальные центры компетенций.

  • Анонимно
    12.01.2014 17:41

    Дорогие комментаторы! Вот скажите кто как думает,стандарт "халяль" это действительно система качества продукции,которые разрешено употреблять мусульманам или это маркетинговый ход,средство извлечения прибыли? Мне кажется, ради денег капиталисты готовы на все. Пользуясь спросом на такую продукцию они под вывеской "халяль" готовы открывать магазины и предприятия торговли. Играя на чувствах верующих капиталисты и буржуи извлекают сверхдоходы. Только не надо кидаться в меня помидорами. Обьясните по человечески почему вы так думаете или иначе? Азат С.

    • Анонимно
      12.01.2014 17:58

      Если коротко, то спрос рождает предложение.Например, в американских магазинах раньше одни и те же ботинки продавали по различным ценам в магазинах для бедных и магазинах для богатых.А если по существу, то изготовление продукции по стандартам "халяль" требует определенных затрат, поэтому будут стоить больше. Только вот беда у нас нет ни стандартов, ни ГОСТов, чтобы это проверить.

  • Анонимно
    12.01.2014 18:23

    торговая сеть "Бахетле" открывает супермаркет продукции "халяль". Что ж отличный ход,продуманный. Спрос однозначно будет. Если нет ни ГОСТов ни стандартов,как мне обычному потребителю убедиться в том что это действительно именно продукция "халяль"?

  • Анонимно
    12.01.2014 21:41

    Церковь как единая бизнес корпорация - это то, что отделяет нас и Бога. Потому, что бизнес и милосердие имеют разные истоки и различное направление.

  • Анонимно
    13.01.2014 09:06

    Умница Рафаэль Хакимов! Никто до него не связывал формы религии и уровень развития экономики.Он - первый, кто увидел и открыл нам глаза на эту истину, по крайней мере,уж точно, - в России и Татарстане. Каждое слово поместила бы в новый учебник истории России!Единственное, что мне кажется, требует его дальнейшего исследования - на селе народ тоже не идеальный. Как говорят сами сельчане - в деревне двигатель развития - зависть. А это плохо, поэтому "нет пророка в собственном отечестве" у татар. Где скрываются истоки этой напасти у татар, Рафаэль Сибгатович? Как избавиться от недружности татар?

    • Анонимно
      13.01.2014 10:31

      Отказаться от старого "двигателя развития".

    • Анонимно
      13.01.2014 18:55

      ..."Он - первый кто увидел и открыл глаза на эту истину..." Вам побольше читать нужно. Тема зависимости от исповедуемой религии и развития производственно-экономических отношений давно и много перемалывается, находя как положительное, так и отрицательное влияние.

    • Анонимно
      13.01.2014 19:24

      согласна полностью со всем! татарам и правда не хватает сплоченности!Но думаем, мы услышим ответ от Р.С. Хакимова

  • Анонимно
    13.01.2014 09:35

    Ограничения семейного бизнеса связаны не с возможностями концентрации капитала, а с ограниченным ресурсом формирования эффективных топ-менеджеров. - Попадание в десятку! Р.Х.- Вы гений,по крайней мере, для некоторых, если это Вас хоть немного порадует на фоне негативных комментариев))). Все происходящее становится все более понятным, благодаря Вам.

    • Анонимно
      13.01.2014 10:40

      "ограниченный ресурс формирования эффективных топ-менеджеров" это ограниченный ресурс у власть имущих родственников или, как в Казани говорят - "людей не чужих".

  • Анонимно
    13.01.2014 10:09

    Всё больше и больше статьи ни о чём! С какой это стати религиозные структуры должны быть быть "формой самоорганизации граждан"? Это как были изначально инструменты наднационального управления определённых сил, так им они и остаются и по сегодняшний день!

    • Анонимно
      13.01.2014 14:54

      ...скорее инструменты надгосударственного управления .... именно!

  • Анонимно
    13.01.2014 14:55

    Уважаемые коллеги. Мы жители РТ поддерживаем все мероприятия мусульман и православных республики, направленных на духовное и культурное возрождение народов РТ.Однако весь мир находится на пороге перехода к новой экономике -экономики знаний, умной экономике, интеллектуальной экономике. Было время когда и ислам, и христианство сделали много для просвещения народов России, для развития образования и науки.Проведенные нами исследования показывают, что РФ и РТ сильно отстают в этих областях от остального развитого мира, и для стимулирования развития одаренных детей, талантливой молодежи и всего населения РТ, стимулирования власти и бизнеса заняться интеллектуальным развитие общества необходима духовная и культурная поддержка новых процессов просвещения всеми религиозными конфессий. Например, как это делается в Малайзии, где мечети расположены в центре университетских кампусов (городков). И все религии участвуют в реализации программ развития одаренных детей и талантливой молодежи, стимулирования взрослых занятию научно-образовательной деятельностью.

    • Анонимно
      13.01.2014 15:38

      Религия и наука антиподы. Они строятся на принципиально разных подходах. В религии ВСЕ берется на ВЕРУ. В науке ВСЕ подвергается СОМНЕНИЮ и требует ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.А для того, чтобы вам больше доверяли (как в Малайзии) позвольте дать совет: соблюдайте САМИ то, что написано в святых книгах. Например, в Коране написано о недопустимости частной собственности на недра. А у нас в Татарстане как?

      • raf
        13.01.2014 15:54

        Уже квартиру не признают за частную собственность,поскольку платим налог на недвижимость.

      • Анонимно
        13.01.2014 16:58

        Наука и религия не являются антиподами и вы только на одном примере это доказали. Без духовного и культурного развития не будет никакой науки.

        • Анонимно
          14.01.2014 08:01

          Наука:- сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. - способ описания окружающей действительности на основе аксиоматических моделей - последовательных приближений.

  • raf
    13.01.2014 15:44

    Восстановление религиозности населения в РФ,самое отрицательное явление,но капитализм иначе не может.Капиталисту нужен Раб,в производстве,РПЦ и Ислам тут,как тут.Годяться в помошники.Только прошлое не вернуть,в одну и ту же реку,не войти,два раза.Паразитирующие силы,советского периода,глубоко ошибаются.Ставку сделали на прошлое.Большевики,исходя из научного анализа российского общества,делали ставку на молодёжь,на новые формы общественной жизни,новую идеологию.По прошествии 70 лет,старое цепляется,за новое.С 1917 года,октября месяца началась эпоха перехода к Социализму,отказ от закосневшего,религии,устаревших отношений.Нынешний зигзаг нашей истории,только остановка,осмысление наших ошибок,выбор научных методов,последующего шага,в сторону Коммунизма.Так что переживём,и клерикалов,и других врагов народа.

    • Анонимно
      13.01.2014 17:04

      Да "началась эпоха перехода к Социализму" без духовного и культурного развития, еще Бердяев в 1918 году предупреждал чем это кончится. Религия в США не мешает ей стать ведущей страной в мире. Вы просто путаете религию с православными и исламскими клерикалами.Всевышний ставил настоящих ученых выше пророков. И приближение к себе выше соблюдения всех ритуалов (подчинения Аллаху).

      • raf
        13.01.2014 18:43

        По твоему,"Бездуховный" Рабочий класс и Крестьянство выиграло войну с Атантой,Гражданскую,построила Основу социализма,проведя Индустриализацию и Коллективизацию страну,выиграла Великою Отечественную войну,после,вновь восстановление Народного хоязяйства,но твой любимец Хрущ-кукурузник начал демонтаж социализма,лёг под Америку,фактически спас Капитализм.Больше всего пострадали строения церкви,мечети,именно при Первом Секретаре ЦК КПСС Хрущёве Н.С.При нём страна,стала закупать зерно за границей.Но сталинская промышленность держала удар "хрущёвцев" до 1991 года.Так что,веруешь в Аллаха или Иисуса,молись,пусть будет твоё личное недорозумение.Государство отделило вас с 1917 года,радуйтесь.

        • Анонимно
          13.01.2014 20:39

          Ау raf, куда вас однако занесло. Вы просто бредите. Именно Ленин и Сталин вводили атеизм в России, именно представители Рабочего класса и Крестьянства взрывали церкви и уничтожали других представителей.И причем тут Хрущев -про него у меня ничего нет. Однако, если вы хотите знать мое мнение, то как раз при Хрущеве началась оттепель и выпускали всех заключенных.Вы просто представление не имеете о той стране, в которой живете.

          • raf
            14.01.2014 16:16

            Я бы тебя обматерил,но модератор не пропустит.Отвечу словами Ильича.-«коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».Тебе,чтобы быть антикоммунистом,надо изучить теорию научного коммунизма,тут ты вообще не белмес. «Коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания»,далее перечитав всё,должен осмыслить прочитанное,иначе,станешь начётчиком.Коммунист «может учиться коммунизму, только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся против старого эксплуататорского общества».Борьба с клавиатурой,не есть борьба. И «только в труде с рабочими и крестьянами можно стать настоящим коммунистом».Так что учи историю,думай головой,заканчивай троллить.

      • Анонимно
        13.01.2014 18:58

        "Всевышний ставил настоящих ученых выше пророков"??? - дайте ссылку или иной источник доказывающий достоверность Вашего высказывания!

        • Анонимно
          13.01.2014 19:59

          Если вы специалист в данной сфере, то должны хорошо знать Коран.

  • Анонимно
    13.01.2014 19:01

    Уважаемому историку Р. Хакимову прозьба сосредоточится на более глубоких позитивных проблемах.Например, участие в проекте Игоря Чубайса: вернуть фундамент страны — реформированную Российскую идею:А что это значит — вернуться к Российской идее? Ее продолжение невозможно без очищения от советско-постсоветской мифологии, без интеллектуальной революции и переосмысления прошлого. Поэтому важнейшая составляющая возрожденной Российской идеи — историзм.Другая составляющая Русской идеи — переход к качественному росту, к обустройству России, к сбережению всех народов нашей страны. Это значит, что бюджет олимпиад необходимо трансформировать в бюджет новой науки и образования (остановим сворачивание РАН и ЕГЭ — убийство школы), в новые технологии, новые производства, новые транссибы. Остановим распродажу сырой нефти и газа. Поможем покинувшим родину россиянам вернуться домой! Хватит кормить бюрократию и силовиков! Прожигаемые ими деньги переведем в бюджет здравоохранения, в жилье для неимущих и этим реально усилим нашу безопасность.Как писал Василий Макарович Шукшин, за свою историю русский народ отобрал, сохранил, возвел в степень уважения человеческие качества, не подлежащие пересмотру — честность, совестливость, трудолюбие, доброту. Другой наш классик подчеркивал — герои русской литературы непременно правдоборцы. Поищите в иных языках слова "правда", "праведник"... Не деньги, а нравственность и духовность — важнейшие составляющие обновленной Российской идеи.

    • Анонимно
      15.01.2014 10:22

      Нет российской идеи! Не надо обманываться! Концептуальная модель мироустройства есть только только русская!

  • Анонимно
    13.01.2014 19:22

    Спасибо, Рафаэль Сибгатович, за Ваши статьи! За то что Вы сеете разумное, доброе, вечное! Горжусь, что у татар есть такие сыны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль