Машиностроение 
23.01.2014

Руководство Индии решило летать на казанских вертолетах

Специальные Ми-17 должны быть готовы к началу предвыборной кампании в индийский парламент

Группа специальной защиты, обеспечивающая безопасность полетов индийского премьер-министра, определила Ми-17В-5 вертолетом для особо важных персон. Предположительно, в VIP-борта будут доработаны 12 машин из примерно полутора сотен, поставляемых сегодня Казанским вертолетным заводом (КВЗ) в Индию. Кроме того, как выяснила газета «БИЗНЕС Online», достаточно солидную партию казанских вертушек заказал имеющий тесную связь с РТ концерн «Радиоэлектронные технологии». Что интересно, этот заказ связан с колоссальными по стоимости контрактами другого казанского предприятия — КОМЗа.

ЗАМЕНА ПОГОРЕВШИМ НА ВЗЯТКЕ ИТАЛЬЯНЦАМ

Группа специальной защиты SPG (Special Protection Group), обеспечивающая безопасность полетов индийского премьер-министра, определила Ми-17В-5 в качестве VIP-транспорта, поскольку российский вертолет на сегодня — оптимальный вариант для этих целей. Об этом сообщает центр анализа мировой торговли оружием со ссылкой на индийское агентство DNA.

Это решение готовилось примерно год, с тех пор, как у Индии возникли проблемы с покупкой 12 итало-британских вертолетов Agusta Westland AW-101. Дело в том, что 12 февраля 2013 года в Италии был арестован глава промышленной группы Finmeccanica (в нее входит Agusta Westland) Джузеппе Орси. Его обвинили в даче взятки индийским властям для подписания вертолетного контракта (оценивается в $750 миллионов). Индийцы отправили в Италию представителей своих спецслужб для расследования дела и уведомили Finmeccanica о намерении аннулировать контракт. Так оно и вышло.

Новый тендер продлился бы неизвестно сколько, поэтому под VIP-перевозки решили переоборудовать уже поставляемые в Индию по двум контрактам Ми-17В-5, которые делают на ОАО «КВЗ». Напомним, по контракту 2008 года «Рособоронэкспорт» обязался поставить в Индии 80 Ми-17В-5 (поставка должна быть завершена в 2014 году). В 2012-м в дополнение к этому соглашению Индия решила закупить еще 59 таких «вертушек». А позже стало известно, что «Рособоронэкспорт» рассчитывает подписать контракт на поставку еще партии Ми-17В-5 в интересах МВД Индии.

Будут ли взамен «изымаемых» для VIP-пассажиров машин закуплены новые вертолеты в обычной конфигурации, неизвестно, но в индийской печати такая информация появлялась. На КВЗ новости из Индии не комментируют.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ

Оборудовать правительственные «вертушки» надо достаточно быстро — парк VIP-вертолетов Ми-8, закупавшихся еще в советские времена, планируется вывести из эксплуатации в феврале, и переоборудованные Ми-17В-5 должны быть готовы к началу предвыборной кампании 2014 года в индийский парламент, сообщил источник индийских журналистов в ВВС.

8 машин должны быть выполнены в варианте для перевозки высших государственных лиц (VIP), а остальные четыре — в варианте для перевозки сотрудников SPG. На вертолеты дополнительно установят противоракетные системы защиты, средства медицинской эвакуации. Все машины должны войти в состав занимающейся правительственными перевозками эскадрильи связи главного командования ВВС Индии на авиабазе Палам.

До сих пор индийская сторона была удовлетворена сотрудничеством по Ми-17. Главком ВВС Индии маршал Норман Анил Кумар Брауни заявлял, что летчики довольны работой Ми-17В-5, введенных в боевой состав ВВС Индии в начале 2012 года. Генеральный директор ОАО «КВЗ» Вадим Лигай подчеркивал, что индийские Ми-17В5 — «довольно сложный вертолет, по которому был проведен большой объем опытно-конструкторских работ». На эти машины, например, устанавливается навигационно-пилотажный комплекс типа «стеклянная кабина», а не традиционные аналоговые приборы. Были сообщения о том, что компания «Р.Е.Т. Кронштадт» поставит Индии два комплексных тренажера Ми-17В-5.

«РЫЧАГИ» ДЛЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ

И еще вертолетные новости, связанные с КВЗ и другим местным оборонным предприятием ОАО «Казанский оптико-механический завод» (КОМЗ). Напомним, он входит в оптический холдинг «Швабе», а контролируется генеральным директором ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николаем Колесовым.

Как сообщает специализирующийся на анализе документации ВПК-предприятий блогер alexeyvvo, 24 декабря КРЭТ и КВЗ подписали договор стоимостью почти 3,8 млрд. рублей на поставку вертолетов. По данным плана-графика закупок КРЭТ, в 2014 году концерн получит 18 вертолетов. Машины будут называться Ми-8МТПР-1 (контракт на их поставку КРЭТ и минобороны заключили 11 октября прошлого года) и, вероятно, станут платформой для аппаратуры радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Опытно-конструкторские работы по этой теме ведет входящий в КРЭТ Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ). Но, судя по всему, в создании аппаратуры участвует и КОМЗ. «Раскопки» alexeyvvo показали, что 18 декабря 2013 года предприятие заключило с КРЭТ договор о поставке 18 комплектов оборудования для вертолетов Ми-8МТПР-1. Впечатляет стоимость поставляемой продукции — 5,8 млрд. рублей.

А 20 сентября совет директоров КОМЗ одобрил сделку по поставке для минобороны 18 комплектов изделия «Рычаг». И опять-таки на значительную сумму — 11,5 млрд. рублей. Сообщения о том, что «Рычаг» имеет отношение к Ми-8МТПР-1, высказывались на профильных интернет-форумах, отмечает alexeyvvo. О связи между темой «Рычаг» и вертолетами РЭБ корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал Колесов на недавнем авиасалоне МАКС-2013: «На сегодня мы в Татарстан принесли уже железно подписанные контракты на 28 миллиардов. Огромные деньги. И огромная ответственность. Взять хотя бы один «Рычаг», который будет делать КОМЗ, это на 11 с лишним миллиардов рублей — 18 вертолетов-помех по радиоэлектронной борьбе».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.01.2014 11:55

    Вспомнились бессмертные эпизоды из ДМБ...

  • Анонимно
    23.01.2014 12:22

    Повезло КОМЗу

  • Анонимно
    23.01.2014 13:16

    причем здесь КОМЗ и радиоэлектронная борьба? У них нет опыта такой работы на авиационной технике. разработчик "Рычага" КНПП "Вертолеты Ми" остается за бортом? Колесов красавчик, все выгодные контракты перетаскивает на контролируемые заводы. А как их выполнять - вопрос десятый

  • Анонимно
    23.01.2014 22:32

    пусть уж с казанскими пилотами берут ) у них нет такого добра

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль