Машиностроение 
25.01.2014

«Суперджет» сбросил на «КАПО-Композит» бомбу из прошлого

Казань попросили подставить плечо «надежде российского авиапрома». Но за чей счет?

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», казанский «КАПО-Композит» готовится к авральному, на полгода раньше срока, запуску в серию композитных агрегатов для самолетов Sukhoi Superjet 100. Это могло бы быть приятным известием, если бы от завода не требовали перейти на... серьезно устаревшие технологии. Между тем, сама идеология создания «КАПО-Композита» базировалась на том, что это будет невиданное по продвинутости в России производство.

.

СРОКИ ПОДЖИМАЮТ

Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) не справляется со своей частью работы по проекту Sukhoi Superjet 100 (SSJ) — выпуском 12-ти наименований композиционных агрегатов механизации крыла и хвостового оперения. В связи этим руководство ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) потребовало ускоренного введения в кооперацию по производству этих самолетов казанского ЗАО «КАПО-Композит» («дочка» ЗАО «Аэрокомпозит»).

Как пояснил «БИЗНЕС Online» официальный представитель ОАК, в этом году компания увеличит такт выпуска самолетов SSJ 100 с трех до четырех в месяц. «Сейчас авиастроение растет очень быстрыми темпами. В прошлом году ОАК увеличил выпуск гражданских самолетов почти в два раза. В 2014 году мы планируем увеличить выпуск самолетов еще примерно в полтора раза (ранее сообщалось, что в 2014 году планируется изготовить 40 самолетов SSJ 100 прим. ред.). Нам нужно больше комплектующих, деталей. Поэтому нам необходимы мощности обоих заводов — ВАСО и «КАПО-Композит». Кроме этого необходимо учитывать наши планы выпускать продукцию по заказу иностранных производителей самолетов — Boeing и Airbus. Эта продукция будет производиться и поставляться под контролем наших партнеров из австрийской компании FACC AG (Fischer Advanced Composite Components прим. ред.)», — сказал представитель ОАК.

Эту информацию подтвердил генеральный директор «КАПО-Композит» Андрей Князев. «ВАСО и «КАПО-Композит» работают в плотной координации по изготовлению запланированного ОАК объема по SSJ 100 в 2014 году. Часть объема заказа планируется разместить у нас, с передачей нам от ВАСО оснастки», — рассказал он. Князев назвал этот заказ «неожиданно свалившимся».

По планам, со второго квартала 2014 года в Казани на воронежской оснастке ежемесячно будет изготавливаться по одному комплекту агрегатов для SSJ. Читайте чем отличается паблик от группы ВКонтакте от компании Repost. Казанские технологи уже находятся на стажировке в Воронеже, чтобы быстрее освоить производство.

«ДУМАЮ, ПО ЦЕНЕ ДОГОВОРИМСЯ»

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» представитель ОАК высказал мнение, что для начала производства в Казани воронежских агрегатов не потребуется дополнительных инвестиций: «И ВАСО, и «КАПО-Композит» работают по одной и той же автоклавной технологии. Поэтому не вижу особых проблем. Сейчас в Казани создано самое современное в отечественном самолетостроении предприятие по производству композиционных деталей. Все инвестиции были уже сделаны, новых инвестиций для выполнения этого контракта не нужно».

Несколько отличного мнения придерживается Князев. Он пояснил, что ВАСО производит агрегаты из отечественных материалов, старой конструкции. Именно для их замены на самые современные и был создан «КАПО-Композит» — «Аэрокомпозит» и его австрийский партнер FACC AG (подразделение знаменитой австрийской компании Fisher) начали запуск в Казани совершенно новых технологий. Планировалось, что казанское предприятие освоит серийное производство модернизированных агрегатов для SSJ к середине 2014 года. Как видим, планы поменялись.

По словам Князева, проблема в том, что ВАСО передаст в Казань лишь часть оснастки для производства агрегатов, остальное придется изготавливать на месте. А это потребует определенных инвестиций. «Мы не планируем вкладывать свои средства в эту оснастку, так как в дальнейшем ее не будем использовать», — подчеркнул директор «КАПО-Композит», добавив, что за эту работу должен заплатить заказчик. «Мы коммерческое предприятие, в нас инвестированы достаточно серьезные деньги (3,5 млрд. рублейавт.), так что мы обязаны работать с прибылью. Размещенный на ВАСО заказ от ГСС имеет хорошую норму прибыли, поэтому, думаю, по цене мы договоримся на приемлемых для нас условиях», — отметил он.

«ВРЕМЕНИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ТОРГОВ У НИХ ПРОСТО НЕТ»

Сейчас идут переговоры о схеме кооперации, окончательное решение по стоимости контракта не принято. По сведениям «БИЗНЕС Online», на прошлой неделе представители ГСС и ВАСО посетили Казань, и стороны пришли к соглашению о том, что предпочтительна схема, по которой заказчиком для «КАПО-Композит» выступает ВАСО. То есть казанское предприятие будет играть роль субподрядчика выполнения контракта ВАСО с ГСС.

«Кроме вопросов качества работ, есть и юридические вопросы, — отметил Князев. — ФЗ-223 не позволяет просто так определить поставщика, необходимо организовывать торги. А фирм, которые обладают необходимыми компетенциями не так много. ВАСО нужно срочно решить проблему, и, насколько я понимаю, времени на организацию торгов у них просто нет», — пояснил ситуацию глава «КАПО-Композит». Газета «БИЗНЕС Online» попросила ВАСО прокомментировать подготовку контракта, но на заводе предложили обратиться за информацией в ОАК.

Князев надеется, что заказ не приведет к переносу сроков работ по «фишеровской» программе: «Мы сейчас составляем комплексный график работ, который позволит нам наименее болезненно запустить эту программу. В конце февраля вводим новый 12-метровый автоклав, наращиваем станочный парк, так что наши производственные мощности выдержат, по крайней мере, на начальном этапе. В случае необходимости, разместим механическую обработку деталей на стороне. При том объеме заказа, который сейчас проговаривается на 2014 год, это реально. Ну, а дальше посмотрим, что будет. Если к 2015 году у нас нормально запустится «фишеровская» программа, то мы сможем парировать недостаток мощностей ВАСО своими агрегатами по нашей технологии, и нам не придется увеличивать основные средства под несвойственные нам технологии».

Пока агрегаты, изготовленные по технологии FACC AG, еще не прошли испытания. По словам Князева, первые блоки переданы австрийской компании, где они проходят неразрушающий контроль качества. В первых числах февраля блоки вернутся на «КАПО-Композит», где их предстоит собрать в агрегаты, которые затем будут направлены на испытания в ЦАГИ (Жуковский, Московская область). В июле-августе по итогам испытаний примут решение о начале серийного производства. «До конца 2014 года мы должны успеть выпустить несколько комплектов агрегатов по нашей технологии, — сообщил Князев. — Таким образом, начиная с третьего квартала 2014 года «КАПО-Композит» намерен ежемесячно выпускать два комплекта агрегатов механизации SSJ — по одному полному комплекту агрегатов на воронежской и «фишеровской» оснастке».

По словам директора «КАПО-Композит», производить агрегаты на воронежской оснастке придется как минимум до 2016 года. Параллельно с этим будет увеличиваться производство агрегатов по австрийской технологии. Планируется, что в 2016 году «КАПО-Композит» полностью перейдет на австрийскую технологию, а ВАСО откажется от выпуска агрегатов.

«ЭТА СИТУАЦИЯ НАГЛЯДНО ДЕМОНСТРИРУЕТ НИЗКОЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ НАШЕЙ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛЬЮ»

Опрошенные корреспондентами «БИЗНЕС Online» эксперты разделились в оценке предполагаемого контракта между ВАСО и «КАПО-Композит».

Роман Гусаров — главный редактор AVIA.RU, эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ:

— Давно было понятно, что Воронеж не справится с теми объемами, которые взвалило на него ОАК. Я думаю, что эта ситуация наглядно демонстрирует низкое качество управления нашей авиационной отраслью — обещают руководству страны столько-то самолетов в год, а как реализовывать эти планы — никто даже не думает. Они разве раньше не знали, что основная функция ВАСО — это производство самолетов и там есть только небольшой цех, который изготавливает композиционные детали для своих нужд, и частично — по заказу ГСС. Они еле-еле 12 комплектов агрегатов механизации в год могу делать. А сейчас же речь идет о 40 самолетах!

И теперь начинают в авральном режиме перекладывать эту головную боль на кого-то. А на кого еще можно переложить? Ну вот, есть производство в Казани, давайте быстренько, любой ценой, обеспечивайте нас композитными материалами, а то, что австрийская технология еще не освоена и не сертифицирована, об этом никто не думает. И то, что «КАПО-Композит» теперь придется внедрять у себя технологии, можно сказать, предыдущего поколения, то об этом тоже никто не думает.

Теперь казанскому предприятию придется разрываться между освоением австрийской и воронежской технологий. Значит, им придется дополнительно нанимать технологов и других специалистов, которые умеют работать с композитными материалами. А где их взять? В Воронеже-то кадров не хватает, там работают совсем еще пацаны, выпускники училищ, не имея никакого опыта. Это вообще ни в какие ворота не лезет! Это проявление отсутствия системного стратегического планирования, говорящее о качестве управленцев нашего авиапрома.

Олег Пантелеев — главный редактор портала «Авиапорт»:

— Как известно, сейчас в рамках ОАК происходит оптимизация производственных мощностей с созданием центров компетенции, то есть когда то или иное предприятие берет на себя производство комплектующих по какой-то специфичной технологии не только в интересах серийно выпускаемых на своей площадке продуктов, но и для других программ. В рамках ОАК компетенцию по композитам возложили на компанию «Аэрокомпозит», которая имеет два филиала — в Ульяновске и Казани. В Казани будет сосредоточено производство навесных элементов — закрылков, предкрылков, элеронов и так далее. Такая концепция позволит эффективно загрузить мощности «КАПО-Композит» и разгрузить ВАСО от побочных видов производств. Тем более, что по программе Ан-148 ожидается серьезная загрузка мощностей ВАСО. Вопрос, связанный с выбором технологии — старая воронежская или новая «фишеровская» — это вопрос времени. ОАК таким образом экономит время. Перенос оснастки с ВАСО на «КАПО-Композит» позволит быстрее выйти на выпуск в Казани нужных агрегатов. Не думаю, что это повлечет за собой радикального срыва сроков освоения «КАПО-Композит» «фишеровской» технологии, эти процессы вполне могут проходит параллельно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.01.2014 16:58

    Маразм Погосяновского правления ОАК крепчает с каждым днем. Вес и всё на развал конкурентов его детища!!!!!

    • Анонимно
      25.01.2014 21:56

      Если в 2014 году ОАК произведет, а главное продаст 40 ссж100, то несомненно это успех Погосяна. Наконе то инвестиции в этот высокомаржинальный пусть и с оговорками, но все же российский продукт начнут давать плоды! По-моему большинство тут критикует человека за армянскую фамилию, особо даже не представляя чем он вообще занимается. Багратион, Баграмян,...

      • Анонимно
        25.01.2014 23:23

        Вы правы, если действительно продаст, и наведёт фурор, сделает благо для страны и для сотрудников изготавливающих предприятий, совершенно неважно его происхождение ( вспомните Карлоса Гона), но что то по предыдущим годам 2013, 2012 - не видно успеха его управленческой стратегии.

        • Анонимно
          26.01.2014 13:09

          Конечно не видно успеха, увеличение производста ССЖ в 2 раза в год это не успех, надо как минимум в 10 раз :)

      • Анонимно
        27.01.2014 11:36

        О каком РОССИСКОМ продукте можно говорить, если в "Суперджете" НЕТ НИ ОДНОЙ СИСТЕМЫ и БОРТОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ РАЗРАБОТКИ И РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА? НИ ОДНОЙ! Более того, ни в одном бортовом агрегете, НЕТ НИ ОДНОГО КИЛОГРАММА МЕТАЛЛА РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА. Понятно, что международная кооперация сегодня нормальное явление. Но когда ВСЕ БОРТОВЫЕ АГРЕГАТЫ ИНОСТРАННОЙ РАЗРАБОТКИ и ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА, то это не просто перебор, это преступление по следующим признакам: Первое: с каждым новым изделием типа самолет, отечественные разработчики борта всегда получали развитие, выполняя новые разработки или проводя модернизацию ранее разработанных комплексов. Апроизводители, как минимум, могли продолжать свою жизнь. Сегодня и те и другие по причине Погосяна либо прекратили свое существование, либо еле его влачат, либо переквалифицировались на что-то другое, но школа потеряна! Второе: Погосян ликвидировав все остальные самолеты всю авиаотрасль свел к Суперджету. Таким образом, производство в сегодняшнем авистроении зависит от поставок иностранных комплектующих, которые В ЛЮБОЙ МОМЕНТ МОГУТ БЫТЬ ОСТАНОВЛЕНЫ (каким-нибудь Маккейном). Но в таком же положении оказываются и авиакомпании, которые ПОЛНОСТЬЮ В ЗАПЧАСТЯХ ЗАВИСЯТ от Маккейна. Позиции России по разным вопросам в мире критикуются, НО КРИТИКИ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ МОГУТ ПЕРЕЙТИ К ДЕЙСТВИЯМ И ПЕРЕСТАТЬ ПОСТАВЛЯТЬ В РОССИЮ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ И ЗАПЧАСТИ. Какие песни мы тогда будем петь Погосяну (кстати, его армянская фамиия не при чем -там надо вспоминать нациоанальные фамилии Грефа, Христенко, Мантурова, которые "приложили" руки к уничижению российских разработчиков и производителей бортовых комплексов, а также к полной зависимости России от маккейнов). Где же тут РОССИЙСКИЙ самолет?

        • Анонимно
          28.01.2014 18:18

          А почему молчат службы, которые должны бы отслеживать складывающиеся реалии и реагировать?

    • Анонимно
      26.01.2014 13:13

      Точно, журналисты, без какого-либо образования разбираются в вопросе лучше, чем дипломированные конструкторы :)

  • Анонимно
    25.01.2014 17:16

    Наш менталитет до основания разрушить и построить новый мир!

  • Анонимно
    25.01.2014 17:27

    Погосян развалит авиацию и ничего ему за это не то что не будет ему ещё и медаль дадут НАТОвскую

    • Анонимно
      25.01.2014 18:54

      а что можно сделать конкретно человеку: ну осудить как Ходорковского, или все отобрать - он же ущерб не вернет и не возместит. Потому как время и ресурсы угробленные не вернет никто! Дело не в Погосяне, а в тех кто "клеить будет эту фанеру". Человек сто надо собрать и обучить за две недели - и алга!

  • Анонимно
    25.01.2014 18:31

    что за композиты и какая именно технология?

  • raf
    25.01.2014 19:58

    Неужели так и сильны армянское лобби в рашенской политике?Не могут убрать гениального карлика, от авиации, в сторону.

    • Анонимно
      25.01.2014 20:54

      кто ж его уберёт, он для того и поставлен и будет стоять как памятник

  • Анонимно
    25.01.2014 21:10

    Надо не наращивать выпуск Sukhoi Superjet 100, а полностью прекращать выпуск этих крылатых гробов.

    • Анонимно
      26.01.2014 13:08

      Да и закупить побольше американских летающих гробов - по одной катастрофе в год типа Пермской или Казанской мало, даешь по 5 в год :)

  • Анонимно
    25.01.2014 22:42

    Багратион, на всякий случай был грузином.

  • Анонимно
    26.01.2014 04:14

    когда выйдет статья Елены Чернобровкиной?очень ждем!

  • Анонимно
    26.01.2014 09:40

    вот ведь уроды - работать заставляют

  • Анонимно
    26.01.2014 11:12

    Ругают Погосяна, ругают, вроде при делах, типо понимают в авиации.А проблемка с австрийскими композитами в их более низкой прочности. Агрегатики потяжелей выйдут. Вот такая смешная ситуация. И эти коммерсанты рассказывают как заменят своими поделками то, что делают на ВАСО. И думают, что Погосян с радостью пропустит потяжелевшие агрегаты в производство. Это их видение рынка. И никто не скажет, что это коррупция. Да и замена отечественных препрегов на импортные, дающие менее совершенные свойства, как бы не торт.Можете конечно ругать, но попробуйте найти прочностные свойства материалов, которые применяются на этих заводах - обломаетесь. Есть о чем помолчать. А по нынешним российским материалам найти можно. Кстати, обратите внимание, что по композитам на летающем SSJ даже Гусаров ничего не говорит, а на 787 проблемки есть, хотя HexFly-21 ни чета австрийским поделкам.

  • Анонимно
    26.01.2014 23:20

    Странно читать, что "еще 40 пуперджетов построят". А куды девать их? Аэрофлот от них избавляется втихую. Армавиа- "первый эксплуатант Суперджета", который им фактически подарили, со слезами умоляла забрать назад. Потому что бесконечно ломался, а логистика по запчастям никакая, простои длительные, и убытки чуть не угробили компанию. Новых покупателей нет, репутация у самолета плохая. Навязывать даже в третий мир уже не получается. По уму- закрывать его производство надо, а не строить по "40 в год". Тем более, что он так и не избавился от "детских болезней", например, с системой кондиционирования.

  • Анонимно
    27.01.2014 09:18

    Как много тут "специалистов"-то! Ну ничего - собака лает, караван идет. Главное - лет через десять, когда SSJ будет сотнями летать по всему миру, припомнить - кто у нас тявкал..

    • Анонимно
      27.01.2014 13:12

      А что изменится? Погосян разрушил российское авиастроение и прибавил еще один тип самолета, который с полным правом можно назвать не российским. Будет летать еще один тип самолета, в котором вся начинка тоже иностранская. Россия и тогда останется не при делах!

  • Анонимно
    29.01.2014 17:23

    есть работа на капо - и хорошо

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль