Нефть и нефтехимия 
27.01.2014

Марату Ахметову и Сергею Когогину прописали газовую революцию

Торможение в татарстанской нефтехимии — рост производства по итогам прошлого года составил символические 1,7%

Сегодня в ходе заседания совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» представитель ОАО «Газпром» Виктор Рахманько заявил о намерении газового монополиста построить в Татарстане производство сжиженного природного газа (СПГ). Это будет второй пилотный проект компании в России — первый строится в Астраханской области. Президент РТ Рустам Минниханов поручил министерствам и ведомствам обеспечить проекту «зеленый свет», поручив познакомить представителей «Газпрома» с топ-менеджментом ОАО «КАМАЗ» и проработать перевод на сжиженный газ республиканской сельхозтехники. Как узнала корреспондент «БИЗНЕС Online», газовый монополист готов вложить в проект 3 млрд. рублей.

.
Рустам Минниханов: «Сегодня в нашей стране больше эффективности от продажи сырья, а не от готовой продукции. Надо отстаивать наши интересы»

КАМАЗ И СЕЛО ПЕРЕВЕДУТ НА СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Сегодня в ходе заседания совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» (ТНХИ) представитель ОАО «Газпром» Виктор Рахманько рассказал директорскому корпусу Татарстана о намерении газового монополиста построить на территории Тюлячинского района РТ производство сжиженного природного газа (СПГ). Экономический эффект от перевода транспорта на это топливо в США, по словам спикера, принес за год $1,5 млрд. экономии. Как выяснилось сегодня, заручившись поддержкой районного начальства, инициаторы проекта ждали карт-бланш от президента республики.

По словам Рахманько, если проект в республике состоится, он станет вторым пилотом «Газпрома» в России с производством СПГ 7 т в час, 56 тыс. т в год, стоимостью 3 млрд. рублей. Первый такой комплекс строится в Астраханской области. Авторы проекта утверждают, что построить производство можно будет за 14 - 16 месяцев, а срок окупаемости его в РТ составит 7 - 8 лет. Проект реализует предпритие со звучным названием ООО Агропромышленный комплекс «Семирамида» (кстати, так звали легендарную царицу Ассирии, убившую своего супруга и завладевшую властьюред.) при участии дочерней компании ОАО «Газпром» — ООО «Газ-Ойл» — совместно с General Electric, которые обеспечивают технологическую часть проекта. Впрочем, как заверил журналистов Рахманько после заседания, возможно применение и других технологий. Причину размещения второго пилотного производства СПГ инициаторы проекта называли комплиментарно: в Татарстане «продвинутые» власти и объективно развитая экономика. Но все же очевидно, что интерес «газпромовцев» направлен в первую очередь в сторону ОАО «КАМАЗ», которое, по словам Рахманько, сертифицирует двигатели на СПГ.

.
Виктор Рахманько рассказал о намерении «Газпрома» построить на территории Тюлячинского района производство сжиженного природного газа

Тем временем присутствовавшему на заседании президенту РТ Рустаму Минниханову идея понравилась. И «камазовский» аспект он быстро разглядел. «Весь мир сейчас работает на сжиженном газе. Если мы говорим о СПГ, значит сейчас КАМАЗ мы должны настраивать и комплектовать технику на сжиженный природный газ, и заправочные станции должны уже быть рассчитаны на СПГ. Система такая очень перспективная, Когогина привлечь. Здесь наша стратегия должна состыковаться со стратегией «Газпрома», — отметил Минниханов и пошел еще дальше, предложив рассмотреть варианты перевода сельхозтехники на СПГ. — Может быть, нам на село сделать? Во-первых, воровать не будут, ведь воровство же (дизтопливаприм. ред.)! Во-вторых, цена в 2 раза ниже. И потом, с газом проблем нет, на экспорт будем продавать в соседние области. Возможно, этот первый завод будет здесь, потом в других местах поставим. Минпромторг, минтранс, минсельхоз, давайте нашу программу привяжем к строительству СПГ в Тюлячах».

Представителю «Газпрома» президент пообещал всемерную поддержку: «Я вам обещаю, что все необходимые разрешения, согласования мы в самое короткое время обеспечим».

.

ПИКЕ В ПРИБЫЛИ: МИНУС 66% В ХИМИЧЕСКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Впрочем, позитива на сегодняшнем заседании ТНХИ было немного. Выступая с докладом об итогах деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса РТ, гендиректор холдинга Рафинат Яруллин отметил общемировую тенденцию к стагнации промышленного производства. И Татарстан не стал исключением. «В нефтегазохимическом комплексе прирост производства составил всего 1,7 процента против 8,2 в 2012 году. Слабая динамика объясняется снижением выпуска резиновых изделий и нефтепродуктов», — констатировал Яруллин. Вместе с тем, отметил он, увеличены объемы химического производства, пластмассовых изделий и нефтедобычи.

— В прошлый год в Татарстане добыто 32,8 миллиона тонн нефти. Из них «Татнефть» добыла 26,1 миллиона тонн, переработано более 16 миллионов тонн сырья. Нефтехемическим комплексом произведено более 1,5 миллиона тонн пластмасс, 640 тысяч тонн каучуков. Рост на 6,6 процента и 8 процентов соответственно, — констатировал выступающий. Он также отметил, что предприятиями комплекса отгружено товара собственного производства почти на 900 миллиардов рублей. Причем рост показали: нефтепереработка — 13 процентов, нефтедобыча — 2,4 процента. А вот производство резиновых и пластмассовых изделий сократило отгрузку на 1 процент и 2 процента. По словам Яруллина, причина снижения — в падении цен на отраслевую продукцию.

.
Рафинат Яруллин отметил общемировую тенденцию к стагнации промышленного производства

Кроме того, во всех отраслях снизилась прибыль. Наиболее существенно в химическом производстве — минус 66%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий — минус 44%, что вызвано усилением ценовой конкуренции, назвал причину падения прибыли гендиректор холдинга. «Последние месяцы года некоторые компании работали с убытком, в нефтедобыче прибыль упала на 4 процента, в переработке — на 17 процентов, это негативно отразилось на отчислениях в бюджет базовых предприятий, — заметил Яруллин и сообщил, что по этой причине консолидированный бюджет Татарстана «похудел» на 11%.

Однако не все так плохо. «Наоборот, инвестиции в основной капитал в ушедшем году были максимальными за последние 6 лет, — заявил Яруллин. — За 9 месяцев 13 года они выросли на 28 процентов, до 71 миллиарда рублей, основной рост обеспечили «Татнефть», ТАИФ-НК, «Аммоний».

Минниханов, резюмируя, отметил, что «мы должны отстаивать вопросы поддержки нефтеперерабатывающих и нефтехимических отраслей». «К сожалению, сегодня в нашей стране больше эффективности от продажи сырья, а не от готовой продукции. Надо отстаивать наши интересы, приоритет сырьевой продажи ограничивает наше развитие», — нацелил подчиненных на ближайшее будущее президент.

«КАЖДЫЙ ТАКОЙ АВТОМОБИЛЬ ЭКОНОМИТ НА ТОПЛИВЕ В ГОД 2 - 3 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ»

Будущий проект строительства производства СПГ по просьбе газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

— КАМАЗ участвует в проекте, который реализуется совместно с «Газпромом» и руководством страны, который предусматривает использование техники, работающей на газомоторном топливе. В этом проекте у каждой стороны есть своя зона ответственности. Мы отвечаем за развитие техники, «Газпром» — за развитие газомоторных заправочных станций, государство — за стимулирование потребителя к переходу на более экологичный вид транспорта. Все, кто сейчас приобретает у нас автомобили, работающие на компримированном газе, фиксируют, что за год при его нормальном использовании это позволяет сэкономить стоимость автомобиля. Грубо говоря, каждый такой автомобиль экономит на топливе в год 2 - 3 миллиона рублей.

Компримированный и сжиженный газы — это два направления развития применения газомоторного топлива. В настоящий момент наши автомобили работают на компримированном газе, но уже есть разработки автомобилей (и в 2014 году они уже будут испытаны), которые будут работать на сжиженном природном газе. Но, чтобы использовать сжиженный газ, нужно развивать сеть специальных заправок, а там должно быть специальное оборудование. Это сложнее, чем компримированный газ, но эффективнее, потому что больше используется.

Программа развития автомобильной техники, использующей газомоторное топливо, — проект быстроразвивающийся. В 2013 году КАМАЗ произвел около 530 автобусов и грузовиков, работающих на газомоторном топливе. В 2014 году мы рассчитываем, что у нас будет произведено и реализовано около 1100 автомобилей и автобусов, использующих в качестве топлива компримированный природный газ.

Юрий Иванов — гендиректор нижнекамского ПАТП:

— Такой вид автомобильного топлива в Татарстане, безусловно, будет востребован. Это очень хороший проект. У нас ведь сейчас реализуется соответствующая программа перехода техники на сжатый газ, но по ней, к сожалению, есть вопросы в части создания соответствующей инфраструктуры. Со сжиженным газом, если в республике появится соответствующая установка, такой проблемы уже не будет. Если завод СПГ будет построен, то это будет большим подспорьем прежде всего для сельского хозяйства — им было бы выгодно работать на сжиженном газе, они могли бы экономить благодаря этому серьезные деньги на топливе. Не секрет, что сегодня доставить метан — сжатый природный газ — на поле, где работает, скажем, уборочная техника, крайне сложно. А когда газ будет сжиженный, это многократно упростит задачу. Специальный заправочный комплекс будет приезжать прямо на поле и заправлять сжиженным газом технику на месте. В Китае, например, вся техника работает на сжиженном газе. У них нет развитой сети магистральных газопроводов, поэтому на специальных установках газ и сжижают.

Пока цена на сжатый природный газ стабильная — 9 рублей за кубометр. Что будет дальше, сказать пока сложно. Однозначно можно сказать лишь о том, что сжиженный природный газ более выгоден для потребителя, чем компримированный, который используется в настоящее время. В машине или автобусе вместо целой батареи баллонов будет стоять простой криогенный бак, в котором газ будет находиться в жидком состоянии, но в двигатель топливо будет поступать уже в газообразном виде.

Техника, которую сегодня предлагает «РариТЭК» (ООО «РариТЭК» — официальный дистрибьютор ОАО «КАМАЗ» по продукции с газовыми двигателямиприм. ред.) — это автобусы, которые и мы эксплуатируем, на одной заправке проезжает 300 - 400 километров. Сжиженный газ позволит на одной заправке проезжать почти 600 километров. Так что выгода налицо.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.01.2014 19:54

    Перевод техники на сжиженный газ очень правильный ход и конечно от этого будет польза.
    В РТ сжиженный газ развит неплохо,в Закамье сжиженный газ гораздо популярнее как топливо для автомобилей чем в Казани.
    перевод с/х техники и камазов на газ продлит срок службы двигателей и другой момент увеличивая потребления внутри страны снимаются риски неоплаты от зарубежных "партнёров".
    Для динамичного развития агзс в РТ и РФ необходимо смягчить требования к безопасности и перестать "душить" заправки.
    сегодня заправки проверяют:МЧС,ростехнадзор,убэп,прокуратура,бдд РТ,топливная инспекция.
    для всех нужны кучи ненужных документов которые в полном объёме могут предоставить только офилированнын фирмы с проверяющими.
    кроме этих проверок ещё:местная администрация,фас,участковые,миграция,налоговая/работа кассы/.

    Для с/х газ как топливо это спасение,установки ГазоБалонного Оборудования неприхотливы в обслуживании и не требуют специальных навыков/замена фильтров/. Работы по настройке системы проводятся с помощью ноутбука и спец.программы и как правило не требуют вмешательства долгое время.

    • Анонимно
      27.01.2014 23:26

      Так же как и с двухтарифными счётчиками электроэнергии будет,переведут всю технику на газ,а потом поднимут цены на газ.

    • Анонимно
      28.01.2014 07:49

      Вот несет то!для с/х это беда, а не экономия!Отсутствие разветвленной сети заправок;Необходимое обучение водителей и гл. инженеров;На парк газомоторных автомашин необходима станция дегазации! не говоря о датчиках газоуловителей.Малый ресурс дизельных двигателей.Пониженная мощность двигателя.Не возможность ремонта автомашины в "поле"Так что экономию ни кто не считал, а проект двигают!

      • Анонимно
        28.01.2014 09:23

        Зачем Вы говорите неправду. Мы эксплуатируем технику на сжиженном газе и ещё 2 года назад певели старенькие камазы на пропан-бутан ездили в Уфу чтобы установить оборудование.
        Для газа не нужны заправки его Газпром сам привозит по заявке и очень много газовозов на рынке перевозки газа частных.
        На сегодняшний день в колхозах есть бензиновые и дизельные заправки ??? Есть пункты хранения ГСМ это будка+бочка,тоже самое и с газом будет.
        о каких станциях вы говорите и датчиках совсем не понятно.
        Газовая заправка с завода выпускается в полном сборе и там есть всё:сосуд,насос,манометр,
        счётчик,заправочный пистолет,огнетушитель.
        Личное дело каждого заправлятся дизелем за 30-33руб/л или газом за 14-15руб/л.
        И вообще если не используете сжиженный газ как топливо сами то о чём разговаривать если Вы не ощущаете разницу...

  • Анонимно
    27.01.2014 20:00

    Надо свои жигули перевести на газ, по 2-3 млн в год экономить буду.

  • Анонимно
    27.01.2014 21:11

    Что ж вас так лихорадит то. То сжатый газ толкают то сжиженный.

  • Анонимно
    27.01.2014 21:12

    Все инициативы по газу запоздали на 10-12 лет.

  • Анонимно
    27.01.2014 21:49

    Вроде только что про сжатый газ говорили? А теперь сжиженный в фаворе?

  • Анонимно
    27.01.2014 22:20

    Сжатый газ тяжело транспортировать и по сравнению с сжиженным газом там высокое рабочее давление.
    заправиться сжатым газом можно с газопровода высокого давления а сжиженный газ это смесь пропана-бутана где бутан отход нефтехимической промышленности он как соевое мясо в котлетах выступает наполнителем а пропан это газообразная фракция которая воспломеняет эту смесь.
    рабочее давление сжиженного газа 12-18 кг/см а сжатый газ работает при давлении 140-200кг/см вот и почувствуйте разницу.

  • Анонимно
    27.01.2014 22:21

    Камазовский движок не расчитан на газ. Неуважаемые сотрудники НТЦ камаза - разработайте ДВС под КПГ и СПГ. Или вы там работаете после курса поворов? ДВС при переводе с дизеля на газ теряет крутящий момент. Обьем ДВС должен быть как минимум в 1,5 раза больше - это азы двигателестроения(возмите ДВС гранты и запихните его в уазик и посмотрите как поедет.) Хотя Афанасьев так и не ответил на вопросы, в частности касаемо того чем занимается НТЦ. В качестве абсурдности всех разработок, можете продемонстрировать как камаз на ГДО поднимается на уральские горы с 20тн. за спиной (5 км/ч 1 пониженная) - сам плелся за таким из магнитки (желтый камаз с синей буквой Л)Кстати Афанасьев! А почему Вы отвечаете только на удобные Вам вопросы? где ответ про з/п руководителям? где ответ про оборонку? про НТЦ? С уважением! =

    • Анонимно
      28.01.2014 08:23

      Дайте и мне "кинуть камень" в сторону О.Афанасьева. "В 2013 году КАМАЗ произвел около 530 автобусов и грузовиков, работающих на газомоторном топливе. В 2014 году мы рассчитываем, что у нас будет произведено и реализовано около 1100 автомобилей и автобусов, использующих в качестве топлива компримированный природный газ."А теперь эту "кучу" машин размажте по территории РТ и тем более России. Эффект будет "0". А применение СПГ в качестве топлива на сельхозтехнике вызывает большие сомнения (потери мощности и крутящего момента ДВС!) Это тоже самое, что крестьянену сказать "паши на козе. Она и ест меньше, а еще молоко дает."

    • Анонимно
      28.01.2014 13:02

      даже дуракам в ящике говорят,что мощность дизеля на 30%больше бензина,соотв. на бензине и газе на 30% меньше!и что он потянет?

  • Анонимно
    28.01.2014 01:00

    Современный сжиженный природный газ состоит на 95 % из метана, в остальные 5 % входят этан, пропан, бутан, азот.СПГ получают из природного газа путём сжатия с последующим охлаждением. При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз.Для воспламенения необходимо иметь концентрацию испарений в воздухе от 5 % до 15 %. Если концентрация до 5 %, то испарений недостаточно для начала возгорания, а если более 15 %, то в окружающей среде становится слишком мало кислорода.

  • Анонимно
    28.01.2014 09:35

    пока построят само производство СПГ а потом перевалочные базы по РТ пока газ дойдет до села он также как и дизтоплво будет стоит.Не в каждом колхозе АЗГС построишь

  • Анонимно
    28.01.2014 10:10

    Кабмин и госсовет нужно переключить на газ.

  • Анонимно
    29.01.2014 09:52

    Давно пора на газ переводить. Это вообще должна быть государственная программа, которая обязывает это делать. И компенсировать надо не проценты на покупку автомобилей в кредит, а проценты на инвестирование в данное направление! Что такое 3 млрд.р.? плюнуть и растереть! Надо просто-таки обязать выпускать к 2020 году 40% автомобилей с газовым оборудованием сразу с конвейера! И сохранять на них гарантию!

  • Анонимно
    29.01.2014 16:24

    "...Когогина привлечь..." ЗОЛОТЫЕ СЛОВА, РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль