Общество 
2.02.2014

Римзиль Валеев: «Очень тяжело разминировать идеологическое пространство»

Информация должна служить белым платком парламентера, а не инструментом вражды

Нынешняя война — информационная, похожая на деловую игру или культурный досуг. Никакого мордобоя, крови, дыма и взрывов. Но ее масштаб и количество участников, влияние на судьбы целых народов и государств намного больше, считает известный татарстанский публицист и общественный деятель Римзиль Валеев. В своей очередной статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он с тревогой отмечает, что слишком много информационных «снарядов» и «патронов» выпускается в мишень национальных и религиозных отношений в России. Причем Татарстан находится в самом центре информационных боев.

ИЗ ОКОПА ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Пишу, как Фатих Карим на фронте в 1942 году, в передышках между боями. Только если поэт и воин писал 158 стихов 8 поэм в блиндажах и окопах как солдат действующей Красной Армии, то я сижу в теплой квартире, за столом с современным компьютером, который намного удобнее, чем блокнот на прикладе. Но настроение не благостное. Временами — как на фронте. Нынешняя война — информационная, похожая на деловую игру или культурный досуг. Никакого мордобоя, крови, дыма и взрывов. Но ее масштаб и количество участников, влияние на судьбы целых народов и государств намного больше. Была Страна Советов — 1/6 часть земного шара, и где она? Или Югославия? Грузия с приграничной Абхазией и Осетией пахли мандаринами и чаем, умиляли приветливыми песнями, зажигательными танцами — теперь здесь совсем другие настроения. Специально не затрагиваю остальную часть Северного Кавказа. В большинстве случаев пушки, автоматы, бомбы загрохотали не сразу и не надолго. Зато все время шло информационное и идейное ристалище. Нет сил остановить ее, все попытки запретить информканалы, обуздать телевидение, интернет бесполезны. Впрочем, в РФ с 1 февраля сайты, призывающие к беспорядкам и свержению власти, положено блокировать. Но как быть с теми, кто не призывает, но сеет такую информацию и идеи, что охота что-нибудь сделать? Война начинается в головах людей...

ВСЕОБЩИЙ ЛЮБИМЕЦ ЖИРИНОВСКИЙ...

В четверг поздно вечером на канале «Россия 1» состоялось сражение Владимира Жириновского и Олеся Бузины — писателя и общественного деятеля из Украины. Киевский гость был из поклонников Владимира Путина и лояльно настроен к России, только пытался объяснить, почему и за что украинцы выходят на майдан. Он называл героями «Беркут» и внутренние войска, стоящие на улицах Киева. Но все равно ему досталось крепче, чем могли накостылять на улице Грушевского.

Цитировать или просто перечислять оскорбления, с которыми депутат Госдумы бросался на не самого плохого деятеля сопредельного государства, выше моих сил. Могут привлечь за содействие терроризму. В других случаях все, что делал и говорил депутат Госдумы Жириновский, — статья 282 с десятками эпизодов и большим сроком. Но Владимир Вольфович знает, что статьи за разжигание он получит. Он может только получить бесплатный прямой эфир на федеральном телеканале и право приводить своих помощников-однопартийцев. И регулярно. Вероятно, чтобы напугать «врагов» России. Или показать населению, что Путин куда адекватнее и добрее? Что еще?

На Украине тоже есть радикалы, есть непримиримая оппозиция, наследники и степаны бандеры. Поэтому Жириновский востребован. Но смотреть и слушать его в прямом эфире в этот вечер было равносильно тому, что посидеть на лекции Адольфа Гитлера в какой-нибудь партшколе национал-социализма. А ведь у экранов сидят не враги, а обычные граждане России и Украины, которые по инерции чувствуют себя представителями общей, уже несуществующей родной страны. Боюсь, после этого эфира большинство жителей Украины захотят держаться подальше от РФ. Любой такой имперский окрик, унижение шовиниста могут запомниться, а потом сработать как старая ржавая мина... Чаще всего они стакиваются с аналогичной «дубиной» противной стороны.

И тогда, как говорится, мама не горюй.

Можно понять ярость официальной власти нашей страны — после 15-миллиардной помощи и снижения цен на газ значительная часть политических сил Украины хочет вырваться из наших объятий. Но вряд ли стоило применять такое грозное оружие возмездия, такой мощный фонтан ненависти, как Жириновский.

Интересно, что думают об этом в МИД России и в российском посольстве в Киеве? Думаю, у дипломатов украинского направления работы прибавилось и хватит на многие десятилетия. Без гарантированного результата.

И это только один эфир и один не самый страшный эпизод. Поток противоречивой информации с негативной энергией просто невозможно переварить. Телевидение показывает детально, крупным планом, так что в наших домах чувствуется запах горящих покрышек. Слезы, кровь, ненависть. Для кого-то революция, для кого-то беда. Но нас она тоже не минует. У каждого есть друзья — украинцы по национальности. Знаю татар Киева, Харькова, Запорожья, Львова, Крыма. Карьера президентов Леонида Кучмы, Виктора Ющенко, Виктора Януковича, действия разных составов правительства влияют и на нас. Можно вспомнить завод в Кременчуге, еще кое-что. Вспомнить неоднозначное отношение людей к этническим процессам, к развитию культуры, к сохранению языка.

Поток новостей и непредсказуемый ход событий побудил желание услышать что-то человеческое, первичное, не политизированное. Позвонил руководителю национально-культурной автономии украинцев Казани Владимиру Любченко. Он тоже был расстроен скандальным эфиром Жириновского и противостоянием в Киеве. Можно понять, что испытывают в эти дни миллионы российских украинцев. Они живут и работают всюду, особенно на сибирской «нефтянке», на заводах. У них сердца и там, и здесь. Украинский фактор не может быть только отрицательным, тревожным.

Адекватной, идеологически выдержанной, этически приемлемой информации на этот счет практически нет. Есть готовность воевать. Хоть как, хоть где и все равно с кем. Непримиримые, воинственные украинские деятели перекликаются с аналогичными элементами в России. А ведь ненависть порождает ненависть. Война всех против всех — это самый нежелательный вариант для общества и в международных делах. Информация могла бы служить мостиком, белым платком парламентера, а не инструментом вражды, как сейчас. Может быть, я преувеличиваю?

«БУМАЖНЫЙ» РЫНОК ЖИВЕТ И ПРОЦВЕТАЕТ

Из выступлений медийных начальников знаем, что бумажные газеты и журналы скоро умрут. Газетно-журнальных киосков в Казани осталось очень мало. В холодные дни они закрылись вообще. В поисках свежих номеров газет зашел в магазин Daily на Карла Маркса, рядом с выставочным залом. И там обнаружил прилавки с десятками, сотнями газет и журналов. Здесь тепло, светло, красиво, люди покупают периодику, другие товары, у кассы всегда очередь из двух-трех человек. Нормальный, успешный бизнес. Продавщица сказала, что в городе работают 18 таких магазинов. Так что считать, что все сидят в интернете, по крайней мере наивно. Полиграфический бизнес, газеты и журналы во всем мире живут и здравствуют. Надо только уметь организовать.

Ну как же тема «Евромайдана»? Специально купил наиболее популярные федеральные издания. На первых полосах — плакаты с баррикадами и марширующими боевиками. Везде война. Украина — черным и красным цветом. Разумных, объясняющих реальную ситуацию почти нет. Про наши интересы и поиск позитивных идей тоже нет. Уважения и корректного обращения с национальными проблемами почти незаметно.

КТО ЦЕЛИТСЯ В НАШУ ЖИЗНЬ?

На всякий случай пробил в поисковике слово «Татарстан» в контексте национальных проблем. Самая свежая публикация на сайте Regnum.ru посвящена положению кряшенов в Татарстане. Аркадий Фокин — председатель совета ветеранов кряшенского движения, дает интервью: «Кряшенский вопрос болит и кровоточит уже на протяжении 80 - 90 лет». Прочитав этот текст, любой непосвященный человек придет в ужас. Не хочется спорить по существу вопроса, так как здесь налицо рецидив политтехногической PR-акции. Направлена она на дискредитацию Татарстана, оказание давления на президента республики, работа которого оценивается и по состоянию межнациональных отношений. А их легко замарать заказной публикацией или подметным письмом.

Стоит посвятить отдельный круглый стол или статью кряшенской теме. Посмотреть на реальное положение дел, на факты. Как заявил в пятницу на творческой встрече депутат Государственной Думы Фатих Сибагатуллин, в Татарстане четыре-пять глав районов, несколько руководителей крупных предприятий и важных ведомств — кряшены. Они контролируют 20% ресурсов республики, заявил депутат. Можно уточнить детали, поговорить с руководителями республиканской общественной организации кряшенов, почитать их газету «Туганайлар», посмотреть кряшенский госансамбль «Бермэнчек». Вряд ли Аркадий Васильевич изменит свою позицию, потому что, как мне сказали представители кряшенского общества, теперь он стал частью информационной борьбы вокруг кряшенского вопроса.

А ведь в течение многих лет, когда Фокин возглавлял зональную комсомольскую школу, когда он работал в отделе межнациональных отношений аппарата президента РТ, Аркадий Васильевич таких радикальных заявлений не делал. Хотя тогда внимания этой этнокофессиональной группе оказывалось намного меньше.

Слишком много информационных снарядов и патронов тратится на поприще национальных и религиозных отношений в России. Татарстан не остается в стороне, наоборот, в самом центре сектора огня.

Украинский кризис стал экраном всеобщей мобилизации на психологическую войну. В том же сайте Regnum.ru только 31 января появилось более 40 публикаций на тему «Евромайдана»! Больших и малых, объективных и не очень. Плюс к ним — интервью с Фокиным по кряшенам Татарстана. Только за одни сутки, только трудами агентства Regnum! Публикации нацелены на идейных «врагов», рассчитаны на эффект. Но попадают эти стрелы в сердца всех читателей и зрителей без учета их политических взглядов и регионов проживания. Всего на украинскую тему только в последнее время появилось 922 публикации. Немало их здесь и о национальных проблемах Татарстана. Заметим, именно эта тема была «козырной» при позитивной оценке ситуации в нашей республике. Сейчас снаряды ложатся все ближе. Кому-то нужно подтянуть «фронт» информационной войны к берегам Волги.

Вспомнил слова отца, воевавшего сапером: разминировать труднее, чем ставить мины.

Мы видим, как нелегко разминировать идеологические просторы, выкорчевывать национальные пни и коряги. Особенно под обстрелом пулеметов, снайперов и всяких провокаторов. Если не верите, посмотрите на майдан, спросите у конфликтующих сторон в Киеве.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (143) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.02.2014 09:11

    Когда на Земле начинается бесчинство и бардак, тогда Аллах Субхана вэ Тагаля отправляет на Землю тирана, который сначало все уничтожит, выстроит новый порядок, а после покинет наш мир. И если мы не поймем уроки истории, то не долго осталось.

  • Анонимно
    2.02.2014 09:14

    А кто, когда мины заложил? Все эти мины закладывались в 90х годах при вашем же участии.

  • Анонимно
    2.02.2014 09:16

    Кряшен стоит пожалеть, в свое время, о них сформировалось мнение, как о предателях веры, вот они веками и пытаются доказать, что их предки поступили правильно и дистанцироваться от остальных татар. А так, кому они нужны, кроме себя, пусть молятся хоть Кришне, никто им не мешает. И вообще, неприязнь вызывает, обычно, попытка кого то дернуть одеяло на себя, потребовать каких то преференций, типа как наши муллы требуют от власти помощи в установке мечетей и молельных комнат и мечетей на каждом углу, то же самое можно наблюдать и у христиан.

  • Анонимно
    2.02.2014 10:27

    Конституция РТ: в Республике Татарстан два равноправных государственных языка- это татарский и русский. Ты своей русофобией даже в Москве не актуален, съездий в Чечню , это тоже РФ , может там тебя услышат.

    • Анонимно
      2.02.2014 13:07

      Учи русский - "съездий"

      • Анонимно
        2.02.2014 14:07

        Я бы вам на татарском написал, только русские кроме русского других языков не учат по причине своей лени. Ладно хоть на территории России татары есть, чтобы двигать прогресс, а то и одно из восьми чудес света Храм Василия Блаженного, которые сделали два татарина на Красной Площади и того бы не было.

        • Анонимно
          2.02.2014 14:53

          Будьте так любезны, напишите на татарском! Посмотрим как Вы владеете татарским языком.

        • Анонимно
          2.02.2014 19:00

          Началось...Мания Величия.Что пьём?

  • Анонимно
    2.02.2014 10:37

    Никто кряшен не заставляет сейчас креститься, они принимают троебожие по традиции родителей. А если среди них провести разъяснительную работу , и объяснить разницу между троебожием и Единобожием, то они умные люди и выберут правельный путь. Это наши татары, которые даже будучи троебожниками называют Бога Аллахом, а Аллах в переводе с арабского- это Единый Бог.

    • Анонимно
      2.02.2014 16:07

      Это все что вас беспокоит в жизни? Мойша Я вам скажу вы счастливый человек.

  • Анонимно
    2.02.2014 10:47

    Также, как и автор, считаю - в том числе и на БО слишком много религиозной тематики. И нет среди блогеров правых или неправых, но межнациональные и религиозные конфликты возникают тут же, с очередной выпущенной пулей. И, казалось бы безобидные комментарии радикально настроенных читателей, на самом деле несут в себе не только злость и агрессию, они пудрят мозги тем, у кого нет своего мнения, но есть желание побиться: как вулканическая лава это однажды выйдет наружу.

    • Анонимно
      3.02.2014 08:57

      Точно Вы подметили. Действительно стоит только начаться религиозной дискуссии, пусть даже чисто в образовательных целях, чтоб друг друга лучше узнать, но все заканчивается дурацкими провокационными комментариями. А если не общаться то вроде как диалога культур нет))) Но думаю что народы в Татарстане все же обречены на дружбу, нелегко будет нас разделить

  • Анонимно
    2.02.2014 10:55

    Обычно с удовольствием читаю Р.Валеева не исключение и эта публикация Теперь по существу.Украина. Моя знакомая из Запорожья, кстати еврейка, муж татарин сын успешный бизнесмен о происходящем в тамошних краях высказывается не политкорректно - дурдом.И для меня Украина не "терра инкогнито", проходя срочную службу зенитчиком, бывал в командировках в западенских краях" в качестве пехотинца.Тогда добивались остатки бандеровцев.Много чего навидался и наслушался.Людями их(активистов)назвать нельзя, что они выделывали в польских и русских селах написано, слабонервным читать не советую. Эсесовцы могли отдыхать, что они и делали поручая им самую грязную работу.Поэтому отношение большинства россиян к "бандерлогам" отрицательное, да и фамилия их покойного фюрера которого кажется Ющенко возвел в герои Украины по русски звучит весьма знаково - "Бандера".Но все, что происходит в Киеве и по другим городам и весям намного сложнее чем это представляет Жириновский, человек умный и хорошо проплачиваемый. Не надо из Виктора Януковича, вылепленного из мелкого уголовника в политдеятеля и успешного бизнесмена донбасским татарином - миллиардером Ринатом Ахметовым делать пророссиского человека. Он хотел и рыбку съесть и еще кое что сделать,но не получилось.Думаю, что большого кровополития не будет но президентскую власть ограничат.А все эти разговоры о народе - брате они бесполезны, равно как и с белоруссами. Это самостоятельные государства со своими интересами не совпадающими с интересами РФ. Как и встарь лучший союзник России ее вооруженные силы,это вроде бы еще Алесандр номе три говорил.Поэтому все идеи панславянского единства нереальны, даже мудрый Сталин создавший в годы войны такой комитет во главе с генералом Гундоровым, потом закрыл этот проект.Думаю, что мы легче договоримся с немцами, чем допустим с поляками. Теперь о религии. Наверное, устроить на территории Татарстана, что то то вроде "веромайдана" не удастся ни радикальным мусульманам ни православным. У нас тут запас прочности большой. И жесткая реакция властей на действия "мальчиков баловавшихся со спичками и случайно поджегших церкви в кряшенских селах, и запустивших безобидную хлопушку в сторону Нижнекамскнефтехима" утрирую доводы адвокатов даст предупреждение другим "баловникам" А вот кряшенская проблема есть. Не стал бы как это сделал Р.Валеев попрекать А.Фокина, которого тоже знаю партийно -комсомольским прошлым, все мы выражаясь по Шварцу проходили "школу дракона",и он первым учеником не был.Все однако меняется, недавно один из таких "первых учеников" даже предложил убрать памятник Ульянову подальше от главного здания университета,очевидно, что -бы не возбуждал у молодежи дурные "антирыночные" мысли.А в целом несмотря на отдельные "экстремвсплески" межконфессиональная сиитуация у нас в норме.И последнее не считаю Р.Валеева наивным человеком, но его призыв к прессе типа,давайте будет размахивать белым флагом и призывать "ребята давайте жить дружно" нереален.Такого не было , нет и не будет.Ленинские положения о месте и роли прессы в обществе остаются в силе, какую бы униформу не носили власти.И пожелание к БО попросить Валеева или кого то еще высказаться по поводу ситуации с единым учебником истории России. Бои на этом участке идут уже рукопашные. Предлагаю, подключить к обсуждению этой проблемы и моего друга И.Р.Тагирова, человека много чего знающего не по наслышке, активно участвовавшего в 90-е гг. в нормализации отношений между РФ и РТ.

    • Если бы проводили референдум о сносе памятника Ленину со "сковородки" КГУ, я бы сказала "за". Сейчас я просто копаю в этой теме и "нарыла" много нестыковок, которые тянут чашу весов к тому, Ленин - это не конкретный человек, а проект. Точно, как "Блестящие" - была Фриске - стала Семенович и т.д.. Фриске умирает -проект жив. Но даже не в этом дело. Само то, что перед КГУ стоит памятник тому, кого ИСКЛЮЧИЛИ из университета, заставляет нормального человека покрутить пальцем у виска.А Ваш пост мне понравился. Люблю, когда мужики не по облакам палят, а по-военному четко мыслят.

  • Анонимно
    2.02.2014 11:08

    Остроту политической полемике по поводу «кряшенского вопроса» в переписи придает то обстоятельство, что этнократический режим может утратить свою легитимность, потеряв большинство. М. Шаймиев еще в августе 1997 г., выступая на II Всемирном конгрессе татар, сообщил: «Рост численности населения республики происходит в основном за счет миграции. В связи с этим должен особо отметить, что в республику с 1992 г. по январь 1997 г. прибыло более 100 тыс. человек, из которых татары составили 73 процента. Сейчас в республике 52 процента населения составляют татары». Кряшены могут отнять от этого количества 5–7 процентов, если и не превратив татар в республике в меньшинство (их будет все равно больше, чем каждой из остальных групп), то сделав еще более очевидным тот дисбаланс во властных структурах в пользу татар, который давно привлекает внимание аналитиков[28], и заставляет видеть в радетелях федерализма защитников этнократии.На конфликт федералистских лозунгов с имперским поведением по отношению к собственным внутриреспубликанским меньшинствам обратили внимание и ученые, и журналисты. На состоявшемся в марте 2002 г. Ученом Совете ИЭА С. А. Арутюнов, в свое время поддержавший Татарстан в реформе алфавита и переходе на кириллицу[29] и обвинявший центр в имперских амбициях, выступил с резкой критикой антикряшенской позиции своих коллег из Татарстана: «Я против всякого рода национализма на макро-, микроуровнях. Вы помните, что я поддерживал казанских коллег в их борьбе с московским шовинизмом, но я не одобряю сегодняшний татарский империализм в отношении кряшен. Если кряшены хотят быть кряшенами, нельзя этому препятствовать. Будем привержены демократическим нормам»[30].http://www.valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/etnograf..

  • Timur
    2.02.2014 11:09

    Не работать, не учиться;В нашей нынешней странеНадо правильно молиться –Сразу будешь на коне!Вор какой-нибудь спалился,Светит вору крупный срок,Но как следует взмолился –Глядь, и Бог ему помог!Ну, а мы стараться радыВо спасение страны –И давай дышать на ладан,Как объелись белены!Русь обратно опопелаИ решила навсегда:Ставить свечки – это дело,Остальное – ерунда!

  • Анонимно
    2.02.2014 11:13

    Слово сегодня-как нож хирурга!Прав Римзиль во многом,но не во всем!Пора признать,построив мечеть КУЛ ШАРИФ в Кремле рядом с ЦЕРКОВЬЮ мы забросили совсем межнациональную,межконфессиональное воспитание!Вся работа в этом направлении сводилась к бахвальству,используя местоположение мечети и церкви!Съездите в Актюбинск,увидите такую красоту-убедитесь что не только мы толерантны,и на ПЛОЩАДИ КРЕМЛЯ!!!Я вообще не вижу и не чувствую работу соответствующих структур по обозначенным проблемам!А мной очень уважаемого за компетентность ПанАлекса прошу вспомнить царей Российских,которые вели делопроизводство на русском и на татарском,и ответить, их кто и что заставило так поступать?знакум

  • Анонимно
    2.02.2014 11:14

    Вчера в Казани на базе Института социальных и гуманитарных знаний прошла конференция по проблеме кряшен в Татарстане - православного тюркоязычного этноса. Среди спикеров мероприятия был лишь один известный представитель независимого кряшенского движения - председатель Общества ветеранов кряшенского движения Аркадий Фокин.С другой, "официальной" стороны выступили Людмил Белоусова - руководителя исполкома Общественной организации кряшен Татарстана (ООКТ) и редактор газеты "Туганайлар", выпускаемой госагентством РТ "Татмедиа" и другие апологеты официальной точки зрения.Желающих принять участие в конференции просто не пустили в зал. Фокин не стал заходить: он сказал: или пустите всех, или я не зайду.В итоге было без него. Своим присутствием легитимизировать этот "научный" круглый стол он не стал. Проход, как и в случае создания Татарстанской организации Общероссийского народного фронта, осуществлялся по списку, утвержденному в Аппарате Президента РТ.Политика властей Татарстана по взаимодействию с гражданским обществом становится все более закрытой и антидемократичной!

  • Анонимно
    2.02.2014 11:18

    татарский язык всем будет интересно учить, когда она будет на основе арабской графики (использовался с X века по 1920 год), а не как сейчас, используя кириллицу.

    • Анонимно
      2.02.2014 12:25

      "татарский язык всем будет интересно учить..." ВОТ НЕ НАДО ЗА ВСЕХ ГОВОРИТЬ!!!

      • Анонимно
        2.02.2014 22:48

        Как, неужели вас даже крючочки, писанные справа налево не заинтересуют?)))))))

    • Анонимно
      3.02.2014 08:10

      Чтобы примирить всех, предлагаю ориентироваться на монгольскую графику.

    • Вы чего несете, уважаемая?(По стилю вижу, что женщина)Вы не помните, как татар отбросили на сотню лет в образовании и науке, переведя татарскую графику сначала на латинский алфавит, а потом через 10 лет - на кириллицу? Для чего это было сделано,- вникните. Татары были САМЫМ ОБРАЗОВАННЫМ ТЮРКСКИМ НАРОДОМ, а смена алфавитов привела к тому, что грамотное население в одночасье становилось НЕГРАМОТНЫМ после очередной смены алфавита. Если сейчас татарский перевести на арабский алфавит, все предыдущие поколения будут еще раз отрезаны от культурного процесса. Я уже не говорю про такие элементарные вещи, что родители не смогут помогать своим детям делать уроки, а дети не станут читать то,что читали родители. Смена алфавита - это, в первую очередь, развал семьи, а не крючочки - петельки.

  • Анонимно
    2.02.2014 11:20

    Если современную историю рассматривать линейно, как во времена СССР, то тогда А.В. Фокину следовало бы "поставить на вид". Тогда была и дружба народов и сплочение вокруг русского народа и т.д. По переписям населения проводимых до революции, на территории Российской империи проживало около 200 народностей, или как модно сейчас выражаться - "этносов". В советские годы их количество ужалось до чуть более 100. Произошло укрупнение, в том числе и кряшен записали в татары.

  • Timur
    2.02.2014 11:21

    Православие вовсе не фундамент культуры. Его никто не выбирал, высокая "духовность" достигалась абсолютным принуждением. Это ярмо для народа, как крепостное право в свое время. Не станем же мы утверждать, что крепостничество является частью российской культуры и менталитета? Это, несомненно, часть истории, но вряд ли этим стоит гордиться и закреплять "почетную роль". А то в ролевых играх последних лет может дойти и до такого маразма.Поэтому любые претензии православия на почетную роль являются абсурдными. Нет никакого основания, чтобы светское государство каким-либо образом способствовало утверждению этого мракобесия, которое не может нормально функционировать без репрессивных законов и финансовой поддержки со стороны государства, а также категорически враждебно светской идеологии. Впрочем, к сожалению, Россию сегодня можно с большой натяжкой назвать "светским государством

    • starr
      3.02.2014 12:46

      Не смешивайте Веру с религией - и все встанет на свои места. Мои дед и прадед прожили замечательную жизнь с Православием и в головах и в сердцах, помогая друг другу жить в соседстве с ближними - без государственной поддержки. И никакого "ярма" на себе в этом смысле не ощущали. Так что - не фундамент культуры, но её огромная часть. Нужно иметь мужество признать это.То, во что сейчас превратился институт Церкви, начиная с канонизации Николая-II и заканчивая снижением налогов на алкоголь и сигареты конкретно для РПЦ, торговлей наркотой в церквях Голландии, пидореснёй и там и там, то - да, такое нельзя называть фундаментом культуры народа, жившего доныне.Но если все это не остановить - вот тогда это станет фундаментом для нашей молодежи. Да и часто уже становится...

  • Анонимно
    2.02.2014 11:24

    Дежурный автор БО Р.Валеев пишет о круглом столе, но вчера его провели. Так вот туда не пустили всех желающих. И збирательность эта по спискам АП понятна, как при переписи 2002 и 2010 года, когда кряшенский вопрос решали без кряшен. А Аркадий Васильевич Фокин не стал заходить: он сказал: или пустите всех, или я не зайду. Думаю, так бы поступил любой честный татарстанец. Если присутствовать на подобных мероприятиях, то только в качестве наблюдателя. А Аркадий Васильевич, просто молодец!

  • Анонимно
    2.02.2014 11:29

    Для начала надо ,чтобы журналистами, особенно на федеральных каналах, работали люди всех националностей, а не одной, как сейчас. И эти журналисты,совсем нерусские. Вот тогда ,может быть , будет хоть какая-то объективность.А кряшенов надо отпустить. Пусть живут как хотят. Татары без них не пропадут. Хотя,чтобы все прояснить, надо бы провести ДНК-экспертизы татар и кряшенов. Тогда все и выяснится.

    • Анонимно
      2.02.2014 12:39

      "А кряшенов надо отпустить". Ключевая фраза в Вашем комментарии.Она очень точно передает суть вопроса и перекликается с мнением авторитетного ученого. На состоявшемся в марте 2002 г. Ученом Совете ИЭА С. А. Арутюнов, в свое время поддержавший Татарстан в реформе алфавита и переходе на кириллицу[29] и обвинявший центр в имперских амбициях, выступил с резкой критикой антикряшенской позиции своих коллег из Татарстана: «Я против всякого рода национализма на макро-, микроуровнях. Вы помните, что я поддерживал казанских коллег в их борьбе с московским шовинизмом, но я не одобряю сегодняшний татарский империализм в отношении кряшен. Если кряшены хотят быть кряшенами, нельзя этому препятствовать. Будем привержены демократическим нормам»[30].http://www.valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/etnograf..

      • Анонимно
        2.02.2014 16:54

        Только вы намеренно не обратили внимание на проведение генетической экспертизы, которая все расставит по своим местам. И кряшены сами знают ,что она покажет. А спекулировать на теме притеснений гораздо выгоднее,чем признать истину.

    • Анонимно
      2.02.2014 12:51

      "Для начала надо ,чтобы журналистами, особенно на федеральных каналах, работали люди всех националностей, а не одной, как сейчас" А вы не знаете Лиля Гильдеева на НТВ она какой национальности?

      • Анонимно
        2.02.2014 16:49

        А кроме Лили Гильдеевой можете назвать другие татарские и русские фамилии журналистов , работающих на ТВ? Я не говорю уже про бурятов, якутов алеутов и другие национальности. Такое ощущение, что факультет журналистики заканчивают только евреи.

        • Анонимно
          2.02.2014 18:27

          "А кроме Лили Гильдеевой можете назвать другие татарские и русские фамилии журналистов , работающих на ТВ?" Да конечно и удивительно что вы не видите! Внимательней надо быть!

          • Анонимно
            2.02.2014 18:41

            Но вы же не будете спорить , что их -русских и татар - несравнимо меньше, чем вас. Хотя по переписи евреи не являются первым по численности народом в РФ. И такая история на всех центральных каналах. С чего бы это?

  • Анонимно
    2.02.2014 11:38

    Кряшены в 20-е годы признавались государством в качестве самобытной народности, имели собственные газеты,школы, национальную интеллигенцию, проводили кряшенские съезды. В годы сталинской национальной политики кряшен причислили к татарам, принудительно поменяв их паспорта. Лишенные своей истории, статуса отдельной народности и своего названия, кряшены сумели выжить в годы советской власти, сохранив свою веру и свой язык.

    • Анонимно
      2.02.2014 13:29

      Читай первый комент, это ответ на твой вопрос. Татары- единая нация, с единой историей образования, единой культурой и религией веры в Единого Творца.

    • Анонимно
      2.02.2014 14:34

      Не совсем правильно. Основная масса кряшен жили и живет в сельской местности, и они не имели паспорта почти до времен Горбачева. Сталин ни какие паспорта никому на селе не давал. И кряшене свою веру, как евреи не имели, их заставили брать чужую веру. И вот теперь некоторые , якобы ученые, приравнивают татар и евреев. Так что, наука развивается, и видимо еще одна религия появиться у татар. Тогда вообще в толерантности, татар никто не может критиковать. У нас, наверно, будет три веры. Если такую еще одну книгу напишут.

      • Анонимно
        2.02.2014 14:58

        Еще скажите, что процесс урбанизации кряшен не коснулся и в довоенные годы, во время войны огромное их число не покинуло села. Не вводите читателей в заблуждение относительно истории кряшен по принципу "сам не читал, но осуждаю".

    • raf
      2.02.2014 23:02

      " Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры."-И.В.Сталин.Если кряшены являются "самобытной народностью",то кряшены,и все народы Российской Федерации,-Русские.Пока колония США.Нацией следует стать,если мошна потянет.Такова,фундаментальная Реальность.Вычлениться из описанного,по религиозному предпочтению,это экстремизм.Фокину следует изучить азбуку коммунизма.Но он,видимо,хочет есть хлеб со сливочным маслом,сверху сдобренной чёрной икрой.

      • Анонимно
        3.02.2014 10:07

        raf, вы путаете понятия нация и народность, русские и россияне и несете всякую чушь, приписывая Фокину того чего нет. Закончите сначала среднюю школу, а потом участвуйте в серьезном разговоре, приводя факты и аргументы, а не оскорбляя людей походя только из-за того, что вы ничерта не смыслите в обсуждаемом вопросе.

  • Анонимно
    2.02.2014 11:45

    А что спрашивать у киевлян?Они так и говорят-надоело что вся власть и финансы принадлежат узкому кругу лиц-ничего не напоминает,а,уважаемый автор(кстати,Вы хоть что то пытаетесь понять и пишите-спасибо за это)ю

  • Анонимно
    2.02.2014 12:26

    В Казани активистов-кряшен не пустили на конференцию "по кряшенскому вопросу". Подробности: http://www.regnum.ru/news/1761632.html#ixzz2s3phkglVКак и во время переписи населения 2002 и 2010 годов при обсуждении кряшенского вопроса.

  • Анонимно
    2.02.2014 12:36

    То что информационная война вокруг Татарстана идет, коорденируется кем то, и давление усиливается - видно невооруженным глазом. Ясно, что основная цель в этой войне - крупные куски собственности в виде Татнефти, нефтехимии и прочих ништяков. Эти активы пока в собственности у региона, либо в руках местных кланов. Атакующей стороной уже активированы такие опции как "растет радикальный ислам", "обижают кряшен", "ОП "Дальний", "местная нефть плохого качества для экспорта". Нужно ожидать активации следующих опции: "местные баи незаконно владеют активами", "острый конфликт между прежним и нынешним руководством Татарстана", "местные перерабатывающие заводы губят экологию", "татары и мишяре - это разные национальности" и "большинство татар проживает не в Татарстане, поэтому представительный общественный орган татар должен быть в Москве". Для местных саперов информационного поля работы будет уйма. Жаль, что "Татмедиа" вместо того чтобы собирать, обучать таких саперов думает только о своих киосках и ларьках...

    • Анонимно
      2.02.2014 13:51

      вы попали прямо в самое яблочко. только вот если даже и включится как сказана вами опция "местные баи незаконно владеют активами" то это включение пройдёт более чем успешно, так как баям и нет доверия народа. я прошу вас и дальше писать ваши прозорливые комменты, может быть людей станет больше, почему то большинство людей сейчас это самые настоящие зомби-мертвецы как из фильмов ужасов.

      • Анонимно
        3.02.2014 09:54

        Спасибо! Буду писать:)). Что касается опции "местные баи незаконно владеют активами", эта самая опасная и эффективная опция. Особенно на фоне ухудшения экономического положения в стране и роста недовольства подавляющего большинства населения. Контрмеры против данной опции есть. Нужно опережать, и Казанскому кремлю самому показательно "раскулачивать" своих зажравшихся. Бить своих, чтобы чужие боялись. Примеры "подобной работы" по бывшим топ менеджерам "Вамина", "Татспиртпрома" показывают, что наша управленческая элита хотя бы интуитивно понимает как быть. Но тут нужно опасаться того, чтобы не складывалось общественного мнения о простом переделе жирных кусков внутри самой верхушки. Это сложно.

    • Анонимно
      2.02.2014 13:51

      а учителя кто?в татмедиа есть они?

    • Анонимно
      2.02.2014 13:59

      Для нашего Президента бизнес на первом месте. Идеология нужна постольку-поскольку.

  • Анонимно
    2.02.2014 13:20

    КРЯШЕНА фокина прочитали хотелось бы прочитать кряшена Ивана Егорова:что думает он об этой кляузе? Фокин как кряшены пережили период исламизации ЗОЛОТОЙ ОРДЫ при хане УЗБЕКЕ.Кряшены близкий вам народ по языку и Православной вере Нугайбаки.Где они сейчас?Вот и вы хотите повторить путь этого славного народа,который потерял свой язык.

  • Анонимно
    2.02.2014 13:53

    Смешно читать полемику здешних завсегдатаев. Все они вышли из одного комсомольского или партийного гнезда. Также бодро агитировали за коммунистическую партию, а сейчас с энтузиазмом спорят на религиозные и националистические темы.Сафиуллин преподавал марксистско-ленинскую философию в военном училище, Аркадий Фокин - комсомольский работник, ну и Римзиль Валеев - слушатель Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ и завотделами пропаганды, рабочей молодежи, комсомольской жизни, ответственный секретарь республиканской молодежной газеты «Ленине».В общем, при любом строе они всегда найдут себе применение.

  • Анонимно
    2.02.2014 13:53

    Все знают, что кряшены образовались благодаря политике Ивана Грозного, который крествшимся татарам сохранял земли на берегу рек и не облагал подушным налогом, а несогласных убивали, или они уходили в леса и на болота, тогда в Казанском Ханстве леса составляли больше половины.

    • Анонимно
      2.02.2014 16:11

      "Все знают, что кряшены образовались благодаря политике Ивана Грозного". Эту идеологическую чушь внушили многим татарам. Язык у кряшен не татарский и христьянство они приняли задолго до рождения Ивана Грозного. Назвать кряшена крещеным татарином - всеравно что назвать татарина некрещеным кряшеном.

      • Анонимно
        3.02.2014 02:12

        КРЯШЕН, ОТ СЛОВО КРЕЩЕННЫЙ, ИЛИ ТЫ И ЭТО ОТРИЦАЕШЬ. ЕСЛИ КРЕЩЕННЫЙ, ТО ДО КРЕЩЕНИЯ ОН БЫЛ КЕМ-ТО, ИМЕЛ КАКУЮ-ТО НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. ИЛИ ТЫ И ЭТО ОТРИЦАЕЩЬ. ЕСЛИ ТЫ БЫЛ НЕСТОРИАНЦЕМ-ХРИСТИАНИНОМ, ТО ВСЕРАВНО ТАТАРИН-НЕСТОРИАНЕЦ. НА СЧЕТ ЯЗЫКА, УЖЕ СОВСЕМ СМЕШНО.ЕСЛИ БАШКИРЫ ХОТЬ НА ДВУХ ТАТАРСКИХ БУКВАХ НАЦЕПИЛИ ХВОСТИКИ И РОЖКИ, ЗАМЕНИВ НА СВОИ, ТО ЧЕГО СОБИРАЕШСЯ ТЫ ПРИДУМАТЬ, НАПИШИ ХОТЬ ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА СВОЕМ КРЯШЕНСКОМ ЯЗЫКЕ. МОЖЕТ И ВПРАВДА ЕСТЬ КРЯШЕНСКИЙ ЯЗЫК, НО ВСЮ ЖИЗНЬ ЖИВЯ С КРЯШЕНАМИ, ПЕРЫЙ РАЗ УСЛЫШАЛ.

        • Анонимно
          3.02.2014 13:42

          Цитата из Татарской энциклопедии, том 3, страница 462: "Формирование крещеных татар как самостоятельной общности происходило в неск. этапов; в этом процессе участвовали как финно-угорские, так и тюркские., в т.ч. позднетюркские-кипчакско-ногайские, компоненты. Принявшие православие в 15 - 1-й половине 16 вв. крещеные татары быстро обрусели."Можно соглашаться или не соглашаться с энциклопедией в формулировках, но научно доказанный факт - православие у кряшен было и до Ивана Грозного и приписывать это все исключительно Ивану Грозному, как это уже неоднократно делали некоторые коментаторы БО, это заблужение, а может быть осознанная ложь.

          • Анонимно
            3.02.2014 16:32

            УВ. КРЯШЕНЫ. ВЫ НЕ ПУТАЙТЕ СЕБЕ С ОБРУСЕВШИМИ ТАТАРАМИ. ОНИ СТАЛИ РУССКИМИ, С РУССКИМ ЯЗЫКОМ, С ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИЕЙ. И 99% РУССКИХ ИЗ ТАТАР ОНИ НЕ КРЯШЕНЫ, КУДА ВЫ ИХ ХОТИТЕ МНОГИХ ЗАПИСАТЬ, А ОБРУСЕВШИЕ ТАТАРЫ.

          • Анонимно
            3.02.2014 16:55

            ЧЕГО ОТКРЫВАТЬ АМЕРИКУ, У НАС У ТАТАР ПОЛНО СМЕШЕНИЕ С УГРО-ФИННАМИ, В НАШЕЙ ДЕРЕВНЕ ГОВОРЯТ ПОЛОВИНА ОТ МАРИЙЦЕВ, ЧТО ОТ ЭТОГО.А ПОСМОТРИ НА РУССКИХ-НИ ОДНОГО "ЧИСТОГО", ТО УГРО-ФИНН, ТО ТАТАРИН В КОРНЯХ. А КЫПЧАКИ, НОГАЙЦЫ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ОНИ И ЕСТЬ ТАТАРЫ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ. ЗНАЧИТЬ КРЕЩЕННЫЕ ТАТАРЫ. МОЖЕТ НАЗВАТЬ ВАС КРЕЩЕННЫЕ УГРОТАТАРАМИ. НО В ЛЮБОМ СЛУЧАИ, КРЕЩЕННОСТЬ, ПРАВОСЛАВНОСТЬ, НЕ МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ХОТЯ И ТАТАР В НАЧАЛЕ ВЕКА БЫЛА МОДА НАЗЫВАТСЯ МУСЛИМОМ.

            • starr
              4.02.2014 12:17

              Вы не смешивайте все в одну кучу."Русские", как и "Татары" - собирательные нации. Поэтому говорить о "чистоте" здесь можно только условно. Как у татар - кыпчаки, ногайцы, булгары, мишары и так далее. Так и у русских - русичи, вятичи, кривичи, поляне, древляне, словене, которые потом объединились в великороссов, малороссов, белороссов. Как тут чистоту определить? Разве что генетически. Но и генотип тут тоже будет очень собирательный - некая "славянская" ветка и некая "татарская". Согласен, что и тами там обязательно будет взаимопроникновение соседних этносов.

  • Анонимно
    2.02.2014 14:49

    Скажи башкирам,мы одна нация,мы татары!Слабо будет напечатать в БО их ответы?

    • starr
      4.02.2014 12:42

      Башкиры скажут что-то типа того, что Всевышний родил их из пены кумыса и они были тут еще до динозавров и великого оледенения... И они лично наблюдали, как из обезьян получились все остальные нации... :)))

  • Ветер
    2.02.2014 15:19

    Жириновский, блестящий индикатор и ретранслятор определенных настроений в обществе. Его предложение изоляции от Украинского вопроса может быть тактическим ходом, чтобы активно вступить в решение этой задачи после проведения Олимпиады и избежать репутационных потерь. Кто с наслаждением упивается речами Жириновского, следует обратить внимание на реверансы Владимира Рудольфовича Владимиру Вольфовичу, что-то в них непременно есть. Так каково суть содержание протеста выраженного на Майдане? Кто эти люди и что ими движет? В чем животворящий дух и энергия протеста? Кем финансируются эти события? Кто в авангарде оппозиционного движения? Почему действующая власть не пресекла все на корню, а дала возможность раскачать ситуацию? Вопросы, одни вопросы….Национализм есть тоже часть большого глобального проекта. В современных условиях этого замыкание в узко национальных интересах, отказ от экспансии. Принцип разделяй и властвуй будет реализован в национальных квартирках. Важно чтобы в России проводили умелую, взвешенную и ответственную политику. Разминировать идеологическое пространство действительно тяжело.

  • Анонимно
    2.02.2014 15:43

    Когда нет продуманной внутренней политики, естественно, эти с болью высказанные слова об идеологической войне, просто глас вопиющего ... Все деньгами не решишь, пора глубже думать нашим начальникам!

  • Анонимно
    2.02.2014 17:44

    Я думаю, что кряшены были крещенными до появления самой христианской религии, а Иисус Христос сам был кряшеным.Оттуда и пошла эта история.

    • Анонимно
      2.02.2014 18:20

      Вот, кряшены уже евреями стали, раз Христос из кряшенов, самим то не смешно?

    • Анонимно
      2.02.2014 18:31

      А индейцы в Америке уже были гражданами США еще за долго до появления Колумба.

      • Анонимно
        2.02.2014 19:00

        Читайте учебник «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней» Дании Сабировой и Якуба Шарапова и Фатиха Сибагатуллина столько интересного узнаете.И не забывайте, что до сих пор «главным историком все эти годы являлся Минтимер Шарипович Шаймиев».

  • Анонимно
    2.02.2014 17:53

    Башкиры - татары,только горные.Буква С плохо выговаривается из-за разреженного воздуха и кумыса.В остальном все, как у татар.

    • Анонимно
      2.02.2014 18:34

      И менее религиозные, зато очень ордые, отчего и страдают. Чтобы им спасти свою нацию надо слиться с татарами.

    • Анонимно
      3.02.2014 10:12

      Все это глупости,башкиры,это предки тунгузов.В свое время переняли язык татар,и в какой то мере,немного искозили его,под себя,заменяя несколько букв,изменили произношение.

  • Анонимно
    2.02.2014 18:18

    ОБЪЯСНИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА! ТАК КОГО КРЕСТИЛИ ПО ВЕЛЕНИЮ ИВАНА ГРОЗНОГО? СРЕДИ НИХ БЫЛИ ТАТАРЫ? В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХСОТ ЛЕТ ШЛА ЖЕСТОКАЯ НАСИЛЬСТВЕННАЯ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТАТАР.ЕСЛИ КРЯШЕНЫ ПРИНЯЛИ ХРИСТИАНСТВО РАНЕЕ, ТО, ГДЕ ТЕ ТАТАРЫ, КОТОРЫЕ ВЫНУЖДЕННО ПРИНЯЛИ ХРИСТИАНСТВО ЗА ЭТИ ТРИСТА ЛЕТ? ПО ДАННЫМ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ, НАСИЛЬСТВЕННОЙ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ПОДВЕРГЛИСЬ БОЛЕЕ ПОЛУМИЛЛИОНА ТАТАР. ГДЕ ОНИ СЕЙЧАС? ИХ СРЕДИ КРЯШЕН НЕТ? МЫ ОДИН НАРОД, НАС ПРОСТО РАЗДЕЛИЛИ НАСИЛЬСТВЕННЫМ ПУТЕМ, ТАКОВА БЫЛА И ЕСТЬ ГЕОПОЛИТИКА.ОТНЯЛИ ВЕРУ, СЛАВА АЛЛАХУ, СОХРАНИЛСЯ ЯЗЫК.ПРОСТЫМ ЛЮДЯМ ТАКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ НЕ НУЖНО.

    • Анонимно
      2.02.2014 21:49

      Поэтому язык и религию надо беречь вместе, они дают силу друг-другу.

  • Анонимно
    2.02.2014 18:20

    Большое видется из далека .Ни кряшены ни башкиры из себя здесь в Казакстане не представляют .В лучшем случаи выдают себя за татар или обрусевают и оказачиваются .Буре .

  • Анонимно
    2.02.2014 18:21

    есть старая поговорка что у кремлевских властителей на уме то у жириновского на языке

  • Анонимно
    2.02.2014 18:26

    Да ладно вам спорить, времена при Грозном были суровые, кто то спрятался в лесах, кто то убежал далеко-далеко, а кто то, как в опросе "Дождя" - сдал свой Ленинград и стал кряшеном. Судить задним числом глупо.

  • Анонимно
    2.02.2014 18:37

    И кряшенам и чувашам надо вернуться к своим Булгарским корням, это наши тюркоязычные братья, тогда мы получим великую татарскую нацию, со вторым государственным языком в России!

  • Анонимно
    2.02.2014 19:00

    Ну и уровень! Писать с ошибками уже не стыдно никому! Какая разница - кто вы - татары, кряшены, русские... Будьте культурными, грамотными людьми.

    • Анонимно
      2.02.2014 19:54

      Именно потому, что мы культурные нам не всё равно кто мы по происхождению и мы должны знать и продолжать свою родную культуру : русскую, татарскую, чувашскую... и уважать и ценить культуру других народов.

    • Анонимно
      2.02.2014 19:59

      +100500 Совершенно с Вами согласен. Как так можно утверждать, как некий Эмиль Гатауллин: "Это мой язык, как хочу, так на нем и разговариваю"?

  • Анонимно
    2.02.2014 19:11

    Уважаемый Римзил Салихович. Я внимательно слежу за всеми публикациями подготовленными Вами. По поводу этой статьи, выскажу свое мнение: мне было стыдно за Жириновского В.В., послушав его и его соратников у меня было ощущение сознательного раскачивается маятника враждебности против всех русско-украинцев. Владимир Вольфович это -диверсант межнациональных проблем. Он практически разжигает костер вражды. Не могу понять его цель, он против нашего государства, против формирования дружеских отношений. Судя по оценкам телезрителей он преуспел. Можно по разному относиться к Евромайдану, к участникам вышедшим на протестные меры, неужели из-за дешевой популярности надо так откровенно гадить, представляя наш парламент. Где у нас в России уважаемый лидер призывающий и работающий на дружбу народов. По поводу кряшен: слава богу, все мы живем в Татарстане, пусть развиваются добрые отношения внутри Республики. Я лично с большим уважением отношусь ко всем нациям и национальностям, главным критерием для меня честь, совестливость, уважение к другому человеку. У Омар Хайяма есть строчки: "мы бедствия оправдываем войной, зловредный нрав природою дурной, но только честь ничем не объяснима, а верить можно только ей одной!" Жириновский человек без совести и чести, к сожалению такие люди есть во всех уголках не только нашей страны, но нельзя же спекулировать на низменных чувствах этих людей. С самого раннего возраста надо воспитывать в детях принципы гуманизма и доброты. Если церковь, мечеть способствует этому - хорошо, но где государственные, общественные деятели думающие о нашем будущем? Все начинается с воспитания, мы все из страны под названием детство. Если мы в Татарстане будем продолжать политику толерантности, уважения к другому человеку, то это будет примером другим регионам. С уважением Захаров Г.С.

    • Анонимно
      2.02.2014 21:01

      Рамзиль Валеев, вы не переживайте пожалуйста, мы разминируем наше идеологическое пространство, чего бы нам этого не стоило!

      • Анонимно
        2.02.2014 23:41

        Помните, сапер ошибается один раз в жизни! А то, "чего бы нам это не стоило!"

  • Анонимно
    2.02.2014 19:11

    Особо рьяных татнаци хочется предупредить-Вы становитесь похожи на создателей нацисткой Германии,Вас послушать,так скоро в мании величия вы превзойдёте и их.Плохо закончиться,Вы же это знаете,да?Почему Вы такие...смешные...тогда или Вы разыгрываете чью-то карту?.И,прошу,не переусердствуйте с историей нашей,а то,Вашими,повторюсь,смешными для всех,потугами,окажеться,что Ньютон,Фараоны и Её Величества Англии Королевы Виктории весь двор-одни татары...Как ещё Пеле и Нельсон Мандела только не попали в Ваш список...

    • Габит
      2.02.2014 19:46

      Шовинистическое высокомерие.Нашел повод для очередного унижения.С такими как ты в отхожее место нельзя сходить.С тобой безполезно вести разговор,живи как думаеш.Только не мешай нашему пробуждению от многвекового сна!Если что то лишнее постепенно отсечем,невелика беда.

      • Анонимно
        2.02.2014 21:09

        Браво,правильно,сколько уже нам можно спать?Надоело.Мы натрём до блеска золотого медные монеты.

    • Анонимно
      2.02.2014 20:03

      Как не попали? Какое упущение? "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..."

      • Анонимно
        2.02.2014 20:40

        не готовит, а готовят, и если уж цитируете не коверкайте классиков,грамотеи

        • Анонимно
          2.02.2014 21:57

          Вот, вот, посмотрите классиков, "грамотей". ГОТОВИТ просвещенья ДУХ, если бы было во множественном числе, то тогда классик написал бы готовят просвещенья духи.

        • Анонимно
          2.02.2014 22:08

          Приготовят..не переживай

    • Анонимно
      2.02.2014 20:22

      Типичный прием по низведения до маразма любой другой позиции.Пишите крайние идиотские словеса, приписывая их татарам. Думаете, что люди читающие вашу демагогию настолько наивны? Наоборот, видя такое неуважение и передергивание фактов и оскорбительное отношение к татарам, будь они мусульмане, христиане или язычники, мы лучше к ним относимся. Ваши финты сработали против вас. Антифашист.

      • Анонимно
        2.02.2014 21:03

        Еще один "ученый" - Фирдус Девбаш, возглавивший недавно РИСИ, так тот дошел до того, что пишет: «В Египте в течение многих столетий правили выходцы из татар, и лишь относительно недавно эта страна пирамид стала арабской республикой. На берегах Нила веками звучала наша речь, а мы и не знаем...», а «Прототюрки в лице шумеров создали первый в мире алфавит и научили землян читать и писать». Вот это да! А мы и не знаем!

        • Анонимно
          2.02.2014 21:39

          Поэтому он и назначен в РИСИ

        • Анонимно
          2.02.2014 21:51

          Ну да,Адам и Ева были татарами.

          • Анонимно
            3.02.2014 02:21

            Не надо Фальсифицировать ИСТОРИЮ. НАУЧНЫЙ РАБОТНИК УФИМСКОГО МУЗЕЯ ОЧЕНЬ УБИДИТЕЛЬНО ЗАЯВИЛА, ЧТО БАШКИРЫ РОДИЛИСЬ ОТ АДАМА И ЕВЫ!А вы тут какие-то татары...

      • Анонимно
        2.02.2014 21:06

        Сам себе,дегер и противоречишь,что ты так к чужому мнению?Правда в лжеантифа очи рубанула?Хотя,время покажет,кажись про манию величия что то и правда,ариии так же начинали.

        • Анонимно
          2.02.2014 21:44

          Ариии начинали так как вы начинаете - со лжи, и обвинений в поджоге Рейхстага.А также с криминализованного жаргона, вышедший из мюнхенских браурей. Антифашист.

        • Анонимно
          2.02.2014 22:16

          Эка как мороз влияет на ваше воображение. Или вам сильно кушать хочется и у вас глюки на почве голода?

        • Анонимно
          2.02.2014 22:36

          Прекращайте принимать галоперидол и все у вас пройдет.

          • Анонимно
            2.02.2014 22:59

            Лучше бы историю нашу вписали вровень и честно,а не НАД всеми и фантазии,послествия могут быть плохими иначе,и галоперидол вам поможет.Арии посчитали,что они сверхнация,сверхлюди,которые всё могут-вам,дэбам,кажется это пытаются донести.

  • Анонимно
    2.02.2014 21:17

    Чтобы нацию объединить нужен сильный Президент. У нас один мечети построил, но намаз не читал; второй вроде на Гаит намаз ходит и читает, но ни одну мечеть не построил. А сильный народ немыслим без сильной религии и знания языка, как Рамзан Кадыров. Я не говорю про политическую мудрость и хитрость первого , и о финансовых способностях второго, а я говорю о твердом Имане и служению народу Татарстана, показывая пример своим поведением настоящего мусульманина и татарина воедино.

    • Анонимно
      2.02.2014 21:45

      Чтобы нация была сильна, она как монолит должна состоять из крепкой арматуры- это вера в Аллаха и Коран безукоризненно, и высокой марки бетона- это язык и культура татарского народа. И тогда в связке они дадут непоколебимую татарскую нацию.

      • Анонимно
        2.02.2014 22:47

        Что то не вижу ни одной сильной мусульманской нации, кроме Ирана, остальные прислужники США и Израиля.

    • starr
      4.02.2014 09:23

      Ни вера, ни религия там не при чем. Чеченцы храбрые только когда их 10 человек на одного.Рамзан Кадыров пользуется тем, что Путину для своего политического статуса нужна тихая спокойная Чечня... после той резни, которую развязал Ельцин ради собственной наживы.Если бы первую чеченскую операцию проводил Сталин, то ни один солдат-федерал не погиб бы. Чечню сравняли бы с землей ГРАДами...

  • Анонимно
    2.02.2014 21:39

    ПанАлекс ты что-то отстаешь в знаниях, здесь выше один умник написал уже, что Христос произошел от кряшен. Поэтому с сегодняшнего дня новая история на Земле, давай подтягивайся.

  • Анонимно
    2.02.2014 22:27

    Все очень мирно, бело и пушисто. Мирные шествия мирных фашистов, Мирные факелы. Мирный Бандера. В Киеве мира — без счета и меры. Утром туманным и темною ночью Миролюбивый Майдан мироточит. Мирно пьет чай. Мирно требует сыра, Кофе, лимонов, уборки сортиров. Каждую пятницу с миром под вечер Повода ищут для мирного вече. Мирные? Дети? В черных террорках. Мирные цепи для мирной? разборки? Мирная ненависть к просто прохожим, Да и к водителям ненависть тоже. Все, кто за гранью майданного бунта? Тушки?, титушки?, банда? И ? хунта?. Думал ты,? мир?— это пение скрипки, Солнце, объятья, цветы и улыбки? Как бы не так!Мир теперь с кулачищем, Дышит он злобой и ложью он свищет. Мирный Майдан, он не сеет, не пашет? Мирно поет. Мирно бьет. Мирно пляшет. Мирно блокирует. Ты несогласен? Значит,? титушка? Значит, опасен!… Мирный Майдан заелозил до дыр Слово славное Мир!Процитировал Антифашист

  • Артист разговорного жанраИ политический плут,Паясничает, не без шарма,Уже двадцать лет как шут.Болтун в окружении свиты,Несущий голимый бред, Лицо современной элиты,Её обобщённый портрет.

  • Анонимно
    3.02.2014 06:12

    Регулярно читаю БО более 4-х лет,если в будни могу охватить только новости и резонансные статьи, то по воскресеньям стараюсь охватить все постоянных авторов, как Р.Хакимов,Р.Валеев и др. Сегодня же прочитав эту статью и комментарии многих постоянных(или штатных)блоггеров, решил изучить и ознакомиться с сайта ми и другими источниками по кряшенской тематики. Прочитал интервью Аркадия Фокина и другие его статьи и письма , много прочитал также про работу кряшенских организаций.И вот сопоставляя размышления Р. Валеева относительно событий на Украине и какие опасности аналогичные могут постичь Татарстан, я вспомнил наши события в 1990-91-е годы, когда закрывали ком.партию,объявляли суверенитеты,появлялись новые партии и движения.Население было на грани выживания,многие помнят пустые магазины и кипы талонов на месяц .Но зато было много митингов и козырные лозунги:,,Равноправие и равенство", ,,Долой коммунизм и сталинизм", Да здравствует демократия" и т.д. звучали много и на всех языках. Сопоставил эти события с событиями на Евромайдане и решил написать тоже комментарий. Из статьи я понял, что автор как бы озабочен,чтобы такое как на Украине не случилось у нас в Республике и приходит к мнению,что это может случиться ,т.к.,, Все что делается Москвой (как это у хохлов-Москалями)-это имперский окрик,национальная политика-никудышная,российские СМИ-необъективные" и т.д. Создается впечатление что только Татарстан, ведомые нашими вождями идет правильным путем,внутренние национальные проблемы все решены,а Татарстанские СМИ-самые правдивые и объективные.Но автор ,как большой профессионал своего дела, все же свою озабоченность в конце статьи обозначил и по своему даже обосновал. Оказывается, что действия украинских националистов прямо- таки похожи с деяниями кряшенских организаций в Татарстане и интервью Аркадия Фокина- это ничто иное,как ,,дискредитация Татарстана,оказание давления на президента республики". Что идет ,,минирование идеологических просто ров Татарстана и снаряды ложатся все ближе". Вот тебе бабушка и Юрьев день! Все мы давно наблюдаем по многочисленным каналам ТВ ,по интернету и по фоторепортажам БО из Киева,что там развернуты нешуточные бои и есть убитые по по обе сторон баррикад и господину Валееву не помешало вспомнить наше недавнее прошлое. Если объективность или память не покинуло автора,вспомним Казань 90-91годах.Вспомните шествия националистов с зелеными повязками на головах? Это были не казанцы, их привозили в Казань(как и сейчас в Киев) организованно на автобусах государственных АТП целыми колоннами.Я до сих вспоминаю как в кошмарном сне,как они шли по улице Ленинская в сторону Кремля и выкрикивали в мегафоны:,,Татарстан - для татар!", ,,Дети от смешанных браков- манку рты,их надо убивать!".Мы все хорошо помним как разигрывали национальную карту перед тогдашней московской властью. Р. Хакимов и Р. Валеев играли не последнюю роль в тех событиях. Вспомните наш Татарстанский феномен тех лет,когда в рекордные сроки в Республике были построены много сотен новых мечетей. За чей счет-история умалчивает. Все говорили-лишь бы служили миру и добрососедству и другим канонам традиционного для наших мусульман Ислама. Но оказалось не так, в Республике появились сотни шакирдов ваххабитского толка, которые оказались уже не подвластными умме и начали объявлять джихад ,,гяурам и предателям ислама". Вот уж поистине, посеешь ветер-пожнещ бурю. Слава богу, мы эти годы прошли без большой крови и сохранили мир в нашей многонациональной и многоконфицональной Республике,но забывать эти уроки истории нельзя,особенно на фоне украинских событий. У меня тоже есть родственники и друзья на Украине(в Донецке и в Виннице) и общаюсь с ними. У меня выработалось собственное,что на Украине развернулась борьба коррумпированных кланов за власть и деньги и в этой борьбе задействованы криминальные группировки и националистические ультра. Вот это уже может привести к опасным и непредсказуемым последствиям. Как всегда история выдаст через несколько лет свой вердикт. Пожелаем же украинскому народу разобраться со своими проблемами без кровопролития и жертв и без вмешательства извне , в том числе и России. У нас своих проблем выше крыши. Сколько уже взорвались не мифические , а настоящие мины на газопроводах, на линиях электропередач и на автобусах. А впоследнее время добавились еще и поджоги православных храмов(в том числе и кряшенских). Согласно расследований ФСБ и СК-это дело рук ваххабитов,в том числе и воспитанные в мечетях и медресе в Татарстане. Вот где происходит минирование и где нужно выкорчевывать экстремизм и радикализм! Нам всем нужно это помнить и сделать правильные выводы, чтобы сохранить крепкий мир и спокойствие для всех в нашей прекрасной республике. Главной угрозой для нормальной и созидательной жизни по моему мнению являются беспрцедентная по масштабам корруппированность во всех областях жизни и ваххабисты-экстремисты! Не надо пудрить мозги народу и пугать политическим и шоуменом Жириновоским и другими ,,Москалями", тем более выставлять кряшен и А.Фокина этокими радикалами и ,, минерами- взрывателями" спокойствия в Татарстане. Ведь они как и все равные народы в демократической стране и в демократической республике Татарстан с тех 90-х годов хотят вернуть отобранный И. Сталиным свой статус народности, молиться на своем языке в своих православных храмах, которые как и мечети были разрушены большевиками и только для них не нашлос ь средств на восстановление в нашей богатой Ресрублике. Они не создавали отряды боевиков,не взрывают и не поджигают, не призывают к экстремизма , много веков живут в мире и в согласии на своей исторической родине со всеми народами и не заслужили такого отношения ,каким их выставляют некоторые недальновидные ,, специалисты" по национальным вопросам . Очень обидно читать , как постоянно эти ,, спецы" с учеными степенями противоречат сами себе, ругая по каждому удобному случаю ,,имперские замашки" и ,, иго русских и москалей" в отношении к татарам и при этом ведут себя гораздо хуже в отношении кряшен , чем ,, Московские и русские и шовинисты". Вот она политика двойных стандартов в Татарстанском разливе. Поэтому хочу напомнить народные поговорки: Не плюй в колодец- пригодиться еще воды напиться! Народ, который забыл историю, не будет иметь будущего! С уважением ко всем читателям Петров Г. С. Уважаемый модератор, прошу Вас разместить этот комментарий или разместить как отдельную статью. Было бы очень конструктивно организовать круглый стол с участием представителей кряшен и А. Фокина.

    • Анонимно
      3.02.2014 10:04

      +100500

    • Анонимно
      3.02.2014 12:10

      Уважающий всех Петров Г.С.Вы написали длинно, но ничего нового. Насчет того, что "ведут себя гораздо хуже в отношении кряшен",вот мой случай.Водил внука на елку для детей сотрудников ИФИ КФУ. Представление шло на русском.Один танец был кряшенский(по-вашему - нетатарский). Ни песни, ни танца по-татарски.А что, Фокин будет доказывать, что его предки приняли христианство(православие) раньше славян? Татары Вас называют кряшенами(как Вы хотите), а русские - крещенными татарами(как Вы не хотите).

      • Анонимно
        3.02.2014 13:04

        Крещеными татарами называет кряшен Татарская энциклопедия, там же (том 3,страница 462) указано что самоназвание этой "этноконфесионнальной группы" - керешен.

    • Анонимно
      3.02.2014 16:57

      ПЕТРОВУ Г.С. РЕСПЕКТ И УВАЖУХА, МОЛОДЕЦ ВСЁ ТОЧНО СКАЗАЛ!

  • Анонимно
    3.02.2014 11:42

    Господин Петров! Вы глубоко ошибаетесь! Никто из татар не трогает кряшенов. У татарского народа есть более насущные проблемы. Например, сохранение родного языка. Мы даже пример берем с Вас в этом вопросе. Мы также гордимся и всячески пропагандируем героев-кряшен как своих сородичей.Например, Петра Гаврилова-легендарного руководителя обороны Бресткой крепости. Это татары всегда и везде говорят об этом. Нет у нас проблем с кряшенами. Их кто-то искуственно выдумывает, чтобы нагнетать напряженность на территории Татарстана. Слишком она стала успешной. Надо вовремя ее затормозить. Это нагнетание началось по всем направлениям. Видите как рушат Рубин? Вот об этом написал уважаемый Римзиль Валеев. А быть героем на фоне поддержки многих и многих противников Татарстана легко.

    • Анонимно
      3.02.2014 16:53

      "У татарского народа есть более насущные проблемы. Например, сохранение родного языка" Ну с этим как раз вопрос решается и с каждым годом всё активней---Знать государственные языки Татарстана должны будут все: от приезжих рабочих до сотрудников госучреждений. Такие условия прописаны в новой госпрограмме "По сохранению, изучению и развитию языков на 2014-2020 годы.Данил Мустафин, первый заместитель министра образования и науки РТ "Ведомства, министерства, население будут учить деловой татарский и русские языки"

  • Анонимно
    3.02.2014 13:12

    Кер?шен темасын ябу ?чен, тиешле органнарга азрак башларын эшл?терг? кир?к. Аннан со? кулларын. Ни ?чен кер?шенн?р турында, аларны татар м?д?ниятен? тулысынча керт?, халыкны кер?шен гореф-гад?тл?ре бел?н таныштыру, татарлар бел?н кер?шенн?р арасындагы у?ай к?ренешл?рне к?рс?тк?н ?. б. статьяларны, телетапшыруларны к?рмибез. Уйласа?, кер?шенн?р турында тавыш юкка гына чыкмыйдыр.Шу?а к?р?, бу информацион бушлыкны ?зебезг? кир?кле эчт?лек бел?н тутырырга кир?к. Моны? ?чен ?аваплы органнар, т?р?л?р д? бардыр республикада. Алар ниг? эшл?ми?

    • Анонимно
      3.02.2014 15:54

      В институте истории АНТ содан отдел по изучению кряшен. Но его руководитель Макаров не заметен в исследовании этого направления. Не надо было подбирать кадра по этноконфессиональному признаку!

  • Анонимно
    3.02.2014 15:22

    Надобно покопаться в гараже. Помнится, перед переписью 2002 года в республиканской прессе разыгралась такая истерика по поводу непризнания кряшен отдельным народом, меня, русского, это потрясло по самое немогу. Захотелось на память оставить перлы отдельных "политиков", ныне вполне себе здравствующих. Хочется освежить впечатления, может и другим интересно будет вспомнить.

    • Анонимно
      3.02.2014 23:04

      Кряшены во Всероссийской переписи 2002 г. М., 2004;.https://iea-ras.academia.edu/SSokolovskiy Очень интересный там документ - стенограмма совещания с участием депутатов от РТ, в т.ч. Ф.Сафиуллина, о кряшенах, без участия кряшен.

      • БОБ
        4.02.2014 14:00

        Спасибо за адрес http://iea-ras.academia.edu/SSokolovskiy Там не только упомянутая стенограмма. Там много чего по кряшенам, мишарам. И не только. Чрезвычайно интересно. Чрезвычайно! Читал не отрываясь 2 или 3 часа, забыв про срочные дела.

  • Анонимно
    3.02.2014 18:45

    Повторяю: признание или непризнание кряшенами ничем и никак не фиксируются. Их фольклор татары любят, песни поют общие, язык общий на 100 процентов. Как их различать? Только религия разная. Если неверующий или увлекся другой религией, например тенгрианством или протестантизмом? Конституция таких защищает. Атеистов тоже. Где проблема? Из - за русской фамилии и православия кряшены имеют фору и часто продвигаются быстрее, чем мусульмане. Никто не мошет их упрекать. В чем беда, коммунист Фокин?

  • Анонимно
    3.02.2014 19:17

    Именно тот самый Ф.Сафиуллин. Только Байрамова, сейчас не бегает по митингам, диетой голодной не занимается, а пишет исторические очерки, довольно интересные.Не исключено, что и книгу издаст, с удовольствием прочитаем.

  • Dante
    3.02.2014 21:28

    Отличная статья!

  • Анонимно
    4.02.2014 15:55

    Акыллы h?м вакытлы язма!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль