Общество 
8.02.2014

Рустам Батыр: «Государственный герб Татарстана венчает символ Бога»

Пока внимание всей страны приковано к Олимпиаде, в Казани стали известны некоторые тайны прошедшей Универсиады

Ровно 22 года тому назад был принят государственный герб Республики Татарстан. Однако до сих пор мало кто знает, что означает его символика. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр предлагает совершить историко-культурологический экскурс в мир религиозной символики ислама и отвечает на вопрос о том, как цветок тюльпана, использованный в татарстанском гербе и в символике казанской Универсиады, связан с исламской традицией.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА

7 февраля 1992 года постановлением Верховного совета РТ был утвержден государственный герб республики Татарстан. Не круглая дата, но все же хороший повод поупражняться в региональной геральдике.

Главную эмблему Татарстана, как мы все помним, венчает небольшой цветок тюльпана, который считается распространенным элементом традиционного татарского орнамента. Не случайно, даже символика казанской Универсиады строилась на основе этого цветка. А ведь хорошо известно, что символы такого рода спортивных международных мероприятий всегда выступают концентрированным олицетворением принимающей стороны. Поэтому не будет преувеличением сказать, что цветок тюльпана — это не просто элемент национального декора, а один из главных символов татарского народа. Наверное, все татары без исключения воспринимают тюльпанчик как что-то очень теплое, родное, свое.

.

Но что значит тюльпан в смысловом выражении? Почему исторически татары полюбили именно этот цветок? И именно им украшали свой жизненный путь? Давайте попробуем разобраться в этом.

ВЕСЕННЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ?

Начнем с казенных версий. На официальном портале республики Татарстан дается следующее объяснение соответствующей части республиканского герба: «Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана».

Вряд ли эту интерпретацию, по крайней мере, во второй части, можно считать канонической, ведь тюльпан был распространен у татар задолго до появления такого государственного образования, как Татарстан. Да и потом, данный цветок присутствует в национальных орнаментах многих тюркских народов. А в Турции он вообще стал чуть ли не главным (после флага и герба) символом турецкого народа. Не случайно изображение широко разрекламированного в туристической отрасли бренда Тurkey («Турция») помимо самих букв включает в себя и силуэт тюльпана.

.

Следовательно, в остатке произведенного семантического вычитания мы имеем, что тюльпан должен согласно приведенной версии олицетворять лишь весеннее пробуждение природы. Возможно, так оно и есть. Только существует ряд фактов, которые плохо согласуются с этим странным, на мой взгляд, толкованием.

ТЮЛЬПАН — САКРАЛЬНЫЙ СИМВОЛ

Когда до «парада суверенитетов» начала 90-х годов ислам татарского мира был объединен в рамках единого духовного управления мусульман, облачение всех наших имамов украшалось силуэтом алых тюльпанов. Сейчас одежда религиозных деятелей ислама России отличается пестрым разнообразием. На татарских имамах мы можем видеть турецкие и даже арабские чапаны (накидки).

Стоит помнить, что религиозная сфера — это во многом царство символов и смыслов, в котором нет ничего случайного. Просто не все умеют читать религиозную символику. Например, посох в руке имама и его головной убор в виде чалмы — это не просто элементы одеяния религиозных деятелей, а символы, преисполненные глубочайшего духовного содержания (каждому из этих символов я планирую посвятить отдельные посты). Они упоминаются даже в предании про трех сподвижников, которые, согласно древним текстам, принесли в далеком прошлом ислам на земли волжских булгар.

На этом фоне сложно представить, чтобы тюльпан появился в облачении имамов просто так, без какой бы то ни было религиозной причины. Почему в таком случае не ромашка, не гвоздика, а именно тюльпан?

Не менее сложно представить и то, чтобы тюльпаны на облачении религиозных деятелей ислама означали бы какое-то «пробуждение весенней природы». Уж не знаю, откуда авторы государственного герба Татарстана взяли подобную интерпретацию, но на накидках мусульманских деятелей тюльпан появился явно с другим смыслом. С каким же? И почему именно этот цветок полюбили татары?

ЦВЕТОК ВСЕВЫШНЕГО

Исторически секрет популярности тюльпана в тюркском мире заключается в том, что он в мусульманской религиозной традиции неразрывно связан с главным именем Бога, который на арабском языке обозначается словом «Аллах». Все дело здесь в арабской графике, которой раньше пользовались тюркские народы вместо нынешних латиницы (как у турок) и кириллицы (как у татар). Так вот, слово тюльпан (тат. «лэлэ», турецк. «lale») в арабском начертании состоит из тех же букв, что и слово «Аллах»: один «алиф», два «ляма» и одно «ха», что людьми прошлого воспринималось как указание на их внутреннюю мистическую связь и даже условное тождество, ведь с точки зрения нумерологической системы абджада, где каждой арабской букве присваивается определенное числовое значение, сумма букв в обоих случаях одна и та же (=66). Поэтому тюльпан и стал символическим обозначением Бога в мусульманской традиции. В этом и состоит смысловой код данного цветка и секрет его огромной популярности в тюркском мире. По этой же причине имамы татарского народа «цветком Всевышнего», как еще часто называют тюльпан, и украшают порой свои религиозные облачения.

Очень активно данную символику использовали турецкие каллиграфы. Существует бесчисленное множество их произведений, где «Аллах» пишется в форме цветка тюльпана, либо эти два слова соседствуют друг рядом с другом, либо тюльпан даже заменяет слово «Аллах». Подхватили эту традицию и современные каллиграфы.

.

Осмысление тюльпана как цветка Всевышнего нашло свое отражение и в религиозной поэзии ислама. Так, мусульманские поэты сравнивали красные лепестки цветка, которые похожи на языки пламени, с огнем на святой горе Синай, где Бог, согласно Св. Корану, в беседе с пророком Моисеем/Мусой проявил Себя через полыхающий куст.

Для полноты картины можно добавить, что если тюльпан стал символом Бога в мусульманской традиции, то роза стала символом благословенного Пророка. Иногда эти два цветка изображают друг рядом с другом подобно тому, как многие мечети украшаются двумя кругами, в одном из которых написано «Аллах», а в другом — «Мухаммад», что является указанием на исламскую формулу веры «Ля иляха илля Ллах, Мухаммад расулю Ллах» («Нет божества, кроме Бога, Мухаммад — посланник Бога»). Также Аллах/тюльпан можно встретить в графическом ансамбле с главным символом ислама — полумесяцем, арабское обозначение которого — хилал — состоит из тех же букв, что и арабское «Аллах» и тюркское наименование тюльпана: один «алиф», два «ляма» и одно «ха».

.

ЭПОХА ТЮЛЬПАНОВ

Особую популярность в тюркском мире тюльпан получил в первой трети XVIII века, во время правления Ахмеда III. Султан и его соратник великий визирь Дамад Ибрагим-паша чрезвычайно любили эти изысканные цветы, тратили большие деньги на их приобретение и даже сами выводили новые сорта. Это время вошло в историю как «эпоха тюльпанов» (lale devri).

Олицетворением того периода, прославившегося большими достижениями в развитии османского государства, стал особый вид тюльпана, выведенный в Стамбуле, который начал появляться повсюду: в орнаменте прикладного искусства, в миниатюрах рукописных книг, в декоре архитектуры и, конечно же, в садах, которые разбивались в то время не только знатью, но и средними слоями общества. С тех пор и по сей день тюльпан — это неофициальный символ Турции. При этом силуэт турецкого тюльпана несколько отличается от татарского. У турок он более вытянут и остроконечен, у нас же цветок имеет более округлые формы.

К слову, от Османской империи увлечение тюльпанами подхватила в свое время и Европа. Именно благодаря османам Голландия и по сей день является крупнейшим производителем и экспортером этих цветов по всему миру. Видимо, от турок массовая любовь к тюльпанам перекочевала также и к татарам, хотя есть все основания полагать, что это было общетюркское явление.

БОЖИЙ ХРАМ МИРА

Итак, получается, что государственный герб республики Татарстан венчает символ Бога. Не думаю, что его авторы подразумевали именно такое значение, когда принимали решение включить изображение тюльпана в республиканский герб. Полагаю, они вообще не знали про символику этого цветка в контексте мусульманской культуры. Для них он был просто олицетворением чего-то очень татарского, как и для большинства из нас. Но именно в этой неосознанности и скрывается глубокий смысл.

.
Изображение тюльпана и божественного имени «Аллах» на старинном шамаиле из храма Священной Каабы. Исторический музей г. Мекки. Фото — муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина

Религия сегодня растворена в нашей светской культуре и ментальности настолько, что мы даже не воспринимаем ее наследие как нечто отдельное от нас. Религиозное, словно вода для рыб, стало для нас такой привычной средой, которую мы даже не замечаем. Это часть нас самих, даже если кто-то и не склонен считать себя религиозным человеком. Мы прославляем Бога и поминаем Пророка через свои татарские фамилии, унаследованные от прадедов, мы незаметно для себя цитируем Священное Писание в народных поговорках и пословицах. И наконец, мы, сами того не осознавая, ставим символ Бога в буквальном смысле превыше всего остального в государственной символике своей республики.

Многие склонны понимать религию крайне узко, связывая ее лишь с молитвенным ковриком, посещением Мекки или нечто подобным. Однако Пророк учил смотреть на духовный путь человека намного шире. Например, он говорил, что убрать камень с дороги — это тоже часть веры, а в простой улыбке ближнему заключено большое благодеяние (садака). Пророк призывал нас не ограничивать свою набожность стенами храма. И потому он часто говорил людям о том, что вся земля и есть Божий храм. С этой точки зрения, деление нашей жизни на светское и религиозное крайне условно. Все это лишь формы выражения единых в своей основе общечеловеческих ценностей любви, добра и милосердия. А откуда в конечном итоге исходят эти ценности — от Бога или Природы — каждый решает для себя сам.

Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.02.2014 11:15

    Отличный пост: содержательный , познавательный , поучительный и очень добрый. Спасибо!

    • Анонимно
      8.02.2014 12:59

      Ну прямо ооооочень познавательный! Хорошее курево у автора, респект. С таким вольным подходом к трактовкам можно провести аналогию всего и вся. Можно попробовать проанализировать звуковые сходства тюркского языка с языком нуатль или с койсанскими языками. И можно быть увереннным на сто процентов что аналогии будут найдены. а если еще приписать пифагорейскую числовую символику то количество чудесных неслучайных совпадений возрастет в геометрической прогрессии

      • Анонимно
        8.02.2014 15:13

        Симфолизм - это очень позновательная наука Традиции.
        Все верно изложено.
        Советую также почитать о символах труды традиционалиста Рене Генона «Символы священной науки». В этом труде объяснены значения большого количества символов с точки зрения Традиции.

        • Анонимно
          8.02.2014 15:56

          А что общего имеется с степным цветком, тюркским символом постоянного возрождения природы с семитским пустынным языком? Даже если привлечь на помощь уважемого Генона?Ничего, только средневековые попытки синтезировать два символа в одно понятие, подобно попыткам средневековых алхимиков найти философский камень или священный Грааль.Остается только ждать появления восточного Дэна Брауна

          • Анонимно
            8.02.2014 16:37

            Символы способны адаптироваться под условия среды, времени и ментальности народов.

  • Анонимно
    8.02.2014 11:57

    Нынешний татарин не может читать эти иероглифы.

    • Анонимно
      8.02.2014 12:57

      Нынешний татарин, зачастую и говорить на родном языке не может. Чему уж тут удивляться!

    • Анонимно
      8.02.2014 14:08

      Тех кто мог читать и научить, увезли в 37 году на Соловки и утопили баграми в проруби.

  • Анонимно
    8.02.2014 12:53

    это ж надо так курить, чтобы такое выдумать. Если очень постаратся, то можно найти аналогии звуков в тюркском языке и на священном языке нуатль или койсанских языках. Надо только постаратся как следует

    • Анонимно
      8.02.2014 16:26

      Вообще то данное объяснение значения этого символа не лично Батрова. В Традиции объяснение значения символов основываются не на частном мнении.

  • Анонимно
    8.02.2014 13:17

    Очередное натягивание совы на глобус - национальное развлечение наших соотечественников.Если нельзя подкинуть монету, как при создании тысячелетия Казани, то приходится выискивать хоть что то, чтобы прочесть очередную лекцию о всемогущем боге. Батрову повезло, что там не был нарисован цветок мака.

  • Рамиль
    8.02.2014 14:18

    Татарстан- родина слонов..

    • Анонимно
      8.02.2014 18:04

      Не убедительно! и даже более того!

    • Анонимно
      8.02.2014 18:35

      Рамиль, Татарстан - это твоя Родина.Но я не думаю, что ты слон.Поэтому головой думай когда говоришь , тем более о Родине. Ведь ты не думаешь своим хоботом или бивнями?

  • Анонимно
    8.02.2014 14:36

    Автор вполне убедителен. Нам экскурсоводы в Турции тоже рассказывали, что тюльпан - это символ Всевышнего, а тюльпаны там на самом деле распространены повсеместно. Было бы интересно послушать доказательства тех,кто говорит, что тюльпан - это весеннее пробуждение природы. На чем основывается эта версия?

    • Анонимно
      8.02.2014 15:17

      Как же зашорены фанатики, если трудно погуглить (Вегетация тюльпанов начинается с отрастанием листьев в апреле, сразу после таяния снега. Цветение наступает в среднем через 20—30 дней после начала вегетации.), то может стоило бы включить голову и вспомнить, когда на дачах расцветали эти цветы.

  • Анонимно
    8.02.2014 17:22

    Тюльпан- цветок степи, в том числе кочевых монгольских племен

    • Анонимно
      8.02.2014 18:04

      Гениальное утверждение - "Тюльпан - цветок кочевых монгольских племен" Прослужив в Забайкальских степях и Монголии, могу утверждать, что основной цветок тех мест для глаз - это багульник, а для души - конопля, которая там растет, без преувеличения, на каждом шагу.

  • Анонимно
    8.02.2014 18:10

    Азиатское подхолимство-любимое занятие татар.

    • Анонимно
      8.02.2014 19:27

      Анонимные (без последствий,в виде получения по физиономии) оскорбления нации - любимое занятие потных троллей. Причем, безграмотных троллей - подхАлимство пишется через "а".

      • Анонимно
        8.02.2014 22:33

        Через букву "о" татарин и писал видимо. Тоже бить будете?

  • Анонимно
    8.02.2014 21:39

    Догадываюсь кем Сиразин работал на Сабантуе... Наверное, было весело и тюбИтейки падали от смеха;-))

  • Анонимно
    8.02.2014 22:12

    Вопрос к автору, как к специалисту по символам Бога! У него только один символ - или есть ещё? И второе - Вы абсолютно уверены, что ему нужны символы? Если, уверены, то пожалуйста аргументируйте это эту уверенность! Ну и ещё - уверены ли вы, что тюльпан как элемент орнамента не существовал у народов задолго до появления религии ислам?

    • Анонимно
      8.02.2014 23:07

      " уверены ли вы, что тюльпан как элемент орнамента не существовал у народов задолго до появления религии ислам?" Очень правильная постанеовка вопроса. Господин Багров пытается телегу поставить впереди лошади. Большинство обычаев существовали до появления ислама, в частности запрет на свинину, обрезание и др.Если есть желание могу расшифровать.

  • Анонимно
    8.02.2014 22:50

    "Пристегнув" герб РТ к исламу, не замахиваемся ли на исламскую республику на дальних, так сказать, подступах. Если тюльпан исламский символ, то надо менять Герб РТ, т.к. здесь живут и православные и язычники, и иудеи, и католики, и протестанты с баптистами, и атеисты, а не только мусульмане.

    • Анонимно
      8.02.2014 22:58

      С таким же успехом надо будет менять и православный герб России. Так что не несите чушь! А заповедь "не убий" тоже будете из уголовного кодекса изымать? Везде у светской культуры религиозные корни

      • Анонимно
        9.02.2014 23:45

        Что там ещё можно будет менять - это другой вопрос. Не переводите стрелки. Разговор о гербе РТ. Если все конфессии равны , то надо убрать из герба исламский символ. Надо чтобы герб полюбили все граждане РТ и гордились бы им.

  • Анонимно
    9.02.2014 11:21

    Мурат Сирази бесится, т.к. аргументов привести не может. А у самого фамилия и имя исламского происхождения

  • Анонимно
    9.02.2014 11:22

    Сиразину. Человек вы веселый, к тому же судя по частоте вашего мелькания на его страницах любимец БО. И вообще хотите быть "на каждой свадьбе женихом, на каждых похоронах покойником" то есть находиться в центре внимания. Кажется ничего такого не сказал, что заставит модератора не публиковать мое мнение.А теперь о серьезном. Не принадлежу к числу"пустосвятов" всуе поминающих имя Бога во всех вариантах авраамичеких религий,( тут солидарен с вами)но все же надо знать меру. Меня лично покоробило сравнение храмов с "фалосами", вообще это слово пишется с двумя "л" и особенно сравнение с этим любимым очевидно вами предметом кулича, а его покрытия со спермой.На самое святое для меня замахиваетесь, скоро пасха, а я будучи татарином,этот вкусный праздник всегда почитал. Наша соседка тетя Валя такие куличи пекла и пасху, то есть творожный крем делала, что до сих пор помню. Да и сейчас кулич, правда магазинный, у нашей дорогой Муслимы покупаю.О сравнении храмов с фаллосом пусть вам попы и муллы разъяснят.А кулич не трогайте. Думаю, что и модератору в смысле такой непотребной идентификации церквей и мечетей надо быть более внимательным.Мало, того, что кряшенские церкви жгли, так еще в непотребном виде выставляют их.Что должен чувствовать верующий прочитав такое, идучи в церковь или мечеть. Далеко не уверен, что опубликуете написанное, но для внутреннего пользования в редакции прошу это замечание учесть.И будет вам, как говорят гадалки, счастье.

  • Анонимно
    9.02.2014 14:44

    Спасибо БО - еще раз подтвердившего свою объективность,дающего не "среднюю температуру по больнице",а весь спектр мнений.Вполне удовлетворен тем, что опубликовали мое мнение о новациях Сиразина с его версией происхождения форм кряшенских церквей и мусульманских мечетей. Особенно впечатлило меня его сообщение о том, что к куличу в форме фаллоса,да еще политого "спермой", прикладывали два яйца, правда крашеных.В общем картина полная и домыслов не требующая. Но несмотря на злодейские покушения Сиразина на святое, чем то напоминаюшие "пуськинские" кулич все равно куплю, к чему и других призываю.А продукты он действительно производит хорошие, тоже всем рекомендую.А то, что чуть подороже чем у Муслимы, так за экологию ведь доплачиваем.А это дорого стоит.

  • Анонимно
    9.02.2014 17:47

    Сиразину, экс "смотрящему за гласностью" в Госсовете но не только ему.Согласен, с тем, что чрезмерная религиозная активность, особенно руководства РПЦ, которое уже сравнивают, с идеологическим управлением ЦК КПСС, только с еще большими правами несколько диссонирует со светским характером РФ. Так же как и недавние попытки ввести в преамбулу Конституции РФ статью об особой роли православия в государстве.Об этом уже писали много в том, числе и в РТ. Правда партия Прохорова Гражданская платформа предложила утвердить через Думу "Религиозный кодекс" запрещающий госслужащим во время исполнения официальных обязанностей демонстрировать приверженность к любой конфессии и запрещающий вводить в штат вооруженных сил должности связанные с религией.Пока ни то ни другое предложения не прошли. Может быть "затишье" перед боем. Настораживает и недавнее предложение Патриарха Кирилла ввести штатные должности священников в МВД. Причем он указал, что есть успешный, по его мнению,опыт введения в штат священнослужителей в МО, где сейчас служат в прямом и переносном значении этого слова 100 православных иереев, 2 имама,и 1 буддистских лама.Почему то он обделил вниманием раввинов, а ведь иудаизм четвертая из конфессий которые признаны у нас традиционными.Что же касается сетований " экс -смотрящего" за гласностью по поводу отсутствия у нас атеизма, да еще в одной строке он перечисляет пропаганду религии,наркомании, гей-парадов,педофилии и прочей мерзости то здесь опять у него явный перебор.Религия уверенно восстанавливает свои позиции, и по моему мнению при полном идеологическом "вакууме"это не худший вариант".И не надо прибегать в ярлыкам в духе воинствующего атеизма: мракобесие, средневековье и т.п. в духе покойного Емельяна Ярославского.Даже в курсе "научного атеизма" который заменил воинствующий подобные определения отсутствовали.Правда иногда бывали атеистические всплески вроде обещания Н.С.Хрущева показать по телевидению в 1980 г. "последнего советского попа". Не знаю, что он должен был бы сказать по сценарию агитпропа, возможно заявить, что по примеру Гагановой просит направить его в отстающую бригаду.Ну Хрущев, равно как и Горбачев много чего обещали.В связи с этим вспоминается солдатская песня, времен Крымской войны, автором которой был арт.поручик Л.Толстой, с припевом "Гладко было на бумаге. Да забыли про овраги. А по ним ходить".Огорчу тех кто ностальгирует по прошлому, что атеист сейчас пошел осторожный, даже наш любимый "очевидноневероятник" С.П.Капица говорил ,что он "атеист православной ориентации". Не знаю, учли ли это "там".Говорят, что когда дежурный архангел доложил Господу,что к нему просятся поговорить два атеиста, он ответил "Скажи им, что они правы и меня нет. Поэтому принять не могу".Что же касается основной идеологической модели нашего общества, то сейчас идут бои, на ближних подступах к концепции единого учебника истории России, который и должен дать ответ на вопрос кто мы и куда мы идем.Бои переходящие в рукопашную схватку, где не особенно смотрят на академические погоны и число звезд и величину их.Но это предмет особого разговора выходящий за пределы обсуждаемой темы.Еще раз спасибо Бо за возможность высказаться по некоторым наболевшим вопросам.Да, еще Штирлиц говорил, что запоминается начало и конец написанного, поэтому вернусь к Сиразину и его главной ипостаси, а не хобби как он правильно назвал все остальное.Принимаю, к сведению,что вы торгуете дешевле чем наша главная бизнес - леди, делами которой я действительно восхищаюсь. Обязательно проверю, ибо на слово вам как то не верю. И если действительно у вас на 30 процентов дешевле, то приношу неглубокие извинения и буду постоянным потребителем вашей основной продукции,а не вашего хобби.Впрочем пишете действительно интересно только не надо так часто и по всякому поводу, а то это уже как вы читали вызывает иронию. Учитывая вашу начитанность, это без всякой иронии,хотел бы услышать мнение об основных параметрах нашей истории.Оттолкнитесь от того как ее показали на открытии олимпиады.Меня не скрою огорчило, то что хотя бы мельком не показали Ленина, человека изменившего мир в ХХ веке.Вон даже на Украине отдали под суд одного из нью-бандеровцев испакостившего его памятник в Полтаве.

  • Анонимно
    9.02.2014 17:52

    http://www.novayagazeta.ru/inquests/62115.html

  • Анонимно
    9.02.2014 18:46

    я всю жизнь ломал голову над тем, что означает татарский тюльпан. Очень интересный пост

  • Анонимно
    9.02.2014 22:31

    Тюлпан от арабского слова талаффаф(оборачиваться, завертываться).Родственно тулуп,толпа.Да мы любим завертываться в одежды.Даже голову (разум).

  • Анонимно
    9.02.2014 23:38

    Мурат, а по турецки как тюльпан вы знаете?

  • Анонимно
    10.02.2014 06:31

    Больше ничего Сиразину бутон тюльпана не напоминает? Мы уже читали здесь его сексуальные версии происхождения кулича, а потому готовы ко всему...

  • Анонимно
    10.02.2014 18:39

    Ни каких Персидских, Греческих, Латинских и других языков не бывает, кроме двух системных языков мозга:арабского и русского языка. Это языки РА, помните древний Бог Ра.Вселенная структурирует себя вдоль этих языков.Язык формирует народы и этносы, обычаи,танцы, свадебные обычаи. Даже континенты, страны имеют очертания вдоль названий своих стран и т.д.Любое слово всех стран раскрывает свой смысл если прочитать его с помощью арабского языка наоборот. А вот арабские не мотивируемые слова раскрывают свой смысл тогда,когда его читают по русски.Все слова ислама открывают свой смысл если прочитать их по русски. Например :Хадж-хождение;Суффизм-пустынь, Коран-нарок, в словаре Даля-Завет(последний).Это и есть две скрижали Моисея из "камин"-тайный, сокрытый.Есть такое хлебобулочное изделие-хала, по арабски расплетать. Пока не расплетешь эти два языка останешься маком(по арабски дурак), тем чем посыпают эту плетенку.Видите как просто раскрываются все обычаи.Читайте арабский в оригинале.

  • Анонимно
    31.12.2014 05:53

    можно ли подарок татарину делать в виде букета с полумесяцем, звездой и тюльпанами???на разные байрамы??? или на личное день рождение???

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль