Общество 
9.02.2014

Римзиль Валеев: «То, что CNN не нравится памятник героям Брестской крепости, – это их проблемы»

Размышления известного татарстанского публициста о памяти, уродстве и мужестве

На тему своей очередной статьи для «БИЗНЕС Online» публициста и общественного деятеля Римзиля Валеева натолкнул недавно опубликованный американским телеканалом CNN рейтинг самых уродливых памятников мира, в который вошел и памятник защитникам Брестской крепости. По мнению автора, нет никакого смысла обижаться на иностранцев — это их проблемы. Главное, чтобы жители России помнили и ценили свою реальную историю, которую не изменишь никакими рейтингами и опросами.

ВЫНУЖДЕННОЕ ПОКАЯНИЕ CNN

Странный скандал случился в связи со включением памятника защитникам Брестской крепости в список самых уродливых памятников мира. Понимаю: популярный телеканал CNN и его «звездные» журналисты хотят поддерживать рейтинг и свое престижное положение.

От количества зрителей и рекламодателей зависит моральный успех и размер кошелька телеканалов. Я даже не осуждаю их за нелюбовь к скульптуре, которая многими серьезными экспертами признается как работа высокого художественного уровня. Можно также осуждать как символ тоталитарных идеалов даже памятник великого скульптора Вучетича на Мамаевом кургане в нынешнем Волгограде, хотя она миллионами воспринимается как знак великого свершения человечества. Все-таки мать, все-таки Родина. Что может быть дороже и прекраснее?

Зарубежный телеканал извинился. Убрал с сайта дураций список с фотографиями. И правда, это была идиотская затея.

ПОЧЕМУ ИЛЬДАР ХАНОВ НОЧЕВАЛ В ПРОЕМЕ СВОЕГО МОНУМЕНТА?

Памятник, символы одного народа, одного времени глазами представителей другого народа, иной культуры может не нравиться в другое время и на другом конце света. Идеалы, формы, цвета, звуки воспринимаются по-разному. Тем более символы войны глазами ее жертв и героев. В Набережных Челнах был поставлен огромный памятник Победе — бетонная глыба. В те годы многие очень серьезные люди хотели остановить его установку. Даже сам начальник «Камгэсэнергостроя» Евгений Никанорович Батенчук — строитель Челнов и этого памятника — собирался прислать бульдозеры, чтобы сковырнуть эту глыбу в городском парке. Скульптор Ильдар Ханов, который сам рассказывал мне эту историю, ночевал внутри монумента, караулил, чтобы не взорвали незавершенную работу. И сейчас, возможно, кому-то монумент в Челнах не нравится. Лично я за эти годы присмотрелся, подумал, понял, что это очень честный, правильный памятник. Зарубежный мастер монументального жанра, признанный во всем мире, написал на фотографии челнинской «Победы», что это лучший памятник против фашизма. Ильдар мне сам показывал эту надпись.

ПАМЯТНИК МОЛОТКУ И ТОПОРУ?

Глупо спорить с искусством, с историей, с мировосприятием разных народов.

В Саудовской Аравии не приветствуется изображение в полотнах и скульптурах живых существ. Исполняя это требование ислама, на современных проспектах города Джидды установлены скульптуры... молотка, утюга, чайника, строительного мастерка, топора и других инструментов. Я воспринимал эти фигуры величиной в два бульдозера как знак уважения к массовым профессиям и здорового быта, хотя смысл их был другой. Это невозможно узнать и понять... Впрочем, недавно в Москве и Казани вышла книга одного из членов королевской семьи, нынешнего министра образования Саудовской Аравии, где рядом со стихотворениями Халеда аль Фейсала «Буква и цвет» расположены рисунки автора стихов, изображающие птицы и даже красивую девушку. Стихи-то о любви, хотя и написаны очень продвинутым 74-летним государственным деятелем ваххабитского в прямом смысле слова государства. Как я могу оценивать такие произведения, эстетику и философию с точки зрения своих вкусов? Лучше помолчать, когда народы думают о своих предках и о своей истории.

КТО ЗНАЕТ О БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ?

Мой старший брат Фаниль, доцент Новосибирского строительного института, к сожалению, ушедший в иной мир в позапрошлом году, служил в Брестской крепости. О том, что в 1941 году целый месяц она оборонялась, писал мне, тогда школьнику, в письмах, присылал открытки. Нигде в мире такого не было. Гитлеровцы захватили Белоруссию, большую часть Украины, а в тылу все еще сражалась крепость. Без воды, без патронов, под двухтонными бомбами несколько десятков оставшихся к тому моменту в живых красноармейцев держались буквально насмерть.

Опытные люди с хорошим вкусов считают, что памятник защитникам Брестской крепости замечателен именно с художественной точки зрения.

А американским журналистам он непонятен. Имеют право не любить. Но это их проблема, а не наша!

Мы тоже можем про себя смеяться над их «шедеврами». У нас и свои по-разному видят мир. Не все в восторге от красных и черных квадратов. Ну и что? Зря обижались некоторые депутаты и ветераны — память о героях Бреста не пострадала. Страдают сами «оценщики». И запутываются мозги в иных неокрепших головах. А вот говорить, писать, показывать что и как было в лихие и жесткие времена надо!

ПЕТР ГАВРИЛОВ — ТАТАРИН ИЗ ПЕСТЕРЦОВ

Мне действительно наплевать, как воспринимают памятник моему народа прикольные эстеты популярных телеканалов. Моему — советскому, российскому и татарскому тоже. Старшее поколение лучше знает, кто такой Петр Гаврилов, есть улица Гаврилова в Пестерцах, Казани, Краснодаре и Бресте. Интересный человек, легендарная судьба.

Вот его биография, размещенная в Википедии. В силу определенных обстоятельств (Гаврилов был в плену!), свободная энциклопедия может оказаться более правдивой, чем официальная.

Приведу описание его подвига из книги Сергея Смирнова «Брестская крепость», за которую автор получил Ленинскую премию в1965 году: "После нападения немцев на крепость возглавил группу бойцов из 1-го батальона своего полка и мелких разрозненных подразделений 333-го и 125-го стрелковых полков, во главе которой сражался на валу у Северных ворот Кобринского укрепления; затем возглавлял гарнизон Восточного форта, где с 24 июня сосредоточились все защитники Кобринского укрепления. Всего у Гаврилова было около 400 человек с двумя зенитными орудиями, несколькими 45-мм пушками и четырехствольным зенитным пулеметом.

Вечером 29 июня 1941 года после бомбардировки Восточного форта (одна из бомб весом в 1,8 тонны угодила во внутреннюю подкову форта и, возможно, явилась причиной подрыва склада боеприпасов защитников), Гаврилов с остатками своей группы (12 человек с четырьмя пулеметами) укрывается в казематах. Несколько дней группа совершала вылазки, пока не была рассеяна.

Оставшись один, 23 июля тяжело раненым попадает в плен. По описанию лечившего его в госпитале доктора Вороновича, пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьем теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой...

ПОХОРОНЕН В БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ...

Петр Гаврилов содержался в лагерях Хаммельбург и Равенсбрюк до мая 1945 года. В плену сблизился с генералом Карбышевым. После освобождения из немецкого плена Гаврилова исключили из ВКП(б), ввиду утраты партбилета. Однако, восстановленный в прежнем воинском звании, осенью 1945 года он был назначен начальником советского лагеря для японских военнопленных в Сибири, где получил несколько благодарностей по службе (считается, что он предотвратил эпидемию тифа среди японских военнопленных, а также пресекал злоупотребления со стороны японских офицеров).

.
Мемориальная табличка в казанском Парке Победы

После увольнения в отставку в связи с сокращением вооруженных сил уехал в Татарию, а затем в Краснодар, где нашел жену и сына, с которыми не виделся с первого дня войны.

После выхода на радио в 1955 году цикла передач под названием «В поисках героев Брестской крепости», их автором — Сергеем Смирновым — в 1956 году была написана и в 1957 году издана книга «Брестская крепость», в которой был показан подвиг гарнизона крепости в 1941 году. Благодаря этому Гаврилов восстановил членство в партии и был представлен к награде.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807).

Петр Михайлович Гаврилов скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. Он был похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста.

МЫ ТЕ И ТАКИЕ, КАКИМИ СОЗНАЕМ СЕБЯ

О чем это история? Мне кажется, о самоидентификации человека и целых народов. Нам не нужно подстраиваться под кого-то. Чужие вкусы, навязываемое прошлое и будущее нам ни к чему. Теперь вокруг полно политтехнологий и пиара. Можно потерять себя и свои корни. Лично мне не так важно, что Михаил Девятаев, угнавший немецкий самолет вместе со своими соратниками, мордвин (кстати, именно в эти дни отмечается годовщина его подвига). Он мог быт марийцем или украинцем, русским. Правда, он мордвин. Это его право. Его дети — наполовину татары и мордва. Внуки — тоже в своих жилах имеют кровь мордовского народа. Но это сугубо личное дело Михаила Девятаева, его право. Право его потомков. И повод для гордости мордовского народа.

И Петр Гаврилов мог быть русским, чувашом — кем угодно. Он из деревни Альведино! Из татарской православной семьи. Этого не отнимешь. Важнее то, что нам надо помнить о нем, знать его.

Я вспомнил его в связи со скандалом в канале CNN. Какое их дело, за что погибали каждый день Гаврилов и его товарищи? Какой идеал их монументальной красоты? По-моему, они не хотели бы, чтобы мы обижались на телеканал. Обижаются лишь убогие. Достаточно сказать, показать, какие мы на самом деле. И что думаем о некоторых типах. И все!

Мне показалось, что столь же омерзительны и нетактичны возня и измышления в связи с тем, что по новейшим разработкам неких политтехнологов кряшены — совсем другой народ. С татарским языком, общей культурой в значительной части, но не татары. На здоровье. Но кто же они? И почему в человеческие души вторгаются со стороны?

Известны факты насильственного крещения. Но нет фактов и актов принуждения, объявления татарами. Пусть каждый считает себя тем, кем хочет. Но забивать в его голову политические гвоздики совершенно ни к чему. Особенно уточнять, менять национальное самосознание людей, живых и уже ушедших.

Помню такую историю. Тогда еще Центральное телевидение СССР транслировало «Голубой огонек» в честь праздника Победы. Рассказали и о подвиге защитников Брестской крепости. Был там и Петр Гаврилов. Когда кто-то в экстазе патриотизма объявил его символом героического русского человека, Гаврилов, так не научившийся подстраиваться под ситуацию и говоривший прямо, встал из-за стола. В живом эфире, в прямой трансляции! Наверное, думая, что некоторое уточнение необходимо ради истины, которая всегда прекрасна и всем (почти всем!) дорога, Петр Гаврилов четко и внятно заявил: «Вообще-то сам я татарин!»

Он хотел как лучше. Это же хорошо, что татары тоже стояли насмерть! Однако телепередачу остановили. Просто отключили. Прямой же эфир! И больше Гаврилова на телевидение не звали. Видимо, кто-то получил выговор.

Можно проверить эту историю. Надо издавать книги, новые воспоминания. Снимать фильмы. Тем более теперь Брест — заграница, но белорусы им дорожат. И правильно — надо ценить народ и его историю. Особенно реальную, общую. И настоящую. Которую невозможно исправить, изменить всякими опросами и викторинами.

А памятник хороший. Не уродливый. Для нас особенно. Они (обозвавшие памятник в Бресте) сами немножко уродливые. Для нас. И все, кто ломает и привносит идеалы. Только пусть за сказанное никого не отключают.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.02.2014 09:50

    а вот нам не наплевать

  • Dante
    9.02.2014 10:00

    "... А когда он упал - некрасиво, неправильно,/ В атакующем крике вывернув рот/ То на всей земле не хватило мрамора,/ Чтобы вырубить парня в полный рост/" Р.Рождественский.

  • Анонимно
    9.02.2014 10:09

    удивительная история, не знал. Интересная газета: вчера про воров в законе узнал от дважды генерала, а сегодня про Гаврилова-майора, и повсюду про Олимпиаду... в чем смысл?

  • Анонимно
    9.02.2014 11:13

    Так они и памятник жертвам терракта в собственном Нью-Йорке тоже в список уродливых памятников включили... Т.е. это просто какая-то нелепая подборка по внешней красивости-некрасивости (что всегда субъективно к тому же), без какой-либо политической или идеологической подоплеки. Ну, неприятно, но по сути больше жалко их, чем гнев какой-то ощущается... Для нас памятник - это увековечивание события, в котором должны эмоции читаться (в частности в Бресте - это скорбь, это масштаб трагедии и т.д.). А кому-то гламур подавай - ну и фу на них)))

  • Анонимно
    9.02.2014 11:26

    Хорошая статья. Найти надо кадры "Огонька" и показать по ТНВ.

  • Анонимно
    9.02.2014 11:40

    Меня поражает как советы тщательно пытаются столкнуть россиян со всем миром. Тот канал частный, опрос шуточный, расчитан на аудиторию нероссийскую. Так засекли и по полной отработали.
    Они извинятся, но после каждого такого дикого с нашей стороны случая все мы становимся дальше от мира и ближе к гулагу.
    Вот цель.
    Поражает цинизм организаторов этого черного пиара и наивность населения, которое не задает очевидных воросов.
    rg

  • Анонимно
    9.02.2014 12:14

    Комсомолец Аркадий Фокин тогда сам не знал, что он просто православный, но и Нетатарин. Тогда это не звучало так гордо. Петр Гаврилов послал бы его, если бы Фокин попытался грузить свои бредовые идеи. За "нетатарство" платят негусто, но презрение собратьев неумолимо. Гаврилов не был националистом, он был самим собой. Ждем новых книг и фильмов о нем!

  • Анонимно
    9.02.2014 12:18

    Спокойная, взвешенная позиция Римзиля Валеева вызывает уважение. Особенно если учесть, что в последнее время российское общество слишком сильно "разогрето", мы крайне нетерпимы к чужому мнению, легко и походя можем оскорбить оппонента. Пора кончать с этой взаимной ненавистью. Только доброта и терпимость спасут мир. И, конечно, ИСКУССТВО!Единственно, что меня не устроило в этой публикации, так это отсутствие фамилии упомянутого в тексте зарубежного мастера монументального жанра, который написал на фотографии челнинской «Победы», что это лучший памятник против фашизма. Кстати, лично мне эта скульптура Ильдара Ханова чрезвычайно нравится и было бы интересно узнать мнение не анонимного, а реального, признанного во всем мире скульптора.Владимир Демченко.

  • Анонимно
    9.02.2014 12:27

    а вот мне эти памятники тоже не нравятся. и я не считаю это неуважением к ветеранам

  • Timur
    9.02.2014 12:52

    Будущи пацаном прочитав книгу Симонова "Бресткая крепость"был поражен подвигом майора Гаврилова.Повзрослев,через многие года,я узнал что он татарин.Конечно меня умиляет его подвиг,но я прекрасно понимаю и осознаю,будь на его месте кто то другой,возможно,сделал бы то же самое. Но,история,на то и история чтобы потвердить факт события.

  • Анонимно
    9.02.2014 12:54

    Был в 78 году на территории Брестской Крепости. Мне было 5 лет. Там же не просто памятник - эта скульптура, памятником является вся Крепость.И люди, запечатленные в этом памятнике передают и мужество,и тяжесть борьбы, и Скорбь, и указывают, именно чтобы помнили. Меня тогда впечатлило. Я До сих пор помню Все. Горжусь и не Дай Бог повторится!Владислав.

  • Анонимно
    9.02.2014 13:03

    Так наивно - начинать статьи с каких-то свежих информационных поводов, а потом все всегда сводить к татарству)))))) Пишите уж сразу о том, о чем хочется, а то эта хитрость прям на уровне детского сада))) заманивать что-то значащими для всех заголовкам, а результате жаловаться, какие татары обиженные и униженные. Да главное, что врать при этом.У меня вот бабушка в плену была, так на нормальную работу и всю жизнь не брали, это как черная метка, хотя шанса извежать угона в плен не было никакого. Ну и никто не кричит, что гонения из-за национальности, и на передачу бы и не пригласили никогда. А в прямом эфире по тем временам, конечно, все согласовано было, это строй был такой. И сейчас-то не многие умеют из неожиданностей выходить, а уж по тем временам... А вам прям везде обиженность рисуется, угомонитесь уже, живите мирно и дружно, уже ведь и другая жизнь не за горами, о душе подумайте, сколько можно склоки между людьми сеять?!

    • Анонимно
      9.02.2014 14:12

      Вы сами обижены и у вас проблемы,раз вас задевает ,что татары хотят гордится собой . Что в этом плохого? Почему евреям и русским можно на федеральных каналах говорить о себе в превосходной степени , а татарам у себя нельзя?

      • Анонимно
        9.02.2014 22:46

        А они так воспитаны, с детства. Почему то зима у нас русская, березки тоже, валенки тоже, да и пельмени. Да, много чего. С детства прививают чувствовать себя выше других. Приезжают в другую страну и там пытаются свои порядки навязать. Спрашивается, зачем приехали, если вам хочется жить так, как вы жили. Ответить не могут. Но любят сесть за стол с бутылкой водки, выпить, закусить из русского магазина, песни петь и тосковать по родине. Спрашиваешь, в чем дело то. Купил билет и домой. Нет, говорят, там то, там это. Лучше издалека тосковать и думать, что они самые крутые. Так воспитаны.

  • Анонимно
    9.02.2014 13:59

    Если быть честным в отношении святой памяти Петра Михайловича Гаврилова ,он КРЯШЕН , а в татары его переписали в 1927 году сталинские помощники в ТатАССР,ревностно выполнявшие его ,,программу оптимизации народов СССР". Знать надо историю кряшен , это самостоятельный самобытный православный народ в Поволжье, принявший христианство еще задолго до монголо-татарского ига. На территории древнего Булгара раскопками подверждены христианское присутствие и имеются множество других доказательств. Понятно, что у многих татар до сих пор болезненное историческое чувство никак не проходит от событий 1552 года( взятие Казани И. Грозным,кстати , потомка татар по крови) .Хватит уж путать кряшен с крещеными татарами, которое как исторический факт было в истории,и эти ,,новокрещеные" татары делали,,карьеру " в Москве" и практически они там и обрусели или стали ,,Иванами-родства не помнящими" Земляк П М Гаврилова.

    • Анонимно
      9.02.2014 21:26

      Да, не надо то уж историю переписывать. Вполне возможно, что и были православные и до монгольского нашествия в Волжской Булгарии. Но вот такого народа как кряшен нет и быть не может. Чем они отличаются от татар-мусульман, только православной верой. Я сам татарин из мусульман, да и не хотелось бы, чтобы кто-то был насильно причислен к татарам, считался со мной одним народом. Пусть каждый думает как он сам себя позиционирует. Но объявлять отдельным народом тех, кто принял другую веру - это абсурдно, хотя в некоторых случаях и возможно, если политики этого хотят. Если Гаврилов не татарин, то ради бога, считайте его хоть марсианином. Главное, конечно, как он сам себя считал. Да и не думаю, что это принесет кому то пользу, кем его считать. Например, я до сего времени думал, что он русский. И что? Защищал крепость, которую заняли, поделив ее с немцами, отобрав ее у поляков. Так и что?

  • Анонимно
    9.02.2014 14:07

    "ПЕТР ГАВРИЛОВ — ТАТАРИН ИЗ ПЕСТЕРЦОВ" Во-первых, не татарин, а кряшен, а во-вторых, не ИЗ ПЕСТЕРЦОВ, а родился в деревне Альведино ныне Пестречинского района Республики Татарстан.

    • Анонимно
      9.02.2014 14:21

      Спасибо, хоть вы поставили все на свои места ,жаль только Петр Гаврилов "ошибался " по поводу своей национальности .Буре .

  • Timur
    9.02.2014 14:30

    Комсомолец Аркадий Фокин тогда сам не знал, что он просто православный, но и НетатаринПриспобленцы запонили страну,надо искать выход,думаю,он будет найден!

  • Timur
    9.02.2014 14:32

    Во-первых, не татарин, а кряшен, а во-вторых, не ИЗ ПЕСТЕРЦОВ, а родился в деревне Альведино ныне Пестречинского района Республики Татарстан.Понимаем что кряшен,но это же наша гордость татарская!

  • Анонимно
    9.02.2014 14:43

    После войны до 1947 года проживал на родине, в Пестречинском районе Татарской АССР. Работал в совхозе, затем некоторое время - директором сельского кирпичного завода. Однако был уволен с должности и затем мог устроиться только на неквалифицированную работу. Из-за негативного отношения к нему местных руководителей был вынужден переехать в Краснодар в 1947 году. Там работал рабочим на тарной базе, экспедитором на приборостроительном заводе. В 1955 году наконец нашел жену и сына, с которыми расстался под бомбами в первый час войны. В 1956 году вышла в свет книга Сергея Сергеевича Смирнова "Брестская крепость", основанная на бесспорном фактическом материале. Это событие благоприятно отразилось на судьбе П.М. Гаврилова. Его восстановили в партии и он был представлен к высшей награде страны.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Пётру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".Много ездил по стране, активно занимался общественной работой. Скончался 26 января 1979 года и с воинскими почестями был похоронен в городе Бресте на Гарнизонном кладбище.Награждён 2 орденами Ленина, медалями.Почётный гражданин города Бреста.В деревне Конь Пестречинского района установлен бюст Героя. Его имя носят улицы в Бресте, Казани, Краснодаре и Пестрецах.

  • Анонимно
    9.02.2014 16:06

    народ и вправду все забывает - Казань - точно не помнит защитника крепости. Спасибо Валееву за напоминание.

  • Анонимно
    9.02.2014 16:21

    об этом больно говорить, о правде здесь четко сказано. И далее, что плохого если мы у героя национальность укажем? Стране, русскому человеку или еще кому? Идет полный бред от властных плиттехнологов,конструктивистов и вредителей дружбе народов великой страны!

  • Анонимно
    9.02.2014 16:33

    Тимур, эрудит ты наш, ,, Бресткая крепость" написана С.С.Смирновым,а не Симоновым.

    • Анонимно
      9.02.2014 16:48

      тут скорее эрудиция по сути, а не об описателях этого удивительного факта, так что Валеев зрит как учили - в корень.

    • Timur
      9.02.2014 17:00

      Да и ладно,подумаешь детская память слегка запомятовала,тем не менее спасибо,поставили на правильные рельсы.К стати Симонов написал такие стихи "Я вернусь" а может быть звучит чуть по другому,не собираюсь уточнять по справочникам,по поисковику,главное суть,нам татарам все равно,главное -суть!

    • Timur
      9.02.2014 17:07

      Да не считаю я себя эрудитом,боже упаси,во мне больше рационального,разумного.Будь я на месте Путина,Россия рассвела бы,вот это я знаю точно.

      • Анонимно
        9.02.2014 19:23

        От скромности вы не умрете Тимур .Таким должен быть настоящий татар , если что я тоже такой .Буре .

      • Анонимно
        9.02.2014 22:21

        Ага, "рассвела бы"! Все бы татарский тогда учили, чтоли?

  • Анонимно
    9.02.2014 20:40

    Константин Симонов язган "Кот мине". Мин мны яздым кряшенча. Уйлым, татарлар аннарлар. Бит, кряшеннэр хэм татарлар бер торле сойлэшэлэрда, язаларда.

  • Анонимно
    9.02.2014 20:47

    Но Брест - это еще и совместный парад советских войск вместе с нацистскими. Это и раздел Польши. А не задавались вопросом, почему оборону крепости возглавил майор? Ведь это важный стратегический узел. Но до сих пор нет внятного ответа на вопросы: почему Брестская крепость была так быстро сдана? Почему гарнизон не остановил противника, не задержал, не причинил серьезного вреда? Почему все об обороне крепости ясно только до тех пор, пока неизвестны детали? Почему возникает обратная пропорция: чем больше знаешь об этом героическом эпизоде, тем меньше понимаешь случившееся?В своей секретной (до 1988 г.) монографии советский генерал Л. Сандалов прямо писал: «...Брестская крепость оказалась ловушкой и сыграла в начале войны роковую роль для войск 28-го стрелкового корпуса и всей 4-й армии... Большое количество личного состава частей 6-й и 42-й стрелковых дивизий осталось в крепости не потому, что они имели задачу оборонять крепость, а потому, что не могли из нее выйти...».Все абсолютно логично. Крепость так и строится, чтобы в нее было трудно войти. Как следствие, из любой крепости трудно вывести разом большую массу людей и техники. Сандалов пишет, что для выхода из Брестской крепости в восточном направлении имелись только одни (северные) ворота, далее надо было переправиться через опоясывающую крепость реку Мухавец. Страшно подумать, что там творилось, когда через это «игольное ушко» под градом вражеских снарядов пытались вырваться наружу две стрелковые дивизии — без малого 30 тысяч человек.Чуть южнее Бреста, в военном городке в 3 км от линии пограничных столбов, дислоцировалась еще одна дивизия: 22-я танковая из состава 14-го МК.«Этот городок, — писал Сандалов, — находился на ровной местности, хорошо просматриваемой со стороны противника... Расположение частей было скученным... Красноармейцы спали на 2 — 4-ярусных нарах, а офицеры с семьями жили в домах начсостава поблизости от казарм... По тревоге дивизия выходила в район Жабинки и севернее. При этом дивизии предстояло переправиться через р. Мухавец, пересечь Варшавское шоссе и две железнодорожные линии... Это означало, что на время прохождения дивизии прекращалось в районе Бреста всякое движение по шоссейным и железным дорогам...».Разумеется, немцы оценили и полностью использовали предоставленные им возможности. Кроме собственной артиллерии 45-й пехотной дивизии вермахта для обстрела Бреста была выдвинута артиллерия двух соседних (34-й и 31-й) пехотных дивизий, двенадцать отдельных батарей, дивизион тяжелых мортир.Для большего «удобства в работе» немцы подняли в воздух привязные аэростаты с корректировщиками. Шквал огня буквально смел с лица земли тысячи людей, уничтожил автотранспорт и артиллерию, стоявшие тесными рядами под открытым небом.98-й отдельный дивизион ПТО, разведбат и некоторые другие части 6-й и 42-й стрелковых дивизий были истреблены почти полностью. 22-я танковая дивизия потеряла до половины танков и автомашин, от вражеских снарядов загорелись, а затем и взорвались артсклад и склад ГСМ дивизии.После того как три дивизии были расстреляны, подобно учебной мишени на полигоне, а немцы уже в 7 часов утра 22 июня заняли пылающие развалины Бреста, и началась воспетая в стихах и прозе «героическая эпопея обороны Брестской крепости».Тут самое время задать извечный вопрос — кто виноват?Традиционная советская историография привычно гласила: «Было допущено необдуманное размещение...». Это чем же надо было думать, чтобы разместить три дивизии там, где никого и ничего — кроме пограничных дозоров и минных полей — и быть не должно!Госпиталь 4-й армии был расположен... на острове посреди Буга, то есть даже не у границы, а уже за границей. Это что — тоже для нанесения «внезапного первого удара» так умно придумали?И т.д. Много вопросов, а все упирается в героическую защиту крепости, в то, что по сути, обреченные люди, брошенные своими командирами, пытались как-то выжить в этом аду.Думаю, все это потом было раскручено, чтобы не задавали такие "глупые" вопросы. Но вопросы будут задавать, если не сейчас, то потом.

  • Анонимно
    9.02.2014 21:39

    Есть и другие версии. Крепость не бывает сама по себе. А куда девались фланги? Есть такая версия. так как советские войска не успели начать наступательную операцию, оне были в конфигурации не оборонительной и не были готовы обороняться. Еще усугубилось все неожданным нежеланием солдат и офицеров воевать за коммунизм. Последовали команды исполнять наступление по утвержденному ранее плану, но это еще усугубило ситуцию. Немцы, в разы уступавшие и в численности и в качестве оружия, быстро воспользовались хаосом. Им очень повезло, ну и офицеры были видать грамотные. А крепость, ну не до нее было. Была угроза страну потерять уже к осени 41.

    rg

    • Анонимно
      9.02.2014 22:22

      Да, все это ложиться в одну версию, высказанную еще Резуном-Суворовым в своих книгах. а он то знал, что писал. Все работал активно в ГРУ.

  • Анонимно
    10.02.2014 07:58

    Спасибо Римзиль! Вдохновляющая статья!

  • Анонимно
    11.02.2014 19:34

    Полагаю, что "мыслеворот" закрученный вокруг рейтинга памятников, в который "вовлекся" и популярный в известных кругах Р.Валеев,правда как выяснилось по несколько другим причинам, яркий пример того, что называют "много шума из ничего". Но явления весьма опасное по своим последствиям.Начну с главного: кому известен этот рейтинг, которому мы создали как мне кажется совершенно не соответствующую его значению популярность? На западе есть полно таких рейтингов, от дамского белья и простите, известных по своему короткому названию предохранительных средств и до памятников. И никто не обращает на них внимания. А шумиха эта опасна, потому, что мы недавно собственными руками и языками создали мировую известность нескольким "бабуинкам" , не хочу называть их бабенками учитывая характер их сексуальных подвигов,особенно одной из них из скандально известной группы "Война.Они устроили бесовские подтанцовки с мелодекламацией, ибо голосов то нет, в храме,длилось это безобразие около минуты. За что надо было оштрафовать и послать суток на 15 мести улицу, а лучше какой либо заводской двор огороженный забором.А тут судебный процесс, с привлечением мирового общественного мнения, и трагическими интервью сожителя одной из них.Отбывание короткого наказания, превратилось в фарс, опять таки с привлечением внимания СМИ всех форматов.А уж сколько радости было у наших либерастов, особенно из НКО,заявлявших, что они невинные девочки, чуть ли не узницы совести и т.п. Итог, после весьма комфортного пребывания в "узилище", а точнее в лазарете две из них, одна вроде бы не участвует в этом балагане,стали мировыми звездами. И в ООН недавно о них говорила, представительница США, которой был вынужден ответить и весьма остроумно наш тамошний представитель и в Голливуд их пригласили на съемки и т.п. В общем не "пуськи" а знаковое явление мировой культуры. И все это носит явно антироссийский характер Нам это нужно было? Так и с этим памятниковым "прейскурантом", в который кстати по той же графе попал и памятник национальной трагедии США, да и всего мира, взрыве башен -близнецов, и гибели тысяч людей в Нью -Йорке. Трагедии, по количеству погибших вполне сопоставимой с числом жертв непосредственно на территории Брестской крепости.В США прочитали тихо возмутились и забыли.А мы устраиваем этой бумажке "пиар - кампанию", причем, бесплатную. Намного важнее бы поговорить о том,как была представлена история нашей страны в открывательном шоу в Сочи.Конечно любой проект показа событий и людей на широком хронологическом пространстве, включая даже энциклопедическом, вызывает множество вопросов.Приведу более близкий пример к летней Универсиаде была выпущена весьма интересная иллюстрированная энциклопедия Татарстан, в чем большая заслуга , не перечисляю их должности А.М.Магзанова, Р.М. Валеева и Г.С.Сабирзянова, ну, а сколько было претензий, что того то не включили, а такой то есть. У меня лично есть только одна: в ней даны "портреты" представителей флоры и фауны, а я как заядлый рыбак особо внимательно просмотрел этот раздел и меня удивило, что есть портреты всех, включая даже ерша, но нет стерляди - главного рыбного бренда республики.Нехорошо это товарищи энциклопедисты.Но если серьезно, то считаю недопустимым промахом то, что хотя бы мельком не показали В.И.Ленина, человека изменившего мир ХХ века, благодаря которому и появился капитализм с человеческим лицом на западе. Именно на примере Октября, тамошние олигархи, за долго до призыва Лифшица, поняли " делиться надо" иначе все потеряешь. Именно то, что сейчас,но пока без особого успеха пытается внушить нашей офшорократии Президент РФ. .Деятельность Ленина известна, выделю только один важнейший по моему мнению аспект.Он является автором стратегического проекта сочетания успешного развития частного капитала при сохранении руководящей роли партии - НЭП.Если бы судьба отпустила хотя бы 5 -6 лет, то мир стоял бы в очереди не за товарами, начиная с костюмов и до высокотехнологичных гаджетов с брендом " Сделано в Китае", а искал бы то же самое с надписью "Сделано в России". То , что делают в Китае я бы назвал НЛЭП- новоленинская экономполитика.Как то академик И.Р.Тагиров, подтвердил эту мысль, сказав, что в беседе с ним, директор института истории рабочего движения при ЦК КП Китая сказа, что они проводят, то, что начал но не успел сделать Ленин.Хочу думать, что и в едином учебнике истории России это будет отражено. Хотя есть разные точки зрения и справа и слева. Один из апологетов государственного православия, написал, например, что мы пожинаем ядовитые всходы ленинской национальной политики. На, что я замечу, что если бы не она, то значительная часть юного СССР через два - три года превратилась бы к клубок враждующих, а то и воюющих между собой не "банановых" как принято говорить, поскольку они у нас не растут, а кукурузно -мандариновых и урючно -хлопковых республик.Завершая тему, вернусь к Р.Валееву, для которого проблема памятников стала предлогом для осуществления известного принципа "пользуясь ваши юбилеем поговорим о наших проблемах".Говорю это без осуждения, отдавая дань его журналистскому мастерству.Тема о месте татар в истории, включая и такие субэтносы как кряшены, мишари, ногайбаки и даже тептяри предмет давних споров.О тех кто пытается уйти от имени татарин весьма жестко писал и знаменитый и явно недооцененный нами поэт -философ Дэрдменд.На мой взгляд не надо нам особенно зацикливаться на критике кряшен за их стремление самоидентефицироваться по другому чем мы официально предлагаем. Напомню, что в середине 20 -х гг. была даже идея создания республики или округа кряшен с центром в районе Святого ключа на левобережье Камы, а в годы гражданской войны выходила весьма популярная кряшенская газета , кажется "Кызыл Алям", в названии могу ошибиться, но газета точно была. Кстати удобный источник, для тех кто не мог читать на арабском алфавите, а ссылка в своих трудах на татарскую печать была нужна. Ну, что касается стремления некоторых лиц удревлить появление кряшен, то пусть работают, тут всегда бываю крайности.Помню, мой приятель хороший книговед,одержимый идеей удревления татар, находил их корни и среди индейских племен Америки.Когда я ему сказал, что может быть сходившего на берег Колумба аборигены приветствовали словами "Сэлам Колумб абзый"он подумав ответил может не совсем уж так но похожее могло быть. Ну, что тут поделаешь, вон даже один из писателей соседнего братского народа считает, что к нему принадлежали Атилла и Заратуштра.Но капитальнее всех решил эту проблему один из героев Чехова отставной прапорщик, с польскими корнями. Заложив землю, он на вырученные деньги заказал видному художнику два портрета на одном было " Адам Говорухо - Отрок",на другом " Ева Говорухо - Отрок".Тут уж крыть нечем.Думаю, если говорить серьезно не надо боятся и так болезненно реагировать на кряшенские идеи. Пусть будет так как они считают. Полагаю, что уход из числа татар 150 тысяч кряшен, ничего не изменит в месте татар, как второго по численности народа в России.А тем кто посягает на эту роль могу ответить словами героя любимого еврейского анекдота - " Не дождетесь!"

  • Анонимно
    13.02.2014 02:23

    Вообще-то немцы не ставили задачу захватить Брестскую крепость. Их атака была такой внезапной, что красноармейские части были мгновенно разбиты под Брестской крепостью к северу и югу от нее, а те, что были дислоцированы внутри крепости - позорно бежали из нее, в т.ч. и командование. В крепости осталась кучка защитников, и самым старшим по званию оказался Гаврилов. Немцы обошли крепость и ушли дальше - громить "непобедимую" красную армию. Б

    рест они захватили, он был важным транспортным узлом, а прятавшиеся в глубинах крепости остатки гарнизона им особо не досаждали. Кто смог сдаться - сдался, и это большинство. Ну а какая-то малая часть решила сопротивляться, Гаврилов был среди них. В СССР из истории этой крошечной боевой группы, до которых немцам дела-то не было, сделали целую пропагандистскую историю, героизировали ее. Если бы немцам было бы нужно выкурить всех из крепости, то уже через два дня в ней никого бы не осталось.

    Пример - как они штурмовали Севастополь с ее мощными фортами и морскими батареями. Они ее захватили, как и Керчь. А ушедших в катакомбы и горы остатки гарнизона они оставили в покое, воюя с ними лишь тогда, когда голодные "партизаны" вынужденно нападали на крымско-татарские и русские селения в долинах, чтобы найти себе пропитание. Это еще одна из причин, почему партизанское движение в оккупированных территориях местное советское население так и не поддержало, и их основой стали окруженные и не вышедшие к своим живущие в лесах остатки регулярных частей РККА, которые частенько нападали на села местных жителей (или как Зоя Космодемьянская - сжигали их, обрекая местное население на смерть или уход в партизаны).

    Брестская крепость уже захватывалась в 1939-м Вермахтом, но тогда по договору о дружбе и сотрудничестве между Германией и СССР ее передали коммунистам, т.е. советам, проведя совместный парад победителей в Бресте. И в 1941-м Германия опять вернула себе Брест, и вернула довольно легко. А вот почему? Потому что красная армия не была готова обороняться.

    Насчет кряшен и связанных с ними проблемы - явно надуманные. Т.к. татары-мусульмане (так называемые) даже с самим ядром татар - казанскими или волго-уральскими татарами не могут разобраться, т.к. уход к руским идет и от них, причем поболее, чем от кряшен. А Гаврилов - молодец! Обычный простой мужик.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль