Общество 
20.02.2014

«Салават Купере»: чудесное воскрешение проекта на фоне забвения ВСМ

Город-спутник Казани: 1,5 млн. кв. м жилья по соседству с нефтехимическим гигантом, новая дорога в город и спасение от высокоскоростной магистрали

Анонсированный еще в 2011 году амбициозный проект застройки нового микрорайона на окраине Казани «Салават Купере», наконец, стартовал. На прошедших недавно публичных слушаниях впервые рассказали о подробностях возведения города-спутника площадью 360 гектаров. Побывавший на мероприятии корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что после уточнений количество жителей в микрорайоне будет вдвое меньше, чем планировалось ранее, а главная помеха для реализации проекта — пролегающий в этом районе газопровод. Но, по мнению экспертов, ради этого нужного с точки зрения доступного жилья проекта все проблемы решаемы, при этом стоимость строительства нового микрорайона может составить 45 млрд. рублей без учета расходов на объекты социальной инфраструктуры.

.
Владимир Фомин (в центре)

НА ГОРИЗОНТЕ «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

В Казани в управлении архитектуры и градостроительства на днях состоялись публичные слушания по проекту планировки территории района «Салават Купере». По сути, речь идет об одном из масштабных проектов застройки татарстанской столицы, предусматривающей возвести 1,5 млн. кв. м жилья. Вел слушания начальник управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани Владимир Фомин. Также присутствовали главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и глава администрации Кировского и Московского районов Казани Дамир Фаттахов.

Фомин, предваряя выступления по проекту, рассказал, что заказчиком проекта планировки выступил Госжилфонд при президенте Республики Татарстан. Основной целью проекта планировки было обеспечение комплексной застройки территории для жилищного строительства по социальным программам. Проект планировки разработан ГУП «Татинвестгражданпроект».

ДОЛГАЯ ДОРОГА В ОСИНОВО

Напомним, что впервые о жилом проекте в Осиново глава ГЖФ Талгат Абдуллин заговорил в конце 2011 года. «Это будет целый городок на территории 400 гектаров с населением 100 тысяч человек со своим деловым и административным центром. Комплекс будет находиться в окружении лесов и озер и располагаться недалеко от Осиново», — пообещал тогда он. Тогда же заходила речь даже о строительстве для города-спутника дублера Горьковского шоссе. Делился Абдуллин с журналистами и идеей воссоздать в Осиново дух улиц исторического центра Казани.

.
Схема «Салават Купере»

Разговоры о проекте не прекращались и остальные годы, только возведение его все не начиналось. Были определенные проблемы с переносом проходившим по территории газопровода, но настоящим испытанием для проекта чуть не стал другой мегапроект — ВСМ. В июле 2013 году на совещании у Минниханова Ирек Файзуллин преподнес неприятный сюрприз. Как выяснилось, территория «Салават Купере» попадает в зону строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ). Президент РТ Рустам Минниханов сразу же распорядился наложить сервитут на эти площади, чтобы никакого строительства, «а то потом будем в 10 раз больше усилий прилагать, чтобы эту задачу решить». Уже в этом году Файзуллин на брифинге в кабмине назвал «Салават» также в числе приоритетных жилищных проектов и пообещал начать его реализацию, как только пройдут публичные слушания. И вот старт дан.

1,5 МИЛЛИОНА КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ЖИЛЬЯ

Первым докладчиком на слушаниях была представитель проектанта, главный архитектор проекта Светлана Морогова. Она объявила, что в проекте планировки территория разделена на две очереди освоения. Первая очередь охватывает территорию от улицы Залесной до санитарно-защитной зоны газопровода.

Согласно проекту, территория района составляет 360 гектаров (из них первой очереди — 237 га). Население будет составлять почти 50 тыс. человек (первая очередь предусматривает проживание 27 тыс. человек). Средняя плотность составит 161,3 человека на гектар. Общая площадь жилья на территории составит 1,5 млн. кв. метров (первая очередь — более 830 тыс. кв. метров). Планируется возведение 18-этажных жилых домов. Также запланированы объекты спортивного, культурного-развлекательного назначения и здание поликлиники со станцией скорой медицинской помощи.

.
Светлана Морогова

Всего в «Салават Купере» будет построено 22 детских дошкольных учреждения и 7 общеобразовательных школ. Автомобили будущих жильцов будут размещаться на многоуровневых парковках, общее число машино-мест которых составляет 13 800. Предусмотрены также наземные парковки на 5 тыс. машино-мест.

Выступающая продолжила, что на территории много «блюдцеобразных понижений рельефа», самым крупным из которых является озеро Светлое. Там, где позволяет ландшафт, будут обустроены места общего пользования, в том числе скверы и парки. В районе будет курсировать общественный транспорт — автобусы.

ВОПРОС РЕШАЕТСЯ С БАЛАНСОДЕРЖАТЕЛЕМ ГАЗОПРОВОДА

Морогова заметила, что срок освоения территории пока не определен. Основной помехой застройки микрорайона, как это было известно и ранее, является магистральный газопровод Казань – Йошкар-Ола, пересекающий его территорию с запада на восток. Разумеется, есть у газопровода и санитарно-защитная зона — по 100 м с каждой его стороны. Главный архитектор проекта продолжила, что для освоения территории необходимо принятие решения по «курсу данного газопровода с просматриваемой территории». «В настоящее время правительством РТ этот вопрос решается с балансодержателем магистрального газопровода», — обнадежила она.

По словам Мороговой, по мере освоения территории предполагается реконструкция существующей автодороги «до кирпичного завода и далее». Планируется расширение улицы Осиновской до 30 метров (со сносом 7 частных домов со стороны улицы Залесной) и расширение улицы Хибинской до 40 метров (снос трех частных домов).

В дальнейшем предполагается строительство новой автомагистрали, которая пройдет вдоль лесопарковой зоны на улице Тэцевской. Пропуск общественного транспорта предлагается по проектируемой магистрали. Далее он устремится к проектируемому же транспортно-пересадочному узлу «Казань-2».

Транспортный поток будет перетекать и по Горьковскому шоссе.

ЛИВНЕВКИ, ВПАДАЮЩИЕ В ПРУД С ЛЕБЕДЯМИ

Про инженерное обеспечение проекта рассказала Валентина Маслова — главный инженер проекта, начальник отдела АПИМ-7 «Татинвестгражданпроекта». Общий расход воды составит 21 тыс. кубов в сутки. Водоснабжение планируется от существующего в планах подземного водозабора за трассой М7. Теплоснабжение будет осуществляться от «почти построенного» тепловода от ТЭЦ-3. Маслова заметила, что «120 гигакалорий в час — тепло приличное, конечно, но вроде бы этого тепловода будет достаточно». В части электроснабжения расходы составят 29 тыс. киловатт на район.

Фаттахов заинтересовался популярной темой ливневок. Маслова ответила, что «пока по этому вопросу заказчик техусловия еще не предоставил». При этом она озвучила, что есть предложение организовать простой пруд, куда после очистки будет стекать закрытая ливневка: «Типа Черного озера с лебедями потом будет».

НА ОСИНОВСКОЙ ДОРОГЕ УЖЕ КОЛЛАПС

Правом высказать свое мнение на слушаниях воспользовался Фердинанд Хусаинов. Он выступил сразу в трех ролях: и как житель Залесного, и как замгендиректора тепличного комбината «Майский», территории которого соседствуют с «Салават Купере», и как человек, принимавший активное участие в застройке Залесного. Хусаинов вел свою речь очень дипломатично, сначала похвалив «очень красивый проект». И все же, что закономерно, его позиция — в защиту интересов Залесного, оказавшегося под боком нерожденного еще гиганта. По словам Хусаинова, он узнал о слушаниях совершенно случайно, и если бы информация о них была распространена более широко, то пришло бы намного больше (вероятно, сильно недовольных) жителей Залесного. Отметим, что среди 60 присутствовавших оказалось всего... двое жителей поселка. Все остальные, видимо, пришли по роду своей служебной деятельности.

.

Хусаинов обратил внимание, что и на Осиновской дороге, и на улице Залесной уже зреет транспортной коллапс. Причиной он считает активно развивающуюся зону микрорайона Радужный, которая была проигнорирована выступавшими разработчиками проекта. Кроме того, он задался вопросом, как частные дома жителей поселка будут отделены от большой дороги, которая будет создавать беспрестанный шум.

На замечания о пробках выступающему был дан ответ, что проблемы будут решаться с помощью запланированных трансформаций дорожной сети...

«ОРГСИНТЕЗ» УВЕЛИЧИЛ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И... СТАЛО ЧИСТО

Житель Залесного также заявил, что от ранее существовавшего совхоза «Залесный» остался скотомогильник, вскрытия которого при строительстве опасаются жители поселка.

Затем Хусаинов еще более углубился в экологическую тематику, обратив внимание, что соседство с «Оргсинтезом» приводит к тому, что на выходных в поселке стоит очень сильный запах. По его словам, сектор «как раз подпадает» под санитарно-защитную зону «Оргсинтеза». Был задан вопрос, как же будут жить люди в новом районе при таком соседстве.

На вопрос ответила Юлия Рысаева — главный инженер проекта АПМ-5 «Татинвестгражданпроекта». По зоне «Оргсинтеза» инженер пояснила, что она колеблется от 1 км до 1 км 600, расстояние же до границ поселка составляет более 2 километров. Рысаева уточнила, что проводилось «пока одно исследование атмосферного воздуха и ни одного превышения выявлено не было». Также было озвучено, что роза ветров преимущественно южная. На это оратор из Залесного ответил следующее: «В молодые годы я строил Залесный, и нам выше двух этажей не давали строить... Сейчас «Оргсинтез» в 2 раза увеличился в своей производительности. И все стало чисто».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, как возможное строительство ВСМ будет затрагивать «Салават Купере», главный инженер «Татдорпроекта» Максим Миронов рассказал, что информация по оси прохождения ВСМ еще не утверждена, «она будет проходить по существующей ветке железнодорожной и выходить на Воровского, то есть не затрагивается этот проект».

ТЕХНИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ УПИРАЮТСЯ В ДОРОГОВИЗНУ

Перспективы проекта по просьбе «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:

— Проект «Салават Купере» — это очень практичный проект, который надо как можно скорее осуществить и дать людям квартиры. Строительство проекта займет 7 - 8 лет, а то и все 10. Если надо построить быстро и много, то, разумеется, в проекте многое упрощено до предела. В 60 - 70-е годы строили панельные дома, чтобы расселить людей, особой эстетики в них не было. И здесь такая картина тоже просматривается. Думаю, что проект должен претерпевать значительные изменения по ходу строительства. С первой очередью строительства можно согласиться, но потом его надо несколько перерабатывать, улучшать, создавать более благоприятную среду для жизнедеятельности.

Соседство с «Казаньоргсинтезом» неопасно. Роза ветров туда не ложится, она уходит к северо-западу от этой площадки. В этом отношении все нормально.

Трудности строительства связаны в основном с инженерными сетями. Серьезный вопрос по канализации, рядом еще проходят продуктопроводы. Все вопросы решаемы. Газопровод — имущество «Газпрома», и в соответствии с действующими нормативами такие сети не могут проходить на территории городов. А у нас проходит. Надо, конечно, выносить газопроводы, и вынос не настолько дорог по сравнению с тем, какие проблемы газопроводы создают городу. Городу проблемы обходятся десятикратно дороже.

В среднем квадратный метр жилья обходится примерно в 30 тысяч рублей, и это нужно умножить на 1,5 миллиона «квадратов», получится себестоимость проекта.

Дмитрий Пузырев — советник по архитектуре и градостроительству компании «Ак Барс Девелопмент»:

— В проекте застройки «Салават Купере» нет ничего экстраординарного. Это обычный микрорайон. Единственная слабость месторасположения проекта — это единственная дорога из города Горьковское шоссе, которая итак уже перегружена. Не хватает дублера дороги. Городским властям надо быстрее думать о строительстве дублера, потому что, не решив транспортную проблему и получив такое большое количество населения в этом месте, Горьковское шоссе забьется пробками.

Сроки строительства зависят от финансирования. Если финансирование стабильное, то 1,5 миллиона квадратных метров можно построить за 7 - 8 лет.

С точки зрения СанПиНов, территория Залесного находится за пределами санитарно-защитной зоны, на допустимом удалении, тем более закрыта лесополосой. Поэтому по нормативам все проходит, в том числе близость «Казаньоргсинтеза». Единственное — нужно посмотреть розу ветров.

Если себестоимость строительства будет варьироваться в пределах 30 тысяч рублей за квадратный метр, то примерно нужно умножить это на количество квадратных метров. Конечно, будут еще расходы на социалку (детсады, школы).

Технически газопровод перенести можно. Все решается. В строительстве сейчас не существует таких технических проблем, сложностей, которые были бы нерешаемы. Уровень технологий настолько высок, что в этой сфере все решается. Вопрос упирается только в дороговизну.

Это будет жилой район эконом-класса, и он найдет своего потребителя. Надо строить много и постоянно, потому что нехватка жилья в Казани, даже при существующих темпах, все равно ощущается.

Евгений Евсеев — начальник лаборатории ГУП «Татинвестгражданпроект», градостроитель:

— Предполагается застройка эконом-класса для нуждающихся, поэтому, мне кажется, можно только поприветствовать проект. Это посодействует значительному повышению статуса всей территории, которая сегодня рассматривается как удаленная от Казани, хотя находится на мощной транспортной магистрали. Проект поможет и общему развитию транспортной магистрали города.

Слабых сторон у проекта пока я не вижу. Хотелось бы, конечно, побольше культурных, спортивных объектов, но рядом есть такие. Особенностью любого подобного проекта является то, что изначально потребуется достаточно вложений. Дома повышенной этажности, которые там будут строиться, сегодня наиболее экономически оправданы для тех проектов, которые требуют больших первоначальных вложений.

ГЖФ — это активно строящая организация. Думаю, заявленный объем может быть построен за четыре года.

Когда проект рассматривался, изначально рассчитывалась и экологическая безопасность, поэтому, думаю, с «Казаньоргсинтезом» не должно быть проблем.

Перенос газопровода должен стоить не дороже работ по переносу любых инженерных коммуникаций. Все зависит от коммерческой привлекательности строительства.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (33) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.02.2014 08:50

    Зачем огород городить? В Юдино стройте. Заделать дороги и снести барами места навалом

  • Анонимно
    20.02.2014 08:50

    Жить в соседстве с оргсинтезом не пожелал бы никому! Тем более на высоте.

  • Анонимно
    20.02.2014 09:00

    это будет гэтто для небогатых. Под соц.ипотеку загонят всех.Залесному с его прудами и нетронутой природой придет конец.Без экологической экспертизы воздуха воды земли нельзя там ничего строить- рядом находится гигант нефтехимии Оргсинтез!

  • Анонимно
    20.02.2014 09:11

    Планируется расширение улицы Осиновской до тридцати метров (со сносом семи частных домов со стороны улицы Залесная) и расширение ул. Хибинской до сорока метров (снос трех частных домов)...А они знают???

    • Анонимно
      21.02.2014 14:51

      поставят перед фактом, изымая участок и обьект.

    • Анонимно
      21.02.2014 15:00

      на ул. Хибинской как минимум 12 домов расположено, без сноса всех домов до 40 метров там точно не расширишься.. то же касается ул. Осиновской... о какиз 3-х и 7-ми домах идет речь....

    • Анонимно
      14.01.2018 15:18

      я бы всех проектировшиков итех кто затеял разшевелить эту землю переселить к нам в Залесный знаете как воняет по ночам когда видать делают сброс на ОС

  • Анонимно
    20.02.2014 09:35

    Строить такой район на отшибе это верх маразма. Как организовать транспортное обслуживание 100 тысяч населения? А не будет хорошего общественного транспорта, так народ начнет машины покупать. Если в семье в среднем 3-4 человека и 1 машина, получится около 25-30 тысяч машин.

    • Анонимно
      20.02.2014 10:18

      Откуда столько машин? Это будет жилье для бедных - гетто для работников промзоны. С плохой экологией и транспортной доступностью. Одноэтажные бараки заменят на многоэтажные. На сайте есть комментатор, мечтающий о жилье в 15 тыс. за квадрат))) Это его вариант.

      • Анонимно
        20.02.2014 15:05

        Откуда столько машин в гетто для бедных? А откуда столько машин, в большенстве иномарок, у общаг и бараков Авиастроительного района? Все ли уж такие бедные? На квартиру не хватает, ждут халявы, вот пусть и получают...

  • Анонимно
    20.02.2014 09:35

    дублер и так существует его капитально отремонтировать надо, дорога через селикатный завод, и выходишь на тецевскую, сделать надо километров 5 , а разговоров на миллиард

  • Анонимно
    20.02.2014 09:38

    насчет розы ветров правы они ветер дует редко со стороны оргсинтеза,живет ведь как то жилка, залесновские не хотят чтобы их уютный мирок ломали их можно понять, но и людям надо где-то жить а цены в городе на жилье катастрофически высокие

    • Анонимно
      20.02.2014 10:33

      Посчитай, во сколько обойдется один только бензин за несколько десятков лет жизни и квартира в городе перестанет казаться такой дорогой)

    • Анонимно
      20.02.2014 10:33

      Посчитай, во сколько обойдется один только бензин за несколько десятков лет жизни и квартира в городе перестанет казаться такой дорогой)

  • Анонимно
    20.02.2014 09:49

    Для соципотечников район самое то. Хочешь квартиру за даром - переезжай дальше. А то привыкли за дарма квартиры в центре получать, пользуясь своим правом получения социптеки, а оптом эти квартиры перепродают втрое-вчетверо дороже... Сколько соципотецных квартир было перепродано на Чистопольской, Хади Такташ... Сотни! Достаточно зайти на авито и вбить дом. Однушку покуют за миллион а продают за три-четыре.

  • Анонимно
    20.02.2014 09:50

    На сто тысяч жителей 18800 парковочных машиномест. Гениально!

  • Анонимно
    20.02.2014 09:55

    Насчет Розы ветров - не правда, ещё в советское время пока не построили Оргсинтез все блатные дачи были в Займище, а после строительства КОС все переселились в Б.Матюшино.

    • Анонимно
      20.02.2014 11:33

      У нас преобладают ветра с южного направления. Иначе говоря, от Займища, а не в его сторону.

  • Анонимно
    20.02.2014 10:29

    Это какого же ума и циничности надо быть, чтобы ставить жилую зону фактически через забор от химического монстра и утверждать, что там абсолютно нормальная экология?! И на всякий случай стыдливо уповать на розу ветров. А ведь в 60-е, когда принималось решение о закладке самого завода, академик Арбузов активно выступал за вынесение этого производства за 100 км зону от города. Он то в химии понимал по более чинуш. Вот и думайте - быть там городу, или не быть. Относительно того, что анализы не обнаруживают "превышения вредных веществ" - так во-первых, самих вредных веществ намного больше, чем в нормативно утвержденном перечне росприроднадзора, а во-вторых, нормативы сегодня одни, а завтра другие... Знакомая ведь ситуация, что порой на улице вонь сногсшибательная стоит, а с нормативами говорят все в порядке. И как быть здоровой нации в этих условиях?

  • Анонимно
    20.02.2014 10:29

    Да с парковкой очень круто придумали конечно. 1 место на пять человек.

    • Анонимно
      20.02.2014 11:05

      Надо строить у Меги. Там земли полно. Что мы мечемся и строим гетто на окраине у взрывоопасного обьекта Оргсинтеза?

      • Анонимно
        20.02.2014 11:24

        Не надо возле "элитных" 21 века и лазурного неба бараки для нищих строить!

  • Анонимно
    20.02.2014 11:26

    А кто землю у Мегги дал то , она давно уже в собственности, там скоро очередное илитное жильё строить будут.

    • Анонимно
      20.02.2014 12:30

      не элитное, а вполне сообразное месторасположению! я живу в "21 веке" и крайне доволен уровнем застройки.. надеюсь, дальнейшее соседство хуже не будет. побыстрее бы застроили участок до Адельки и микрорайон примет окончательный вид. относительно остальных земель - там тоже должно быть много разного и ХОРОШЕГО жилья. единственное не понимаю - ну зачем туда агропарк засунули?

      • Задумчивый
        20.02.2014 13:09

        А куда его нужно было "засунуть"?? ))окромя покупателей там есть еще и продавцы!! Кои приезжают не на личном авто, а на грузовых.. с прицепами и лафетами )

  • Анонимно
    20.02.2014 12:33

    Я живу в Осиново. Горьковское шосее итак загружено утром и вечером, летом, когда едут дачники, просто стоит. Никакой дублер Горьковского шоссе не решит транспортную проблему для такого микрорайона. Выезд из Радужного на М-7 сделать никак не могут. А 5км мимо силикатного сколько будут делать? И все упрется в Тэцевскую. Кто-то ездит по Тэцевской утром, вечером? Реально туда впихнуть еще такой предполагаемый поток? Строить жилье под боком у оргсинтеза и силикатного -это же как надо не любить будущих жильцов?

  • Анонимно
    20.02.2014 13:09

    Без ветки метро или так же часто ходящей горэлектрички от Казань-2 никакие магистрали с перевозками оттуда не справятся.

  • Анонимно
    20.02.2014 13:35

    Юлия Рысаева озвучила, что роза ветров преимущественно южная, а Дембич думает, что уходит к северо-западу от площадки. В итоге, как чиновники решат, так и будет ветер дуть

    • Анонимно
      20.02.2014 13:51

      Если ветер южный, то логично что уходить на север. А вы как рассчитывали?

  • Анонимно
    20.02.2014 14:49

    Идея бредовая и жить возле оргсинтеза очень опасно. Фенольные болота оргсинтеза уходят глубоко и достают до грунтовых вод.
    Строительство не остановить и дешёвое жилье нужно очень многим.

  • Анонимно
    20.02.2014 15:26

    Живу в Радужном. Чиновники говорят, что зреет транспортный коллапс. А он уже назрел. Утром на горьк.шоссе не выехать. До Казани только один автобусный маршрут - 36. Утром и вечером всегда переполнен, не залезть, после 8 вечера приходится ждать его по 40 минут-час. Ул. Осиновская до горк.шоссе - двухполоска, без освещения (а там везде пешеходные переходы), убитая в хлам, особенно в Залесном. Автобусные остановки не оборудованы никак. На бумаге остановка есть - фактически там ничего нет, автобус останавливается посреди дороги, люди, рискуя жизнями, перебегают трассу. Сколько раз писали с просьбой об обустройстве остановок - одни отписки "денег нет". Тротуаров нет, дети из Радужного в школу в Осиново ходят по проезжей части (школьных автобусов не хватает). Магазинов нет, школы нет, досуга у детей нет, детсад открыли только после того, как президент по башке настучал(промолчу про криминал, разбитые окна авто, проколотые шины и слитый бензин и т.д. - жители сами ПАТРУЛИРОВАЛИ по ночам микрорайон, чтобы хоть как-то уберечь свое имущество, ибо полиции на все было наплевать), парковок не хватает. Реальное "гетто"). Если еще построят салават купере в таком же духе, как построили (и продолжают строить) Радужный - это будет "АДЪ" (а сейчас уровень треша - "Кошмар"). Но всегда есть что? Правильно - надежда на лучшее:)

  • Анонимно
    20.02.2014 16:45

    не понимаю, зачем покупать квартиру в осиново. если нет возможности купить в черте казани, купи в зеленодольске. по трассе от залесного до зеленодольска 20 мин, зато будете жить в зеленом городе со сложившейся инфраструктурой. в зеленодольске жить комфортнее чем в казани, меньше грязи, меньше толкотни..а работать можно в казани, до которой немногим дольше по времени ехать, чем с осиново

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль