Политика 
12.03.2014

Шаймиев строит мост между Крымом и Москвой

Бабай как последний аргумент Кремля в переговорах с непримиримыми татарами из Крыма?

Сегодня, как ожидается, в Москве состоится встреча госсоветника РТ Минтимера Шаймиева и депутата Верховной Рады Украины от партии «Батькивщина», экс-главы меджлиса крымских татар Мустафы Джемилева. Патриарх крымско-татарского национального движения заявил, что его пригласили на встречу с Владимиром Путиным, причем сделал это Шаймиев, и только после этого рандеву Джемилев решит, стоит ли вести переговоры с Кремлем. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что от его встречи с Шаймиевым будет зависеть многое, но не факт, что после нее состоится общение Джемилева с Путиным. Последнему не о чем, мол, разговаривать с прозападным советским диссидентом...

«ВОПРОС О ВСТРЕЧЕ С ПУТИНЫМ ОБСУДИМ ПОСЛЕ ПЕРЕГОВОРОВ С ШАЙМИЕВЫМ»

Сегодня в Москве состоится встреча госсоветника РТ Минтимера Шаймиева и народного депутата от «Батькивщины», экс-лидер меджлиса крымско-татарского народа Мустафы Джемилева. Информацию об этом вчера распространили некоторые украинские СМИ, а позднее газете «БИЗНЕС Online» подтвердила пресс-секретарь меджлиса Лейла Муслимова.

«Еще до кризиса мы говорили об экономическом сотрудничестве, но сейчас это стало более актуальным, — заявил сам Джемилев в интервью украинскому изданию ТСН.ua. — Мы запланировали эту встречу. Экс-президент (Татарстана) спросил нас, могли бы мы встретиться с Путиным. Мое мнение: смотря какие вопросы обсуждать. Если связанные, например, с урегулированием ситуации, что сложилась, то да. Однако если речь идет о каких-то подарках крымским татарам, например, если мы согласимся на переход под юрисдикцию России, то это обсуждаться не будет. Одним словом, вопрос о встрече с Путиным обсудим после переговоров с Шаймиевым».

Кроме того, Джемилев заявил, что сегодня в организации крымских татар, которая поддерживалась Кремлем, есть раскол. «У нас есть вскормленная Кремлем организация, но даже у них сейчас прошел раскол. Кажется, там остались единицы. Произошло, как всегда это бывает в таких критических ситуациях, небывалое объединение народа вокруг меджлиса крымско-татарского народа», — сообщил экс-лидер меджлиса.

По словам Муслимовой, Джемилев и Шаймиев знакомы. Приглашение от первого президента РТ поступило еще до обострения ситуации в Украине, встреча и программа пребывания Джемилева в Москве была согласована с правительством страны. Предполагается, что стороны обсудят взаимоотношения крымских татар и татар Поволжья, включая вопросы экономического сотрудничества, и, разумеется, текущую ситуацию в Крыму.

В интервью радио «Свобода» Джемилев сказал, что в случае встречи с Путиным главным условием будет вывод российских войск с полуострова. Вчера он уже вылетел в Москву, в аэропорту Домодедово его встретил управляющий делами полномочного представителя Республики Татарстан в Москве Рустэм Амирханов. Джемилев сразу встретился с чрезвычайным и полномочным послом Украины в РФ Владимиром Ельченко, а также с чрезвычайным и полномочным послом Республики Турция в РФ Айдыном Аднан Сезгином.

ТОТ, КТО ОТОБРАЛ У ТАТАРСТАНА «УКРТАТНАФТУ»

Интересно, что о поездке Джемилева первым и со ссылкой на собственные источники сообщил сайт ТСN.uа, которым владеет украинский олигарх Игорь Коломойский. Именно он, кстати, контролирует сейчас компанию «Укрнафта». Татарстан, который вместе с «Татнефтью» ранее владел 55,7% акций дочерней компании «Укрнафты» — «Укрататнафты», потерял над ней контроль в 2007-м, в 2009 году украинский суд сократил российскую долю до нуля.

Коломойский — знаковая и очень влиятельная для Украины фигура, он занимает второе место в рейтинге самых богатых людей Украины с состоянием в $3,645 миллиарда. Он создал крупнейшую на Украине промышленно-финансовую группу «Приват», представленную в банковском секторе, нефтехимии, металлургии, пищевой промышленности, агросекторе, авиаперевозках, спорте и медиа. Член наблюдательных советов, владелец и совладелец различных коммерческих предприятий, включая ПриватБанк, нефтеперерабатывающий завод «Нефтехимик Прикарпатья» и НПК «Галичина», нефтедобывающую компанию «Укрнафта», «Днепразот» и еще целый ряд промышленных предприятий. Имеет контроль над украинским информационным агентством УНИАН и телеканалом «1+1» (в его структуру входит TCN.ua — оба в освещении украинских и крымских событий занимают антироссийские позиции). Коломойский также является членом, руководителем объединенной еврейской общины Украины, главой Европейского совета еврейских общин и президентом Европейского еврейского союза. С 1995 года имеет гражданство Израиля.

Ряд СМИ писал, что «Евромайдан» финансировался в том числе и на деньги Коломойского, причем в Киеве активно обсуждали информацию о том, что олигарх фактически содержит движение радикала Олега Тягнибока, но тот публично опроверг эти данные, назвав их слухами.

2 марта 2014 года указом и. о. президента Украины спикером украинского парламента Александром Турчиновым Коломойский назначен губернатором Днепропетровской области.

22 ГОДА ВО ГЛАВЕ МЕДЖЛИСА

Интересно, что каких-либо сообщений о контактах российских властей с официальным руководителем меджлиса Рефатом Чубаровым в последние дни просто нет. Почему Россия пытается наладить связи именно с Джемилевым?

Здесь следует рассказать более подробно о фигуре Джемилева. 70-летний Мустафа Абдулджемиль Джемилев — неформальный лидер крымских татар, возглавлявший меджлис 22 года с момента его создания. Будучи ребенком, он пережил в 1944-м депортацию крымско-татарского народа и значительную часть жизни провел в Ташкенте, где работал токарем на авиационном заводе. Один из учредителей «Инициативной группы защиты прав человека в Советском Союзе», он провел 15 лет в тюрьмах и ссылке за «антисоветскую деятельность». В 1986 году освободился. В 1989 году вернулся в Крым, в Бахчисарай, незадолго до этого, будучи избранным председателем центрального совета организации крымско-татарского национального движения. В июне 1991 года стал председателем меджлиса крымско-татарского народа. Избирался народным депутатом Верховной Рады Украины в 1998-м, 2002-м, 2007-м, 2012-х годах. Получил неофициальное второе имя Кирим-оглы — Сын Крыма.

С должности главы меджлиса пытался уйти с середины нулевых, подавал прошения в 2007-м и 2009-м. На фоне сложностей в политической карьере у Джемилова наступила черная полоса в личной жизни. В 2012 году покончила жизнь самоубийством его внучка, а младший сын в 2013 году оказался на скамье подсудимых по обвинению в убийстве, которое, как он утверждает, совершил непреднамеренно. В октябре 2013 года Джемилов-старший попросил делегатов курултая об отставке: «Я считаю, что на этом посту я пробыл более чем достаточно, и в дальнейшем я хотел бы в меру своих возможностей служить высшему представительному органу нации, находясь вне его состава». При этом в интервью «Коммерсанту» заместитель председателя Верховного совета Крыма, член фракции «Регионы Крыма» Григорий Иоффе заявил: «В крымско-татарском национальном движении сейчас нет фигуры, равной Мустафе Джемилеву».

Тем временем новым главой меджлиса стал Чубаров — ранее первый заместитель председателя меджлиса, президент всемирного конгресса крымских татар, депутат Верховной Рады Крыма из фракции «Курултай-Рух», который обошел в выборах Ремзи Ильясова (также заместителя председателя меджлиса, депутата Верховной Рады Крыма из фракции «Курултай-Рух»). Чубарова поддержали 126 делегатов съезда, а Ильясова — 114.

Сейчас меджлис крымско-татарского народа во главе с Чубаровым выступает против референдума о независимости полуострова, который пройдет 16 марта. В начале марта в эфире канала ATR Чубаров заявил: «Меджлис крымско-татарского народа не признает данный референдум. Соответственно, призывает всех жителей Крыма независимо от их национальности полностью бойкотировать все этапы его подготовки, а также голосование в день проведения референдума». Тем временем Джемилев также выступает за отказ от присоединения к России.

Джемилев известен как человек жестких принципов с твердой позицией, высказывающийся прямо и без обиняков. В конце февраля Джемилев заявил сайту «Лига Новости», что меджлис не ведет переговоров с новой крымской властью, сказав о вице-премьере Крыма Рустаме Темиргалиеве: «А эта промосковская г...да, этот засланный казачок, работающий на ФСБ, не имеет права говорить ни о крымских татарах, ни тем более от их имени». 6 марта Джемилев обратился к властям Турции, Казахстана и Азербайджана с просьбой не допустить выхода Крыма из состава Украины. А 11 марта в интервью Financial Times он указал, что аннексия Крыма Россией может привести к повторению чеченских событий: «У нас есть исламисты, ваххабиты, салафиты... группы, которые воевали [на стороне оппозиции] в Сирии. Они говорят: «На нашу землю вступил враг, и мы готовы».

Учитывая жесткость его позиций, предсказать итоги переговоров с Москвой довольно сложно. «БИЗНЕС Online» следит за развитием событий.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ШАЙМИЕВА — ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ МЕДЖЛИС ПОДДЕРЖАЛ НОВУЮ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ КРЫМА

Предстоящие переговоры Шаймиева и Джемилева прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».

Рафаэль Хакимов — вице-президент академии наук РТ:

— В Крыму сейчас два альтернативных меджлиса. Одним остался руководить Мустафа Джемилев, другой возглавляет Рефат Чубаров. Но все-таки крымские власти и крымское сообщество имеют дело с Чубаровым. И почему на переговоры в Москву едет именно Джемилев... Тем более ему сегодня непросто, у него с сыном была большая трагедия.

Я Шаймиеву сказал, кто там реально рулит, у крымских татар, это Чубаров. Он и раньше практические дела вел. А Джемилев — это фигура такая, больше представительская, для митингов, для встреч. А конкретные дела Чубаров делает.

Так что трудно сказать, насколько удастся Минтимеру Шариповичу наладить диалог с крымскими татарами. Президент Рустам Минниханов с Чубаровым беседовал очень долго. О чем, как — не знаю. Но разговор уже на людях и при телекамерах был нормальный.

Обстановка в Крыму стабильная, крымские татары ведут себя спокойно, никому не собираются противостоять. А в ответ на наши высказывания у них есть свои аргументы. Допустим, говорят: вот вы утверждаете, что у крымских татар, если Крым войдет в состав России, будут широкие права, но ведь татарам в России латиницу не разрешили. И наименование «президент» в Татарстане и других регионах у вас запрещено. А у нас сейчас свобода, свобода слова, есть свои телеканалы, можем прямо высказываться...

Гейдар Джемаль — председатель исламского комитета России:

— Я лично знаю Мустафу Джемилева, неоднократно с ним общался на личных встречах и думаю, что Путин не захочет с ним встречаться. Потому что если у Путина есть профайл Джемилева, то он прекрасно понимает, что разговаривать там практически не о чем — Джемилев стоит на жестких прозападных позициях и принадлежит к поколению старых национал-диссидентов. Поэтому такую встречу можно сравнить со встречей собаки и волка. Да и Джемилев не согласится на нее.

Я думаю, Шаймиев сейчас будет встречаться с Джемилевым, чтобы сбалансировать демарш Минниханова, который поехал в Крым уговаривать крымских татар, выступил этакой дипломатичной стороной. Поэтому Шаймиев хочет выступить с собственным демаршем. Наверное, эта встреча закончится вежливыми рукопожатиями и заявлением, что все друг другу друзья. Почему именно Джемилев? Потому что он является старой, классической центровой фигурой, депутат Рады, находится на слуху, не с Чубаровым же встречаться Шаймиеву.

Константин Затулин — директор Института стран СНГ:

— Не убежден, что мы на самом деле должны проявлять такую настойчивость во встрече именно с Джемилевым. Мустафа Джемилев в Турции на самом деле называется Мустафа Джемиль-оглы, является этническим турком. Он действительно в течение многих лет был лидером крымско-татарского меджлиса, можно сказать, что его идеологом он остается до сих пор. Человек ненавидит Россию — свои чувства он выносил, еще будучи диссидентом в Советском Союзе, в течение многих лет оставаясь за решеткой.

Он считается правозащитником, однако вернувшись в Крым и организуя меджлис и курултай крымско-татарского народа, он пропагандировал крайнюю степень неприятия по отношению к России. Он поддерживал и поощрял отправку добровольцев в Чечню, впоследствии и в Сирию — это уже совсем недавно. Мне он не кажется человеком, который представляет все крымско-татарское население Крыма, хотя, безусловно, это фигура знаковая. И исходя из принципов «пообщаться со всеми сторонами» можно встретиться и с Мустафой Джемилем.

Крымский парламент вчера принял решение о гарантиях восстановления прав крымско-татарского народа и его интеграции. В этом документе изложены беспрецедентные льготы и привилегии крымским татарам. В том числе признание в качестве органов самоуправления курултая и им образованных органов, куда входит и меджлис. Думаю, далеко не все в Крыму согласны с решением Верховного совета Крыма. Потому что долгие годы меджлис делал все от него зависящее, чтобы противопоставить крымских татар и Россию. Но конструкция очень непростая — это большая уступка меджлису.

Сейчас слово за меджлисом и его представителями. Если они и в такой ситуации откажутся от диалога и будут чинить препятствия к проведению референдума, на что очень надеется Киев, такие привилегий в другой обстановке вряд ли могут быть предложены.

Следующим вопросом будут отношения других организаций крымских татар, которые также не стоит игнорировать.

Шаймиев, думаю, должен объяснить Джемилеву, что борьба с Россией или, допустим, активные выступления против референдума невыгодны для крымских татар в перспективе. Каждый раз крымские татары борются за дело, которое к победе привести не может. На всех выборах, которые были до сих пор на Украине, Джемилев и Чубаров избирались в Верховную Раду Украины голосами крайних националистических партий. Кроме депутатских мандатов и каких-то подачек, которыми Украина оплачивала поведение меджлиса и антирусскую его зацикленность, никаких проблем за 20 лет существования в составе Украины крымские татары не решили. Джемилев об этом, безусловно, знает. И если он откажется от этих предложений, думаю, что это приведет к ускоренной дискредитации меджлиса внутри крымско-татарской общины.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Минтимер Шарипович является признанным лидером татарского народа как этноса, и в этой связи для меня цели встречи понятны. Сейчас существует вопрос проведения референдума и внутри этого вопроса вопрос гарантии дополнительных прав малого этноса. И роль Шаймиева как человека, который сделал и продолжает делать для Татарстана очень многое, в этих переговоров сложно недооценить.

Несмотря на то, что Джемилев — это один из лидеров общественного мнения, его встреча с Путиным маловероятна. Хотя бы взять статус эти двух персон, просто даже не по протоколу. Другое дело — встреча с Шаймиевым, которая позволит выявить болевые точки в вопросах, которые сейчас у всех на слуху. Возможно, предварительно будет что-то согласовано, могут быть улажены противоречия.

Но об итогах встречи пока говорить, конечно, преждевременно, давайте не будем гадать на кофейной гуще, а дождемся исхода разговоров.

Сергей Марков — директор Института политических исследований:

— Я не уверен, что это прямо такая цель — уговорить Мустафу Джемилева на встречу с Путиным. Главная цель Шаймиева, я считаю, добиться, чтобы меджлис крымско-татарского народа поддержал новую государственность Крыма, а встреча с Путиным, если она и состоится, будет лишь подтверждением этого. Но честно говоря, мне кажется, этой встречи не будет, потому что она может, в какой-то степени, дискредитировать политику Москвы, сделать ее слишком прямой. А вот разговор с Шаймиевым есть полная гарантия хорошего положения.

Вообще, тюрки в России живут неплохо, Татарстан вообще является одним из самых быстроразвивающихся регионов.

Сам Мустафа Джемилев был выбран не случайно. Как Чубаров, так и Джемилев являются лидерами самого влиятельного объединения крымских татар.

Справка

Мустафа Абдулджемиль Джемилев родился 13 ноября 1943 года в селе Бозкой Крымской АССР.

1944 — депортирован с семьей в Узбекскую ССР.

1969 — стал одним из учредителей «Инициативной группы защиты прав человека в Советском Союзе».

1970 - 1980 годы — сидел в тюрьмах и ссылках за «антисоветскую деятельность».

1986 — освобожден из тюрьмы.

1989 — вернулся с семьей в Крым, в Бахчисарай. Заочно избран председателем центрального совета организации крымско-татарского национального движения.

1991 — стал председателем меджлиса — президиума курултая крымско-татарского народа.

1998 — избран народным депутатом Верховной Рады Украины по партийному списку «Народный Рух Украины».

2001 — стал лауреатом международной премии им. Пилипа Орлика «За демократизацию украинского общества», награжден орденом князя Ярослава Мудрого пятой степени.

2002 — избран депутатом по списку блока «Наша Украина».

2006 — стал депутатом по списку «Нашей Украины».

2007 — избирается в парламент по спику блока «Наша Украина — Народная Самооборона»

2013 — депутат по списку всеукраинского объединения «Батькивщина».

2013 — ушел в отставку с должности главы меджлиса.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (97) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.03.2014 15:18

    Только Шаймиев может быть настоящим посредником в этих переговорах. Остальным там делать нечего.

    • kors
      12.03.2014 20:30

      Лучше ему туда не ездить. Отнесутся с уважением, но проигнорируют. Шаймиев ничего крымским предложить не может, кроме того что объявлено властями Крыма. Мы же знаем, как это все можно спустить на тормозах, положить под сукно, тянуть резину, заболтать и тд, в этом мастеров в России навалом. Поэтому крымские татары прекрасно осознают куда их тянут и что их ждет.

      • Анонимно
        12.03.2014 21:40

        Слушай, ко-о-о-совец, не тебе судить, что нашему уважаемому Бабаю делать. Поучи своих самозванцев как соблюдать элементарные права человека и народов.

        • Анонимно
          12.03.2014 22:07

          Слушай, ооо-ноним, не мешай человеку выражать свое мнение.

          • Анонимно
            13.03.2014 20:27

            Cлушай бандеровцев сам, а нам не надо. Включи бандерлоговское радио и торчи от выражения их мнения.

  • Анонимно
    12.03.2014 15:33

    Меня одно удивляет,я не понимаю,почему Минтимер Шариповичу и Рустам Нургалеевичу нужно присоединять Крым к России,зачем это им и что это даст.

    • Анонимно
      12.03.2014 15:37

      новые проекты для РТ

    • Анонимно
      12.03.2014 15:43

      Наши бы туда нос свой не совали бы, если бы не ВВП

    • Анонимно
      12.03.2014 15:49

      Если бы Москва хотела сделать в точности наоборот, то отправила бы туда Назарбаева.

    • Timur
      12.03.2014 15:49

      Да не им это надо,народ русский хочет и просит власть России принять в Россию.Путин просит что бы Минниханов,далее Шаймиев поспособствовали,что бы не мешали крымские татары.Их не так много,но они организованы и запад их поддерживает.По этому и водятся с ними как с малыми детьми,хотя у Минниханова,уверен и у Шаймиева есть притензии к тому же Путину в вопросах свободы в Татарстане.Если решат вопрос положительно,будут преференции татарам,хотя бы в таком простяцком вопросе как смена графики на латиницу.

      • Анонимно
        12.03.2014 19:06

        умнее графику не придумали "умные татары", свою письменность забыли

        • Анонимно
          12.03.2014 21:47

          Ты бы на какую графику им предложил перейти? На основе арабских букв? Или на тюркское руническое письмо? Сами то татары уже не вправе себе ничего придумывать, а вот ты, сразу видно, что умный, можешь запросто навязать что-нибудь еще вместо греческих символов(так называемая кириллица).

    • Анонимно
      12.03.2014 16:05

      При положительном исходе переговоров по вопросу о крымских татарах для Татарстана сохранят должность "Президент", кураторство над крымским меджлисом, и много ещё чего.

    • Анонимно
      12.03.2014 16:07

      Видимо Путин пообещал вернуть контроль утерянный в результате рейдерской атаки над Кременчугским НПЗ. История старая, но не забытая. Для этого и президентам не грех поездить, подоговариваться. Кроме того может "Президента Республики" выторгуют.

    • Анонимно
      12.03.2014 16:13

      простят 100 млрд кредитов Татарстана)))

    • Анонимно
      12.03.2014 17:41

      Крым присоединят в любом случае, задача МШ и РМ объяснить крымотатарам как нужно торговаться с Москвой.

      • kors
        12.03.2014 21:46

        Неужели не понятно, времена политических торгов прошли. Сейчас Москва делится исходя из целесообразности. Казань конечно может предложить свой список, но как просьбу.

  • Анонимно
    12.03.2014 15:40

    бабай боится остаться без политического веса. вот и суется везде

    • Анонимно
      12.03.2014 15:44

      Умник, а не думал, что Бабая могли попросить помочь?

    • Анонимно
      12.03.2014 15:46

      Не беспокойтесь - у Бабая политического веса больше. чем у кого то бы не было в России!

    • Анонимно
      12.03.2014 16:23

      Кому-кому, а этой глыбе боятся забвения нечего:)

  • Анонимно
    12.03.2014 15:44

    БАБАЙ не последний,а самый мощный,мудрый,дипломатичный и дальновидный аргумент Кремля в этом затянувшемся конфликте.В тандеме с Миннихановым-итог будет один-Без Булдырабыз или по русски-все будет о.кей! Татары за всех все решат,Крым после 16марта-заблагоухает и расцветет как Татарстан!

  • Анонимно
    12.03.2014 15:49

    Путин видимо МШШ о-очень сильно попросил.

  • Анонимно
    12.03.2014 15:52

    Правильно, предложения сделаны. Приняты или не приняты - их проблема. Но позже, такого случая может не представиться. И кто ответит за то, что проблемы которые можно было решить, не решились?

  • Анонимно
    12.03.2014 15:55

    Интересно это инциатива Шаймиева была ехать на переговоры?

    • Анонимно
      12.03.2014 17:51

      Да Бабаю обещали пост главы республики Крым, если умиротворит крымских татар!

  • Анонимно
    12.03.2014 15:55

    "Мустафа Джемилев в Турции на самом деле называется Мустафа Джемиль-оглы, является этническим турком" - Константин Затулин назывался бы в Литве Константиничюсом Затулиничюсом, из чего мы все просто обязаны сделать глубокомысленный вывод о литовской национальности этого человека.

  • Анонимно
    12.03.2014 15:55

    Смешно! Путин просит Джемилева о встрече через Шаймиева.

  • Анонимно
    12.03.2014 15:56

    а мне думается что кремль обещал республике что то, раз даже Бабай подключился. Он уже не в том возрасте и положении чтобы просто ради амбиций или поручений кремля бегать. А вот за интересы татар и нашей республики он наверное еще на многое готов

    • Анонимно
      12.03.2014 17:07

      Позвольте здесь с вами не согласиться. Если бы он отстаивал интересы татар, а не узкого круга лиц, то не было бы все так печально сейчас у татарского народа. И не надо Кремлю ничего Бабаю обещать кроме "не трону тебя и твоих друзей" - этого достаточно.

  • Анонимно
    12.03.2014 15:56

    ничего у них не получится.при любом исходе будет страдать народ Крыма. а не те которые делят мировую карту и живут как в раю.

  • Анонимно
    12.03.2014 16:00

    Рефат Чубаров давно продался сторонникам Евромайдана

    • kors
      12.03.2014 21:50

      Еще задолго до майдана, еще до Ющенко даже Чубаров и Меджлис имели именно такую позицию. Татары могут получить политические свободы только благодаря ЕС.

  • Анонимно
    12.03.2014 16:03

    И без бабая договорятся, не переживайте.

  • Анонимно
    12.03.2014 16:12

    //никаких проблем за 20 лет существования в составе Украины крымские татары не решили//Вот ключевая фраза всей статьи. Другими словами: верните все назад, оставьте Крым в составе Украины - и следующие 20, 40, 50, 100 лет крымские татары ничего не решат. Зато будем по-прежнему ярыми националистами, салафитами, ваххабитами и русофобами. В составе России у крымских татар появится шанс политически и экономически поднять нацию - как у Татарстана и той же Чечни. По мне - нафиг нам этот геморройный Крым нужен (своей Чечни хватает). Севастополь только жалко - НАТО займет. А всем русским крымчанам дать российское гражданство и пригласить в Россию на ПМЖ. А крымские татары в составе незалежной пусть с бандеровцами договариваются. Те им, я думаю, объяснят, кто тут истинный ариец, а кто унтерменш.

    • Анонимно
      12.03.2014 16:29

      Правильно, прагматичное высказывание! Не фиг разбрасываться по всем миру надо в России собираться и приглашать всех русских со всего СНГ.

    • Анонимно
      12.03.2014 16:36

      что за абсурд пишите "В составе России у крымских татар появится шанс политически и экономически поднять нацию - как у Татарстана..", пора бы уже Вам понять, что татарская нация многие века была ведущей на территории современной России, еще до создания Татарстана, поэтому татарская нация и разбросана по миру.

  • Анонимно
    12.03.2014 16:17

    В Крыму существует очаг ваххабизма, еще одна головная боль для России. Это нам нужен?

    • Анонимно
      12.03.2014 16:36

      Видимо нужен, если со всем миром из за него поссорились. Или не ожидали такой реакции? Думали как с Абхазией и Ю Осетией пролетит.Просчитались, и теперь не знают как выйти из этой ситуации не потеряв лица и многого другого.

    • Анонимно
      13.03.2014 00:19

      Странно, за 25 лет ни одного взрыва, не говоря о партизанщине.

    • Анонимно
      13.03.2014 12:55

      Очаги (блин, опять слово тюркского происхождения)ростовщичества нам не нужны еще больше.

  • Анонимно
    12.03.2014 16:19

    Без Булдырабыз!!! Преференции Бабаю в виде назначения МИРа или ФИШа... и он спокойно уйдет на пенсию...а то устал уж охранять собственность от МРН и российских олигархов, желающих оттяпать у РТ Татнефть и Таиф. Ничего подобного- все в дом , все в семью...

  • Анонимно
    12.03.2014 16:22

    они боятся депортации,как в далеком советском союзе

  • Анонимно
    12.03.2014 16:23

    Дай Аллах Шаймиеву помощи.

  • Анонимно
    12.03.2014 16:31

    Без Бабая никто ничего не может,зачем тогда его попросили,думайте уж о чем пишите!

  • sky
    12.03.2014 16:43

    Мустафа Джемилев: «Если речь идет о каких-то подарках крымским татарам..." что они возомнили о себе???? ))) 12% численности от 2-х миллионов, а гонору...

    • Анонимно
      12.03.2014 17:02

      300 или 400 тыс. я предлагаю их снова переселить, в отдельный город вблизи Магадана

      • Анонимно
        12.03.2014 17:34

        бандеровсий провокатор. Тебя самого в солнечную Колыму.

  • Анонимно
    12.03.2014 16:50

    Думаю отправка Бабая на переговоры хитрый ход РНМ. Назначение Исхакова в Рубин из той серии. Провалит переговоры с Джемилевым рейтинг упадет окончательно,что то получится РНМ молодец и правильно советника подключил! Скорее будет первый вариант!

  • Анонимно
    12.03.2014 16:54

    "они боятся депортации,как в далеком советском союзе" ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ НЕ БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ И НИКТО ИХ НЕ ТРОНЕТ!

  • Анонимно
    12.03.2014 16:54

    Татарстан должен помогать Крымским татарам стать более независимыми, а не тянуть их Россию.

    • Анонимно
      12.03.2014 17:39

      что за бред? от чего независимым? что дала независимость союзных республик? был СССР - мощная держава, а что стало? Что стало с прибалтами? вся цель - это чтобы каждый аул стал независимым, а потом зависимым только не от России а от дяди сэма. Самим же россиянам НИКОГО не нужно в зависимость! Боже упаси чтобы от меня кто-то зависел! И уж тем более татары в нищебродском Крыме, которые по заявлению их лидера готовил боевиков в Чечню

    • sky
      12.03.2014 17:59

      никогда они не будут независимыми! если не Россия или Украина, то их тут же подчинит себе Турция! а уж турки с ними по всей строгости, как с курдами - периодически по башке давать будут, чтобы не зазнавались.

      • Анонимно
        12.03.2014 23:10

        да, видимо турки в этом правы, иначе торговля совсем бесстыжей станет - как в сказке про разбитое корыто - а зачем слишком много просили))

  • Анонимно
    12.03.2014 17:00

    Я думаю тут все понятно. Попытки Кремля склонить на свою сторону крымских татар в поддержку референдума потерпели полный провал. Чтобы уговорить крымских татар Кремль направлял в Крым 4 раза делигацию с Татарстана, Верховный Совет Крыма принял акты о гарантиях татар, им и должности предложили в будущих госорганах будущего субъекта РФ. Но крымские татары не продались. Думаю, направление Шаймиева на переговоры с Джемилевым является последней попыткой получить лояльность крымских татар - свести неформальных лидеров двух народов. Встречи официальных лиц - Минниханова и Чубарова закончились как известно провалом.

    • Анонимно
      12.03.2014 17:16

      Россия и Татарстан сделали все ,чтобы татары проголосовали на референдуме за присоединение! Если лидеры не примут протянутую руку Москвы и Казани,то выводы будут те же как в 44 году. Видимо у них в крови сотрудничество с бандеровцами!

      • Анонимно
        12.03.2014 17:46

        Ну они по видимому и понимают, что в России их сново ждет 44-й год, поэтому и не спешат присоединяться к России.Если разговаривать с подобной риторикой мышления сталинской России, какую здесь демонстрируете Вы, тут не то, чтобы переговоры, вообще хоть какой-то диалог вести невозможно.

    • Анонимно
      12.03.2014 17:23

      Каким провалом? Благодаря участию Миниханова, Шаймиева, наших депутатов крымские татары получат такую поддержку и юридические гарантии, представительство во всех эшелонах власти Крыма, решение социальных вопросов, возвращение в Крым других крымских татар, возвращение татарской топонимики на полуостров, которую они никогда не имели и в вильной Украине, тем более бандеровской они никогда не получат.Хотел бы в этом ошибиться, но просто некоторые сегодняшние лидеры при этом потеряют эксклюзив единственных руководителей крымско-татарской общины Крыма. Этим лидерам легче манипулировать загнанными в бесперспективной нужде земляками, чем свободными гражданами крымско-татарской национальности.Казак Поволжья

      • Анонимно
        12.03.2014 17:48

        Ну как же не понятно. Да им не это надо. Первостепенная цель у них другая - чтобы русских вообще не было в Крыму.

  • Анонимно
    12.03.2014 17:31

    учит крымских татар как деньги из мск выжимать

    • Анонимно
      13.03.2014 12:59

      Это роднит русских татар и русских евреев, хотя у украинской еврейки Тимошенко тоже получилось не плохо. И с татар забрала, и с русских))))).

  • Фабула
    12.03.2014 17:32

    Сейчас эти крымские татары так и будут пытаться продать себя по-дороже, в итоге так и останутся ни с чем. Пускай сами разбираются, и с больной головы на здоровую не переносят.

  • Анонимно
    12.03.2014 17:32

    это Крым должен проситься в Россию, а не мы кого-то просить. Нахрена он нам сдался? Только ради русских в Крыму! Еще и угрозы «У нас есть исламисты, ваххабиты, салафиты... группы, которые воевали..." у нас тоже были такие в Чечне и что? По моему Путину не о чем с ним разговаривать. По закону решает большинство - меньшинство должно подчиниться. А если не подчиняется то к нему применяются меры в соответствии с законом. А за старые обиды российский народ ответил - умерло в 90х ой как много, сколько беспризорных детей было, наркоманов, проституток, убийц, воров. И что могли сделать остальные простые жители СССР? что нам до скончания времен теперь оправдываться за политических деятелей СССР? Мой дед его не сажал и не департировал - мой дед воевал на фронте, за него в том числе и за его будущих детей.

  • Анонимно
    12.03.2014 17:40

    Участие Бабая в переговорах это хороший шанс для крымских татар наконец то решить свою проблему, которую они не могут реализовать все 25 последних лет. Развитие же ситуации вне этого процесса не даёт крымским татарам никакой перспективы. Попытка силового противостояния обречена на полнейшую неудачу - Россия в достаточном количестве имеет силовые возможности жёстко и быстро нивелировать эту угрозу. Плюс, особенно в предверии 70-летия Победы, может создать такой негативный информационный фон вокруг крымских татар, что мало не покажется. Уже по второму каналу разминаются на теме Великой отечественной войны и событиям того времени в Крыму.

    • Анонимно
      12.03.2014 18:28

      Что-то по нашему госТВ только не показываю как Россия проиграла Крымскую войну 1853-1856 гг. Англии, Франции и Турции...

  • Анонимно
    12.03.2014 17:42

    Да вмешался бы еще ШАЙМИЕВ в дела Рубина и мы снова в лиге чемпионов

  • Анонимно
    12.03.2014 17:48

    Зачем Татарстан полез в эту беду? Потерять авторитет и ничего не решить. Не может отказать ВВП и имитирует исполнение просьбы. Мне очень симпатизирует позиция крымских татар. Понимаю что надо быть хитрее. Как говорят : умное дитя двух нянек сосет. Но здесь другой случай. Здесь сконцентрировано небывалое международное негодование. Его силы и возможности нельзя недооценивать. Удар будет впечатляющим и убийственным. Думаю до экономического коллапса осталось 3-6 лет. Понимает ли о этом Татарстан?

  • Анонимно
    12.03.2014 17:51

    Хотя вопрос и не в теме, но хочу успокоить, у руоводства РТ не ПРИТЕНЗИЙ по поводу необходимости и введения латиницы.Не для того кто говорит о "притензиях",тут случай "нелечимый", а для сведения остальных. Латиница былв введена, насильственна, за сопротивлени ей сажали в тюрьму.Так за это отсидел не сколько лет в Соловках Баки Урманче.Когда ввели латиницу один и ее апологетов на собрании заявил "Пал последний

  • Анонимно
    12.03.2014 18:22

    К сведению не того кто считает, что у кого то есть ПРИТЕНЗИИ, у него это неизлечимо.Для тех кто услышал о "притензиях" руководства РТ на латиницу. Латиница в ТАССР вводилась насильственно. Несогласных сажали, Баки Урманче отсидел за свою подпись в прошении Сталину лучших умов из татар не вводить латиницу пять лет в Соловках.На торжественном собрании вождь введения латиницы приехавший из Москвы воскликнул " наконец пал Порт -Артур арабизма Казань".Аплодисменты переходили в овации.Не аплодировали те кто сидел за сопротивление этому в тюрьме. В общем все было по Губерману " каждый в отдельности - против. А вместе- решительно за" Прошу модератора опубликовать это. Хотя все это описано в книгах, но некоторые интернет - пенсионеры их не читают и даже в поисковик лень заглянуть. Посмотрите в нем "письмо 82". КПР

  • Анонимно
    12.03.2014 18:33

    Член объединения "Баткивщина" никогда не договорится так просто, иначе его съедят однопартийцы.Кроме того посмотрите биографию.зачем время теряют с ним, лучше занимались бы другими полезными делами.

  • Анонимно
    12.03.2014 18:33

    Надо Шаймиеву постараться. Если захочет - получится. В зачет пойдет оргсинтез. За крым.

  • Анонимно
    12.03.2014 18:41

    Не сомневаемся ,что наш Бабай сможет договориться с крымскими татарами.

  • Анонимно
    12.03.2014 19:30

    "Посмтрите на биографию..." Да у Джамилев настоящий сын своего народа не предаст и не продаст.

  • Анонимно
    12.03.2014 19:30

    "Посмтрите на биографию..." Да у Джамилев настоящий сын своего народа не предаст и не продаст.

  • Анонимно
    12.03.2014 20:20

    Татарам свободу и независимость. Крым это родная земля Крымских татар.

    • starr
      13.03.2014 00:15

      Не путайте Поволжских татар с крымскими! Это совершенно разные нации. Крымские татары - суть турки. Потакать им, значит позволить Турции (члену НАТО) хозяйничать в Крыму. Именно этого турки и добиваются - пытаются завладеть Крымом, потому что: "Тот, кто владеет Крымом - владеет всем Черным морем" - именно это было причиной крымской войны. Россия тогда путем довольно больших потерь среди солдат присоединила себе этот стратегический участок. Его ни в коем случае никому нельзя отдавать. Крым в России - гарант безопасности на Черном море... За эту безопасность заплачено тысячами жизней наших людей тогда. Поймите это...

  • Анонимно
    12.03.2014 20:28

    А разве все политические, экономические и национальные вопросы в Татарстане наши местные МУДРЕЙШИЕ не потеряли?

  • Анонимно
    12.03.2014 20:33

    Минтемир Шаймиев сразу заявил, что все должно происходить в рамках внутриполитического конфликта в Украине. Менять свое мнение он не будет.

  • Анонимно
    12.03.2014 21:33

    неужели и сейчас предадут опять россию

    • Анонимно
      12.03.2014 21:59

      Шаймиев М Ш уже с Джемилевым обо всем договорился и Джемилев встретился с Путиным. Вот он наш Бабай какой мудрый и равных ему в Татарстане да и в России тоже нет.

      • Анонимно
        12.03.2014 22:14

        Что толку от поездки нашего десанта. Сколько раз ездили и все впустую. А МШШ за раз обо всем договорился!

      • Анонимно
        12.03.2014 23:00

        Путин сказал что УССР вышла не совсем законно из СССР, а Джемилиев сказал Что Россия незаконно нарушив Конвенции где гарантом является США Англия и др. страны ввела войска на территорию Украины.

  • Анонимно
    13.03.2014 09:52

    То что Крым присоединится к России, вопрос на 70 - 80 процентов решенный, от голосов крымских татар мало что зависит. Но если они не захотят принять российское гражданство - это их дело, пусть остаются иностранцами на российской земле со всеми вытекающими отсюда последствиями экономического и политического характера. Ведь всем известно, что во время войны некоторая часть крымских татар активно сотрудничала с фашистами, а теперь некоторая их часть поддерживает бандеровское правительство в Киеве.

    • Анонимно
      13.03.2014 11:21

      Ничего. Крымские татары со временем поймут, что только вхождение Крыма в Россию улучшит и облегчит их жизнь. Гарантом всего этого будет наш Минтимер Шарипович.

      • Анонимно
        13.03.2014 13:00

        Не преувеличивайте, не может быть гарантом человек, которого не красиво сместила центральная власть.

        • Анонимно
          13.03.2014 13:38

          Эта же власть сегодня уговаривает Бабая уладить конфликт с крымскими татарами. Без пряников и доверия конфликт сегодня не уладишь.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль