Общество 

«Кул Шариф» в последние годы откровенно «сливают»

Рустам Батыр
2018-06-23 07:40

Почему на молитвах в «Кул Шарифе» — жемчужине Казани — собирается полтора ряда молящихся? Этим вопросом задается известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр и выдвигает версии того, почему главная мечеть республики фактически перестает быть таковой. Заметки по итогам священного месяца в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».

«В «Кул Шарифе» радикально упало число молящихся»

«В ЭТОМ ГОДУ «КУЛ ШАРИФ» ЧАСТО ОСТАВАЛСЯ БЕЗ СВОЕЙ ЖИВОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ – ИЛЬФАРА ХАЗРАТА ХАСАНОВА»

11 июня, накануне Дня России, автор этих строк имел честь сопровождать первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамир хазрата Мухетдинова на молитву таравих в мечеть «Кул Шариф». Он прибыл в столицу Татарстана, чтобы получить из рук президента РТ высокую государственную награду – медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан». После намаза, выйдя из храма, Дамир хазрат с ноткой грусти и сожаления обронил одну единственную фразу: «Нет ощущения, что мы находимся в главной мечети республики». Эти слова, словно вспышка, выхватили самую суть того, что происходит сегодня с мусульманами Татарстана: ислам у нас все более и более мельчает, становится провинциальным. «Кул Шариф» в данном отношении – лишь следствие. Его в последние годы откровенно «сливают». Оттого и нет в нем масштаба, который был там прежде. Да, взгляд со стороны часто бывает полезным.

«Кул Шариф» сдает сразу в трех отношениях. Во-первых, в нем радикально упало число молящихся. Обычно в последние дни Рамадана наблюдается душевный подъем у верующих и как следствие – более активное посещение ими ночной молитвы таравих. Вообще, кривая посещений мечетей на этот намаз традиционно была такой: в начала месяца поста подъем, потом спад и к концу, перед праздником – снова подъем. В нынешнем году кривая «Кул Шарифа» вывела статистику посещения к концу месяца всего лишь к полутора рядам молящихся. Даже в «Ночь предопределения» в главном исламском храме Татарстана не набралось и двух рядов. Честно говоря, для меня это было настоящим шоком. Ведь до того, как татарстанский муфтият возглавил Камиль Самигуллин, т. е. буквально несколько лет назад, в «Кул Шариф» собиралось столько народа, что мэрия Казани была вынуждена организовывать автобусы для развозки в поздний час людей в разные точки города.

Во-вторых, резко ухудшилась атмосфера в мечети. В этом году «Кул Шариф» часто оставался без своей живой жемчужины – Ильфара хазрата Хасанова, одного из самых ярких и талантливых мусульманских проповедников республики. Лично мне ни разу не посчастливилось застать его там на таравихе. Как выяснилось позже, он, исполняя поручения муфтия, ездил в разные районы Татарстана, проводя встречи и молитвы с верующими. Не секрет, что в Рамадан активность религиозной жизни у мусульман возрастает. Вообще для имамов это самая жаркая пора. Однако вот уже несколько лет именно в Рамадан муфтий РТ отстраняется от простых мусульман. Они ждут его в районах, хотят чтобы их религиозный глава разделил вместе с ними радость Рамадана. Однако вместо того, чтобы пахать весь месяц, как это делают остальные имамы, наш муфтий берет отпуск и последние 10 дней проводит исключительно в своей мечети. Поэтому Ильфар хазрат и вынужден заменять шефа, оголяя тем самым «Кул Шариф». А его самого там заменить не может никто. Более того, второй имам мечети в отсутствие своего начальника позволяет себе выходить в молельный зал мечети и провозглашать азан в каком-то непонятном свитере, без чапана и чалмы. Конечно, формально по шариату он не обязан их надевать. Но тогда не стоит удивляться, почему гости республики уже перестают ощущать «Кул Шариф» главным мусульманским храмом республики.

Ну и наконец, в-третьих: Самигуллин в последние годы перестал проводить в «Кул Шариф» праздничные богослужения, что сильно ударяет по значимости мечети в глазах уммы. Началось это в 2016 году. Тогда он впервые перенес намаз по случаю Ураза-байрама в Галеевскую мечеть – небольшой храм, отреставрированный незадолго до этого во дворе муфтията. Правда, на Курбан-байрам в том же 2016 году аксакалы смогли отыграть ситуацию обратно. Дело в том, что в тот год муфтий в дни одного из двух самых главных праздников ислама уехал за пределы республики. И праздничный намаз вместо него возглавил главный казый РТ Джалиль хазрат Фазлыев. Он восстановил порушенную традицию и провел Курбан-байрам в «Кул Шарифе», как это всегда со дня его возрождения делали все предыдущие муфтии. С тех пор Самигуллин больше в дни мусульманских праздников не уезжал и строго следил за тем, чтобы праздничные намазы проводились только в Галеевской мечети, хотя она очень тесная для такого масштаба действия и решительно теряет в картинке во время прямой трансляции по телевидению.

///Фото: стоп-кадр видео «Ильфар хазрат Хасанов вынужден заменять шефа в поездках по районам, оголяя тем самым «Кул Шариф»
Фото: стоп-кадр видео

«ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ЖЕ ТОГДА ВЫБОР ПАЛ НА ГАЛЕЕВСКУЮ МЕЧЕТЬ?»

«Кул Шариф» – не просто самая большая мечеть республики. Это единственная мечеть, которая стоит в Казанском кремле, цитадели государственности Татарстана. В этом смысле она подчеркивает высокий статус ислама в нашем обществе. Эта мечеть строилась как символ возрождения духовности татарского народа. Таким символом для православных людей России стал храм Христа Спасителя в Москве, а для татар мира – «Кул Шариф». Словом, это больше, чем мечеть.

В каком-то смысле с «Кул Шарифом» по значимости может соперничать мечеть Марджани. Она самая намоленная и вместе с Апанаевской самая старинная. Но, в отличие от последней, мечеть Марджани никогда, даже в годы воинствующего атеизма, не закрывала перед верующими своих дверей, благодаря чему глубоко пустила корни в самосознании нации. Для праздничных богослужений республики могла бы подойти и Белая мечеть в Болгаре, ибо она находится на святой для татар всего мира земле. Возникает вопрос: почему же тогда выбор пал на Галеевскую мечеть, имеющей свою историю, но в сущности ничем особо не примечательную? Неужели лишь потому, что она находится в 10 метрах от кабинета муфтия?

В данной связи есть две гипотезы. Первая – Самигуллин боится выступать на большую аудиторию, особенно если речь надо произносить в масштабах больших пространств. При этом муфтий достаточно живо читает лекции, не сказать, чтобы он испытывал какие-то трудности при общении с людьми. Но стоит ему взойти на гигантский минбар огромного «Кул Шарифа», вся эта живость и легкость тотчас пропадает. Его речь становится напряженной, скованной. Оно и понятно: стресс в такой ситуации испытывают многие. Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что за годы пребывания на посту муфтия Камиль хазрат сильно вырос в плане умения вести публичные выступления, но, видимо, еще не настолько, чтобы чувствовать себя свободно на высокой кафедре.

В каком-то смысле с «Кул Шарифом» по значимости может соперничать мечеть Марджани

«ТАКОВОЙ ПОВОРОТ СОБЫТИЙ ПОСТАВИЛ МУФТИЯ РТ ПЕРЕД НЕПРОСТЫМ ВЫБОРОМ»

Вторая гипотеза связана с президентом Татарстана, благодаря команде которого и была отреставрирована Галеевская мечеть. До своего недавнего открытия в ней располагалось общежитие медресе «Мухаммадия», и богослужения не проводились. Для того чтобы прояснить, как это связано с президентом, сделаем небольшое отступление.

Как известно, Рустам Минниханов является учеником Минтимера Шаймиева и в той или иной степени перенял у него многие подходы в работе. Отношение же Минтимера Шариповича к религии передает его известная формула: «Государство отделено от религии, но религия не отделена от общества». Поэтому, будучи президентом Татарстана, он как никто другой активно помогал возрождению двух главных религий республики – ислама и православия, не забывая при этом и про остальные традиционные конфессии, но никогда не смешивал это с делами государства. Простой пример. За все годы нахождения на посту президента Шаймиев ни разу не принял участие ни в одном из публичных намазов. В этом смысле он был в России белой вороной, ведь тогда постсоветские чиновники и политики (вчерашние коммунисты) всех уровней повально хлынули в храмы, наперегонки друг с другом ставили свечки. На их фоне многие татары тоже хотели видеть в мечети своего президента. Люди сильно ждали этого. Все-таки президент – олицетворение нации и тех трансформаций, которые она переживает. Но нужно отдать Шаймиеву должное: с одной стороны, он не стал быстро менять убеждения, с другой — он всегда твердо следовал своим принципам, потому что у него как истинного государственного деятеля они исходят из фундаментальных интересов общества, даже если само это общество не до конца их понимает и не может просчитать последствий своих собственных спонтанных желаний.

Вспомним, как во время «парада суверенитетов» и почти полного бессилия федеральной власти под лозунгами восстановления исторической справедливости в Татарстане звучали призывы снести Благовещенский собор в Казанском кремле и на его месте возродить мечеть «Кул Шариф». Шаймиев и тогда не пошел на поводу у настроений толпы, а вместо этого дал новую жизнь сразу обоим храмам, добрососедство которых сегодня превратилось один из главных символов межрелигиозного единства на нашей земле. Судя по всему, с намазом была та же логика. Шаймиев являлся президентом республики, где почти в равном объеме живут и русские, и татары. И если бы он выделил своих соплеменников, появившись на намазе вместе с ними, это могло бы стать недобрым сигналом (подчеркнём, это были переходные 90-е годы) к разбалансировке той тонкой материи межнационального согласия, которое, порой, идя по грани, складывалось в Татарастане на историческом перепутье. И лишь выйдя на пенсию, т. е. став свободным человеком, Шаймиев стал позволять себе появляться на публичных намазах. Да и, скажем прямо, общество поменялось — постсоветский человек исчез в своей массе, религиозность стала одной из норм.

«Будучи президентом Татарстана, Шаймиев как никто другой активно помогал возрождению религий, но никогда не смешивал это с делами государства»

До переезда в Казань я несколько лет возглавлял российский журнал исламской доктрины «Минарет», организованный, кстати, благодаря поддержке и непосредственному участию уже упомянутого сегодня Мухетдинова. Помимо научно-популярных статей, в этом журнале мы давали широкую палитру мнений самых разных людей: от идеолога исламского протеста Гейдара Джемаля до министра по делам религии Турции Али Бардакоглу. Естественно, в связи возрождением мечети «Кул Шариф» мы хотели опубликовать интервью и главного покровителя этой грандиозной идеи Шаймиева. Первый президент пошел нам навстречу. Удивительно, но он сумел найти время на почти часовое интервью прямо накануне празднования 1000-летия Казани. Так вот, готовя материал к публикации, я запросил у пресс-службы первого президента его фотографию для обложки. «Наш журнал посвящен вопросам ислама, а интервью – мечети „Кул Шариф“ и вопросам религии, – говорил я им тогда,  – нельзя ли в данной связи сделать фото Минтимира Шариповича в тюбетейке и с четками в руках? В глазах мусульманских читателей это придаст ему дополнительный авторитет». Ответ пресс-службы был лаконичен, но очень показателен по своему содержанию: «Президент Татарстана не зарабатывает себе авторитет четками».  Пожалуй, данную фразу можно поставить в один ряд с выше процитированной формулой Шаймиева.

Рустам Нургалиевич в вопросах взаимоотношения государства и религии во многом идет по стопам своего учителя. Он тоже не занимается дешевым пиаром, тем более в вопросах веры, хотя при этом помогает традиционным конфессиям не меньше, а может, даже и больше, чем в свое время Шаймиев. Сотрудники ТНВ мне рассказывали, что когда действующий президент впервые пошел в мечеть на намаз, он строго настрого наказал им: «Минем артымнан йоремэгез!» («Не ходите за мной!»).  Тээнвэшники его не послушали. Разве журналисты упустят такой долгожданный эксклюзив? Да и потом, вещая в основном на аудиторию татарской деревни, они, конечно, же, хотят потрафить ее интересам, а президент на намазе в них очень даже укладывается.

Единственное, что мог в такой ситуации сделать Минниханов, – подчеркнуть, что его участие в праздничном намазе носит частный характер. Интуиция тут Рустама Нургалиевича, как часто у него бывает, не подвела. Во-первых, праздничная молитва проходит рано утром, т. е. в нерабочее время. Во-вторых, он приходит на нее всегда в неформальной одежде, подчеркивая неофициальный характер своего присутствия. И наконец, в-третьих, как только стараниями Рустама Нураглиевича была отреставрирована Галеевская мечеть, он стал на праздничные намазы ходить исключительно туда. Не в «Кул Шариф», не в Марджани, а, по сути, в самую обычную мечеть Казани. По всему видно, что это делается им для души, а не для политики или пиара. Кстати, подобное мы часто видим и у Владимира Владимировича — нередко местом пребывания во время великих церковных праздников он выбирает маленькие провинциальные храмы, подальше от суеты и толпы.

Таковой поворот событий поставил муфтия РТ перед непростым выбором. Куда ему теперь идти на праздничный намаз – в «Кул Шариф» или в Галеевскую мечеть? На одной чаше весов легли интересы республики и всего татарского народа, на другой – свои собственные, карьерные. Фазлыев, оказавшись в такой же ситуации, т. е. выбирая между «Кул Шарифом» и Галеевской мечетью, как уже было отмечено выше, выбрал первое. Наверное, поэтому его и любят и уважают в народе. А уважаемый Самигуллин выбрал второе. Наверное, поэтому, он и муфтий.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (129) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.06.2018 10:00

А я посоветую мусульманам обратить внимание на транспортную схему города Казани. Лично мне всегда проблематично добраться до Кремля без проезда с пересадками или длинных пеших переходов.

Для возрастных людей очень важна транспортная доступность!!! Дуслар, подумайте над этим!

  • Анонимно
    23.06.2018 08:54

    информативная статья, спасибо

    • Анонимно
      23.06.2018 10:21

      для знающих людей обстановку в умме эта статья не новость.

    • Анонимно
      23.06.2018 14:41

      Мне кажется, что не в том месте ударения расставил автор. Во-первых, "Кул Шариф" превратился в некое место паломничества туристов, в некий музейный комплекс. Потому и статус его стал меняться. Сложно читать молитвы в окружении людей, которые там гуляют, смотрят и фотографируют. И тут уж вряд ли что можно изменить. Закрыть для посещения туристов вряд ли будет разумно. А проводить какие-то службы, причем регулярно также будет сложно. Потому и выбирают места, где реально можно молиться. И во-вторых. Что означает провинциальность ислама в Татарстане? Ислам вряд ли можно поднять или опустить до этого состояния. Как и любая религия, она имеет некое количество приверженцев и от этого и зависит ее популярность в массе народа. И число этих людей зависит также и от той политики, которую проводит государство. Если Путин на виду всего народа России креститься, целует иконы, то и отношение к христианству выстраивается как к государственной религии, почти официальной. Если в центре Казани начинают строить один за другим христианские комплексы, то и число приверженцев другой религии постепенно будет там уменьшатся. Рядом в Кул Шарифом стоят уже около пяти-шести церквей. Вокруг Кремля проходят крестные ходы, точнее уже вокруг мечети Кул Шариф. И что там остается святого для мусульманина? Думаю, и это играет очень важную роль. Скоро вот еще один большой христианский комплекс запустят. И думаю, мечеть Кул Шарифа скорее будет просто некой знаковой достопримечательностью Казанского Кремля.
      А.Поц.

      • Анонимно
        23.06.2018 14:53

        В дни праздника нет там никаких туристов. НЕ врите. Да и во время пятничных и пятикратных молитв их тоже не пускают. Если ищите намоленное место, тогда почему Галеевская мечеть, а не Марджани? Вообщем, Вы кардинально запутались.

        • Анонимно
          23.06.2018 16:54

          Вообще-то слово намоленное место не из ислама. Для мусульманина без разницы, где он совершает намаз. Если бог или аллах всесилен, всемогущ и вездесущ, то нет разницы для него, где обращаются к нему с молитвой. Это еще одно отличие ислама от христианства, особенно православного. Ведь именно позолоченные купола должны бы привлечь внимание господа к этому месту по мысли священнослужителей церкви. И думаю, что тут многие запутались, точнее их запутали. По сути, все эти места, где совершают молитвы и слушают проповеди священнослужителей, придумки госвласти для контроля за верующими и для обработки их в "правильном" направлении и не более того.
          И по поводу туристов. Если бы эта мечеть была там единственным туристическим объектом, то можно было бы и отрегулировать посещение туристами. А так как там свободно посещение всего кремлевского комплекса, то туристы там будут всегда, создавая именно атмосферу праздного шатания. И вряд ли уж туда будут особо ходить с желанием помолится, если только не какие-то особые случаи.
          А.Поц.

          • Анонимно
            23.06.2018 18:13

            Вам с таким мышлением в деревне жить надо. Правильно Батров пишет: ислам в Татарстане все более становится провинциальным.

            • Анонимно
              23.06.2018 19:07

              Вообще-то я атеист. И это просто мои наблюдения. И еще раз, ислам не может быть провинциальным. Это человек может быть глупым, умным, злым, добрым и т.д. Можно жить в провинции, но можно быть умным, кстати, многие выдающиеся личности родились и выросли не в столице, а в провинции.

              И как понимать другое утверждение, что ислам может быть столичным или городским? Вам это ухо не режет?
              А.Поц.

              • Анонимно
                23.06.2018 21:12

                А.Поц., согласна с Вами. Как прочла статью, меня прямо взбесило словосочетание "провинциальный Ислам"! Почему-то ассоциация с модой возникла: это вот провинциально, а это городское и прогрессивное, якобы. Ислам - это либо Ислам, либо не Ислам.
                Батров добивается то ли банальной славы через эти статьи, то ли "копает" под Самигуллина.
                Я не в курсе их перипетий. И ни на чьей стороне. Но Батров сам ведёт себя, как провинциальный человек: лезет с "умными" разоблачениями, когда его не спрашивают и о чём его не спрашивают.

              • Анонимно
                24.06.2018 09:41

                Городской ислам - это когда в мечеть едут на трамвае.
                Исламом предписано в мечеть ходить пешком. Поэтому было много мечетей-махалли.

                • Анонимно
                  24.06.2018 13:24

                  09:41 Зачем Вы так говорите? В Исламе где предписано, что обязательно пешком???
                  В Аравии тогда все мечети были в пешей доступности. Как и сейчас, впрочем!.
                  Мои родственники живут там. Видела я, что и на машинах приезжают, кому нравится именно проповедь в конкретной мечети. Там такие шикарные парковки обустроены возле мечетей!

        • Анонимно
          8.07.2018 16:36

          Теперь на өйлә намаз не закрывают мечеть,только на җомга не пускают туристов.

      • Анонимно
        23.06.2018 18:50

        Вы не отметили самого гланого- данная мечеть не татарская! Она турецкая! Ее посторили как архитектурное сооружение для укоашения Кремля,а не для молитв. Поэтому она и стала местом для туристов.

        • Почему татары не любят мечеть Кул Шариф ?Потому что имам мечети кул шариф в 1952 году ,как и сам Казанский Хан Ядыгар
          из Астрахани ,поставленные наследником престола орды Иваном Грозным на правлении Казанским Ханством и про игнорировавший мнение Курултая татарского народа ,призвавший к Объединению
          с Московским улусом Золотой орды и устроили бойню между татарами мишарами и кучкой националистов и Исламистов во главе с Кул Шарифом из казанских татар,которые как и сейчас тут тоже баламутят и по языкам и договору с Россией,а тогда сделали все чтобы мы татары потеряли свою государственность,татарскую религию Тенгрианство променяв на семитские религии ,язык и культуру,отбросив татар на века со столбовой дороги истории!

  • Анонимно
    23.06.2018 08:59

    Спасибо. Интересно, живо и познавательно.

  • Анонимно
    23.06.2018 09:01

    Принебрегать интересами республики и всего татарского народа - откровенное свинство!

    • Анонимно
      23.06.2018 09:24

      Интересно сколько гостей мусульман после рамадана успели отведать халяльный карбонат? Этот чемпионат и казань они запомнят надолго.

    • Анонимно
      23.06.2018 09:27

      Для ДУМ РТ это не проблема. Они сверху наклеивают бирку "Халяль" и свинство, по их мнению, перестает быть свинством.

      • Анонимно
        23.06.2018 09:42

        Все организации усилили контроль и бдительность на время чм 2018, а дум рт позволил такое.

        • Анонимно
          23.06.2018 09:51

          Они не позволили. Как появилось, сразу остановили. А гонах на том, кто это допустил, на руководстве завода

          • Анонимно
            23.06.2018 09:57

            Если бы народ не поднял бучу, на которую муфтият был вынужден прореагировать, еще неизвестно, сколько тонн свинины под маркой халяль мусульмане бы съели.

            • Анонимно
              23.06.2018 12:37

              судя по всему, главное для мусульман не есть свинину) все о теле. а как же вера?

    • Анонимно
      23.06.2018 19:08

      Всё дело в деньгах

  • Анонимно
    23.06.2018 09:13

    Очень интересно. Господин Батров тонко подметил, что Кул- Шариф уходит на второй план. С чем вывязано? Может, Рамиль Хазрата туда вернуть, а?) это был бы ход.

    • Анонимно
      23.06.2018 12:01

      Вызвано это тем, щто Ислам, как и Христианство, это религия для бедных людей. Ну а щас люди становятся богаще и богаще, и живут пощти как в раю.
      Ислам, как и Христианство, перестало удовлетворять духовные запросы населения.
      Вот так это связано.

      • Анонимно
        23.06.2018 12:48

        Совершенно верно! Почему так много народу на Стадионе и так мало в Культуре Шарифе? Потому что на стадионе халявный плов.

        • Анонимно
          23.06.2018 13:59

          Если в мечетях каждый день будут раздавать еду, там тоже будет много людей.

      • Анонимно
        23.06.2018 18:05

        Христианство для богатых, не надо ля-ля!

    • Анонимно
      23.06.2018 13:26

      Кул Шариф - это музей, закрытый после 18.00

    • Анонимно
      23.06.2018 15:46

      А ваш Рамиль хазрат захочет ли вернуться туда из Англии? Или он уже не в Англии?

      • Анонимно
        24.06.2018 09:37

        Его там и не было, по Казани свободно передвигается, по ТНВ выступает, все нормально не переживайте за него, живой-здоровый!

  • Анонимно
    23.06.2018 09:18

    Удивлен.
    Хорошая статья.
    И не одной ссылки на хадисы ))
    Мистер Х

  • Анонимно
    23.06.2018 09:47

    Как и всегда интересная статья умного и хитрого человека!

  • Анонимно
    23.06.2018 09:54

    Содержание статьи очень точно отражает мнение многих мусульман.
    Но в сущности, для религии, веры каждого мусульманина в отдельности это все не имеет никакого значения.
    Всем не угодишь. А стремительный рост верующих мусульман говорит о правильной работе ДУМ РТ.
    Государству нужен, конечно, «подконтрольный и послушный» муфтий. Такие, как Гусман Хазрят, - уже в прошлом...

    • Анонимно
      23.06.2018 09:58

      Стремительный рост верующих? Не смешите мои тапочки. Вы застряли в 90-х.

      • Анонимно
        23.06.2018 12:56

        Видимо, представление об окружающих зависит от круга общения каждого.

      • Анонимно
        23.06.2018 20:36

        В моей мечети в пятницу яблоку упасть негде, как и во многих других.И не пишите мне про приезжих,их там не больше 15 процентов.Во многих мечетях люди вынуждены читать джумга на улице.так как места всем не хватает.

    • Анонимно
      24.06.2018 20:03

      Абсолютно согласен! Ислам - это как раз такая религия, где для поклонения верующего ни муфтий, ни мулла вообще не нужны!
      Но для просвещения, обучения верующих их роль, безусловно, играет важнейшую роль.
      Кстати, Гусман хазрят сейчас имам мечети Бишбалта. Он все также харизматичен в своих проповедях. Да и мечеть просто шикарная!

  • Анонимно
    23.06.2018 10:00

    А я посоветую мусульманам обратить внимание на транспортную схему города Казани. Лично мне всегда проблематично добраться до Кремля без проезда с пересадками или длинных пеших переходов.

    Для возрастных людей очень важна транспортная доступность!!! Дуслар, подумайте над этим!

    • Анонимно
      23.06.2018 10:47

      Что предлагаете с учетом метро рядом? Поставить остановку автобуса внутри Кремля прямо возле Кул Шарифа?

      • Анонимно
        23.06.2018 10:57

        А метро у всех так прямо возле дома? До метро ещё добраться надо...

        Предлагают пусть специалисты. Я только заявила о проблеме. Спрашивать с меня моментальное решение транспортной проблемы - не серьезно.

  • Анонимно
    23.06.2018 10:14

    ДУМ РТ это тот же РПЦ. Не вижу разницы.

    • Анонимно
      23.06.2018 10:58

      РПЦ ответственно относиться к своей пастве. Они не продают сертификат на дозволенную Богом продукцию.

      • Анонимно
        23.06.2018 11:24

        А бессовестные дельцы с дум рт даже на воду продают разрешение. Всевышний воду даром дал.

        • Анонимно
          23.06.2018 12:02

          А в Раифе Всевышний пожалел воду даром дать, щто ли?

          • Анонимно
            23.06.2018 13:06

            Не надо! Таи всегда вода бесплатная. Приезжай и набирай сколько хочешь!

            • Анонимно
              23.06.2018 13:16

              А хто тохта раифску воду за деньги торгуеть в магазинах?

              • Анонимно
                23.06.2018 13:48

                Но рпц не сертифицирует эту воду. Не наживается на свидетельствах.

              • Анонимно
                23.06.2018 14:19

                А ты сложи ладошки лодочкой и таскай её в ладошках из Раифы в магазины ПЕШКОМ - раздавай бесплатно из ладошек...

                • Анонимно
                  23.06.2018 15:20

                  Суть не в ладошах, а в подходе. Муфиият рт за разрешение деньги берет, а рпц нет. Как вода может быть халяль дибо харам? Вода может быть грязной либо чистой, она всегда халяль.

                  • Анонимно
                    23.06.2018 18:58

                    А кто-то таки торгуить раифску водицу за деньги, а попы раифские за энто ни копейки не имеють. Так што ли? Бессребники они што ли?

                    • Анонимно
                      23.06.2018 23:08

                      Кто-то торгует раифской водичкой, делая в это свои вложения - бутылочки надо купить, водичку в них надо налить, пробочки завернуть, до магазина транспортом доставить, плюс оплатить работу продавцов.

                      К тому же вода в бутылках имеет срок годности до года - что надо в неё добавить, чтобы она год не тухла? Тоже НЕ бесплатная работа.

                      Тебе же предложили за бесплатно сложить ладошки лодочкой, набрать бесплатно в них водички и бегом бесплатно из Раифы до дома - чайку попить...

                    • Анонимно
                      23.06.2018 23:39

                      Торговать товаром или разрешением на товар совсем разные вещи. Дум рт продает разрешение на употребление воды, а рпц не делает этого. Вот и вся разница.

  • Большое количество людей воспринимают ДУМ как гос.орган. А ведь это общественная религиозная организация и не более. Правда, поддерживаемая Правительством РТ, тем самым нарушая Конституцию РФ. Роль муфтия во многом преувиличена. Религия должна быть отделена от государства.

    • Анонимно
      23.06.2018 12:19

      А русской православной церкви вы думаете правительство РФ не помогает ? Да не смешите пож-та и оставьте эти ваши фантазии просто то,что религия отделена от государства.ничего подобного нет и не будет.подчеркну - это касается всех религий.религия это мощный инструмент в руках у государства

    • Анонимно
      23.06.2018 16:32

      Очень правильно.
      Но ДУМ РТ это отросток республиканской власти. И воспринимать его нужно как отросток.

      Говорят религия опиум для народа. В очевидно понимании, религия ДУМ РТ - опиум для народа.

  • Анонимно
    23.06.2018 10:47

    У них хоть главный с опытом. А у нас мулла молодой, управляемый, но....

  • Анонимно
    23.06.2018 10:53

    К сожалению в современной иерархии муфтията главный чиновник тоесть муфтий играет роль заместителя руководителя Департамента внутренней политики АП, такая постановка как было правильно подмечено Батровым невозможно было при Шаймиеве, который понимал, что нельзя так глубоко залезть в духовную сферу. А Татарстан получил того кого заслуживает каков поп таков и приход.

  • Анонимно
    23.06.2018 10:57

    Не отвлекайте муфтия рт своими вопросами про работу. У него сейчас прекрасная возможность пропиарится и быть замеченным москвой.

  • Анонимно
    23.06.2018 11:05

    Где соболезнования муфтия рт по чп в заинске? Он же соболезнует если в африке подобное происходит.

  • Анонимно
    23.06.2018 11:32

    Авторитета муфтию еще набирать и набирать. А у кого-то он уже есть...

  • Анонимно
    23.06.2018 11:41

    На редкость слабая статья Батыра. Заметил, что как только Батыр пишет на суфийские и теоретические темы - получаются шедевры, а как только ударяется в политику и личностную грызню - слабые статьи, на уровне доклада десятиклассника. Выскажу свое мнение: муфтий вправе сам выбирать базовую мечеть в свой срок предводительства. Кул-Шариф никогда не был главной мечетью - еще настолько не освятился, хотя бы в течении 100 лет. Вы были внутри? Видели модерновую люстру? Не очень удобный зал, с балконами для зевак-туристов. Это скорее, музейно-туристический объект, а не сакральное место общения с Всевышним (таким же не сильно культовым объектом продолжает быть и мечеть в Болгарах).. И муфтий Самигуллин прав, что обратил внимание на старейшие мечети Казани. Да и не может быть главных и не главных мечетей. Может быть только критерий святости и намоленности. А Батыр в этот личный вопрос вносит навязчивую политизированность и греховную не божественную суету...

    • Анонимно
      23.06.2018 12:40

      согласна. кул-шариф еще долго не станет главной мечетью. а все потому, что новодел. книги должны быть зачитаны, иконы - намолены. так и там.

    • Анонимно
      23.06.2018 13:35

      Шедевры у него никогда не получались. А в остальном про КульШариф с Вами согласен. Особенно раздражают эти туристические балкончики.
      Никакого уединения и невозможность сосредоточиться.

    • Анонимно
      24.06.2018 14:58

      Ваше предложение о Батрове " Батыр вносит навязчивую политизированность и греховную не божественную суету..." надо всей умме выучить наизусть и не забывать!

  • Анонимно
    23.06.2018 11:42

    Пора убирать Кул-Шариф из кремля. Поставили на кладбище, гробы выкапывали... О какой благодати можно рассуждать теперь?

    • Анонимно
      23.06.2018 12:06

      Сначала с Красной Площади пусть всё кладбище убирают, а потом и в Казании тоже можно будет все гробы выкапывать и на Самосырово переносить. И наступит благодать!

  • Анонимно
    23.06.2018 12:21

    Кул Шариф уже давно перестал быть центром мусульманской жизни.после его закрытия, а потом открытие через некоторое время это стало просто музеем, куда приходят туристы, випы для экскурсии.туда даже заходить боишься.туда нельзя, сюда нельзя.нормально помолиться вообще невозможно.а про женщин. Вообще молчу.раньше женский зал всегда был открыт.а сейчас?

    • Анонимно
      23.06.2018 13:36

      12:21 А я бы не пошла молиться в КулШариф. Там за тобой сто глаз следят. Особенно туристы, как в зоопарке пялятся((

  • Анонимно
    23.06.2018 12:28

    Рациональное зерно в этой статье есть, действительно обидно за Кул-Шариф. Во время Рамиля Юнуса столько гостей там было, и духовная жизнь кипела, лекции были. В Рамазан атмосфера была прекрасная. Что ж респект Рустаму за статью. Обычно не по делу пишет на мой сугубо личный взгляд. Но сегодня не в бровь а в глаз. РЕСПЕКТ.

  • ssn
    23.06.2018 12:53

    В советское время газетная статья редко обходилась без упоминания имени руководителя республики и лично Л. И. Брежнева. Так и Батров в своих публикациях не упускает случая помянуть добрым словом и текущего и бывшего президента Татарстана и лично САМОГО ВВП, по ходу дела отвешивая очередные реверансы в сторону чиновников из московского ДУМРФ. Должность обязывает.
    Это обстоятельство настолько очевидно, что невольно хочется задастся вопросом - является ли тема статьи о том, куда ходит тов. Самигуллин читать хутбу, основной задачей статьи или это один из способов приподнять индекс цитирования упомянутых чиновников из ДУМРФ?
    Как бы то ни было, в статье есть и чисто дискуссионные моменты, например, что мечеть Кул Шариф предпочтительней для чтения праздничного намаза. С чего бы это вдруг? Она, конечно, большая, пышная, богатая, пафосная,наконец. Но, это - новодел, не имеющий ни исторической, ни культурной, ни архитектурной ценности, это - своего рода ответ Шаймиева Лужкову с его храмом Спасителя.
    В отличие от нее, Галеевской мечети, как и мечети Марджани, уже больше 200 лет. Эти мечети намоленные, обладают подлинной красотой, в них есть история, в их скромном убранстве истинное величие. В статье, кстати, вместо Галеевской мечети стоит фото мечети Марджани. Но, в наше время деньги и пафос важнее скромности и простоты. Поэтому и московский муфтий, решив построить на сомнительные деньги огромную и безобразную по форме соборную мечеть в Москве, с легкостью уничтожил стоявшую на том месте 100-летнюю историческую мечеть, цинично назвав все это реконструкцией. Вот такие времена.

    • Анонимно
      23.06.2018 13:06

      Если есть за что хвалить, почему бы и не похвалить.

      • ssn
        23.06.2018 13:23

        Когда публично хвалят высокопоставленного чиновника - это называется лестью, лизоблюдством в личных интересах. В приличном обществе хвалить чиновников публично считается моветоном, даже если есть за что. А за что, кстати, хвалить наших чиновников?

  • Анонимно
    23.06.2018 12:56

    Да,верно,каков поп и таков приход.яркий пример -центральная мечеть г.Бугульмы

  • Анонимно
    23.06.2018 13:19

    Знаю несколько человек, которые с самого начала не полюбили мечеть Кул Шариф, т.к. знали, что част денег дали водочные магнаты.
    Поэтому мусульмане, кто об этом знают, с самого начала в ней не молились.
    И естественно, что эта мечеть поэтому может быть только музеем.
    Рамиль Юнусов скорее всего должен быть благодарен Аллаху, что Аллах увел его из этой мечети.

    Про то, что Ильфар - живая жемчужина - это вообще феерично.
    Если проводить конкурс на самый сладкий голос, то может быть Ильфар в нем и победит. Но при чем здесь истина Ислама и сладкоголосые повествователи?

    • Анонимно
      23.06.2018 13:41

      У вас есть доказательства, что это были водочные магнаты??

    • Анонимно
      23.06.2018 13:54

      Не надл искать ввезде плохое. Погода хорошее, в казани праздник один за другим. Требуем хайпа и креатива побольше от наших религиозных деятелей. Пока на первом месте хайп от татарского муфтия - халяльная свинина. Это вам не гто.

    • Анонимно
      24.06.2018 00:44

      По-моему, Ильфар хазрат - это единственный человек в республике, виртуозно владеющий чистейшим классическим литературным татарским языком, несмотря на возраст. Его выступления даже можно было бы записывать на аудио для лингвистических экспедиций, чтобы в будущем потомки смогли узнать о богатстве татарского языка.

  • Анонимно
    23.06.2018 15:58

    Я русская, но живу рядом с мечетью на Чишмяле, и что-то не заметно, что верующих там поубавилось. Также вроде и с мечетью в 10-ом микрорайоне. Просто ходить в Кремль не так уж удобно. Мы русские тоже в кремлевский собор и в храм, где находится Икона Казанской Божией матери, тоже редко ходим, потому что далеко, а так - или на Сахарова, или на Горках. В Москве мечетей мало, поэтому получаются такие внушительные фотографии.

  • Анонимно
    23.06.2018 17:59

    "Кул Шариф" - символ татарской государственности должен стать центром татарского, татароязычного ислама.

    • Анонимно
      23.06.2018 19:14

      Как она может им стать, если людям идти туда не хочется? То же самое и храмом, который строят на месте обретения Казанской иконы Божией матери! Туда буду ездить только туристы, а истинно православные будут ходить в Николо-низкую церковь на Баумана и в церковь, что на Арском кладбище, потому что они настоящие. Кстати, то же можно сказать и про церковь в Царицыно!

      • Анонимно
        23.06.2018 20:08

        Раньше хотелось, а при Самигуллине расхотелось. Связь не видите ?

      • Анонимно
        23.06.2018 20:20

        Я могу сказать только про православные храмы Казани. Есть современные, недавно построенные, но в них верующим хорошо, а есть те, что размещены в дореволюционных храмах и восстановили их совсем недавно. Вроде все там на месте, а находиться в них как-то не комфортно, чего-то не хватает. Может, тоже самое и с Кул Шариф?

  • Анонимно
    23.06.2018 18:15

    Раньше, при Рамиль хазрате Юнусе, молодежь тянулась в мечеть "Кул Шариф" толпами, чтобы послушать его лекции!!!)

    • Анонимно
      23.06.2018 21:21

      18:15 Рамиль хазрат отказал нам в помощи в 2010 году. Помощь ничего не стоила в материально-финансовом отношении. И помощь была законная и не носила аморально-нравственный характер. Даже наоборот(

    • Анонимно
      24.06.2018 13:27

      18:15 Говорит он всегда был мастак.

    • Анонимно
      24.06.2018 19:32

      Эту массовку мы знаем и как ее таскают с места на место. Местных казанских было очень мало, в основном нижнекамские, которые сами и пиарили его.

  • Анонимно
    23.06.2018 18:32

    статья как при коммунизме , отличается тем, что в коммунизме вместо религии писали о руководителе или рабочем какого нибудь предприятия, его рабочих и общественных достижениях....

  • Анонимно
    23.06.2018 18:34

    18.15. Тогда была мода на ислам, она сейчас проходит.

    • Анонимно
      24.06.2018 10:06

      Моды на веру не существует, ты либо веришь, либо нет.

    • Анонимно
      25.06.2018 22:23

      Мода на Ислам. Видать у вас знакомых мусульман нет. Может и разъяснили бы где мода, а где Ислам.

  • Анонимно
    23.06.2018 18:35

    Истинно верующих мало, многие ходят в мечеть за кампанию.

    • Анонимно
      23.06.2018 19:03

      А есть вообще какие-либо критерии отличия истинно верующих от неистинно верующих?
      И по каким явным признакам эть можно узнать?

      • Анонимно
        23.06.2018 20:08

        Если человек не понимает, чем отличаются разные храмы, ему это не объяснить, это можно только почувствовать! Также и с верующими, кто истинно, кто нет, понять умом нельзя!

        • Анонимно
          23.06.2018 21:22

          20:08 Вот Вы, видимо, понимаете, чем же отличаются разные храмы? Может, поясните нам?

      • Анонимно
        24.06.2018 09:49

        19.03. Истинно верующий:
        - по Корану - кто совершает ежедневную пятикратную молитву;
        - по определению СМ России - выполняющий пять постулатов (шахада, намаз, закят, ураза, по возможности - хадж).

        • Анонимно
          24.06.2018 12:28

          Понял я. А вот ишо вопрос: истинно верующему можно водочку пить?

          • Анонимно
            24.06.2018 13:35

            12:28 Истинно верующему, как и любому другому человеку, можно НЕ ДЕРЖАТЬ ответ перед праздно любопытствующими. Да и вообще, перед ни кем. Кроме, как перед Аллахом!
            А обсуждение человека, пьёт он - не пьёт, тоже греховно.

  • Анонимно
    23.06.2018 19:22

    Спасибо за познавательную статью. Автора всегда интересно читать. Его язык живой, народный, не перегружен цитатами. И каждая его статья посвящена размышлениям о простых и понятных всем проблемах.
    Если что, я атеист.

    • Анонимно
      23.06.2018 23:11

      Атеист верит в отсутствие Бога - он тоже верующий.

      Не так важно, во что верить, главное, верить. Можно верить в науку, например.

      И все мы люди верующие...

  • Анонимно
    23.06.2018 21:23

    Еще одна статья о том, что в ДУМ РТ (и с его шефом) что-то не так.

  • Анонимно
    23.06.2018 21:59

    Прекрасная статья!
    Спасибо автору. Всегда пишет о том, на что другие не обращают внимание. Ждём новых статей!

  • Анонимно
    23.06.2018 22:28

    С уходом Рамиль Юнуса из Кул Шарифа,мечеть потеряла религиозную значимость.

    • Анонимно
      24.06.2018 09:52

      Рамиль Юнус в Лондоне, давно забыл уже Кул-Шариф.

      • Анонимно
        24.06.2018 11:50

        Постоянно в мечети встречал Рамил Юнуса.Когда он в Лондон уехал?

        • Анонимно
          24.06.2018 13:36

          Вы только по мечети его знаете. А есть люди, которые знают его семью и у них другая информация.

  • Анонимно
    23.06.2018 23:55

    Статья понравилась. Вопросы вполне актуальны. Продолжайте!

  • Istorik
    24.06.2018 00:03

    Это потому что Рамиля Юнусова убрали, а Илфар хазрат интересен для специфической аудитории

  • Анонимно
    24.06.2018 10:14

    муфтий - религиозный человек. и продвигает интересы верующих. не нужно путать религию и политику. автор статьи делает упор на культурологическую составляющую, с точки зрения религия это неверно

    • Анонимно
      24.06.2018 11:14

      Если муфтий был бы религиозным человеком , то он праздничный намаз читал бы по Сунне - за городом.

  • Анонимно
    24.06.2018 11:49

    удивляет когда религиозные работники устанавливают размер подаяний. Это больше похоже на коммерчесескую лавку, чем на мечеть

    • Анонимно
      25.06.2018 22:27

      Изучите по-подробнее откуда эти суммы берутся. Это не прейскурант цен на отпускание грехов, как у некоторых

  • Анонимно
    24.06.2018 17:07

    а там был ифтар? может быть из- за этого народа мало была? у нас ведь народ ходит где бесплатно кормят

  • Анонимно
    24.06.2018 19:29

    Проблема с парковками- это главное, приходиться машину оставлять за 300 метров на платной стоянке и идти пешком! Во время Рамиля Юнусова ходили переселенцы из Нижнекамска одни и теже а так же специально привозили с регионов - нагоняли воздух! Религия это не мода, религия это - вера! Кому надо тот придёт и ненадо делать пустую шумиху. От толпы толку мало, практические нужны - деятельные в первую очередь а не одуванчики на которых если подуть то они все разлететься. Что раньше что сейчас никаких изменений! Вот показатель! Где инфраструктура? Где школа, детские сады? Одно желание - заработать на Исламе, пропиариться и все. А что простому народу?

    • Анонимно
      24.06.2018 20:25

      Уважаемый,в Нижнекамске до Рамиля имамом работал Нияз.Он организовал медресе,где обучались со всей России.В вечернее время обучались прихожани,разных возрастов.Если бывали в Нижнекамских мечетях,там старики перед намазом сидят читают Коран на арабском.Не редко среди молодежи знающих арабский,имеющие не плохие знания об Исламе.Нияз и Рамиль выпускники Эр-Риядского университета,Нияз является один из лучших богословов России.
      Уважаемый,вы может знаете,где лучше Рамиля,для Нижнекамцев проведёт худбу или урок в Казани?Подскажите где есть имам окончивший университет с мировым именем?Только не Турция,Иордания,Малайзия итд.

      • Анонимно
        25.06.2018 12:54

        Без спорно вы правы - и куда пошли все выпусники аррияда и ими подобные? правильно по пути имама абдульвахаба.Итог ненависть к собственному народу, к традициям, незнания языка и хуже всего гражданское неповиновение и теракты. Извините но нам такой Ислам ненужен! Нам нужно взаимо уважение, взаимо терпимость, адаб и ахляк. А так это извените толпа -которая по приказу своих Амиров готова встать и начать резать всех и вся. Это управляемая толпа местными амирами - которые подчиняються заграничным шейхам а те в свою очередь, являються агентами спецлужб или цру или ми6, которые спят и думают как развалить РОССИЮ

        • Анонимно
          25.06.2018 18:47

          Эта мантра запугивания людей устарела,придумайте что то новое.

      • Анонимно
        25.06.2018 13:06

        Арияд - это не всемирный Исламский университет! А, Азайтун,Ан-Шамс, Аль -Азхар -ВОТ ЭТИ ПОПРОБУЙТЕ ЗАКОНЧИТЬ,-тогда вы не показухой будете заниматься и само пиарством, а реальным делом

        • Анонимно
          25.06.2018 18:44

          Но почему то везде в мечетях книги выпускников Эр Риядского университета.Кул Шариф заполнялся людьми,когда имамом был Рамиль Юнус.Сейчас как пишут,здесь в полтора ряда на таравихи.
          Господа из муфтията надо учиться и достигнуть уровня Рамиля Юнуса и к вам потянется народ.
          При Рамиле Юнусе после таравиха организованно развозили людей из Кул Шарифа.В Нижнекамске мусульмане на своих машинах развозят после таравиха,это тоже Рамиль Юнус организовал.
          Работать надо,а не ссылаться на трудности.

        • Анонимно
          25.06.2018 19:02

          Когда муфтий и имамы имели дипломы из университетов Судовской Аравии,свинину с эмблемой халяль не продавали.
          Как их места заняли вы,получите хрюшку в полителене...

          • Анонимно
            26.06.2018 18:47

            не идеализируйте, все прекрасно знают и понимают что в реале было а чего не было. Рамиль Юнусов бесспорно очень хороший аратор и его как и могих его подобных ошибка, что они всю деятельность замыкают на себе. Ученые и Алимы всегда имеют учеников, которые продолжают дело. А если бегать и слушать только одного и подчиняться только ему и не признавать больше никого - то это извените секта! Вы же кроме Саудийских учоных и одного Албани - никого больше не признаете. Значит секта! Вы не придерживаетесь жамагата и не подчиняетесь имам и правителю который среди вас -значит секта! Вы даже Рамиля Юнусова подставили сами из за того что сделали из него кумира. А этого делать нельзя. Если вам так нравиться Саудовская аравия и ихние шейхи - так че приехали сюда? Живите там! Да нет, там вот таких как вы и ваших Амиров быстро в тюрьму посадят за неповиновение властям или местному духовенству, это только сдесь вы фраеритесь.

  • Анонимно
    25.06.2018 10:26

    Вообще то, по моему, все гораздо проще. Скажу как один из тех, кто входил в число этих полутора рядов на таравихе в Кул Шариф в Рамазан. Атмосфера во время намаза в этой мечети действительно непередаваемая. Но прежде чем рассуждать об атмосфере надо подумать об элементарном простом бытовом вопросе - ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ этой мечети. Там элементарно НЕТ ПАРКОВКИ. Приходилось машину ставить на паркинге на набережной, платить 150 руб и подниматься в гору через Кремль. А ночью администрация Кремля почему-то закрывала все ворота, кроме главных. Приходилось очень большое расстояние проходить, чтобы дойти обратно до паркинга на набережной. А до конца сухура (утреннего приёма пищи) оставалось чуть больше часа. А надо было ещё успеть домой доехать.
    Второй фактор. В Кул Шарифе таравих шёл очень долго, 1,5 часа, читали Коран целиком за 30 дней поста. В итоге времени и оставалось мало.
    В связи с вышеизложенным, думаю, в Кул Шариф и было немного народу. И что интересно, я специально наблюдал, 80% моложе 30 лет. Бабаев не было совсем почти. Молодым легче и проще добраться.

  • Анонимно
    25.06.2018 13:56

    Очень интересная статья! Прочитал с удовольствием. Рахмат!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль