Общество 

«Ветхий Завет, Новый Завет и Священный Коран как трехтомник Бога»

Рустам Батыр
2019-06-08 07:40

В религиозных кругах России в последние дни активно обсуждали новость о том, что Папа Римский Франциск решился изменить текст молитвы «Отче наш», точнее, ее перевод. Но почему это событие не оставило равнодушным российских мусульман? А потому, что проблема точности переводов священных текстов напрямую касается и их. Подробности — в материале известного мусульманского и общественного деятеля Рустама Батыра.

«В мусульманских богослужениях Коран читается в оригинале. Но борьба за текст Священного Писания оттого идет не менее ожесточенно, чем это было во времена средневековой инквизиции»

БЕРЯ В РУКИ ПЕРЕВОД КОРАНА, ВЫ НЕИЗБЕЖНО ИМЕЕТЕ ДЕЛО С ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ

На этой неделе в религиозных кругах России активно обсуждали новость о том, что Папа Римский Франциск решился изменить ни много ни мало текст молитвы «Отче наш», точнее, ее перевод.  В новой редакции слова «Не введи нас во искушение» были заменены на «Не дай нам поддаться искушению». Как считает понтифик, прежний перевод создавал впечатление, будто Бог провоцирует людей на грехи, а с богословской точки зрения считать так неверно. Даже среди католиков инициатива главы католической церкви вызвала неоднозначные оценки. Новость не оставила равнодушными и российских мусульман, ведь проблема точности переводов священных текстов напрямую касается и нас.

В исламском богословии нет аналогов Вульгаты и синодального перевода. В мусульманских богослужениях Коран читается в оригинале. Но борьба за текст Священного Писания оттого идет не менее ожесточенно, чем это было во времена средневековой инквизиции. Полем схватки у нас выступали тафсиры, т. е. толкования к Корану, которые сегодня в свою очередь выливаются в переводы, используемые уже широкой аудиторией. За «неправильную» интерпретацию коранических аятов раньше легко могли отсечь голову, а сегодня — пустить пулю в лоб. Беря в руки перевод Корана, вы неизбежно имеете дело с той или иной его интерпретацией, позицией того или иного богословского лагеря. Иначе говоря, в переводе вы читаете не столько слова Самого Бога, сколько мысли людей по их поводу. И нелишне знать, что они хотят вам выдать от Его имени.

Посмотрим на примере суры аль-Фатиха («Открывающая»), т. е. первой главы Священного Корана, в каких аятах бывает закопан топор войны мусульманских комментаторов. Выбор на Фатиху пал неслучайно: ее часто называют мусульманским «Отче наш».

«В переводе вы читаете не столько слова Самого Бога, сколько мысли людей по их поводу»

ИСЛАМСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — ОНО МУЖСКОЕ ПО СВОЕЙ СУТИ

Конечно же, в короткой статье невозможно охватить все дискутируемые моменты этой короткой суры-молитвы. Затронем только один аспект — отношение к иноверцам, прежде всего к иудеям и христианам. В Фатихе есть три основных маркера на данную тему.

Однако, прежде чем их коснуться, необходимо сделать небольшой экскурс в мусульманское богословие. В рамках поднятой темы крайне важно знать, что в среде мусульманских богослов есть два диаметрально противоположных отношения к монотеистическому иноверию: одни видят в их представителях своих собратьев, другие — врагов.

Мусульманские сторонники первой интерпретации основывают свою позицию на многократных призывах Корана считать истинной миссию всех пророков без исключения, которые были ниспосланы Богом до Мухаммада. Христиане и иудеи в Коране уважительно именуется «людьми Писания» и противопоставляются негативному контрпримеру в лице мекканских язычников, названных уммиюн, т. е. людьми, никогда не знавшими Писания. Причем одной лишь декларацией уважения дело не ограничивалось. Мусульманские законоведы, восприняв толерантные установки Священного Писания и Сунны Пророка, разработали целый комплекс соответствующих законов.

Так, мусульманам разрешается жениться на девушках из числа «людей Писания», а, как известно, создание семьи — это финальная точка на пути трансформации идентификации чужого как своего. Мусульманам разрешается и вкушать мясо животного, зарезанного рукою собрата-единобожника из других религиозных традиций. Не случайно муфтий Сирии Ахмад Бадр аль-Дин Хассун после визита в Татарстан раскритиковал российскую практику халяль-сертификации как неуместную. «Как будто весь российский народ ест греховную пищу и только ты ешь халяльную, — заявил он. — Если я зайду в дом к православному, неужели я скажу ему, что его еда греховна?» 

В мусульманском средневековом халифате действовала и такая норма: мусульмане и христиане выплачивали джизью, т. е. подать, которая давала им возможность относительно свободно исповедовать свою религию. Конечно, сегодня подобная практика выглядит как анахронизм, но для тех времен это был, пожалуй, эталон веротерпимости, ведь человек мог отстоять свои убеждения всего лишь динаром, а не жизнью на костре. Учитывая же, что и мусульмане также выплачивали государству подать (закят), говорить здесь о религиозной дискриминации будет, наверное, не совсем корректно, ведь, по сути, речь тогда шла о налогах для всех подданных халифата. Это была своеобразная форма относительной свободы совести.

Второй богословский лагерь отказывается признавать христиан и иудеев своими собратьями. Императивы Корана про «людей Писания» ими нейтрализуются через одну богословскую хитрость: улемы данной школы заявили, что современные христиане и иудеи не относятся к «людям Писания» по той причине, что те якобы отошли от принципа единобожия, а поэтому на них и нельзя распространять все вышеприведенные нормы исламского шариата.

Впрочем, справедливости ради заметим, что за отказом признавать современных христиан «людьми Писания» не обязательно стоят ксенофобские мотивы. Нередко это обусловлено усложнением реальной конфессиональной карты современного общества. Не случайно муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигулин вступил в заочную полемику со своим сирийским коллегой, ведь он, в отличие от последнего, хорошо знает, что русские люди в постосоветской России, которых многие иностранцы по старинке шаблонно воспринимают за православных, в действительности часто таковыми уже не являются. Отсюда и объективная невозможность автоматически распространить на них мусульманские нормы касательно «людей Писания». Поэтому российская система сертификации халяль — это не камень в огород христиан как таковых, а вынужденный учет де-факто существующего положения вещей.

Сказанное не отменяет того, что многие мусульманские богословы отказываются видеть в современных христианах и иудеях «людей Писания» не потому, что последние лишь номинально исповедуют свою религию или вообще не исповедуют никакой, а потому, что в принципе считают христианство и иудаизм религиями, отпавшими от Бога. Впрочем, и те порой отвечают им взаимностью. Любопытно отметить, что такого рода мусульманские богословы нередко грешат в своих толкованиях весьма забавной половинчатостью. Когда речь идет об употреблении мяса, то христиане и иудеи для них не «люди Писания», потому они с суровыми лицами строгих богомольцев брезгливо сторонятся вкушать мясную пищу последних. Но если вопрос встает о женитьбе на русских красавицах, то здесь на знамена поднимаются все богословские аргументы — лишь бы признать их «людьми Писания» со всеми вытекающими из этого послаблениями. Да, исламское богословие — оно мужское по своей сути, желудок в нем явно проигрывает по силе воздействия на принятие решений перед другими органами.

Камиль Самигулин вступил в заочную полемику со своим сирийским коллегой, ведь муфтий РТ хорошо знает, что русские люди в постосоветской России, которых многие иностранцы по старинке воспринимают за православных, в действительности часто таковыми уже не являются

АБСУРДНО ВКЛАДЫВАТЬ В УСТА ХРИСТИАН СЛОВА О ТОМ, ЧТО «ИИСУС — СЫН АЛЛАХА»

Итак, для одних мусульманских богословов христиане и иудеи — собратья и попутчики в духовной жизни, ведущей к Богу, для других — недруги и даже враги. Посмотрим, как это отражается в толкованиях и переводах Фатихи. Как уже было сказано, здесь есть три основных маркера.

Начнем с конца. Сура заканчивается следующими словами: «Веди нас по прямому пути. Пути тех, кого Ты облагодетельствовал, а не тех, кем [Ты] разгневан, и не заблудших». Согласно интерпретации второй, ксенофобской, школы мусульманских богословов, под теми, кто гневит Бога, подразумеваются иудеи, а заблудшие, по их мнению, это христиане. Если учесть, что правоверный читает Фатиху не менее 32 двух раз за сутки из года в год, то нужно понимать, насколько мощное воздействие подобный рефрейминг оказывает на десятки и сотни миллионов людей по всему свету. Из такого рода надуманных толкований, собственно, и вырастают религиозные войны.

Теперь обратимся к началу. В первых двух аятах говорится: «Хвала Богу, Господу миров, Милостивому и Милосердному!» Абсолютно мирное религиозное славословие. Но и его ксенофобы умудрились превратить в орудие своей пропаганды. В первом эпитете Бога (Милостивый), говорят они, речь идет о Его милости, явленной в этой жизни ко всем тварям, вызванным Им из небытия к свету. А вот второй эпитет (Милосердный), учат они, касается только мусульман в жизни следующей, ибо, дескать, только им суждено попасть в рай. Снова молитва превращается в инструмент потрафления своему нарциссизму и ксенофобии.

Та же борьба идет и за перевод прославляемого в суре имени Всевышнего, которое на арабском звучит как «Аллах». Богословы первой школы подчеркивают, что переводить его нужно не иначе как «Бог», тем самым выражая фундаментальное единство ислама, христианства и иудаизма. Да, между нашими религиозными традициями могут быть различные нюансы в понимании Бога, но это все же понимание одного и того же Бога, а не двух и не трех — того единственного Бога, Который создал Вселенную. Между различными исламскими деноминациями, например ханбалитами и суфиями, Его тоже порой понимают радикально по-разному, но это не делает их слугами разных Богов.

Однако если «Аллах» оставлять без перевода, как предлагают представители второй школы, стремящиеся во всем обособиться от христиан и иудеев, то у слушателей невольно возникает ощущение, что речь идет о каком-то локальном понятии арабской культуры, а не о Боге, чей призыв обращен ко всему человечеству. Тем самым они подвергают сомнению универсальный характер ислама и хотят низвести его на уровень регионального формата. Сам Коран ставит в тупик подобных переводческих провокаторов. В одном из аятов в нем цитируются слова христиан: «И сказали христиане: „Иисус — сын Бога“» (9:30). Другими словами, Коран не подбирает для «христианского» Бога обозначение, отличное от Бога «мусульманского». В обоих случаях использовано одно и то же слово, звучащее на арабском как «Аллах». Значит, и в переводе мы должны сохранять это единство, подчеркнутое самим Кораном, ведь, согласитесь, абсурдно вкладывать в уста христиан слова о том, что «Иисус — сын Аллаха». Конечно, все это справедливо, если мы говорим о языках христианской культуры, но если речь идет о переводе на «мусульманские» языки, то и в отношении христиан, и в отношении мусульман мы обозначаем Бога как «Аллах», т. е. сохраняя все то же терминологическое единство.

Перевод — великая сила, которую нельзя недооценивать и которая может как раскрыть глубину коранических идей, так и похоронить их красоту под хламом собственных интерпретаций. Но, как бы ни старались представители второй, ксенофобской, школы мусульманских богословов, им все сложнее и сложнее скрывать от людей правду о великом трехтомнике Бога, явленного в Ветхом, Новом и Последнем Его Завете с человечеством, именуемым Кораном.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (87) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.06.2019 12:15

"живут по отмененным Книгам", прикольно звучит, типа как комп с устаревшей версией ОС.

  • Анонимно
    8.06.2019 09:20

    "мусульмане также выплачивали государству подать (закят)" - а современные ,значит , прикарманивают?

  • Анонимно
    8.06.2019 09:22

    У меня очень четкое представление обо всем этом. Вначале был Тора, но люди так не смогли, а потом Библия и тоже не смогли. Потом Бог ниспослал Коран и определил пророка, и предупредил, что Мухаммад с.г.в. последний пророк и потому, те кто живёт по Корану, они идут к Богу по прямому пути - правоверные. Остальные живут по отмененным Книгам.

    • Анонимно
      8.06.2019 12:15

      "живут по отмененным Книгам", прикольно звучит, типа как комп с устаревшей версией ОС.

      • Анонимно
        8.06.2019 13:28

        Типо как ты до распада СССР ты жил по советскому закону коммунизма, а теперь живёшь по закону РФ капитализма)

        • Анонимно
          8.06.2019 14:22

          Не совсем корректно. Всё гораздо проще. Жизнь идёт. Бог дал людям три шанса. Последний третий - ислам.

          • Анонимно
            8.06.2019 15:17

            не вам за бога решать.
            вчера дал 3, завтра 33!

            • Анонимно
              8.06.2019 18:31

              Нет, он четко предупредил, что Мухаммад последний пророк. И он будет до судного дня.

  • Анонимно
    8.06.2019 09:38

    Сирийский муфтий прав, нельзя все на деньги превращать. Самигуллину нужно чуть вспомнить священные книги и перестать во всем искать финансовую личную выгоду.

    • Анонимно
      8.06.2019 13:11

      Я вот нисколько не уважаю Самигуллина, но будьте справедливы! Он ничего в вопросах халяля в деньги не превращает, и даже если превращает, то не в ущерб, а во благо мусульман.

      Сирийский лезет не понимая ситуацию. И вопрос не в том, что скот убивается недохристианами, а в том как этот скот убивается. Не халяльным путем. Пусть сидит у себя и молчит, если не в состоянии узнать правду.

      • Анонимно
        9.06.2019 09:55

        Иногда постарайтесь попасть какой нибудь мясокомбинат . Иногда надо увидеть своими глазами. Бедные животные....

  • Анонимно
    8.06.2019 09:51

    Пришли другие времена. Совсем другие.

  • Анонимно
    8.06.2019 09:57

    Скажите, пож-та, а где работает Батров?

  • vsarmaev
    8.06.2019 10:15

    Автор, кажется, не в курсе, что после этого трехтомника был ещё "десятитомник бога", но название там подлиннее будет: "Курс теоретической физики". Пророками выступали Ландау и Лифшиц и ещё 3 менее запоминающихся имени.
    И вы знаете, каждый раз, когда появляется повод пересмотреть постулаты книг и что-нибудь туда внести новое, то "прихожане" только радуются.
    А что натворили Бурбаки в соседней области - я уже молчу.

  • Анонимно
    8.06.2019 10:27

    по поводу мяса у иудеев есть понятие кошер разрешенная еда у мусульман такое же понятие халяль только в кошер ограничений гораздо больше чем в халяль и поэтому если мусульманам разрешается есть еврейский кошер то евреи мусульманский халяль не употребляют ну это конечно верующие иудеи и мусульмане а неверующие и те и другие с удовольствием трескают украинское сало во время войны против ирака в которой в американской армии были и мусульмане и иудеи для них готовили и халяль и кошер но когда халяль не было мусульмане с удовольствием употребляли кошер

  • Анонимно
    8.06.2019 10:29

    согласно историческим данным средневековые религиозные философы всех трех религий учились друг у друга и мирно сосуществовали причем исламские философы были на более продвинутых позициях

    • Рашид
      8.06.2019 10:57

      10.29 Они и сейчас мирно сосуществуют, пока не вмешивается политика.

      • Булгарин
        8.06.2019 12:17

        Кстати, сами эти религии возникали как некие политические движения. У евреев как движение за освобождение от египетского рабства. Затем возникло новое течение в религиозных воззрениях, которое противопоставило уже официальной религии евреев. Другими словами, возникая как некое новое слово в старых религиозных воззрениях, она потом становится официальной идеологией правящей верхушки, которая потом внедряется среди простых людей. Интересна история с христианством. Ведь она существовала как некая подпольная идеология до момента, когда о ней вдруг вспомнил один из римских императоров Константин, чтобы упрочить свое влияние в массах, где эта религия стала приобретать популярность. Для этого он сделал ее своей государственной религией, а для этого как раз и созвал Первый Вселенский собор христианских церквей. Он был язычников, но вот решил, что христианство более подходит для его правления, потому он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей. Законом 321 года утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им. По всей империи возводились христианские храмы, подчас для их возведения разбирались храмы языческие, ряд известных языческих храмов был разрушен по велению Константина. Так христианство стала официальной религией римской империи. А значит и стала напрямую связана с политикой. Так можно продолжить и рассуждения и про ислам.
        Так что религия и политика просто неразделимые вещи.

        • Анонимно
          8.06.2019 13:09

          для человека окончившего советский вуз с его предметами по марксизму ленинизму отметка 5 ему трудно разобраться в тонкостях что такое религия голова забита марксизмом ленинизмом и понять что евреев из египетского плена выводил всевышний он не в состоянии и что такое религия и когда она появилась тоже

          • Булгарин
            8.06.2019 13:40

            Простите, но зачем он их туда отправил? И почему всевышний выделил из своих сыновей и дочерей евреев, а вот про египтян как то позабыл? Или они не его дети? И кстати, почитав Тору вы многое узнаете. Например, пройдете полный курс космологии. И много чего другое узнаете.

            • Анонимно
              8.06.2019 19:05

              вот вы и займитесь изучением торы что бы выяснить это это более достойное занятие чем физика математика и искусствоведение герой рассказа толстого отец сергий для того что бы понять это ушел из гвардейских офицеров в пещеру монахом а когда понял он одел зипун странствующего монаха и ушел из мира ибо то что он понял дало ему такую благодать что заменило все материальные блага

              • Анонимно
                9.06.2019 17:35

                В отцы Сергии герой рассказа у Толстого подался от того, что его невеста призналась, что имела связь с одним высокопоставленным лицом, т.е. осознал, что его используют.
                Когда же он разочаровался и в том образе жизни, который вел в схиме, образ настоящего подвижничества показала ему бедная пожилая некрасивая кузина, переносящая неудачи реальной "мирской" жизни со скромным тихим стоицизмом, не теряя при этом главного - любви к ближнему.
                Вы этого "Отца Сергия" имели в виду?

        • Анонимно
          8.06.2019 13:13

          Неверно. Суждение не верное.

          • Булгарин
            8.06.2019 13:40

            Это что такая догма?

            • Анонимно
              8.06.2019 15:03

              Запятую поставьте. Не понятно.

              • Булгарин
                9.06.2019 11:47

                Ну, вот! Учителям русского языка вроде как отдыхать надо, а они никак не угомонятся. Надо набираться сил перед новым учебным годом. А может нагрузки у них были маленькие, надо бы им увеличить часы грамоте обучать. Хотя тут, наверное, просто привычка.

                • Анонимно
                  9.06.2019 16:12

                  Я инженер. Возможно, поэтому люблю порядок и точность. А учителя, похоже, отдыхали на Вас.

                  • Булгарин
                    9.06.2019 22:43

                    Думаю, что вы инженер очень посредственный. Вполне допускаю, что работаете нормоконтролером. Потому у вас и тяга к такой точности и порядку. А вообще советую почитать что-то про нечеткую логику. Тоже может станет полезным. Будущее за ней.

                    • Анонимно
                      10.06.2019 14:02

                      Буду рад узнать от Вас чего-то нового из области высоконагруженных систем. Это моя область. Также, про интерпретаторы и виртуальные машины. Можете добавить и про космические корабли и Большой театр. Расскажу коллегам. Тоже улыбнутся. Тяга к точности с детства.

              • Булгарин
                9.06.2019 12:21

                И еще. Проходя мимо. Сейчас в современных языках программирования, в которых используются виртуальные машины при интерпретации, эти машины сами в уме добавляют пропущенные знаки или символы, где они по смыслу проходят. Значит эти виртуальные машины уже умнее вас. Такой вот неожиданный вывод.

  • Анонимно
    8.06.2019 10:33

    Все это романтичные книги

  • Анонимно
    8.06.2019 10:46

    Очень интересная тема, базовая для определения духовных основ человечества. Жаль, что представители аврамистических религий (а это по сути единая религия) запутались в переводах и интерпретациях. Из за этого сколько страданий получило человечество определяя "кто сын Божий", а кто нет и так далее. Какое есть мясо ,,а какое нельзя.? Это стало возможным из за присущих человеку субъективных , когнитивных особенностей восприятия и интерпретации всего увиденного или услышанного. Плюс амбиций отдельных лидеров создать свою паству и рулить , утешая свое тщеславие быть духовным лидером.
    Эта война-дискуссия будет вечной пока не посмотреть на духовную сферу человечества немного выше. А куда вы определите индусов, китайцев, японцев, жителей других стран и территорий, где не признают условно единую трёхкнижную религию "иудаизм-христианство-ислам" ? Они что не люди, живут в грехе и вне морали и духовности? Буддисты ,а куда вы их денете со своим разделением мира на "правоверных" и "неправоверных" ? . Может пора уж прекратить эти ковыряния смыслов внутри текстов, ища в каждой запятой особый сакральный смысл. Тем более что эти тексты переписывались и переписываются теми же людьми с их возможностью субъективизма и написания и чтения. Чем больше мы об этом рассуждаем, тем больше сеем разногласия среди человечества. УВАЖАЕМЫЙ РУСТАМ. Одна интерпретация обязательно вызовет ответ с обратными аргументами.Хорошо если только на бумаге. Это человечество уже проходило ( и часто через войны), может пора остановиться? Есть понятные этические правила человечества и достаточно ими руководствоваться без всякой попытки делить человечество на те или иные конфессии. Хватит кормить попов.

    Просто этичный человек.

  • Анонимно
    8.06.2019 11:01

    Первоисточником была Тора.А остальное только переработки в ногу со временем.

    • Анонимно
      8.06.2019 14:25

      11:01 Доподлинно, что является "первоначальным источником", - не известно. Существует масса протоеврейских (семитских) рукописей, "свитков" (последние открытые в 1947 г. т. н. "кумранские" из пещер "иудейской пустыни"). Наиболее древние - в фрагментарном состоянии. Нет единого подхода к идентификации исходных текстов по лексике, огласовке, композиции и т. д. ...
      Ученые изучают "библию" примерно с XVIII в., написаны тысячи монографий,на всех европейских языках и семитских, но по прежнему неспециалист, окунувшись в это, не сможет даже примкнуть осознанно к какой-либо "правильной" гипотезе, теории.

    • Анонимно
      8.06.2019 18:33

      Нет, с появлением последующего писания, предыдущие отменялись.

      • Анонимно
        8.06.2019 19:08

        я думаю последующего писания предыдущие не отменялись ибо тогда не было бы христиан и иудеев а все были бы мусульманами

  • Анонимно
    8.06.2019 11:05

    В Торе на арамейском языке Бог звучит, как Элоаh, а в Коране на арабском, как вы знаете, - Аллаh .

    • Анонимно
      8.06.2019 14:53

      тора написана арамейским шрифтом на древнееврейском языке

  • Анонимно
    8.06.2019 11:21

    надо вести реестр мусульман и людей писания,
    выдать второй ИНН,
    и пусть платят закят(десятину) гос-ву как НДФЛ.

    • Анонимно
      8.06.2019 12:47

      Надо приравнять к самозанятым

    • Анонимно
      8.06.2019 17:08

      Десятина платится в религиозном государстве. В светском со всех граждан берут одинаковые налоги и этого достаточно в качестве обязаловки

      • Анонимно
        8.06.2019 18:47

        Дополнительно ввести для посещающих мечети. Они посещают, пользуются и пусть платят доп.налог на капитальный ремонт и содержание. Нужно обязать, в ящики многие не кладут садака, имама на руки не дают, скрываются.

  • Анонимно
    8.06.2019 16:27

    Я считаю что Библия и Каран это одна и та же книга,только измененая в целью,управления человеком -правителями древних цивилизаций!Слишком много совпадений,сами подумайте есть ад и есть рай,есть бог(Аллах),есть дьявол(Иблис,или Шайтан),есть джины(бесы),есть даже Ангелы(Джабраиль-Михаил,и т.д),или законы божьи(Не убей,не укради,не прилюбодействуй и.т.д),есть Адам и есть Ева,есть даже Марьям -Мария,и есть пророк Исса(Иссус) который родился от Марии!

    • Анонимно
      9.06.2019 00:09

      Верно. Об этом в Коране говорится, кстати, что источник один и тот же.
      За исключением одного фундаментального момента: Библия собрана людьми как собрание знаний, дошедшее от пророка Бога ( Иса, он же Иисус), а Коран @ «прямая речь» Бога, переданная через следующего пророка - Мухаммада.
      Как в этом убедиться? Коран является доказательством самого себя («речи» Бога), так как одновременно содержит: а) математическую симметрию своей структуры б) множество научно установленных на сегодня фактов, которые не были известны 1400 лет назад в) необыкновенной красоты стихотворную форму г) увязан с событиями тех 23 лет становления ислама в мире (пророческой миссии Мухаммада). Подчеркиваю, ОДНОВРЕМЕННО содержит.
      Подробности в интернете есть, много книг, много роликов уже снято очень доходчивых, можете набрать в поисковике «Чудеса Корана».

      • Анонимно
        9.06.2019 10:50

        если коран - "прямая речь бога", то почему его
        собирали по "листочкам" после смерти мухаммеда? почему в нем есть противоречия?
        почему есть место, которое понять никто не может? почему слово сказанное боком, отменяется через несколько лет( или сур)?

    • Анонимно
      9.06.2019 10:13

      Вы правы.Религия это инструмент оболванивания масс.

  • Анонимно
    8.06.2019 16:35

    Как вы все задрали, уважаемые верующие и питающиеся на этой теме!
    По совести жить не хватает своей силы воли???
    Надо обращаться к высшим силам, что то не есть, что не пить, отпускать бороды и накрашивать яйца??
    А как что- так к врачам ведь бежите, а не в храмы...

    • Анонимно
      8.06.2019 17:21

      а что такое совесть и что такое жить по совести

      • Анонимно
        8.06.2019 18:54

        Не делать другим плохо, работать честно, отвечать за слова... Еще много чего...

        • Анонимно
          8.06.2019 19:39

          ну у одного ученого человека спросили как стать порядочным человеком он ответил возлюби ближнего своего как самого себя а у другого ученого мудреца спросили что это такое он ответил не делай другому то что не хочешь что бы делали тебе а вот работать честно и отвечать за собственные слова появилось гораздо позже когда люди совсем испортились и перестали выполнять 10 заповедей а начали гордится тем что умеют ставить точки с запятыми

    • Рашид
      8.06.2019 20:02

      16:35 И что, бежим к врачам, которые ещё больше верят в потусторонние силы и чудеса в нашей стране. Одно другому не мешает, а то и дополняет. Да и других странах так же с медициной.

  • Анонимно
    8.06.2019 17:13

    Люди делятся на умных и глупых. Умные не делятся, а вот глупые делятся на национальности, партии, фракции и религии.

    • Анонимно
      8.06.2019 18:46

      8.06.2019 17:13
      Умные ОЧЕНЬ даже делятся!

    • Анонимно
      8.06.2019 19:07

      Есть еще- мудрые.

    • Анонимно
      8.06.2019 23:09

      8.06.2019 17:13
      По-вашему, древние греки, очень четко делившие ВСЕ человечество на греков (эллинов) и ВСЕХ остальных (варваров) -были идиотами?

    • Анонимно
      8.06.2019 23:13

      8.06.2019 17:13
      Был в истории "идиот", который УПОРНО считал себя французом (не будучи таковым по происхождению).
      Его звали НАПОЛЕОН!

      • Анонимно
        9.06.2019 16:09

        23:13
        Вы путаете принадлежность к нации с принадлежностью к этносу.

    • Анонимно
      9.06.2019 15:46

      8.06.2019 17:13
      УМНЫЕ люди ведут между собой острую конкурентную борьбу, и поэтому они ДЕЛЯТСЯ! А вот наивные простаки, пишущие простодушные лозунги, НЕ имеющие ничего общего с реальностью, для УМНЫХ являются средством достижения ИХ целей!!

  • Анонимно
    8.06.2019 17:22

    Коран хорошо!Библия хорошо!,а политическая экономия лучше!

    • Анонимно
      8.06.2019 19:34

      паровоз хорошо пароход хорошо а олени лучше пел один советский певец

  • Анонимно
    8.06.2019 20:46

    Как пишет Мурад Аджи, все эти религии - от тенгрианства. Тенгрианство - первая религия единобожия, крест у христиан - от тенгрианцев.

    • Анонимно
      8.06.2019 23:06

      8.06.2019 20:46
      крест у христиан - от РИМЛЯН!!!

      • Анонимно
        9.06.2019 15:22

        Хахаха! Это хорошо! Это прям пять. А как народ удивится, когда узнает, что полтыщи лет после распятия Иисуса, символом секты христиан была.... рыба)

        • Анонимно
          9.06.2019 17:38

          А чему тут удивляться? Все образованные люди про рыбу знают. Курсы философии и религиоведения на первых курсах ВУЗов дают.

    • Анонимно
      9.06.2019 00:05

      А у тенгрианцев откуда? Чтоб доказать тенгрианство как первую, нужно предъявить не домыслы а факты, которые отражены в письменных источниках или археологических данных.

  • Анонимно
    8.06.2019 22:14

    Есть вера Аллаху, а есть вера в Аллаха и это разные состояния ума.Первое состояние это чувство хозяина своей жизни, а второе состояние: страх смерти или страх, что меня не любят- что хуже смерти.Религиозные деЯтели придумали самый прибыльный проект всех народов и времен: идею о рае и аде.Да и налоги платятся молитвами! Гениально!

  • Анонимно
    8.06.2019 22:17

    Аллах это по написанию слова, соединение верха и низа.Или мужского и женского начал природы.Все термины Ислама проявляют свой смысл написанием и прочтением по русски: хадж- хождение, салават- славить Аллаха.И так все другие термины.

  • Анонимно
    8.06.2019 22:20

    Коран- нарок, книга завета.Пишут, что мама нашего пророка: иудейка по крови.Да и родственница Иисуса.Поэтому все три книги это писание одного рода.

    • Анонимно
      9.06.2019 17:13

      22-20
      "Коран- нарок, книга завета.Пишут, что мама нашего пророка: иудейка по крови.Да и родственница Иисуса.Поэтому все три книги это писание одного рода"

      Чушь не пишите.
      Коран - Кор аң (настрой сознание)-чисто татарское слово, значит, корни ислама от Тенгрианства. Тенгре-Таң ире(порождающий зарю, или жизнь)

  • Анонимно
    9.06.2019 00:05

    Очень интересная статья, спасибо автору!

  • Анонимно
    9.06.2019 04:33

    Перевод-это важно, но логика вещь упрямая. Не может сын быть старше отца.

    • Анонимно
      9.06.2019 23:12

      04 33 У писателя-социолога Куна есть книжка с названием "Мальчик - отец мужчины". Подумайте об этом.

  • Анонимно
    9.06.2019 06:41

    Все религии это чистый патриархат.Хотели попасть на небо без женшины.Но материя потом сказала свое слово.Войны, паранджа, костры инквизиции, отрубание голов и все болезни людей отсюда.Верните женищин на свое конное место в мире, а она то земля матерь вообще то!

  • Анонимно
    9.06.2019 18:28

    Есть дерево- веды.Есть что за ветками- за веды.Есть корни- страх смерти.Есть листья- секты.Есть свет истинный: то что находится ближе, чем сонная артерия.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль