Общество 
28.12.2019

«В «Новотатарке» очень хорошо сконцентрирована история советского Татарстана»

Айрат Файзрахманов уверен: без своего гения места целые кварталы Казани так и останутся безликими ЖК с иностранными названиями

В декабре в Казани прошел фестиваль современной татарской культуры Jadidfest, который в этом году был посвящен 270-летию Ново-Татарской слободы. Один из организаторов мероприятия, историк Айрат Файзрахманов, в своей статье для «БИЗНЕС Online» рассуждает о том, какие фестивали смогли бы спасти самобытность этой части Казани. Музей нефти, единственная сохранившаяся в России меховая фабрика и ее уникальный музей: какие еще тайны хранит Ново-Татарская слобода?

В декабре в Казани прошел фестиваль  Jadidfest, который в этом году был посвящен 270-летию Ново-Татарской слободы. Айрат Файзрахманов рассуждает о том, какие фестивали смогли бы спасти самобытность этой части Казани В декабре в Казани прошел фестиваль Jadidfest, который в этом году был посвящен 270-летию Ново-Татарской слободы. Айрат Файзрахманов рассуждает о том, какие фестивали смогли бы спасти самобытность этой части Казани

ИЗУЧЕНИЕ РОДОСЛОВНЫХ СТАНОВИТСЯ ЧАСТЬЮ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА РЕСПУБЛИКИ

До недавнего времени считалось, что краеведение, история сел и слобод — это удел любителей, профессиональные же историки должны оперировать куда бо́льшими масштабами и событиями: государствами, континентами, армиями, революциями, личностями. Между тем сегодня и в академической науке в тренде так называемая история повседневности, которая во многом состоит из анализа разных локальных историй. История улицы или знаменитого дома, трамвая или водоснабжения города — это не праздный интерес к теме, а возможность увидеть конкретную историю разных культурных слоев, поколений, территорий, понять то, какие изменения претерпевала жизнь наших предков на микроуровне, как менялся городской ландшафт, застройка и т. д.

Микроистория — это не только кирпичик большой истории, но и возможность изменить ее интерпретации, увидеть новые движущие силы, сделать более живой. Для жителей конкретного города или села это шанс лучше прочувствовать свою локальную идентичность, осознать более глубокую связь с местом, нащупать его новые смыслы. Татарам, живущим в городе (около 70% народа), подобное особенно важно, потому что большинство из нас пока не чувствуют эмоциональную, культурную, родовую связь с городом. Село же стремительно уходит из коллективного сознания последующих поколений, как в свое время выветрилась история родов. Как мы видим, большой акцент на микроистории и краеведении — изучение шәҗәрә (родословной), ыру, родовых владений — становится фундаментом национального самосознания у башкир и частью идеологического каркаса республики. Низовое движение татарских краеведов тоже набирает оборот, хотя оно и не встроено так прочно, как в соседнем Башкортостане, в республиканскую идеологию.

В Казани краеведческая жизнь наполнена событиями, новыми книгами, конференциями, публичными экскурсиями и лекциями. Если раньше развитие краеведения подстегивала еще и защита памятников архитектуры, то сегодня аудитория любителей «казанской старины» растет в том числе за счет развития туризма и соответствующего увеличения количества экскурсоводов. По мере сил краеведение влияет и на развитие города, прежде всего на сохранение исторического облика центра столицы РТ. Сегодня те истории и смыслы, которые раскрыты краеведами, интегрируются и в концепцию развития исторического центра Казани. Это значит, что, по крайней мере, центр города ждет более осознанное развитие. Постепенно настает черед и для остатков казанских слобод. Параллельная деятельность по разработке стратегии реки Казанки, проводимая петербургским архитектурным бюро, также обращает большое внимание на локальные истории столицы РТ.

В то же время в краеведческих дискурсах Казани присутствует в основном образ губернского или советского провинциального города. Этот пласт истории, воплощенный в существующем ныне архитектурном наследии или зафиксированный на фотографиях, всегда находится на виду, потому строить на нем городскую идентичность легче. При том ощущается некоторый разрыв между идеальным образом губернского города и его татарской историей, в том числе и по причине сложности изучения татарских письменных источников. К тому же трудно писать о том, с чем нет эмоциональной связи.

«Популяризация наследия, так называемая public history, — это отдельное большое направление, которому пока не хватает смычки с казанскими креативными индустриями» Популяризация наследия, так называемая public history, — это отдельное большое направление, которому пока не хватает смычки с казанскими креативными индустриями

PUBLIC HISTORY — ЭТО ОТДЕЛЬНОЕ БОЛЬШОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, КОТОРОМУ ПОКА НЕ ХВАТАЕТ СМЫЧКИ С КАЗАНСКИМИ КРЕАТИВНЫМИ ИНДУСТРИЯМИ

Большая научно-популярная база по Казани закладывается Институтом истории им. Марджани и еще только раскрывается для широкого читателя. Работа с комплексом более древних источников и тем более татарским рукописным наследием требует особых навыков, языкового базиса, поэтому популяризация татарского исторического наследия — дело весьма затруднительное, оно является участью очень ограниченного числа исследователей. Например, только недавно завершилось исследование кладбищ Ново-Татарской слободы, Бишбалты и Барудии (Пороховой слободы) — более четкие очертания приобрели их хронология, границы, имена погребенных, их происхождение и пр. В последнее 10-летие был поднят огромный пласт архивов Татарской ратуши. Кстати, одна публичная лекция в рамках недавнего Jadidfest была посвящена татарской эпиграфике Казани (Айдар Гайнетдинов), другая — татарским «мэрам» города XVIII–XIX веков (Бахтияр Измайлов).

Популяризация наследия, так называемая public history, — это отдельное большое направление, которому пока не хватает смычки с казанскими креативными индустриями. Здесь нужны уже не профессиональные историки, а свои продюсеры, пиарщики, спикеры, ивент-менеджеры, видеографы, графисты, дизайнеры и пр. Креативные индустрии всегда находятся в поиске новых образов и сюжетов, которые потом подаются аудитории на современном языке. Без этого взаимодействия в популяризации татарской темы мы рискуем остаться с двумя поэтами, тремя легендами и ограниченным числом исторических фактов. Локальные культурные коды, истории, легенды, личности можно и нужно капитализировать, несмотря на то что это долгоиграющее вложение, которое может и не иметь прямого экономического эффекта. Без своего гения места, предыстории целые городские кварталы так и останутся безликими ЖК с иностранными названиями.

Кроме всего прочего, локальная история — это основа «регионального патриотизма», о котором в 2019 году активно заговорили столичные политтехнологи, ощущая протестное дыхание провинции. В таком потоке поиск региональной и местной идентичности будет только нарастать. Скорее всего, государственная машина скоро доберется и до краеведческих тем, как это случилось и с урбанистической повесткой.

«Остаются лишь улицы, а слобода в бюрократической логике перестает существовать» Остаются лишь улицы, а слобода в бюрократической логике перестает существовать

НОВО-ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА КАК ОТДЕЛЬНЫЙ МИКРОРАЙОн ПЕРЕСТАЕТ УПОМИНАТЬСЯ В АДРЕСАТАХ В 1949 ГОДУ

Еще один формат, который популяризирует локальную историю, — фестивальный. В рамках очередного Jadidfest (в переводе с татарского «жәдид» — «новый») команда всемирного форума татарской молодежи решила сразу апробировать недельный формат историко-краеведческого фестиваля и посвятила его 270-летию Ново-Татарской слободы. Возможно, нам удастся заложить традицию проведения в Казани кочующего фестиваля слобод, ведь территорий, где могут быть востребованы такие форматы в Казани, множество. Помимо привычной фестивальной программы с лекциями, концертами, каждый день шли экскурсии, связанные с разными местами этой территории: меховая фабрика, татарское кладбище, Плетени (одноименные Плетеневская тюрьма, больница и баня), несколько разных частей слободы. Жителям такого большого и многообразного города, как Казань, хочется знать больше об истории его разных частей, и им важны не только известные маршруты. На каждую из экскурсий приходили до полусотни человек, и это с учетом зимнего периода. Главная особенность мероприятий заключалась в том, что на них не было привычного экскурсовода, в его роли выступали краеведы и старожилы слободы.

Вообще, слободские экскурсии в Казани набирают оборот — Адмиралтейская, Ягодная, Суконная, Пороховая слобода, Третья гора и т. д. уже получили свои авторские экскурсии. Потихоньку добираются и до поселков, обособленных микрорайонов. Например, Дербышки или Юдино, Соцгород или Савиново — это особый мир, сохранившаяся ансамблевая архитектура, свои хранители локальных историй и даже свои музеи. Наверное, каждому из нас знакомо чувство, когда открываешь малоизвестную для себя часть города, и вот такое ощущение бывает у многих участников подобных экскурсий. Есть мечта консолидировать информацию о разных казанских территориях в рамках медиаресурса или масштабного аудиогида, который, к примеру, можно было бы включать в общественном транспорте, в парках или просто на улице.

Главным объектом Jadidfest стала выставка, посетив которую, можно было увидеть и старые фотографии, и истории отдельных объектов, почитать старые газеты, посмотреть видеосюжеты о слободе, записать или поделиться своими воспоминаниями, увидеть ментальную карту слободы. В итоге появился целый томик воспоминаний. Многотиражка меховой фабрики оказалась настоящей фестивальной находкой и стала предметом особого внимания посетителей. Кстати, из нее же мы вычленили интересный факт: Ново-Татарская слобода как отдельный микрорайон перестает упоминаться в адресатах в 1949 году, остаются лишь улицы, а слобода в бюрократической логике перестает существовать.

«В Ново-Татарской слободе очень хорошо сконцентрирована история советского Татарстана» В Ново-Татарской слободе очень хорошо сконцентрирована история советского Татарстана

МЕХОВАЯ ФАБРИКА ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО НАЗЫВАТЬСЯ ВАЖНЕЙШИМ СИМВОЛОМ ЭТОГО ЮБИЛЕЯ

Оказалось, фестивальный формат может стать хорошей площадкой и для сбора или уточнения важных историко-краеведческих сведений, фотоматериала. В народной памяти остались места проживания известных людей — это не только Амирхановы или Ямашевы, но и известный художник Харис Якупов, детский писатель Жавид Тарджиманов, меценат Якуп Козлов и др. Как оказалось, слобода имеет множество историй, связанных с практиками советского ислама. например, народные имамы и абыстаи, отдельные молитвенные места, цепочка сигнальных огней в окнах домов, чтобы сообщать об азане, начале или конца поста и т. д. Для себя мы открыли исчезнувшие топонимы — «Ак ком асты», «Приволжский урамы», «Сталин тыкрыгы», «Олы болын» (осталось в народной памяти как место проведения Сабантуев), «Кәҗә ишегалды», «Штәпән башы», Закир-бай йорты и пр. Это, помимо существующих и поныне названий улиц, хорошо передающих атмосферу становления советского Татарстана, — Эш, Болгар, Кызыл Татарстан и улица Ирек, которая почему-то упирается в тюрьму. Нам еще предстоит выянить историю многих сохранившихся исторических построек на территории слободы — некоторые из них скрывают более глубокую историю, чем нам кажется. Например, находящееся в полуразрушенном состоянии здание по адресу Зайцева, 4 — это женская часть медресе Амирхания, некоторые заводские постройки в основе имеют доверолюционный первый этаж, есть и частные дома, построенные до революции, и т. д. Надо сказать, что многие дома слободы были снесены, когда формировалась сантирная зона вокруг предприятий.

В Ново-Татарской слободе очень хорошо сконцентрирована история советского Татарстана — это и улицы, и множество зданий меховой фабрики, и самое главное — музей «Мелиты» с интереснейшей эскпозицией, с возможностью услышать живой рассказ от главного ветерана фабрики (кстати, это единственное сохранившееся из предприятий меховой промышленности в России) Науфаля Салиховича Рахимова.

Им было предоставлено большинство фотоматериалов для выставки. Именно этот музей остается единственным открытым для казанцев местом, где сконцентрирована память о Ново-Татарской слободе. Неслучайно в рамках фестиваля прошел отдельный семинар, посвященный 100-летию ТАССР, с участием историков, искусствоведов, культорологов, главного художника Казани. Меховая фабрика имеет полное право называться важнейшим символом этого юбилея. Здесь мы попробовали спроецировать основные события, связанные со 100-летием в пространство города.

К примеру, карта новоявленной ТАССР, которая была вывешена на Юнусовской площади на всеобщее обозрение в 1920 году, и герб республики, нарисованный Баки Урманче. Или появление художественных образов, представляющих татарский народ в 1920-е годы, которые трансформировались через несколько 10-летий в сграффито на фасаде железнодорожного вокзала («Советская Татария»), гостиницы «Волга» («Народы Поволжья» и «Казань — город пяти морей»), в мозаичное внутреннее панно в гостинице «Татарстан» (татарское чаепитие) и т. д. Все это — интереснейший культурный пласт, который город и республика только начинают глубоко переосмысливать. Современная Казань, к сожалению, генерирует меньше подобных архитектурных объектов. Закрывая такой пробел, город планирует отобразить через стрит-арт 100-летие республики, учитывая национальные символы и образы.

На выставке были представлены лучшие выпускные работы архитекторов КГАСУ, связанные с Ново-Татарской слободой (они получили высокие награды на всероссийских конкурсах): это строительство высотных зданий с учетом концепции возведения здесь исламского финансового центра и «восточного базара», формирование рядом с речным портом комплексного транспортно-пересадочного узла. Возможно, эти проекты так и останутся на бумаге, но так или иначе наличие множества интересных проектов по слободе говорит о больших надеждах на данную территорию. Кстати, ее перспективность хорошо оценена и генпланом города. Появление здесь второго делового центра Казани — дело времени. Пока, судя по происходящим изменениям, реализуется инерционный вариант развития, строятся очередные малопримечательные ЖК. Соответственно, для новых жителей будущих домов это будет лишь удобным и красивым местом с видом на Волгу.

«Если создавать музей рядом с центральной мечетью слободы — Иске-Таш, то его можно было бы совместить с планами общины мечети по восстановлению медресе «Амирхания» «Если создавать музей рядом с центральной мечетью слободы — Иске-Таш, то его можно было бы совместить с планами общины мечети по восстановлению медресе «Амирхания»

НАЛИЧИЕ ПОДОБНОГО ЦЕНТРА, СВЯЗАННОГО С «ТАТНЕФТЬЮ», СМОГЛО БЫ ВОСПОЛНИТЬ ЭТОТ ПРОБЕЛ

Ново-Татарская слобода, по сути, — это стратегическая территория для города, ее волжские ворота. С учетом наличия здесь исторических мечетей, медресе, кладбища, сохраняющейся памяти о слободе, его важно развивать как часть сплошного историко-культурного пространства татарских слобод Казани. Для этого важно воссоздать комфортную пешеходную и велосипедную связь между Старо-Татарской, Плетенями и Ново-Татарской слободами. Будем надеяться, что планируемое благоустройство бульварной зоны по улице Фатхуллина станет происходить именно с учетом этих факторов. Территория с сохранившимися здесь деревянными домами могла бы стать аналогом иркутского 131-го квартала. Город получил бы прекрасный пеший и туристический маршрут от набережной Кабана, через Азимовскую мечеть к Ново-Татарской слободе с дальнейшим выходом на Волгу. Рядом с этим маршрутом мог бы возникнуть музей Ново-Татарской слободы с экспозицией по татарским промышленникам и деревянному зодчеству (наличники, резные элементы слободских домов). Подобный музей мог бы быть интегрирован с музейным фондом татарской гимназии № 1 и использоваться в том числе в учебных целях. Если создавать музей рядом с центральной мечетью слободы — Иске-Таш, то его можно было бы совместить с планами общины мечети по восстановлению медресе «Амирхания». В этом комплексе предложений — воссоздание дома Амирхановых с постоянной экспозицией, которое можно осуществить совместно с представителями этого рода и их одноименного фонда.

Еще одна идея в этом же направлении — создание музея нефти в «доме Мазута» (Меховщиков, 2), здесь еще до революции происходила оптовая торговля нефтепродуктами и находилось нефтехранилище. Пока для жителей Казани, несмотря на нефтяной статус республики, тема нефти практически неизвестна. Наличие подобного центра, связанного с «Татнефтью», смогло бы восполнить данный пробел.

Еще один важный аспект — это возвращение исторического входа кладбища Ново-Татарской слободы со стороны улицы Ирек. Тем самым кладбище бы вновь стало частью единого пространства слободы. Состояние самого кладбища оставляет желать лучшего. Ряд инициатив уже звучал на всероссийском форуме татарских имамов: придание кладбищу мемориального статуса, организация музея эпитафий и камнерезного искусства с экспозицией под открытым небом, создание аудиогида и совершенствование путеводителей по кладбищу, оцифровка данных памятников, создание отдельного ресурса с возможностью поиска родственников, возможно также «закрепление» мест захоронений известных татарских деятелей за ведомствами и крупным бизнесом.

Какие еще идеи звучали в рамках развития Ново-Татарской слободы как особой исторической территории? Это возвращение дома Якупа Козлова «Якуповскому медресе» (медресе им. 1000-летия принятия ислама) как учебного корпуса или исламского культурного центра; строительство учебных корпусов данного крупнейшего казанского медресе с целью возвращения непосредственной ритуальной функции Розовой мечети; использование водонапорной башни 1934 года постройки (архитектор — Исмагил Гайнетдинов) как смотровой вышки и информационного центра.

Пока же Ново-Татарской слободе не хватает элементарного: тротуаров вдоль отремонтированных дорог, благоустроенного общественного пространства с возможностью проведения городских мероприятий. «Сад молодоженов», к сожалению, пока не выполняет данной функции, но имеет прекрасный потенциал. К тому же слобода сегодня наполнена учащейся молодежью — здесь находится несколько зданий Казанского инновационного университета и его колледжа, института водного транспорта.

Слобода за три года менялась на глазах: грузовой порт постепенно съезжает с этих мест, значительная часть территории меховой фабрики естественным образом превращается в большой инкубатор для малого и среднего бизнеса и приобретает более облагороженный вид, улучшение дорожной сети превращает Ново-Татарскую слободу в важную транзитную территорию (если учитывать создание большого транспортного кольца, транзитность слободы начнет только нарастать). Вопрос только в том, станет ли процесс изменений точечным и хаотичным или это будет цельное развитие, которое учтет гений этого места.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.12.2019 08:53

Жилые кварталы с иностранными названиями - признак ущербности и не уверенности в себе.

  • Анонимно
    28.12.2019 08:48

    Высказывания этого молодого человека начинают вызывать беспокойство за его психику. Причино-следственные связи отсутствуют. Под заранее выдуманную цель подгоняются не взаимосвязанные факты и вдобавок придумываются несуществующие.

    • Анонимно
      28.12.2019 11:12

      Ну ладно он высказывает какие то идеи и предложения,которые надо проанализировав сделать им систематизацию.То есть какие предложения можно реализовать на практике,а которые могут не получится. Вот сама идея Интернета задумывалась для американских военных ,а сейчас Интернетом пользуется все гражданское сообщество.Некоторые люди например как художник Леонардо да Винчи рисовал фантастические технические идеи на то время,а сейчас многие идеи художника Леонардо да Винчи реализовались в жизнь.Вообще есть люди которые могут давать предложения ,идеи,советы.А которые не могут ничего предложить ,ни даже какого то совета.Допустим у человека поднялось кровяное давление ,а дома нет таблеток для понижения давления и до аптеки ночью хлопотно и долго добираться.Какой то человек может предложить такой совет :приложить к ступням ног ткань намоченную обыкновенным 6% столовым уксусом и после приложения ткани к ступням ног через полчаса давление снизиться.А ведь которые люди не могут сделать и сказать ни какого предложения ,ни какого совета.

    • Анонимно
      28.12.2019 14:05

      Что конкретно не так пишите, а не занимайтесь беспредметной критикой. Обвинять в нарушении психики, будучи анонимом, последнее дело.

      Ильназ Файзрахманов

      • Анонимно
        28.12.2019 14:42

        Согласен с Ильназом - беспредметно критиковать переходя на личность и тем более выставлять "психиатрические диагнозы" последнее дело.
        Мягко говоря.
        А если честно сказать - то такая "критика" и "диагнозы" свидетельствуют лишь о низком интеллектуальном уровне развития "критика" и "врача-психиатра".

        • Анонимно
          29.12.2019 11:07

          вы из тех кто не видит разницу между психиатрией и психологией?
          Например психически не уравновешенный человек это не значит что человек дурак.
          Так же у человека могут развиваться различные фобии. Например боязнь темноты, замкнутого пространства.
          То же могут проявляться комплексы.

      • Анонимно
        29.12.2019 09:42

        если бы в статье были пару неточностей, тогда можно в комментарии прокомментировать. а так надо статью целую писать.
        А вообще вы же не первую статью пишите. и в каждой прослеживается одна центральная мысль. Это вычленить из истории одной национальности. В мире было масса примеров когда кто то пытался людям одной национальности приписывать уникальность и особенность, принижая другие народы. Ни у кого это не удалось. Человек становится человеком не по наследственным характеристикам. Все эти качества прививаются семьей, обществом, воспитанием и т.д. вне зависимости от национальной принадлежности.
        Ваши попытки изолировать татар от других народов, в том числе внутри татарстана, подведя под это "научно-историческую" основу так же не выдерживает логики. Конечно можно создать некий уголок в городе, в котором сохранить старый дух города.И это надо было делать раньше, до тотального сноса старых исторических зданий.
        Еще пример, ставить знак равенства между татарами и мусульманством. Это очень спорный вопрос. Тем самым вы внутри татар создаете напряжение. Не все татары мусульмане, не все мусульмане татары. И вообще хочется понять как и зачем делить общую историю людей которые живут здесь по национальным и религиозным признакам? Напомню, в Казани веками живут и русские. Хотите по живому расчертить линии разделяющие наше общество? Может вам напомнить чем это заканчивается? Могу посоветовать изучать историю не предвзято и не выбирать "удобные факты" вашей версии исторических событий.
        P.S. Важно передавать потомкам традиционные ценности, они веками не меняются. Главное не подменять псевдоценностями и не выдумывать новые

        • Анонимно
          29.12.2019 17:30

          Много слов, но суть вашего комментария такова: любое мероприятие татарской молодежи это разжигание вражды.Это ваша фобия. Айрат и его товарищи за сохранение своего народа СРЕДИ всех равноправных народов России, а не ОТДЕЛЬНО от них.
          И еще. Р.S. противоречиво. в статье именно говорится о том. что надо передавать потомкам традиционные ценности

          • Анонимно
            29.12.2019 19:54

            так называемая "татарская молодежь" лезет везде. в каком то регионе захотели памятник Грозному поставить, и эта "молодежь " тут же пишет письмо возмущенное.
            Вы можете вешать лапшу сколько угодно, я прекрасно помню как в конце 80-х точно так же поднимали и пествовали националистические настроения.
            Традиционные ценности это в том числе и уважение к старшим.
            Никому в голову на кавказе не придет лезть вперед старейшин. Только старшему поколения дано право говорить от имени своего рода, тейпа, народа.
            А тут на лицо необузданность, сознательная провокация. В случае чего можно списать на молодое горячие поколение.

            • Анонимно
              30.12.2019 08:21

              Одна из ценностей слободы: там жили и русские, и работали на одних фабриках. Со мной в институте учились русские ребята из этой слободы. Они чище меня, жившего на улице Хади Такташа, говорили по татарски. Без никаких напряжений. Остыньте

  • Анонимно
    28.12.2019 08:53

    Жилые кварталы с иностранными названиями - признак ущербности и не уверенности в себе.

  • Анонимно
    28.12.2019 09:10

    Особенно помню конец 80-х, когда новотатарские мотались в телогрейках, нагоняя шухер по городу. Вторые после тяп-ляповких

  • Анонимно
    28.12.2019 09:41

    Люди хотят жить не в слободах а в современных домах со всеми удобствами и комфортом.Да и коренных жителей там уже не осталось которые что то помнят.Не надо превращать город в подобие индейской резервации потому что даже и резервации там двух сортов.Одни показушные для туристов а другие настоящие где реально живут люди.А смотреть в этих слободах по настоящему нечего.Ну не жили там графья и князья да дома там строились по принципу на что хватит денег.

  • Времена меняются, есть надежда, что в 20-е годы Старо-Татарская и Ново-Татарская слободы станут центрами тяготения татарской интеллигенции

    • Анонимно
      28.12.2019 10:37

      Ну конечно,все побросают свои элитные коттеджи и переселятся ближе к Нефис ароматом старины дышать.

    • Анонимно
      28.12.2019 10:53

      Смеётесь или издеваетесь?

      Интеллигенции уже давным давно нет - в том числе и "татарской".

      Помните эпохальное высказывание марксиста Ленина - "интеллигенция это г.вно нации" - с этого и началось и физическое уничтожение интеллигенции, в том числе и татарской. и её моральное унижение.

      Опомнитесь, оглянитесь вокруг, придите в себя...

      Из Википедии:

      «На деле это не мозг, а говно»

      Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

      Она встречается в его письме А. М. Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград[14], которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».[15]
      И разъясняет:
      «„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.
      Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.
      Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…
      „Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём».

      Правда, в Гражданской войне Ленин уничтожил не сотни тысяч, как обещал, ни в чём не повинных людей, а 10 (десять) миллионов.

      Ещё многие десятки миллионов погибли в дальнейшем при строительстве "коммунизма" - который закончился ельцинско-гайдаровской "шоковой терапией", в результате которой в 1990-е годы население России сокращалось по 1 миллиону человек в год...

      • Анонимно
        28.12.2019 12:29

        а в чем Ленин, был не прав? В том что некие граждане самоназвались "интеллигенцией" а по факту что они делали и делали?
        Должны быть критерии по которым определяется интеллигент человек или нет. То же самое сейчас мы наблюдаем как некие чиновники называют себя "элитой", а по факту они таковой являются?

        • Анонимно
          28.12.2019 14:50

          Ленин и его коллеги марксисты-террористы неправы в том, что по классовому признаку убили многие десятки миллионов ни в чём не повинных людей по всей планете Земля - от России и Венгрии до Камбоджа и Китая.

      • Анонимно
        28.12.2019 12:33

        типичное словоблудие приправленное "десятками миллионами уничтоженных"
        При этом ни одного факта в подтверждение.
        Особо возмущает как ельцинско-либеральное ограбление и уничтожение людей возложили на строителей коммунизма.. у вас логика иезуитская.
        Врать то так зачем? Логика какая?
        Вы хотите последние тридцатилетний период оправдать? Не надо нам то врать. Мы то видим кто и что делает. Тут нет ни Сталина ни Ленина. Есть совсем другие фамилии

        • Анонимно
          28.12.2019 13:10

          Извините, но врёте Вы.

          Разве Ельцин не был коммунистом, "верным ленинцем"?
          Был, но вовремя "перестроился".

          Ельцин последователь Брежнева, который был наследником Сталина, который был в свою очередь лучшим учеником Ленина и Троцкого.

          И всё они были "марксистами", которые боролись за власть, обвиняя другие организованные марксистские группировки в "оппортунизма" и "уклонизме" , убив при этом многие десятки миллионов ни в чём не повинных людей по "классовому признаку".

          • Анонимно
            28.12.2019 13:54

            При Ельцине население России сокращалось на 1 миллион человек в год.
            И только миграция замедляла этот "процесс"...

            • Анонимно
              28.12.2019 14:58

              Из Википедии, статья "Население России":

              Естественный прирост населения:

              1994 год минус 893 тыс.

              1995 г. минус 840 тыс.

              1999 г. минус 929 тыс.

              2000 г. минус 958 тыс.

              Обратите внимание на "минус" - это означает, что происходил не "прирост", а "убыль" населения России - каждый год почти по 1 миллиону человек....

              Как во время кровопролитной войны...

          • Анонимно
            28.12.2019 13:55

            Ельцин предатель. А по дениям предателей не судят о тех кто предал. Вам это не ведомо?

            • Анонимно
              28.12.2019 14:48

              Один "предатель" развалил весь СССР, разрушил промышленность, сельское хозяйство, образование, науку, культуру?
              И Вы это верите???

              А остальные руководители марксисты-коммунисты "белые и пушистые"?

              Это противоречит Законам классической Логики...

              Но Чудеса бываю.
              Да, бывают.

              Возможно, что Ельцин это Чудо.
              Вы, похоже, в это верите.

              Но большинство в такие чудеса не верят...

              Можно, конечно, объявить Ельцина "гением всех времен и народов", как до него уже объявляли Ленина, Сталина и прочих их последователей.

              Но тоже какая-то страшная сказка.
              А сказки должны быть добрыми.

  • Анонимно
    28.12.2019 11:37

    Отличная статья! Это наша история и его надо сохранить.

  • Анонимно
    28.12.2019 11:57

    Меня коробит слово Новотатарка! Автор не задумывается о силе слова и возможностях города. Утопическое повествование о том, что если бы... Если б был такой потенциал, то не была бы Яна бистэ такой заброшенной, не погибли бы меховые фабрики и тд. Просто караван истории пошёл по иному пути, а слобода осталась в не зоны действия. Очень хорошо прорисовывал таких фантазеров карикатурист Эрнест Дышаев в журнале «Чаян»

    • Анонимно
      28.12.2019 16:27

      Вас покоробила Новотатарка, меня покоробил настрой вашего комментария. Автор не фантазирует и не герой карикатур. Казань выйдет со стороны Яңа Бистә к Волге. Каким будет новый деловой өентр, сохранятся ли там островки прежней слободы( как сейчас говорят -общественные пространства) - вот о чем речь. Для вас слобода Яна - горит, скорее сгорела, а молодежь говорит - -нет. Вам надо было поучаствовать в этих мероприятиях, посвященных юбилею слободы, может, и не вспомнили бы "Чаян", партийный журнал. Выход от Азимовской мечети к Кабану уже реализуется.
      Желаю Айрату и его товарищам держать удар от чаянистов скептиков. Хакимов.

      • Анонимно
        29.12.2019 14:27

        "Чаян" с Дышевым был уже беспартийный, и высмеивал всплеск публикаций национально озабоченных очень неплохо.

  • Рашид
    28.12.2019 13:55

    Ну што ты будешь делать, опять татары что то выдумали...))) Опять на горизонте маячит какая то непонятная пока угроза для обиженных татарским языком угрюмых горожан...)

    • Анонимно
      28.12.2019 15:04

      Так в том то и дело, что ничего нового - всё хорошо забытое старое.

      "Суконную слободу", где прошли детство, юность и молодость Ф.И.Шаляпина, полностью снесли к 1000-летию Казани, сделали подарок казанцам, расселили население по новым благоустроенным квартирам в Азино - и освободившуюся огромную территорию застроили новыми комфортными домами и офисами - КРАСОТИЩА!!!
      Казанцы довольны.

      Вот так и со "Старо-татарской слободой" похоже будет.
      И опять порадуются казанцы.

      О чём спор даже не понятно.
      Ген-план уже давно существует.

    • Анонимно
      28.12.2019 16:19

      До татар нет никому никакого дела. Это как капризный ребенок, который что то бубнит там себе недовольно под нос.
      Когда зарывается, начинает хулиганить, получает по рукам и начинает закатывать истерики.
      Рашид, ты же москаль, как тебе живется в Москве на мои налоги ? Ты же живешь на мои налоги, которые прямиком уходят в Москву. Я если что 20 лет в Татнефти отработал.

      • Анонимно
        28.12.2019 21:12

        Не все понятно. То, что вы 20 лет кормили. как вы считаете, Рашида, это понятно, А остальное.

      • Рашид
        28.12.2019 21:39

        16.19 Интересно было бы узнать аулдашым мои налоги как москаля кудой уходють...))) Татарский язык учим за свои деньги, мечети строить не дают, культурный центр от одного края Москвы вам как до Бугульмы от Казани. Памятники строить татарам опять запрещаюсь... Выходит все твои налоги уходят только на потребу российского мира, которая как всем известно на самом то деле русский мир. Так что если ты 20 лет работал в Татнефти надо было тебе громче заявлять о суверенитете республики с тысячелетней историей а не здесь анонимно философствовать.)

        • Анонимно
          29.12.2019 02:17

          Республике уже 1000 лет исполнилось, когда отмечаем? ))

        • Анонимно
          29.12.2019 11:21

          Так переезжайте в Казань, 21.39, будет вам тут все под боком - татарский язык будете бесплатно учить, мечети здесь строят, культуры и памятников много.

  • Анонимно
    28.12.2019 14:55

    Айрат настоящий житель своего города, своей малой Родины, ново- татарской слободы. Какие интересные экскурсии он проводит! Люди, прожившие почти всю жизнь рядом, с удивлением открывают для себя своё местожительство. Действительно гениальное место и игнорировать это - себя не уважать. Все предложения автора не просто интересны, а продуманы не чужаком. Айрат, если понадобится помощь волонтеров, летом с удовольствием помогу, чем смогу - создать общественное движение в поддержку Слободы, чем не начало?

    • Анонимно
      28.12.2019 20:20

      напишите пожал., где и когда он проводит свои экскурсии. хочу придти послушать. может в них он более убедителен, чем в своих статьях?

      • Анонимно
        29.12.2019 03:15

        Все последние мероприятия посвященные Яңа бистә проводились в течении недели с 10 декабря в павильоне "Меховой квартал" на ул Мазита Гафури, 50. Все желающие могли туда прийти. К сожалению, вечерами был занят в те дни, а посему не мог участвовать в этих мероприятиях.
        Талгат Бареев, уроженец и житель Яңа бистә. Жил в доме купцов Апаковых на Мазита Гафури, 4, который снесли в 60-е годы. (Чтапан башы).

        • Анонимно
          29.12.2019 13:25

          Талгат, все экскурсии проводились днем, а в последний день с утра. Жаль, что ты не был, ты же пишешь, что вечерами был занят.

          • Анонимно
            29.12.2019 19:47

            При моем состоянии здоровья, большие нагрузки невозможны, к сожалению.

  • Анонимно
    28.12.2019 21:21

    А смысл плакаться по национальным вопросам, если вот, например, мечеть Иске-Таш уже тридцать лет некому подремонтировать?

    • Рашид
      28.12.2019 21:41

      21.21 Напишите номер счета. Недавно был слет миллионеров в Казани, может никто просто не знает.

    • Анонимно
      29.12.2019 03:23

      Иске таш мәчетне булдыксыз кешеләр җитәкли, менә инде 30 ел. Аның янәшәсендә, Кызыл Татарстан урамында, Ильяс хәзрәт мәчете ялт иткән хәлдә уңышлы эшләп килә. Анда әле мәдрәсә дә уңышлы гына эшләп ята. Акча да таба беләләр, биналарны тәртиптә тоталар. Шулардан үрнәк алыгыз.
      Т.Б.

      • Анонимно
        29.12.2019 14:03

        Талгать, кереп чык син Иске Таш мәчетенә, бәлки узгәрер карашың. Икенче имам анда Рамиль хазрәт. Ике элек кергән идем Ал мәчеткә, намаз вакыты иде. Әйтеләр, намазлар шәкертләр өчен генә. Мине кумадылар. Ишекләрен яптылар.

    • Анонимно
      29.12.2019 08:37

      Не совсем так. Надо было придти на экскурсию, и вы увидели бы, что сделано на пожертвования фирм. Внутри все отделано, чисто, красиво. Почистили, обновили старый, единственный в Казани сохранившийся полумесяц. Намазы читают, организована учеба для женщин. Есть свой архитектор. Готовят документы для включения в федеральную программу. Там будет целый комплекс.

      • Анонимно
        29.12.2019 11:33

        Это место такое же исторически интересное, как и Азимовская мечеть. Для рабочих заводов и фабрик и их семей работодатели построили эти мечети. То, что это сохранилось - знак, что люди здесь жили и живут мирные. Место очень душевное.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль