Машиностроение 
25.03.2014

Как Вадим Лигай ушел от Андрея Костина к Герману Грефу

США стали вторым крупнейшим импортером казанских вертолетов после Индии, обеспечив КВЗ седьмую часть выручки

Благодаря взлетевшему спросу на свою продукцию на внешних рынках ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) в минувшем году продемонстрировало высокий рост выручки и прибыли. Однако, как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», успех предприятия на фоне стагнации экономики РФ может оказаться переменчивым. В том числе из-за охлаждения взаимоотношений России и США — эта страна заняла 2-е место по объему закупок казанских вертолетов. А во-вторых, из-за постепенного выполнения заказа из обеспечившей половину выручки КВЗ Индии.

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ВЫРОСЛА НА ЧЕТВЕРТЬ

У набравшего заказы на годы вперед КВЗ все хорошо — на фоне роста ВВП страны в пределах статистической погрешности выручка предприятия по итогам минувшего года увеличилась на 20,3%. Если в 2012-м КВЗ заработал 35,14 млрд. рублей, то в 2013-м — 42,29 миллиарда. Такие данные содержатся в опубликованной на днях бухгалтерской отчетности вертолетного завода.

Себестоимость ускорилась несколько быстрее, но не помешала увеличить валовую прибыль на 2,97 млрд. рублей — до 20,64 миллиарда. Впрочем, уровень наценки на изделие по сравнению с 2012 годом снизился.

Среди прочих потоков нельзя не отметить ослабление баланса прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло в 2,5 раза — с 297 млн. рублей за 2012 год до 728 млн. за 2013-й. Основная причина — рост комиссий по займам и кредитам на 414 (!) млн. рублей — до 592 млн. по итогам 2013 года. На 217 млн. рублей — до 603 млн. — увеличились расходы, связанные с обесценением активов завода.

Однако хорошего задела выручки хватило, чтобы показать лучший за всю историю финансовый результат. Чистая прибыль КВЗ увеличилась на 24% — с 4,35 млрд. рублей в 2012 году до рекордных 5,39 млрд. в 2013-м.

.

ПЕРЕЗАНЯЛИ В СБЕРБАНКЕ

Что касается долговой нагрузки КВЗ, то в целом она выросла за счет увеличения кредиторской задолженности на 7,8 млрд. рублей — до 17,8 млрд. рублей по итогам 2013 года. В то же время долгосрочные займы и кредиты сократились на 360 млн. рублей, а краткосрочные и вовсе на 1,93 млрд. рублей. Совокупный портфель займов и кредитов похудел на 12,2% — с 18,8 млрд. рублей в 2012 году до 16,5 млрд. рублей в 2013 году.

Любопытный момент, отраженный в отчетности КВЗ — перевод предприятием краткосрочных кредитов из ВТБ в Сбербанк. Если в 2012 году краткосрочная задолженность перед банком Андрея Костина составляла 5,25 млрд. рублей, то в 2013 году она исчезла вовсе, зато появился долг перед банком Германа Грефа — 8,45 млрд. рублей. В итоге Сбербанк стал крупнейшим банком-кредитором КВЗ. Одним из мотивов Вадима Лигая могла стать диверсификация рисков финансирования, другим — решение акционера. Напомним, что во второй половине 2012 года ОАО «Вертолеты России» завершило выкуп акций с рынка и теперь контролирует 99,6% акций КВЗ. В свою очередь, 98,5% в ОАО «Вертолеты России» принадлежит ОАО «ОПК «Оборонпром», а последний подконтролен госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова.

.

Впрочем, долгосрочное финансирование завода остается за ВТБ, и оно выросло на 2,2 млрд. рублей — до 8 млрд. рублей по итогам 2013 года. В итоге расходы КВЗ на обслуживание займов и кредитов выросли на 12,9% — с 1,1 млрд. рублей за 2012 год до 1,24 млрд. рублей за 2013 год.

В свою очередь, главные должники завода — минобороны РФ с суммой долга 10,5 млрд. рублей и ОАО «Рособоронэкспорт» с 7,7 млрд. рублей долговых обязательств.

США — ЗАКАЗЧИК НОМЕР ДВА

По итогам минувшего года портфель заказов КВЗ вновь сформировался в основном за счет экспорта.

Поступления от российских покупателей снизились на 7% — с 7,12 млрд. рублей за 2012 год до 6,62 млрд. рублей за 2013 год. При этом российские покупатели заказали 24 вертолета — это на пять винтокрылых машин меньше, чем в позапрошлом году, но на 55 больше лопастей (365 штук в 2013 году). Доходы КВЗ от гособоронзаказа упали на 1,21 млрд. рублей — до 3,95 миллиарда. А вот поступления от гражданской продукции выросли на 0,73 млрд. рублей — до 1,83 млрд. по итогам 2013 года.

Совсем другая картина с поступлениями от внешних заказчиков: здесь рост на 27,3% — с 28,03 млрд. рублей в 2012 году до 35,67 млрд. в 2013-м. И здесь причина высокой независимости от темпов развития экономики РФ становится абсолютно ясной: по итогам 2013 года доля экспорта в выручке достигла 84,3% против 79,8% по итогам 2012 года.

.

И тут есть свои нюансы: главный заказчик КВЗ — министерство обороны Индии, заплатившее в 2013 году 24,39 млрд. рублей (57,7% от всей выручки), что на 13,87 млрд. рублей больше, чем годом ранее. Напомним, контракт (на $1,3 млрд.) на поставку 80 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 был заключен «Рособоронэкспортом» в 2008 году. В 2013-м обязательства по нему Россия выполнила. В 2012 - 2013 годах были заключены дополнительные соглашения на поставку 71 машины. Поставки в Индию будут идти до конца 2015 года.

А на 2-м месте среди внешних заказчиков — правительство США, которое в 2013 году заплатило казанскому заводу 6,19 млрд. рублей (14,6% от всей выручки). Напомним, контракт «Рособоронэкспорта» с США предполагает поставку 63 вертолетов Ми-17В-5 (на $1,33 млрд.) для афганских вооруженных сил. На сегодня КВЗ поставил 39 вертолетов, оставшиеся машины должны прибыть в Афганистан до конца 2014 года.

Структура экспорта продукции ОАО «КВЗ», млн. рублей

Импортер

2013

2012

Абсолютное изменение

Изменение в %

Индия

24393

10525

13868

131,8

США

6192

6076

116

1,9

Азербайджан

3805

5919

-2114

-35,7

Туркменистан

841

0

841

Индонезия

364

0

364

Тайланд

47

0

47

Колумбия

16

0

16

Казахстан

3,4

2,3

1,1

47,8

Литва

1,5

0

1,5

ОАЭ

1,1

0

1,1

Болгария

0,96

0

0,96

Египет

0,93

3609

-3608,07

Украина

0,92

2,8

-1,88

-67,1

Вьетнам

0,64

0

0,64

Беларусь

0,59

439

-438,41

-99,9

Чехия

0,31

0

0,31

Мексика

0

1385

-1385

Судан

0

48

-48

Куба

0

12

-12

Отдельные конгрессмены США, несмотря на экономическую целесообразность закупки техники от КВЗ, уже давно предлагают отказаться от услуг России и казанского завода из политических соображений. Разумеется, риск покупки техники геополитического оппонента есть, так как производитель всегда может определить, где находится его изделие и какую задачу выполняет. В виду обострения ситуации и введения различных, в первую очередь экономических, санкций, есть высокая вероятность, что КВЗ лишится в обозримом будущем новых заказов со стороны США. При этом потеря контрактов от самой Украины (919 тыс. рублей в 2013 году) особой экономической угрозы для завода не представляет... Впрочем, есть основания полагать, что потеря Россией и такого вертолетного заказчика, как США, не отразится на финансовом благополучии КВЗ — спрос на вертолеты Ми-17 его производства держится на стабильно высоком уровне и предпосылок к его снижению пока не заметно.

Основные экономические показатели ОАО «КВЗ»

Наименование показателя

2012

2013

Абсолютное изменение 2013 к 2012

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. руб.

35143

42290

7147

20,3

Себестоимость, млн. руб.

17479

21652

4173

23,9

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,497

0,512

0,015

2,9

Валовая прибыль, млн. руб.

17664

20638

2974

16,8

Коммерческие расходы, млн. руб.

8640

9935

1295

15,0

Управленческие расходы, млн. руб.

2176

1741

-435

-20,0

Операционная прибыль, млн. руб.

6501

8961

2460

37,8

Проценты к уплате, млн. руб.

1101

1243

142

12,9

Прочие доходы, млн. руб.

3475

3734

259

7,5

Прочие расходы, млн. руб.

3772

4462

690

18,3

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

4349

5392

1043

24,0

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (6) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.03.2014 09:04

    надо развивать гражданские вертолеты

  • Анонимно
    25.03.2014 09:26

    Уже ничего не возродить,процесс будет долгим и дорогостоящим.
    Всё в мире взаимосвязано и как вы себе это представляете 15-20 лет не обращали на отрасль внимания и по приказу всё возродилось...

  • Анонимно
    25.03.2014 10:56

    Думаю и на покупке вертолетов США можно будет поставить крест.

  • Анонимно
    25.03.2014 23:20

    Так может самим эмбарго объявить и не продавать наши вертолеты. Пусть вот помучаются. Не поняли, что и мы можем им санкции объявить. Где амеры будут покупать такие вертолеты?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль