Нефть 
23.05.2014

«Башнефть» в Татарстане: вторая попытка экспансии

Московские олигархи из АФК «Система» нашли еще один способ входа на татарстанский топливный рынок

Как стало известно «БИЗНЕС Online», cовет директоров ОАО АНК «Башнефть» одобрил сделки по приобретению структур башкирской топливной трейдерской группы «Уфаойл-Оптан», включающей около 100 автозаправок в Поволжье и на Урале. Особую пикантность решению придает то, что одна из структур покупаемой группы владеет четырьмя заправками в Татарстане, к которым имеет непосредственное отношение Ирек Сулейманов, возглавляющий республиканскую ассоциацию предприятий нефтепродуктообеспечения. Два года назад «Башнефть» уже пыталась выйти в республику и заключила джобберский договор с одним из крупнейших операторов АЗС «Автодорстрой», но, несмотря на прогнозы, так не выкупила сеть.

«ПОКА СВОИХ АЗС В ТАТАРСТАНЕ НЕТ»

Совет директоров «Башнефти» в конце апреля провел заседание, на котором обсуждалась подготовка к годовому общему собранию акционеров. Отдельным пунктом в повестке дня стоит «Об участии ОАО АНК «Башнефть» в других организациях и одобрении связанных сделок». Совет директоров просили одобрить приобретение «Башнефтью» 100% доли уставного капитала в ООО «АЗС — Саранск», ООО «АЗС — Уфа», ЗАО «Гелиос», а также 95% доли в ЗАО «Оптан — АЗС» и ЗАО «Урал» (оставшиеся 5% должно приобрести дочернее предприятие ВИНК — ООО «Башнефть-Удмуртия»).

В «Башнефти» прокомментировали данную новость довольно лаконично. «В раскрытом существенном факте было озвучено решение совета директоров, который одобрил потенциально возможные сделки по приобретению нескольких сетей АЗС. До совершения сделок никаких подробностей не будет — ни по времени заключения сделок, ни по количеству АЗС, ни по инвестициям, ни по возможной доле на рынке. В настоящее время «Башнефть» не имеет в Татарстане собственных АЗС», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Сергей Вереземский, представитель ОАО АНК «Башнефть».

Отметим, что в официальной стратегии компании до 2022 года значится «дальнейшее развитие собственных и контролируемых каналов сбыта и повышение эффективности продаж на внутреннем рынке в розницу и мелким оптом».

.
Сергей Вереземский заявил, что «в настоящее время «Башнефть» не имеет в Татарстане собственных АЗС»

КАК ТРЕЙДЕРЫ ОТДАЛИСЬ «БАШНЕФТИ»

Как выяснил «БИЗНЕС Online», все компании, упомянутые в документе «Башнефти», входят в трейдерскую группу «Уфаойл-Оптан», которую контролирует уфимский трейдер Рустем Абдулманов. Он является одним из самых заметных предпринимателей Уфы (так, его в качестве примера приводит Forbes). Свою компанию он создал, когда ему было всего 22 года. Сейчас группа «Уфаойл-Оптан» поставляет нефтепродукты в 69 регионах России, выстроила сеть из почти 100 АЗС по России в 11 регионах. С выручкой 26 млрд. рублей она занимает 110-е место в рейтинге частных компаний Forbes. Компания входит в тройку крупнейших независимых операторов России по количеству действующих АЗС.

Как выяснилось, сеть присутствует и в Татарстане. Из четырех АЗС «Оптан» две находятся в Зеленодольске, одна — в Казани на Беломорской, 69а, еще одна расположена в поселке Кадышево в Авиастроительном районе столицы РТ. Причем, что интересно, ЗАО «Оптан-АЗС» на 10 апреля этого года, согласно «Контур Фокус», стало 100-процентным владельцем ООО «АЗС Регионы». Возглавляет ее Ирек Сулейманов, который ранее контролировал 33% и более известен бизнес-сообществу как глава ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ. Напомним, что в апреле он выступил за отмену сезонного ограничения движения грузовиков по дорогам республиканского значения.

Сулейманов прокомментировал сделку по поглощению «Башнефтью» «Оптана»: «Сделка пока не завершена, поэтому о смене вывесок (на «Башнефть»ред.) говорить пока нельзя. Сейчас я не владелец «АЗС Регионы», но отношение к компании имею». В «Уфаойл-Оптан» запрос «БИЗНЕС Online» оставили без ответа. Отметим, что помимо «АЗС Регионы» у башкирской группы в Татарстане есть еще одно дочернее предприятие — ООО «Оптан-Казань». Оно на 70% контролируется ЗАО «Оптан-АЗС», а треть принадлежала все тому же Сулейманову. По итогам 2012 года выручка ООО «Оптан-Казань» составила 2,4 млрд. рублей, а чистая прибыль — 1,5 млн. рублей. «Оптан» — есть такая компания, но на консолидированном рынке Татарстана она не делает погоды. Это что-то вроде малых сетей, как «Римекс» и т.п.», — говорит один из участников рынка.

.
Ирек Сулейманов: «Сделка пока не завершена, поэтому о смене вывесок (на «Башнефть») говорить пока нельзя. Сейчас я не владелец «АЗС Регионы», но отношение к компании имею»

ПАРТНЕРЫ ИЗ «АВТОДОРСТРОЯ»

По сути дела, речь идет о второй попытке «Башнефти» начать бизнес в Татарстане. У башкирской компании (напомним, что ее контролирует АФК «Система») есть партнер в лице сети АЗС «Автодорстрой». В начале 2012 года АЗС заключила с башкирской компанией так называемый джобберский договор (о прямой поставке нефтепродуктов от поставщика) сроком на пять лет. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что, с одной стороны, франчайзинг — шаг для АЗС вынужденный, он продиктован тенденцией к укрупнению топливного рынка, а с другой — это идеальный способ выхода башкирских нефтепереработчиков на новые рынки.

Как рассказал тогда газете «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ООО «Автодорстрой» Алексей Пятницин, сейчас «Башнефть» разрабатывает новый бренд и фирменный стиль для автозаправок, определяет стандартные условия для договоров франчайзинга. Сама инициатива начать подобное сотрудничество возникла после публичного приглашения нефтяной компании к участию региональных сетей в программах джобберства и франчайзинга», — говорит Пятницин. Надо отметить, что «Автодорстрой» на тот момент включал 51 АЗС в РТ и Самарской области, а также 16 АГЗС в Татарстане. В «Башнефти» корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявили, что сотрудничество с «Автодорстроем» продолжается. Представитель оператора АЗС от комментариев воздержался.

Как известно, «Башнефть» помимо нефтедобычи владеет тремя нефтеперерабатывающими заводами мощностью 24,07 млн. т в год («Уфанефтехим», Уфимский нефтеперерабатывающий завод и «Новойл»), которые изначально строились под поволжский кластер и в первую очередь под татарскую нефть. Долгое время уфимские НПЗ были основными поставщиками автомобильного топлива для татарстанского рынка. Сейчас половину потребностей рынка закрывает ТАИФ-НК. Но на фоне планов запуска производства бензинов на ТАНЕКО и увеличения глубины переработки ТАИФовского НПЗ башкирские переработчики озабочены удержанием рынков соседних регионов, включая Татарстан. Аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук еще в 2012 году говорил, что «Башнефть» озвучила свои планы увеличить свою розничную сеть с 444 до 1200 станций в Приволжском, Центральном, Уральском, Южном и Северо-Западном федеральных округах.

«НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ВЛИЯТЬ НЕ СМОГУТ»

«БИЗНЕС Online» выяснил мнение экспертов о том, как может сказаться на татарстанском рынке приход «Башнефти».

Алимас Валеев — генеральный директор ООО ВТ НПО «Карамай»:

— «Башнефть» — сильный игрок. Я недавно смотрел цифры по выручке этой компании и «Татнефти». Получается, что доходы «Башнефти» всего на 20 процентов меньше, чем у «Татнефти», при том что объем добычи нефти у них в 2 раза меньше. Получается, что у них добыча нефти по сравнению с «Татнефтью» гораздо эффективнее.

Даже в некоторых районах Башкортостана нефть добывает «Татнефть». Но то, что в Татарстане появились АЗС «Башнефти» (совместно с «Автодорстроем»), меня очень удивило. Вроде «Лукойл» даже не мог зайти на территорию Татарстана, а «Башнефть» зашла.

Расширение «Башнефти» с помощью приобретения «Оптан-АЗС» никак не скажется на рынке Татарстана. Даже если будет 10 заправок в нашей республике, компания не сможет влиять на ценообразование при реализации. Если в Казани всего 100 - 150 заправок, то четыре АЗС «Башнефти» роли не сыграют. Четыре заправки город не обеспечат. Единственное — продукт может быть более качественным. У «Башнефти» в этом плане опыта больше — там работают уже пять перерабатывающих заводов.

В среднем на рынке одна АЗС может стоить до 50 - 60 миллионов рублей. Цена зависит также от местоположения, проходимости и ряда других факторов.

Григорий Бриг — содиректор аналитического отдела «Инвесткафе»:

— Стоимость одной АЗС можно оценить в порядка 750 тысяч долларов — 1 миллиона долларов в зависимости от расположения, наличия и состояния сопутствующей инфраструктуры и прочего. Рынок розничной торговли топливом консолидируется, в частности, в связи с ручным регулированием цен на топливо и ростом конкуренции. Из-за этого в относительно более выгодном положении оказываются вертикально интегрированные нефтяные компании, в то время как рентабельность бизнеса независимых игроков снизилась. Вместе с этим крупные игроки в лице ВИНК заинтересованы в расширении сбытовой сети. Особенно актуально это для «Башнефти», которая обладает существенными перерабатывающими мощностями, и увеличение продаж нефтепродуктов через премиальные розничные каналы позитивно сказывается на рентабельности бизнеса.

Традиционно «Башнефть» концентрируется на развитии сети АЗС в Башкортостане, основном регионе деятельности компании, и близлежащих регионах по причине того, что именно в Башкортостане расположены перерабатывающие активы компании.

Дмитрий Лукашов — аналитик IFC Markets:

— По данным сайта «Оптана», у компании имеется около 100 АЗС, из них четыре в Татарстане. Конечно, его нельзя сравнивать с лидерами отрасли — «Лукойлом», «Роснефтью» и «Газпромнефтью», у каждой из которых более тысячи автозаправок. Однако можно предположить, что в масштабах России «Оптан» входит в двадцатку крупнейших сетей АЗС.
Так как в Татарстане имеется порядка тысячи АЗС, доля «Оптана» на рынке республики является незначительной.
Стоимость АЗС зависит от региона, земельного участка, оборудования и сопутствующей инфраструктуры. Я полагаю, что она может составлять от 500 - 600 тысяч долларов до 2,6 миллиона долларов.

Сейчас у «Башнефти» порядка 30 АЗС в Татарстане или около 3 процентов от их общего количества в республике (речь идет о АЗС «Автодорстроя»ред.). Увеличение на четыре АЗС вряд ли повлияет на розничный рынок топлива. Все равно их число еще слишком мало.

В прошлом году правительство Татарстана утвердило программу «Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2013 - 2015 годы», согласно которой число АЗС должно сократиться с порядка тысячи до 605 АЗС или на 40 процентов. Вряд ли под сокращение попадут автозаправки «Башнефти», но, вероятно, ей придется осуществить их модернизацию, так как республиканские власти требуют повышения качества и бензина, и самих АЗС.

Справка

«Башнефть» — российская вертикально-интегрированная нефтяная компания. Полное наименование — открытое акционерное общество «Акционерная нефтяная компания «Башнефть». Главный офис расположен в городе Уфе, Республика Башкортостан.

АНК «Башнефть» является головным предприятием группы башкирского ТЭК; специализируется на добыче нефти в Башкортостане, Западной Сибири и Оренбургской области; приобрела лицензии на участки недр в Ненецком автономном округе, в том числе на крупные месторождения имени Требса и Титова. Поставляет нефть как на внутренний рынок, так и на экспорт. В состав компании входят перерабатывающие активы и сеть АЗС. Основным владельцем «Башнефти» является АФК «Система».

Чистая прибыль «Башнефти» по МСФО в 2013 год снизилась на 11,7% по сравнению с 2012 годом и составила 46,17 млрд. рублей. Выручка компании составила 563,296 млрд. рублей.

Как скажется приход «Башнефти» на топливном рынке Татарстана? (23.05.14-24.05.14)
24%Особо ничего не изменится, на ценообразование влиять не смогут
30%Пора забыть про все границы для бизнеса, приход нового игрока – это всегда плюс
28%Это здорово, появится качественный уфимский бензин
6%«Оптан» станет первой ласточкой, затем «Башнефть» поглотит еще ряд игроков
12%Не знаю, но это нехороший звоночек для «Татнефти»
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.05.2014 09:16

    Да у Башнефти бензин лучше!

    • Анонимно
      23.05.2014 09:33

      чем у "оптана"?

      • Анонимно
        23.05.2014 09:49

        чем у ТАИФа

      • Анонимно
        23.05.2014 10:33

        подколол) Оптан. который щас будет башнефтью, и тогда продавал бензин с башкирских НПЗ. Это ж Уфаойл)

    • Анонимно
      23.05.2014 11:04

      Заправлялся 92 на ТАИФовских заправках в Татарстане и на Башнефтевских заправках в Башкирии (соседи же). Так вот, разницы не почувствовал. Только в ценах разница, в ценах выигрывает ТАИФ.

      • Анонимно
        23.05.2014 11:35

        игроки жаловались одно время на демпинг ТАИФА

      • Анонимно
        23.05.2014 13:11

        У Таифа бензин стал некачественный, после того как у них авария случилась. У меня расход средний стал показывать на ихнем 92-ом 25 литров на сотню, думал что-то с движком случилось, но когда заправился на лукойле 92-м расход опять пришёл к 14 литрам. Сейчас лью Таифовский 95-ый расход 13 литров на сотню, а так бы вообще на Лукойловский перешёл, но на лукойле карточки "перспектива" не принимают.

        • Анонимно
          23.05.2014 17:06

          Не верьте подобному бреду. После ремонта на Бензиновом заводе ТАИФ-НК технология не изменилась. Бензин такой же как и был. Мои друзья работают там. Заправляюсь 95 бензином. Хотите платить больше за такой же бензин у дугих - ваше право.

          • Анонимно
            23.05.2014 19:23

            Субъективно тоже скажу что бензин ТАИФА стал хуже. Где работают друзья это ваше личное дело, а нам бензин нужен качественный.

            • Анонимно
              23.05.2014 23:09

              Ну хоть понимаете, что субъективно:)Субъективно бензин должен стоить 3 рубля 50 копеек, не кончаться в баке с одной заправкой и на нём машина должна летать, но это моё субъективное мнение и с реалиями это не сходиться;)

              • Анонимно
                24.05.2014 14:42

                заправляю на лукойле, у таифа сейчас бензин плохой, да и народу на заправках таифа стало меньше в разы, а вот на лукойле очереди выросли. голосуют рублём.

                • Анонимно
                  24.05.2014 16:39

                  Боюсь, что дело в "ОБС". Люди такие - один скажет, что там то лучше, девять других поверят и будут заправлять, где сказали лучше, и только десятый проедется по всем заправкам проверять, так ли лучше. Психология толпы:)

                  • Анонимно
                    24.05.2014 20:30

                    Год назад брал рафик 4 на дизеле в ттс так манагеры сказали чтобы заправлялся только на лукойле никаких таиф татнефть итд., если не хочешь проблем с движком в дальнейшем.з.ы. и еще дыма без огня не бывает.

  • Анонимно
    23.05.2014 09:44

    наши наверное щас эти АЗС будут проверять с усиленной силой)

  • Анонимно
    23.05.2014 09:48

    ТАИФ и Татнефть так и пустили варягов) Лукой поломали и этих уж тем более

  • Анонимно
    23.05.2014 09:53

    А ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирека Сулейманова это что была крышей для Уфаойл?

  • Анонимно
    23.05.2014 09:54

    Стараюсь заправляться Башкирским топливом на указанных в статье АЗС - качеством доволен.

  • Анонимно
    23.05.2014 09:54

    а как вам башнефтевский бензин в исполнении Автодорстроя? Действительно лучше таифовского?

    • Анонимно
      23.05.2014 10:09

      конечно лучше

      • Анонимно
        23.05.2014 10:31

        слышал мнение нефтетрейдеров, что по сути у того же татнефтепродукта тоже башкирский бензин, а все эти мифы про башнефть чисто психология покупателей, на самом деле бензин один и тот же

    • Анонимно
      23.05.2014 11:05

      Почти весь бензин В Татарстане таифовский. Да-да, и на Лукойлах и Автодорстроевских заправках всё таифовский:)

      • Анонимно
        23.05.2014 13:52

        ТАИФ-НК при всем желании не сможет покрыть весь Татарстан. Мощности его Завода Бензинов не хватает.

        • Анонимно
          23.05.2014 15:23

          Татарстанский, а не только таифовский. Танеко сейчас включился, так что варягам тут не дадут

  • Анонимно
    23.05.2014 10:02

    смена вывесок вряд ли что изменит

  • Анонимно
    23.05.2014 10:09

    Заправляюсь на Башневте, очень хороший и качественный бензин! Машина едит отлично и расход меньше. Даже в сравнение с Лукойлом получше будет!

  • Анонимно
    23.05.2014 10:13

    ЛУКОЙЛ САМ ЖЕ ТЕПЕРЬ НА РЫНКЕ.. ФРАНШИЗ БОЛЬШЕ НЕТ.. ЗНАЧИТ И БАШНЕФТЬ ДОГОВОРИЛАСЬ))

  • Анонимно
    23.05.2014 10:14

    Из принципа не заправляюсь Башкирским. Мелкий "Национализм" в действии. Салават, ФК Уфа, Ак Барс, Рубин - это основа противостояния республик.

  • Анонимно
    23.05.2014 10:17

    Мне вот что интересно, неужели сюда везут за 500км? Это ведь дополнительные расходы в размере 1-1,5руб на каждый литр топлива.

    • Анонимно
      23.05.2014 11:08

      Вам по секрету, только тссс, тут в Татарстане почти везде, ну так процентов 90, таифовский бензин и у Лукойла, и у Башнефти, и у Автодрстроя, везде. Конечно ни кто не везёт за 500 км бензин, проще покупать таифовский и продавать под маркой франшизы. Хороший бнзин, делают примеси наверное какие то, но основа та же

      • Анонимно
        23.05.2014 11:35

        Я сам то в этом не сомневаюсь )) Вопрос скорее задал тем, кто верит в "настоящий и качественный" бензин из Уфы и лукойловский.

      • Анонимно
        26.05.2014 15:14

        у Лукойла бензин не таифовский, и не надо вводить людей в заблуждение

  • Анонимно
    23.05.2014 10:20

    мне да, заправляюсь на ад. кутуя

  • Анонимно
    23.05.2014 10:24

    качество как?"

  • Вредитель
    23.05.2014 10:29

    а качество как?

  • Анонимно
    23.05.2014 10:51

    Эконом чей?

  • Анонимно
    23.05.2014 11:14

    Уфой торгуют все. Даже Лукойл. Пермские паспорта это мулька. Разве что ТАИФ единственное исключение. А качество это больше от совести владельцев АЗС.

  • Анонимно
    23.05.2014 11:14

    у Оптана как было качество?

  • Анонимно
    23.05.2014 11:20

    Хорошая реклама получилась

  • Анонимно
    23.05.2014 11:25

    башнефть прокралась незаметно)

  • Анонимно
    23.05.2014 12:06

    я так понимаю Фардеев "Автодорстрой" не продал башкирам? Кремль не разрешил?

  • Анонимно
    23.05.2014 12:50

    Отличный бензин на Оптане (Зеленодольск)!

  • sky
    23.05.2014 13:03

    выбрал ТАИФ по "цена-качество".

  • Анонимно
    23.05.2014 13:22

    Из одной бочки у всех. Этикетка просто разная.

  • Анонимно
    23.05.2014 17:01

    АФК Систему здесь не ждут

  • Анонимно
    23.05.2014 19:11

    Уфа всегда была лучшая, но ее "москвичи" задавили в прямом и переносном смыслах.Казань еще держится пока, сердце кровью обливается, лишь бы и нас не задавили.Наверное, надо Миниханова Р.Н. благодарить.

    • Анонимно
      23.05.2014 19:25

      Знали бы вы, что было в прошлом году и позапрошлом, так бы не говорили:) Благодарить надо другого, экс-президента, за то что мы на плаву вопреки, а не благодаря;)

      • Анонимно
        23.05.2014 20:49

        Признаюсь честно, не знаю. Но по Вашему высказыванию догадываюсь. Воистину, тяжела ты, шапка Мономаха! Слов нет...

  • Анонимно
    23.05.2014 19:29

    Друзья !!! Башкирский бензин в Казани на азс "Гефест" а перевозчик "авто сфера".
    Ещё качественный бензин на азс "Лукойл".
    остальные евро -3 продают но дешевле он стоит из-за этого автолюбители заежают на другие азс.

    друзья !!! Любите свой авто как самих себя !!! И вы же не очень любите ливерную колбасу по цене настоящего стейка ???!!!
    без рекламы и иронии...

    • Анонимно
      23.05.2014 22:51

      Как говорится на воре и шапка горит. Всем на рынке известно, что Автосфера возит бензин 3 класса на свои заправки ЭКОНОМ, так значит еще и на ГЕФЕСТ...

  • Анонимно
    23.05.2014 19:35

    Заправляюсь на «Татнефти», смотрю сертификаты на 98 бензин и остальные, там присутствуют «Башнефть», Рязанский НПЗ, есть «Газпромнефтехим» с Салавата. Азат Д

  • Анонимно
    24.05.2014 07:34

    Здоровая конкуренция Татарстану не повредит!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль