Общество 
12.07.2014

Тимур Ямашев: «Одноэтажная Америка» стала ругательством для американских урбанистов»

Компактные города дают предпосылки к более качественной жизни населения

Качество городской среды — один из главных аспектов, формирующих качество жизни и привлекательность города для людей, отмечает известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. В своей очередной статье, подготовленной для «БИЗНЕС Online», он приводит данные исследований американских урбанистов, которые доказывают, что компактно расположенные города дают предпосылки к более качественной жизни населения. Это означает, что расползание по большой площади закладывает бомбу под мечту превратить Казань в центр притяжения качественного населения и инвестиций.

ИНДЕКС НЕРАСПОЛЗАНИЯ

Еще с начала 2000-х для специалистов по градостроению во всем мире разрастание городов по большой площади окончательно утвердилось в качестве отрицательного явления. Даже американцы поняли, что их «одноэтажная Америка» не так уж и хороша.

Очередное подтверждение этому опубликовала Smart Growth America. Национальная организация, изучающая развитие городов, опубликовала масштабное исследование «Измеряя расползание» (Measuring Sprawl). Как следует из названия, труд посвящен расползанию городов. Исследователи ввели так называемый «индекс нерасползания», который учитывает плотность населения, количество рабочих мест прямо в жилых зонах и развитость дорожной сетки. Чем выше индекс, тем компактнее город: с многоэтажными домами, прямыми и часто пересекающимися дорогами. Чем индекс ниже, тем хаотичнее расползается город: одноэтажные домишки вьются вокруг единственной дороги, а магазины и офисы находятся далеко в другом районе. Самыми упорядоченными оказались, как ни странно, Нью-Йорк (203 балла) и Сан-Франциско (194), самыми расползающимися — Атланта (41) и Нэшвил (52).

Эксперты обнаружили интересную связь между компактностью города и качеством жизни в нем. При росте «индекса нерасползания» на 10%:

— на 4,1% возрастает вероятность, что ребенок из бедной семьи станет богатым к 30 годам;

— на 1,1% дороже недвижимость относительно доходов населения;

— на 3,5% ниже затраты на транспорт;

— на 11,5% возрастает доля людей, использующих общественный транспорт;

— на 0,5% ниже автомобилизация;

— на 15% ниже число ДТП со смертельным исходом.

Коттеджные поселки на границах Казани
Коттеджные поселки на границах Казани

Поскольку «индексы нерасползания» могут отличаться в разы, то и вышеприведенные показатели также отличаются очень сильно. Так, смертность в ДТП вверху и внизу списка различается в три раза! Для стандартизованной и однообразной Америки это особенно ощутимо.

Также более компактные города оказались более здоровыми: в них ниже доля людей с избыточным весом, повышенным давлением и диабетом, а средняя продолжительность жизни выше. Можно констатировать, что компактные города располагают к более качественной жизни, чем расползающаяся по большой площади «одноэтажная Америка». Единственный недостаток более компактных городов — более дорогая недвижимость — скорее всего, является следствием большей привлекательности.

КОМПАКТНОСТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА

К сожалению, в России нет таких организаций и, как следствие, исследований типа Measuring Sprawl тоже никто не делает. Поэтому масштаб экономических и социальных последствий коттеджной застройки пока никто не оценил. Очевидно одно: если для стандартизованных и уже сформировавшихся американских городов разрастание малоэтажной субурбии несет столько проблем, то для более разнообразных и развивающихся российских городов это влияние может быть куда более критичным.

Расползание Казани: городские участки, застроенные коттеджами, скоро сольются с пригородными поселками
Расползание Казани: городские участки, застроенные коттеджами, скоро сольются с пригородными поселками

Уже сейчас между крупнейшими российскими городами намечается конкуренция за квалифицированную рабочую силу. Казань со всех сторон окружена городами-миллионниками и находится недалеко от Москвы и Петербурга. Через 5 - 10 лет из вузов начнет выпускаться малочисленное поколение 90-х, рынок хороших специалистов сузится еще больше, а конкуренция еще больше возрастет. Качество городской среды — один из главных аспектов, формирующих качество жизни и привлекательность города для людей. Именно поэтому расползание по большой площади может погубить нашу Казань.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.07.2014 11:47

    Хорошая статья. Ещё бы ссылочки на источники, цены бы не было.

  • Анонимно
    12.07.2014 14:15

    Очень спорно. Компактные, а значит плотнозастроенные и многолюдные города давят на психику. По себе скажу: живу между квартирой в р-не РКБ и частным домом в Столбищах. Мысль о том, чтобы поселиться где-нибудь на "благоустроенном" просп. Ямашева в многоэтажке вызывает отторжение. Опыт Европы и Америки показывает, что с ростом благосостояния люди стремятся к переезду в комфортную среду на лоне природы. Государству или муниципалитетам не противодействовать этому нужно, а регулировать: определять направления частной и малоэтажной застройки так, чтобы она сопрягалась с городской инфраструктурой.

  • Анонимно
    12.07.2014 15:40

    Что автор включает в понятие: качественная жизнь населения в компактном городе?

  • Анонимно
    12.07.2014 16:06

    Г-н Ямашев, а как же тогда прикажете быть с очевидной необходимостью для государства пополнять бюджет, в т.ч. и муниципальный, путём вовлечения всё новых земель в хоз. оборот и расширеия тем самым налогооблагаемой базы? Разве не с этой целью возникла и "без пяти минут" реализована, например, идея объединения налога на землю и недвижимость, как единого имущественного налога??? А как же рынок стройматериалов и услуг для малоэтажки, рабочие места им создаваемые??? Разве всё это не есть весьма существенная часть той самой экономики большого города (в дн. сл. Казани), о развитии и процветании и которого Вы размышляете в своей статье...???

  • Анонимно
    12.07.2014 18:24

    Человек должен жить в соем доме. С участком. Это я утверждаю, как потомственный горожанин в 40 лет (три года назад) переехавший в свой дом. Это не то что бы хорошо или плохо, это кайф! Проблем много - основная "логистика" детей, но решаемая. Поэтому сложно это или дорого, а жить в соем доме лучше. Поэтому,урбанисты, придумывайте лучше как развивать эти расползжиеся города.

    • Тимур Ямашев
      12.07.2014 22:18

      >> Человек должен жить в соем доме.Кому должен?

      • Анонимно
        12.07.2014 23:44

        Смешно отбился.

      • Анонимно
        13.07.2014 08:29

        Должен себе и своей семье, например

      • Анонимно
        13.07.2014 08:58

        Отличный ответ, всегда так отвечайте. Почему то только город и страна вам должна транспортную инфраструктуру сделать, общественный транспорт. И в этот момент о своём ответе вы не вспоминаете или о рыночных механизмах ценообразования.

        • Анонимно
          13.07.2014 11:03

          Естественно, проще понатыкать девятиэтажек, заасфальтировать проезды и гордо сказать "вот!". Малоэтажный город больше, дороже, но лучше. А вообще, самая главная проблема, это то, что жизнь сейчас в городах, в крупных городах. За пределами городов почти везде депресняк. Там жизни нет. Вот и мигрирует страна в города и жить им приходиться в "коробочках".

          • Анонимно
            13.07.2014 12:57

            Сомнительно насчёт лучшего города. Давеча съездил к родственникам в Кадышево, это грязная депрессивная деревня. Зато дом большой, только никуда не охота выбраться.

            • Анонимно
              13.07.2014 14:22

              Кадышево, Мирный, Караваево и т.д. это совковые поселки. Но даже оттуда люди, как правило, не хотят в квартиры. Просто городскому жителю это немного не привычно - людей мало, дорог мало... Я давеча съезди к приятелям в девятиэтажку (не панельную уже) на пр. Победы. Это грязный депрессивный двор, грязный депрессивный подъезд. Зато квартира. Правда маленькая. Зато за 4 миллиона. И еще, у меня в "деревне" дорога лучше. А знаете почему? Потому что ямы на дороге сами жители периодически ремонтируют, а зимой чистят. И машины мои стоят не на газоне возле помойки, а в двадцати метрах от кровати и сигналка никогда по ночам не орет, потому, что машины я на ночь не закрываю вообще. Ну и зачем компактный город?

              • Анонимно
                14.07.2014 10:33

                Чтобы дети жили в одном дворе с друзьями по садику и школе. Чтобы не ездить на машине за хлебом или в больницу.

        • Анонимно
          13.07.2014 12:52

          Городу и стране мы платим свои налоги, поэтому вправе требовать.

          • Анонимно
            14.07.2014 10:51

            Тоже, что и остальные жители. Любой каприз за Ваши деньги.

  • Анонимно
    12.07.2014 20:26

    Тимур, люди просто хотят жить в комфортных качественных малоэтажных(по 4-6 этажей) домах в городских условиях, а не в 20-35-ти этажных скворечниках(лазурные небеса,магеллан и прочие). Никто не призывает к жизни как в одноэтажной америке, но жить как в Европе ведь можно.Знакомый купил "трешку" площадью 87 метров в Чехии на границе с Австрией в 4-х этажном доме. На этаже по 2 квартиры. Цена 3 мил. 200 тыс.рублей.Парковка под домом. Почему наши власти не могут обязать застройщиков строить такие дома? И еще Тимур, призывая строить многоэтажные дома, Вы преследуете цель помочь этим застройщикам и дальще строить это многоэтажное ...овно?

    • Анонимно
      13.07.2014 10:33

      Согласна. Жили в 5-этажке на Волкова. Переехали в 14-этажку на Чехова. Почти год не могу привыкнуть. Хочу назад.

  • ЧеКа
    12.07.2014 21:54

    Все правильно написал Тимур по науке.Но есть множество но, диктующиеся жизнью. На сегодняшний день самым компактным и одновременно высотным среди миллионников является Ебург. На долгосрочную перспективу возможно плюсы указанные в статье и сработают в пользу Ебурга. Но на сегодняшний день если смотреть и с точки зрения автомобилиста и просто пассажира ОТ и жителя, то там ситуация уже похуже Москвы. Москва за счет огромного бюджета строит и улучшает дорожную инфраструктуру (метро, развязки, дороги-дублеры ит.д.). То у Ебурга нет таких возможностей. И побывав там и вернувшись в Челябинск, я чувствую себя белым человеком. С Казанью Ебург не сравниваю - это небо и земля. Я замечаю на улицах Казани все больше пешеходов и велосипедистов,то в Ебурге обратная тенденция. Поэтому должен быть просчитанный баланс высоток, жилых не очень высотных районов и частного сектора. Возможно для каждого города все должно быть индивидуально.

  • Анонимно
    13.07.2014 02:53

    Чего добивается г-н Ямашев? Люди имеют право жить там, где им удобно. люди живут за чертой города- это не мешает им возить детей в хорошие школы Казани и учиться в ВУЗах- причем здесь кадровый голод?
    Вся статья одни обобщения- "считается", "думается", "очевидно". Да все как раз не так очевидно.
    Вот у нас и власть тянется к тому, что лишь бы с чем-то бороться, вместо того что бы развивать и блогеры туда же. Смысл бороться с коттеджными поселками, необходимо заниматься городом и об этом писать: почти все дворы многоэтажек на квартале убиты- нет ни площадок, ни асфальта, ни парковок; транспорт в городе это отдельная тема(зимой в нем ужасно холодно, а летом жарко). В некоторых подъездах живут бомжи. Еще можно час писать. А вам коттеджи мешают.

  • Изменение почти всех параметров (кроме ДТП и ОТ), вызванное ростом Индекса Нерасползаемости (ИН), лежит в пределах погрешности ;) ну а два оставшихся параметра - суть производные друг от друга. Поэтому, ИМХО, опираться на результаты этого исследования при планировании мероприятий по развитию города и городских пространств не совсем верно.

  • Анонимно
    13.07.2014 19:27

    проблема разрастания городов ставит человека перед выбором либо расширять города дальше на все четыре стороны либо умереть с голоду, потому что на стекле бетоне и асфальте ничего не растёт кроме сорняков а кушать человеку надо всю его жизнь. на городские кварталы уходят самые лучшие и плодородные земли.... в районе РКБ в своё время высаживали подсолнечник кукурузу горох свёклу кормовые культуры , а сейчас это каменные джунгли Солнечного Города.... поэтому люди, если не хотите подохнуть с голоду то надо строить города не вширь а высоко на верх, высокие города и компактные города это города будущего, а лучшие и плодородные земли будут возделываться крестьянами для того чтобы население этих городов не подохло с голоду

  • Анонимно
    13.07.2014 20:13

    Уважаемый Тимур!Первым показателем качества жизни является здоровье человека!А жизнь в своем доме в пригороде очень положительно влияет на это.Перевесят ли все перечисленные исследователями факторы базовый фактор качества -здоровье?

  • Анонимно
    14.07.2014 08:55

    Развивать более мелкие города и связать их скоростной жд. Будет от Альметьевска до Челнов 20 минут, до Казани час, и все будет Ок. Большинство работающих будут приезжать в столицу на общественном транспорте

  • Анонимно
    14.07.2014 09:54

    "Основная цель государства всё-таки не наполнение бюджета, а обеспечение качества жизни своих граждан. При большой площади города затраты государства на содержание инфраструктуры намного превышают сборы земельного налога."Ха-ха-ха насмешил. Вставочка: обеспечение качества жизни ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ своих граждан.То что затраты на дороги растут, может их надо нормально делать? А не федеральная трасса с гарантией 2 года? http://www.auto-city.ru/articles/detail.php?ID=124548

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль