Общество 
9.08.2014

Опрос недели: Кто виноват в кризисе туристической отрасли?

Пока туркомпании жаждут возвращения госрегулирования, все больше их клиентов начинают путешествовать самостоятельно

Крах целого ряда туроператоров в России заставил правительство срочно разрабатывать меры по изменению системы госрегулирования туротрасли. Так, может повыситься размер взноса в «Турпомощь», вернется лицензирование, сократится количество туроператоров. Тем временем глава минкультуры Владимир Мединский назвал причинами коллапса туриндустрии жадность туркомпаний и самих туристов, которые «выбирают самое дешевое». По словам Мединского, заявления туристических операторов о том, что кризис вызван санкциями, уменьшением турпотока со стороны силовиков, — это попытка переложить с больной головы на здоровую. Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники рынка, бизнесмены и чиновники спорят о том, кто виноват в кризисе отрасли.


Евгения Лодвигова — председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани:

— Виноваты те санкции, которые вводятся против нас. Стали чувствоваться ограничения, которые коснулись банков. Если раньше можно было получить «легкие деньги» под небольшие проценты за границей, то сейчас такой возможности нет. У меня, например, сейчас многие знакомые столкнулись с этой проблемой. Собственники части обанкротившихся туркомпаний знали о том, как ситуация будет развиваться дальше, но ничего предпринимать не хотели и вели свою деятельность как ни в чем не бывало. Это было сделано намеренно. По моему мнению, ситуация на туристическом рынке будет, к сожалению, только ухудшаться.

Чтобы как-то облегчить ее, я считаю, что государство должно вернуть лицензирование туркомпаний. Существующие страховые гарантии не покрывают тех убытков, которые несут туристы. И самое главное, должна быть прозрачной схема самого турпродукта. При покупке турпутевки у клиента на руках должно быть подтверждение непосредственно от отеля, что его номер действительно оплачен, а вместо ваучера он должен получать настоящий билет на самолет. Чтобы исключить случаи, когда туроператор выкупил блок мест или сам чартер, а в итоге так и не заплатил. Технически это сделать несложно.

Сейчас любой индивидуальный предприниматель, заключив договор с туроператором, может продавать его турпакеты. При этом потребитель не видит всю схему своего путешествия до конца. Сейчас ему просто приходит ваучер от туроператора, что у него все забронировано. А как обстоят дела на самом деле, турист может узнать, столкнувшись с проблемами уже непосредственно с самого начала путешествия. Либо самолет не проплатили, либо номер в отеле продали сразу нескольким клиентам.

Что касается меня, то я давно не езжу через туроператоров и предпочитаю покупать билеты и номера в отелях самостоятельно и напрямую. И никаких неприятных неожиданностей в подобных поездках у меня, слава Богу, не возникало.

Рамиль Мифтахов — генеральный директор агентства индивидуального туризма «Персона Грата», президент ассоциации туристических агентств РТ:

— Мединский, наверное, умный министр, но ему бы не помешало научиться отличать туристические компании от туроператоров. В законе о туризме сказано, туристическая компания — это агент по продаже, а туроператор — это компания, которая формирует турпродукт. Поэтому когда он сказал о жадности туркомпаний, это просто ерунда. И в чем заключается жадность? Если в том, что он застраховал на малую толику свои риски — на 30 миллионов рублей, то я согласен. Хотя по его объемам, мне кажется, что сумма должна равняться 1 миллиарду. Но вряд ли его на такую сумму застраховал кто-то. Поэтому жадность в плане страховки — да. А вот жадность в плане ценообразования — с этим я не соглашусь. Раз бизнес-модель компании позволяла жить и работать столько лет, а «Лабиринт» был на рынке больше 10 лет, то о жадности говорить трудно и, пожалуй, некорректно.

Цены могли быть ниже по разным причинам, может, у них были лучше контракты на перевозку и размещение, и все это в совокупности давало низкие цены, по которым туристы покупали путевки, туры. Да, туристы жадные по определению, и я не знаю человека, который за 20 - 30 тысяч рублей не купил бы путевку в пятизвездочный отель на две недели. Так что в общих формулировках Мединский неправ, ему бы надо быть точнее.

Виноватые в кризисе туриндустрии — это опять же таки общие слова. Не виноват никто и виноваты все. У нас в России ведь как говорят: «У семи нянек дитя без глазу». Но если по существу, то это внешний фактор. Кризис, запреты силовых органов, внешняя политика государства, которая привела к экономическому увяданию России, к натянутым отношениям со странами, которые наложили на нас санкции, и мы уже не хотим к ним ехать, все это, безусловно, наложило свой отпечаток. И вот, пожалуйста, реальный спад рынка — более 15 процентов по некоторым направлениям.

На это наложился неправильный финансовый расчет своих рисков по поводу организации летней программы. То есть люди, анализируя прошлый год, видели, что рынок растет на 3 - 4 процента и, надеясь, что он вырастет снова, заказали больше гостиниц, больше самолетов и так далее. А спрос упал, что привело к глобальным, колоссальным убыткам.

И еще один момент. С такими компаниями, как «Лабиринт», скорее всего, работала криминальная схема. В данном случае компетентные органы должны дать четкое определение, как один владелец обанкротил две компании.

На самом деле, чтобы предотвратить кризис есть разны схемы. Я считаю, самая прозрачная схема — это когда каждого туриста страхуют. Это медицинская страховка за рубеж, страховка от непредвиденных случаев и страховка тура в случае банкротства туркомпании. Это выдается один полис, все прозрачно. Купив этот полис, как автомобильный, который в обязательном порядке автомобилисты приобретают, турист сможет предотвратить эту ситуацию на корню. И он понимает, что он защищен. К сожалению, регулятор ЦБ против этого, и я не понимаю почему, хотя есть международная практика.

Халил Шайхутдинов — заместитель министра спорта РТ:

— Не знаю, кому помогут мои советы, но лично я привык доверять заботы о своем отдыхе людям, которых прекрасно знаю. Ни брендам, ни рекламе я бы не советовал доверяться в выборе туристического агентства или направления, по которому ты решил поехать отдохнуть. Время сейчас такое, что кризис может настигнуть даже тогда, когда та же турфирма уверена в своем безоблачном настоящем. Поэтому я и доверяю исключительно людям, которые готовы нести личную ответственность за предоставленные им суммы на бронирование отдыха. И никогда не попадал в щекотливые ситуации.

Асфан Галявов — директор «Метроэлектротранс»:

— Бойся или не бойся общения с туркомпаниями, а толку мало — отдыхать-то хочется. Я планирую выйти в отпуск сразу после выборов в Госсовет РТ. Возьму путевку и отправлюсь отдыхать. Если не получится через турфирму, найдем другой способ, хоть пешком пойдем.

Я думаю, что в кризисе отрасли в первую очередь виноваты сами туроператоры. Компания «Лабиринт» много лет на рынке, я сам ездил отдыхать в прошлом году через нее, и никаких претензий не было, все хорошо. В ее крахе скорее вина руководителя компании. Когда компания расширяется, становится большой, она становится неуправляемой, и ей нужен достойный руководитель, который может справиться с проблемами роста. Если этого нет, то происходит воровство, расточительство, а в итоге — банкротство.

Сергей Пасечник — генеральный директор магазина путешествий Companion SP:

— Кто виноват, сказать однозначно сложно, и одну причину не назовешь. Что касается жадности, конечно, несколько лет мы наблюдаем картину, когда путевки продаются ниже своей себестоимости. А раньше это бывало в какой-то короткий промежуток времени, когда нужно было заполнять места в самолетах.

Есть низкий сезон — после майских праздников, и все рассчитывают, что высокий сезон — июль, август, сентябрь — покроет убыток, который получили в мае-июне. А народ привыкает к низким ценам — 12 - 15 тысяч рублей, на которые можно слетать куда-то, где все включено. Хотя мы знаем, что реальная цена авиабилета туда-обратно может быть гораздо дороже. Так вот когда цены вдруг увеличиваются, спрос идет на спад. Все это понимают, но никто не хочет об этом задумываться. Народ требует скидок, ему даже не важен полный пакет документов, ему важна конечная цифра и размер скидки. К сожалению, таких людей большинство. Думаю, это одна из причин кризиса.

Те, кто ценит свой отдых и имеет возможность перейти на индивидуальный тур, они защищены от случайностей. Если, конечно, не брать в расчет забастовки и так далее. Специальные туры предоставляют очень малое количество компаний, в Казани таких всего две-три, это один из вариантов обезопасить себя.

Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group:

— Я считаю, что сейчас происходит качественное изменение туристической отрасли. Не могу судить о словах Мединского, но лично я, если бы выбирал место отдыха, то делал бы это напрямую без агентов и туроператоров. Или сотрудничал бы с теми людьми, к которым у меня есть личное доверие, и если что-то произойдет непредвиденное, то я не останусь один на один с проблемой. Не секрет, что во всем мире стремительно растет количество людей, которые отказываются от услуг туркомпаний. Все уже научились самостоятельно бронировать через букинг гостиничные номера и летать только теми авиакомпаниями, которым доверяют.

Альберт Мухаметшин — директор компании ООО «Фарсил»:

— С туристическими компаниями я не работаю, мне так комфортнее и безопаснее. Когда-то, конечно, я отправлялся на отдых через турфирмы, но сейчас отказался от их услуг. Теперь я путешествую самостоятельно, я не привязан к каким-то срокам, графикам, временным рамкам. Я могу поехать тогда, когда сам того захочу, а не подстраиваться под график путевки. Я сам бронирую номера в отеле, транспорт. Это удобно. Получается недорого — я стараюсь покупать билеты подешевле.

Венера Тагирова — генеральный директор турагентства «Grand Вояж»:

— Винить туриста в том, что он хочет отдохнуть дешевле, не стоит. На его выборе сказывается многое: финансовые вопросы, экономическое положение в стране, курс доллара и так далее. Плюс привычка — у нас привыкли делать большие скидки для клиентов.

На сложившуюся ситуацию могло повлиять и то, что наши туроператоры кредитуются в иностранных банках, но из-за санкций, которые навалились на нашу страну, некоторым компаниям кредиты давать просто перестали.

Чтобы в дальнейшем предотвратить появления подобной ситуации, необходимо создать государственную систему контроля за работой туроператоров, отслеживать, чтобы у компании не копились долги и так далее.

Глеб Гальперин — призер Олимпиады 2008 года в прыжках в воду:

— К счастью, я ни разу не испытывал тех проблем, которые были у наших соотечественников из-за ухода с рынка сразу нескольких туроператоров. Но это не значит, что я абсолютно не знаком с этой ситуацией. Мой партнер по синхронным прыжкам в воду Дмитрий Доброскок совсем недавно попал в неприятную ситуацию в Греции, когда недобросовестная компания не оплатила половину стоимости его летнего отдыха. Он стоял перед опасностью быть изгнанным из отеля, но каким-то образом проблему удалось решить.

Что надо делать, чтобы избежать подобного? Есть два пути. Либо летать самостоятельно, полностью просчитывая свой отдых, покупать билеты на транспорт, бронировать гостиницы и прочее, особенно это касается тех стран, в которых ты уже бывал ранее и с которыми знаком. Либо, если это касается новых маршрутов и стран, сотрудничать с теми туроператорами, которые уже давно работают на этом рынке и успели зарекомендовать себя и подтвердить свое реноме. Я бы не зарекся от переплаты, которая гарантировала бы мне предоставление необходимого сервиса. Еще Пушкин говорил: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Марат Сагиров — экс-футболист «Рубина», «КАМАЗа», ныне игрок «Текстильщика», Иваново:

— В 2010 году я испытал проблемы с отдыхом в Таиланде из-за разорения турфирмы «Капитал-Тур». Прилетев в Таиланд, я обнаружил, что все брони сняты и действительны только авиабилеты на обратный рейс.

После этого попытался прорваться на горячую линию «Капитал-Тура», где сказали, что на первое время нужно разместиться за свой счет в какой-нибудь гостинице. Было обещано, что представители туроператора позже решат эту проблему. Но при повторных звонках стало известно, что жить в Таиланде придется за свой счет, а расходы возместят по приезде в Казань, если сдать все бумаги и чеки.

По счастливой случайности оказалось, что в одном из отелей Таиланда работал человек, с которым имелся общий знакомый по Казани. Состыковался с ним, и этот человек помог соотечественникам снять комнату в одном из небольших мотелей на второй береговой линии, где и жили в течение всего отпуска за свой счет. Это была простенькая гостиница без бассейна и прочих дополнительных удобств. Небольшая комната с душем и телевизором стоила 700 рублей в сутки на двоих в переводе на рублевый эквивалент.

Сергей Алешин — генеральный директор ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник»:

— Мединский, говоря о том, что туристы сами виноваты, покупая дешевые путевки, по-моему, не отдает себе отчет в том, что говорит. Например, мои сотрудники, отправляясь на юг с семьями, покупают те путевки, что им по карману. А у москвичей свои доходы, но страна-то — не одна Москва. Так что здесь не туристы виноваты.

Возможно, есть вина турагентств. В прошлом году у них был рост на 20 процентов, и, возможно, они рассчитывали, что и в этом году будет аналогичный подъем, но надежды не оправдались. Они не просчитали риски, переоценили свои усилия и «грохнулись».

Сам я вот уже 8 лет отдыхаю только в санатории «Бакирово». В молодости, еще в советские времена, когда я был не женат, я много где побывал, много что посмотрел. Посмотрел всю нашу страну, так что сейчас мне хватает отдыха и в Татарстане.

А вот сотрудники моей компании обращались за услугами турфирм, и жалоб, претензий от них я не слышал. Правда, они ездят отдыхать через татарстанские компании, и, возможно, они работают лучше, чем московские, питерские организации.

Айрат Бикташев — генеральный директор ЗАО «Ферри Ватт»:

— Я считаю, что у нас в России все сферы частного бизнеса вынуждены работать на грани выживания. Государственные компании поддерживаются. Так что причина краха туристической отрасли нашей страны — это политика правительства.

В отпуск я только собираюсь, пойду в туркомпанию. Да и куда деваться? «Дикарем» ездить дороже, так как билет на самолет туда-обратно может стоить дороже, чем вся путевка, купленная в турфирме. Тем более что пока никаких проблем при сотрудничестве с туркомпаниями я не испытывал.

683G2649.jpg
Радик Хасанов

Радик Хасанов — гендиректор ОАО «ПОЗиС»:

— Я давно путешествую самостоятельно, так намного проще и дешевле. Интуиция подсказывает, наверное. Потому что кризисные ситуации для туризма были и в прошлые годы, это, к сожалению, для нашей страны не редкость, когда туристы застревают за границей или их не хотят заселять в отель. Поэтому гораздо безопаснее планировать и бронировать все самому.

Тем не менее мне кажется, что наши люди все равно будут обращаться к турфирмам. Для многих это действительно удобно. После пасмурной и дождливой погоды все равно наступают солнечные дни, так, я думаю, и в этой отрасли. Не нужно ориентироваться на худшее и нагнетать обстановку. СМИ очень хорошо раздувают этот конфликт, показывая даже механизмы, как можно «кинуть» туристов. Некоторые нечистые на руку люди могут воспользоваться этими механизмами. Даже если раньше у него подобных мыслей не возникало.

Азат Шайхутдинов — генеральный директор «Интурмед» (Альметьевск):

— Я 23 года работаю в этом бизнесе. В 90-х годах мы проходили лицензирование, сертификацию, сдавали экзамены. Отбор был очень строгий, открыть свою турфирму было совсем непросто. Сейчас нет никаких регламентов и турбизнесом занимаются все кому не лень. Сейчас в Альметьевске около 100 турфирм, многие из которых ничего не смыслят в тонкостях бизнеса. Их задача — лишь бы отправить туристов. А там — авось повезет.

Есть еще одна проблема. Мне часто приходится общаться с выпускниками вузов, где готовят кадры для гостинично-туристического бизнеса. Послушайте, но ведь преподаватели этих вузов вообще не понимают специфику нашей работы! У выпускников нулевой уровень знаний и навыков. С ними с нуля приходится работать. Для вузов обучение — это лишь вопрос зарабатывания денег на студентах. А как они дальше с такими знаниями будут работать, их не волнует. Единственное, те, кто выезжает за рубеж на стажировку, они хоть как-то нахватываются опыта, но это не системные знания.

Я, пожалуй, соглашусь с мнением Мединского, что и сами туристы виноваты в кризисе отрасли. Они постоянно требуют скидок. В результате туркомпании вынуждены нанимать на летний сезон случайных людей, студентов, которые готовы работать за 5 тысяч рублей. Понятное дело, что профессионалы за такие деньги работать не будут.

Если ты хочешь хорошо отдохнуть с гарантией того, что с тобой не приключится никаких неприятностей, то за это надо платить адекватные деньги. Вы же когда хорошо покушаете в ресторане, не требуете скидок, а напротив, чаевые оставляете. На заводе вы за хорошую работу премию ожидаете. А у наших же менеджеров не только их зарплата отнимается, но и не остается денег на развитие компании, на открытие новых направлений. Скажите, на какие средства мы можем раскручивать въездной туризм в Татарстан? Мы находимся на гиперголодном пайке. То, что мы в летний сезон заработали, должно кормить нас весь год. США и Европа крайне заинтересованы, чтобы их туристы оставляли свои деньги в стране. Они придумывают 1001 способ, чтобы американцы и европейцы отдыхали у себя. Нам надо перенять этот полезный опыт, у нас все есть для того, чтобы большинство россиян отдыхало в своей стране — и Крым, и Камчатка, и Татарстан, и так далее. Это же прямые инвестиции в экономику своей страны или региона. Конечно, кто хочет — пусть едет в Турцию, Испанию или Болгарию. Вопросов нет. Но не надо демпинговать. Я считаю, что государство должно устанавливать уровень рентабельности в отрасли, как это делается со ставками депозитов в банках. И если какая-то турфирма начинает делать скидки, то это сразу должно стать предметом разбирательства вплоть до лишения лицензии.

Я поддерживаю возвращение лицензирования отрасли. Правда, есть некоторые нюансы, которые надо учесть. Не у всех профессионалов отрасли есть высшее профильное образование. Например, у меня нет такого образования, но мой опыт и знания позволяют мне самому обучать молодых. Не хотелось бы, чтобы новые правила лицензирования заставляли меня ехать куда-то учиться турбизнесу пять лет ради «корочки».

Адель Ягудин — исполнительный директор ООО «Казанские кофейни»:

— Я летаю на отдых как через туроператоров, так и самостоятельно — бронирую отели, делаю визы и покупаю билет на самолет. Так что знаю на личном опыте, что по некоторым направлениям дешевле воспользоваться услугами массового туризма, нежели индивидуально путешествовать. К примеру, средиземноморское побережье Турции или Таиланд проще покупать готовым «пакетом». Не так давно я купил дешевую путевку в трехзвездочный отель в Бангкоке и получил прямой вылет из Казани. А если бы покупал билет на обычный рейсовый самолет, то перелет обязательно был бы с пересадкой, а то и не с одной, и стоил бы дороже тех денег, какие я заплатил за тур в целом.

То же самое с Анталией, где самостоятельное бронирование отеля обойдется дороже, нежели покупать турпакетом.

Несмотря на кризисную ситуацию на рынке, большинство моих друзей по-прежнему обращаются в турфирмы. Они надеются, что, покупая пакет, будут застрахованы от всех рисков. И что за их отпуск берутся профессионалы. Но как видим, это случается не всегда.

С другой стороны, и в самостоятельных путешествиях есть определенные риски. К примеру, в Эмиратах я зимой столкнулся с таким понятием, как овербукинг. Авиакомпании продают на рейс больше билетов, чем самолет может вместить в надежде, что кто-то не полетит и места освободятся. Чтобы они не пустовали, в кассах всегда больше квитков, чем посадочных мест. И иногда случается, что самолет действительно переполняется. В этом случае авиакомпания часть пассажиров переносит на другой рейс. В моем случае такой был только на следующий день, и мне пришлось пробыть в этой жаркой стране на ночь больше. Так что никто ни в каких путешествиях не застрахован от форс-мажоров.

В России, кстати, официально овербукинг запрещен. Но по факту вы тоже можете столкнуться с ситуацией, когда российская авиакомпания будет извиняться, говорить, что произошла техническая ошибка и в аэропорт прилетел самолет с гораздо меньшим количеством мест на борту, чем планировалось. По факту чаще всего на такие рейсы как раз и произошла перепродажа.

Мне кажется, что в ближайшее время туристический рынок ничего хорошего не ждет. Экономическая ситуация в стране становится хуже, и люди не готовы тратить больше денег на отдых. Если даже кризис не в кошельках, то он точно в головах. Чтобы ситуация нормализовалась, нужно, чтобы турпутевки стали дешевле. Но это вряд ли произойдет.

Кто виноват в кризисе туристической отрасли? (09.08.14-10.08.14)
26%Время туристических компаний заканчивается. Люди могут дешевле и безопаснее путешествовать по миру самостоятельно
19%Непрофессиональные участники турбизнеса «уронили» рынок своим демпингом
24%Уровень доходов россиян не позволяет тратить на отдых столько денег, сколько нужно для нормального развития туриндустрии
31%Отсутствие внятной госполитики в области туризма приводит к перманентным кризисам отрасли
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.08.2014 09:19

    "Кто виноват?" - Ага, а ещё наверное "что делать"...???

  • Анонимно
    9.08.2014 09:40

    А может искусственно созданно?

  • Анонимно
    9.08.2014 09:52

    С Медозвонским такого не случится по определению, вот он и глумится.

  • Анонимно
    9.08.2014 10:40

    Один нормальный эксперт - Рамиль Мифтахов. Остальные гонят чушь. А уж выражения, что туристы сами виноваты это выдает отношение к своим клиентам и низкий уровень интеллекта (точнее его отсутствие). Клиент не должен просчитывать рентабельность бизнеса ни оператора ни агенства.

  • Анонимно
    9.08.2014 10:45

    причина банальна проста, любая фирма такого уровня живет в долг..т.е. постоянно в кредите.
    в связи с кризисом нам международные банки показали кукишь...а наши банки ограничили местное кредитование..вот наступил тупик для этих компаний.

  • Анонимно
    9.08.2014 10:54

    кто виноват? комплекс причин. и больше исторических, и тянется процесс столетиями.так кто виноват? важно ли определить список из 1000 деятелей за последние 300 лет? нет думаю.просто закат одной из империй. а тут люди остались за бортом и их видно и слышно. а многие процессы, их тысячи проходят в том же русле но безмолвно. и туриндустрия лишь кирпичек в этой падающей стене.это если совсем объективно на это смотреть и всю картинку рассматривать.и что дальше?! рухнет ли стена. необязательно, мир сложен, процессы могут пойти вспять. но пока не идут.rg

  • Анонимно
    9.08.2014 10:57

    Неуемные аппетиты "эффективных манагеров"от туризма, желающих здесь и сейчас,вечно ожидающих всякие уступки от гос-ва.

  • Анонимно
    9.08.2014 11:36

    Мне кажется компании, которые закрылись имели дыру в балансе. Падение рынка продаж, возможные визовые санкции, отсутствия кредитования всё это подтолкнуло к скорейшему закрытию.

  • Анонимно
    9.08.2014 11:38

    туроператоры это всего лишь посредники между "богом и землей" и получают небольшой процент..а остальное уходит богам...))

  • Анонимно
    9.08.2014 12:05

    а можно все тоже самое про риэлторов

  • Анонимно
    9.08.2014 14:05

    Сам был владельцем этого бизнеса.И могу сказать,что виноваты сами туристы,которые хотели "И рыбку съесть и .." А на что живут турфирмы им было глубоко плевать.

  • Анонимно
    9.08.2014 14:09

    не путайте турфирму с туроператором!

  • Анонимно
    9.08.2014 20:08

    Жадные туристы выбирают самое дешевое-а вы повысите зарплаты, дайте золотые парашюты и будут покупать самое дорогое

  • Анонимно
    10.08.2014 00:45

    Это очень сложная тема, ни один из комментариев не мог дать четкое описание ситуации. Во-первых, надо делать четкое отличие турагентв и туроператоров это абсолютно разные бизнесы. И у каждого из них разные проблемы. Турагентства это не рисковый бизнес т.к это посредник, а туроператоры берут в обязы чартеры и блоки мест в гостиницах. Риски у то большие и для деятельности нужна оборотка, отсюда все проблемы....но с точки зрения клиента-обывателя мне понравился комментарий Ягудина, все правильно сказал.

  • Анонимно
    10.08.2014 19:20

    Сложно сказать кто виноват, но очень жалко людей .. Которые копили и откладывали деньги и их так кинули.. А что касается желания покупать дешевые путевки могу сказать что Зп у многих не особо большая...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль