Машиностроение 
20.08.2014

КМПО попало в «Южный поток»

Украинский кризис помог казанским моторостроителям рекордно загрузить мощности, обеспечив полугодовую прибыльность впервые с 2008 года

Как стало известно «БИЗНЕС Online», за июль 2014 года Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) отправило два комплекта газоперекачивающих агрегатов на КС «Писаревка» газопровода Уренгой — Новопсков в рамках реконструкции станции для приема газа, предназначенного для наполнения «Южного потока». Благодаря контрактам с «Газпромом», ускоряющим работы по газопроводу, выручка КМПО выросла в первом полугодии на 81% (!), превысив 4 млрд. рублей. При этом завод приступил к расширению штата сотрудников, тогда как последние 6 лет подряд здесь шло планомерное сокращение персонала.


KMPO.jpg
За 6 месяцев 2014 года КМПО получило 181,4 млн. рублей чистой прибыли против 118 млн. рублей чистого убытка за 6 месяцев 2013 года. И это не только прибыль впервые с 2008 года, но и абсолютный рекорд за весь посткризисный период (фото: http://www.kmpo.ru/)

КРИЗИС КАК ВОЗМОЖНОСТЬ

Выручка ОАО «КМПО» в первом полугодии текущего года выросла на 81%: с 2,25 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 4,07 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года.

Первое, что привлекает внимание: выручке удалось заметно опередить рост себестоимости. Напомним, что у КМПО регулярно в разрезе полугодия основные издержки опережали поступления, что не давало шансов увидеть даже валовую прибыль, не говоря о чистой прибыли. Теперь же мы наблюдаем и рекордный объем выручки, и хороший отрыв от себестоимости.

Валовая прибыль казанского производителя газоперекачивающих станций увеличилась на 418,6 млн. рублей до 582,8 млн. рублей по итогам первого полугодия 2014 года.

Напомним, что за весь 2013 года КМПО отгрузило «Газпрому» только 12 ГПА-16 «Волга». По оценкам ОАО «Газпром», на реконструкцию газотранспортной системы ежегодно требуется 150 - 180 газоперекачивающих агрегатов. В ближайшие несколько лет с такими запросами газового гиганта следует ждать продолжения роста выручки у КМПО. Отметим, что одним из факторов возросшего аппетита «Газпрома» стали планы по ускорению строительства «Южного потока», который нужно ввести во избежание рисков срыва поставок газа в ЕС через недружно настроенную сегодня Украину.

Безимени-1.jpg

ТРИ ЧЕТВЕРТИ ОБОРОТА ЗА СЧЕТ «ГАЗПРОМА»

Можно добавить несколько слов по планам завода на текущий год. КМПО намерено в 2014 году увеличить выручку по РСБУ на 17% по сравнению с показателем прошлого года — до 9,1 млрд. рублей. Предполагается, что на производство газоперекачивающих агрегатов (ГПА) придется половина реализации, 44% — на иную газовую продукцию. В целом в адрес ОАО «Газпром» предполагается поставить 75% общего объема продукции и услуг, 25% — независимым газовым операторам. Общество рассчитывает получить совокупный финансовый результат (чистая прибыль плюс доход от операций, не включаемых в нее), который по итогам года КМПО распределяет, в том числе направляет на выплату дивидендов в объеме 594 млн. рублей (рост на 18,3%).

Пресс-служба КМПО поделилась с нашим изданием свежими новостями по выполнению контрактов на текущий год. Так, за июль 2014 года предприятие отправило два комплекта газоперекачивающих агрегатов на КС «Писаревка» газопровода Уренгой — Новопсков в рамках реконструкции станции для приема газа, предназначенного для наполнения «Южного потока».

Напомним, что «Газпром» планирует подать первые партии газа через «Южный поток» уже в конце 2015 года. А в 2018 году в планах «национального достояния» выйти на полную мощность в 63 млрд. куб. м в год. За счет ввода «Северного потока» транзит через территорию Украины уже снизился на 30 млрд. куб. м до 86 млрд. куб. метров. Ввод «Южного потока» позволит оставить Украине порядка 25 млрд. куб. м потенциального транзита или 29% от текущего уровня.

Не обошел вниманием казанский завод и экспортное направление. Так, четыре двигателя НК-16-18СТ отгрузили для ДКС-2 «Шуртан» (Узбекистан). Всего в этом году КМПО поставит в Узбекистан для ДКС-2 «Шуртан» пять полнокомплектных ГПА с двигателями НК-16-18СТ.

Интересно, что весной текущего года КМПО выиграло тендер на поставку ГПА крупнейшему независимому производителю природного газа — компании «Новатэк». Речь идет о четырех блочно-модульных газоперекачивающих агрегатах, оснащенных приводными газотурбинными двигателями НК-16СТ производства КМПО. Срок выполнения контракта — 2015 год. Однако авансы могли быть получены уже во втором квартале 2014 года, что обусловило ускорение роста выручки.

ПРИБЫЛЬ ВМЕСТО ТРАДИЦИОННОГО УБЫТКА

Скажем сразу, что в целом расходные статьи КМПО адекватно отражают тот рост оборота, который наблюдается в первом полугодии 2014 года. Так, коммерческие расходы увеличились на 26 млн. рублей до 33,2 млн. рублей, а управленческие расходы — на 36 млн. рублей до 291 млн. рублей за 6 месяцев 2014 года.

Опять-таки операционная прибыль в размере 259 млн. рублей за январь-июнь 2014 года вместо операционного убытка в 98 млн. рублей за аналогичный период прошлого года. И это не может не радовать, так как впервые мы наблюдаем положительный операционный результат за 6 месяцев с 2008 года (!).

Вдобавок менеджмент КМПО смог сэкономить на обслуживании долгов. Процентные платежи снизились в 2 раза до 11,3 млн. рублей по итогам первого полугодия 2014 года. При этом кредитный портфель завода полегчал в 2,6 раза: с 902 млн. рублей на 30 июня 2013 года до 344 млн. рублей на 30 июня 2014 года.

Безимени-2.jpg

Отметим, что баланс прочих статей ощутимо ухудшился. Так, отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло в 5,2 раза: с 23 млн. рублей за первое полугодие 2013 года до 119 млн. рублей за первое полугодие 2014 года.

Безимени-3.jpg

Подчеркнем, что решающее значение на финансовую картину оказал крутой рост оборота при заложенной нормальной марже (о сверхприбылях речи пока не идет). В итоге за 6 месяцев 2014 года КМПО получило 181,4 млн. рублей чистой прибыли против 118 млн. рублей чистого убытка за 6 месяцев 2013 года. И это не только прибыль впервые с 2008 года, но и абсолютный рекорд за весь посткризисный период!

ПЕРВОЕ РАСШИРЕНИЕ ШТАТА ЗА 6 ЛЕТ

Нельзя не отметить и такой очень важный момент, как рост числа сотрудников, что мы также наблюдаем впервые с начала курса оптимизации персонала в 2008 году. Так, среднесписочная численность работников выросла на 1,6%: с 4602 человек за 6 месяцев 2013 года до 4674 человек за 6 месяцев 2014 года. Может, рост пока и символический, но это на фоне того, что другие заводы, в частности, авто- и машиностроители, либо уже производят сокращения, либо готовят оптимизацию.

Безимени-4.jpg

Отсюда мы сможем наблюдать в масштабах страны перераспределение трудовых ресурсов с предприятий, пострадавших как от общего экономического спада в РФ, вступления в ВТО, от кризиса на Украине в пользу тех, кто оказался в выигрыше от действия текущих факторов, в том числе от ответных санкций со стороны РФ. Здесь правительство должно будет своевременно отреагировать пакетами мер для повышения мобильности трудовых ресурсов и обеспечения хозяйства необходимыми кадрами: обеспечение жильем, переквалификация, популяризация необходимых специальностей среди молодежи, субсидии на переезд и т.п.

КОМПАНИЯ ПОЛУЧИЛА КРУПНЫЕ ЗАКАЗЫ С АВАНСАМИ

Динамику основных показателей КМПО газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Вероятнее всего, у компании выросло число заказов как со стороны внутренних потребителей, так и увеличились объемы поставки продукции на экспорт. Кроме того, не исключено, что в указанный период с компанией рассчитался ряд клиентов за продукцию, которая была поставлена им ранее. И еще, возможно, что компания в первом полугодии получила предоплату от клиентов, которые получат свою продукцию позже. Вряд ли только заказами от какого-то одного клиента можно объяснить рост выручки компании, скорее всего, увеличилось число заказов и от других клиентов.

Что касается получения компанией чистой прибыли, то так как остальные показатели изменились незначительно, то вероятнее всего, что это объясняется получением компанией крупного заказа, по которому был выплачен значительный аванс. Не исключено, что таким заказом мог стать контракт с «Новатэком», с которым ранее компания не работала. Как известно, весной этого года КМПО выиграло тендер на поставку газоперекачивающих агрегатов для Ярудейского месторождения. Согласно заключенному соглашению, предприятие поставит заказчику четыре блочно-модульных газоперекачивающих агрегата, оснащенных приводными газотурбинными двигателями НК-16СТ. Срок выполнения контракта — 2015 год.

Что касается прогнозов на второе полугодие, то многое будет зависеть от того, сколько у компании будет новых заказов и как с ней будут рассчитываться клиенты за уже размещенные заказы, то есть насколько значительным будет авансирование и насколько точно в срок клиенты будут рассчитываться за уже поставленную продукцию. То есть пока нельзя однозначно сказать, что компания повторит результат первого полугодия. Это может произойти, а может и не произойти.

Павел Симоненко — директор по продажам в странах СНГ Dukascopy Bank SA:

— Я считаю, что в первую очередь это обусловлено девальвацией рубля и политической ситуацией. Из-за ослабления российской валюты в среднем на 8 процентов за первое полугодие (а по отношению к исторически среднему уровню в 30 рублей за доллар ослабление и вовсе превысило 20 процентов) импортировать газотурбинные двигатели и прочее оборудование из-за рубежа стало менее выгодным. К тому же ввиду сложной геополитической ситуации увеличились риски срыва поставок со стороны иностранных компаний (в особенности из Европы и США). В этой связи увеличились заказы на отечественную продукцию. Схожую динамику по финансовым показателям можно увидеть и по другим компаниям, правда, не такую резкую, например, ОАО «Силовые машины» за первое полугодие увеличило выручку на 5 процентов до 19,4 миллиарда рублей (с 18,5 миллиардов в первом полугодии 2013 года). Что же касается итогового финансового результата КМПО, то чистую прибыль удалось получить благодаря более высокой валовой прибыли и прочим доходам.

Основные экономические показатели ОАО «КМПО»

Наименование показателя

6 мес. 2013 г.

6 мес. 2014 г.

Абсолютное изменение 2014 к 2013

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. рублей

2253

4069

1816

80,6

Себестоимость, млн. рублей

2089

3486

1397

66,9

Затраты на 1 рубль продукции, рублей

0,927

0,857

-0,070

-7,6

Валовая прибыль (убыток), млн. рублей

164,2

582,8

419

254,9

Коммерческие расходы, млн. рублей

7,0

33,2

26

374,3

Управленческие расходы, млн. рублей

255,2

290,8

36

13,9

Операционная прибыль (убыток), млн. рублей

-98,1

258,8

357

Проценты к уплате, млн. рублей

22,7

11,4

-11

-49,8

Прочие доходы, млн. рублей

50,9

125,7

75

147,0

Прочие расходы, млн. рублей

74,1

244,5

170

230,0

Чистая прибыль (убыток), млн. рублей

-118,0

181,4

299

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.08.2014 08:28

    молодцы помогают обойти Украину! Посмотрим сколько это псевдогосударство с хунтой и маргиналами во главе без платы от России за транзит проживет. Хотя может и до середины 2015 года не дотянет, треснет по днепрскому шву в своем кровавом хаосе.

    • Анонимно
      20.08.2014 08:56

      Не переживайте. У них есть сало и горилка, а также и добрый дядя Сэм с тетей Аней Меркелевой. Правда тетенька тоже задумываться,по крайней мере трем чухонским державам сказал, на деньги и войска не рассчитывайте.

  • Анонимно
    20.08.2014 09:00

    Ну наконец-то позитив.

  • Анонимно
    20.08.2014 09:10

    если бы комментирующие знали, насколько было выгоднее не строить южный и северный потоки, а договариваться с хохлами. В этих стройках гигантских ни грамму экономики, чистой воды политика

    • Анонимно
      20.08.2014 09:46

      Вспомните Великого Классика, который в разное время ставил политику впереди экономики, а потом экономику впереди политики. Самое интересное, что в обоих случаях он был прав! Создание южного потока, пусть сегодня не дающего дополнительных экономических выгод, даст завтра устойчивое положение экономики страны за счет диверсификации поставок, независимости от причуд всего остального мира. А, значит - не даст возможности вдруг пришедшим в той же хохляндии истеричным бандгруппам создавать угрозы нашей экономике путем перекрытия трубы, создания в мире ажиотажа по поводу ее трубы, а также начинать воевать с населением, посылать против него Грады. Великий классик, а это был Владимир Ильич, еще не один раз в истори человечества окажется прав свои учением!

    • Анонимно
      20.08.2014 09:47

      Извините, но в этом мире политика рулит экономикой))))

    • Анонимно
      20.08.2014 09:54

      Зачем с Вами договариваться? Пейте горилку и закусывайте салом.

    • Анонимно
      20.08.2014 10:21

      Очень сложно сейчас оценивать плюсы/минусы этих потоков. Конечно огромные средства можно было вложить и в дорожную инфраструктуру и потратить на науку,образование и здавоохранение,но нельзя отрицать,что под эти проекты были созданы мощные технологичные предприятия по выпуску труб большого диаметра и необходимой арматуры,определённую загрузку получили мощности горняков,металлургов,строительных организаций,предприятий ,комплектующих оборудованием и материалами компрессорные станции и тд... В принципе меня не устраивает в этих проектах только то, что 1 км строящего газопровода у нас обходится дороже в 3-4 раза,чем аналогичного (при сопоставимых условиях климата и ландшафта) за рубежом. А так бы и с экономикой проектов было получше и тарифы бы на прокачку в стране не росли такими темпами (за последние 5 лет в 1,8 раза),да и промышленность с населением не были бы так обременены расходами на энергию и транспорт...

  • Анонимно
    20.08.2014 09:23

    Загрузили под самые уши. О авиационной тематике давно забыли. Когда СП с мотор-сич наконец-то создадут.

    • Анонимно
      20.08.2014 10:06

      Ясно когда. Когда "Мотор Сич" станет российским предприятием. Не так долго ждать осталось.

    • Анонимно
      20.08.2014 10:26

      Были планы по кооперации с ОДК по выпуску вертолётных двигателей ВК-2500.Комплектующие в к 300 двигателям планировали выпускать на КМПО... Может кто в курсе как с этим сейчас обстоят дела на заводе?...

      • Анонимно
        20.08.2014 17:35

        Работа по двигателю ВК-2500 на предприятии ведется. КМПО изготавливает стартер, силовую турбину, сопловой аппарат 3 ступени. Эти узлы составляют 30 % двигателя. Первые комплекты уже были переданы заказчику для подтверждения документации.пресс-служба КМПО

  • Анонимно
    20.08.2014 10:42

    Неизвестно куда занесет южный поток КМПО.

  • Анонимно
    20.08.2014 10:50

    Южный поток накроется медным тазом, неужели не поняли. Обсуждают тут, прибыль показали. а завтра будут такие же и больше убытки. Постепенно Россию закрывают, окружив недружественными государствами. Кстати, закрывают сами власти, а не дяди из Госдепа.

    • Анонимно
      20.08.2014 11:54

      5-й колонне слова не давали. Южный поток будет работать также как уже работает Северный поток. Украина будет сосать...лапу.

      • Анонимно
        20.08.2014 14:07

        Вы ,видимо,не знаете как работает Северный поток раз желаете его участи южному. СП не загружен,т.к. до сих пор не решён вопрос по выводу его из-под действия третьего энергопакета ЕС. Однако владельцам морской части северного потока платится за максимальный транзит в 55 млрд кубов (правда из-за задержек в Германии ввода продолжения морской части газопровода,эта цифра пока снижена до 40 миллиардов кубов)В итоге газпром транспортирует на экспорт практически тоже количество газа,что и до ввода северного потока, только стране это обходится дороже стало...

      • Анонимно
        20.08.2014 14:11

        Ты новости читаешь умник, дело не в Украине дело в ЕС, там решили что Южного потока не будет.

        Ссылку не даю чтоб комент прошел:-)

  • Анонимно
    20.08.2014 10:51

    Но неужели надо было ждать войны на Украине, чтобы загрузить собственные предприятия? Когда в Кремле прекратиться разгильдяйство?Спасибо огромное Шаймиеву, что вообще сохранил КМПО , в 90-ые оно было никому не нужно кроме него и пару сторожил завода. Тоже самое надо предпринять по продукции, которую мы закупаем в Китае в целях промышленной безопасности.

    • Анонимно
      20.08.2014 11:18

      А еще спасибо Александру Филипповичу Павлову, который в бандитских 90-х, когда Гайдар с Шохиным закрывали отечественный авиапром, сумел определиться, что газ будет нужен и при гайдарах, и взял курс на дружбу с Газпромом. В итоге, коллективу ни на один день не задержали выплату даже авансов, в то время как многие соседи (исключая КВЗ) сидели по семь-восемь месяцев без заработной платы. Сегодня либералы с тоской вспоминают времена Гайдара и ругают курс на развитие собственного производства...

  • Анонимно
    20.08.2014 11:05

    Государство поддерживает только автопром

  • Анонимно
    20.08.2014 13:40

    А у нас в Лениногорске все заводы уничтожили: авиационный, радиоприборный и ещё два завода. Стоят теперь и саморазрушаются... Сердце кровью обливается! Слов нет...

    • Анонимно
      20.08.2014 13:55

      БО, объясняйте людям почему закрываются заводы, почему нельзя выпускать устаревшие радиоприборы, почему нельзя выпускать устаревшие самолеты и т.д. Вроде контингент читателей БО должен быть более образован. Но, к сожалению, читаешь одно и то же. Людей так долго зомбировали, что они уже живут в иной реальности. Готовы опять рвануть строем в СССР, забыли, затерли им память постоянным жужанием о том, как все там было прекрасно. И заводы в Лениногорске работали, и Солнце светило по другому и жизнь была прекрасной.

      • Анонимно
        20.08.2014 15:05

        В продолжение темы. Миссия у БО должна быть еще и просветительской, рассчитанная на движение к развитому капитализму, к либеральному обществу, к демократическому строю. Сайт должен давать такой настрой, чтобы у читателей возник правильное направление мысли. Боюсь, что скоро мы опять реально будем строить "суперразвитой" социализм. Тогда и бизнесу и бизнесменам придет конец, неужели это не понятно. Реально, у нас может появиться некое подобие Северной Кореи с "любимым вождем", с пятилетками и передовиками социалистического соревнования и сбором колосков на полях как трудовая повинность.

        • Анонимно
          20.08.2014 19:30

          БО может быть и должна быть просветительской по движению к капитализму, да мало ли к чему еще? Флаг ей в руки. Но независимо от этих наставлений и позиции БО в реальности остаются вопросы. Где в капиталистической России наука, бывшая при прежнем строе самой передовой в мире? Где машиностроение и его составляющие авиа-, судо-, электронное приборостроение? Где легкая промышленность? Где самое эффективное народное образование? Где детские летние лагеря? Где здоровое подрастающее поколение? Где бесплатное высшее образование, ранее дававшее дорогу молодым, обладающим природным талантам (таких менее трех-пяти процентов), обеспечивающим прогресс стране? Где? Где? Где? Между прочим, всего лишь двадцать лет тому назад каждый четвертый самолет в мире был отечественным... Мы не достигли уровня перевозки пассажиров воздушным транспортом, которое было в прошлом. Может быть потому, что средняя стоимость билета составляла всего лишь пятую часть средней заработной платы. Стоит пожалуй остановиться, иначе дойдем до вопроса - почему не стало тридцати тысяч российских деревень, почему понизилась средняя квалификация инженеров и рабочих, почему в МЕГЕ даже гвозди, не говоря уже о шурупах, не отечественные, а китайские ?????...

          • Анонимно
            21.08.2014 12:35

            У человека разумного есть сила воли. Ему дали свободу, отменив рабство. Вам известно, что сельское население стало получать паспорта в СССР с 1974 года, а без паспорта сами понимаете, ты букашка. А институт прописки отменили с распадом СССР. А вот как он распорядится этой свободой зависит от него самого. Почему вместо вопроса "Где?", не задаваться вопросом "Почему?". И конечно же, извечный вопрос для России "Что делать?". Пишите, где наука, где образование? Так разве это зависит от того при каком строе мы живем, при капитализме или социализме? Уверяю, что научное превосходство СССР пустой миф. Да, был период, когда командно-административная система управления наукой дала результат в виде создания атомной бомбы и космических ракет. Но не в научных открытиях, которые позволили их создать. Даже, наоборот, такая система здорово тормозила. Но, да по количеству ученых, СССР занимал первое место в мире, но не по числу открытий, не по числу публикаций на ученого, на количество ссылок на одну работу. Кстати, по количеству ученых мы до сих пор на первых ролях. И существующая Академия наук, которую создавали как министерство науки со специальными правами в СССР, до сих пор остается на плаву. Вот и надо спрашивать у ней про науку. И так во всем. Задавайте вопрос - Почему?, а затем Что делать?

            • Анонимно
              22.08.2014 20:29

              "У человека разумного есть сила воли. Ему дали свободу, отменив рабство." _____ Не думал, что еще остались люди, которые всерьез верят, что люди с распадом СССР получили настоящую свободу. Свобода начинается с величины доходов. Если мене 10 процентов получают более 60 процентов всех доходов, то не менее 40 процентов остальных еле сводят концы с концами. А, значит, они по определению не могут быть свободны! И, если прежде, в СССР, "рабы" трудились на предприятиях и создавали серьезную продукцию, то сегодня очень не малая их часть чтобы прожить - сторожит школы, детские сады, торгует в киосках, а некоторая - торгует очень даже свободно, не прячась, своим телом. Нравится Вам задавать вопросы "почему", так ответьте - почему они так делают? Ну, а если совсем отвечать исторично, то большевики отменив сословность разрешили всем(!) учиться. Прежде в Казанский императорский только по высшему разрешению можно было попасть единицам инородцев или выходцев из "низших" слоев. Этот шаг большевиков, кстати, обернулся массовым появлением очень даже неплохих специалистов в период индустриализации. Были созданы капитальные новые отрасли: металлургическая, паровозостроение, авиастроение, кораблестроение, электронное приборостроение, атомная промышленность, ракетостроение, станкостроение и т.д. Чего не было у абсолютного большинства "свободных" стран в таком комплексе. Только совсем не читающего человека можно убедить, что все это создавали рабы. Читающий ответит: только люди, обладающие полной свободой могли это создать. А вот разрушители СССР усиленно возрождают сословность... "Вам известно, что сельское население стало получать паспорта в СССР с 1974 года, а без паспорта сами понимаете, ты букашка". ___Но ведь с 1974 года до 1990 года разорения деревень не было. А сегодня опустели 30 тысяч деревень. Ответьте на свой вопрос: "Почему"? "Пишите, где наука, где образование? Так разве это зависит от того при каком строе мы живем, при капитализме или социализме? ___ У капитализма и социализма разные цели. В современной России решили, что всеобщего среднего образования не должно быть. Уровень образования должен быть ОГРАНИЧЕН. При социализме за такой курс Вас бы исключили из партии, предали общественной анафеме. Если это было бы показателем несвободы, то пусть она будет! Но зато миллионы людей получат образование, от чего жизнь даже домохозяйки будет содержательнее. Догадайтесь сами - почему?

  • Анонимно
    20.08.2014 13:48

    Южный поток заморозили, КМПО ничего с этого не получит теперь.

    • Анонимно
      20.08.2014 15:07

      Вы просто не в теме.КМПО поставляет газоперекачивающие агрегаты на компрессорные станции,которые строятся на магистральных газопроводах,прокладываемых по российской территории к берегу чёрного моря. подрядчики там Ротенберги,т.ч. всё будет в порядке... основные откаты "зарабатываются" на российском сухопутном участке,где нет зарубежных участников...

  • Анонимно
    21.08.2014 07:36

    Акции КМПО где можно продать?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль