Машиностроение 
27.08.2014

Взлетные показатели от КВЗ, или Кому на Руси и с санкциями жить хорошо

Чистая прибыль казанских вертолетостроителей составила рекордные 7 млрд. рублей

На фоне рецессии в экономике, внешнеполитической напряженности, ввода санкций и антисанкций бизнес, как правило, переживает не самые лучшие времена. Но к бизнесу, имеющему отношение к оборонному заказу, это не относится. Выручка ОАО «Казанский вертолетный завод» за первое полугодие выросла на 22,7% до 24,15 млрд. рублей. Впрочем, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», менеджменту казанского завода не время почивать на лаврах, поскольку существует реальный риск срыва поставок комплектующих из Украины и необходимость развития сегмента легких вертолетов.


Выручка КВЗ за первое полугодие 2014 года выросла на 22,7%: с 19,68 млрд. рублей до 24,15 млрд. рублей
Выручка КВЗ за первое полугодие 2014 года выросла на 22,7%: с 19,68 млрд. рублей до 24,15 млрд. рублей

НА ЗАВИСТЬ НЕФТЯНИКАМ

Выручка ОАО «Казанский вертолетный завод» за первое полугодие 2014 года выросла на 22,7%: с 19,68 млрд. рублей до 24,15 млрд. рублей. Однако гораздо большее впечатление производит падение (!) себестоимости при таком росте оборота. Основные издержки снизились на 2,6%. В итоге доля валовой прибыли в выручке составила 59,2% (!). Такой марже могут позавидовать даже нефтяники (у той же «Татнефти» доля валовой прибыли в выручке только 36,7% по итогам 6 месяцев текущего года), не говоря про представителей менее рентабельных отраслей промышленности.

Подчеркнем, что КВЗ — экспортно-ориентированное предприятие. Так, по итогам 2013 года на экспорт было направлено 79 машин (77% годового объема), на внутренний рынок — только 24 машины. На первом месте среди заказчиков Индия, а вот на втором — геополитический оппонент США.

Напомним, контракт «Рособоронэкспорта» с США предполагает поставку 63 вертолетов Ми-17В-5 (на $1,33 млрд.) для афганских вооруженных сил. По состоянию на март КВЗ поставил 39 вертолетов, оставшиеся машины должны прибыть в Афганистан до конца текущего года.

Таким образом, на сегодня санкции, применяемые в отношении РФ со стороны США и их сателлитов, не коснулись спроса на продукцию КВЗ. Это может говорить в пользу того, что продукт КВЗ настолько хорош в соотношении цена/качество, что отказаться от него крайне сложно даже в периоды политических обострений.

Нельзя не отметить, что экспортные контракты, как правило, заключаются в твердой валюте (евро или доллар США). Поэтому дополнительным драйвером роста выручки КВЗ стало ослабление рубля. Так, национальная валюта ослабла на 12,9%: с 31,06 рубля за доллар в первом полугодии 2013 года до 35,07 рубля за доллар в первом полугодии 2014 года.

ПОЛМИЛЛИАРДА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГОВ

Отметим, что сэкономить менеджменту удалось не только на основных издержках. Так, коммерческие расходы были урезаны сразу на треть: с 5,64 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 3,79 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. Еще раз подчеркнем, это снижение мы наблюдаем при росте оборота на 23%, что говорит о вскрытии резервов экономии и высококвалифицированном управлении заводом. Без преувеличения можно сказать, что в текущем году генеральный директор КВЗ Вадим Лигай показал образцовое управление издержками. В результате грамотной оптимизации операционная прибыль выросла в 3,2 раза: с 3,06 млрд. рублей за январь-июнь 2013 года до 9,71 млрд. рублей за январь-июнь 2014 года. И это также свежий абсолютный рекорд предприятия для первого полугодия.

На этом позитив не исчерпал себя. Был улучшен и баланс прочих статей. Так, отрицательное сальдо прочих расходов и доходов сократилось на 166 млн. рублей до 53 млн. рублей по итогам первого полугодия 2014 года.

Небольшой, можно сказать мизерной, ложкой дегтя в этой огромной бочке меда финансов КВЗ стало увеличение процентных выплат на 15 млн. рублей до 643 млн. рублей за 6 месяцев 2014 года. Но сам объем займов и кредитов снизился на 10,4%: с 18,23 млрд. рублей на 30 июня 2013 года до 16,34 млрд. рублей на 30 июня 2014 года. Отсюда стоимость заемных средств для КВЗ подорожала.

Напомним, что по итогам 2013 года главным кредитором КВЗ по коротким деньгам стал Сбербанк с займом в размере 8,45 млрд. рублей. Пожалуй, дело не столько в кредиторе, сколько в объективном росте ставок в финансовой системе РФ. Так, в первом полугодии Центробанк РФ провел каскад повышений ключевой ставки с 5,5% до 7,5%. Что не могло не отразиться на росте стоимости кредитов.

В целом такой символический рост издержек по кредитам никак не мог огорчить акционеров КВЗ в лице ОАО «Вертолеты России». Чистая прибыль КВЗ взлетела в 4,2 (!) раза: с 1,7 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года до 7,15 млрд. рублей за 6 месяцев 2014 года. Это не просто новый рекорд для полугодия, предыдущий максимум, принадлежащий 2012 году, был превышен в 2,5 (!) раза. Да, умопомрачительный взлет чистой прибыли.

Сожалеть тут можно только об одном: акций КВЗ не найти сегодня в свободном обороте, так как ОАО «Вертолеты России» выкупило с рынка все бумаги во второй половине 2012 года.

НУЖНО ДОВЕСТИ ДО УМА «АНСАТ»

Тенденции и перспективы развития вертолетостроения в Татарстане газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты Татарстана:

— Сегодня КВЗ нужно готовиться к возможным проблемам с поставками комплектующих из Украины. Это один из главных существующих рисков, на мой взгляд. Следует учесть вхождение КВЗ в объединенную компанию, где общая часть затрат корпорации может лечь на плечи казанского завода.

Сейчас наблюдается период получения плодов исключительно грамотной предыдущей работы. Они, безусловно, молодцы, но не нужно почивать на лаврах. Лидером отрасли быть очень сложно, несмотря на мощную команду во главе с Вадимом Лигаем. Надеюсь, что Вадим Александрович будет уделять по-прежнему много внимания текущим операционным вопросам и проводить больше времени на заводе, чем в Москве. Необходимо, чтобы текущая рекордная прибыль была с умом расходована на модернизацию производства и на НИОКР. Надеюсь, что менеджменту удастся сохранить существующий положительный тренд.

Азат Хаким — директор авиакомпании «Тулпар»:

— Если говорить о преимуществах продукции КВЗ, то стоит начать с того, что это неприхотливые вертолеты. Они могут работать в очень тяжелых климатических и экстремальных температурных условиях. При этом вертолеты от КВЗ не перегружены электроникой, так как в тяжелых условиях в первую очередь страдает электроника, а вот аналоговые приборы более выносливые — то, что нужно. При этом продукция особенно популярна в странах латинской Америки, в Африке, Индии, Афганистане и так далее, там, где уровень персонала, как и оснащение для обслуживания техники, не на высоком уровне. Тут простота управления и обслуживания играет на руку КВЗ. Как я уже говорил, вертолеты КВЗ — это «автомат Калашникова в воздухе», один из лучших брендов, которые нам достались в наследство от Советского Союза.

Насколько мне известно, в Афганистан по заказу США уже поставлено более 70 процентов от объема контракта. И даже если США заблокируют поставки, рынок сразу «проглотит» остальную часть, очередь на вертолеты КВЗ составляет около двух лет. Проблем со спросом у завода сегодня нет. Тем не менее Eurocopter и Bell — реальные конкуренты КВЗ и заводу нужно думать о модификации и модернизации своих вертолетов. Если бы убрали заградительные пошлины, КВЗ на внутреннем рынке было бы гораздо тяжелее. Только на боевые вертолеты рассчитывать не стоит. Цены на гражданскую продукцию для внутреннего рынка могли бы быть и ниже.

Что касается высокой прибыли, не исключаю, что это уже первые результаты проводимой модернизации завода. В случае экстенсивного расширения при дефиците профессиональных технических специалистов такую прибыль показать сложно. Поэтому, считаю, что такое улучшение — это следствие именно обновления основных фондов и технологий.

Так или иначе нельзя почивать на лаврах. К примеру, нужно довести до ума «Ансат», сделать его привлекательным для внутреннего рынка. Тут на руку КВЗ программа импортозамещения, нам не хватает именно такого вертолета. Также ощущается дефицит легких вертолетов, и этот сегмент нужно срочно осваивать. Если эти проекты будут осуществляться, можно будет смотреть уверенно на 10 - 15 лет вперед.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Ослабление позиций рубля увеличивает выручку экспортных компаний, позволяя экономить и на издержках. Рост прибыли пропорционален рублевым перепадам, но стоит понимать, что это всего лишь конвертационные моменты, которые не имеют отношения к фундаментальной устойчивости компаний. В условия экономического спада это действительно некоторое преимущество.

Фундаментальная ситуация такова, что рубль рано или поздно вернется к плавной долгосрочной девальвации. Это нужно бюджету, Центробанку и экспортным компаниям, которые платят налоги внутри страны. В среднем к концу года доллар США может стоит 36,5 - 37 рублей, евро — 49 рублей. Далее Центробанк окончательно устранится от интервенций и рублевые котировки будут формироваться исходя из рыночного спроса и предложения.

Основные экономические показатели
ОАО «Казанский вертолетный завод»

Наименование показателя

6 мес. 2013

6 мес. 2014

Абсолютное изменение 2014 к 2013

Изменение в %

Выручка, млн. рублей

19677

24146

4469

22,7

Себестоимость, млн. рублей

10111

9852

-259

-2,6

Затраты на 1 рубль продукции, рублей

0,514

0,408

-0,106

-20,6

Валовая прибыль,
млн. рублей

9566

14294

4728

49,4

Коммерческие расходы,
млн. рублей

5636

3789

-1847

-32,8

Управленческие расходы,
млн. рублей

871

798

-73

-8,4

Операционная прибыль,
млн. рублей

3059

9708

6649

217,4

Проценты к уплате,
млн. рублей

628

643

15

2,4

Прочие доходы, млн. рублей

1277

2181

904

70,8

Прочие расходы, млн. рублей

1496

2234

738

49,3

Чистая прибыль (убыток),
млн. рублей

1699

7146

5447

320,6

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.08.2014 08:17

    Ну, хоть немного позитива.

  • Анонимно
    27.08.2014 08:41

    Вертолётная отрасль ,можно сказать, по объёмам уже вышла на советский уровень и это при том, что линейка вертолётной техники сейчас более разнообразная и технологически более сложная...Нужно доводить до ума двигатель ВК-800 для Ансата и ,наверно, Актай неплохо было бы возродить,тем более,что многие работы по нему уже проведены...

  • Анонимно
    27.08.2014 09:18

    Вообще очень радостно видеть что у нас есть эффективно работающие высокотехнологичные предприятия. Успехов! И не останавливаться на достигнутом!

    • Анонимно
      27.08.2014 10:32

      Спасибо американцам (ухх. злодеи) Вы хотели сказать?)Где была бы эффективность без американских заказов?)

  • Анонимно
    27.08.2014 10:07

    Гуд

  • Анонимно
    27.08.2014 11:40

    Читаешь 2 соседние статьи на БО и поражаешься. В одной как управляется родственниками, людьми правильного происхождения и УдаЩливыми менеджерами предприятие ( еле вылазит из долгов делая новые, и эмтропируя сомнительные схемы) вторая где КВЗ даже в условиях санкции показывает успешные результаты. Руководителей надо назначать по принципу способностей, а не родственных связей, - Господа руководители Республики.

    • Анонимно
      27.08.2014 22:32

      Сухов говорил:"Этто точно!!" Не дай бог туда удащливые проникнут.

  • Анонимно
    27.08.2014 12:27

    КВЗ молодцы. Они одни из лидеров среди промышленников Татарстана, наряду с Зеленодельским судостроительным заводом. КАПО надо брать пример с них.

  • Анонимно
    27.08.2014 13:28

    нашей семье, как невольно лишенных акций КВЗ, такие новости как плевок.

  • Анонимно
    27.08.2014 16:39

    Спасибо Лигай Вадим Александровичу!!!Лучший руководитель современности!!!Он работает во Благо России, Татарстана, Казани и для простого народа!!! Молодец!!! Успехов ему и в дальнейшем!!!

  • Анонимно
    28.08.2014 07:39

    Прибыль огромная, а зарплаты при этом копеечные!

    • Анонимно
      28.08.2014 08:23

      На жратву зарплаты не хватает.

    • Анонимно
      28.08.2014 20:23

      Да в нашем Татарстоне везде копейки платят: в машиностроении, нефтехимии, нефтянке, не говоря уж о сельском хозяйстве. Одна хвальба, да показуха.

  • Анонимно
    28.08.2014 09:27

    А без двигателей украинских как будут обходиться? Большая часть движков ведь оттуда была.

  • Анонимно
    28.08.2014 11:44

    Что-то здесь неправильно, не может быть в машиностроении ни такой рентабельности, ни таких скачков рентабельности. Скорее всего, какие-то затраты не отразили в себестоимости, а оставили в НЗП. Либо какой-то другой вариант

  • Анонимно
    28.08.2014 22:32

    До СССР еще далеко: там по 70 вертолетов в М-Ц производили. А тут только 120 в год. Да и 20 АНСАТОВ в год -смешно смотриться: Boing и Aerbas каждый в М-Ц производит по 40 самолетов.

  • Анонимно
    29.08.2014 10:28

    Деньги, которые утекают в Московские карманы

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль