Общество 
29.08.2014

Татарстан отстоял право на президентство?

Сенсационный вопрос президенту России, который задал аспирант-историк Вишневский из КФУ, и полученный ответ на него открывают окно возможностей для элиты республики

Сегодня президент России Владимир Путин на молодежном лагере «Селигер» сделал важное заявление относительно того, как может называться высшая должность главы субъекта. По мнению Путина, и прежний президент Татарстана, и ныне действующий в «прямом и высшем смысле этого слова государственники», «патриоты России». И сам регион (в России федерализм же!), точнее, его граждане, должны определять такое название. «БИЗНЕС Online» приводит явно согласованный с организаторами встречи «провокационный вопрос» от жителя Татарстана и ответ президента России.

«И ПРЕЖНИЙ ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА, И НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИЙ В ПРЯМОМ И ВЫСШЕМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА ГОСУДАРСТВЕННИКИ, ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Сегодня президент России Владимир Путин на протяжении почти четырех часов отвечал на вопросы участников молодежного лагеря «Селигер» в Тверской области, где в рамках смены «Поколение Zнаний» собрались аспиранты и молодые преподаватели истории, политологии, социологии, философии и экономики из регионов России.

Глава государства сделал несколько важных и крайне любопытных заявлений, например, о том, что хоть Москва и является «объединительным символом» для россиян, в ней необязательно концентрировать все государственные структуры, и возможным и правильным является перевод части органов власти в Сибирь. Заявил Путин и о том, что возвращение государству утраченной в 90-е годы собственности не приведет к положительным результатам. Не мог не прокомментировать последние события на Украине, рассказав, что киевские власти приняли решение не выпускать свои войска по предложенному гуманитарному коридору, а попытка выйти из окружения с боем может обернуться многочисленными жертвами. Именно поэтому президент России обратился к ополчению с просьбой предоставить им коридор во избежание бессмысленных жертв.

Но самый важный вопрос (по крайней мере, для Татарстана и татарстанцев) неожиданно задал молодой чернявый парень, который представился Тимуром Вишневским из Казанского федерального (Приволжского) университета. Приводим полностью его вопрос и ответ Путина, которые сами по себе красноречивы.

(фото: kremlin.ru)

Тимур Вишневский из Казанского федерального (Приволжского) университета:

— Как вы, безусловно, знаете, в Республике Татарстан пропорционально проживает татарское и русское население. Сам я из смешанной русско-татарской семьи. В связи с этим вопрос, так сказать, о наболевшем. Республика Татарстан, насколько я знаю, последняя национальная республика в России, в которой сохраняется институт президентства. Вопрос у нас такой: как так у одного гражданина РФ один президент, то есть президент РФ, а у нас президента два: президент РФ и президент РТ? Вопрос заключается в следующем: как вы считаете, будет ли в кратчайшие сроки установлен единый институт президентства в стране, и как вы видите ближайшее будущее федерального устройства России?

Владимир Путин:

— Что касается федеративного устройства страны, я считаю, что это очень важная и сущностная составляющая нашей государственности — федеративное устройство, потому что оно позволяет нам лучше учитывать интересы всех граждан страны, где бы они ни проживали. Учитывать их национальные, исторические, религиозные, культурные особенности. В этой связи и именно поэтому у нас достаточно большие полномочия у регионов РФ, особенно в этих сферах, которые я только что назвал. Кстати, наши украинские партнеры почему-то так боятся федерализации. Это их выбор, мы, разумеется, ни в коем случае не будем вмешиваться. Стран с федеративным устройством полно в мире: Россия, США, Бразилия, Германия. Смысл в том, чтобы дать возможность людям, которые проживают на разных территориях, на которых есть существенные особенности, которые я назвал, дать им возможность жить полноценной жизнью. Я считаю, что мы должны укреплять федерализм в нашей стране.

Что касается Татарстана и того, что в Татарстане высшая государственная должность в субъекте федерации называется «президент» — это никак не влияет на то, что Татарстан является полноценным субъектом РФ. Это, по нашему законодательству, дело самого субъекта федерации, как выстроить эту систему и как назвать высшее должностное лицо. Должен отметить, что и прежний президент Татарстана Минтимер Шаймиев и ныне действующий президент — они в прямом и высшем смысле этого слова государственники, полноценные граждане РФ и не просто граждане РФ — они патриоты России. Мы это с вами, надеюсь, почувствовали в период развития крымских событий, когда ныне действующий президент Татарстана неоднократно выезжал в Крым, встречался с крымско-татарскими представителями, говорил о том, как устроена жизнь в Российской Федерации такого одного из титульных народов России, как татары. Ведь у вас в Татарстане, по-моему, меньше 3 миллионов татар проживают, где-то 2,5, около 3. А еще 2,5, почти 3 миллиона, проживают на других территориях РФ. Наша цель заключается в том, чтобы все люди, где бы они ни проживали, какой бы национальности они ни были, чувствовали себя полноценными гражданами России и пользовались бы одинаковыми правами. Но есть, повторю, и особенности определенные, которые должны учитываться в ходе развития федерализма. Как назвать высшее должностное лицо — это прежде всего ваше дело, дело тех граждан России, которые проживают в Республике Татарстан.

Зал зааплодировал.

Тимур Вишневский (фото: vk.com)

ВРЕМЯ ПРИДУМАТЬ ГЕНИАЛЬНУЮ ДОЛЖНОСТЬ

Пару слов стоит сказать про самого Вишневского. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в КФУ, Тимур — аспирант Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, выпускник 2013 года.

«Наш университет отправлял студентов на «Селигер», и Тимур Дмитриевич поехал туда вместе с «гуманитарным блоком», в который входит Институт истории, философский факультет», — рассказала газете «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-центра КФУ Наиля Бадыкшанова.

Научным руководителем Вишневского является Булат Ягудин. Известно, что он преподает в университете ряд дисциплин, связанных с регионоведением, новую и новейшую историю, а также историю стран Азии и Африки. Особое внимание кандидат исторических наук Ягудин уделяет, судя по статьям и монографиям, опубликованным на сайте КФУ, истории Турции. Его подопечный Вишневский часто выступает на научно-практических конференциях. К примеру, одной из тем приложения его научных знаний стали стереотипы и новые подходы в изучении гражданской войны в Китае.

При этом в КФУ газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что никаких вопросов задать они ему не поручали...

Напомним, всероссийскую отмену названия «президент» применительно к высшим должностным лицам регионов в августе 2010 года инициировал глава Чечни Рамзан Кадыров. Уже 29 декабря 2010 года Дмитрий Медведев подписал закон, запрещающий главам субъектов РФ называться президентами. Вслед за Чечней «президентские» посты были упразднены в республиках Бурятия, Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Последними «сдались» наши соседи — в конце прошлого года Башкортостан все-таки внес изменения в своих республиканских законах, и теперь должность будет именоваться «глава Республики Башкортостан», башкирский вариант звучит как «Башкортостан Республикаhы Башлыгы». По закону у Татарстана есть время отказаться от наименования «президент» до 2015 года.

Минниханов ранее комментировал данный закон. В несколько шутливой форме он заявлял, что он не понимает, почему, скажем, футбольному клубу можно иметь президента, а республике — нет. Искренне признавался, что ему лично по большему счету без разницы, как звучит название его должности. И уже более серьезно отмечал, что у республики есть время до 2015 года подумать. Например, в 2012 году на собрании медиаклуба, созданного как общественная организация, объединяющая более 100 представителей СМИ — «выходцев из Татарстана и по роду деятельности активно сотрудничающих с республикой», Минниханов отметил: «У нас есть время до 2015 года. Мы должны придумать гениальное название для руководителя республики. Пока не придумали, но думаем». Минниханов также не согласился с тем, что сегодня во главе регионов федерации больше нет «президентов», и напомнил, что кроме Татарстана главы Республики Башкортостан и Республики Ингушетия также являются президентами.

Однако время неумолимо подходит к концу, и правящая элита подходила к рубежу, когда надо было бы определяться. До января 15-го было рукой подать... О умонастроении значительной части власти (особенно той, что связана с 90-ми) и национальной интеллигенции свидетельствует последнее августовское интервью Бабая, выдержанное в жестком духе.

«Мы впервые строим российскую государственность на демократической основе, на основе федерализма. Как я уже говорил, это самое сложное государство. Но это наша судьба, мы такие, какие есть, — рассказал Минтимер Шаймиев в интервью газете «Наша республика». — Да, мы делаем это впервые. Нельзя оставлять напряжение по проблемам языка, веры, традиций. Хлеб на столе уже давно у всех есть, поэтому на первый план выходят другие вопросы: доверие, взаимоуважение, соблюдение прав...

Сейчас многие татарстанцы задаются вопросом, почему Госдума приняла закон о том, что главе субъекта федерации нельзя называться президентом? Этот закон небезупречен, там есть элементы нарушения Конституции России. Во имя чьего-то самолюбия это делается, что ли?

Президент — это желание людей, люди привыкли, им нравится. Я вам должен сказать, проекты закона о запрете использования наименования «президент» уже вносились не раз. Однако тогда Госдума официально отклонила проект, заявив, что это противоречит Конституции. Второй раз подобный проект получил отрицательный отзыв правительства России, поскольку ограничивал право субъектов РФ на самостоятельное определение наименований своих органов госвласти и противоречил статье 11 Конституции РФ. И вдруг в угоду кому-то это продавили...

Татары, живущие по всему миру, очень болезненно к этому относятся. У нас есть Всемирный конгресс татар. Ведь получается, что с нашим общим мнением не считаются. Ну тогда давайте референдум проведем — на ура ведь оставят. Между прочим, договор о делегировании полномочий подписан двумя президентами — России и Татарстана.

Подчеркну: мы впервые строим нашу федерацию в условиях демократического государства, это сложный путь. Надо быть осторожными и уважительными друг к другу. В нормальном обществе сила любого государства — в единстве. Надо его сохранять и укреплять».

Все шло к точке бифуркации, но... Сегодня произошел неожиданный катарсис!

Судя по всему, команда Путина решила поддержать команду Минниханова и постаралась не ввергать Татарстан в острый внутриполитический кризис (нет сомнений, что ликвидация названия «президент» при всей «чепуховости вопроса» для тех, кто не в теме или далек от политики, в том числе национальной) для определенной части татар и татартстанцев — это покушение на статус республики и «последний гвоздь в гроб федерализма», заявила устами президента то, что сегодня прозвучало. На фоне украинского кризиса и танков на Донбассе — что особенно актуально — Путин впервые за многие годы сделал четкие реверансы в сторону федерализма!

Если сегодня Татарстан получил реальный шанс оставить название «президент» в должности главы республики, значит ли это, что будет изменен федеральный закон, подписанный Медведевым как в случае с переходом на зимнее время? Или на самом деле высказывание Путина стоит расценивать иначе? Ближайшее время покажет, но по горячим следам можно сказать, что наличествуют все признаки, что «проклятый вопрос» с президентством не будет больше висеть как домоклов меч над татарстанской властью.

Как должна называться должность главы Татарстана? (29.08.14-30.08.14)
7%Мне все равно
6%Надо выбрать одно из традиционных национальных названий: хан, султан, баши и т.п.
53%Должно оставаться название «президент». Оно привычное и наиболее подходящее
17%Президент в стране должен быть один. Все остальные могут называться как угодно, но только не президентом
17%Лучше всего подходит «глава республики» как в Чечне
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (190) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.08.2014 15:36

    Путин Януковича тоже патриотом называл.

    • Анонимно
      29.08.2014 16:28

      Ау Пан-алекс,где-же ты со своими комментариями

    • Анонимно
      29.08.2014 19:38

      Тоже мне сенсация,что больше проблем нет

    • florit
      29.08.2014 21:17

      Если сейчас переименуют высшую должность в Республике Татарстане, то это ударит по репутации России и Путина как защищающие федеративное устройство (Путин предлагает Украине федерализацию). Скорее всего название "Президент" оставят и ни кто не предложит вернуть часть денег Татарстану (ВСМ или в виде других программ).

  • Анонимно
    29.08.2014 15:37

    Правильно, пусть граждане сами назовут новое имя главы Татарстана!

  • Анонимно
    29.08.2014 15:37

    И как он собрался учесть мнение граждан Татарстана? Давайте проведем референдум, ага. Как раз граждан РТ устраивает должность президента РТ.

    • Анонимно
      29.08.2014 16:26

      За всех не говорите. Много и против такого названия должности главы республики.

      • Анонимно
        29.08.2014 19:06

        Я против "президента". Я за - "ГЛАВУ"!

        • Анонимно
          29.08.2014 19:43

          Я за президента.

        • Анонимно
          29.08.2014 20:29

          Почему? Потому-что ты пятая колонна Татарстана!!

        • Анонимно
          30.08.2014 03:18

          \\Я против "президента". Я за - "ГЛАВУ"!\\ - Я вижу, Вам и Путин не указ. Оппозиционер, однако...

          • Анонимно
            30.08.2014 10:40

            Я тоже имею опозиционный настрой и он направлен против внынешней власти.не умеющей не хотящей согласовать с народом свои мнения.галям

  • Анонимно
    29.08.2014 15:38

    Походу ждать нам очередного референдума

  • Анонимно
    29.08.2014 15:38

    Вопрос закрыт?!

    • NIYAZ
      29.08.2014 20:02

      Да, спасибо хохлам за стечение обстоятельств.Или просто комплекс неполноценности ушел в ремиссию.

  • Анонимно
    29.08.2014 15:41

    вот и все, а Вы боялись

  • Анонимно
    29.08.2014 15:43

    градация по Путину: есть обычные граждане, а над ними патриоты. Что остальным-то делать, "непацриотам"?

  • Анонимно
    29.08.2014 15:45

    вот и все, а Вы боялись

  • Анонимно
    29.08.2014 15:45

    Референдум. Интересно. Мудрое решение.
    АГ

  • Анонимно
    29.08.2014 15:47

    Какая радость!! Пойду попляшу.

    • Анонимно
      29.08.2014 16:30

      Из Аппарата?Здание не очень новое-осторожнее!знакум

  • Анонимно
    29.08.2014 15:47

    Вот вам и явка на выборы!!! Референдум.

  • Анонимно
    29.08.2014 16:02

    А вообще-то Рамзан хотел подмазаться в свое время Путину, что вот предложил, типа только один Президент в России должен быть. А тут у татар свой Президент будет. Не хорошо ему сейчас наверное и нехорошо всем президентам национальных республик, которые хором выстроились и сдали все. Молодцы Шаймиев и Миннихановым. Татары в России особый народ, они под общую гребенку не попадают. Ну и благодарность Путину, что не стал создавать лишние проблемы на ровном выдуманном месте.

    • Анонимно
      29.08.2014 17:14

      Путин человек не глупый!Зачем чесать там где не чешется?В стране и так проблем хватает.Вот он и занят реальными делами,а Кадырову видимо заняться нечем было!

  • Анонимно
    29.08.2014 16:06

    "Мы почувствовали", а кто это мы?

  • Анонимно
    29.08.2014 16:08

    "в ходе развития федерализма". А в чем этот ход развития заключается? В разрешении оставить наименование должности "президент"? подарок с барского плеча.

  • Анонимно
    29.08.2014 16:09

    Бик зур рахмэт Владимир Владимирович! Живем спокойно и дальше с нашим Президентом! Мудрость в выжидании позиции ВВП в очередной раз не подвела РРН. Эх и повезло же нам с Президентами и со своей страной и с малой родиной. ТАТАРСТАНОМ!!! Ура!!! Байрам белэн!

    • Анонимно
      29.08.2014 16:22

      Вы не поняли. Он сказал это дело жителей Татарстан выбрать название ВМЕСТО наименования президент

      • Анонимно
        29.08.2014 19:37

        . "Как назвать высшее должностное лицо — это прежде всего ваше дело, дело тех граждан России, которые проживают в Республике Татарстан." Так уже и назвали президентом, чё выдумывать то еще...

      • Анонимно
        29.08.2014 23:55

        Ну, да: казнить нельзя помиловать.)))

  • Анонимно
    29.08.2014 16:09

    пролетариат опять обманули...

  • Анонимно
    29.08.2014 16:10

    Красава! татары - системообразующая нация в РФ, после русских конечно, это признание заслуг Татарстана в современной России

  • Анонимно
    29.08.2014 16:10

    Ну давайте и на референдум денежки потратим, чтобы осталось как есть

  • Анонимно
    29.08.2014 16:10

    Как я прогнозировал Путин не в том состоянии чтобы давить на татар .Буре .

    • Анонимно
      29.08.2014 16:29

      Здесь тебе не Казахстан! Не все так просто, недаром ВВП в заключении называет наших руководителей настоящими патриотами. Наверное, думает, что наш сам откажется.

    • Анонимно
      29.08.2014 16:33

      Спасибо Вам Владимир Владимирович за доверие! Бик зур рэхмэт! Будем и дальше жить в дружбе русских и татар, эльхамдуллях. Долгих лет жизни Вам!

    • Анонимно
      29.08.2014 16:36

      Буре, рэхмэтебезне эйтик абзыйга hэм Аллахка шокер кылыйк! Путиннын сузлэре чын булсын. Рэхмэт ана.

      • Анонимно
        29.08.2014 16:56

        Питин уз туралы кайгыра . Кырым хэм Украина белэн чатак чыкмаса , башка сузлэр булар иде .Буре .

  • Анонимно
    29.08.2014 16:14

    Да хоть горшком назови, только в печь не ставь.

  • Анонимно
    29.08.2014 16:14

    я за референдум, потому что против названия президент

    • Анонимно
      29.08.2014 16:26

      А я за то, чтобы все осталось как есть. Нечего тратить деньги на референдумы.

      • Анонимно
        31.08.2014 11:53

        Не только на референдум, но и бланки, печати, штампы, изменение республиканского законодательства и т.д. ...

    • Анонимно
      29.08.2014 16:30

      то-есть против названия президент Российской федерации?

  • Анонимно
    29.08.2014 16:15

    После такого заявления можно вместе с выборами в госсовет устраивать референду по поводу наименования руководителя республики!

  • Анонимно
    29.08.2014 16:16

    Да, я за Референдум!

  • Анонимно
    29.08.2014 16:17

    ну все. не иначе как хан султан

  • Анонимно
    29.08.2014 16:18

    Царь- батый!!!!!

  • Анонимно
    29.08.2014 16:19

    радуйтесь, никого так не любят и так уважают как нас...вспомните чечня, башкортостан,украина... у нас - универсиада,чемпионаты мира,рост ср.зарплаты ..чего ж вам еще то надо?Ждем всех на выборы

  • Анонимно
    29.08.2014 16:24

    Слова политика - только слова.

  • Анонимно
    29.08.2014 16:25

    ТАТАР-Баши!- вот оно наше родное славянское!

  • Анонимно
    29.08.2014 16:30

    "Как назвать высшее должностное лицо – это дело тех граждан, которые проживают в Татарстане" - как бэ еще это реализовать не нарушая федеральное законодательство?

  • Анонимно
    29.08.2014 16:33

    собаки лают караван идет

  • Анонимно
    29.08.2014 16:33

    Я всегда призывал в БО: "За Президента Татарстана стоять на смерть!". А то тут некоторые слабаки начали причитать: давайте назовем, хан, ильхан, башхан и прочие глупости. Им должно быть стыдно.Талгат.

    • Анонимно
      29.08.2014 17:28

      видно хорошо имеешь,а народ то не имеет в отл. от тебя!)

      • Анонимно
        29.08.2014 18:27

        Я имею только то, что имеет мой народ!Талгат.

        • Анонимно
          29.08.2014 21:58

          а народ твой ни чего не имеет,посмотри даже дорог в деревнях нет,зарплата у народа 7-10 рублей.А говоришь стоять насмерть..--тьфу.Сначала подумай.)

          • Анонимно
            30.08.2014 03:24

            Так и я ничего не имею, но за государственность Татарстана готов умереть!Талгат.

  • Анонимно
    29.08.2014 16:35

    Мне нет разницы, не знаю ни одного случая, чтобы при переименовании Президента в главу или царя, Васю в Петю или милицию в полицию, что-то изменилось. Если лицо создало себе заслуженный авторитет в своем кругу, то от переименования ничего не будет.

  • Анонимно
    29.08.2014 16:38

    Ну вот, все сразу поверили, сразу спасибо-р?хм?т... А вы ему верите? Вроде сказал, что будет делать все, чтобы оставить войну на Украине, а вчера СМИ пишут, что российские войска ворвались на Украину?

    • Анонимно
      29.08.2014 18:08

      Дав слово он же не инициировал изменение федерального закона. Он хозяин своего слова - как дал так и возьмет. Будет также как с "латиницей". А последователь К.Амирова будет заводить дела "О приведении в соответствие федеральному закону"

  • Анонимно
    29.08.2014 16:39

    "Можешь звать меня Сьюзи, если тебе захочется"...)) к/ф "Большой куш"

  • Анонимно
    29.08.2014 16:40

    Братья-башкиры поторопились с переименованием. Или у них не должно быть президента?

  • Анонимно
    29.08.2014 16:41

    Я писал в комментарии под статьей около месяца назад, что Путин - не дурак и понимает, что сейчас не нужно создавать предпосылок для расшатывания ситуации в Татарстане, потому, как отмена президенства привела бы как минимум потери Путинской популярности у татар (у тех кто сейчас за Путина), как максимум - многочисленным протестам и новым требованиям о суверенитете. Те, кто отказались от Президенства - это исключительно их проблемы, Татарстан их не уговаривал это сделать. Можно зарабатывать внимание Путина - предлагая отказаться от слова Президент, а можно - просто упорно работая и зарабатывая деньги, как для своей республики, так и для других регионов России. Но чувствую - в сегодняшний вечер многие главы республик напьются. Но то, что что позволено Юпитеру, то не позволено быку.

  • Анонимно
    29.08.2014 16:42

    мудро. своевременно и актуально. респект! :) Дамир

  • al-kazani
    29.08.2014 16:42

    У Сулейманова сегодня черный день. Надо срочно излить тонны грязи на республику и её руководство. Собери волю в кулак, Раис!

  • Анонимно
    29.08.2014 16:44

    Лучше назвать Главой республики, чем мы отличаемся от других регионов, разве-что пафоса у чиновников побольше, чем у других...

    • Анонимно
      29.08.2014 16:49

      Не чешите там, где не чешется.

    • Анонимно
      29.08.2014 16:51

      А может прогибаются меньше чем другие,которые готовы хоть горшком назваться лишь бы в печь не ставили.

    • Анонимно
      29.08.2014 16:52

      ...и скажет РНМ,что он хочет называться главой республики и все умолкнут?Многие противники ЕР тут заявили,что за РНМ согласны смириться...и в этом смирятся?знакум

      • Анонимно
        29.08.2014 18:32

        РНМ не раз высказывался, что ему нравится быть ПРЕЗИДЕНТОМ Татарстана. Он им и будет, заслужил!

    • Анонимно
      29.08.2014 16:57

      тем и отличаемся что отличаемся от других регионов)))

    • Анонимно
      29.08.2014 17:17

      А ты поживи в соседней Кировской области, Ульяновской или в Саратовской и почувствуй разницу.

      • Анонимно
        29.08.2014 19:21

        Я с Ульяновска живем паршиво, люди бегут из области! Практически все более или менее обеспеченные татары купили квартиры в Казани и потихоньку переезжают либо сами, либо их дети

  • Анонимно
    29.08.2014 16:53

    Вообще-то и по Конституции народ субъекта федерации сам решает как назвать главу субъекта.И никто народу не может диктовать иное.Все остальное-нарушение Конституции.Ни Путин,ни даже суд не может приказать назваться по-другому.

  • Анонимно
    29.08.2014 17:02

    А этого парня из КФУ за то что такие вопросы задает - поймать и высечь!!!)

    • Анонимно
      30.08.2014 10:21

      А его-то за что? Его попросили - он сделал. А попросил, конечно, не ректор, а совсем другие люди. И ответ был получен не навскидку, а с большим и продуманным бэкграундом.

      • Анонимно
        30.08.2014 16:50

        Главное, КАК вопрос-то задали. Это тоже имеет значение, имхо

    • Анонимно
      31.08.2014 11:57

      Вас самих бы за такие высказывания поймать и высечь!!!!!У нас свобода слова, значит и вопросов!!!

  • Анонимно
    29.08.2014 17:14

    Без жиндек, дуслар!!!

  • Анонимно
    29.08.2014 17:17

    Рано радуетесь, татары. Я признаюсь, прочитав первый раз, не понял Путинские слова и тоже обрадовался. Но обратите внимание, как Путин хитро ответил на вопрос. Он не ответил, что если татары хотят оставить президента – пусть оставляют. Он ответил, что «Есть определенные особенности, и они должны учитываться в ходе развития федерализма». Дескать федерализм он конечно в России развивается, но строго по линии партии. Читать как: Продолжайте думать, что вы живете в федеральном государстве, но чересчур сильно не фантазируйте. Потом он сказал: Как НАЗВАТЬ высшее должностное лицо. Т.е. назвать – это в будущем времени, т.е. дорогие татарстанцы вам предстоит еще назвать, а не оставить название. Третье: «Мы почувствовали, что они не просто граждане Российской Федерации – они патриоты России»». Дескать: Эгей, Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов – вы же патриоты России и не будете пытаться выделяться на фоне других «патриотов», вы же будете идти по линии партии. Очень смахивает на то, как Гитлер в Сталинграде 1943 года повысил Паулюса до фельдмаршала чтобы Паулюс не сдался в плен будучи окруженным Красной Армией. В радиограмме, отправленной Гитлером Паулюсу, кроме всего прочего говорилось, что «ещё ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен». Дескать, ты – теперь фельдмаршал и ты уже не имеешь морального права сдаться в плен.

  • Анонимно
    29.08.2014 17:21

    Мудрое решение...

    • Анонимно
      29.08.2014 18:13

      Это не решение, а отговорка, как по Аркадию Райкину:"куры сдохли - высылайте новый вертолет"

  • Анонимно
    29.08.2014 17:24

    Это разрешение - слабая компенсация за отмену планов по ВСМ Казань-Москва, за переориентацию бюджетных потоков на оборонно-промышленный комплекс. Финансовые федеральные потоки, контролируемые татарстанской группой, резко сократятся. Ну, нечего. Зато - "президент"

    • Анонимно
      30.08.2014 03:33

      На фиг не нужен мне этот ВСМ, а Президент Татарстана греет души все татар!

  • Анонимно
    29.08.2014 17:26

    У Путина слова и дела расходятся.Не удивлюсь, если руководству в приватной беседе будет рекомендовано переименование. Кто сможет ослушаться?

    • Анонимно
      29.08.2014 18:01

      Проблема не в руководстве Татарстана а в позиции татарского народа . Путину дополнительные проблемы не нужны тем более сейчас . Запад и не только активизирует работу по расшатыванию ситуации в национальных Республиках в ответ за действия России в Крыму и Украине . Буре .

      • Анонимно
        29.08.2014 19:58

        Наше руководство тихо сдало суверенитет. Возможно, они правильно поступают, когда не ввязываются в противостояние. Деньги тишину любят.

    • Анонимно
      29.08.2014 18:13

      Голоса за и против ЕР-это и есть референдум!ВВПутин ,вероятнее, имел ввиду это!знакум

  • Анонимно
    29.08.2014 17:52

    Будет правильно, если РНМ сам будет инициатором переименования. Мы точно такие же регионы, как и все остальные. Выскочек нигде не любят. А помните времена, когда новые автономера появились и у татарстанских был отличительный знак? многие говорили, что по России даже на заправках к ним плохо относились. А зачем выделяться? Президент России- он один. Смешно настаивать, чтобы нашего тоже президентом называли. Прямо ухватились за это слово. Ничего плохого с нашим многими уважаемым РНМ не случится, если будет называться главой, а не проезидентом.

    • Анонимно
      29.08.2014 19:10

      Именно так и будет. РНМ сам примет решение называться ГЛАВОЙ, если хочет остаться у власти.

      • Анонимно
        30.08.2014 03:39

        Если РНМ до сих пор не принял такого решения, значит, он никогда его не примет. Путин зря тему поднимать не будет, там уже обговорено все,как говорится, тип-топ.

  • Задумчивый
    29.08.2014 17:57

    .. и самое показательное.. где он ЭТО сказал ))Суркову - 5+

  • Анонимно
    29.08.2014 18:02

    Правильно. Зато всегда будет лишний козырь в споре с Западом, что у нас тоже есть федерация. Все по конституции и по справедливости.

    • Анонимно
      29.08.2014 19:03

      А спора нету. Западу глубоко фиолетово какое у вас устройство. Хоть монархию или ханство объявите.

      • Анонимно
        30.08.2014 03:43

        Если в 90-х в Казань зачастили американские сенаторы Джон Нимрод, Ричарл Лугар, Сэм Нанн и другие политики, то Западу отнюдь не фиолетово, какое у нас устройство.

  • Анонимно
    29.08.2014 18:02

    Я не пойму в чем радость увидели? Он сказал- пусть народ сам решит какое название, когда придет время изменения этого названия. То есть, когда будете менять слово Президент на другое, то можете как угодно назвать. Многие поняли видно как то по другому?

  • Анонимно
    29.08.2014 18:04

    Ай да Путин ай да молодчина!!! Повезло нам с президентом России!!!

  • Анонимно
    29.08.2014 18:57

    и в чем окно возможностей для бомонда?

    • Анонимно
      29.08.2014 19:01

      Угол наклона стал более широкого диапазона,так же прогиб спины более покатым и рядом с ногами теперь добавят две точки,размером с блюдце...для колен.

    • Анонимно
      29.08.2014 21:12

      Давайте люди я вам объясню что потеряет Татарстан от названия президент во первых целый бессмысленный апорат призедента, во вторых министерство, то есть премьера министра и куча замов и кто не буть мне объяснит зачем конституционных суд РТ то есть все это уйдет как суверенитет республики. Ну и верховенство над гос структурами. Вот так ребятишеки.

      • Анонимно
        30.08.2014 17:01

        Аппарат в таком случае будет главы, вот и все. А министерства как были, так и останутся. Плюс расходы на переименование.

  • Анонимно
    29.08.2014 19:05

    Путин всего-лишь сказал, что народ сам решит как называть своего руководители. И я не удивлюсь, если народ решить называть руководителя РТ "ГЛАВОЙ"!

    • Анонимно
      29.08.2014 19:42

      Вот народ и решил назвать президентом и делов то.

    • Анонимно
      30.08.2014 03:45

      А ты посмотри на голосование на сайте БО, больше половины за ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА!

  • Анонимно
    29.08.2014 19:07

    Классический "КанзасСитиШафл" для плебса:) Какая разница как будут звать того, кто будет не справляться, да хоть "мастер йода":) А дискуссию развели как о чем-то космически значимом.

    • Анонимно
      29.08.2014 19:17

      Ничего не случится если будет называться главой Татарстана.

      • Анонимно
        29.08.2014 19:32

        Да вроде проблемы и с названием президента нет!

      • Анонимно
        29.08.2014 19:39

        Ничего не случится, если будет и дальше называться президентом Татарстана.

      • Анонимно
        29.08.2014 19:46

        Да плевать как он будет называться, главное, что он будет делать.

  • Анонимно
    29.08.2014 19:26

    Знакомые слова:"Народ решит".Но окончательное и безапелляционное слово за "партией".

  • Анонимно
    29.08.2014 19:39

    Президент в России должен быть только один. Надо называть Главой Татарстана.

    • Анонимно
      29.08.2014 20:30

      В России да может один или два, а Татарстане свой президент только один!

      • Анонимно
        30.08.2014 10:11

        Оригинально. Интересный ход в полемике. Достойно записи в словарь "крылатых" слов и выражений. Автору - респект.:)

  • Анонимно
    29.08.2014 19:48

    Не будет в Татарстане президента, когда все утихомирится вокруг Крыма и Украины, первое лицо Татарстана сам скажет - хочу именоваться главой и баста. А за этим будет стоять телефонный разговор с просьбой упраздниться и не светиться...

    • Анонимно
      30.08.2014 03:53

      За президентом Татарстана стоит весь татарский народ и татарский фактор в мире. Поэтому такого телефонного разговора не будет никогда.

  • Анонимно
    29.08.2014 19:59

    Президент должен быть один. Я за переименование.

  • Анонимно
    29.08.2014 20:06

    Ali

    Вы недооцениваете В. В. Путина.
    к 2015 году РНМ сам откажется , гарантия 100%.

    • Анонимно
      30.08.2014 04:00

      Зачем Путину заноза в одном месте, тем более, в нынешней сложной ситуации. А в 2015 году вообще будет не до этого, гарантия - 200%.

  • Анонимно
    29.08.2014 20:06

    "Путинская вертикаль" и "федерализация",озвученная самим Путиным ,понятия взаимоисключающие.

  • Анонимно
    29.08.2014 20:18

    Председатель "колхоза"

  • Анонимно
    29.08.2014 20:19

    Пусть будет Эмир и мы будем Эмират Татарстан и Казань станет лучше чем Дубай! Амин

  • Анонимно
    29.08.2014 20:52

    По моему давно не было такого всеобщего радостного возбуждения. Появились и свои "вангуны"- я давно писал или говорил и ВВП меня послушал. Думаю, что весьма разумный ход, тем более перед выборами.Естественно парень задал вопрос по указанию согласованному или даже предложенному из аппарата президента РФ.Что в "сухом остатке":вопрос отложен до выборов в 2015 году.За это время много чего может произойти.Дума., что когда РНМ пойдет на очередной срок будет принято окончательное решение.А пока всем приятно, что у нас Президент.Есть проблемы намного более важные. Послушаем, например завтра, как Миронов будет изворачиваться по поводу своего анти татарстанского поведения о котором напомнил МШШ в БО. Оно по моему окончательно переполнило тогда чашу терпения ВВП,и его выдворили из совфеда.

  • Анонимно
    29.08.2014 21:32

    у каждого народа должен быть свой президент.

  • Анонимно
    29.08.2014 21:36

    Читаешь комментарий,все спорят-как назвать главу республики.Оставьте вы в покое президента республики-назвали,назвали.Важно содержание,а не название...Вот настоящий федерализм по содержанию,когда налоги хотя бы 50 на 50% оставить у себя.Вот Татарстан показал бы всем регионам России,как развиваться.Жители республики почуствовали бы настоящий федерализм,как в Швейцарии, например...Сделать демократические выборы по закону от мэров городов,до президента республики,чтоб эти должностные лица почуствовали ответственность перед избирателями.Вот тогда и не будет такой коррупции,как сейчас,потому что они боятся сейчас только того,кто их назначил.А то президент или глава,а может лучше Хан?

    • Анонимно
      29.08.2014 23:13

      Тогда и зарплата, глядишь, стала бы не 7-10 тысяч, а поболее...

  • Анонимно
    29.08.2014 22:11

    Если .Запорожец. гордо назвать- .Ламборджини. или наоборот,что изменится от этого в их конструкции ???

    • Анонимно
      30.08.2014 16:57

      А вы сами чтобы выбрали: Запорожец или Ламборджини? Думаю, что все-таки Ламборжини. Вот и мы выбираем Президента, а не главу!

  • Анонимно
    29.08.2014 22:24

    У Татарстана должен быть свой президент!

  • Анонимно
    29.08.2014 22:31

    Хороший царь,а если придет другой царь,то что тогда.А Еще как насчет судьбы татарского языка,ведь не секрет что он может исчезнуть лет через 100.Сколько человек пользуеться татарским языком,деревни в глуши где не проживают русские,таких можно посчитать по пальцам.

  • Анонимно
    29.08.2014 22:32

    Ура товарищи, это самая хорошая новость! Татары гуляют! Уважуха Путину за поддержку! Хоть референдум, все равно у татар останется наименование президент. Это во многом выстраданное наименование. Отменяйте этот неконституционный закон!

    • Анонимно
      30.08.2014 11:59

      Да, татары гуляют, ведь сегодня праздник - День суверенитета Республики Татарстан! А Президент Татарстана символизирует этот суверенитет. С праздником!

  • Анонимно
    29.08.2014 22:46

    Пускай в Москве радуются, что вообще есть Татарстан и его Президент - образцовый регион для всей России.

  • Анонимно
    29.08.2014 23:11

    Слишком все просто. Включите дальновидность.

  • Анонимно
    29.08.2014 23:54

    Главное не как называется должность высшего руководителя региона, а уровень жизни в данном регионе. Даже если в других республиках вернут слово Президент, от этого зарплата у народа не поднимется, дороги ровнее не станут и т.д.

  • Анонимно
    30.08.2014 00:00

    Мудрое решение Владимир Владимирович, а Минниханов и Шаймиев молодцы, что не спешили с отменой этого названия. не нужно на пустом месте выдумывать проблемы. еще Путин признал татар государствообразующей нацией, что тоже правильно. еще не помешало бы перевести Совет Федерации в Казань, а госдуму в Питер. так было бы более правильно.

  • Анонимно
    30.08.2014 01:01

    Надо будет-еще не раз вытащат на белый свет "президентство". Пока не горит.Не принято подстраиваться под законы, а принято законов подстраивать под интересы, не так ли?

  • Анонимно
    30.08.2014 01:35

    Президент Татарстана -это волеизъявление миллиононов граждан Татарстана 1991 года, а сейчас некоторые пытаются нарушить этот выбор народа. В нынешнее время многие тоскуют по коммунистическим временам, а ведь действительно даже Путин пытается вернуть хорошо забытое старое: и нормы ГТО в армии, и мощь ракет и подводного флота. Поэтому не стоит сразу не подумав менять Президента на Главу, ничего это не даст. Путин в глазах запада хочет выглядеть человеком гуманным, и если он будет давить федерализм у себя дома, то призывы на Украине ввести федерализацию будут восприниматься, как сарказм и политика двойных стандартов. Понятно, что если в Татарстане будет Глава, то Кремль выполнит свою программу по централизации власти. Поэтому нам надо в век лояльного к Татарстану Путина провести до 2015 года референдум, чтобы еще раз выбрать и закрепить статус Президента РТ.

  • Анонимно
    30.08.2014 01:43

    Путин красиво ответил, но он и новую мечеть обещал построить в Москве на новом месте, а воз и ныне там. Да, война на Украине держит в тонусе нынешних политиков, но что будет, когда ДНР и ЛНР войдут в состав России, начнется новый виток событий по закручиванию гаек внутри страны, к сожалению не воевать мы не можем, поэтому политика по централизации власти продолжиться. Нужно создать буферную прокладку по сохранению института Президента РТ, может Шаймиев подскажет, что лучше придумать в этой ситуации.

  • Анонимно
    30.08.2014 06:45

    Президенство- это одно из признаков светского государства, нам нужно не допустить ливийской, иракской "демократии". Татарстан не является пятой колонной, Москве не нужно бояться Казани-мы живем и будем жить в одном государстве.

  • Анонимно
    30.08.2014 07:27

    Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо Вам за теплые слова! Если мы Вас правильно поняли, то татары в праве сами определить, как называться Президенту Татарстана. Очень надеемся, что слова не остануться просто словами в период сложных политических отношений России, гражданами которой являемся мы. Долгих лет Вам жизни.

    • Анонимно
      30.08.2014 16:33

      Нет вы не правильно поняли, не только татары будут определять название руководителя Татарстана.

  • Анонимно
    30.08.2014 09:10

    Наивные дети, читайте иногда законы! Какой еще референдум, если в сентябре выборы? Народ Татарстана осуществляет свою волю через своих представителей (депутатов Госсовета РТ). Вот какое название руководителю республики придумают эти послушные Вамины, такое и будет.

    • Анонимно
      30.08.2014 09:23

      9.10.Вы уверены, что барон Вамин станет депутатом? М.б. снимет свою кандидатуру "по болезни" и опять уедет в Германию лечится.Это был бы лучший "вриант", прошу не путать с "вариантом", и для него и для нас.

  • Анонимно
    30.08.2014 10:59

    Если такие искусственные проблемы не решаются в тёплых дворцах, попивая коктейль, то они оранжево решаются на холодных майданах, используя коктейль градусом покрепче.(шутка в духе Жириновского). А если серьёзно, то это головная боль депутатов нового созыва, за что они и едят наши щи и кашу. Или будут есть, если Дяди Сэм и тёти Санкции доведут. Вопрос: Кому это надо? Да никому. Окромя панов и их округе.

    • Анонимно
      30.08.2014 12:28

      К сожалению не знаю ни одного депутата нового созыва, который бы поднял вопрос о Статусе Президента РТ, в связи с вновь возникшими обстоятельствами. При Шаймиеве плеяда Туфана Миннуллина, рупора татарского народа и других его коллег, они с пеной у рта во главе с Президентом РТ отстаивали свои позиции. Сегодня депутатский корпус другой формации: это финансово очень богатые люди или просто миллионеры, и они боятся за свои капиталлы, к которым естественно много вопросов. Поэтому ждать, что нынешние депутаты, кроме Ф.Мухаметшина способны поднимать краеугольные вопросы с Кремлем не приходится. Мое мнение, надо обновить депутатский корпус из рядов Молодежи Татарстана, которая ни раз проявила себя в период острых полемик. Это было в Рамазан 2012, когда Молодежь Татарстана вышла на пикет с требованием освободить 400 мусульман, заключенных в СИЗО; это и громкие стать в БО "Мы не подданные, а граждане Татарстана!" Только свежей кровью и молодежью, воспитанной в эпоху Шаймиева, мы сможем не боясь за свои капиталлы, отстаивать интересы Татарстана и его народа.

  • Анонимно
    30.08.2014 13:15

    хочу ответить тем кто говорить что какая разница как называть это мол мелочи. Раз это так не существенно зачем же вы так возбудились? Подскажите как жизнь улучшиться от переименования?Если соль переименовать в сахар она станет сладким?

  • Анонимно
    30.08.2014 14:23

    А что в Татарстане реальные проблемы кончились? Людей должны реальные проблемы волновать, а не то какая табличка будет прибита на дверь кабинета Миниханова

  • Анонимно
    30.08.2014 16:01

    Я так рад за нашу республику!Да здравствует Татарстан!Да здравствует Россия!

  • Анонимно
    30.08.2014 17:06

    Господи, к чему этот весь трам=тарарам?! В США столько штатов, а один Президент. У нас одна Россия и почему должно быть столько президентов?Неужели, если нами уважаемый Минниханов станет называться Главой РТ и если и далее мы будем его уважать, разве имеет значение наимонование его статуса?Глава -он и есть Глава!!

  • Анонимно
    30.08.2014 20:15

    РЕФЕРЕНДУМ КОГДА???

  • Анонимно
    30.08.2014 21:29

    В этимологии слова президент стоит корень -резидент. Думаю это слово сознательно было придумано, чтобы вселить вирус в мозгу , как бы тайно работает плану илюминаторов.Надо это слово полностью исключить из обихода.Состояние ума-ХАН полностью соответствует задачам и целям правителя.А царь -кесарь тоже не плохо будет работать.Правитель должен быть в не состоянии всякой суеты,как приемы послов и т.д. Он должен рассуждать, быть стратегом. Для этого нужно быть в большей частью в состоянии медитации и концентрации.Чтобы править. По РА вить!То есть слушать вещий Лес!

    • Анонимно
      31.08.2014 03:27

      21.29.Откуда этот бред? Забавляется за счет БО или болезнь? 31 августа 20 лет со дня дирижирования ЕБН в Берлине оркестром по пьяни. Решил посвятить свой пост этому событию. Другое на ум не приходит прочитав такое.

  • Анонимно
    31.08.2014 08:54

    Вначале уберут должность президента, потом ликвидируют республику. В новой империи будут губернии!

  • Анонимно
    31.08.2014 20:16

    Я, как татарин, за институт президентства в Татарстане.

  • ДавлетХАН
    31.08.2014 20:52

    Когда при следующем назначении руководителя Республики Президент РФ предложит выбрать Минниханову быть Главой РТ ( при этом останутся и деньги в власть и прочие радости жизни) или же быть гражданином РТ, что по Вашему мнению выберет Минниханов? Незаменимых нет, запомните граждане!!!

  • Анонимно
    1.09.2014 13:48

    Минниханов "как патриот" сам объявит себя главой РТ!) и все в татарстане завопят, что это мудрое решение РНМ!)))"За главой татарстана стоят все татары и весь татарский фактор в мире". Слово президент чуждое татарам слово, в отличии от главы и т.д. и т.п.

  • Анонимно
    5.09.2014 11:03

    президент конечно,

  • Анонимно
    5.09.2014 11:17

    россия федеративная респупблика,татарстан субьект международного права,как крым субьект вошел состав россию,че тогда отделиться что ли,конституций тоже оговорено,какой то дурак депутат внес в госдуму и остальные приняли закон протеворечивший конституций.президент только президент

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль