Машиностроение 
5.09.2014

Европа лишила КВЗ палитры

Крупнейший мировой производитель покрытий Akzo Nobel отказался поставлять казанским вертолетостроителям авиационную краску

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», санкции, которыми так долго пугали Казанский вертолетный завод (КВЗ), «наконец», добрались до предприятия. Правда, с неожиданной стороны. Проблемы предполагались в области поставки двигателей производства украинского «Мотор Сич», но первыми «выстрелили» Нидерланды — при покраске вертолетов КВЗ использовал голландскую продукцию. Что делать? Эксперты называют малярный цех гордостью любого авиасборочного производства, указывают на важность вопросов «экстерьера» техники и отмечают, что российские авиапокрытия пока не дотягивают по качеству до европейских.

ВЕРТОЛЕТЫ ЦЕНЯТ И ЗА ВНЕШНИЙ ВИД

О том, что Akzo Nobel прекратил поставки на ОАО «КВЗ» «БИЗНЕС Online» сообщил источник в авиастроительной отрасли. На заводе информацию подтвердили: «Действительно, голландская компания прекратила с нами сотрудничество в связи с известными причинами — санкциями».

Отметим, что Akzo Nobel — не просто рядовой изготовитель краски, но крупнейший мировой концерн, производитель химикатов, а также покрытий — как для промышленного и профессионального применения, так и для использования в быту. Это автомобильные краски, защитные покрытия для морских судов, покрытия для космической техники. «Akzo Nobel — мировой лидер по производству и продажам лакокрасочных материалов, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор ассоциации производителей, поставщиков и потребителей лакокрасочных материалов и сырья для их производства «Центрлак» Сергей Ермилов. — В 2013 году объем ее продаж составил 13,3 миллиарда долларов. Лучшая российская компания «Русские краски» занимает 74-е место в мире с продажами в 150,5 миллионов долларов». Вслед за Akzo Nobel в мировом отраслевом рейтинге идут ICI Group (Великобритания), PPG Industries (США), Henkel (Германия), Sherwin-Williams (США), DuPont (США), BASF Coatings (Германия).

Тем не менее, несмотря на такой размах деятельности голландской компании, можно было бы сказать: подумаешь, что такое краска по сравнению с изготовлением самого вертолета? Тем более, как рассказала «БИЗНЕС Online» главный технолог ульяновского ОАО «Спектр-Авиа» (ведущее российское предприятие в области покраски воздушных судов) Нина Белоусова, на вертолет типа Ми-17 (основная продукция КВЗ, в 2013 году он изготовил более 100 вертолетов) уходит всего 20-25 литров голландской краски (стоимость — 4 тыс. рублей за литр). Однако и Белоусова, и другие специалисты отмечают принципиальность вопроса.

«Малярный цех — это гордость любого сборочного производства, — рассказал «БИЗНЕС Online» старший научный сотрудник академии им. Жуковского, эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев. — Вертолетостроители очень любят похвалиться своим малярным цехом, и в процессе строительства вертолетов малярные работы занимают ключевую роль. Это именно тот «ключик», который «открывает двери» на соответствующий уровень качества — экстерьера. Вертолетную продукцию (как и любую другую) принимают (любят) за внешний вид... В эксплуатации качество краски играет определяющую роль. Вертолеты — долгоиграющая продукция. Технологии покраски определяют скорость изменения технического состояния (чем они лучше, тем выше долговечность) и скорость амортизации (тем ниже скорость падения стоимости) в процессе эксплуатации. В некоторых случаях (лопасти, фюзеляж — в меньшей степени) краска может влиять на лобовое сопротивление и, соответственно, расход топлива... Мы красили вертолеты (Матвеев — ветеран войны в Афганистанеавт.) исключительно снаружи. Красили чем попало. В результате краска облезала через месяц, отчего камуфляж становился еще лучше — неповторимым!»

«Краска — это и внешний вид, и антикоррозионная защита, и экономия топлива — при должном качестве покрытия экономится до 5 процентов», — уточнила Белоусова.

«ПРОДУКЦИЮ ТАКОГО УРОВНЯ У НАС НИКТО НЕ ПРОИЗВОДИТ»

Что теперь делать КВЗ? «У нас пока есть запас, которого хватит, во всяком случае, на машины для министерства обороны, — отметили на предприятии. — И в целом большой проблемы нет, специалисты в малярном цехе совершенно не переживают по этому поводу. Это даже может стать хорошим примером импортозамещения. Мы как-то одну машину уже красили красками разработки и производства Ярославского лакокрасочного института. Будем с ними работать. К слову, у Akzo Nobel в последнее время снизилось качество, и мы давали им по этому поводу «обратную связь», они обещали исправиться, но так и не исправились. Словом, готовимся к импортозамещению».

Вертолет должен быть не только совершенной машиной, но иметь товарный вид. Раскраска вертолетов КВЗ становится всё сложнее
Вертолет должен быть не только совершенной машиной, но иметь товарный вид. Раскраска вертолетов КВЗ становится все сложнее

ЗАО «Научно-производственная компания «Ярославский лакокрасочный институт» (ЯрЛИ) разрабатывает и производит лакокрасочные материалы различного назначения и занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в области технологии лакокрасочных материалов и покрытий. Как указано на сайте компании, большая часть ее материалов «конкурирует на рынке со все возрастающим наплывом импортной (прежде всего западноевропейской) лакокрасочной продукции». Однако именно с авиационными покрытиями все сложнее. «Сделать замену импортным авиационным покрытиям — дело не одного дня, — рассказала «БИЗНЕС Online» начальник отдела сбыта ЯрЛИ Екатерина Пантелеева. — Потребуется продолжительная работа разработчиков по подбору материалов, их «подгону» под технологические условия конкретного предприятия. У нас этот вопрос находится в проработке, имеется задел, но сказать, что есть готовый материал, достаточно сложно».

То, что для импортозамещения в области лакокрасочных изделий потребуются изрядные усилия, отметила и Белоусова: «Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал новую полиуретановую краску, и мы первый Ил-476 ей покрасили (кстати, одно из требований военных к этому самолету — использовать только отечественные покрытия), хотя она еще и не совсем отработана. В ЯрЛИ лет пять назад тоже создали неплохую опытную краску. Но продукцию уровня Akzo Nobel или британской PPG (британское подразделение американской компании PPG Industriesавт.) у нас никто не производит. Наши опытные краски к тому же не очень удобны в приготовлении. Тот же ЯрЛИ пишет: десятые, сотые доли с отвердителем смешивать... А голландскую мы просто берем один к одному или один к двум, и все — краска готова... Сегодня мы пользуемся продукцией Akzo Nobel и PPG, и проблем пока не возникало (хотя я слышала, что голландцы прекратили поставки именно на военное производство), но если иностранцы нас «прижмут», перейдем на виамовскую краску — ее сейчас доводят, в ноябре будем красить ей второй Ил-476. Отмечу, что по стоимости она только чуть ниже голландской».

ПОЧЕМУ «ПРИВЯЗАЛИСЬ» К БРИТАНЦАМ И ГОЛЛАНДЦАМ

Матвеев оптимистично заметил, что «в последнее время качество краски российского и зарубежного производства сближалось»: «Мы уступаем, но теперь это не «пропасть». Белоусова тоже придерживается мнения, что в обозримом будущем Россия сможет производить покрытия не хуже зарубежных. «Санкции дадут определенный толчок для развития отрасли, — считает Ермилов, — но есть большая проблема качественного сырья, кроме того, многие производства в стране разрушены, потребуется много времени и вложений для их восстановления». Тем не менее он полагает, что некоторые заводы (например «Русские краски») готовы заменить импорт — их продукция сопоставима по качеству с иностранной. Но возникает вопрос: почему этой, казалось бы, элементарной темой не занялись ранее, в конце концов, краска — это ведь не сверхсложная электроника, которую пока мы можем только закупать?

«Импортные материалы в оборонную промышленность пошли после известного гайдаровского тезиса: «Все купим», — уверен Ермилов. — Отраслевые институты, призванные следить за качеством и безопасностью, перешли на коммерческие рельсы — кто больше заплатит, тому и приоритет. Таможенные службы установили минимальные пошлины на готовые импортируемые лакокрасочные материалы и высокие пошлины на завозимое сырье. В результате в 2013 году в России произведено 176,9 тысячи тонн промышленных лакокрасочных материалов, а завезено — 164,4 тысячи».

Недавно на КВЗ открыли новый малярно-отделочный цех, в создание которого вложили 467 млн. рублей
Недавно на КВЗ открыли новый малярно-отделочный цех, в создание которого вложили 467 млн. рублей

«Если бы той же опытной краской ЯрЛИ пользовался, она была постоянно в работе, в итоге ее, конечно, довели бы до ума, — уверена Белоусова. — Но нет — взяли и перешли на заграничную».

«Действительно, все почему-то привязались к британцам и голландцам (кстати, есть еще чешская фирма Colorlak, изготавливающая хорошие эмали, но ее продукцией мало кто красит), — отметила в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» инженер-технолог технического отдела ОАО «360 авиационный ремонтный завод» Людмила Стерликова. — Впрочем, я предполагаю почему. В Akzo Nobel и PPG очень толковые спецы, которые наладили хорошие связи с конструкторскими бюро. Например, «Ильюшин» нам сразу для своих конструкций рекомендует PPG. Хорошо поработали иностранцы... То есть вопросы импортозамещения надо решать с конструкторскими бюро. Подходящая российская краска есть, ее выпускает ЯрЛИ — новая полиуретановая краска, но нужна рекомендация разработчика изделия. Лет 8 назад в ВИАМе сравнивали с импортными нашу акриловую эмаль, которую применяют для покраски самолетов ВВС, она тогда обладала самыми хорошими свойствами. Думаю, наука идет вперед, и сегодня ЯрЛИ делает хорошие полиуретановые краски. Единственное, надо их изучать в ВИАМе и внедрять при изготовлении и ремонте авиационной техники. В помощь — то, что мы знаем состав импортных красок».

И в «Спектр-Авиа» и в ОАО «360 авиационный ремонтный завод» заверили, что пока никаких угрожающих сигналов от иностранных поставщиков не было. Между тем во вторник глава МИДа Италии Федерика Могерини, которая в ноябре станет верховным комиссаром ЕС по международным делам и политике безопасности, пригрозила Москве новыми санкциями, в том числе расширить запрет на импорт из ЕС товаров двойного назначения для всех российских компаний, а не только минобороны и ВПК. Кстати, по словам Ермилова, «лакокрасочные» санкции также введены против российской трубной промышленности, работающей на «Южный поток».

«БИЗНЕС Online» попросил компанию «Akzo Nobel Россия» прокомментировать ситуацию, но на момент сдачи статьи ответа не поступило. Отметим, что на сайте Akzo Nobel указано: для компании Россия — одно из приоритетных направлений в развитии бизнеса.

Справка

Компания Akzo Nobel основана 27 июля 1994 года. Штаб-квартира — в Амстердаме. Штат — 50 тыс. сотрудников в 80 странах мира. Российское подразделение было создано в 1998 году. Подразделение «Автомобильные и авиационные покрытия» представлено в 60 странах, штаб-квартира — в Сассенхейме (Нидерланды).

ЗАО «НПК «ЯрЛИ» основано в 1958 году, когда в Ярославле был создан филиал ГИПИ ЛКП, впоследствии Ярославский научно-исследовательский институт лакокрасочной промышленности. В 1991 году институт получил статус самостоятельной организации ЗАО «Научно-производственная компания Ярославский лакокрасочный институт». Число сотрудников — 300 человек. Всего компанией выпускается более 400 наименований ЛКМ (без учета цветовой гаммы) на различных связующих. За последние 4 года объем производства ежегодно увеличивается в среднем на 20%.

Насколько серьезна угроза санкций для промышленных предприятий Татарстана? (05.09.14-06.09.14)
39%Если бы санкций не было, их стоило бы придумать – надо делать свое
14%Если дошло до красок, то все очень серьезно – и это впереди
11%Пока настоящих санкций мы не увидели: краска – это несерьезно
12%Ничего не будет: санкции всегда можно обойти, покупая через третьи страны
24%Главная опасность в том, что почти все станки на татарстанских предприятиях импортного производства
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.09.2014 08:21

    Скоро свои бананы начнем варащивать.

    • Анонимно
      5.09.2014 09:04

      Akzo Nobel не самая лучшая краска. Таких производителей десятки. Ну а если сильно надо, наверняка есть отделения Akzo Nobel в странах СНГ. Так что, санкции, это фикция.

      • Анонимно
        5.09.2014 12:30

        Авиационная и бытовая краска это две разные вещи. Видимо авиационка у них хорошо получается.

        • Анонимно
          5.09.2014 13:46

          Про бытовую краску, я вообще молчу.

          • Анонимно
            5.09.2014 14:51

            Не надо сравнивать с условной Уркаиной. Большая часть "импортной" краски давно делают в России.

      • Анонимно
        5.09.2014 20:57

        А как вы прикажете снабжению вертолетного на маленькую зарплату жить, покупают Akzo Nobel, а по стоимости получается Standox Lapislazuli (5000 евро за литр)

      • kaz_orphan2
        5.09.2014 23:28

        Тем более обидно людям из управления главного технолога - они их в безвестности нашли, обо всем(!) договорились, протащили, а тут такой облом...

      • kaz_orphan2
        5.09.2014 23:40

        А любителям рассуждать про санкции стимулирующие воспроизведение, напомню анекдот эпохи развала СССР:- Папа, папа! Говорят, что водка подорожает! Значит ты будешь меньше пить?- Нет сынок. Это значит, что ты будешь меньше есть!

  • Анонимно
    5.09.2014 08:27

    Санкции показали, как далеко Россия вошла в мировую интеграцию. У нас своей продукции практически не осталось. Своя нефть, бриллианты и вооружение.... Что Россия делала последние 25 лет? Вроде развивалась, вроде все что то делали, работали, отчитывались. Похоже только торговые центры строили и кинотеатры, готовились и провели Универсиаду и Олимпиаду, музыкальные конкурсы и фестивали - поем и пляшем от мала до велика, тусим... Науку потеряли напрочь, сельское хозяйство развалили, автопром наш ни нам, и никому в мире не нужен. Зато развиваем ( скорее делаем вид) нанотехнологии! Мы практически как СССР в начале войны, но страна имеет опыт максимальной мобилизации и рывка в развитии, когда это необходимо! Мы долго, очень долго запрягаем, пока возьмемся за дело! Но потом, как в песне- нас не догонят!!!

    • Анонимно
      5.09.2014 08:57

      Внешние и внутренние силы не допустят развития страны.. И тем и другим это воистину лишняя обуза управления

      • Анонимно
        5.09.2014 09:10

        а вам не кажется, что есть мировое разделение труда, и в России никогде не будет выгодно выращивать ананасы?

    • Анонимно
      5.09.2014 09:11

      у вас, простых людей, ничего из вышеперечисленного отродясь не было и не предвидится. нефть, бриллианты, вооружения так же далеки от вас, как и раньше.а производство в потребительском секторе как было ниже плинтуса в ссср, так и осталось в том районе.в экономике толком ничего не изменилось.только раньше грабеж был централизованным и во имя светлого идеала, а теперь - беспорядочный и циничный.

    • Анонимно
      5.09.2014 16:03

      В Норвегии 95% доходов бюджета - доходы от продажи нефти и газа. Привозное все! и еда и питье и шмотье... Они тоже все развалили?

      • Анонимно
        5.09.2014 17:49

        Норвегия никогда не была авиационной державой.

      • Анонимно
        5.09.2014 20:43

        Норвегия это крошечная страна , полоска между морем и скалами , там и завод то негде построить.

    • kaz_orphan2
      5.09.2014 23:59

      Не путайте алмазы и бриллианты. Большая часть якутских алмазов гранится за рубежом.

  • Анонимно
    5.09.2014 08:39

    Спасибо Обаме за санкции! Давно пора всё делать своё. Авиапром и др. отрасли развалены, пора восстанавливать.Суперджет на 80% собран из импортных комплектующих, до сих пор не запущен в серию и скорее всего не будет запущен никогда. Кто ответит за миллиарды народных денег выброшенных на ветер?Кстати, на КАПО есть прекрасная машина, готовая к производству.

    • Анонимно
      5.09.2014 08:59

      С кем восстановить свое, сейчас не послевоенные годы, чтобы восстановить ломом и лопатой, все мозги уже давно там за океаном и никто не хочет вернутся и не вернется.

      • Анонимно
        5.09.2014 12:13

        Лопата, лом и мозги . И все это за границей.Страшная украинская действительность.

    • Анонимно
      5.09.2014 08:59

      Мы стали похожи на стрекозу из басни Крылова. Может достаточно помпезных мероприятий?Пора и работать!

    • Анонимно
      5.09.2014 09:43

      Перед восстановлением производства необходимо выгнать "эффективных менеджеров", которые работяг в цеху в глаза не видели.Суперджет в серии с 2010 года, построен 61 серийный самолет, доля импортных комплектующих 74%. На КАПО конкурентов Суперджета производить не будут - ОАК не разрешит. Срезали же Ту-334 под предлогом, что его на кульмане нарисовали, а не на компе.

  • Анонимно
    5.09.2014 08:48

    Чем больше санкций, тем больше разочарований... Насколько сильно и безнадежно оказывается запущенна наша страна. Кто стоял за этим? Чьи это решения? Почему нельзя было наладить выпуск этих красок в России - это же мощнейшая химическая держава. Кому было выгодно покупать эту краску в Голландии? Кто это лоббировал? Что еще всплывет, где какой бардак? Спасибо ЕС, что открывает глаза россиян на собственную якобы великую страну.

  • NIYAZ
    5.09.2014 08:53

    в КХТИ раньше целая лако-красочная кафедра была.короче, камень в огород Дьяконовых.

  • Анонимно
    5.09.2014 09:01

    Пишут вопрос: Главная опасность в том, что почти все станки на татарстанских предприятиях импортного производства ------ а что у нас есть не импортного?

  • Анонимно
    5.09.2014 09:04

    Очень верно подмечено, спасибо обаме за санкции. Может хоть сейчас шевелиться начнём.А то нефтедоллары откачали, оборудование и материалы закупили и помпезно открываем разные производства. А своего то ничего и нет, глаза затуманили народу. Вкладываться нужно в своё, а не показуху устраивать.

  • Анонимно
    5.09.2014 09:24

    На смену "кукурузнику" ГК "РОСТЕХ" развивает проект с иностранцами (не помню то ли австрия то ли австралия(((), уже деньги фондируют, миллиарды.., при этом отвергли (придушили) отечественный аналог (самарский вроде)! И это при том что все знают что иностранная сторона против нас санкции вводят, как это называется, что за суперхитрыйплан???? И кто за это ответит??? Деньги распределить выгоднее суперэффективным....

    • Анонимно
      5.09.2014 10:26

      там австрийцы задействованы. самарский рысачок будет выпускаться в переходный период,пока не запустят в серию совместный проект с австрийцами. Рысачок пройдёт сертификацию в этом году , в серию в 2015 (кстати там движки импортные). Минпромторг аргументировал тем,что рысачок проигрывает по экономике конкуренту...

      • Анонимно
        5.09.2014 14:50

        Я не могу понять, почему в нашей стране не производят надежных, простеньких, с хорошими параметрами двигатели...ведь все есть для этого...

        • Анонимно
          5.09.2014 18:07

          Когда я в 70-е, будучи студентом, покупал в Москве джинсы у негров-фарцовщиков,тоже не понимал... ведь всё в стране для производства вроде бы было...

  • Азат Д
    5.09.2014 09:24

    Не чего страшного, у нас свой «Хитон» есть с технопарками, покрасим, «мы можем» (два раза). И вообще, мы на олимпиаде победили, мы чемпионы, они нам эту краску 4 года бесплатно должны давать, мы что зря старались что ли? Всему миру шоу на 50 млрд. долларов устроили, а они вон как поступили поганцы, еще и за деньги не хотят. Утрем нос ненавистному западу! Когда там чиновники откажутся от иномарок, особенно от обамовского «Форда»?

    • Анонимно
      5.09.2014 10:41

      Хитон банкрот.

      • Азат Д
        5.09.2014 11:27

        И что, зато мы не сломлены, встаем с колен. Это агенты госдепа или бандеровцы ( хотя это одно и тоже, все враги агенты госдепа, даже ямы на дорогах они делают) его обанкротили. Восстановим и будем красить вертолеты нашей пф -115. Ух, мы им покажем. У вас не хватает рогозинского, журналистского, витающего в облаках задора.

        • Анонимно
          5.09.2014 11:53

          Возьмите Рогозина себе. Прекрасная замена Тымчуку.

          • Марат Ш
            5.09.2014 13:31

            Рогозин за Луганду в одном окопе с "ополченцами" собрался оборону держать. Только вот печалька - задок в окоп не пролезает.

            • Анонимно
              5.09.2014 16:56

              Не клевещите на Рогозина! Мужик делом занят. Многих зарвавшихся оборонщиков от кормушки оторвал уже, ВПК на подъеме, заказы идут, своя техника производится.Реальный патриот, за Родину

              • Анонимно
                5.09.2014 18:12

                Когда журналиста ставят управлять оборонным комплексом страны или когда переводчика ставят управлять энергетическом комплексом страны это не лучший вариант...И запомните , патриотизм не заменит профессионализм...

              • Марат Ш
                5.09.2014 21:03

                "Что-то на патриотизм стали напирать. Видать проворовались".М.Е. Салтыков-Щедрин

  • Анонимно
    5.09.2014 09:32

    Да КВЗ эти санкции с краской легко обойдет, купят внутри Европы на какую нибудь помойку офшорную свою, потом в Казань отправят через Литву, в Голландии и не узнают об этом

    • Анонимно
      5.09.2014 13:30

      Конечно, так и сделают. Но... Все это обойдется в два-три раза дороже. Причем сам производитель ничего не потеряет, его же краску будут покупать. А если добавят еще многое чего к вертолетам из того что покупают там, то они после сборки станут стоить столько. что и покупателей не будет. Это ведь экономика, а не чьи-то хотелки. Упс

  • ама
    5.09.2014 09:46

    В конце 80-х Загорский лакокрасочный завод свою продукцию за валюту поставлял западным странам, одним из первых приобретал компьютеров. В те времена, один комп стоил 40 000 рублей, Жигули стоил около 7000 р.Значит, качество отечественных лаков и красок было из лучших?!Ну а Татарстану не к лицу доставать сей продукт из-за бугора, чай своя химия есть, и достаточно развита.

    • Анонимно
      5.09.2014 10:32

      оборудование к нему было куплено забугром, ничего советсвкого в это заводе не было

  • Анонимно
    5.09.2014 10:22

    Позор какой, не могут делать краску, а про механизмах говорить даже страшно и это пишут на весь мир.

    • Анонимно
      5.09.2014 17:25

      Почему позор, если еще помните даже линолеум и обои не умели делать. Это было совсем недавно. Правда, не знаю, научились ли еще делать, может тоже покупают и оборудование, и краски, и основу?

  • Анонимно
    5.09.2014 10:22

    Если сами не можете закажите у Китайцев, за 5 минут все сделают.

  • Анонимно
    5.09.2014 10:23

    А чем занимается Сколково?

  • Анонимно
    5.09.2014 10:30

    Будут покупать через Беларусь, в 10 раз дороже. Это не новость.

  • Анонимно
    5.09.2014 10:40

    а сего в ссср было собственно своего? все технологии либо покупались, либо воровались забугром, а порядка 80% оперативных разведывательных ресурсов гру занималось промышленным шпионажем, примерно как сейчас китай... так что хорош этих басен про камунизм... в стране где хочешь паши, а хочешь куй, а все равно получишь(...) абсолютно ничего работать не будет

  • Анонимно
    5.09.2014 10:44

    как же теперь без поллитры работать? совем офигели со своими санкциями

  • Анонимно
    5.09.2014 10:48

    Производить все у себя экономически не обснованно. Возьмите любую иномарку. Это конструктор, собранный из компонентов произведенных в разных странах. Лучшее предложение по цене и качеству. Хочешь быть конкурентноспособным, то нерходима интеграция. Закон рынка..

  • Бедный, бедный Гайдар! Похоже в могиле вертится как пропеллер. Его уже 20 лет нет во власти и 5 лет как умер, а всех "собак" на него вешают. Конечно, свои "косяки" на мертвого легче всего свалить, он ведь ответить не может.

  • Анонимно
    5.09.2014 12:09

    У МИ-117 который делает КВЗ из российского только корпус, и все. Авионика (приборы управления) из Израиля, Канады,США спасательная система приводнения из Франции, двигатели из Украины..выводы ясны..

    • Анонимно
      5.09.2014 13:43

      Это значит, что без Ми-17 Ираку и Афгану хана)))

    • Анонимно
      5.09.2014 16:06

      В сборочном цехе работаете?В Мерседесе если чо даже эмблема китайская и никто по этому поводу не пищит! Глобализация однако...

      • Анонимно
        5.09.2014 18:06

        Пукать на весь мир с криками "крымнаш" глупо, экономика России интегрирована с Западом сильно, так сильно, что вертолет уже без них не построить..а газа и нефти они и без России найдут где взять

    • Анонимно
      5.09.2014 16:07

      Поэтому КВЗ покупает систему приводнения у Франции, накручивает на нее 30% и толкает в Афганистан, т.е. америкосам... Татарский бизнес чо

  • Анонимно
    5.09.2014 13:19

    Санкции показали нам все больные места, польза от них оказывается

  • Анонимно
    5.09.2014 13:44

    желание производить что-то собственными силами упрется в отсутствие приборного и станочного парка. и отсутствие производства этого самого парка. Понятно что это не появится за год. И даже за два. Но грустно что отсутствуют реальные телодвижения руководства страны изменить ситуацию, сплошные пиар акции и соморекламы (котороые нам обходятся в кругленькие далеко не копейки). Сплошь продажа углеводородов и чуть влево вправо нефтегазопереработка, причем сто процентно на импортных лицензиях, которые стоят миллиарды.

    • Анонимно
      5.09.2014 14:10

      то же самое и о запрете импорта продовольствия..те кто принимает решения и вещает с экранов в магазины не ходит, и винишко с сырком французским и прочие устрицы с черной икоркой от этих эмбарго в ихних холодильниках не переведутся. а вот народ повышение на цен на продовольствие реально оплатит из своего и так не толстого кошелька..

  • Анонимно
    5.09.2014 13:49

    отечественная полиуретановая краска, быть может, хороша...но изоцианаты то один хрен импортные!! замкнутый круг))

  • Анонимно
    5.09.2014 14:47

    Так наш КХТИ разве не может целым институтом разработать свою краску? В крайнем случае сделать аналог какой-нибудь импортной. Япония шла по такому пути, Китай идет, так и Россия вполне может этим заниматься.

    • Анонимно
      5.09.2014 19:37

      Что за странные вопросы все задают? Значит не могут. Не те мозги, не там они сидят, не тем занимаются. Почему футболист получает зарплату в миллион долларов? А сколько получит тот, кто изобретет, например, такую краску? И вообще, ему достанется что-то от того, что они изобретет, а может начальство все распределит как надо, по понятиям?

  • тан
    5.09.2014 15:03

    Не теряем время даром - всё покрасим "Солнца Даром". На первое время. Дальшевсё своё надо делать.

    • Анонимно
      5.09.2014 20:12

      Нда. Люди уже не помнят и не знают как пишется "Солнцедар".

      • Анонимно
        5.09.2014 20:25

        Как они могли забыть солнцеликого Дара Солнца? А за кого же они голосовали?

  • Анонимно
    5.09.2014 21:13

    Путин наш рулевой! Наверное?!

  • Анонимно
    5.09.2014 23:14

    КВЗ пройдет этот этап и победит!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль