Политика 
16.09.2014

10 главных итогов выборов в Госсовет РТ

КТО ВЫИГРАЛ И КТО ПРОИГРАЛ В ХОДЕ ОСЕННЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Пока избранные депутаты Госсовета РТ «сверлят дырки» в пиджаках под новые значки, самое время проанализировать завершившуюся предвыборную гонку. Чем она больше всего запомнится? Что стоит за электоральными рекордами партии власти и чего не хватило оппозиции? И главное — что станет повесткой выборов 2015 года, когда большой экзамен предстоит держать самому Рустаму Минниханову, местным парламентам, мэрам и главам? Борьба за сохранение в республике самого института президентства, новый убедительный образ будущего или дальнейшее пережевывание достигнутых успехов с раздуванием щек?

№1. ЕР: ТРИУМФ «СИЛЫ В ЕДИНСТВЕ»

«При мне все будет, как при бабушке», — эти крылатые слова, сказанные когда-то Александром I, приходят на ум, когда видишь результат «Единой России» в 84,2%. Мог ли он быть иным? В 2009 году, когда президентом РТ был Минтимер Шаймиев, за партию власти проголосовали 79,3% избирателей. Ясно, что результат ниже этого уровня был бы воспринят как провал в первую очередь самой же властью. Окончательно пути к отступлению были отрезаны после того, как Рустам Минниханов лично возглавил список.

Кстати, этот шаг, безусловно, стал весомой гирей на весах в пользу «медведей». По данным соцопроса, проведенного ЦАИР перед выборами в Госсовет РТ по заказу «БИЗНЕС Online», прямая электоральная готовность голосовать за Минниханова превышала 71%, что намного превосходило «чистый» электоральный рейтинг партии власти. А с учетом голосов неопределившихся рейтинг президента РТ вполне себе объясняет рекордный успех ЕР.

В паруса дул и рейтинг Владимира Путина, который на дрожжах крымской кампании просто зашкаливал. Даже в Казани, не говоря уже о глубинке, более 90% опрошенных оценивали его деятельность высоко, более 70% доверяли ему как политическому лидеру. И несмотря на то, что к сентябрю майская эйфория поутихла, события на Украине, а также враждебность Запада очевидным образом способствуют сплочению общества вокруг власти.

«В стране единение. Никогда мы, наверное, так не были собраны и едины. Сегодня страна очень мобилизована. Россия сильная, мощная, имеет свои интересы. Народ поддерживает позицию президента нашей страны. Ситуация, я считаю, объединяющая», — именно так сам Минниханов ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об отличиях нынешних выборов от всех предыдущих.

На этих мотивах была построена и довольно активная предвыборная кампания «Единой России», идеологи которого с самого начала позиционировали выборы как референдум о доверии руководству страны и республики. В предвыборном интервью партийной газете «Наша республика» Минниханов даже немного подискутировал с Монтескье, провозгласив «единство всех ветвей и уровней власти» одним из секретов успеха Татарстана.

Такой логике организации политического процесса, наверное, нельзя отказать в эффективности. Но возникает вопрос, сколько процентов придется набрать самому Минниханову в случае прямых выборов в следующем году? Уж не меньше же «Единой России»… То есть, видимо, за 90%. А это уже похоже если не на Северную Корею, то на Северный Кавказ.

Впрочем, тех, кому такие «выборы без выбора» в век интернета и социальных сетей кажутся архаикой, можно отослать к опыту современного Сингапура, внимательно изученному элитой Татарстана. К примеру, на последних парламентских выборах 2011 года представители правящей партии «Народное действие» заняли 81 место в парламенте. Кандидаты от единого фронта оппозиции победили в двух округах. Еще три дополнительных места им достались в соответствии с законом об оппозиции. И примерно так в этой процветающей стране обстоят дела с 1959 года — в лучших традициях местного «дедушки» Ли Куан Ю.

№2. ПРОВАЛ КПРФ: ЦЕНА РАСКОЛА

Вторым заметным результатом голосования стал, конечно же, провал коммунистов. По сравнению с 2009 годом, когда КПРФ набрала 11,1%, нынешний результат ровно вдвое хуже: 5,5%. Поражение для коммунистов можно назвать чудовищным: в Госсовет по партийному списку в итоге проходит лишь «первая тройка» вместо шестерых кандидатов!

Такова цена раскола, которую коммунистам приходится платить за череду скандалов, вот уже несколько лет сотрясающих сторонников идей Ленина в интерпретации Геннадия Зюганова.

В КПРФ неспокойно вот уже несколько лет. В июле 2011 года дошло до открытой потасовки, а в декабре 2012-го в Казани вообще прошли две альтернативные отчетно-выборные конференции и было создано два параллельных рескома КПРФ. Затем раскол удалось преодолеть. Но от татарстанского КПРФ откололась «группа товарищей», вступив в партию «Коммунисты России», причем ее возглавил экс-глава казанской ячейки партии Альфред Валиев. В Набережных Челнах с позиции секретаря горкома ушла Татьяна Гурьева, прихватив с собой большую часть коммунистов. То же самое произошло и в Нижнекамске.

«Коммунисты России», естественно, тоже пошли на выборы с партсписком в 31 фамилию, среди которых оказались очень известными в РТ, например, Ильдар Халиков и депутат Мухаметшин.

В итоге фактически вся предвыборная кампания «разных» коммунистов превратилась в скандалы между собой, что отнюдь не прибавило им популярности. Обе партии остались в списке, но результат плачевный. «Коммунисты России» в итоге не смогли преодолеть проходной барьер, набрав лишь 2,4%. Получается, эти голоса для коммунистической идеи в Госсовете оказались потерянными. Впрочем, даже если сложить показатели «красных» с обеих сторон, совокупный результат все равно ниже 2009 года. Однако, говоря о неудачах левых, не стоит забывать о том, что правых не осталось даже в колоде.

№3. СР: ТРАМПЛИН ДЛЯ БИЛЬГИЛЬДЕЕВОЙ

Разрешением одной из любопытных интриг прошедших выборов стало поражение «Справедливой России». Эсеры набрали лишь 3,63% и не смогли преодолеть 5-процентный барьер, позволяющий занять депутатские кресла Госсовета. Хотя на прошлых выборах в 2009 году им до 5 процентов не хватило каких-то десятых процента…

Летом центр аналитических исследований и разработок по заказу «БИЗНЕС Online» проводил в Казани опрос общественного мнения. На вопрос, если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье, за кого бы вы проголосовали, 2,5% ответили: за «Справедливую Россию». Немного! Но с тех пор эсеры провели в Татарстане, главным образом в столице РТ, массированную рекламную кампанию. Можно по-разному оценивать ее качество, но сам напор был мощный: интернет, ролики по ТV, газеты…

333 (1).jpg
Источники в казанском Кремле рассказали, что «Справедливой России» никто специально проценты не «рубил»: сколько получат — столько получат

Находкой партии и своеобразным открытием выборов стала лидер местной ячейки Раушания Бильгильдеева. Во-первых, она сумела подвести черту под скандалами, сотрясающими эсеров в РТ в последние годы. Во-вторых, сумела сколотить достойный избирательный фонд благодаря привлечению в список нескольких отнюдь не бедных, судя по декларациям, кандидатов, готовых вложить свои «кровные» в рискованное дело. То есть, по сути, осуществилось то, что долгие годы никак не удавалось в Татарстане правым: частный политический проект на частные деньги.

К кампании подключился и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, который 30 августа приезжал в Татарстан и встречался с президентом Татарстана Миннихановым. Небывалое еще пару лет назад дело: въезд ему в РТ был фактически закрыт! Очевидно, натянутость, появившаяся в бытность лидера партии председателем Совета Федерации, в отношениях между республикой и Мироновым, не пропустившим через верхнюю палату РФ второй договор о разграничении полномочий между Москвой и Татарстаном, ушла в прошлое. Этому способствовало и то, что открытый политический противник Шаймиева Рафгат Алтынбаев, возглавлявший предтечу СР «Партию жизни», от партийных дел отошел.

Чего не хватило? Источники газеты «БИЗНЕС Online» в казанском Кремле рассказали, что «Справедливой России» не то, чтобы дали «зеленый свет», но никто им специально проценты не «рубил»: сколько получат — столько получат. И ситуация в Казани это наглядно демонстрирует: партия набрала от 5,77% в Московском районе до 13,28% в Приволжском (причем это рекорд для СР по Татарстану). Более или менее за СР проголосовали в городах. Например, в Набережных Челнах за нее отдали в среднем 3,5%, в Нижнекамске — 4,6%, еще 3% партия набрала в Чистополе. Но вот на то, чтобы «окучить» районы, а потом прислать туда достаточное количество наблюдателей, сил явно не хватило. Там сплошные нули с запятой.

Бильгильдеева вчера сообщила газете «БИЗНЕС Online», что о дальнейшей тактике они еще будут думать, возможно, попробуют собрать под свои знамена другие оппозиционные силы. Однако можно сказать, что с таким результатом, как в Казани, Бильгильдеева может смело рассчитывать на попадание для начала в Казгордуму. И уже с этого плацдарма штурмовать Госсовет. В любом случае на политической шахматной доске республики возникла новая фигура.

№4. ЛДПР: КАК «СОКОЛ ЖИРИНОВСКОГО» ЗАЛЕТЕЛ В ГОССОВЕТ ЧЕРЕЗ «ОДНОМАНДАТНОЕ ОКНО»

Маленькой, но примечательной победой отметились в этих выборах «соколы Жириновского». Хотя победа эта, надо сказать, пришла совсем не с той стороны, откуда ее ждали.

Социологи пророчили партии результат на фоне статпогрешности — 3,4%, и за партсписок ЛДПР проголосовали еще меньше — 2,4%. Партия ухудшила результат по сравнению с выборами 2009 года, когда она набрала 3% голосов.

7033.jpg
Представитель ЛДПР Руслан Юсупов (слева) одержал победу в одномандатном округе, где «Единая Россия» не выставила своего кандидата

И столь скромный результат даже несмотря на то, что партсписок ЛДПР возглавил лично Владимир Жириновский, бросивший на алтарь предвыборной кампании свое имя. На фоне избирательной кампании партия в Татарстане даже провела некие политические телодвижения, чтобы хоть какая-то активность просочилась в СМИ — вспомните историю со снятием с дистанции части партсписка. Но итог все равно в глубоком минусе.

И, вероятно, потому, что у либерал-демократов в Татарстане вообще неважная репутация. Ее Владимир Вольфович испортил, как водится, лично, заявив как-то, что всех татар надо отправить обратно в Монголию. Об этом не преминул напомнить госсоветник Татарстана Шаймиев. «Мы разговаривали с ним, он спрашивал, почему в Татарстане ничего у него не получается, — рассказал Шаймиев в интервью предвыборной газеты единороссов «Наша Республика». — Я ему говорил: «А вы публично извинитесь». Пока не слышно его извинений».

Вместе с тем казанский Кремль проявил изрядную долю политического прагматизма, фактически допустив-таки «сокола Жириновского» в республиканский парламент. В одномандатном округе победу одержал представитель ЛДПР Руслан Юсупов — первый заместитель директора ООО «Байлык №3» и депутат Казгордумы. Казалось бы, неожиданность, но нет: достаточно вспомнить, что «Единая Россия» не выставила по этому округу своего кандидата. Поэтому можно сказать, что Жириновский все-таки нашел золотой ключик к захлопнутым перед ним воротам казанского Кремля.

№5. БОРЬБА МЕЖДУ УЧАСТКОМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ И ДАЧНЫМ

Важным для властей аспектом выборной кампании было поддержание традиционной для республики высокой явки. Именно явку называл «самой главной задачей» глава ЦИК РТ Экзам Губайдуллин. Между тем опасения, что она будет ниже, чем обычно, имели основания. Дело тут и в том, что местные выборы всегда менее интересны населению, чем федеральные, и в слишком уж вялом «кипении» предвыборных страстей, и особенно в самой дате выборов. Выбирая между избирательным участком и дачным, электорат вполне мог массово предпочесть последний.

print_622916_804992.jpg
Находка последней кампании: браслет «Я проголосовал» бесплатно открыл избирателям двери нового стадиона и общественного транспорта

Надо полагать, такие опасения и сподвигли власти на масштабный креатив, сопоставимый с универсиадской акцией по заполнению трибун. Помните, как билет на соревнования бесплатно открывал двери трамваев, троллейбусов и автобусов?

Вот и 14 сентября в Казани столичный электорат гулял на «Казань Арене» — покататься на воздушном шаре, послушать искрометный юмор Валентина Гафта и побывать на концерте Валерия Меладзе могли обладатели браслета «Я проголосовал». Желающих отметить выборы на стадионе оказалось 85 тыс. человек, а правом бесплатно кататься на общественном транспорте не преминули воспользоваться 305 тыс. человек — почти половина голосовавших казанцев. Плюсом стало и то, что на выборы народ звали с авоськами — в Казани развернули сезонную торговлю у 50 участков.

Отметим, что выступление Минниханова на «Казань Арене» перед многотысячной толпой и его проход через коридор рукопожатий стали главной «картинкой» этих выборов, которая останется в истории. Это черты нового для республики политического стиля.

Не отставали и другие города. В Челнах, например, параллельно с «большими» выборами голосовали и школьники: здесь выбирали спикеров школьного самоуправления», которые, естественно, тащили за руку родителей. Выборы школьного самоуправления состоялись и в зеленодольских школах. Ничего не скажешь: решение малобюджетное, но довольно эффективное. В Нижнекамске же ради выборов перенесли на две недели День города.

Такая щедрость, привлекающая широкий, в том числе и протестный, электорат, могла сработать и против партии власти, но не сработала. Зато, сделав из выборов праздник, власти явно привлекли новых голосующих. Даже в Казани явка выросла в итоге более чем на 1% по сравнению с 2009 годом. По республике рост активности с 78,4 до 80,8%.

Теперь, надо полагать, без подобных стимулирующих мероприятий не обойдутся ни одни выборы. Люди будут их ждать. И чем ярче будут шоу, тем быстрее «пряник» в привлечении избирателей на участки изживет «кнут» в виде административного ресурса.

№6. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НАНОСИТ УДАР

Среди особенностей прошедших выборов можно выделить и некоторые сюрпризы со стороны представителей гражданского общества. Самый яркий сюрприз властям преподнесла, пожалуй, ситуация с Назилей Альмашевой, которая пошла на выборы, заручившись поддержкой оппозиционного «Яблока». Напомним, что фигура Альмашевой возникла в публичном пространстве в феврале 2013 года, когда неожиданно вспыхнул скандал с застройкой территории у озера Харового. Созданная ею группа защитников озера привлекла к проблеме внимание на первом этапе, затем к ней подключились СМИ, экологи и городские власти.

62436.jpg
Назиля Альмашева попыталась конвертировать ресурс общественной поддержки в личный политический капитал

В конечном счете в ситуацию вмешался президент РТ Минниханов. Он распорядился не только не застраивать озеро, но и разбить вокруг него парк. И территория действительно преобразилась. Средства скребли по сусекам, денег отчаянно не хватало и не хватает до сих пор. Деньги выделили через различные источники: от не предусмотренных ранее бюджетных вливаний до перечислений однодневных зарплат чиновников. Свои взносы сделал и сам президент, и его помощница Олеся Балтусова, и мэр Казани…

Если бы Альмашеву интересовала дальнейшая судьба озера Харового и других природных объектов, ей стоило бы всячески укреплять это конструктивное сотрудничество. Но вместо этого она попыталась конвертировать ресурс общественной поддержки в личный политический капитал. Моральная коллизия выглядит примерно так, как если бы, к примеру, Владимир Вавилов, построив при поддержке властей детский хоспис, пошел агитировать за коммунистов. Коммунистам хорошо, а вот хоспису не очень.

Еще один яркий представитель гражданского общества — руководитель отделения федерации автомобилистов России Рамиль Хайруллин. Его довольно часто можно увидеть на экранах телевизоров, в частности, по «Эфиру». ФАР не раз проводила эффектные акции, вспомните заплыв на резиновой лодке по разбитому участку от Аделя Кутуя до улицы Родина! Хайруллина можно было видеть и в качестве эксперта, он принимал участие в ряде мероприятий. Но на прошедших выборах Хайруллин неожиданно «вписался» в команду КПРФ. Правда, как видим, без особого успеха у избирателей.

С одной стороны, оппозиционные партии нуждаются в ярких лицах. И где же их брать, как не из числа гражданских активистов, заработавших известность общественной деятельностью? Однако власти теперь, надо полагать, будут с большой осторожностью поддерживать и раскручивать (или позволять раскручивать) безобидных на первый взгляд, но непредсказуемых «новых героев». Никому ведь не хочется своими руками взращивать нового Алексея Навального. Хватило уже бывшего пресс-секретаря Шаймиева Ирека Муртазина.

№7. NO PASARAN!

Предвыборная кампания была ознаменована еще одной особенностью: ряды кандидатов редели на глазах. «Прореживали» их иски со стороны конкурентов, собственная пассивность или вдруг возникающее желание сняться с выборов. Фактически никто из оппозиционных одномандатников, имеющих шансы если не пройти в Госсовет, то хотя бы сильно попортить кровь конкурентам и организаторам выборов, не был допущен до внесения в бюллетень.

Среди наиболее ярких моментов можно вспомнить, например, снятие кандидатуры Игоря Веселова. Набравший популярность на фоне прошедшей волны протестной активности лидер коалиции «За честные выборы», безусловно, стал бы интересным политическим игроком. А самовыдвиженец Артур Абдульзянов победил бы в округе с намного меньшим счетом.

Сняли с выборов и лидера «Коммунистов России» в Татарстане Татьяну Гурьеву. Та пыталась оспорить это решение и даже организовать голодовку вместе со своими единомышленниками в ТИКе Набережных Челнов. Однако акция «Оккупай ТИК» прошла безуспешно, так одна из лидеров оппозиции Закамья сошла с дистанции. Из-за скандала в ТИКе ее даже пригласил на беседу мэр автограда Василь Шайхразиев.

Из-за проблем с подписными листами отказали и кандидату-одномандатнику, члену КПРФ и депутату Госсовета РТ Рафаилу Нурутдинову, также отметившемуся нестандартными ситуациями в ходе выборов.

98.jpg
Большим скандалом были обставлены обстоятельства схода с дистанции Сергея Еретнова, он даже стал героем «маски-шоу»

Еще большим скандалом были обставлены обстоятельства схода с дистанции Сергея Еретнова. Сначала против него применили политтехнологии в духе 90-х: Еретнов попал в шоу двойников. По одному и тому же округу с ним начали выдвижение аж два его полных тезки с точно такими же фамилиями, именами и даже отчествами. Затем он стал героем уже «маски-шоу»: его задержали в рамках «игорного дела», заподозрив в поддержке организаторов преступного сообщества, и арестовали на два месяца! Финальным ударом для кандидата стала проверка подписных листов, в которых оказалось слишком много нарушений, и он сошел с дистанции.

Не прошла в Татарстане и «партия Навального» — ей просто отказали в регистрации. Отказали в регистрации председателю профсоюза предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ, скандально известному защитнику лжекоттеджей Сергею Ромадановскому.

Острейшая интрига вызревала и в Елабуге. Здесь на фоне «матерного скандала» «майонезному королю» Леониду Барышеву бросила вызов самовыдвиженец, директор филиала КФУ Елена Мерзон. Но отменить это решение ей порекомендовали «старшие товарищи». Так что, можно сказать, что Барышев воспользовался традиционным арсеналом политической борьбы, выкованным партией власти. Если на прошлых выборах он шел «партизаном», мощно выгребая в Зеленодольске против линии «Единой России», то на сей раз положился на организованную ради его кандидатуры зачистку выборного поля.

№8. ПАРТИЙНЫЕ ВОЙНЫ

В целом из более чем 300 кандидатов-одномандатников в итоге «выжили» порядка 200 человек. А из 11 партий в выборах приняли участие 7 партийных списков.

Выборы вообще были ознаменованы серией «партийных войн». Конфликт двух коммунистических «крыльев», как мы уже упоминали, закончился ничем, а вот «Справедливой России» удалось-таки откатить «Яблоко» подальше от урны. Юристы Бильгильдеевой воспользовались мелкими тонкостями заполнения предвыборных бумаг. Но если суд в Татарстане оставил «Яблоко» на арене, московский Верховный суд поддержал сторону справороссов. Причем уже после того, как были напечатаны 3 млн. бюллетеней, так что название партии Григория Явлинского пришлось вымарывать избирательным комиссиям на местах.

65.jpg
Название партии «Яблоко» пришлось вымарывать избирательным комиссиям на местах в 3 млн. бюллетенях

Тем временем пока где-то внизу электоральной «перевернутой пирамиды» дрались между собой сразу четыре партии, «Единая Россия» в полном соответствии с китайской стратагемой сидела на вершине горы. Однако, если вдуматься, при плебисцитном характере голосования (за или против власти) малым партиям выгодно вышибать с поля друг друга, ведь фактически они бьются между собой за один и тот же оппозиционный электорат. В объятья «Единой России» сторонники Явлинского вряд ли пойдут, а вот за любую другую оппозиционную партию вполне могут и отдать свой голос.

№9. СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЕЛ: НОВЫЕ ЛИЦА И «ВОЗВРАЩЕНЦЫ» ГОССОВЕТА

В результате выборов парламент Татарстана обновится примерно на треть, и некоторые новички заслуживают отдельного внимания. Госсовет традиционно не обходится без «генералов промышленности». И на этот раз в парламенте вскоре можно будет увидеть таких представителей крупного бизнеса, как гендиректор «Татфнефти» Наиль Маганов, гендиректор КВЗ Вадим Лигай, гендиректор «Казаньоргсинтеза» Фарид Минигулов, гендиректор Зеленодольского завода им. Горького Ренат Мистахов, гендиректор «Нижнекамскнефтехима» Азат Бикмурзин, гендиректор ОАО «Казанский маслоэкстратный завод» Михаил Сыровацкий.

Прошла в парламент и владелец сети «Бахетле» Муслима Латыпова. Хотя работа народного избранника ей не в новинку — она является депутатом Казгордумы, но теперь ей предстоит работа куда большего масштаба. И вообще, из Казгордумы пришел целый отдельный блок «новичков».

65106.jpg
В парламент прошла Муслима Латыпова — самый богатый кандидат-списочник, приведя за собой и целый блок «новичков» из Казгордумы

Новое лицо в Госсовете — министр по делам молодежи и спорту Рафис Бурганов, о возможном преемнике которого так много говорили в последнее время, секретарь совета безопасности РТ Валерий Власов, руководитель исполкома «Единой России» в РТ Андрей Кондратьев. Он, кстати, ранее сменил он на этом посту Виктора Бударина, который также являлся депутатом ГС РТ, видимо, должность главы исполкома ЕР обязывает носить депутатский значок. Очевидно, добавит новых красок в сухую законотворческую работу и другой новичок — директор Казанского академического русского большого драматического театра им. Качалова Александр Славутский. Ранее театралы с парламентской трибуны практически не выступали.

Важно отметить, что проходит в Госсовет и целый ряд глав районов: Татьяна Воропаева (Заинский), Рауль Рахматуллин (Кукморский), Ильдус Касымов (Бугульминский), Ильдус Ахметзянов (Чистопольский), Альберт Хабибуллин (Бавлинский). А такой результат дарит целый ряд новых интриг. Останутся они во главе своих районов, и тогда кто вместо них пройдет в ГС? Или станут парламентариями, и тогда сразу пять районов Татарстана ждут новых глав? Интересные вопросы…

Еще несколько персон вернулись в Госсовет. К таковым можно отнести Рафаэля Юнусова — гендиректора и совладельца «Челны-Хлеба», который был депутатом третьего созыва, но, к удивлению наблюдателей, на выборах в 2009 году его обошел генеральный директор ООО «Оптовик» Вадим Махеев. Второй раз Юнусов не ошибся.

Вернулся в парламент и заместитель премьер-министра РТ Юрий Камалтынов, который на выборах возглавлял штаб «Единой России». Наблюдатели предполагают, что именно он вместо Александра Гусева может возглавить фракцию партии власти. Напомним, что в 2004 - 2005 годах Камалтынов являлся заместителем председателя Госсовета РТ.

И нельзя не сказать про возвращение Вагиза Мингазова, который в ноябре 2011 года из кресла депутата Госсовета пересел в кресло сенатора. Какие кульбиты судьбы ждут его на этот раз? Вопрос, который актуален и для других новичков Госсовета…

№10. ВЫБОРЫ ПРОШЛИ. ДА ЗДРАВСТВУЮТ ВЫБОРЫ!

Выборы в Госсовет РТ дали старт большому электоральному циклу: уже в следующем году на новый срок предстоит идти президенту РТ Минниханову, а также местным парламентам, мэрам и главам. В 2016 году стартуют выборы в Госдуму РФ. А в 2018 году ожидаются выборы президента России. Поэтому отшумевшая выборная кампания — это повод не только подвести черту, но и заглянуть в будущее.

Что такое вообще выборы? Это не только некий бокс, в котором нужно одержать победу по очкам или нокаутом. В первую очередь это инструмент поддержания легитимности власти. Есть конкуренция или нет, правящая политическая сила использует его для того, чтобы получить не только галочку в бюллетене, но и реальный мандат доверия на следующий срок. А для этого нужна если не конкретная программа, то, по крайней мере, мобилизующий образ будущего. Не зря же Путин свои статьи предвыборные писал и «майские указы» затем издавал.

Если посмотреть на нынешнюю кампанию партии власти сквозь эту призму, то видно, что она обращена скорее в прошлое и построена на знакомых державных заготовках, лозунгах стабильности и единства. «Сила в единстве» — таким был лозунг, известный еще со времен Австрийской империи. Какой-то новой объединяющей общество идеи, образа будущего в ходе кампании так и не появилось. Разве что порой в ход шел козырь украинского кризиса, случившегося на фоне разобщенности общества. Не хотите, чтобы было так, как у них? Значит, идите за нами. Но куда? За всю кампанию «Единая Россия» так ничего конкретного и не пообещала.

Видимо, ответ на этот вопрос и станет во главе угла в ходе уже, по сути, начавшейся кампании 2015 года. Заготовку по экономической части программы под названием «Стратегия-2030» уже куют в Леонтьевском центре. Так что можно надеяться, что к новым выборам в Татарстане власти сформируют совершенно иную повестку дня.

Пока же самой главной в политическом смысле коллизией, напрямую связанной с будущими выборами, становится сохранение слова «президент» в названии высшего должностного лица исполнительной власти Татарстана. Спуск президентского штандарта над Кремлевским дворцом, конечно, будет воспринят как политическое поражение республики. С другой стороны, положительное решение этой проблемы станет для него новым шагом от имиджа эффективного менеджера к ореолу мудрого политика и отца нации.

Какое событие было для вас главным на выборах в Госсовет? (16.09.14-17.09.14)
7%Безоговорочная победа ЕР
10%Оппозиция не смогла укрепить свои позиции
7%Досрочное голосование
2%Прорыв ЛДПР в парламент
5%Шоу на «Казань Арене»
44%Главный итог в том, что не было ничего неожиданного
25%Мне они не интересны
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (125) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.09.2014 08:19

    Главный итог, народ - ничто.

    • Анонимно
      16.09.2014 09:59

      скорее наоборот - народ показал что бурление демагогии и лжи начинающееся за две недели до выборов ужу мало чтобы набрать "протестные голоса". Особенно это показательно на пример окончательно сгнившего фрукта и нетрадиционно ориентированных либералов-демократов.

      • Анонимно
        16.09.2014 11:10

        Многовато внимания уделяете нетрадиционной ориентации. Мне что-то такие не попадаются, или, может просто не там хожу.

        • Анонимно
          16.09.2014 12:16

          стоит только пошатнуться... чему-либо и твоё едро,вместе с тобой улетит под ноги народа..,а там знаешь что будет)

        • Анонимно
          16.09.2014 12:18

          Просто Вы не туда смотрите

    • Анонимно
      16.09.2014 23:48

      народ держат за полное быдло... посмотрите как на Западе люди живут, поэтому молодежь уехать из России хочет всеми способами...

      • Erik
        17.09.2014 18:08

        Если бы молодежь была немного политически активнее, то вполне возможно ситуация была бы другая. Вы посмотрите кто в основном ходит на выборы: это бабушки, которые путают все партии и ставят галочки куда придется и зашуганные бюджетники которые под угрозой увольнения и давления толпой идут на досрочное голосование и голосуют сами знаете за кого

  • Анонимно
    16.09.2014 08:25

    Опять нас всех "выбрали"...

    • Анонимно
      16.09.2014 12:17

      ещё и попьют за наш счет и покуражатся предстоящие годы..

  • Марат Ш
    16.09.2014 08:29

    Результаты выборов в единый день голосования по всей стране — самая важная политическая победа путинского режима за последние годы. Не только потому, что два года назад эти выборы были для него источником самой большой угрозы. Независимо от того, насколько это верно, достигнутый режимом успех позволяет ему сделать следующие выводы:- в России нет организованной оппозиции;- та хилая и разрозненная, что ещё осталась, не пользуется сколько-нибудь значимой популярностью;- протестные настроения вытеснены в сумеречную зону недовольного бурчания, а потому не представляют какой-либо угрозы на долгое время;- тактика хамского и противозаконного выбрасывания из участия в выборах персон, хоть чуть-чуть высовывающихся над уровнем травы, полностью себя оправдала. И теперь нет нужды в каруселях и прочих гадостях в день выборов;- похоже, что теперь хоть 90 процентов голосования можно делать организовано и досрочно. Всем плевать;- теперь руки развязаны полностью.

    • Анонимно
      16.09.2014 09:55

      Это не победа,а провал,причём,полный и безоговорочный.

    • Анонимно
      16.09.2014 10:23

      я в целом согласен с вами, только есть одно но протестное настроение оно в сердцах и ни у кого ни куда оно не ушло. И в любом случае рано или поздно оно выстрелит без всяких навальных-повальных. Вы пообщайтесь с простым народом пусть 90% из них зомбированы но 3х минут общения хватает чтоб узнать что живется то с каждым днем все хуже и хуже , повальная закредитованность населения, бешеные проценты, спад экономики свое дело сделают . А те кто прошли с 90% результатами и своими 10-100 миллионами это совсем не народ , им хорошо когда народу плохо но плохо когда в меру и кода эту грань перейдем БУДЕТ ВСЕМ ОЧЕНЬ ПЛОХО

    • Анонимно
      17.09.2014 21:00

      Я тоже выражаю возмущение традицией проведения "таких"выборов в Татарстане.

  • Анонимно
    16.09.2014 08:30

    Выборы были скучные, что говорить. Но одно лучше, чем майдан. Не хватало содержания, все-таки партия власти должна идти с обещаниями на 5 лет. А их не было. Вылезли действительно на успехе прошлых лет. Ну и хочется новых лиц, их было мало.

  • Анонимно
    16.09.2014 08:46

    выборы были самыми подлыми с 1996 года. 12 процентов НУ ОЧЕНЬ ЗАНЯТЫХ ЛЮДЕЙ которые вдруг проголосовали досрочно это нонсенс и дикость , которая всем понятна. мингазов опять с депутатским иммунитетом это что то и с чем то. бедолага Еретнов так и не понял волчью суть наших краснобаев . еденения нет и не было и никогда не будет , а особенно с народом. думаю настало время избавляться от паразитических структур, которые НЕЗАКОННО финансируются из бюджетов, да и глава республики Башкортостан высказался вчера однозначно что ему не жалко слово президент, так что МРН это глава республики Татарстан

    • Анонимно
      16.09.2014 11:47

      Вот такие "товарищи" все мешают в одну кучу. Ну причем тут "глава республики или президент?" Хотите в угоду Москве провести то, что они хотят. Ну так и выборы получились такими и будут такими, потому как на это воля Москвы. Вся система выстроена из Москвы, а вы все туда же. Ну не нравиться вам тут, езжайте в Самару, там конечно, выбирают все по другому. Будете получать удовольствие от выборов и широкой народной демократии. Ну, не могу понять таких людей, которые дальше своего носа не видят. Им говорят, дайте свободу регионам. Они сами разберутся, что и как им делать по тем вопросам, которые не касаются всего государства. Нет, будут твердить, что надо делать так как приказывает Москва и тут же начинают критиковать и систему выборов и то, как распоряжаются деньгами на местах и и т.д. Но ведь все это выстроено из Москвы и на местах не могут чего-то решать. И сделано специально, чтобы такие как вы жили по принципу - царь хорошо, а бояре на местах плохие. Вот надо обратить внимание царя, тогда он сменит плохих бояр на хороших. Упс

    • Анонимно
      16.09.2014 11:55

      не 12 процентов а в районе 20-25

  • Анонимно
    16.09.2014 08:47

    институт выборов в РФ полностью скомпрометирован. В ближайшие 10-15 лет ничего не изменится, пока "естественная убыль" не заставит поменять актеров на политической сцене.

  • Анонимно
    16.09.2014 08:56

    Но ведь эта "естественная убыль" воспитывает себе подобных молодых. Увы.

  • Анонимно
    16.09.2014 08:57

    Прошли все те, кто должен был пройти. Но Мингазов во истину красавчик, чуть чуть сомневался в его успехе, но он не подвел

  • Анонимно
    16.09.2014 08:58

    Было бы смешно, если не было б грустно.

  • Анонимно
    16.09.2014 09:14

    Кругом обман и виной тому мы сами.мы не смогли выбрать власть и не смогли её сменить.Только революция нам поможет.Галям

    • starr
      16.09.2014 10:26

      Уважаемый Галям! Как показывает практика революций, ничего хорошего они не несут. К власти приходят либо необразованные люди "из народа", либо те же самые, кого только что свергли. В 1917 году пришли "народные избранники", которые неприминули тут же сделать себе правильные мандаты, квартиры в Кремле, загородные дачи. А работали "на благо трудящихся" по прежнему те, кто это делал и в царской России. Самый что ни на есть "пролетариат" предпочел податься в блатные, идейные, развивать классовое самосознание, борьбу и т.д.А вспомните развал СССР - Да, сняли Горбачева. Ура! Все остальные публично бросили партбилет на стол, облили грязью своих вчерашних руководителей, и... потихоньку заняли их места."Отцы" нашего суверенитета также были лидерами КПСС в советской Татарии, вступили туда добровольно, по коммунистическим убеждениям. Это не помешало им в 90-х "приватизировать" почти всю Республику.России не нужна революция. России нужна образованность и сплоченность граждан. Сплоченность во всем - от наказания хулигана на улице, до настоящих выборов...

      • Анонимно
        16.09.2014 11:11

        только новая социалистическая революция способна спасти Россию от распада на экономически важные регионы и на новые Сомали и Суданы. и зарубите у себя в носу что до сих пор вы пользуетесь заделами той страны где победила социалистическая революция. настолько мощные заделы оставил после себя Советский Союз что даже при 25 летнем непрерывном разграблении эти заделы остаются ещё. так что новый 1917 уже не за горами .

        • starr
          16.09.2014 12:17

          Мы пользуемся заделами той страны, в которой живут наши люди!!! Не нужно приписывать все достижения непосредственно революции. Облик страны, ее экономику и процветание создают люди. До 1917 года не было массового народного образования, земли у крестьян, фабрик у рабочих и т.д. Но и революция им этого не дала... Вместо этого появилась возможность работать на общак. Если почитать труды Н.К.Крупской - так она считала, что маленьким детям вместо сказок нужно читать основы пролетариата и межклассовой борьбы. А отряды тогдашней милиции очень любили раскрывать преступления "по закону военного времени". А народные "экономисты" видели всеобщее благо в стремлении отнять у того, у кого есть, и дать тому, у кого нет.И только участие в жизни страны образованных людей, истинных патриотов, не позволило этим идеям развиться дальше. Именно они постепенно, шаг за шагом, из толпы рабочих и крестьян, воспитали тех советских граждан, которые отдавали свои жизни в ВОВ, которые создали нашу науку, развили нашу общую культуру, и которыми мы до сих пор гордимся.Не нужно революций - это неразбериха и убийства. Нужно планомерно вернуть гражданам власть над народными избранниками, иначе конец...

          • Анонимно
            16.09.2014 12:47

            на сегодняшний день миллионы граждан России видят что как назло или нарочно кто то или что то приближают новый 1917й и с каждым месяцем мы ближе и ближе к точке взрыва.

          • Анонимно
            16.09.2014 13:13

            Очень нравятся ваши комментарии, но вы редкий гость. Высказывайтесь чаще, пожалуйста.

          • Анонимно
            17.09.2014 05:09

            До 17-ого гда все татары100% имели образование,а сейчас 5% если набереться умеют писать на родном языке.Это русские были безграмотные.

            • Анонимно
              17.09.2014 09:17

              Вы забыли уточнить, что они имели высшее образование - это раз. И два - это то, что они имели его не до 17-го года, а до 1552. Верной дорогой идете, товарищч.С.П.

            • starr
              17.09.2014 15:34

              Вам, как татарину видимо, должно быть стыдно за то, что Вы не удосужились прочитать ни одной книги Г.Тукая, Ф.Амирхана и других татарских просветителей. Они подробно описывали жизнь татар на стыке веков. В их трудах есть всё - и про любовь, и про религию, и про образование тех лет. Почитайте - многие из нынешних событий станут понятнее...

      • Анонимно
        16.09.2014 11:22

        Да .. именно! В пятницу в 12 вечера шел через Баумана. Такое только в фильмах про дикий Запад могло быть. Государственные структуры отдыхают не вмешиваясь в процесс защиты граждан и совершения работы. Виват ЕР, виват бардак!

      • Анонимно
        16.09.2014 11:51

        Это вы, видимо, из тех еще времен, когда все честные и передовые люди сплачивались вокруг коммунистической партии. Ряды становились тесней, и мысли одинаковы. Но потом стало так тесно, что все и развалилось, кстати, без революции. Упс

        • starr
          16.09.2014 12:44

          Честные и передовые, как раз никаких важных "кресел" никогда не занимали, а исправно платили членские взносы на содержание тех самых кресел.

          • Анонимно
            16.09.2014 15:13

            Вы, видимо, не поняли иронии про честных и передовых. Тогда был такой лозунг, но, как признаете, там не было честных и передовых. Упс

    • Анонимно
      16.09.2014 14:48

      К чему приводит революция, видно по событиям на Украине. Еще скакать начните, авось приблизите свою мечту. И вышиванку оденьте.

      • Анонимно
        16.09.2014 15:45

        Ты на Грузию посмотри,страны Балканского полуострова посмотри,зациклился что ли Украиной смотря зомбо пропаганду по первому.

  • Анонимно
    16.09.2014 09:19

    Щаз по примеру башнефти и озёрников наши олиго всё вернут в бюджеты разных уровней, для этого их всех и затащили в этот сачок. Да и у преуспевающих генералов, не могут быть должников-предприятий , не находите ?
    Чему радуются? Вот и поглядим какие оне единоросы . А кто откажется.... Хотя о чём это я?
    АГ

  • Анонимно
    16.09.2014 09:30

    только вот революции нам и не хватает. Вопрос: чем она нам всем поможет?

    • Анонимно
      16.09.2014 12:59

      отхапнуть кусок рая от олигархов,а то совсем обои пошарпались)))Конкретнее?

  • Анонимно
    16.09.2014 09:53

    Оппозиции нет. На корню её изводят штоли..?

    • Анонимно
      16.09.2014 10:02

      Оппозиция в стране есть,просто нынешний режим настолько её боится,что даже не даёт ей заявить о себе.

    • Анонимно
      16.09.2014 10:18

      После таких нечестных выборов она пустота и должна была быть. Радоваться нечему.

      • Анонимно
        16.09.2014 12:56

        значит подконтрольная оппозиция уже не пройдет..,а другую они не знают,чтобы предвидить,а мы,остальные её видим...и уже дождались..)

  • Анонимно
    16.09.2014 09:59

    еще раз повторюсь - единственный выход проводить выборы ежегодно и по результатам работы менять структуру и состав

  • Анонимно
    16.09.2014 10:00

    В нашем коллективе на работе очень сильная социальная напряжённость. Может кто-нибудь скажет почему во власти сидят миллионеры? как можно гос.и муниципальным служащим работать и выживать за 10 т.р., есть рабочие, у которые оклад 3 т.р. Посадить бы нашу первую пятерку на 10 т.р.и посмотрели бы мы как они выживали. когда это прекратиться? в последний раз народ России веками терпел, но не стерпел и руки до царя дошли...даже денег нет, что б свалить с этой страны....(

    • Анонимно
      16.09.2014 10:31

      Зачем же сваливать из страны накануне начала "Весёлых Событий",а?Самое интересное ведь пропустите,потом жалеть будете.))))))

  • Марат Ш
    16.09.2014 10:03

    Одни и те же люди говорят и пишут примерно следующим образом. С одной стороны, страстно призывают приходить на митинги и шествия. При этом их возмущает точка зрения, согласно которой бессмысленно ходить на митинги, поскольку "это ничего не дает". Понятно, что здесь всё поставлено с ног на голову: "это ничего не дает" именно потому, что они не приходят на митинги. Но те же люди призывают не ходить на выборы, поскольку "это фарс, а не выборы". А ведь здесь тот же логический перевертыш: выборы превращаются в фарс в той мере, в какой мы отказываемся превращать их в инструмент своего политического действия.

    • Анонимно
      16.09.2014 10:37

      какой выход?

      • Марат Ш
        16.09.2014 11:19

        Собственно, этим пользуются власти: блокируют участие в выборах, оставляя возможность выходить на митинги. А знаете почему? Потому что участие в выборах ненаказуемо, а ваша отметка в бюллетене анонимна. А на митинге мы все доступны для разоблачения и мордобоя. Мне вот только непонятно: почему некоторые представители оппозиции призывают нас не ходить на выборы, безопасные для участия избирателей в них, но призывают идти на митинги, чем бы это ни было чревато для его участников?

        • Анонимно
          16.09.2014 11:58

          какой смысл идти на выборы, если выбора среди допущенных кандидатов как такого нет? Посмотрите, у них у всех одни и те же лозунги. Мы все знаем, что они представляют интересы одной и той же социальной группы. Именно поэтому все здравомыслящие люди так возмущены прошедшими выборами и называют их фарсом.

        • Анонимно
          16.09.2014 12:00

          Хитросплетения политики прям.

        • Анонимно
          16.09.2014 12:40

          Что касается меня, то я продолжу и ходить на митинги, и работать на выборах. Мне достаточно аргумента: власть боится именно сочетания того и другого. Значит, я буду поступать правильно.

        • Анонимно
          16.09.2014 15:28

          Марат, а вам то это зачем? Вас столько раз приглашали на личную встречу, но вы всегда уходите от этого разговора. Многим надоело читать ваши перепечатки, хотели поговорить по душам, так скажем, но вы нос воротите. Это такое стремление к анонимности или интернетной публичности? Что?

          • Анонимно
            16.09.2014 16:53

            Прежде чем других осуждать за анонимность и тем более встречи назначать, может сам представишься? Или ты руководствуешься лицемерным правилом правящего в России сословия "Не делай как я, а делай как я сказал"?

  • sagad
    16.09.2014 10:18

    Нужна оппозиция, свобода слова, честные выборы , иначе может быть как на Украине.Причем с учетом географических размеров России и геополитического влияния и многонационального населения ситуацию не сможет предсказать никто.

    • starr
      16.09.2014 10:36

      Важна не свобода слова как таковая - важна возможность признания твоего слова.Сейчас, например, можно подать заявку на проведение официального митинга. И даже если на митинг придёт все (!) население республики и однозначно выскажется, то максимум результата - это выйдет кто-то из Кабмина и скажет: "мы вас услышали, мы подумаем, расходитесь пожалуйста". Вот такая у нас ценность свободы слова - говори, что угодно, только ничего не делай...

  • Анонимно
    16.09.2014 10:19

    Страна химера и все остальное химера , пора бы уже осознать это .Буре .

    • Анонимно
      16.09.2014 11:32

      Это Вы, Буре, о чём? О Казахстане, наверное, поскольку там Ваше ПМЖ. Или о незалежной, поскольку логичнее всего было бы дать ей такую точную характеристику?С.П.

      • Анонимно
        16.09.2014 12:29

        нет буре прав. современная Россия это на самом деле химера. и лично мне и моим детям на будущее такая химера не нужна. если выбирать между этой химерой и построением справедливого общества внутри Татарстана отдельно от этой химеры, то я лично выбираю отделение от России ради будущего своих детей

  • Анонимно
    16.09.2014 10:21

    Докатилась Россия и Татарстан,теперь проходимцы у власти,попавшие туда по семейно-клановой связи,противно однако.Но они и их чада,будут отвечать за бардак утроенный ими в стране и республике,надеюсь они долго не продержатся,галера на которой они "как рабы" плывут,скоро пойдет ко дну...

  • Анонимно
    16.09.2014 10:23

    Нашей оппозиции вечно будет чего-то не хватать, как тому танцору. Просиживать штаны перед клавой в соцсетях, вспоминать про своих потенциальных избирателях исключительно в период предвыборной кампании, считать их на самом деле лохами, стадом баранов, только на это они способны. Да, еще забыл, они лучше всего научились пилить западные гранты и сочинять бравые отчеты и душераздирающие статьи в иносми.Серёжа ПтицынP.S. К "партии власти", извините, не имею никакого отношения, как, впрочем, и ко всем остальным, так что прошу не обвинять меня в ангажированности.

  • Анонимно
    16.09.2014 10:23

    Вамин молодец, у него долг 4,3 млрд. а у него теперь неприкосновенность. Вот так и живём ))

  • Анонимно
    16.09.2014 10:25

    Разве это выборы? О чем вы? Это назначение тех. кого приказали протащить. В Чистополе выборы были, наверное, самыми циничными за последние 50 лет. Все УИКи - команды "единомышленников", получивших задание обеспечить явку избирателей не менее 50%, за партию большинства и ее кандидата - 90№. Приказано, сделано. Но как? Когда сидели в ТИКе при сдаче протоколов, один кандидат в депутаты Госсовета РТ сказал: "А вам на себя в зеркало не противно смотреть?!!Князева В., Чистополь

    • Анонимно
      16.09.2014 12:26

      согласен,деревенских пинали на выборы,стояли и говорили за кого(едро)гососУвать!

  • Марат Ш
    16.09.2014 10:35

    Никакое отдельное политическое действие не бывает эффективным само по себе, изолированно от остальных. Опыт демонстрирует, что оппозиция была причастна к эффективности единственный раз, когда митинги сочетались с выборами как взаимосвязанными инструментами политического действия. Это было совсем недавно. (Правда оппозиция не была к этому готова и не готовила это, а просто примазалась к ненадолго проснувшемуся здоровому политическому инстинкту людей.) И наш же опыт показывает, что эти две формы политического действия резко теряют в эффективности, когда они изолируются друг от друга.

  • Анонимно
    16.09.2014 11:10

    Всё просто ,как "дважды два":Народу не дают воздействовать на власть законными методами,знащит рано или поздно,но ОБЯЗАТЕЛЬНО в ход пойдут методы и средства "далёкие от законности и гуманности".В России такое уже было и не раз.История развивается по восходящей спирали и События 100-летней давности повторятся вновь,с не большими коррекциями и поправками на историческую реальность.

    • Анонимно
      16.09.2014 12:23

      давно пора,где вы дорогие варяги?

      • Анонимно
        16.09.2014 14:45

        мы здеся,тута мы,ждём удобного момента,а покамесь копим силы и множим число соратников и единомышленников.

  • Анонимно
    16.09.2014 11:12

    Я уважаю действия Единной России,при ее курсе,я стал лучше жить,упаковался,приобрел все что хотел,езжу два-три раза на отдых в различные страны,любуюсь миром,работа идет как надо,жена и дети счастливы,и самое главное стабильность в нашей республике,люди наконец то начали хорошо и обеспеченно жить,чувствуется рука нашего Президента Татарстана,порядок в республике в принципе наведен,а те кто вечно возмущается,они просто неудачники,я бы даже сказал враги нашей страны,и мы патриоты республике не позволим им объединится,чтоб разрушить нашу республику.

    • Анонимно
      16.09.2014 11:35

      Как же мало тебе надо электорат

    • Анонимно
      16.09.2014 12:22

      жизнь в кредит прекрасна)))

    • Timur
      16.09.2014 12:24

      Президента Татарстана,порядок в республике в принципе наведен,а те кто вечно возмущается,они просто неудачники,я бы даже сказал враги нашей страны,и мы патриоты республике не позволим им объединится,чтоб разрушить нашу республику.1)Никогда не кичься своей "упаковкой" не забывай ты в России,сегодня ты благополучен-завтра раскулачен.2)Человек может гордиться нажитым только в случае если это богатство создано не руками "крепостных", а своми и мозгами и при этом не надо трындеть что ты создал рабочие места.Все понимают,ты их создал для собственного обогащения за счет нещадной эксплуатации своих братьев меньших.3)Запомни,ТЫ-это не большинство,ты тот мизер, как колличество микробов в стакане воды.4)Скажу тебе так,я еще в 90е был упакован,но когда я проежал на своем мерсе видел тяжелые взгляды людей ненавидящих меня.Тогда я понял ,нельзя быть свободным и в безопасности при любых богаствах в нищей стране.5)Те кто на верху, бывшие нищие,этим и обусловлено бесрассудное обогащение себя и своего круга при обнищании тех кто их обслуживает,работает руками,создает материальную ценность,возводит дома и убирает за ними продукты их отхода.Думаю,ты хоть что то понял.

      • Анонимно
        16.09.2014 13:15

        тяжело для понимания то,вначале чего четко не обозначено для кого это адресовано))),и так всегда,вы уж пототочнее будте,а то перемет с одного в другое вас не красит)))

    • Анонимно
      16.09.2014 12:33

      Сытый тупой человек хорошая приманка для властьимущих.Считающий себя удачником,занимающийся самоуспокаением мини человек далек от Творца.Он по сути жалкий раб.Примитивный обыватель.За что ему все равно когда нибудь чем то придется дорого платит.

  • Timur
    16.09.2014 11:17

    Партийные боссы "единой россии" делают все для стабилизации процесса статус кво,тем самым продлевают агонию, подливая масло в огонь ,для поддержания угасания нации ее свободного характера и трезвой оценки власти! Народ забросали временными подачками,отключив из общественной жизни,перекрыли кислород развития для продолжения жизни и обучения. Нация тупеет на глазах, начинает забывать что такое справедливость, начинает пропадать главное-общественное сознание своей правоты рабочими людьми. Куда со временем вывернет такое положение вещей,одному аллаху известно,главное-обойтись бы без майданов.Пока,пример Украины для наших ноуворишей не чему не учит,они думают что они круче Януковича.Убежден,они не лучше и не хуже,они-такие же,только вот воруют более масштабно подкармливая силовые структуры и продажных депутатов.Вряд ли они одумаются,основательно завязли в своей не погрешимости.

    • Анонимно
      16.09.2014 12:21

      спасибо за комментарий,он полноценен и точен.

    • Анонимно
      16.09.2014 15:54

      Тимуру пора выпускать книги о политической ситуации в республике,талант есть,хороший литературный язык,и главное бьет в точку.Я думаю многим будет интересно будет почитать мысли умного человека.

    • Анонимно
      17.09.2014 17:30

      Коротко и рассудительно!)

  • Анонимно
    16.09.2014 11:48

    только канцлер.

  • Анонимно
    16.09.2014 11:54

    Легко терроризировать деморализованное население,в этом есть большой опыт, - от Ивана Грозного до большевиков.

  • Анонимно
    16.09.2014 12:02

    Между митингами и выборами есть одно существенное различие, осознаваемое нашей оппозицией. Число пришедших на митинг они воспринимают как некий общий ресурс. Выборы же они воспринимают как личный ресурс, нужный только им самим и совершенно несущественный для страны и избирателей. Нынешние выборы продемонстрировали это весьма отчетливо. Поэтому результат выборов в Госсовет РТ - это не только победа режима. Это результат бездарности, неорганизованности, эгоизма оппозиции. Она - банкрот. И она больше не нужна. Нужны новые и молодые. И это - главная задача на три года. Если, конечно, режим сам не похоронит себя до этого. Но тогда отсутствие авторитетной и организованной оппозиции станет трагедией, венчающей распад и конец России.

    • Анонимно
      16.09.2014 12:35

      если еще и учесть,что ожидается повышение финансирования оппозиционных парламентских партий и "Яблоко" в два раза,и это объявляется на второй день выборов-ТО ВАША ОЦЕНКА СЕГОДНЯШНЕЙ ОППОЗИЦИИ НАСТОЛЬКО УБИЙСТВЕННА И ТОЧНА!!!(учитывая цену и "РОЛЬ" этой самой "оппозиции".)знакум

  • Анонимно
    16.09.2014 12:12

    Как-то разговаривал со своим другом-бизнесменом и спросил его, почему он так мало платит своим работникам. Он посмотрел на меня, как на дурака, и ответил: «Если они работают за ту зарплату, которую я им плачу – зачем мне повышать им зарплату?». Есть поговорка: «Не плачущему ребенку – молока никто не принесет». Власть тоже также рассуждает – если народ молчит, то значит, ее все устраивает, тогда зачем напрягаться больше? Не нужно революций, просто людям нужно перестать быть молчаливым быдло, а-ля «Главное чтоб не было войны», а научиться отстаивать свои права и свободы. Нужно перестать смеяться на Америкой и Европой – а посмотреть, как там люди живут, как их дети учатся, в каких больницах лечатся и спросить себя – а чем я хуже, почему я не заслуживаю жить также как они? С этого и нужно начинать. Если будете продолжать терпеть и не будете отстаивать свои права и свободы – за вас это никто не сделает.

    • Анонимно
      16.09.2014 12:44

      вы сами то уже отстаиваете,или амбразуру нам закрыть?

    • Анонимно
      16.09.2014 13:01

      А ведь все просто. Во всем мире права трудящихся отстаивают профсоюзы, на то они и созданы. У нас же они созданы, чтобы в угоду властей создать видимость того, что есть орган, который говорит от имени трудящихся. Но говорит он то, что ему власти скажут. Да, еще на 1 мая проведет со знаменами тех, кого соберет. Пока не будут созданы нормальные профсоюзы, как собственных ушей не видать повышения зарплаты со стороны работодателей. А низкие зарплаты, это низкий уровень самой работы, низкий уровень образования, падение престижа профессии. Упс

  • Анонимно
    16.09.2014 12:27

    Кандидаты, идущие по партспискам ЕР -это не самовыдвиженцы. Берет оторопь, что в ряду достойных кандидатов присутствуют люди мягко говоря сомнительных достоинств и способностей к реальной деятельности.

  • Анонимно
    16.09.2014 12:31

    Татары всегда отличались высокой работоспособностью,еще все татары за редким исключением-державники.Возьмите служивых татар,они всегда служили державе верой и правдой, Поэт и патриот-Муса Джалиль и его соратники,приняли смерть смеясь над смертью ради РОДИНЫ.Но татары не защищают свою нацию так же преданно как большую Родину-жаль.

  • Анонимно
    16.09.2014 13:22

    Тут много пишут про Мингазова и Вамин. Но забывают, что во время приватизации все молочные заводы достались Вамину по одной простой причине. Он должен был обеспечить дешевым молоком население городов республики в те самые перестроечные годы. Что он и сделал. Но за счет сельского населения. Скупал молоко по дешевке, по цене ниже обычной воды разлитой в пластиковые бутылки раза в два. Ну и продавал по цене дешевле воды, хотя и не без пользы для себя. Он был инструментом политики толерантности в республики, чтобы сохранить стабильность в ней за счет дешевых продуктов питания (молоко, масло, творог и т.д.). Ну, а сейчас власть как бы защищает его. Ведь он был его инструментом. Нельзя же человека бросать в беде. А долги появились, когда экономический кризис 2008 года ударил. Взятые кредиты на расширение и модернизацию не смогли вернуть. А модернизация была нужна. Сколько можно было доить аульных? Они и перестали доится просто так, за спасибо, за спокойствие в республике. Упс.

    • Анонимно
      16.09.2014 17:01

      Господа, не надо передергивать. Мингазов в перестроечные годы (конец 80-х - начало 90-х) сидел в партии, потом в 90-е сидел главой в Арске, где построил дворец, который был бельмом в глазах населения и прессы. В конце 90-х его ушли и он всплыл в Татарстан сэтэ, который в начале нулевых стал Вамином. В этот период народ уже не был голодным, благосостояние росло из год в год) ему отдали по дешевке все заводы и агрофирмы, и пошла "губерния гулять". Кредит на кредите, безалаберность в финансоах, аффилированность с чиновниками, миллиардные субдсиии от Минсельхоза РТ и РФ. Пирамида доросла до 2008 гола, потом кризис - и все стало рушиться. Рухнуло бы и так, но кризис и засуха ускорили. Финита - ля -комедиа. Почему не посадили? Слишком человеские у нас люди, и власти тоже. он всех подвел: и народ, и власть. В другое время расстреляли бы, а сейчас, думаю, будет наказание в другой форме, оно будет. Да и идет уже. Вышинский

      • Анонимно
        16.09.2014 17:54

        Для Вышинского. Не оправдывая Мингазова, хотел только привести некие доводы, которые просто объясняют его ситуацию. Скажу больше. На его месте надо было бы, поступить наоборот. Взвинтить цены на продукты питания в городах республики, чтобы все недовольные собрали чемодан и дальше вы знаете куда. А аульным платили за их молоко по достойным ценам. Тогда думаю, что и в кредиты бы не залез и дворцы не строил. Знал бы, что он не в фаворе у власти. Но смог бы остаться героем у аульных. Упс

        • Анонимно
          16.09.2014 18:20

          Вы правы,всегда за все платил и платит АУЛЬ!Даже за новое место в Госсовете В.Мингазова! 2000 подписей для его выдвижения собрали в аулах-сами понимаете без адм.ресурса(как многие предсказывали)тут явно не обошлось.Значит,власть сама же и помогла-видать,действительно была предварительная договоренность при уходе из СФ.Но в чем виноват Вагизь,я до сих пор не пойму.За поручительство?А "преемники"эфективнее стали работать?Ничего не понимаю,тем более после фотографий со свадьбы Минтимера Рустем Нургалиевича.Но сыр у Вагиза был вкусный!знакум

  • Анонимно
    16.09.2014 13:35

    Выборы прошли,завтра цены полетят вверх, жкх опять подорожает, ставки по кредитам для народа поднимутся, пенсионерам подкинут 200-300 рубликов, зряплаты простым смертным заморозят, бедные обеднеют, присосавшиеся к кормушкам,бюджету и просто нувориши и жулье, поднимут новые бабки(извините заработают своим горбом-они же трудятся по 25 часов в сутки и не ездят раз в месяц в краткосрочные отпуски на недельку), все сми и зомбиящики будут кричать,что все у нас хорошо, все хорошо, все хорошо.прекрасная маркиза.

  • Анонимно
    16.09.2014 13:47

    Проведите опрос, спросите, чем отличаются программные документы этих партий? Что хочет КПРФ, кроме пересмотра тарифов на ЖКХ и несбыточной мечты возврата нефтяных компаний в госсобственность? У большинства голосующих за КПРФ возникает некое чувство ностальгии, и они голосуют не разумом, а сердцем, как и просил в свое время Ельцин. А про Справедливую Россию опять таки что можно сказать? Ну, Миронов, который трется у власти столько лет. То ли отбивает голоса и настроения у любителей КПРФ, то ли приманивает на слово "справедливая". Но только как-то не очень вяжется с Россией. Скорее, опять воображаемые аналогии. Ну а про ЛДПР чего могут сказать избиратели? Партия одного артиста, которому уже пора на пенсию, но видимо, смену в виде своего сына не смог подготовить. Уйдет и не будет партии. Ну и развлекаются люди, выбирая на зло власти эту партию. Думают, что дразнят власть, но на самом деле она и создана той же властью на потеху публики. Да и кто скажет, что в создание все партий, которые участвуют в выборах не проглядывается одна и та же рука? И не надо Зюганову кивать на Коммунистов России, что они созданы сотрудниками ФСБ, якобы противовес его партии. Ведь и его партия создавалась как эрзац партия в противовес КПСС, чтобы удовлетворить настроение толпы. Упс

    • Анонимно
      16.09.2014 15:08

      Эволюционным путем все эти партии уйдут в небытие!Виною всему несменяемость лидеров.Ведь и у нас была опасность непрохождения и КПРФ в Госсовет!(до последнего цифры были менее 4,5 процентов!()Необратимый,эволюционный путь развала партийных институтов уже в движении-даже сумасшедшие 56 миллиардов выделенных(если ошибаюсь-поправьте!) парламентским партиям ничего не спасут.знакум

  • Анонимно
    16.09.2014 14:19

    Так демократические выборы и нужны, чтобы вовлекать в управление страной народ. Когда народ будет видеть, что именно от его решения зависит будущее страны, детей, внуков - он становится социальноактивным. Поэтому и отодвигают народ от настоящего выбора.

  • Анонимно
    16.09.2014 17:09

    Самое главное то что выборов не было, не было реальных конкурентов, т.к. одномандатники не могли собрать подписи, а тем которым собрали административные ресурсы были поддельными подписями населения.Надо поднять и проверить.Избиратели даже не видели своих кандидатов.

  • Анонимно
    16.09.2014 17:45

    Это были очередные технические(можно их уже называть классическими) выборы... Явку и проценты обеспечили технически по приказу с верха... Реальные данные по явке сильно отличаются от тех которые мы вчера услышали... Как люди наши не понимают, что это путь в никуда

  • Анонимно
    16.09.2014 20:53

    пожжужжали..?

  • Анонимно
    16.09.2014 23:53

    кусок про Альмашеву ужасный. Это ее право от какой партии выдвигаться. Рабское мышление считать, что нужно боготворить власть за исполнение своих обязанностей. А сохранить озеро - была обязанность властей. Альмашева властям ничего за это не должна

    • Анонимно
      17.09.2014 15:21

      Согласен полностью. Мнение людей не совпадает с мнением редакции. Человек положил много сил и мог сделать ещё больше.

    • Анонимно
      20.09.2014 19:10

      Держитесь дорогая моя, все здешние Анонимы, лишь прихвостни власти, истинные граждане нашего города, кто следил за событиями с озером, очень благодарны за все, что сделано! Прекрасный парк, добрый, приятный глазу и душе, главное это люди, кто несмотря ни на что продолжал бороться и теперь подарил всю эту красоту нашим детям. такие благие дела они в душах людей, я искренне вам желаю добра, спасибо.

    • Анонимно
      20.09.2014 19:31

      Держитесь дорогая моя, все здешние Анонимы, лишь прихвостни власти, истинные граждане нашего города, кто следил за событиями с озером, очень благодарны за все, что сделано! Прекрасный парк, добрый, приятный глазу и душе, главное это люди, кто несмотря ни на что продолжал бороться и теперь подарил всю эту красоту нашим детям. такие благие дела они в душах людей, я искренне вам желаю добра, спасибо.

  • Анонимно
    16.09.2014 23:54

    И непонятно, почему авторы уверены, что абдульзянов победил бы, если бы остался веселов

  • Анонимно
    17.09.2014 00:15

    Получил в подарок от председателя УИК билеты в БКЗ. Оказалось студенческий оркестр Казанской консерватории дает Немецкий реквием Иоганнеса Брамса. Дирижер Лео Кремер (Германия). Потрясающее исполнение. Выдающийся дирижер. Наши студенты исполняют на высочайшем уровне. С учетом, кто дал билет, это был реквием по татарстанской демократии. В зале было полно свободных мест. Видимо, многие члены УИК, получившие бесплатные билеты, не любят классическую музыку.

  • Анонимно
    17.09.2014 18:21

    Вот поэтому и "валят" и будут "валить"....Руслан Юсупов Рафаэлевич ЛДПР - выдвинут по Павлюхинскому округу..."Единой России" выдвиженцев - там нет, людям не предложили ЕР, осталось...Местечко готово))Но куда смотрят ФСБ??!!! - и кому это нужно, когда откровенных действующих бандитов допускают к, практически, высшему органу власти в Республике?Уверен, что большая часть микрорайонов Горки прекрасно знают лично)"Вы" чё творите, ээ!!!??

  • Анонимно
    17.09.2014 20:51

    Татарстанские выборы целесообразно проводить за пределами Татарстана с независимым ЦИК.

  • Анонимно
    17.09.2014 23:50

    Это что вы тут написали Катаргин-Казанцев? "...как если бы, к примеру, Владимир Вавилов, построив при поддержке властей детский хоспис, пошел агитировать за коммунистов. Коммунистам хорошо, а вот хоспису не очень". Вавилову не рекомендуете агитировать не за партию власти? Это почему же? Если власти пару раз поддержали - так не смей критиковать власть и приобретать "политический капитал"? Власти должны быть благодарны Вавилову, Альмашевой, а не наоборот. Властям рекомендуется использовать потенциал Альмашевой, даже если она будет критиковать власть и будет в Яблоке. Природа Казани от этого только выиграет.

    • Анонимно
      19.09.2014 18:06

      Природа от таких народных героев, как эта Альмашева, и таких народных проектов, увы, проигрывает. На озерке Харовое едва берега не закатали в бетон, благодаря стараниям этой якобы народной героини. Для себя старалась - создавала бетонную детскую площадку почти на озере, при этом вырубив заранее деревья на этом месте, сохранила для жителей захват земли под огромную автостоянку.... Малое озерко вообще обнесли по квадрату бетонной дорогой, чтобы на великах гоняли и краснокнижников давили. Ну какая уж тут забота о природе? Полная экобезграмотность. Одна предприимчивость и неумеренный пиар. И как Яблоко так ошиблось в выборе? Даже за партию стало обидно.

      • Анонимно
        20.09.2014 19:46

        Просто для сведения любителей злословить: экологическую часть Проекта Харового помогли разработать уважаемые экологи: специалисты Института экологии и проблем недропользования Академии наук Республики Татарстан, Министерства экологии Республики Татарстан, Института экологии и географии Казанского федерального университета кафедры «Географии и экологии», ФГБОУ ВПО «Казанского государственного энергетического университета». Проект получил одобрение и на "общественном экологическом совете" при Исполкоме города Казани.)))

        • Анонимно
          29.09.2014 20:13

          Для любителей прикрываться громкими названиями громких организаций. Кафедры географии и экологии в КФУ нет и никогда не было. Как выпускник экофака говорю. Понятно, теперь, почему в проекте такие ляпы. Неизвестно, какие специалисты его поддержали, и дейстивтельно специалисты ли они в этом. В отношении Минприроды РТ - они поддержало даже такой проект, как засыпка половины озера около больницы на ул. Чуйкова, где чайки обитали, там рекреационную озеру создали за счет засыпки озера. Проект стоил 19 миллионов! Теперь ни чистого озера, ни чаек. А на Харовом рекреационную зону создали за счет уничтожения зеленой зоны. И проект оценили в 30 миллионов. И именем Минприроды РТ прикрылись. Вот такие аппетиты у этой Альмашевой, только держись.

  • Анонимно
    19.09.2014 18:58

    Альмашева теперь грозится закрыть сайт про экопарк "озеро Харовое", так разобиделась на эту статью. С другой стороны, обязалась отчитаться за народные деньги на этом сайте, да так и не отчиталась. Теперь удобно сайт закрыть. Город деньги на экопарк собирал, а не на инфраструктуру для этих ВИП-жителей.Один обман кругом.

    • Анонимно
      20.09.2014 18:54

      Так, странно читать здесь записи провластный анонимов, по поводу отчетности Фонда Харовое, так она была сдана главе благоустройства Куляжеву (кстати, он там в наблюдательном совете))), еще два месяца назад. Его запрос и ответ я видел на сайте защитников озера.там же и информация о благотворителях. Так, что у них все открыто.Зря, вы тень на плетень наводите.

      • Анонимно
        29.09.2014 20:15

        Вы ведь тоже здесь аноним, подпишитесь тогда. Слабо?

  • Анонимно
    20.09.2014 23:50

    Помните монолог Татьяны Дорониной: (с придыханием) Любите ли вы театр, как люблю его я? Любите же!Только не театр, а цирк. С клоунами.Так чего же хотите?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль