Общество 
4.10.2014

Опрос недели: Чем грозит экономике нынешнее пике рубля?

Для достижения уровня развития экономики начала 2000-х годов, когда и начался экономический рост, курс рубля к доллару, по мнению ряда экспертов «БИЗНЕС Online», должен быть на уровне 90 рублей за 1 доллар

Последние дни в России проходят под знаком падения курса национальной валюты по отношению к доллару и евро — накануне курс приблизился вплотную к 40 рублям за доллар. При этом высказываются различные мнения относительно того, чем подобная ситуация на валютных рынках грозит экономике страны. Каковы причины сложившейся ситуации, как лично вас и ваш бизнес затрагивают эти проблемы, есть ли плюсы для России в этом, до каких пределов может упасть рубль по отношению к ведущим мировым валютам — на эти вопросы отвечают эксперты «БИЗНЕС Online».

Николай Бех — экс-гендиректор ОАО «КАМАЗ», президент ОАО «Звезда-Энергетика» (Санкт-Петербург):

— Причин падения рубля мне видится как минимум две. Первая — спекулятивная. Фондовый рынок и финансовые рынки крайне нервно реагируют на любые негативные новости. А их в последнее время хватало: и события на Украине сами по себе, и западные санкции, и страшилки про деприватизацию.

Вторая — конъюнктурная. С одной стороны, цены на энергоносители снижаются. Снижается приток валюты, курс растет. С другой стороны, с нашей экономикой уже давно было не все в порядке. Ресурсы роста за счет удорожания экспортного сырья истощились. Нужны были структурные реформы экономики: стимулирование перерабатывающих производств с большой добавленной стоимостью (налоговые послабления, снижение административных барьеров, развитие инфраструктуры). Но этих стимулов экономике не давали даже в самые тяжелые годы, когда страна предпочитала сверхдоходы вкладывать в кубышку и увеличивать непроизводственные расходы. Логика в таких действиях была, но истина, как всегда, должна быть где-то посередине — немного отложить «на черный день» и вложить что-то в развитие. В итоге сегодня мы имеем то, что имеем, — рост остановился. Стимулов, причем именно экономических, оставлять капитал дома не появилось, для его притока тем более. Платежный баланс предсказуемо ухудшился, курс упал. Все как в учебнике по экономике.

В краткосрочной перспективе основным последствием, на мой взгляд, будет ускорение инфляции. Причем как в потребительском секторе, так и в промышленном. Большое количество оборудования и комплектующих сегодня закупается за рубежом. И снижение курса национальной валюты, очевидно, приведет к его удорожанию на российском рынке. Тем самым повысятся издержки производителей, то есть, в свою очередь, они будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию. В среднесрочной перспективе видится больше позитива. Во-первых, ответные санкции дают шанс отечественным производителям в принципе выйти на рынок, куда их раньше не пускали более сильные иностранные конкуренты. Во-вторых, подорожавший импорт сделает более конкурентоспособной продукцию российских предприятий. Вкупе с ответными санкциями это даст им шанс получить дополнительную маржу, вложить ее в модернизацию производства, закрепиться на рынке. Главное, чтобы они воспользовались этим шансом.

Лично меня пока практически никак, а предприятия, конечно, коснулось. Существенная часть комплектующих, используемых ОАО «Звезда-Энергетика», в производстве иностранного происхождения. Из-за падения рубля они подорожали. Себестоимость выросла, а норма прибыли, естественно, упала. Но мы работаем над этим, в том числе ищем на замену отечественные аналоги. Увы, рост себестоимости — не единственная проблема. Из-за санкций резко выросли кредитные ставки. На 2 - 3 процента годовых по отношению даже к началу года. Кроме того, даже подорожавшие кредиты стало взять намного сложнее. Банки то ли действительно испытывают проблемы с ликвидностью, то ли решили, что называется, «уйти в кэш» до лучших времен, то ли просто ужесточили кредитную политику. Скорее, у каждого из них своя мотивация. Но для производственного сектора все они не добавляют ни оптимизма, ни эффективности, ни комфорта в работе.

Среднесрочные и долгосрочные перспективы есть. Повторюсь, главное правильно воспользоваться полученным шансом. Не жадничать, стараясь заработать максимум здесь и сейчас, а вложить дополнительные доходы, если они, конечно, будут, в развитие. На мой взгляд, сейчас курс уже больше зависит не от объективных экономических факторов, а от событийного фона. При его отсутствии я не вижу особых причин для снижения курса более чем на 10 процентов в ближайшие полгода. Да и этого, пожалуй, много. Причин для укрепления рубля тоже пока не вижу, но при наличии новостей все может быть как в ту, так и в другую сторону. И это, к сожалению, нам предсказать не под силу.

Не готов делать прогнозы в условиях такого количества неизвестных. Предположим, что к концу года цифры будут 42 по отношению к доллару и 51 — к евро.

Марат Сафиуллин — директор центра перспективных экономических исследований при АН РТ, проректор по вопросам экономического и стратегического развития К(П)ФУ, экс-министр экономики РТ:

— Снижение курса рубля по отношению к базовым валютам, я считаю, в целом должно оказать благоприятное влияние на российскую экономику, так как пропорционально падению рубля будет расти и ее конкурентоспособность. В настоящее время курс искусственно «перегрет» нефтедолларами благодаря положительной внешней конъюнктуре и никак не связан с производительностью и эффективностью развития национальной экономики. Он также не корреспондирует с ролью Российской Федерации в мировой экономике и международном разделении труда.
Ситуация, несмотря на наличие значительных золотовалютных резервов, близка к концу 90-х и грозит при сохранении нынешней модели экономического развития повторением ситуации после достаточно быстрого (два-три года) исчерпания запасов. Конечно, неизбежно в результате снижения курса в долларовом исчислении снизятся валовые показатели и показатели покупательской способности заработной платы (слишком сильна в настоящее время зависимость от импорта в ключевых секторах), но тем не менее влияние указанной тенденции в целом будет оздоравливающим. Важно, чтобы не было резкого обвала. Хотелось бы отметить, что для достижения уровня развития экономики начала 2000-х годов, когда и начался экономический рост, на сегодняшний день курс рубля к доллару должен быть на уровне 90 рублей за 1 доллар. В принципе, в настоящее время это единственный путь к динамическому экономическому росту.

Александр Бузгалин — профессор, директор института социоэкономики МФЮА (Москва):

— Ничем особенным это не грозит, поскольку изменения курса, как известно, одним выгодны, а другим невыгодны. Тем, кто получает доходы в долларах, это выгодно. Им в этом смысле за доллары можно получать больше рублей. От этого во многом зависят колебания курса. С другой стороны, если мы покупаем товары на долларовом рынке, мы продолжаем покупать большое количество оборудования, предметы, потребляемые гражданами, и так далее. Для них и для нас с вами это, безусловно, минус. С другой стороны, у отечественных производителей появляется возможность более эффективно экспортировать свою продукцию за рубеж. Вот такой расклад.

В целом, когда идет стихийный обвал, это создает панику, а любая такая ситуация приводит к выигрышу финансовых спекулянтов, что негативно сказывается на экономике. Равно как и создается угроза высокой инфляции. Это вторая большая проблема, которая может быть с этим связана, и уже однозначно негативная. И если сам по себе высокий курс одним выгоден, другим невыгоден, то скачкообразные колебания вызывают неустойчивость экономики, подрыв долгосрочных инвестиций, кредитов, контрактов, возникают сложности планирования бизнеса и увеличиваются доходы одной части финансовых спекулянтов, сложности у других...Плюс угроза инфляции.

Радик Хасанов — генеральный директор ОАО «ПО «Завод имени Серго» (ПОЗиС):

— У нас и когда поднимается плохо, и когда опускается, плохо. Нужно научиться быть независимыми ни от доллара, ни от евро. Мы, прежде всего, могущественная страна, живем в таком глобальном мире, но у нас никто не хочет быть самостоятельным. Хотя у России для этого есть все возможности и огромнейший потенциал. Я как руководитель могу сказать, что на бизнес это, конечно же, влияет. И не только на наш. К сожалению, не все оборудование Россия может производить. Да и в целом мы покупаем все зарубежное, у нас нет продуктового патриотизма, скажем так. Мы создаем свою промышленность, легкую промышленность, свои технологии, но при этом не хотим поддерживать свое производство.

У нас есть, нефть, газ, огромное количество природных полезных ископаемых, а нефтехимию производим не всю. Я говорю о полимерах, красках и так далее. Поэтому нам приходится приобретать это в долларовой или еврозоне. А ряд комплектующих? Ну, нет их в России, не осваиваем. Мы жили, думая, что за границей к нам всегда будут относиться хорошо. А теперь, если мы будем нищенствовать, они будут радоваться. У нас мощнейший интеллектуальный потенциал, мощнейшие ресурсы, и мы должны верить, что все сможем сами. Что касается плюсов, они есть и для нас, так как мы экспортируем свою продукцию и работаем на глобальном конкурентном рынке.

Прогнозировать сложно, но мое мнение таково. Мы всегда боремся с инфляцией, но не надо этого делать. Надо создать условия для развития экономики, промышленности. Не надо с ней бороться, она автоматически будет регулироваться. Мы ведь с ней боремся за счет того, что делаем кредитные ресурсы дороже. Ни в коем случае так делать нельзя. Процентную ставку наоборот надо снижать. За счет поднятия мы только увеличиваем банковский капитал, а для, скажем, высокотехнологичных отраслей, которые занимаются модернизацией, это, наоборот, мешает. Плюс это только разгоняет инфляцию.

Артур Уразманов — генеральный директор аптечной сети «36,6»:

— Вопрос в том, что стоимость медикаментов может увеличиться и, думаю, что она будет пересчитываться. Особенно те группы товаров, которые мы покупаем за рубежом. А таких товаров у нас до 70 процентов. Как медикаментов, так и сопутствующих товаров, медизделий и так далее. Соответственно, все оборудование медицинское, аппараты УЗИ и прочее, тоже покупается за евро и доллары. Это напрямую скажется на тех затратах, которые мы понесем при закупке оборудования. Для того чтобы это оборудование нам окупить в сроки, нам придется увеличить стоимость услуги. И покупательская способность будет меняться. Люди будут заменять дорогие препараты более дешевыми.

А если идет увеличение цены, то тарифный комитет, который нас контролирует, автоматически будет регулировать торговую наценку. Снижение торговой наценки для рентабельности грозит, во-первых, закрытием аптечных учреждений. Во-вторых, сокращением рабочих мест. В-третьих, какие-то некоммерческие учреждения, у которых медицинская деятельность, тоже будут сокращаться.

Плюсы идут через минусы и, может быть, наша медицинская промышленность начнет выпускать новейшую аппаратуру. Но опять-таки новейшая аппаратура базируется на импортных комплектующих. И здесь нужно будет что-то универсально новое. Я могу также сказать, что это будет положительным толчком к увеличению продукции российского производства. Так как до 2015 года Россия вроде как планирует заменить фактически все импортные препараты. А это фактически 33 процента всего медицинского товарооборота. В этом есть большой плюс для нашей страны, так как мы станем независимым государством в производстве медикаментов.

Я думаю, что предсказать будущий курс не может никто. За это может браться только неразумный человек. Что будет завтра, какие скачки, насколько у нас хватит золотого запаса, как мы договоримся с Украиной, будет ли Европа закупать у нас газ — столько факторов, которые будут влиять на рубль. Поэтому предсказывать я не берусь.

Ильдар Аблаев — доктор экономических наук, профессор кафедры экономической методологии и истории КФУ, гендиректор АНО «Татарская академия управления инновационной экономикой»:

— Ситуация с падением рубля стала причиной наложения трех кризисов одновременно. Первый — структурный. Экономика находится в большой диспропорции. Нефтегазовый сектор гиперразвит, а товары ширпотреба и те отрасли, которые близки к людям, недоразвиты. Приходится закупать все по импорту. Второй — финансовый. Политика Центробанка и минфина страны ведет страну в никуда. Вместо того, чтобы уменьшать инфляцию, идет ее подхлестывание. В США учетная ставка Центробанка — 0,25 процента и нулевые темпы инфляции. А у нас 8 процентов учетная ставка, при этом экономика страны задыхается от отсутствия дешевых денег. Нам не хватает длинных дешевых кредитов. Для этого нужно провести реформу Центробанка, сделать учетную ставку не более 0,5 процента. И третий кризис — геополитический, с санкциями, который только усугубляет ситуацию. От нас заблокировали внешние кредитные рынки, Китай непонятно, будет нам давать капитал или нет. Мы в 2014 году оказались в очень тяжелой экономической ситуации, поэтому неудивительно, что рубль начал падать. Если Центробанк сохранит свою смертоубийственную политику, у нас к новому году рубль может упасть и до 50 рублей за один доллар. Сейчас нельзя двигаться по инерции и срочно нужно менять финансовую политику страны.

Плюсы в этой ситуации, конечно, есть — это импортозамещение. Я только что вернулся с конференции по инновациям, которая проходила в МГУ. Все выступающие, кто представлял новейшие инновационные проекты в стране, в один голос заявляют: «Спасибо санкциям, наконец-то правительство поворачивается к нам лицом». У нас в стране накоплены уникальные разработки в области микроэлектроники, медицинского оборудования, новейшие прорывные технологии, которых даже в США и Японии нет. И сейчас они начинают потихонечку внедряться. Это единственный плюс от введения санкций.

Мой бизнес связан со стажировками наших хозяйственных руководителей, для малого и среднего бизнеса, намного сложнее в этой связи стали выезды за рубеж.

Марсель Зиляев — руководитель филиала ОАО «Бинбанк» в Казани:

— Макроэкономических предпосылок к этому не было, этому в начале года тон задала, конечно, ситуация на Украине. Соответственно, рецессия, которая наблюдаются у нас в экономике с четвертого квартала прошлого года, фактически сейчас переходит в небольшой спад, и по итогам года фиксирует спад экономики. Конечно, это давит на отечественную валюту. Еще один фактор, который мы наблюдаем в последний месяц, это падение цен на нефть, и мы ощущаем это в виде ослабления курса отечественной валюты.

Чем это грозит экономике? Поскольку наш бюджет прежде всего связан с продажей сырьевых активов, правда, там и снижение курса нефти, рублевая оценка, она как раз компенсируется ослаблением рубля. То есть эти процессы — они взаимокомпенсирующие. Получается в валюте курс нефти упал, а в рублях остался на таком же уровне. Поэтому в этом моменте я бы не стал говорить, что мы не получим необходимый доход в бюджет.

У нас до сих пор присутствует импортная составляющая. Но здесь есть момент, который надо учитывать, это снижение потребительского спроса. То есть люди тратят меньше как на продукты, так и на крупную технику, автомобили, недвижимость и так далее. Инфляция эти моменты сдерживает. Так как если люди продолжили бы тратить столько же, а иностранная валюта продолжала расти, у нас сейчас была бы гиперинфляция. У нас этого нет, у нас ожидается ослабления курса рубля примерно на 7 - 8 процентов. То есть ослабление курса рубля компенсируется снижением спроса, потребительских расходов. Поэтому я бы не стал драматизировать и говорить, что это ударит по кошелькам граждан. Это прямого влияния на них не окажет.

Плюс в ослаблении валюты в том, что, девальвируя нашу валюту, мы увеличиваем торговый баланс. Экспорт еще больше превышает импорт, и это соответственно способствует тому, чтобы был обеспечен приток в бюджет.

Что касается ближайшего будущего, то все будет зависеть от цен на сырьевые активы.

Владимир Назаров — директор научно-исследовательского финансового института минфина России (Москва):

— Само падение рубля экономике России не грозит. Наоборот наши экспортеры получают конкурентное преимущество на внешних рынках. Улучшается ситуация с бюджетом благодаря снижению рубля. Единственный минус в том, что замедляется импорт высокотехнологичной продукции. Но он и так, скорее всего, замедлился бы из-за того, что инвестиций в экономике стало меньше. Ну, и санкции.

Причины, в общем-то, понятны, их много. Первая причина, не по важности, а если просто перечислять, — это укрепление доллара. Он вошел в многолетнюю фазу укрепления. В результате чего цены на энергоносители будут постепенно снижаться. Мы видим, что цены на нефть снижаются. Соответственно, снижается рубль. Вторая причина — это увеличение предложения на рынке нефти. Мы знаем, что Ливия недавно вышла на рынок нефти, радикально увеличив производство до 800 тысяч баррелей. И это тоже толкает цены вниз, соответственно рубль идет вниз. Третья причина — это отток капитала из нашей страны по причине того, что и экономически рост замедляется, и по причинам, не зависящим от санкций, капитал тоже бежит из страны. Ну и то, что некоторые предприниматели сидят под домашним арестом, тоже не добавляет оптимизма рынку.

Все вышеперечисленные факторы достаточно непредсказуемы. Дальнейшее ухудшение по какому-либо из них может увлечь рубль в любую из сторон по самой неизвестной амплитуде. Я считаю, что рубль имеет тенденцию задержаться где-то в районе 40 рублей за доллар. Просто уже сейчас начинается интервенция Центрального банка из-за того, что рубль начинается биться из стороны в сторону. Недавно прошла маленькая интервенция Центробанка в районе 4 миллионов долларов, это безумно маленькая величина. Но тем не менее психологически это поддерживает рубль. Поэтому, опираясь на все это, я бы не делал никаких прогнозов. В долгосрочном периоде, считаю, рубль будет продолжать падать.

Раиль Сабиров — генеральный директор производственно-дистрибьюторской компании «Три Кита»:

— На бизнесе это отражается тем, что происходит подорожание всех закупок. Вот и все. Что касается прогноза, то, думаю, в этом нынешнем коридоре рубль и будет колебаться.

Егор Холмогоров — публицист, главный редактор сайтов «Русский обозреватель» и «Новые Хроники» (Москва):

— Нынешняя ситуация связана с тем, что у нас в течение последних полутора десятилетий, когда в целом конъюнктура для нас была благоприятна, проводилась политика направленная не на экономическое развитие, не на инвестирование средств в инфраструктуру и так далее, а на продолжение привязки прежде всего к американской экономике, к системе США. То есть фактически мы стали заложниками американского экономического курса, и когда наши политические отношения обострились, то американцы немедленно задействовали против нас рычаг в виде санкций в виде ограничения функционирования наших банков, запрет на заимствование на западном рынке и так далее. Это, конечно, в краткосрочной перспективе не сулит нам ничего хорошего, это достаточно серьезные экономические трудности. Хотя надо понимать, что эти трудности связаны, грубо говоря, не с тем, что мы решились на конфликт с США по вопросам о Крыме, по вопросам о Новороссии, сколько с тем, что мы действовали в этом кризисе недостаточно решительно. Мы до того, как достигли каких-то решительных политических результатов, позволили нашим противникам в войне против нас достаточно много санкций.

В принципе, ослабление рубля в долгосрочной перспективе невыгодно для импортеров, но оно достаточно выгодно для производителей, для экспорта. В этом смысле признавать ситуацию однозначно катастрофической нельзя. Вполне возможно, что нынешний контекст и снижение цен на нефть, ослабление рубля наконец-то изменят нашу нефте-газовую структуру экономики, которая была полностью завязана на экспорте нефти и газа, и при этом деньги полученные либо разворовывались, либо уходили в качестве вкладов во все те же американские облигации. То есть пока катастрофы в том, что происходит, я не вижу. Катастрофу мы можем себе устроить сами, если поддадимся панике, будем кричать, что все пропало, у нас кризис, давайте срочно капитулируем перед США. Это, конечно, недопустимо. Что касается прогнозирования курса рубля в дальнейшем, тут я не решусь рассуждать. Я не экономист и не знаю исходных факторов.

Игорь Козлов — руководитель рекламной группы «Бренд-ателье» (Набережные Челны):

— У вас большие запасы долларов? У меня небольшие, я занимаюсь предпринимательством в зоне рубля, и мне очень в ней комфортно.

Скорее всего, эти игры будут продолжаться еще достаточно долго, хотя я общаюсь со специалистами различных сфер деятельности, в том числе и с экономистами. Так вот, ученые, допустим, физики... у меня, кстати, есть родственники геофизики — они могут предсказать по ряду своих законов поведение земной коры. А вот экономисты почему-то ничего предсказать не могут, и я предполагаю, что это не наука, а что-то вроде астрологии. Я считаю, что рубль в конце концов окажется в ситуации, когда придется принимать решение — быть ему рублем или быть разменной монетой доллара. Поэтому, наверное, стоит остановиться и задуматься над тем, чтобы самим печатать столько рублей, сколько зарабатывает наш бюджет. Мы до сих пор не можем этого сделать, не можем использовать излишки, заработанные страной, из-за бюджетных правил. Если бы мы сейчас решили этот вопрос, рубль у нас был бы как огурчик. Но в любом случае это проблема, которая серьезно страну не заденет, средний россиянин этого не почувствует. Я к этому отношусь так же, как к смене градоачальника — был один, стал другой. Рубль — достаточно крепкая единица для того, чтобы кричать «караул». Наоборот, нашим производителям будет хорошо, они укрепятся.

Проблема в другом. Слава богу, что сейчас появилась конфликтная ситуация с Европой и с миром. России придется строить планы не на 5 - 10 лет, а на 50 - 100. Если мы сделаем из этого конфликта правильные выводы, тогда доллар и евро скоро будут падать до исторического минимума. Я думаю, уже в ближайшем будущем, в течение 10 - 20 лет, место доллара займет юань, а место евро — рубль. Уверяю, это самое реальное направление развития сегодня, так что можете всех успокоить. Доллар — это не причина для волнений.

Наиль Бикмуллин — директор «Волжского завода строительных материалов «Биктон»:

— Я думаю, что ничем, кроме инфляции, это не закончится. Сейчас растет курс доллара, растут цены на нефть, и государству сейчас будет выгоден высокий курс доллара, для того, чтобы покрыть дыру, которая будет образовываться в бюджете. Поэтому никто не будет сдерживать курс рубля. А, учитывая внешнее политическое противостояние, которое на сегодняшний день существует, ситуация будет только усугубляться.
На внутреннем рынке у нас большое количество импортной продукции. Пока мы еще не почувствовали, что многим придется покупать импортные комплектующие, запчасти, технику и так далее. Про продукты я не говорю, мы уже ощутили, что они стали дороже. Дороже будет все, что связано с электроникой, энергетикой. В конечном счете ничем хорошим это для нас не закончится. Это пессимистичный расклад, но если в ближайшее время ситуация кардинальным образом не станет меняться, то это будет большой виток инфляции. По крайней мере, нам могут объявить, что она останется 6 - 7 процентов, а по факту инфляции меньше 20 процентов не будет.

Обязательно повлияет. Это повлияет на бизнес любого. Треть прибыли наш завод получал в валюте, а теперь нам придется их обслуживать по более дорогой цене. Кроме этого, часть сырья, для производства сухих смесей, газобетона и прочее мы покупаем за рубежом. То есть автоматически цены будут подниматься. Я уже не говорю о том, что большая часть оборудования, запчасти, комплектующие будем покупать по уже более высокому курсу. Соответственно, это никак не может не сказаться. Автоматически каждый будет повышать свою цену, и мы будем получать то, что получаем. Посмотрите, у нас курс доллара растет, а бензин на внутреннем рынке растет точно также. Курс доллара падает, а цены на бензин продолжают расти. Абсолютно нелогичное понимание. А, например, если за границей на рынке цены на нефть падают, то на следующий день цены на бензин на заправках падают. А у нас нет этого. Нефтяники, газовики, естественно, монополия — их только развлеки. Они как получали свою высокую маржу, так и получают. Весь же остальной бизнес будет не в самом лучшем состоянии. По крайне мере, на мой взгляд.

Что касается прогнозирования, боюсь, что к концу года еще процентов на 10 курс рубля упадет.

Рафаэль Насыров — генеральный директор ООО «Сафа» (Москва):

— Я не очень силен в экономике, поэтому могу судить лишь как простой обыватель. Конечно, есть опасения, что нас ждет инфляция и рост цен на продукты питания, товары и услуги. Что же касается моего бизнеса, то падение, безусловно, отразится на нем. Мы используем специи, произведенные в Европе, а они продаются по курсу евро. А мясное сырье, хотя мы используем отечественное, то из-за того, что цены на импортное сырье растут, то наши сельхозпроизводители тоже повышают цены. И плюсы в падении рубля, думаю, есть только для экспортеров. Для внутреннего рынка и если конкретно говорить о колбасных изделиях, о мясопереработчиках, они сейчас находятся в очень затруднительном положении.

Владимир Иванов — директор ООО «Бизнес-Центр» (Набережные Челны):

— В том, что курс рубля опустился до исторических минимумов, в этом для России я не вижу никаких плюсов. Если национальная валюта за несколько месяцев падает в цене на 20 процентов или даже больше — это не есть хорошо для страны, это есть плохо. Последствия уже на себе ощущают многие наши предприятия. Низкий курс рубля на них сказывается очень отрицательно. К сожалению, Россия слишком зависима от импорта. Расходные материалы, комплектующие, много чего, предприятия теперь вынуждены покупать по очень высоким ценам. Ударил низкий курс рубля и по нашим банкам, которые кредитуются за границей. Теперь они вынуждены здесь собирать практически все свои средства для приобретения подорожавшей валюты. А ситуация в стране и так далеко не самая лучшая.

Надо ли Центробанку проводить политику валютной интервенции, чтобы поднять курс рубля? Честно говоря, я считаю, что такие меры могут быть действенными лишь небольшой промежуток времени. Чтобы, например, остановить панику на валютном рынке. Но ведь курс рубля падает не просто так. У этого есть несколько факторов. И чтобы изменить ситуацию, нашим государственным мужам надо работать над ликвидацией именно этих факторов.

А факторы эти, на мой взгляд, таковы. Первый — это, конечно, геополитическая ситуация. Понятно, что напряженные отношения между Россией и странами, где имеют хождение доллар и евро, не могли отрицательно не сказаться на курсе рубля. Чтобы исправить ситуацию, эти трения нужно свести к минимуму. Во-вторых, нельзя не обратить внимание, что в России наступила стагнация экономики, даже некоторый спад производства. И это происходит на фоне роста бюджетных расходов. Затраты на оборону, на правоохранительную деятельность и так далее превышают все мыслимые нормы. При этом расходы, например, на здравоохранение, сокращаются. При наличии политической воли этот фактор можно свести к минимуму хоть сегодня. Просто разумнее подойти к вопросу бюджетных расходов и сократить их.

Третий, не менее важный фактор, — это наша бочка с нефтью. Увы, это один из основных источников дохода бюджета страны. И сейчас она стоит порядка 92 долларов. А еще не так давно было 116. Разница очевидна. И последний фактор, который тоже нельзя не упомянуть. При том, что в России спад экономики, в США она на подъеме. И происходит перераспределение денежных потоков из развивающихся стран в экономику Америки. То есть люди инвестируют туда, где они могут заработать.

Фарид Таишев — заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ОАО «Казанский медико-инструментальный завод»:

— Для нас это очень двойственно. С одной стороны, мы предприятие, которое достаточно агрессивно развивается, вкладывает финансовые средства в оборудование, в модернизацию, и в связи с этим повышение евро и доллара для нас, мягко говоря, не очень хорошо. Потому что даже по существующим контрактам цены возрастают. Хотя, с другой стороны, так как мы достаточно активно продаем свою продукцию за рубеж, можно сказать, что прибыль в результате этого увеличивается. А на внутреннем рынке для наших конкурентов из-за рубежа создаются дополнительные барьеры, и мы, в принципе, будем чувствовать себя более уверенно. Ну, а общий кризис, думаю, он в данном случае нивелирует.

Я по натуре оптимист и хочу верить, что все то, что происходит, оно идет к лучшему, и, как говорил Маяковский, «здесь будет город-сад». И производство восстановится, экономика стабилизируется. Плюс в этом есть для предприятий, которые производят реальную продукцию, если они, конечно, покупают сырье и материалы на внутреннем рынке. Я считаю, что курс доллара и евро все же начнет снижаться. Доллар, думаю, достигнет отметки в 37 рублей, евро 45 - 46 рублей. По крайней мере, на это хотелось бы надеяться.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ:

— Нынешняя ситуация с рублем — это результат давления ряда западных стран, включая США, чтобы экономическим способом воздействовать на Россию. На мой взгляд, началась настоящая финансовая война. Это, конечно, наносит ущерб нашей экономике, особенно включая те санкции, которые были введены на продовольственном и финансовом рынке. Сегодня наблюдаются определенные трудности по приобретению краткосрочных и долгосрочных заемов.

Но, судя по интенсивности работы правительства, принимаются меры, чтобы сгладить негативные процессы. Та выстроенная информационная система, которая сегодня отлично функционирует, вселяет уверенность наших людей, что мы все это переживем. Когда-то у нас была закрытая экономика, работали только на внутреннее потребление, и это дало развитие стране. Это не слишком хорошо, но и не слишком плохо для нашей экономики. Это дает возможность раскрыть наши внутренние возможности развития при воздействии внешних сил.

Падение рубля пока не сильно напрямую отразилось на нашей отрасли. Многие фермеры обновили свое оборудование и пока не собираются закупать технику за границей. Мы надеемся, что аналогичная техника скоро будет выпускаться и в нашей стране. Корм для скота фермеры заготавливают самостоятельно. Да, мы немного зависимы от пищевых добавок, но ими пользуются не столько фермерские хозяйства, сколько крупные агрохолдинги, чтобы прокормить большое количество животных. Мне кажется, что до конца года курс останется примерно таким же, как сегодня. Центральный банк и правительство будет придерживаться этих показателей. И не надо думать о девальвации рубля, этого пока не будет.

Евгений Венгер — совладелец Dolce Vita Group (Набережные Челны):

— Причины падения рубля очевидны — это европейские санкции. Эта ситуация может углубить начавшийся кризис. Мало того, что у нас сейчас проблемы с продовольственными поставками в рестораны из-за запрета импорта, рост цен усилился с падением рубля и на внутреннем рынке. Платежеспособность населения падает. Согласно аналитике, на 20 процентов в ресторанах упал средний чек и в два раза повысился в продуктовых магазинах. То есть люди предпочитают теперь кушать дома, это тенденция.

Положительные моменты возможны из этой ситуации разве что в долгосрочной перспективе. Возможно, мы выиграем в развитии каких-то производств, хотя пока многие факторы говорят об обратном. Сейчас ведь и банки не особо поддерживают финансирование бизнеса. Вероятно, рубль останется в прежних пределах — на отметке 40 по отношению к доллару, 50 — по отношению к евро. Но не исключено, что к концу года позиции изменятся на 50 и 60 соответственно.

Как вы ощущаете на себе падение рубля? (04.10.14-06.10.14)
53%В магазинах повысились цены на продукты и медикаменты
6%Считаю, что Россия давно не чувствительна к валютным колебаниям
2%Официанты в ресторанах все чаще говорят о том, что того или иного блюда из меню нет в наличии
4%Возникают проблемы с поставками из-за рубежа, что осложняет ведение бизнеса
28%Не ощущаю, потому что денег и так нет, хоть до падения рубля, хоть после
6%Я храню свои сбережения в валюте, поэтому чувствую себя спокойно
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (79) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.10.2014 09:10

    Чем, чем. Как обычно 80% населения перейдут, либо подойдут к черте бедности, остальные 20% неплохо на нас заработают.

    • Анонимно
      4.10.2014 09:56

      Не может быть,а по ящику говорят о росте благосостояния населения.Скоро заживем.

      • Анонимно
        4.10.2014 19:03

        как я люблю эту страну, ать её

        • Анонимно
          4.10.2014 20:58

          Только напомню статистику, после 1991 года в стране ежегодно умирало почти 2 млн. человек, сейчас 1 млн. человек, а скоро опять будут умирать по 2 млн. человек.

  • Анонимно
    4.10.2014 09:15

    Правительство просто поправляет дела за счет народа.Кивают на розоренную Украину, а у самих рубль упал не меньше...Получается, что или правительство работает хуже чем толпа идиотов или сознательное ограбление населения

    • Анонимно
      4.10.2014 10:48

      идёт сознательное ограбление населения,а затем выдадут всё за некомпетентность правительства,президент с гневом отправит их в отставку,народ обрадуется(царь хороший-бояре плохие),получит свои 80-90% рейтинга и всё будет дальше продолжаться по тому же сценарию,"лапшы" в Кремле много припасено.

      • Анонимно
        4.10.2014 21:01

        У вас слишком оптимистический прогноз. Бумаю скоро не останется народа для выражения радости.

  • Анонимно
    4.10.2014 09:29

    Короче, Склифасовский скоро экономики России большой кирдык придет.

  • Анонимно
    4.10.2014 09:36

    Поменьше надо работать с долларом...

  • Анонимно
    4.10.2014 09:55

    Леонтьев пропал с его лекциями о кирдыкдоллару

  • Анонимно
    4.10.2014 10:33

    о, всепропальщики набежали :) да-да, "мыфсеумрем" :)))

    • Азат Д
      4.10.2014 11:19

      Нет, Путин нас спасет. Спас же тигров и наставил стерхов на путь истинный. Наверняка он клад найдет, и вытянет страну от эконмического кризиса и на Ту 160 пролетит над белым домом, пройдя ПВО незаметно, в стае своих корешей(это а-ля Путинский жаргон), журавлей, что Обама побледнеет, склонив их. Главное надо в него, «чудотворца», молится и верить. А всех кто кричит «Крыш нам», приравнять к врагам народа и отправить строить мост. Так мы победим ненавистный запад, обходным маневром зайдем в тыл и раздраконим врага и чтобы нас не приняли за содомитов, будем кричать «Ура, за Путина» . Вон такой мой победный план. Чем не аналитик? Уже вижу себя, в первых рядах принимающих парад.

      • Анонимно
        4.10.2014 12:35

        Утрируете, в России такого вожделения вождя нет, в отличии от той же украины.Да, Путин и правители - далеко не идеалы, но, каждый народ достоин своих правителей. Если наш не устраивает нынешние, вперёд, к переменам.Относительно "всёпропальщиков" и "апологетов кормчего", мало кто возносит "вождя" и "линию партии", - но находиться в состоянии удручающего скепсиса, и как мантру повторять слова о том что всё плохо и по наклонной, - ещё более хуже - результат принесёт только отрицательный. Всё не плохо, всё не хорошо, всё зависит от позиции, мышления, и тенденциозности наблюдающего. Есть куда улучшать положения, и усилия надо направить в это русло. А не кричать "всёпропало".

        • Азат Д
          4.10.2014 13:23

          "Утрируете, в России такого вожделения вождя нет" - но вождь есть?"в отличии от той же украины." - Кто там вождь? К кому там с вожделением относятся, по аналогии с Путиным (ныне живущим и действующим), в чем это проявляется? Просветите пожалуйста, жизнь и предпочтения соседа, как знаток Украины? Если про Бандеру будете, то по аналогии , у нас можно сказать с вожделением к Ленину относятся и вообще на кладбище (Красной площади) любят гулять.Вы нормы ГТО сдали?

          • Анонимно
            4.10.2014 14:22

            Вождь в головах тех,кто хочет его так воспринимать.Вполне хватает оппозиционно мыслящих людей, высказывающих свои мнения,которых за это не избивают и в мусорный бачок не заталкивают, в отличии от некоторых недостран.В украине место бесноватого фюрера вполне успешно заняла Григян.И вообще вопрос, если в России все так плохо, а в украине прекрасно, то что же тогда беженцы от туда сюда перемещаются, не наоборот? К нормам ГТО готовлюсь.

            • Марат Ш
              4.10.2014 16:39

              Я был бы просто счастлив, если бы и у нас началась люстрация, и всю чекистскую хунту посадили в мусорные баки и увезли на помойку. Да боюсь не доживу: слишком глубоко засело в россиян холопское сознание. И в мавзолей, чтобы поклониться поклониться мумие, и на могилу усатого упыря, еще каждый год приходит достаточно много фриков.

            • Анонимно
              4.10.2014 17:40

              Если вы про Украину, то там запихивали в мусорные бачки не тех, кто оппозиционно мыслит, а чиновников-приспособленцев, которые "при любой власти всегда в сласти". Подобная "народная люстрация" это скорее символический жест. Символ того, что Украина навсегда покончила с позорным совковым прошлым, навсегда покончила с гебней порочными связями с разлагающей ее коррумпированной российской кликой.

            • Азат Д
              4.10.2014 21:13

              Сдавайте быстрее, в первых рядах в атаку пойдете, на ненавистный запад, а то займут, а мы уже победили. С меня цветы, на братскую могилу.«Вполне хватает оппозиционно мыслящих людей, высказывающих свои мнения» - это про Марата Ш что ли? Или типа «Справедливой России»?Скажу честно, об этом украинце Григяне первый раз слышу, это наверное такой же «украинец» как Стрелков. Интересно как он(Стрелков), наверняка сейчас где-то в санатории МО восстанавливает силы? Думаю, он достоин президента России, правда еще Рамзан Ахмадович есть, тоже герой. Вождь то не вечный, хотя он и его адепты наверняка думают об обратном. Надеюсь, меня не заподозрят в перевороте.Еще раз спасибо за информацию, для себя, запишу «Вождь украинцев-Григян», и всех кто не знает, обязательно просвещу.Кстати, просил вас привести пример вождя украинцев, аналогично Путину в России, вы почему-то про «бесноватого фюрера»? Однако.

              • Анонимно
                7.10.2014 01:45

                Недовождем был Янукович, которого украинские папуасы не успели поджарить и съесть. Поциент не стал примерять венок мученика и сбежал от неблагодарных подданных в метрополию. Такк что вождя у них сейчас действительно нет - тут вы правы. пошло ли это на пользу папуасам? Нет конечно. Во-первых, в отсутствие живого объекта поклонения вся народная любовь и статус полубога достались мертвому нацисту С.Бандере. А во-вторых, вместо недовождя аборигены получили дурака в качестве мэра города, п..са в вышиванке как символ национальной идентичности и войну. ПС. А Григян это такая женщина с косой. В энторнетах об этом есть. Что-то вроде шамана в их племени. Уверовав в св. Бандеру назвалась Тимошенкой и явила миру чудо встала с коляски и пошла. Призывает духов предков покарать путина. Посещает дорогие для каждого верующего в бандеру места в германии где проводит культовые обряды с и.о. немецкого вождя Пытаясь вызвать над украиной денежные дожди и покарать путина. Этим в основном и известна.

      • Анонимно
        4.10.2014 12:37

        Ответ комментатору 11.19 Азат Д.
        про стерхов когда показали сюжет то через несколько дней был комментарий что стерхи вернулись обратно...

        лучше жить не станем,так как население увязло в кредитах,ипотеках и других долгах.

  • Анонимно
    4.10.2014 10:43

    А как чувствует себя юань? Вся надежда на китайские тугрики.

  • Анонимно
    4.10.2014 10:56

    Конечно этим жиртрестам инфляция 30% это благо.Есть моральное основание расхищать еще больше.

  • Анонимно
    4.10.2014 11:38

    Да еще не пике.Но при такой политике экономике будет хана.Зобмиронные граждане РФ только через холодильник имеют шанс ощутить все призрачность мощи РФ. И реальную силу запада.При этом, разрыв шаблона будет: запад легко за несколько месяцев способен уничтожить РФ экономически, но делал этого раньше, хотя мог в 90-е уничтожить на корню РФ забрать ресурсы (как считают зобмированные ящиком). А кто поумнее, тот поймет, что запад тянул нас из болота, так мы сосед, и выгодно жить дружно и торговать.Но совковый менталитет основанный на мической истории ссср и вообще России и народов на территории не позволил понять кто мы и куда надо двигаться.Теперь будет второй шанс после хорошего шока, надеюсь.На этот раз нужно всем думать крепко, изучать историю настоящую, в ней уже все было и если ее знать хотя бы на троечку - РФ просто расцветет. Знайте свои корни, принимайте себя как вы есть и тогда будет шанс улучшить плохое и избежать повторов ошибок.rg

    • Анонимно
      4.10.2014 12:37

      Абсолютно согласен, страны запада ( возможно как исключение Англия) , - нам не враги, врагами как показывает ретроспектива, всегда оказывались наиболее близкие "братьяславяне". Западные люди спокойны и рациональны, больше чем война, голод, разруха, их интересует : развитие, увеличение финансовых потоков, свобода перемещения.

      • Анонимно
        4.10.2014 13:06

        Враги у вас в голове. Если вам завтра скажут по телевизору, что татары естественные и исторические враги руских, то вы и в это поверите.

        • Анонимно
          4.10.2014 14:12

          Очень сомневаюсь,во первых потому что ношу татарские крови, во вторых потому что умею осознавать и анализировать.Такое отношение к украинцам не с проста, работаю с ними и вижу какой агрессивный мелочный коррумпированный жадный и глуповатый народ. Про врагов в голове,-да у меня в этом части тела находятся нейроны,соответственно интеллектуальная деятельность там происходит,если у вас это в печени или надпочечниках,очень сожалею что чернобыльская катастрофа так на вас повлияла.

          • Анонимно
            4.10.2014 16:38

            Днровцы тоже украинские корни имеют, не показатель.

          • Анонимно
            4.10.2014 18:10

            Гимлера перечитал? Развел тут национальную теорию, сегрегировал по полочкам, интеллектуал, твою мать! Или может просто хохлы в детстве во дворе велик отобрали? Везде есть ублюдоны и везде есть достойные люди, национальность здесь не при чем.

          • Анонимно
            4.10.2014 23:09

            А я учился и работал с украинцами и очень хорошего мнения о них. да, не очень любят Россию, мягко говоря)) но нормальные ребята!Татарин

          • Анонимно
            5.10.2014 14:53

            Хрень полная) Только глупый, недалекий человек может оскорблять целый народ. Целиком.Я всегда думал, что "разбавленная" кровь повышает толерантность...но видимо у Вас получилось наоборот. Или Вы просто всех вокруг ненавидите?)

  • Анонимно
    4.10.2014 11:42

    С падением рубля наметилась тендеция понижение веры в Вождя(истинного бога для патриотов).

  • Анонимно
    4.10.2014 11:42

    Дополнение к ПануАлексу-при этом надо посмотреть взаимоотношение-сколько денег мы берем "за бугром" в кредит и сколько денег мы , за смешные проценты, отдаем "за бугор". Я уже не говорю о том, что все ,что сейчас происходит, объясняли и прогнозировали те же Делягин, Хазин, Егишянц , Демура и многие другие экономисты. При этом всегда подвергались жесткой критики со стороны правительственных и диванных "специалистов". Подробно сценарий, который сейчас мы наблюдаем, расписали в 2005 году и американские экономисты Джим Меллон и Эл Чалаби в книге " Очнись или как выжить и преуспеть в грядущем экономическом кризисе" .Вопрос в другом-нас специально ведут к краю пропасти или это результат тупости и глупости ряда " специалистов", стоящих у штурвала . Б. Т

  • Анонимно
    4.10.2014 12:10

    Меня умиляет мнение некоторых наших местных чиновников-ученых-непотопляемых-менеджеров-пересаживающихся-с-места-на-место, которые мне твердят о пользе девальвации рубля. Вот когда мои 100 000 рублей сбережений из 3 000 долларов превращаются только в 2 000 долларов (а может и меньше в будущем) и это на фоне подорожания повышения цен и сохранения зарплаты на прежнем уровне, то я серьезно начинаю сомневаться в адекватности этих людей.

    • Анонимно
      4.10.2014 13:23

      Согласен. Только обсалютный дурак в этом пользу находит.За полгода уровень жизни упал на 25 % и это хорошо.Буквально год назад Медведев хвастался что средняя зарплата по стране доходит до 1000$ и растет из года в год а сколько специалистов экономики его в этом поддержали.. Прошло полгода упав до 700$ и все равно все хорошо и движемся вперед. Кстати в пересчете на евро пенсии Россиян опустились ниже нищих стран Евросоюза таких как Болгария и страны Прибалтики.Следущая цель Киргизия, Украина, Туркмения и т. д.

  • ЧеКа
    4.10.2014 12:15

    У снижения курса рубля есть не только минусы, но и плюсы.1. Рост потребления своей продукции ..2. Выгоднее работать экспортерам..3. Западным компаниям выгоднее размещать производство в России, а не завозить готовую продукцию.4. Уменьшится число гастарбайтеров. 5. Уменьшится число выезжающих туристов за границу, зато прибавится туристов-иностранцев.6. Возрастет внутренний туризм, что актуально для Казани.. И множество других..

    • Анонимно
      4.10.2014 12:40

      Это будет работать при наличии собственных проиводств, иначе забугорное оборудование будет не по карману. И это на фоне всеобщего падения уровня жизни

    • Анонимно
      4.10.2014 12:54

      эти плюсы перевесит один только минус = обесценивание рубля (проще говоря в начале года у вас было 100 тысяч рублей, а уже сейчас на эти 100 штук вы можете купить всего лишь как на 75 в начале года вот и все), не говоря уже про другие минусы

    • Анонимно
      4.10.2014 13:12

      Также думает и живет процветающая экономика Северной Кореи.Производство свое, валюты в обращение вообще нет, интернета нет, разнообразия ТНП нет, в быта тоже нет(митинги в поддержку Вождя как у нас есть), автотранспорта вообще некакого нет, самолете строения тоже нет, жратвы тоже нет . Плюсы Вождь есть, Величие есть, высокое самомнение о своей исключительности есть , догоним и перегоним уже лет 50 но не получается. А так все как у отдельных горепатриотов просто от агитации башню снесло.

    • Анонимно
      4.10.2014 16:47

      что хорошего в уменьшении числа гастрбайтеров? Они все равно работали там, где местное население работать не хочет

    • Туризм умрет первым, как внешний, так и внутренний, что мы сейчас наблюдаем. При нехватке денег сначала начинаешь экономить на развлечениях и отдыхе.

  • ЧеКа
    4.10.2014 12:24

    И страна (общество) начинает развивать свою экономику, а не проедать сырьевые богатства как происходит сейчас..

    • Анонимно
      4.10.2014 13:08

      Щас начнем, только шнурки погладим

    • Анонимно
      4.10.2014 13:41

      Мы за развитие своей экономики, а она не растет. Может, Вы подскажете, как это сделать?

  • Анонимно
    4.10.2014 13:02

    А как оценить децивизацию народов РФ за годы совковой власти до сих пор?Естиь такой курс, или это тоже включено уже в курс рубля?http://ehorussia.com/new/node/9844

  • Анонимно
    4.10.2014 14:51

    Нефть дешевеет, доллар растет, нефть дорожает доллао падает. Вот и все.

  • тан
    4.10.2014 15:00

    "Всё в руках Банков" - сказал обыватель, соля огурцы. "Они помогут нам" - сказал другой, идя за кредитом в Банк. "Банкам помогут" - сказал третий, затягивая пояс.

  • Анонимно
    4.10.2014 15:04

    Курс доллара как индикатор доверия к правительству!

  • Анонимно
    4.10.2014 15:20

    Столицу России надо перевести в Казань. Минеханова в президенты страны. Санкции вмиг прекратятся.

  • Анонимно
    4.10.2014 17:30

    В самом начале следующей недели получим твердый курс в 40 рублей за доллар, и это будет серьезно для огромного количества людей, которые так или иначе связаны с закупкой какого бы то ни было импортного оборудования, импортных составляющих, импортных комплектующих, импортного сырья и всего остального. Этого колоссальное количество у нас и в строительной индустрии, и вообще во всем, что пытаются так или иначе здесь произвести.

  • Анонимно
    4.10.2014 18:04

    С одной стороны, рубль, восхождение которого в этом году продолжится к 50-ти. А с другой, это цена на нефть, цена которой приближается к критической отметке 90 долларов. Потому что исходя из этой отметки рассчитан был российский годовой бюджет. Он был рассчитан исходя из двух предположений: что у нас будет инфляция 6%, и что нефть будет стоить дороже 90 долларов. Похоже что и про то и про другое можно забыть.

  • Анонимно
    4.10.2014 19:31

    Мы все умрём,да?

  • Анонимно
    4.10.2014 20:16

    В МАРТЕ $ = 43р. В ИЮНЕ 47 В КОНЦЕ ГОДА 51

  • Анонимно
    4.10.2014 20:24

    Кто нибудь представляет себя людей, которые думают как возвращать кредиты на оборудование, как сохранить небольшие накопления на отпуск, лечение, обучение, как сохранить свой бизнес малый о котором так пекутся всякого рода руководители... Идет очередной кошмар или что... ОБЪЯСНИТЕ???

  • Анонимно
    4.10.2014 22:59

    Ребят, груз-200 пришел в Татарстан, а вы про какие-то рубли, доллары. Не уподобляйтесь олигархам, они все переводят на деньги. Захар, покойся с миром.

  • Анонимно
    4.10.2014 23:41

    Ситуация которая сейчас происходит в России и экономике в частности это системный кризис. Все негативные моменты которые происходят сейчас они копились долгое время и возникли не одномоментно. Ситуацию кардинально никак не исправить. Будет ухудшение и ухудшение. Паниковать и ругать власть не стоит так как эта пустая трата времени,постарайтесь смягчить удар кризиса. Пока идут купли-продаж авто,недвижимости,бизнесов продайте что нибудь по сходной цене и закройте ипотеку или автокредит или сделайте выплаты минимальными. Государство не будет уменьшать налоги и смотрите на вещи трезво оно не собирается помогать бизнесу. Есть "мифические фонды" но там два сценария: либо доступ негласно закрыт либо они уже зарезервированы для помощи гос.корпорациям.
    не тратьте время на пустые разговоры и "не гоняйте воробья в поле".
    любой кризис имеет начало и конец. Измените мировоззрение к происходящему и ни в коем случае не вставайте на сторону оппозиции. Время всё расставит на свои места,все трудности только начинаются...

  • Анонимно
    5.10.2014 00:41

    Начинаем постепенно забывать про 90 долларов за баррель. За этим последует сокращение бюджетных разного рода дотаций, и социальных программ, и всего прочего. Всего того, что Путин и его команда использовали для того, чтобы замазывать дырки в своих административных решениях и замазывать те ошибки, которые они допускают. Много лет российское государство живет с ощущением, что деньги есть, в крайнем случае, мы за это заплатим. В крайнем случае, заплатим дороже. Если окажется, что выкупить это невозможно, значит, заплатим еще дороже. Ну, и тогда в конечном итоге все опять будет хорошо. Вот эта эпоха постепенно уходит, постепенно выясняется, что бывают такие решения, которые невозможно замазать, запрятать деньгами, а нужно просто эти решения принимать по-другому. Нам предстоит с вами своими глазами на это на все насмотреться в ближайшее время. Ну, в целом на самом деле, если это приведет к закрытию некоторого количества бессмысленных социальных программ, которые сегодня существуют, может быть, в этом есть и кое-что позитивное.

  • Анонимно
    5.10.2014 00:48

    Эксперт. Снижение курса рубля выгодно только тогда, когда не снижается спрос, то есть при большом торговом профиците и положительном притоке капитала. На современном этапе снижение цен на основной экспортый продукт (нефть и газ) и закрытие внешних финансовых рынков приведут к первичному уменьшению спроса как на инвестиционные, так и на потребительские товары. Повышение цен, как следствие снижения курса рубля, приведет к дополнительному уменьшению спроса. В результате этого экономика сократится до нормального уровня безработицы 7-10 %, а зарплата снизится до уровня соответствующего производительности (в долларовом выражении примерно в 2 раза). После этого финансово-структурно шока у правительства есть два варианта действий. Один позитивный, второй негативный. Скорее всего оно будет придерживаться негативной с небольшими элементами позитивных действий в особо проблемных случаях. Позитивный вариант опасен для самого существующего политического строя.

  • Анонимно
    5.10.2014 08:57

    Как может что-то грозить экономике, которой попросту в России нет??

  • Анонимно
    5.10.2014 08:59

    Идет расплата за гламурную экономику длиной 25 лет...Курс доллара взят с потолка....Пускай будет 50 рублей,чего испугались? Я в 1995 году купил хрущевку в центре города за 11 000 $,т.есть за 440 000 рублей...Вот был реальный курс доллара к рублю...А последние 15 лет держали практически на уровне 31 -34 рубля,при инфляции по 20% в год...Зачем? Для кого эти подвиги?

  • Анонимно
    6.10.2014 15:12

    пока ВВождь у руля кризису быть, имхо

  • Анонимно
    23.11.2014 20:53

    А что по поводу кредита в банках? Вообще в нынешнее время стоит ли брать?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль