Общество 
16.10.2014

Российское минобразования и ГИБДД заморозили автошколы Татарстана

Руководители автошкол прогнозируют увеличение цены за обучение на 30% в результате реформ

Сегодня в ГИБДД Татарстана сообщили «БИЗНЕС Online», что за 2 месяца ни одна из 268 автошкол Татарстана не получила заключение о соответствии учебно-материальной базы новым нормативам. При этом заявки на получение заключений подали всего 93 автошколы республики. Набор новичков в автошколы не ведется с середины августа. Соответственно, ни один желающий сесть за руль сейчас не может учиться на права — учебный процесс приостановлен, речь идет только о завершении учебы ранее набранных курсантов. Участники рынка ожидают, что в результате новшеств с него могут уйти до трети игроков.

НОВИЧКОВ НЕ ПРИНИМАЮТ С АВГУСТА

Ни одна из 268 автошкол Татарстана не получила заключение Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям за два месяца, в ходе которых проводятся реформы в этой сфере. Заявки на согласование образовательных программ подали 93 автошколы в республике, в том числе 65 автошкол из 104 существующих в Казани. Об этом сегодня «БИЗНЕС Online» рассказал пресс-секретарь татарстанской ГИБДД Дмитрий Пекунов.

Таким образом, с августа этого года набор новых групп учеников в республиканских автошколах остановлен. По словам Пекунова, сегодня обучение в автошколах продолжают те ученики, которые поступили в них до вступления в силу новых поправок, то есть до 11 августа 2014 года. Эти обучающиеся смогут сдать экзамен в ГИБДД и получить водительские удостоверения без проблем. «Начинать новый набор руководители автошкол без положительного заключения ГИБДД не имеют права», — констатировал Пекунов.

Ситуация в Татарстане повторяет общероссийские тенденции. Как сообщает сегодня «Газета.ru», из 11 тыс. российских автошкол с заявлениями о согласовании учебно-материальной базы в ГИБДД обратились только 2848 автошкол. А разрешение на работу получили всего 302 автошколы в стране.

КАЖДОЙ ШКОЛЕ ПО САЙТУ, БОЛЬШЕ ТЕОРИИ, БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ

Напомним, с 11 августа 2014 года автошколы перестали набирать учеников из-за вступившего в силу приказа минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Это главный документ, регламентирующий реформу обучения водителей, запущенную еще в 2011 году. Главная ее цель, как обычно, благая — значительное снижение аварийности среди начинающих автолюбителей.

Согласно приказу минобрнауки, в автошколах теперь запрещена сдача экзаменов экстерном, жестче стали требования к сдающим теорию и экзаменаторам, зато для кандидатов в водители появилась возможность сдать практическую часть экзамена на машине с автоматической коробкой передач (однако водить автомобиль в таком случае можно будет только на «автомате»). Также увеличилось количество академических часов: с 106 до 138 часов на теорию, и с 50 до 58 часов на практику (категория B). В рамках реформы вводятся 7 новых категорий прав, в частности, М (скутеры и мопеды) и B1 (квадроциклы и трициклы).

Согласованием обновленных образовательных программ и проверкой учебно-материальной базы занимаются проверочные комиссии из ГИБДД. Сначала в ведомстве принимают пакет документов от автошколы-заявителя. Если в документации автошколы имеются недочеты, вместе с пояснительным письмом они направляются обратно на доработку. Если с документами все в порядке, комиссия приезжает в автошколу для проверки учебно-материальной базы и составления соответствующего акта обследования. В случае, когда Госавтоинспекция не обнаруживает нарушений, автошколе выдается заключение о соответствии установленным требованиям с указанием срока действия. Подписывает документ руководство управления республиканской Госавтоинспекции.

«Для того чтобы узнать, есть ли у конкретной автошколы положительное заключение, нужно заглянуть на ее сайт в интернете. В соответствии с новыми требованиями на сайте это заключение должно быть размещено — отсканировано с печатями и подписями», — рассказал Пекунов, добавив, что у каждой автошколы помимо прочего должен быть свой сайт.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА — ПЛОЩАДКИ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», одной из главных проблем в рамках реализации реформы в Казани являются учебные площадки, площадь которых по новым нормативам должна составлять не менее 0,24 гектара.

По словам директора автошколы «Автоплюс» Евгении Заварицкой, до вступления в силу нововведений на площадке «Дулкын» у старого аэропорта занимались порядка 200 учебных автомобилей из 30 казанских автошкол. Теперь проводить занятия на этой площадке смогут только 100 автомобилей, принадлежащих 10 автошколам, говорит Заварицкая.

«У нас 31 августа кончился договор аренды с этой площадкой. Арендодатель сказал, что поднимет цены. Это естественно, у них ведь количество машин уменьшится. Это скажется и на ценах на обучение в автошколах», — говорит Заварицкая. Стоимость обучения в «Автоплюс» на сегодня составляет 25 тыс. рублей, но будет поднята до 30 тыс. в связи с затратами на дооснащение учебно-материальной базы, аренду учебной площадки, наем инструкторов.

Средняя стоимость обучения в автошколах Казани, по словам Заварицкой, составляет 22 тыс. рублей, но, очевидно, также возрастет по мере получения автошколами положительных заключений Госавтоинспекции.

У автошкол возникают проблемы и с инструкторами. Количество обучающихся теперь будет определяться числом инструкторов. «Чем меньше у тебя инструкторов, тем меньше народу тебе удастся обучить», — рассказала Заварицкая. Фактически набор учеников школами вообще не ведется, добавила она. Запись, конечно, проводят, но занятия можно начать только после того, как будет получено положительное заключение ГИБДД.

Есть проблемы и с учебными пособиями. Как рассказал «БИЗНЕС Online» замдиректора автошколы «АвтоАкадемия» Владимир Юн, после изменения требований приходится доукомплектовывать классы. «У нас были замечания по учебно-наглядным пособиям, плакатам, — рассказал Юн. — Сейчас мы дорабатываем эти замечания. Думаю, со второй попытки заключение получим».

До недавнего времени пять автомобилей, принадлежащих «АвтоАкадемии», также катали учеников по площадке «Дулкын». Поэтому вопрос с учебной площадкой для Юна остается открытым, как и для многих других автошкол.

«Второй вопрос висит — это площадка. Школ много, а пропускная способность площадки меньше. Думаю, многие автошколы в связи с этим будут вынуждены искать другие площадки. На «Дулкыне» очень много школ занимаются», — сказал Юн.

По его словам, после проведенной калькуляции, которая учтет дополнительные расходы на аренду учебной площадки и зарплату инструкторам за дополнительные часы работы, будет определена конечная цена обучения в «АвтоАкадемии». До вступления в силу нововведений она составляла 22 тыс. рублей.

По словам директора автошколы «А-Мастер Класс» Гульназ Нурмиевой, проверки автошкол начались 1 октября. Некоторые автошколы довольно быстро согласовали программы обучения, но получение заключений от ГИБДД «уперлось» в площадки.

«Ввиду того, что не были готовы автодромы, акт обследования не был полностью закрыт. Планируется, что к понедельнику заключения получат те автошколы, которые уже согласовали свои образовательные программы в ГИБДД», — рассказала Нурмиева. По ее словам, стоимость аренды площадок в Казани теперь будет варьироваться от 100 до 150 рублей за час использования одним автомобилем.

«Расчет будет вестись по машино-часам. Ученик должен находиться на автодроме 24 часа. Если стоимость аренды площадки будет составлять 120 рублей в час, значит, в цену обучения в автошколе прибавится сумма в размере 2880 рублей. Также автошколы понесли значительные затраты на обновление учебно-материальной базы. Мы, например, купили прицеп, потому что при обучении на категорию B ученик теперь по своему желанию может обучаться с прицепом», — рассказала Нурмиева. По ее мнению, если раньше стоимость обучения в автошколах составляла 22 тыс. рублей, то теперь она составит от 29 тыс. рублей и выше.

С РЫНКА МОЖЕТ УЙТИ ТРЕТЬ АВТОШКОЛ

Если учесть, что из 268 автошкол заявки на переаттестацию подали лишь 93, можно предположить, что часть заведений просто уйдет с рынка. Такое мнение высказал региональный представитель федерации автомобилистов России в Татарстане Рамиль Хайруллин.

«Думаю, что на фоне новых серьезных требований со стороны минобра и ГИБДД часть школ закроется, — сказал он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Я думаю, можно ожидать, что это будет треть участников рынка. Либо они будут укрупняться, объединяться с более сильными игроками».

Малые автошколы самостоятельно далеко не всегда смогут выполнить все требования лицензиатов. Нужно арендовать автодромы, которые неминуемо вынуждены будут повысить стоимость аренды. Это повлечет отток клиентов к тем, кто сможет удержать цену, полагает Хайруллин. В целом же требования к автошколам надо не просто ужесточать, надо полностью менять систему подготовки водителей. Частная автошкола конечной целью имеет извлечение прибыли, что вызывает ряд вопросов к качеству обучения, это, к слову, отмечали и в ходе одного из совещаний в кабмине. Поэтому, по мнению Хайруллина, государству следовало бы выйти на рынок автошкол. «Примерно половина школ должна быть с государственным участием», — полагает региональный представитель ФАР.

С тем, что часть игроков может уйти с рынка, согласен и директор казанской школы высшего водительского мастерства Евгений Горожанин. Требования по оснащению, по педагогическому составу и площадкам серьезно выросли, это может стать причиной закрытия автошкол. «Сейчас для автошкол предусмотрены абсолютно новые требования и образовательные программы, — говорит он. — Для того чтобы подписать все документы, уходит достаточно много времени. Кто-то не успевает все документы сделать, кто-то, возможно, просто решил уйти с этого рынка».

По мнению председателя федерации автошкол Татарстана Артура Абдульзянова, 40% автошкол республики прекратят свое существование в связи со вступлением в силу новых нормативов. «Количество автошкол сократится, это объективный экономический факт, — говорит Абдульзянов. — Потому что часть предпринимателей, которые вели бизнес в общеобразовательном процессе до принятия новых примерных программ, не включала в бизнес больших финансовых влияний. А сегодня это достаточно серьезные затраты». По словам председателя федерации, согласно новым нормативам, автошколам в образовательном процессе необходимо использовать различные мультимедийные программы, инновационные технологии: «Есть новые предметы, например, психофизиологические основы подготовки водителей. Также нужно приобрести предметные материалы, например, при обучении по оказанию первой медицинской помощи нужны манекены».

По словам Абдульзянова, на сегодняшний день 15 автошкол Казани уже согласовали программы в ГИБДД и теперь ждут согласования материально-технической базы и заключений о соответствии. «Думаю, мы подходим к финишной черте и в октябре набор учащихся в автошколах Казани будет открыт», — заключил Абдульзянов, добавив, что цена за обучение в автошколах повысится и «будет в районе 30 тысяч рублей».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • NIYAZ
    16.10.2014 12:28

    С одной стороны станет меньше шарашек, продающих "обучение на права", с другой стороны ОАО "БДД" станет еще богаче и наглее.

  • Анонимно
    16.10.2014 12:32

    Гос-во в лице ГИБДД спит и видит как залесть и подмять этот рынок

    • Анонимно
      16.10.2014 13:19

      Не смешите педали ;-) Свыше 90% автошкол созданы бывшими гайцами или находятся под их контролем

  • Анонимно
    16.10.2014 13:00

    Одновременно с этим нужно усилить контроль по продажам прав ОАО ГИБДД (!)Рамильен

  • Анонимно
    16.10.2014 13:34

    хорошая новость! может студенток малолеток за рулем меньше станет

    • Timur
      16.10.2014 14:11

      Ситуация на дорогах аховая.Вчера обратил внимание,сидит за рулем большого и дорогого автомобиля чупленькая девчушка.Утром,что бы попасть с одного берега на другой берег уходит 1,5 часа.Пропускная способность дорог на пределе.Обратился губернатору с предложением своих соображений, как можно с малыми вложениями разгрузить дорогу.От зама пришел ответ:" план раз.авто дорог не предусматривает финансового обеспечения".В Китае вынуждены ограничить рождаемость,у нас возникнет необходимость ограничить продажу автомобилей.Дороги совковые не обеспечивают необходимую пропускную способность.

      • Анонимно
        16.10.2014 15:24

        Мне тоже не понятно Тимур,почему много развелось девиц легкого поведения на дорогах,на дорогих и не очень авто,это же опасно,и есть ли методы борьбы с этим злом?Спасибо.

      • Анонимно
        18.10.2014 23:20

        Тимур! Вы женоненавистник? Вы тоже считаете, что женщина за рулём-обезьяна с гранатой?! Только вдоль трасс почему-то памятники мужикам стоят!

  • Анонимно
    16.10.2014 14:00

    А может уменьшить прибыль учредителей???

  • Анонимно
    16.10.2014 14:03

    Давно говорю, что трафик движения нужно снизить не только запретом парковок, но и ограничением выдачи прав. Я бы предложил отдельно обозначить категорию любительских прав, В-2 например, и начинать их выдачу по достижении 25 лет. К этому времени и юношеский максимализм поутих, и ответственности больше, и жизненный опыт немного приобретён. И на дорогах станет свободнее, а главное БЕЗОПАСНЕЕ.

    • Задумчивый
      16.10.2014 14:38

      Для членов профсоюза и членов ЕдРо скидка на обучение и права с 23 ))ПыСы: и как только в других странах народ живет-то..

  • Анонимно
    16.10.2014 15:33

    Есть только один метод в борьбе с бепределом и с невминяемыми автолюбителями на дорогах,полный запрет на вождение до 27 лет и запрет на вождение авто лиц женского пола,как в Саудии.

    • Анонимно
      16.10.2014 16:06

      Полностью поддерживаю,у женщин мозг не так устроен чтоб водить автомобиль,автомобиль это снаряд убойной силы,что опасно для окружающих людей и животных.По определению британских ученных,только 15 процентов женщин могут нормально ездить за рулем,что доказывает практика.

      • Анонимно
        16.10.2014 17:05

        Это у тебя мозг не так устроен. По определению британских ученых, тебя вообще изолировать от общества надо с таким шовинизмом.

      • Анонимно
        16.10.2014 17:08

        А у мужчин, которые воображают, что они все прирожденные Шумахеры, и гоняют, подвергая опасности жизнь пассажиров и пешеходов, врезаются в остановки, мозга нет вообще. Женщины гораздо более осторожны. И громких аварий с водителями-женщинами что-то не слышно в отличие от водителей-мужчин,видимо, относящихся, по определению автора, к "животным".

        • Анонимно
          16.10.2014 18:18

          СОГЛАСЕН!Понты и только)))

        • Анонимно
          16.10.2014 18:20

          УДАЧИ всем женщинам на дорогах )

        • Анонимно
          16.10.2014 22:26

          Либерально относился к женщинам за рулём. Но, всё-же: несколько раз женщины (именно, женщины!), ставили в тупик своими непредсказуемыми действиями - неожиданный выезд с обочины, игнорирование знака "уступи", наглая подрезка на большой скорости, и, как венец - хамство почище чем у какого-нибудь зажравшегося юнца, или опухшего от денежных знаков сельчанина. А уж о парковке и говорить нечего. Женщины паркуются где хотят.. Так как к ним относиться после такого поведения? Сами провоцируют такое отношение к сожалению..Очень жаль.

          • Анонимно
            18.10.2014 23:25

            22.26. Недавно очень долго наблюдала, как один очень "опытный" водитель, естественно, мужчина (только ведь они водители хорошие)долго парковался на стоянке, вернее, пытался парковаться на задней передаче. Незабываемое и захватывающее зрелище!Веселились долго! Удачи вам, мужчины, на дороге и на парковке!

        • Анонимно
          17.10.2014 13:18

          В дни Универсиады девушка-студентка за рулем БМВ сбила НАСМЕРТЬ на ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ волонтера.

    • Анонимно
      16.10.2014 16:15

      В Саудии кстати,государство поощряет людей денежно за ловлю представительниц прекрасного пола за рулем авто,если человек поймал женщину за рулем и привел за руку в участок.Но чаще всего жители королевства ради забавы закидывают камнями машины авто-леди,что тоже поощряется государством.Женщина пойманная за вождение машины наказывается 100 ударами палкой по спине,сурово конечно,но эффективно.У каждого государства свои методы борьбы с беспорядками.

    • Анонимно
      16.10.2014 17:09

      Вот и едь в Саудовскую Аравию, там и и живи - в Аравии, которую часто называют спонсором определенных радикальных исламистских движений.

    • Анонимно
      16.10.2014 17:10

      Пьяные богатые сынки, сбивающие людей насмерть, являются женщинами? В мозгу своем сначала наведи порядок.

    • Анонимно
      17.10.2014 16:26

      сам пешком ходи. многие мужчины водят авто хуже блондинок.

  • Анонимно
    16.10.2014 17:39

    Изучение ПРАВИЛ надо перенести в школьное образование, и сдавать ЕГЭ. Водилы и пешеходы не знают элементарных основ безопасности движения.

    • Анонимно
      16.10.2014 18:23

      Как себе представляете школьника озабоченного любовью и навязанными обязанностями?

      • Идея неплохая. Основы ПДД можно действительно преподавать в школе, которая для многих школьников тоже является "навязанной обязанностью". Подавляющее большинство школьников мечтают получить права больше, чем сдать химию. Это будет хорошим стимулом и подспорьем для последующего обучения в автошколе. Ведь сколько фраз типа "Ну и зачем мне знать логарифмы в жизни?" мы слышим потом. Про изучение основ ПДД никто такое не скажет.

    • Анонимно
      18.10.2014 00:14

      Согласен. Пешеходы вообще не знают правил, никаких.

  • Анонимно
    16.10.2014 18:06

    Изучение ПРАВИЛ надо перенести в школьное образование. Все равно любой человек в будущем сядет за руль.

  • Анонимно
    16.10.2014 19:05

    В нелюбимом многими "совке" в школах был предмет "автодело", были учебно-производственные комбинаты, автошколы от военкоматов. По окончании школы ученики получали свидетельство об обучении и сдавали на права спокойно. В УПК была серьезная производственная база и учили не только на автомобиль, но и на трактор, комбайн. Учили на совесть и права не покупали тогда.

    • Анонимно
      16.10.2014 22:29

      Кстати а почему не любят "совок"? В то время было много хорошего и полезного.

  • Анонимно
    16.10.2014 19:17

    женщина за рулем-как обезьяна с гранатой.незря придумали эту поговорку.

  • Анонимно
    17.10.2014 06:44

    Я машину супруге отдал, сам пешком хожу. Предлагаю мужикам сделать тоже самое, харе пузо отрашивать!)) Темболее проблем с общественным транспортом особых нет, да и для здоровье пешком минут 10 до остановки не помешает пройтись!:-) Шамиль

  • Анонимно
    17.10.2014 08:39

    с февраля текущего года, вождение автомобиля женщинами в Саудовской Аравии из категории "запрещено" перешло в " не рекомендовано"...

  • Анонимно
    17.10.2014 12:36

    ...ага, и при переходе через проезжую часть на пешеходном переходе-выбирайте правильную траекторию!..

  • Анонимно
    2.12.2014 01:43

    Если цель реформы повысить качество вождения, то есть основания что повышения качества не произойдёт.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль