Машиностроение 
20.10.2014

Михаил Прохоров создает в Казани «ё-самолет»?

Татарстанское ОКБ им. Симонова, разрабатывающее ударный беспилотник для российской армии, оказалось собственностью известного олигарха

Как стало известно «БИЗНЕС Online», структуры известного бизнесмена Михаила Прохорова уже три года скрытно владели ОКБ им. Симонова (ранее ОКБ «Сокол») — одним из ведущих в России разработчиков и производителей беспилотников. По заказу минобороны РФ компания планирует к 2020 году поставить на крыло пятитонный дрон, способный летать на расстояние 10 тыс. км и непрерывно находиться в воздухе двое суток. Эксперты «БИЗНЕС Online» напоминают о том, что Прохоров в последнее время не раз высказывался о своем интересе к оборонке и даже упоминал о разработке «ё-самолета».

«КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ» РАСКРЫЛ СПИСОК АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ

Одно из самых продвинутых и закрытых предприятий татарстанской оборонки — опытно-конструкторское бюро «Сокол» (в этом году переименовано в ОКБ им. Симонова) — находится под контролем известного бизнесмена и политика Михаила Прохорова. Этот факт выяснился при изучении аналитическим центром «БИЗНЕС Online» списка аффилированных лиц компании, который был опубликован 30 сентября 2014 года. В документе в качестве держателя 69,6% уставного капитала ОКБ указано ОАО «АКБ «Международный финансовый клуб», подконтрольный входящему в группу «ОНЭКСИМ» офшору Onexim Holdings Limited (19,7% уставного капитала банка) и непосредственно Михаилу Прохорову (27,7%).

В самом банке не стали давать «БИЗНЕС Online» комментарии по этому поводу. Как сообщила директор МФК по связям с общественностью Ирина Скоморохина, эти сведения — «банковская и коммерческая тайна». В ОКБ также отказались отвечать на запрос «БИЗНЕС Online» о сделке.

Однако нам удалось выяснить, что контроль над казанским предприятием структуры Прохорова установили далеко не вчера. Этому предшествовала довольно сложная цепочка сделок. Ключевую роль в процессе сыграло ОАО «Сокол-Инвест», созданное еще в 2003 году с участием правительства Татарстана и малоизвестного широкой публике московского Лиос-банка. Инициатором создания этой компании выступало минэкономики РТ, предложившее привлечь инвестора «для освоения серийного производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции, имеющей экспортный потенциал». Республика в лице минземимущества внесла тогда в уставной капитал новой компании пакет в 69,6% акций ОКБ «Сокол». При этом уставник новой компании был распределен в пользу банка — он имел 75% акций «Сокол-Инвеста», блокпакет в 25% контролировал Татарстан. «Сокол-Инвест» был зарегистрирован по тому же адресу, что и ОКБ, а его руководителем является заместитель генерального директора ОКБ Владислав Лачугин.

Однако с партнером явно ошиблись — через два года ЦБ отозвал у Лиос-банка лицензию. Сообщалось, что банк вел рискованную кредитную политику, которая привела к значительной потере размера его капитала, утрате ликвидности и платежеспособности. Пикатные подробности о злоключениях банка, выбранного татарстанскими чиновниками в качестве инвестора, можно почитать в статье газеты «Совершенно секретно».

Тем не менее в 2013 году минземимущества РТ продало «Сокол-Инвесту» остававшийся у государства блокпакет ОКБ в 25% плюс 2 акции за 35,3 млн. рублей. Небольшими пакетами акций также владели гендиректор Александр Гомзин (2,34%) и Лачугин (0,066%). Однако к этому времени, судя по документам, пакет в 69,6% акций ОКБ оказался уже выкуплен у «Сокола-Инвеста» (напрямую или через некие схемы, неясно) тем самым прохоровским МФК. Но в списках аффилированных лиц это нашло отражение лишь сейчас.

Согласно вышеупомянутому списку, основание для контроля пакета более чем в 20% акций у структур Прохорова возникло уже 29 апреля 2011 года. Однако до последнего времени этот факт был скрыт за ширмой номинального владения. Формально 100% акций ОАО «Сокол-Инвест» были размещены в депозитарии Татфондбанка, который выступал номинальным держателем все это время.

КАК ГАДКИЙ УТЕНОК ПРЕВРАТИЛСЯ В ЛЕБЕДЯ

Не вызывает сомнений, что ОКБ «Сокол» приобреталось не просто так, а под конкретный проект. Уже через полгода после вхождения в капитал структур Прохорова полузабытое казанское опытно-конструкторское бюро неожиданно прогремело на всю страну, выиграв конкурс министерства обороны РФ на научно-исследовательскую работу (НИР) по созданию беспилотного летательного аппарата (БЛА) весом до 5 тонн. Тема получила 1 млрд. рублей госфинансирования.

Даже искушенные эксперты удивлялись тогда, как провинциальному «Соколу» удалось обойти в тендере такого гиганта, как корпорация «МиГ». Теперь можно предположить, что ключевую роль в этом могли сыграть лоббистские усилия команды Прохорова. Кстати, корпорация «МиГ» через суд потребовала объявить итоги конкурса недействительными — претензии высказывались к «Соколу» и минобороны. Но зарождавшийся скандал довольно быстро заглох.

Отметим, что конкурс на опытно-конструкторскую работу (ОКР) ценой 2 млрд. рублей по созданию аппарата взлетным весом около 1 т тогда выиграла петербургская группа компаний «Транзас», с которой ОКБ «Сокол» вступило в стратегическое партнерство. Так что отчасти казанские разработки будут использованы и там.

Получив влиятельного инвестора и госзаказ, казанское ОКБ взлетело со стремительностью, соответствующей названию. Накануне продажи Прохорову, в 2010 году, «Сокол» находился на грани краха. Выручка была микроскопической — 126 млн. рублей. При этом предприятие получило чистый убыток в 38,9 млн. — больше, чем уставный капитал компании того времени (36,2 млн. рублей). Однако уже в 2012 году ОКБ показало просто фантастический рост выручки в 616,9% до 907 млн. рублей! Хорошо пошли дела у компании и дальше. Судя по отчетности, выручка предприятия выросла в 2 раза — с 908 млн. рублей в 2012 году до 1,79 млрд. в 2013-м. Чистая прибыль выросла в 14,6 раза — с 9 млн. рублей в 2012 году до 131 млн. в 2013-м.

КАЗАНСКИЕ ДРОНЫ БУДУТ ЛЕТАТЬ ПО ДВОЕ СУТОК

О том, как идет реализация амбициозного проекта ОКБ «Сокол», его генеральный директор Александр Гомзин рассказывал в феврале на коллегии министерства промышленности и торговли РТ. По его словам, в рамках контракта с минобороны к 2020 году предприятие разработает уникальный комплекс, который будет включать в себя новый беспилотник и автоматическую систему управления.

Были озвучены и весьма впечатляющие характеристики 5,5-тонного аппарата: продолжительность полета — более двух суток, масса целевого оборудования — более 1 т, потолок — 15 км, дальность — более 10 тыс. километров. «Мы получим комплекс, который будет обладать уникальными удельными характеристиками — стоимость мониторинга погонного километра будет значительно ниже, чем на пилотируемых воздушных судах», — заверил Гомзин.

Стоимость разработки предприятие оценивало в $180 млн., что намного больше, чем контракт с минобороны. Впрочем, как полагают эксперты, по всей видимости, собственно оборонный заказ пока подразумевает лишь обоснование облика БЛА и создание демонстратора. В случае успешного выполнения этой НИР минобороны может выдать заказ на опытно-конструкторскую работу (ОКР), итогом которой станет боевой аппарат.

Проект может получить и частное финансирование — уже сейчас у казанского беспилотника есть перспективы гражданского использования. В частности, как рассказал «БИЗНЕС Online» директор ОКБ, ведется работа в рамках соглашения между Татарстаном и ОАО «Газпром» о создании многоуровневой системы воздушного мониторинга газопроводов. Также в августе ОКБ представило глобальный проект по созданию единой информационно-управляющей системы в арктической зоне России. Учитывая повышенное внимание, которое уделяется сегодня этому региону, предложение бюро выглядит попыткой поучаствовать в дележе многообещающих арктических программ.

А вообще, создавая новый беспилотник, «Сокол», по словам Гомзина, претендует на часть мирового рынка беспилотных летательных аппаратов, который в период 2014 - 2018 годов оценивают в $67 миллиардов.

Судя по всему, процесс разработки идет полным ходом. Косвенным свидетельством того, что проект перешел в новую фазу, стало создание инжинирингового центра «КАИ-Композит» совместно с КНИТУ-КАИ им. Туполева. На его базе, собственно, и планируется начать производство беспилотника.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ АМЕРИКУ И ИЗРАИЛЬ

Создание отечественных беспилотников — одна из самых обсуждаемых тем в российском ОПК. В результате военного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года их отсутствие было признано едва ли не самым слабым звеном наших вооруженных сил. В 2009 году Россия заключила с израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI) контракт на покупку беспилотных летательных аппаратов на сумму $400 миллионов. Сборочное производство планировалось развернуть в Татарстане, но о дальнейшей судьбе проекта неизвестно.

Отечественные образцы на тот момент сильно отставали от американских и израильских аналогов, поэтому и был проведен тендер на НИР и ОКР. Теперь в условиях санкций и разрыва отношений с Западом необходимость создания отечественных беспилотников стала еще более очевидной. В разговоре с «БИЗНЕС Online» Гомзин подчеркнул: «Ситуация безвыходная. Что-то более или менее серьезное России не продадут. Покупавшиеся ранее израильские беспилотники больше для полицейских операций. Это неплохие комплексы, но необходимо развитие для выполнения более серьезных задач».

Стремительный рост интереса к БЛА в стране в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил и заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов. «Военные сейчас встрепенулись, — рассказал он. — И, думаю, в связи с санкциями наверняка попробуют собрать все, что в России осталось по беспилотникам, и попытаться сделать что-то современное».

Тем не менее сфера, представляющая стратегический интерес для государства, для частного бизнеса остается довольно рискованной. «Однозначно заявлять, что вложиться в тематику беспилотных систем сейчас в России выгодно, невозможно, — рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. — Мы видим как успешные примеры, так и неуспешные. Причем и те и другие есть как в государственных, так и в частных предприятиях. Из успешных можно привести в пример казанскую же компанию «Эникс» или питерскую фирму «СТЦ», которые плотно работают с силовыми структурами. К неуспешным — ранее подававший большие надежды разработчик систем мини-класса «Аэрокон» из Жуковского». Что касается ОКБ им. Симонова, то для оценки его успешности Федутинов предложил дождаться окончания упомянутой НИР для военных.

«ЛЮБОЙ ЖЕЛАЮЩИЙ НЕ СМОЖЕТ КУПИТЬ ТАКУЮ КОМПАНИЮ»

Что касается Прохорова, то для одного из богатейших людей страны разработка отечественного беспилотника выглядит скорее как имиджевый, чем как политический проект. Правда, вызывает вопросы, почему участие миллиардера никак не афишируется. Возможно, наученный горьким опытом «ё-мобиля» Прохоров хочет сперва добиться крупного успеха, а уж потом выйти из тени.

Впрочем, кое-что просочилось: в марте 2013 года, выступая как лидер «Гражданской платформы» перед избирателями подмосковного Жуковского (напомним, что это один из российских центров авиапрома), Прохоров заявил, что «после запуска «ё-мобиля» готов взяться за «ё-самолет». Тогда эти слова мало кто воспринял всерьез, но теперь они приобретают новый смысл. «Ё-самолет» в существенной степени реабилитировал бы Прохорова за провал с «ё-мобилем».

Об интересе Прохорова к высоким технологиям и прорывным разработкам известно давно. В частности, еще в 2008 году он вошел в правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям (в ней были представители «Росатома», РАН, минобрнауки, минпромторга, Роскосмоса, генштаба, военно-промышленной комиссии при правительстве РФ), которую возглавлял тогда еще вице-премьер Сергей Иванов, курировавший оборонно-промышленный комплекс.

В 2012 году, будучи кандидатом в президенты России, Прохоров в своей предвыборной программе изложил свое видение развития оборонной отрасли: «Максимально стимулировать конкуренцию между различными разработчиками оборонных технологий и различными предприятиями ОПК, — писал он. — Для обеспечения нужд оборонного заказа создать в стране систему эффективных гражданско-военных концернов с участием частного, в том числе иностранного, капитала, производящих продукцию как мирного, так и военного назначения».

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились во мнениях, чем является участие в проекте олигарха: его собственной инициативой или «ответственным поручением». Директор — главный конструктор ЗАО «Эникс» Валерий Побежимов полагает, что сегодня контроля за тем, кто покупает оборонные компании, нет. «Все зависит от руководителя фирмы, — отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — «Эникс» под каких только людей не хотели засунуть, но мы остались независимыми. Все предельно просто: не продавай свою фирму, не отдавай людей в рабство».

Иного мнения придерживается Федутинов: «Я бы сказал, что в наших нынешних условиях фирма может попасть в частные руки, если это позволяет сделать государство. Видимо, «данные конкретные руки» не вызвали вопросов». С ним солидарен Гайнутдинов: «Понятно, что просто так, на аукционе, любой участвующий не сможет купить такую компанию. Все профильные инвесторы в определенных кругах же вращаются... А возможен и такой вариант: не справился с биатлоном — давай беспилотчикам помогай. Почему нет?»

Что ж, такая версия вполне подпадает под декларированное Прохоровым объединение усилий государства и бизнеса.

Справка

ОКБ им. Симонова (до 2014 года — ОКБ «Сокол») создано в 1959 году на базе студенческого ОКБ Казанского авиационного института и Казанского авиационного завода (Казанского авиационного промышленного объединения им. Горбунова). Профиль деятельности — научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по беспилотным летательным аппаратам и воздушным мишеням, буксируемым изделиям, тросовым системам, создание мишенной обстановки, позволяющей проводить отработку систем ПВО и бортового радиоэлектронного оборудования самолетов-истребителей.

Выручка в 2013 году — 1,79 млрд. рублей. Чистая прибыль — 131 млн. рублей.

Основной акционер — ОАО «АКБ «Международный финансовый клуб» (69,9%).

Генеральный директор, главный конструктор — Александр Владиславович Гомзин.

Михаил Прохоров родился в 1965 году в Москве. После службы в армии поступил в Государственную финансовую академию, которую окончил в 1989 году.

В 1992 году стал председателем правления совместного с Владимиром Потаниным Банка МФК.

В 1998 году занял пост президента Онэксимбанка, в 2000 году — Росбанка.

В 2001 - 2007 годах — гендиректор «Норильского никеля», с июня 2008 года — член совета директоров.

В 2007 году возглавил собственную группу «Онэксим».

C 2008 года — президент союза биатлонистов России.

В 2009 - 2011 годах — член комиссии при президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

С 2010 года — владелец контрольного пакета баскетбольного клуба «Нетс» лиги НБА.

2010 - 2011 годы — генеральный директор ОАО «Полюс Золото».

В 2011 году возглавлял партию «Правое дело» и в этом же году покинул ее.

В 2012 году создал и возглавил партию «Гражданская платформа».

Получится ли у Прохорова создать беспилотный «ё-самолет» на базе казанских разработок? (20.10.14-21.10.14)
44%Нет, он провалил все проекты, за которые брался
29%Все получится: у казанских авиаконструкторов огромный потенциал
16%В отличие от ё-мобиля с оборонной темы так просто не соскочишь
11%Время упущено: догнать США и Израиль в такой технике нереально
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (145) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.10.2014 08:06

    главное чтоб Е-бюджет не распилили.

  • Марат Ш
    20.10.2014 08:07

    Ё-самолёт будет там же, где сейчас находится ё-мобиль.

    • Анонимно
      20.10.2014 11:07

      весь проект "Е-мобиль" был подарен Прохоровым государству, чтоб Вы знали. А деньги он туда свои вкладывал, а не бюджетные осваивал. Так что "давай До свидания" "люстратор".

      • Марат Ш
        20.10.2014 13:22

        Я просто задал невинный вопрос, где е-мобиль? Ответа похоже на него так и не получу.зЫ: Если что, я никогда и не говорил, что Прохоров расхититель казны. А вот на балабола он тянет вполне!

      • Анонимно
        20.10.2014 13:22

        Странно, но болтать не дела делать! Деньги не вкладывал а потратил в пустую, ибо слова с делами разошлись... Может он человек и хороший, но хороший человек еще не профессия.

      • Анонимно
        20.10.2014 13:29

        хотя бы пробует развивать альтернативные проекты , а не просто на скважине сидит, курит бамбук.

        • Анонимно
          20.10.2014 13:52

          Чубайс тоже пробует, а не на скважине сидит. Им это в плюс надо записать?

          • Анонимно
            20.10.2014 14:45

            ты сравнил обезъяну с черепахой. У рыжего сотни ярдов пропали в никуда (нано-шмано испарение). А у Прохорова автопробег был. Просто по той цене никто ни "е" ни "ы" мобиль не купит у нас пока: коммерчески невыгодный проект. Инфраструктуры толком нет. На Теслах за 150К зеленых только понтари гоняют. За 30К можно купить нормальный кроссовер и не париться.

            • Анонимно
              20.10.2014 15:42

              Что обезьяна, что черепаха-им место в любом случае в зоопарке, а не миллиардные проекты реализовывать. Что рыжий миллиарды осваивает, что долговязый тем же занят. Только вопрос простой-ГДЕ РЕЗУЛЬТАТ?

              • Анонимно
                20.10.2014 16:29

                Прохоров тут просто в качестве "крыши", лоббирует интересы нашего ОКБ. А что наши головастики сделают - увидим через пару лет. Выручка компании тут говорит за себя - работа идет. А это оборонзаказ и, кстати, не при Сердюкове.

                • Анонимно
                  20.10.2014 19:42

                  Ошибаетесь. Выручка говорит мало о чем. Это хрущев придумал экономические показатели выражать в рублевых эквивалентах, при Сталине преимущественно статистика носила товарный характер, т.е. сколько тонн мяса, масла, сколько штук продукции получено-реальные показатели. Сейчас в рублях нарисуют прекрасную картину, а на самом деле-сколько чего там было получено, в каких единицах, увеличилась производительность или уменьшилась-тайна за семью печатями. Прибыль не может быть показателем эффективности работы, это рыночная глупость, имеющая мало общего со здравым смыслом.

                  • Анонимно
                    21.10.2014 10:41

                    Ну-ну. И вот очнувшись от совкового сна, решил написать пару строк, скучая по Джугашвилли. Рынок уж давно. Оборон заказ тебе за красивые глаза, то бишь нарисованные показатели, никто не даст.

  • Анонимно
    20.10.2014 08:12

    ОКБ вернуть государству, Прохорова гнать вонючими тряпками подальше от оборонки, а то все закончится как и его ё-мобилем.

    • Марат Ш
      20.10.2014 08:27

      Оттого что ОКБ вернут государству лучше не будет. И гнать от оборонки надо не только Прохорова, но и буквально всех, кто к ней присосался. Системный подход должен быть изменён. А для этого требуется смена власти, показательные судебные процессы над кормленщиками и люстрация.

      • Анонимно
        20.10.2014 09:35

        Идите у себя в Укропии люстрируйте....

        • Анонимно
          20.10.2014 10:43

          У нас она необходима не меньше. Нужна большая чистка, как в 37 году.

          • Анонимно
            20.10.2014 11:20

            Петя люстрирует туповатых генералов и вороватых чинуш? Уже сама идея вызывает смех. Просто ребята разворуют еще недоразворованное и на Запад по примеру галстукоеда.

            • Анонимно
              20.10.2014 16:50

              за чистоту. Ну начнем с одной люстрации, перейдем плавно к другой...что уж останавливаться. Всем же покормиться с нефти и газа охота.

      • Анонимно
        20.10.2014 09:45

        Согласен с Вами на 100%

      • Анонимно
        20.10.2014 10:23

        все верно .

      • Анонимно
        20.10.2014 10:56

        Люстрация - это инициатива массонов иллюминатов. Пусть с себя массоны начнут.

        • Анонимно
          20.10.2014 11:35

          Люстрация - инициатива масс. Нам бы тоже не помешало.

          • Анонимно
            20.10.2014 13:57

            Ну дык начинай. Магната геть!

            • Анонимно
              20.10.2014 16:43

              аха, кто показал в личном имуществе больше чем совковая двушка в Москве, и пара подержанных Вазов - всех "геть".

  • Анонимно
    20.10.2014 08:20

    Прохоров же вроде как ОПпозиционер? Или нет?

  • Анонимно
    20.10.2014 08:25

    Нужно ликвидировать рыночную экономику, как несущую угрозу безопасности страны!! Как можно такие предприятия продавать всяким "эффективным менеджерам"?? В домодедово после теракта даже хозяина аэропорта не могли найти, пока он сам не соизволил раскрыть свое инкогнито, здесь стратегическое оборонное КБ, владеющее военными секретами тоже продали через оффшоры в частные руки!! Ну как так можно???! Менять надо все в стране, менять! Это бардак и предательство!!

    • Анонимно
      20.10.2014 15:06

      Ну так начните с себя. В частности смените свой компьютер, созданный в условиях рыночной экономики, на советский ЭВМ.

      • Анонимно
        20.10.2014 16:00

        Начинал я как раз с компьютеров, которые были созданы в СССР при плановой экономике, позволявшей стране обеспечить себя всем необходимым без импорта всего и вся. А после этого при рыночной экономике производство компьютеров в нашей стране просто умерло. Так же как и многое многое другое.Так какая экономика эффективнее?

        • Анонимно
          20.10.2014 16:28

          Та которая создаёт современные компьютеры. Странно что они не производства КНДР.

          • Анонимно
            20.10.2014 20:05

            В СССР при плановой экономике свои современные компьютеры были. В России при рыночной экономике современных компьютеров нет и никогда не будет. Вы сами сделали вывод в мою пользу, не сознавая этого.

            • Анонимно
              20.10.2014 23:10

              Ну раз всё было, что же не так пошло?

              • Анонимно
                21.10.2014 10:23

                Подумайте. Голова на то и дана.

                • Анонимно
                  21.10.2014 11:00

                  )))))) типичный ответ в тупике. Компьютер то смените, а то как то идеологически неправильно получается, писать о величестве плановой экономики на рыночном продукте.

        • Анонимно
          20.10.2014 18:42

          Не было нормальных компов в совке. Работали через пень колоду. Много брака было.

  • Анонимно
    20.10.2014 08:27

    Где обещаный Ё- мобиль ? Так же будет и с Ё-беспилотником .Гнать его оттуда .

  • Анонимно
    20.10.2014 08:51

    Отлично, бюджет хорошо освоят.

  • Анонимно
    20.10.2014 08:54

    Прохоров оказался "обещалкиным" и все. Как за него голосовали, непонятно.

  • Анонимно
    20.10.2014 09:04

    Самодур этот Прохоров ...

  • Анонимно
    20.10.2014 09:12

    Последнее достижение Прохорова хороший отжыг в куршавеле. Так что пусть занимается своим делом.

  • Анонимно
    20.10.2014 09:13

    Получится ли у Прохорова создать беспилотный «ё-самолет» на базе казанских разработок? (20.10.14)Нет, он провалил все проекты, за которые брался - 41%

  • ЧеКа
    20.10.2014 09:14

    С биатлоном и е-мобилем не получилось , предполагаю что в этом проекте Прохоров сделает все чтоб он удачно реализовался. Иначе он получит клеймо неудачника и ни один серьезный чиновник или бизнесмен дел иметь с ним не будет..

    • Анонимно
      20.10.2014 09:44

      Так он давно уже получил. У него провалы по всем фронтам. При тех деньгах, что имеет, ничего не получается. Даже личную жизнь не может устроить.

      • ЧеКа
        20.10.2014 10:15

        Я про это же. Отступать ему некуда, поэтому я предполагаю и надеюсь что он будет "из кожи лезть" чтоб проект был успешным. От него в этом проекте в первую очередь требуется финансирование, что для него не проблема..

  • Анонимно
    20.10.2014 09:15

    руки прочь от Татарстана!

  • Анонимно
    20.10.2014 09:15

    Статья интересная, комментарии пока в основном стеб клавостуков. Мое мнение: Прохоров сделает все, что бы восстановить подмоченную репутацию и финансировать ОКБ будет достаточно. За казанскими авиастроителями дело не станет.Уверен что в Казани построят настоящий БЛА , а не ограничатся бла бла бла моделью. Во всяком случае меня вся эта информация радует.О Прохорове скажу, что человек честно отслужил в армии, стал сержантом, у меня как бывшего старшего сержанта радиолокаторщика, это вызывает только уважение. Наверное я отстал от либеральных прогрессивных взглядов, но люди "откосившие" от армии в виду "плоскостопия" и иных, столь же "тяжелых" заблеваний, а теперь активно скачущие на миитингах и прочих прогрессивных тусовках, доверия не вызывают.

    • Timur
      20.10.2014 09:46

      Хотите сказать был отличником боевой и строевой подготовки? Мне лично он видится этаким долговязым мешком или шнурком которого гоняли по уставу кому не лень.

    • Анонимно
      20.10.2014 09:46

      Наивный вы. Мне тоже хочется верить в Прохорова, но он уже разочарововал не один раз.

      • Анонимно
        20.10.2014 10:14

        Для скептика и разочарованного 9.46.Деньги он обязательно даст, а большой БЛА казанцы построят обязательно.Добавлю, что деньги даст большие, правительство не только на примере Ходора но и "вливпшего",не по своей вине, в историю с "Бабнефтью" злосчастного Евтушенкова, показало, что шутки, когда речь идет о деньгах на нужды государства и особенно его обороны кончились.Многие "мародерархий" задумались.Кстати Прохоров далеко не худший среди них.

    • Анонимно
      20.10.2014 10:04

      Конечно, Прохоров считается уважаемым в среде патриотов. Ведь он любитель дорогих франзуцских курортов, владелец американского баскет клуба и офшоских компаний, но главное служил! Истинный патриот, а не то, что либерасты не служивые.

    • Анонимно
      20.10.2014 12:11

      Вот откуда оказывается вылез этот стеб-гурон, из радиолокаторщиков. Теперь понятно почему гонит день и ночь свои занудные комментарии азбукой Морзе, просто с армии привык постоянно быть в эфире и с тех пор не снимает наушников. Конец связи, жду на мИИтинге ;-)))

      • Анонимно
        21.10.2014 09:45

        Для "сИкунд - скунса".Радиолокация не имеет отношения к радио связи, равно как и к азбуке Морзе. Вместо клавостукачества загляните в букварь.Теперь понял , что это вы и бегаете по мИИтингам откосив от армии по "плоскостопию".

        • Анонимно
          21.10.2014 10:14

          Узнаешь где я служил - снова станешь СИКУНдным гуру. Добрый совет: сними наушники, переходи из инета к реальной жизни, сеРЖАнт, война уже кончилась ;-)))

  • Анонимно
    20.10.2014 09:16

    Ирина Скоморохина не права. Список аффилированных лиц относится к сведениям, подлежащим к обязательному раскрытию, в связи с чем это не может составлять банковскую или коммерческую тайну. БО, составьте нормальный запрос со ссылками на нормативно-правовые акты, пусть отписываются.

  • Анонимно
    20.10.2014 09:33

    ё маё....

  • Анонимно
    20.10.2014 09:39

    нескромные копии американских машин

  • Анонимно
    20.10.2014 09:40

    все понятно. его е-самолет нужен ему для доставки девочек в куршавель братанам.

    • Анонимно
      20.10.2014 11:12

      Прохоров девочкам предпочитает мальчиков, унего другая ориентация.

      • Анонимно
        20.10.2014 23:58

        Как интересно! Он поэтому не женится? Потому что из другого профсоюза? Проект он не завалит, потому что им будут заниматься конструкторы, а не он сам. Ему бы я лично доверила только возить бл...ей в Куршавель, это у него хорошо получается. Сам он похож на законченного придурка.

  • Анонимно
    20.10.2014 09:48

    Е мобиль он уже построил и выпускает, остается только на Е самолет выбить бюджетное бабло, а взлетит он или нет, это уже не важно.

    • Анонимно
      20.10.2014 11:07

      У Прохорова уже было столько всего-Ё, что теперь только нужно ругаться на него на слово-Ё.

  • Анонимно
    20.10.2014 10:01

    "Будет" - ключевое слово всех новых разработок. А будет ли? Судя по тому, что слепили на сегодня, большой вопрос.

  • Анонимно
    20.10.2014 10:14

    М.Прохоров хотел всех народов России написать русскими (в т.ч. татар)...

  • Анонимно
    20.10.2014 10:18

    Казань поверила прохорову - главному идеологу роспуска национальных республик? Маразм крепчает и не только на улице.

    • ЧеКа
      20.10.2014 11:10

      Насчет маразма вы правы - если умудрились каким-то образом увязать предвыборные слова Прохорова и конкретное дело в создании беспилотника. Часто употребляемое зимой предложение: "мороз крепчает на улице", переделать в "маразм крепчает и не только на улице"-это "шедевр". БО надо завести страницу "шедевров" читателей - будет одной из самых популярных..

  • Анонимно
    20.10.2014 10:45

    Мишико из Куршавеля главный авиастроитель - это звучит опистархостически.

  • Анонимно
    20.10.2014 10:46

    На очереди: ё- танк, ё- космолёт, ё- межгалактическая интергуманоидная площадка, в районе альфа центавры, для проведения междупланетных экономических форумов, ну и финальный, наконец-то успешный проект ё- лисапед. Предварительные бюджеты согласованы.

  • Анонимно
    20.10.2014 11:08

    Еще раз повторю, что у Прохорова все получится, он не конструктор, а инвестор.Позволю сделать замечание по тону полемики. Не являюсь поклонником Сиразина и критиковал его, там где он лез за пределы свой компетенции в историю и религию.Но в данном конкретном случае отвечать ему, как сделал Тимур, послав к козлам и обозвав профаном неэтично. Сиразин рассуждает не о технологии авиации, а ее экономике и причинах почему у Прохорова , а главное у казанцев все должно получится.Вполне разумные доводы.А потом Сиразин не аноним, а человек со своей фамилией и определенным общестенно -экономическим положение.И вряд ли все это приятно и его семье.Полагаю, что когда я говорю резкие вещи анониимному оппоненту, который просто не хочет, что бы его фамилию трепали разные стебуны на форумах это совершенно другое, по сравнению с тем, когда я спорю с человеком "легальным", а не никастым или анонимным, что впрочем практически одно и то же.Поэтому совет Тимуру, а человек он явно немолодой с большим уважением относится к оппонентам тем более выступающим под своими именами.Ведь при желании, а он не раз рассказывал о деталях своей биографии, его тоже могут "послать" туда где он работал и не всегда удачно.Языки у всех без костей. Прошу извинить за отвлечение от темы, но думаю, что и модератор согласится с моей позицией по отношению к разным категориям оппонентов.Ведь читая некоторые анонимные комментарии, например к Валееву или Хакимову, думаешь:"ведь ты злобное и безграмотное быдло им и в подметки не годишься".

    • Анонимно
      20.10.2014 11:23

      Сказал возмущённый анонимностю аноним.

    • Timur
      20.10.2014 11:27

      Хороший комментарий.Должен прояснить ситуацию.Сиразин постоянно поддерживает тех кто татарстан на дух не переносит.Выпад мой резкий только и этим обусловлен.К Мурату питаю добрые чувства,поскольку он человек дела.Когда я рос,у нас были две лошади,две коровы,телята и овцы голов 15.В мою обязанность после школы входило,убирать навоз.Когда родители уезжали приходилось и коров доить.

      • Анонимно
        20.10.2014 12:23

        Принимаю к сведению вполне корректный ответ Тимура.Что касается того, что его резкость спровоцирована тем, что Сиразин постоянно поддерживает тех кто "Татарстан на дух не переносит".Выскажу свое мнение.В 90 -е годы он действительно ходил в кампании Штаниных и прочих Грачевых. У нас всех тогда были разные колебания, и себя не исключаю. Помню как город обклеивали листовками привезенными из Москвы о том какой ужас ожидает татар и особенно русских если мы на рефрендуме по суверенитету ответим "да", помню даже женщину со славянской внешностью, на листовке, распинаемую злобными татарами.Даже господин Табеев, как коммивояжер зачастил в Казань, что бы запугать Шаймиева, которого обещали привезти в Москву в "железноц клетке" разные шахраи - махраи и руцкие. Для меня вопрос окончательно решился когда в ВК я прочитал хорошо аргументированную статью которая кончалась словами "Если Табееев говорит "нет" то мы должны отвечать "да".Такое вот смутное время было и хорошо что МШШ и ЕБН нашли тогда общий язык.Что касательно Сиразина теперешнего, то я или невнимательно читаю или, что то другое, но какой то внятной поддержки им антитатарстанских настроений и людей не видел.Да и "штанины" сейчас измельчали, а одного из них в Москве недавно поймали за махинацию с квартирами. В БО писали уже об этом экс -казанце и экс либерале Михайлове. Вопросов у меня нет. Считаю, что у сержанта Прохорова и казанцев большой БЛА обязательно получится.

        • Timur
          20.10.2014 13:08

          Слушай,Склифосовский,прекрати гнать волну.Твой комментарий пустой треп ни о чем.

    • Анонимно
      21.10.2014 16:22

      А с чего все решили что Прохоров будет вкладывать свои деньги в этот проект? Наивные вы люди

  • Анонимно
    20.10.2014 11:11

    Самолет в дальнейшем будет совершенствоваться, станет пилотируемым и многоцелевого назначения. Можно загрузить 20 танков или 300 девушек, это смотря куда летишь.На самолете будет установлено 5 двигателей, из них 1 работающий и 4 запасных, кроме того на самолете будет запасное крыло на всякий случай, улучшенное зеркало заднего вида и на штурвале мех северного оленя.

  • Анонимно
    20.10.2014 12:26

    МИХАИЛ ПРОХОРОВ : Мой девиз "Первым делом самолеты- ну а девушки- а девушки потом..."

    • Анонимно
      20.10.2014 13:16

      МИХАИЛ ПРОХОРОВ : Мой девиз: "Первым делом мы испортим самолёты.Ну а девушек?- А девушек потом!"Бравый солдат Швейк

      • Анонимно
        20.10.2014 16:53

        не, не так. Куршевель уже был, "е-мобиль" был, теперь "е-мое-самолет". Наверное "е-яхта" тоже где-то была.

  • Анонимно
    20.10.2014 12:38

    пустили Ё-менеджера в огород...

  • Анонимно
    20.10.2014 12:44

    За что не брался все развалил.

  • Анонимно
    20.10.2014 12:45

    Барон Мюнхаузен !!!

    • Анонимно
      20.10.2014 13:18

      Так обидеть барона Мюнхаузена! Этот поданный Российской империи дитя по сравнению с этим завсегдатаем Куршавеля.

  • Анонимно
    20.10.2014 12:48

    Жизнь у людей одна.Хватит пугать всякими страшилками и тратить огромные средства на вооружение.Лучше создайте приемлимые жизненные условия.Сейчас влючаешь зомбоящик,по любому каналу война!!!

    • Анонимно
      20.10.2014 13:18

      а вы не включайте его.

      • Анонимно
        20.10.2014 18:44

        - Интересно, по истечению 10 лет останется ли кто-то внимающий первым двум каналам? Т.к. этот контент настолько едок, туп и не приятен, что ему продолжают внимать лишь поколение за 50, которых лет через 10 при этой экономике почти не останется. Так же не удивлюсь, если в младшей категории этой же аудитории смертность от разного рода нервных заболеваний тоже подточит итоговое число "пользователей."

    • Анонимно
      20.10.2014 13:29

      Если не будет оружия то вместо "приемлИмых" получите явно "неприемлИмые"условия жизни условия.Для "пятой колонны" чересчур наивны и простодушны.Почитав такое вспоминается" "Глупость конечно Божий дар. Но злоупореблять им не надо".

    • starr
      20.10.2014 13:30

      Так, для размышления. Население Земли на начало 20 века составляло, грубо, 1 млрд. человек. К началу 21 века население Земли уже 7 млрд. человек. То есть всего за 100 лет население земли выросло в 7 раз. И это при постоянном сокращении численности людей путем войн, вирусов и т.д.При нынешнем технологическом развитии Земля в состоянии прокормить примерно 15 млрд. чел - если не использовать ГМО и прочие выкрутасы, а все делать только экологически чистое и т.д.Если отложить, как вы предлагаете все заботы, и заняться созданием приемлемых жизненных условий, то перенаселение планеты застигнет нас примерно к середине этого века. И тогда придется либо срочно кидаться в перспективные разработки - как жить дальше, либо война за место под солнцем (со старым оружием), либо самоустраниться с этой планеты...

      • Анонимно
        20.10.2014 14:02

        По старру.Страшилка конечно известная с товарища Мальтуса еще началось. Но сейчас действительно есть над чем задуматься и не только комментаторам БО. Чего только не пишут, вплоть до того, что спид и эболу для регулирования численности землян придумали

  • Анонимно
    20.10.2014 15:38

    Этапы большого пути Прохорова: е-мобиль, е-самолет, е-президент )))

  • Анонимно
    20.10.2014 19:23

    Давайте подойдём объективно к Михаилу Прохорову.1.Это богатый человек.(конечно не без помощи отца но всё-таки он тоже имеет какую не какую заслугу)2.Этот человек судя по его заявлениям пытается что-то сделать.3.То что он умнее Ходорковского это однозначно.(так как судьбы как у Ходорковского не наблюдается)Другое дело у него ничего не получается.Ни Биатлон ни Ё-мобиль и т.д.и.п.Этот человек потерял кредит доверия.Поэтому надо говорить о 100% недоверии народа этому политику-миллиардеру.То есть это изначально ХРОМАЯ УТКА.Значит он даже не достоин нашего внимания и обсуждения.

    • raf
      20.10.2014 21:54

      "Давайте подойдём объективно к Михаилу Прохорову."Ремарка твоим к славам,Прохоров представитель Богом избранного народа.Еврей.

  • Анонимно
    20.10.2014 20:47

    "...девок в Куршавель возит!"Кому какое дело. Я вот тоже возил бы, да денег нет. Кое-кто отсутствие возможностей возводит в благочестие.

  • Анонимно
    21.10.2014 11:00

    Мы-то думали что Прохоров балабол и одноразовый кандидат в президенты, а он оказывается многоразовый.

    • Анонимно
      21.10.2014 11:40

      он стойкий, сколько боролся со всякими политиканами, спокойно держал нападки критиканов тупоголовых. А терпение и стойкость города и страны берут.

  • Анонимно
    21.10.2014 14:30

    Статья однозначно заказная!!! Всё, что в ней изложено - полная чушь!

    • Анонимно
      21.10.2014 14:56

      Чушь? А где опровержение от официальных лиц? Нет? Тогда все четко и максимально близко к реальному положению вещей.

  • Анонимно
    21.10.2014 14:50

    Полностью согласен с предыдущем комментарием. не исключено, что все это "изучение" списка аффилированных лиц основано на искажении действительного смысла данного документа и нацелено на безграмотную в правовом отношении аудиторию, не имеющую ни малейшего представления о законодательстве в области рынка ценных бумаг и корпоративного управления. надо сказать, что для людей, сведующих в данной области, не составит труда понять, в чем заключается уловка авторов данного опуса.наверное, и в правду "аналитический центр" данного издания очень долго трудился в данном направлении :)))

  • Анонимно
    21.10.2014 14:56

    Все высказались, два старца между собой объяснились, и вроде бы, если уж не помирились, то хоть обзывать друг друга непотребными словами перестали. Осталась для обсуждения "мелочь"будет у нас бла, бла, бла, как водится, или построят настоящий казанский БЛА. Почти уверен, что БЛА будет выпущен. Через чур сложна обстановка, что бы "замылить" это дело.Думаю, что для казанского авиастроения, где кроме действительно хороших вертолетом, оставался только ремонт, вежливо именуемый модернизацией, советской техники, БЛА станет прорывным этапом, который вернет нам репутацию центра авиастроения.

    • Анонимно
      21.10.2014 15:36

      "Накануне продажи Прохорову, в 2010 году, «Сокол» находился на грани краха. Выручка была микроскопической — 126 млн. рублей." - настораживает.Возможно, БЛА-1 и БЛА-2 в каком то виде будут "выпущены", но есть вопросы: когда и как они будут оторываться от грешной земли с ее не продажной силой притяжения?

    • Timur
      21.10.2014 15:59

      два старца между собой объяснилисьЭх,Манкуртёнок,не стыда ни совести у тебя нет,как только таких земля носит.Доживешь до наших лет,если доживешь,не потеряй свой мизерный ум.Не уважение к старости у татар очень большой грех.

  • Анонимно
    21.10.2014 14:57

    ЗЫ. А кто заказал, по вашему? Очень интересно.

  • Анонимно
    21.10.2014 15:30

    Ё-мобиль уже создал, теперь за ё-самолет взялся... сплошной наё*

  • Анонимно
    21.10.2014 16:30

    Казанские конструкторы конечно же могут построить беспилотник... техническую часть... но кто напишет программу? Есть ли у нас хорошие программисты в этой области?

    • starr
      21.10.2014 17:15

      Как раз с программистами у нас все хорошо. У нас руками делать разучились. Боюсь, что получится так: Конструкторы напишут техническую часть, программисты - программную часть. А "вживую" его будут делать в Китае...

      • Анонимно
        21.10.2014 17:42

        китайцы нам много продают, а скоро еще и больше турок у нас строить будут. Но беспилотник - перебор. Другие - не соколовские отечественные беспилотники реально летающие у нас уже есть.

  • Анонимно
    21.10.2014 17:55

    Прохоров нормально президентскую компанию вел. И еще попробует ближе к делу. Завистники только слюной брызжут, что им столько денег не упало.

  • Анонимно
    22.10.2014 10:48

    шо, опять?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль