• $74.25-0.95
  • 90.26-0.93
  • 49.080.37
  • за все время
  • сегодня
  • неделя
  • год
    комментарии 56 в закладки

    Кто будет вещать в казанском радиоэфире: минобороны, «Газпром» или «Курай»?

    Быть или не быть в FM-диапазоне столицы Татарстана четвертому татароязычному каналу, решает комиссия Роскомнадзора

    Сегодня в Москве на заседании федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию будут разыграны две казанские FM-частоты. Конкурс на сей раз рекордный как по числу, так и по весу претендентов. Среди 17 вещателей, подавших заявки, — структуры «Газпром-Медиа», минобороны, олигарха Михаила Гуцериева, издательские дома «Коммерсантъ» и «КП». Не теряют надежды в схватке и два татароязычных проекта — «Курай» и «Дастан FM». Такой ажиотаж царит, невзирая на то что рекламный пирог, объем которого за первое полугодие оценивается в 119 млн. рублей, и так делят уже 27 станций.

    А 7 ПРЕТЕНДЕНТОВ БОЛЬШЕ

    Сообщение о конкурсе было опубликовано на сайте Роскомнадзора месяц назад. Всего на очередном заседании федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию сегодня будет разыграно 11 частот, две из которых — 96,8 МГц и 98,0 МГц — казанские. По обеим частотам условия одинаковы: время вещания — «ежедневно, круглосуточно»; концепция вещания — «свободная». Размер единовременной платы — 5,6 млн. рублей, размер конкурсного взноса (2%) — 112 тыс. рублей.

    Особенность конкурса в том, что обе частоты неразработанные. Соискателей предупреждают, что для их использования необходимо получить согласование минобороны и ФСО, а также провести натурные испытания с радиочастотным центром. Процесс это чрезвычайно хлопотный, поэтому от выигрыша конкурса до начала вещания победителю потребуется еще около года работы и различных согласований.

    Однако даже столь суровые условия не отпугнули небывалое количество претендентов — 17. В феврале 2013 года, когда последний раз проводился подобный конкурс, претендентов было 10.

    Шанс есть у всех: решение, кому отдать частоту, принимается не на основе денежного торга (взнос для всех фиксированный), а по результатам рейтингового голосования членов комиссии. Критерий — представленные претендентами концепции вещания с технико-экономическим обоснованием. Возглавляет комиссию сам руководитель Роскомнадзора Александр Жаров — в прошлом пресс-секретарь Михаила Фрадкова и замдиректора ВГТРК.

    Соучредителем ООО «Орфей-Казань» является первый замгендиректора ОАО «Татмедиа» Марат Ибляминов — один из претендентов на победу и на этот раз

    В прошлый раз победителем розыгрыша частоты 100.9 МГц в диапазоне FM в Казани стала межгосударственная телерадиокомпания «Мир». Вторая частота — 88.9 МГц — досталась радиостанции «Орфей», за которую письменно ходатайствовали Казанская государственная консерватория им. Жиганова, коллективы Государственного симфонического оркестра РТ, Татарского государственного театра оперы и балета им. Джалиля и другие. Примечательно, что соучредителем ООО «Орфей-Казань» является первый замгендиректора ОАО «Татмедиа» Марат Ибляминов — один из претендентов на победу и на этот раз.

    Проекта радио «Салават» известного татарского певца Салавата Фатхетдинова, который тогда конкуренции не выдержал, напротив, на сей раз среди соискателей нет.

    ЧЕТВЕРТОЕ ТАТАРСКОЕ: «КУРАЙ» ИЛИ «ДАСТАН»?

    Всего казанских игроков на нынешнем конкурсе трое. Ибляминов на пару со своим партнером Муратом Ганеевым является учредителем ООО «ММ-Пресс». На сей раз топ-менеджер «Татмедиа» вышел на конкурс с концепцией станции «Дастан FM». «Это проект, который был создан еще в 2005 году, — рассказал БИЗНЕС Online Ибляминов. — Я как истинный сын татарского народа хочу сделать для своего народа что-то положительное и полезное. Даже если сейчас не выиграем частоту, все равно нарабатываем положительную динамику количества участий в конкурсах. Вообще, в моей практике это будет уже 20-е или 22-е участие в конкурсе — я даже сбился со счета. «Дастан» переводится на русский язык как «эпос».

    Если заявка победит, это будет уже третий актив Ибляминова на казанском радиорынке. Помимо «Орфея», который стартовал в 2013 году, он запустил татароязычную радиостанцию «Тэртип».

    По мнению Ибляминова, сейчас Татарстану не хватает качественного татароязычного детского радио: «Идет много разговоров о сохранении татарского языка, но я сторонник того, что язык надо развивать. Чем больше создадим возможностей погружения в языковую среду, тем лучше. Татарское детское радио могло бы стать объединяющим фактором для изучения языка».

    «Курай» был первой татарской частной радиостанцией. Однако за все годы ему так и не удалось получить FM-частоту. Теперь у него появился такой шанс

    Местный конкурент проекту Ибляминова — радио «Курай», которое с 1996 года вещает на УКВ-частоте 73,97. О своем желании вывести его в FM-диапазон гендиректор «Информационных систем» Вячеслав Долгополов, которому также принадлежит «БИМ-радио», рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» еще летом этого года: «Мы были первой татарской частной радиостанцией. Однако за все годы нам так и не удалось получить FM-частоту. Мы выходили и на президента Шаймиева, он нас поддержал, но сотрудники министерств крайне резко к нам отнеслись. Минниханов тоже нас вроде поддерживает. К нам испытывают симпатии, потому что музыка у нас транслируется хорошая, ненапряжная. Я бы хотел обратиться к руководителям Татарстана с просьбой помочь получить FM-частоту», — говорил тогда Долгополов.

    Что касается третьего претендента ООО «Артик-медиа», то его генеральный директор и единственный учредитель, по данным «Контур фокус», — Вячеслав Лопатин. В прошлом он возглавлял радиостанцию «Булгар FM», затем был программным директором «Яна гасыр радиосы» («Новый век»), а после того, как компания «ТНВ» в 2004 году выиграла конкурс на право вещания, стал гендиректором «Love Radio-Казань». Что за проект Лопатин представляет на конкурсе, нам выяснить не удалось.

    Отметим, что сейчас в FM-диапазоне представлено три татароязычные станции: помимо уже упомянутого «Тэртип» это «Булгар FM» и «Татар радиосы».

    Вячеслав Долгополов о радио «Курай»: «К нам испытывают симпатии, потому что музыка у нас транслируется хорошая, ненапряжная»

    ГОНКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: ЮМОР, ПОПСА, РОК ИЛИ НОВОСТИ?

    Однако вовсе не факт, что комиссия отдаст предпочтение местным игрокам.

    На конкурс заявилась целая россыпь влиятельных московских холдингов.

    Так, ЗАО «Открытое радио» хочет транслировать в Казани «Камеди радио», которое вещает в Москве с 2012 года. Компания входит в состав ОАО «Газпром-Медиа», которое уже широко представлено в Казани. Ему принадлежат, в частности, «Эхо Москвы», «Шансон», «Юмор FM», «Энерджи» и «Авторадио». Часть радиостанций контролируется напрямую из Москвы, а часть — работает через местного партнера.

    К «национальному достоянию» имеет отношение и еще один участник конкурса — ООО «Романтика», которое входит в орбиту вещательной корпорации «Проф-Медиа» (ВКПМ), которую «Газпром-Медиа» выкупил у олигарха Владимира Потанина еще осенью 2013 года. В Казани компания, по всей видимости, хочет запустить одноименное «Радио Романтика», которое вещает в Москве с 2011 года.

    «Европейская медиагруппа» — головная компания ООО «Центр новых технологий», которое заявилось на конкурс с «Дорожным радио». Данная радиостанция — вторая по размеру ежедневной аудитории сеть в России. В Казани она уже вещала, но, согласно данным TNS, занимала лишь 9-ое место. В конце лета этого года ее частоту 91,1 приобрел холдинг ВКПМ для возвращения в эфир «Юмор-FM».

    «Русская Медиагруппа» (РМГ), представленная ЗАО «Корпорация «Радио-Арт», хочет вернуть в Казань радио «Хит FM», которое в свое время было вытеснено «Дорожным радио». Однако предыдущая попытка группы участвовать в конкурсе успехом не увенчалась. Помимо «Хит FM» в состав РМГ входят «Русское Радио», DFM, «Радио Монте-Карло» и MAXIMUM.

    Еще один крупный претендент на казанские частоты — структуры президента «Русснефти» Михаила Гуцериева. В конкурсе участвуют две компании — ООО «Электрон» (радио «Восток FM») и ООО «Литературная коллекция» («Весна FM»). Эти активы совладелец и президент «Русснефти» приобрел у бизнесмена Александра Лебедева в 2012 году. Также в январе 2013 года структуры Гуцериева приобрели 75% в холдинге Krutoy Media Игоря Крутого, управляющем «Радио Дача», Love Radio и «Такси FM». Все три представлены в Казани. Кстати, с запуском «Дачи» и «Такси» весной этого года холдинг открыл в Казани полноценный филиал — второй в стране после Санкт-Петербурга.

    Свои разговорно-новостные радиоответвления сватают Казани два крупных издательских дома: «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда». Первая региональная франшиза «Коммерсантъ FM» была запущена в Нижнем Новгороде в марте этого года, в Казани может стартовать вторая. Что касается «Комсомолки», то ее радио вещает в московский эфир с февраля 2009 года. Прошлогодняя попытка обрести частоту в Казани провалилась.

    Явный фаворит на конкурсе есть у тех, кто считает, что в казанском радиоэфире не хватает рок-музыки. Они могут поболеть за «Наше радио». Как сообщается на сайте «Мультимедиа Холдинг», которому принадлежит станция, сейчас ее аудитория в нескольких десятках регионов насчитывает 6 млн. человек.

    Наконец, с учетом политической ситуации вполне реальным претендентом на победу можно считать и «Радио Звезда», которое позиционируется как государственно-патриотическое. Главный учредитель радиостанции — минобороны России. Не удивительно, что «Звезда» сияет все ярче: в этом году филиалы открылись в Красноярске, Чите, Кургане и других городах.

    Аутсайдерами при такой конкуренции можно считать холдинги меньшего калибра и игроков из других регионов. Среди них ООО «ФН Медиа», которое представляет радио «Хорошее FM», вещающее в Краснодарском крае. Учредитель — Андрей Барченков. Еще один претендент ООО «РК Медиа» — костромская компания, принадлежащая нескольким физическим лицам. Почти ничего неизвестно об ООО «Технополис», которое еще в 2005 году зарегистрировало СМИ «Технополис ФМ» на улице Проточной в Казани. Наконец, последний претендент на частоты — ООО «Инфомедиабизнес» с курганской радиостанцией «За облаками», входящей в состав крупнейшего в Зауралье радиохолдинга «Радио 45».

    За первое полугодие 2014 года объем рынка радиорекламы в Казани составил 119 млн. рублей с темпом роста 8%

    «У МОСКОВСКИХ КОРПОРАЦИЙ НЕ ТОЛЬКО ФИНАНОВЫЕ, НО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ»

    По оценке АКАР, за первое полугодие 2014 года объем рынка радиорекламы в Казани составил 119 млн. рублей с темпом роста 8%. По этому показателю столица Татарстана — на четвертом месте (без учета Москвы и Санкт-Петербурга). Однако этот «пирог» уже делят между собой 27 FM-станций, поэтому новым проектам, по-видимому, будет крайне сложно выйти на хорошую прибыль. С чем в таком случае связан ажиотажный спрос на частоты и у кого больше шансов? С этими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам:

    Марат Ибляминов — учредитель радиостанций «Орфей-Казань» и «Тэртип FМ»:

    — Битва за частоты будет очень сложная. 17 претендентов на одну частоту в Казани — ни в одном другом городе подобного просто не существует. Это говорит о том, что на сегодня радиорынок в Казани очень стабильный, его доходная часть очень высока, как бы ни жаловались местные вещатели. Если они жалуются, то, скорее всего, просто не умеют организовать работу.

    Потенциальные инвесторы и владельцы медиахолдингов и корпораций пытаются пробить место на казанском рынке. И здесь мы видим не только финансовые, но и политические интересы. У московских корпораций есть огромное желание иметь свое влияние на информационную политику в Казани.

    В моем понимании в Казани сейчас существует достаточное количество радиостанций. С ростом их количества рекламный «пирог» не увеличивается, а будет все больше дробиться. Есть очень много радиостанций, работающих в формате european hit radio, — это «Европа Плюс», Love radio и другие. Есть много радиостанций, работающих в формате ретро, дискотека 80-х. Есть информационные станции — «Эхо Москвы», «Вести FM», «Спорт FM», где основная часть эфира — разговор, общение. Есть радиостанции формата шансон.

    Однако в Казани есть всего три татароязычные радиостанции: «Булгар FM» занимает свою нишу, «Татар радиосы» — свою, «Тэртип» также нашел свою нишу. Поэтому, считаю, самый свободный и необработанный сегмент рынка — это татароязычная аудитория. Из 27 вещающих сегодня в Казани радиостанций лишь три — на татарском языке, при том что 47 процентов казанцев татароязычные. Соответственно, на радиорынке есть определенная нехватка станций, вещающих на татарском языке.

    Еще на казанском рынке не хватает какого-то рокового радио. Это могло бы быть «Наше радио».

    Алмаз Миргаязов — директор «Татар радиосы»:

    — Скорее всего, больше шансов получить частоты у федералов, так как тенденция последних лет показывает, что федеральная конкурсная комиссия больше преимуществ дает федеральным станциям. Считаю, «Курай» и «Дастан FM» — достойные внимания игроки, было бы интересно, если бы конкурс выиграли местные радиостанции.

    Теперь к радиостанциям потребитель в основном относится как к фоновому слуховому раздражителю с кучей рекламы

    Сегодня наблюдаю некое охлаждение аудитории к радио. Нет той культовости радиостанций, которая присутствовала в конце девяностых — начале двухтысячных. Теперь к радиостанциям потребитель относится как к фоновому слуховому раздражителю с кучей рекламы. Надо придумать что-то такое, что привлекло бы максимальный объем аудитории. Думаю, это могла бы быть концепция микса «БИМ-радио» и Love radio с точки зрения музыки. А если смотреть с другой стороны, то, наверное, в Казани могла бы быть еще одна радиостанция в формате speaking talk — говорящее радио. Наверное, это было бы интересно.

    В любом случае еще две радиостанции в Казани поделят существующий денежный торт. Рекламных денег безгранично не бывает, и появляющийся новый игрок откусывает этот торт, который приходится на рынок радиорекламы.

    Ольга Глухова — директор рекламного агентства «Виват»:

    — Радио после телевидения является вторым средством массовой информации, которое обеспечивает самый недорогой в пересчете на тысячу контакт. На телевидении самая дешевая цена за счет большой аудитории, которую получает заказчик. А второе по дешевизне — радио. Сейчас большая конкуренция между радиостанциями. С другой стороны, каждая радиостанция имеет свою нишу, целевую аудиторию. Есть рейтинговые радиостанции, есть нерейтинговые, которые тем не менее имеют свою аудиторию.

    Есть общая тенденция падения, стагнации, которая началась в феврале этого года и продолжается до сих пор. Понятно, что все в ожидании еще более сложных времен. В условиях кризиса рекламодатель начинает сокращать бюджет на наиболее затратные статьи. Как правило, сначала это бывает наружная реклама, что уже происходит, а затем сокращаются бюджеты на телевидение и на радио. Поэтому, конечно, будет падение продаж, в том числе на радио. Тем не менее новые радиостанции заходят. Был бы хороший контент и хороший продавец, а продажи будут.

    Казань,
    Республика Татарстан,

    Приволжский

    96,8 МГц,

    1 кВт

    1. ЗАО «Открытое радио»

    2. ООО «ФН Медиа»

    3. ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом»

    4. ООО «РК Медиа»

    5. ООО «Романтика»

    6. ООО «Центр новых технологий»

    7. ООО «Литературная коллекция»

    8. ООО «Романтика»

    9. ООО «Информационные системы»

    10. ОАО «ТРК ВС РФ «Звезда»

    11. ООО «Артик-медиа»

    12. ЗАО «ИД «Комсомольская правда»

    13. ООО «Технополис»

    14. ООО «ММ-Пресс»

    15. ЗАО «Корпорация «Радио-Арт»

    16. ООО «Наше Радио»

    17. ООО «Инфомедиабизнес»

    Казань,
    Республика Татарстан,

    Приволжский

    98,0 МГц,

    1 кВт

    1. ЗАО «Открытое радио»

    2. ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом»

    3. ООО «РК Медиа»

    4. ООО «Центр новых технологий»

    5. ООО «Электрон»

    6. ООО «Информационные системы»

    7. ОАО «ТРК ВС РФ «Звезда»

    8. ООО «Артик-медиа»

    9. ЗАО «ИД «Комсомольская правда»

    10. ООО «Романтика»

    11. ООО «Романтика»

    12. ООО «Технополис»

    13. ООО «ММ-Пресс»

    14. ЗАО «Корпорация «Радио-Арт»

    15. ООО «Наше Радио»

    16. ООО «Инфомедиабизнес»

    Справка

    В состав федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию входят:

    1) Александр Александрович Жаров — председатель комиссии; руководитель федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

    2) Маргарита Викторовна Авдеева заместитель директора департамента пресс-службы и информации правительства РФ;

    3) Карен Георгиевич Шахназаров режиссер, заслуженный деятель искусств РФ;

    4) Андрей Юрьевич Романченко генеральный директор ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»;

    5) Екатерина Геннадьевна Ларина директор департамента государственной
    политики в области средств массовой информации министерства связи и массовых коммуникаций РФ;

    6) Сергей Леонидович Шумаков заместитель генерального директора ВГТРК, главный редактор телеканала «Культура»;

    7) Сергей Владимирович Железняк заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи;

    8) Геннадий Викторович Хазанов художественный руководитель Московского государственного театра эстрады;

    9) Сергей Борисович Калугин президент ОАО «Ростелеком».

    А что бы вам хотелось услышать в казанском радиоэфире? (26.11.14-27.11.14)
    Эльвира Вильданова
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печти

    Комментарии 56

    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.