Обвал рубля 
24.01.2015

Опрос недели: А у вас есть свой антикризисный план?

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что государству пора постепенно снижать «уровень ожиданий» населения

Владимир Путин на этой неделе одобрил антикризисный план правительства РФ стоимостью 1,3 трлн. рублей. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», опасаются, что большая часть денег пойдет банкам, которые опять начнут скупать валюту. Бизнес призывает всерьез поддержать отечественного производителя, признаваясь, что планы по оптимизации затрат и сокращению персонала у многих уже наготове.

Владимир Маньковский — генеральный директор группы компаний КОМ (Набережные Челны):

— Я не строю никаких иллюзий по поводу этих денег, которые намерены потратить на антикризисные меры. Вряд ли они ко мне попадут — дорога от них до нас очень длинная. Я считаю, что должны власти наконец заметить тех, кто производит. Сегодня вроде бы разговоры идут на тему, что надо промышленность поднимать, и закон приняли в конце года о промышленном развитии. Но я и раньше не чувствовал и сейчас не чувствую, чтобы кто-то что-то конкретное сделал.

Вот говорят все: надо дать деньги. Ну, хорошо, дадим мы деньги, произведем продукцию. А кто ее купит? На сегодняшний день этот вопрос должен решаться комплексно. Нужно принять какой-то закон или документ, или это должно быть правительственное решение о стимулировании производства и потребления отечественной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Если что-то в этом плане будет, если выработаются критерии (но только не теми людьми, которые ближе к кормушке), если будет общая политика в государстве, тогда и от денежной помощи будет польза. Но я боюсь, что снова эти деньги огромные будут стараться получить и купить валюту, разогнав падение рубля. У нас, к сожалению, такая политика.

У нас в стране не хватает патриотов, которые хотят видеть Россию процветающей, богатой. А эти люди видят богатыми и процветающими только себя — нахапать денег, увезти за рубеж. Хотя и говорил Владимир Владимирович о деоффшоризации и возвращении капиталов, но я сомневаюсь, что это что-то даст. Эти люди не вернутся.

Антикризисный план у нас в компании один — удержать коллектив в кризис. Потому что кризисы приходят и уходят, а мы все равно адаптируемся к любой ситуации. Развитие в России будет, и мне кажется, что из этой непростой ситуации экономика начнет выбираться даже раньше, чем сказал Путин. Самое главное — дожить до этого момента.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис»:

— Вопрос здесь не только в деньгах, я думаю, что нужен комплексный подход. Во-первых, и так считает большинство, надо поддерживать бизнес. Об этом говорят везде. Во-вторых, понятно, что нужно поддерживать малоимущее население, чтобы не допустить обнищания. Нужна поддержка производства и адекватные налоги. И так как я все-таки связан с автомобилями, вспоминаю предыдущий кризис: тогда была попытка поддержать отечественный автопром, и АвтоВАЗу дали несколько десятков миллиардов рублей. Куда они делись? Они просто растворились. По крайней мере, результата не было. Затем ввели программу утилизации, выделив гораздо меньше средств, но эффект был достаточно ощутимый. Поэтому если говорить о поддержке, то, наверное, ее нужно оказывать таким образом, чтобы оживилась вся цепочка — от производства до потребителя. И, безусловно, нужно решать проблему кредитования. Если кредитные ресурсы останутся такими же недоступными, весь бизнес встанет. Когда процентные ставки больше 20 процентов, большинство предприятий становятся убыточными.

У нашей компании антикризисный план, конечно, существует. У нас есть план действий. Но все эти планы весьма условны. Почему? У компании может существовать четкий план только в том случае, когда известны исходные данные. То есть какова будет окружающая среда. А у нас пока ничего неизвестно, мы не знаем насколько упадет автомобильный рынок. Оракулов может быть сколько угодно, но ни один не знает все наверняка. Кто-то может угадать, но это будет чистая случайность. Авторынок четко привязан к благосостоянию людей. А благосостояние людей очень четко привязано к состоянию экономики. А состояние экономики сейчас зависит от многих факторов. Цена на нефть и политическая ситуация — это две составляющие, которые просто невозможно спрогнозировать. Поэтому, конечно, мы прорабатываем различные сценарии — умеренно-оптимистичные, негативные. А четкого расписанного плана пока, пожалуй, быть не может.

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам:

— Прежде всего, нужно понимать, что благополучие и наполнение нашего бюджета зависит от цены за баррель нефти и от курса доллара. На сегодняшний день мы видим, что сформировалась конструкция, когда у нас в стране жесткая привязка курса рубля к цене на нефть. Если нефть в цене падает, доллар растет. Если нефть растет, укрепляется рубль. И при такой конструкции я не вижу никаких угроз для заполнения нашего бюджета. В принципе, поступления в бюджет будут даже, наверное, с каким-то профицитом. Это первый момент. Второй: чем больше мы импортируем товара, тем больше валюты уходит за границу и тем слабее наш рубль. Поэтому мы в любом случае должны у себя в стране произвести все, что мы потребляем. За исключением каких-то узких, брендовых товаров. Создание импортозамещающих производств — это не пустой звук, это необходимость.

Но наша страна на сегодняшний день практически деиндустриализована, мы сами мало что производим. Хотя когда-то производили практически все и можем начать производить снова, но для этого нужен ряд мер. Мы не просто должны переждать период низких цен на нефть, мы должны за это время успеть создать у себя потенциал. Нынешний кризис еще раз оголил проблему зависимости нашей страны от импорта продовольствия. Не только товаров широкого потребления — автомобилей и чего-то еще, без этого пусть плохо, но прожить можно, а вот без еды прожить невозможно.

Наша модель экономики выстроена таким образом, что основная налоговая нагрузка лежит на предприятиях. Это тоже причина нашей неконкурентоспособности. Сегодня пока мы тушим пожар — загорелось здание, огонь нужно потушить. Но ведь нужно думать, как жить дальше. Мы не можем переехать в другое здание, оно у нас одно, у нас одна страна. Мы не можем собрать чемоданы и отсюда уехать. Поэтому мы возвращаемся к тому, о чем я говорил. Нет и не может быть простых рецептов или какого-то средства, которое за один-два года нам поможет создать то, что мы теряли за более чем 20 лет, плюс не развивались в течение этого времени.

Владислав Иноземцев — директор Центра исследований постиндустриального общества (Москва):

— На мой взгляд, нужна сильная либерализация законодательства, уменьшение давления на бизнес, снижение налогов и в целом приведение экономики в нормальное состояние. Сейчас делаются попытки решить проблемы теми же путями, что было 6 лет назад: дать денег тем, дать денег этим. Половина от тех банков, которые сейчас снова будут получать поддержку, не расплатились за те средства, что были выделены в 2008 году. Поэтому я, если честно, этот план правительства серьезно не воспринимаю, он ни о чем.

Прогноз Путина про два года ни на чем не основан. Это хотелки. Может быть, сбудется, но это зависит не от Путина, а от цен на нефть, больше ничто на нашу экономику не влияет. Все пожелания правительства — это только пожелания. Говорильня, которая идет в Белом доме, рассчитана только на какой-то пиар-эффект, чтобы люди перестали думать о своих проблемах и начали обсуждать какую-то чушь.

Наиль Бикмуллин — директор завода стройматериалов Bikton:

— Я считаю, что пока не начнут борьбу с коррупцией и не проведут нормальную судебную реформу, предпринятые меры будут не столь эффективны. Это во-первых. Во-вторых, при той ставке рефинансирования, которая сейчас сохраняется, ни о каком развитии бизнеса не может быть и речи. И все эти поддержки абсолютно неэффективны, потому что их основная масса пойдет на поддержку банков, а банки эти деньги опять растворят на свои внутренние дела, создание запасов, покупку валюты, поддержку крупных государственных корпораций и прочее. Уйдут эти деньги на различные социальные программы, которые делать надо, но ни одна из них денег в бюджет не приносит. Я всегда говорю: прибавочную стоимость приносит только производство. Ни соцпрограммы, ни торговля, ни все остальное — ничего. А производство, как и человек, который им занимается, я могу констатировать, никому в нашей стране не нужны.

Программа нужна только тогда, когда на рынке есть покупатель на твой товар и цена адекватна. В советские времена была такая система, которую мы называли «плановая». У нее было очень много недостатков. Но при этом, например, нигде, ни в одном городе не строили два одинаковых завода, выпускающих одну продукцию. Не строили на близком расстоянии производства, которые бы друг другу мешали со сбытом. А у нас, к сожалению, сейчас сложилась такая ситуация, что многие бизнесмены очень плохо просчитывают свои бизнес-планы, не до конца просчитывают свои риски и строят то или иное производство, потому что вроде бы интересный материал, проект или просто потому, что нужно вложить деньги. А в результате на рынке происходит переизбыток материала и начинается нездоровая конкуренция, и предприятия некоторые работают себе в убыток. А говоря о своем предприятии, я не вижу, что в ближайшей перспективе что-то может изменится. Все останется по-прежнему пока ситуация на рынке и в стране не нормализуется.

В лучшем случае мы выкарабкаемся из этой ситуации через 5 - 6 лет. И когда эксперты говорят, что повышение курса доллара и евро даже лучше для нашей экономики, это разговоры непрофессионалов. К сожалению, практически все наши основные производства завязаны на курсе доллара. Если человек хочет создать производство, то в России нет нормального оборудования. И ты будешь вынужден покупать импортные технологии.

Завозить комплектующие и материалы из-за границы становится либо невозможно, либо слишком дорого. Остается один вариант — делать комплектующие самим
Завозить комплектующие и материалы из-за границы становится либо невозможно, либо слишком дорого. Остается один вариант — делать комплектующие самим

Николай Рагинов — генеральный директор ООО «Рабика Энергосбережение» (Набережные Челны):

— В первую очередь, конечно, от правительства мы ждем финансовой господдержки. Без этого нам будет очень и очень туго. Сейчас ведь введены санкции, кроме того, очень сильно изменился курс доллара и евро. В связи с этим завозить определенные комплектующие и материалы из-за границы либо вообще не представляется возможным, либо это слишком дорого, что делает бизнес нерентабельным. Поэтому остается один вариант — делать комплектующие самим. И соответственно, оборотных средств катастрофически будет не хватать. Наша компания это на себе уже ощущает. Но помогать государство должно не абсолютно всем предприятиям. Потому что будет много желающих просто получить деньги и исчезнуть. Сужу по грантам: вроде там и отбор довольно жесткий, а часть получателей потом просто исчезают. Поэтому финансово помогать надо выборочно. Без этого никак, особенно в нынешней экономической ситуации. И если процесс господдержки правительство организует правильно и грамотно, то за два года страна вполне может выйти из кризиса, как об этом заявил наш президент Владимир Путин. По крайней мере, я сужу по своему бизнесу.

Какого-то конкретного собственного антикризисного плана у нашей компании нет. Точнее, в нем один главный пункт — увеличение объемов продаж. Потому что энергосбережение — такое направление, которое в сложной экономической ситуации выходит на первый план. И мы надеемся на рост интереса к нашей продукции. И мы ставим перед собой задачу улучшения ее качества при том, что цены мы поднимать не планируем. Этим мы хотим добиться повышения нашей конкурентоспособности, обеспечив доступность продукции потребителю. Кроме того, мы расширим ассортимент нашей продукции. Сейчас полным ходом работаем в этом направлении, даже новогодних каникул у нас не было. Думаю, в марте уже где-то начнем испытания. А так по бизнес-плану запуск нового производства на полную мощность должен состояться в конце мая.

Артур Уразманов — генеральный директор аптечной сети «36,6»:

— Первая и основная мера — это, конечно, поддержка малого и среднего бизнеса. Потому что та кредитная нагрузка, которая легла на его плечи, просто непосильна. А практически все организации, которые находятся в сегменте среднего бизнеса, работают с кредитными ресурсами. Если они не компенсируют как-то это дело, ни путем дотаций, ни путем переговоров с банками, не исправить эту ситуацию. Все будет печально и грустно.

Многие продавали продукцию за рубли, а составляющие приобретали за доллар и евро. Они стали неконкурентоспособными. У предприятий были кредиты под 12 процентов, а стало 20. И банк просит в кратчайшие сроки либо начинать платить по новой кредитной ставке, либо возвращать деньги. Соответственно, в таких условиях люди начинают думать, что делать, что продать, что закрыть, кого сократить. Многим банкам выделяются какие-то бешеные суммы, но они вместо того, чтобы ими грамотно распорядиться, пытаются на этом нажиться.

Наш антикризисный план, как у любой компании, имеет в виду сокращения. Сокращение может быть любым, вплоть до сокращения рабочих мест. Также антикризисный план — это пересмотр объектов развития, определенных затрат, приостановка деятельности и так далее.

Все будет зависеть от того, насколько государство встанет лицом к тем людям, которые реально формируют рабочие места, которые производят сельскохозяйственную продукцию. С другой стороны, понятно, что ряд организаций были определенным балластом. Они открылись, радужно и перспективно к чему-то шли, не выдержали, закрылись. Кризис некоторым образом почистит рынок.

Алексей Мухин — гендиректор Центра политической информации (Москва):

— Для того, чтобы без ощутимых потерь пройти этот сложный период, необходимо снизить коррупционную дельту, избавиться от непрофильных и неэффективных бюджетных расходов, опять же связанных с коррупционными требованиями министерств и ведомств. Конечно же, это не должно касаться социальных направлений активности государства, то есть социальных и инфраструктурных проектов. Речь пойдет, скорее всего, об оптимизации деятельности госаппарата. На этом государство может не только сэкономить, но и «заработать». Что касается стратегического плана, то, конечно, он связан с уничтожением зависимости российского рубля от цен на энергоносители, а также диверсификация российской экономики.

Понятно, что россияне мыслят долларовыми категориями, они и находятся в зависимости от финансовой политики США. Поэтому их статус граждан РФ под вопросом. Помимо этого, необходимо наполнить рубль золотым содержанием и привязать его к внутреннему продукту, то есть тому, что Россия производит, на этом и должна базироваться национальная валюта. Именно эти нехитрые действия могут дать очень хороший эффект.

Ни в коем случае не стоит отказываться от статуса сырьевой державы, развивая параллельно, конечно, технологические комплексы по производству домашних технологий. При этом я отчетливо понимаю, что на данном этапе произвести подобного рода революцию в российской экономике сложно. Поэтому следует воспользоваться предложениями разных государств, которые не присоединились к антироссийским санкциям и ждут развития отношений, в том числе в технологическом ключе, с РФ. Это не только Китай, но и Япония, Южная Корея и другие страны.

Первоочередной задачей государства является обеспечение финансирования незащищенных слоев населения
Первоочередной задачей государства является обеспечение финансирования незащищенных слоев населения

Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group:

— Я считаю, что первоочередной задачей государства является сохранение спроса в экономике, обеспечение финансирования незащищенных слоев населения, а также сохранение государственного заказа, так как государство является крупным игроком в экономике. Кроме того, должны быть крупные инфраструктурные проекты, которые создают рабочие места и улучшают экономический климат в будущем.

Что касается нашей компании, то у нас достаточно гибкие меры, которые мы начали разрабатывать еще с прошлого года. Это и оптимизация работы персонала, и повышение его производительности труда. Также мы очень активно работаем по себестоимости продукции, ибо цены здесь растут очень сильно. Стараемся как можно больше замещать импортную продукцию на нашу, отечественную. Плюс мы делаем различные антикризисные предложения для наших гостей, предлагаем разные сеты, чтобы гости могли экономить свои средства.

Вообще, все кризисы рано или поздно заканчиваются, тем более что Россия переживает далеко не первый кризис — мы уже привыкли. Все кризисы преодолевали, преодолеем и этот. На самом деле, в связи с ростом курса валют, наша экономика получила огромный потенциал в сфере ипортозамещения и перехода на собственную продукцию. Думаю, что уже после полугода начнется стабилизация ситуации, а двух лет вполне хватит, чтобы вернуться к адекватному уровню валового продукта.

Владимир Назаров — директор научно-исследовательского финансового института минфина РФ (Москва):

— Первоочередные меры, на мой взгляд, должны быть направлены на нормализацию наших отношений с западными партнерами. Это прежде всего необходимо сделать. Второе: радикальные либеральные реформы внутри страны. Речь идет о дерегулировании, чтобы люди могли заниматься бизнесом, гарантии прав собственности. Начинать надо судебную реформу, ее быстро не сделать, но все равно надо начинать. На реформу правоохранительной системы тоже потребуется время. В общем, быстрых рецептов нет, это работа на 2 - 3 года.

Но по дерегулированию можно в целом за полгода ликвидировать львиную долю разрешающих инстанций и их соответствующих процедур. Эту работу за полгода-год можно завершить, а все остальные процессы очень длительные. Также естественные монополии надо потихоньку приватизировать. Это огромная работа, а ее в антикризисном плане пока нет ни в каком виде. А кризис у нас именно в структуре нашей экономики, а изменить ее можно только изменив всю экономическую политику. А если дать деньги одним и отнять у других, то ни к чему это не приведет.

Мунир Гафиятуллин — генеральный директор ОАО «Спорткультавтотовары»:

— Наверное, самое главное в этой ситуации поддержать малый и средний бизнес. Процентные ставки по кредитам, ресурсы для малого среднего бизнеса, моральная какая-то поддержка. В этом плане немного запаздывает правительство.

Что касается антикризисного плана, если раньше мы думали в первую очередь о развитии производства, о создании новых рабочих мест, строительстве, то сегодня мы свои желания ограничили и думаем о том, чтобы сократить издержки. У нас было несколько желаний, касающихся строительства, но в итоге мы вынуждены собраться и подумать, стоит ли за них браться или нет, что нас ожидает, какие ресурсы мы для этого имеем, какие средства для этого у нас есть. А тут только заемные. Под 25 процентов годовых очень сложно заниматься развитием производственного сектора, очень сложно будет окупить быстро. Ведь любая производственная деятельность в лучшем случае окупается 8 - 10 лет. Жизненный цикл любого товара, с начала его производства и завершения, довольно долгий.

Я думаю, что наша экономика сможет выбраться из сложившейся ситуации в заявленные президентом сроки. Ресурсы у российской экономики огромные, и в первую очередь именно в людях заложен этот потенциал.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Вопрос, конечно, риторический, потому что если брать с точки зрения системных мер, то необходимо делать то, о чем говорят 20 с лишним лет: избавиться от той зависимости, из-за которой экономически рухнул Советский Союз, избавиться от сырьевого характера российской экономики. Причем Советский Союз был гораздо меньше привязан к ценам на энергоносители, чем современная Россия. Несмотря на все слова о диверсификации экономики, сырьевая зависимость год от года только увеличивается. Ни среди элит, ни среди населения нет никакого намека на желание такую диверсификацию провести. Боюсь, что это все разговоры в пользу бедных.

А если брать чисто технические меры, то, я думаю, власть ведет себя достаточно грамотно: есть понимание, что в России есть золотовалютные резервы, которые позволяют некоторое время, год-два, пересидеть, переждать, а там вроде все само собой должно рассосаться. Не уверен, что данные расчеты правильны. Боюсь, что данный кризис гораздо глубже и длительнее по своим последствиям, чем кризис 2008 - 2009 годов, но это осознание придет позже. По большому счету, чтобы экономический кризис не перетек в социально-политический, необходимо постепенно снижать уровень ожиданий населения. Власть это, в принципе, тоже делает и делает плавно. Если снижать резко, то это чревато катаклизмами.

Евгений Иванов — директор ООО «Алев НЧ» (Набережные Челны):

— Первоочередная мера, на мой взгляд, это все же понижение процентных ставок по кредитам. Этот ход в любом случае реанимирует бизнес, и бизнес начнет работать. Потому что после кризиса 2008 года получилось так, что люди привыкли работать не за счет собственных средств, а за счет кредитных. Те же самые заправки, перевозчики, строители — многие компании действуют сейчас именно так. Потом, после получения определенной прибыли, эти кредиты погашаются, а оставшиеся средства либо вкладываются в развитие бизнеса, либо проедаются. А после того, как подняли процентные ставки, клиенты, в том числе и наши, уже не могут работать по прежней схеме. Потому обороты и падают. И мне кажется, как только понизится ключевая ставка по кредитам и вернется в норму, бизнес начнет работать.

Понижение процентных ставок по кредитам реанимирует бизнес, и бизнес начнет работать
Понижение процентных ставок по кредитам реанимирует бизнес, и бизнес начнет работать

Думаю, Владимир Путин прав, предрекая, что Россия в ближайшие два года выйдет из сложной экономической ситуации. Ведь не секрет, что все эти санкции дали обратный результат. Вы посмотрите, что с евро творится! Не зря же в прессе пишут, что началась валютная война. Сейчас любое государство пытается спасти свою валюту. Та же самая Япония стала ослаблять курс йены, чтобы стать привлекательнее для инвесторов из других стран. И инвесторы из других стран, учитывая нынешний курс евро и доллара, со временем начнут возвращаться в Россию, им это стало интересно. Поэтому я думаю, что да, Россия за два года выйдет из кризиса. Пусть не до прежнего уровня, но станет определенно легче.

В нашей компании, конечно, тоже применяются антикризисные меры. Как и у всех, это сокращение издержек. Там много может быть пунктов, в основном точечных. Но в первую очередь это касается заработной платы. Учитывая, что доходы сейчас не такие, как раньше, соответственно будет происходить и сокращение зарплаты сотрудников. Это не означает снижения окладов, но премиальные бонусы станут гораздо меньше.

Минталип Минниханов — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Тукаевского района:

— В первую очередь государство должно способствовать укреплению материально-технической базы предприятий — оснащению современной импортной техникой. Правда, как этого добиться в условиях санкций, вот вопрос. Во-вторых, нужно дать толчок развитию направления хранения, переработки и фасовки продукции, чтобы можно было поставлять в супермаркеты нашу продукцию. В-третьих, нужно установить адекватные цены на сельскохозяйственную продукцию. Если соблюдать эти три пункта, все будет нормально работать и будет обеспечиваться продовольственная безопасность страны, а это самое главное.

Кроме того, государство должно обязать предприятия вовремя рассчитываться с сельхозтоваропроизводителями. А у нас как: зерно хлебокомбинату отдал, а деньги получить не можешь. И как крестьянину рассчитываться? Это просто доведение до банкротства. А если пойдешь судиться по арбитражам, там уже новый урожай подойдет. Да и у фермера такой менталитет: он будет в долги влезать, у родственников занимать, чтобы зерно не пропало, чтобы любыми путями поле засеять. Если у человека это не заложено, он тогда не сможет в сельском хозяйстве работать. Это наш образ жизни такой. А умный молодой бизнесмен ведь так не сделает. Вот мы, к примеру, в кредит берем комбайн за 6,5 миллионов рублей. Этот комбайн работает всего месяц. А умный бизнесмен на это закупит 12 «Газелей» и круглый год будет деньги зарабатывать. Поэтому тут не надо Америку открывать. Нужно по западным аналогам или китайскому варианту обеспечить поддержку села, и село будет обеспечивать всех жителей республики и страны своей продукцией.

Владислав Гинько — экономист, преподаватель Института экономики естественных монополий РАНХиГС (Москва):

— Тот уровень, с которым снижается объем инвестирования в нефтедобычу в США и Норвегии, показывает, что уже во второй половине этого года на мировом рынке будет ощущаться снижение предложения данного сырья. До этого времени цена на нефть может снижаться и далее, поскольку перед закрытием мощностей некоторые компании в мире пытаются по максимуму добыть сырье и продать по текущим ценам.

Стоит обратить внимание, что ОАЭ, Венесуэла, Канада и Россия — страны, которые не отказываются от развития этого сектора экономики. Через два-три года баррель может вырасти до 200 долларов. Поэтому я считаю, что нужно развивать те технологии, которых нам не хватает, строить промышленную политику с учетом нашего нефтегазового комплекса — это и поступления в бюджет, и новые рабочие места, как в самой отрасли, так и в смежных сферах экономики.

Лилия Григорьева — директор туристического агентства «Эфир Вояж»:

— Наша фирма создалась в кризис 1998 года, то есть этот кризис для нас не первый. В первую очередь, надо настроиться, что жизнь продолжается, просто придется больше работать и меньше тратить. Своя антикризисная программа, конечно, есть.

В первую очередь оптимизация расходов, ориентир на внутренний туризм, Россию и ближнее зарубежье. Мы все уже болеем этой болезнью — путешествие, и нас трудно вылечить, да и нет такой необходимости. Россия — великая разнообразная страна, нам есть что показать и где отдохнуть. Первоначально наше агентство было открыто как рекламное, а сейчас реклама просто необходима тем, кто хочет выжить, поэтому мы опять расширяем этот отдел.

Что касается Путина, хотелось бы, чтобы в это нелегкое время помощь пенсионерам, учителям (образованию в целом), врачам (медицине), малому и среднему бизнесу не остались пустыми словами. А также нужно создать условия для развития собственной промышленности, сельского хозяйства и внутреннего туризма. Мы обязательно выберемся из этой ситуации за два года, а может за два с половиной... Главное, что мы выберемся из нее достойно, через какие только испытания Россия ни проходила, важно быть с верой в душе!

А вы оптимизируете свои личные расходы из-за кризиса? (24.01.15-25.01.15)
8%Нет, кризис пока не почувствовал
10%Наоборот, больше трачу – деньги скоро обесценятся
46%Да, теперь приходится экономить на всем
36%Повседневные расходы не поменялись, но крупные покупки откладываю
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.01.2015 09:08

    — В РФ не менее 4 миллионов бездомных, что составляет почти 3 % населения РФ. В случае, если подписанный Путиным закон об изъятии у должников квартир начнёт работать, число бездомных может увеличиться в 2-3 раза (Международный правозащитный альянс).— Не менее 3,7 миллионов граждан безработные, 4,9% экономически-активного населения (Росстат).— Число нищих в РФ достигло 16 млн человек, и составляет 11,1% от общего числа населения. К нищим относятся люди, пытающиеся выжить на 7,326 тыс. руб. (Росстат).— РФ заняла 68-е место в рейтинге благополучия стран мира за 2014 год (Legatum Institute)— Об ухудшении финансового положения говорят 49% россиян (Intelligent Research for Growth, ноябрь 2014)— 63% россиян боятся увольнения (ВЦИОМ).— В РЖД объявили об отмене 500 электричек в регионах (РЖД).— Премьер-министр Медведев согласился увеличить в следующем году рост тарифов РЖД на 10%, а не на 7,5%, как у других монополий (РЖД).— За годы правления Путина жилищно-коммунальные тарифы выросли в 20 раз, опережая в полтора раза рост доходов граждан и в четыре раза инфляцию (Доклад «Коммунильные тарифы. Путин и Газпром»).— Граждане РФ задолжали 881 миллиард рублей по просроченным кредитам. Всего с начала 2014 года просроченная задолженность выросла более чем в полтора раза (Центробанк).— 90% кредитов, взятых гражданами РФ уходит на погашение прежних долгов (Росстат)— Долги потребителей услуг ЖКХ выросли по сравнению с прошлым годом и составляют 132 млрд рублей (премьер РФ Дмитрий Медведев).— 40% общественного транспорта в аварийном состоянии (заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов)— РФ заняла 65 место в списке лучших стран для пожилых людей, всего в рейтинге 96 государств (HelpAge International)— Продукты дорожают в 40 раз быстрее, чем в Европе (Росстат, данные на апрель 2014).— На покупки сделанные в зарубежных онлайн магазинах, на сумму более 150 евро, введён 30%-ный налог (Минфин).— 71% граждан не имеют сбережений (ФОМ) — это наиболее точное число бедных людей в РФ. Менее 25% граждан РФ были в Дальнем Зарубежье, и меньше трети — в Украине (ФОМ)— 77% выпускников ВУЗов хотят уехать из РФ («Интерфакс» со ссылкой на опрос портала Career.ru)— Министерство образования и науки РФ планирует исключить почти сто профессий из программ среднего профессионального образования. В число неугодных профессий, на которые скоро нельзя будет выучиться, попали парикмахеры, фотографы, оленеводы-механизаторы, огранщики, водолазы и другие. (Министерство образования).— В Москве закрываются ясли, отдать ребёнка в детский сад теперь можно только с 3-х лет (Департамент образования города Москвы).ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ— Ежегодно от алкоголизма в РФ умирает 1,5 миллиона человек (ВОЗ). Больше половины смертей в Сибири – от употребления алкоголя (ученые Российского онкологического центра). 50% «пивных напитков» в РФ изготовляется нелегально и непонятно из чего (Росалкогольрегулирование).— В РФ ежедневно выявляется 200 случаев заражения ВИЧ, в концу 2015-го года число выявленных инфицированных может достигнуть одного миллиона человек. В Санкт-Петербурге инфицирован каждый 20-й молодой мужчина, 49% заразившихся — женщины. Среди гетеросексуалов чаще всего (57%) заражаются потребители наркотиков, на втором месте — заражения при половых контактах между мужчиной и женщиной. Только 1% заразившихся — гомосексуалисты (глава научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Вадим Покровский).— в РФ 8 млн человек употребляют наркотики, из них 4 миллиона находятся в жёсткой зависимости. Россия лидирует среди других стран по смертности от наркотиков среди молодых людей в возрасте от 15 до 34 лет — не менее 50-60 тысяч человек ежегодно по причине патологического износа внутренних органов от воздействия наркотиков (директор ФСКН Виктор Иванов), а всего — более 60 тысяч человек ежегодно умирают от патологий жизненно важных органов вызваны систематического употребления наркотиков (директор ФСКН Виктор Иванов)— В РФ миллион героиновых наркоманов, которые совершают один миллиард преступлений в год. Это не шутка, такова официальная статистика (Руководство Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ).— РФ заняла первое место среди подростковых самоубийств, смертность среди подростков в РФ в три раза выше, чем в европейских странах (директор Научного центра здоровья детей РАМН, глава исполкома Союза педиатров России Александр Баранов).— РФ заняла четвертое место в мире по общему числу самоубийств (ВОЗ).— За последние 20 лет миллион жителей РФ покончили с собой (руководитель отдела экосоциальных проблем Центра имени Сербского, Борис Положей).— За десять лет заболеваемость подростков увеличилась на 30%, а распространение хронических болезней среди подростков в процессе обучения увеличивается более чем на 50%. Среди старшеклассников от 30% до 40% имеют ограничения к выбору профессии по состоянию здоровья.

    • Ханым
      24.01.2015 09:52

      ну и зачем здесь нужна эта статистика? Если есть у вас свой кризисный план, так озвучивайте. Критиковать желающих предостаточно, а как насчет того,чтобы чему-то хорошему людей научить,подсказать?

    • Анонимно
      24.01.2015 10:18

      Спасибо Вам!На многое открыли глаза!А цифры страшные.Один из нищих-Я!

  • Анонимно
    24.01.2015 09:11

    У меня вот такой антикризисный план: у нас с женой две машины, одна из них дорогой кроссоверко который мы решили продать чтобы закрыть два кредита и оставшиеся деньги положить под высокий процент в банк и частично жить на начисленные проценты.

    • Анонимно
      24.01.2015 09:47

      думаете хватит вырученных от продажи машины средств на такой план?

    • Анонимно
      24.01.2015 10:00

      А работать не пробовали?Казанец

      • Анонимно
        24.01.2015 10:45

        Вот сын Сечина наверняка так же сказал бы:"А работать не пробовали?"Уже 30 с лишком лет работаю,а орден за за многолетний труд так и не заслужил.

      • Анонимно
        24.01.2015 11:24

        Для Казанец: читай внимательно что частично и все конечно работают, но дела на работе не очень, индексации зп необещают вообще и возможно будет сокращение.

    • Анонимно
      24.01.2015 13:42

      Отличный план. Через год если жить на проценты деньги обесценятся процентов на 20. Сегодняшний миллион будет стоить 800 тыс. Дальше хуже. Итог: банкротство.

      • Анонимно
        24.01.2015 16:38

        Позвольте с вами несогласиться, жить то все таки будем на двадцать процентов и в конце года миллион то останется.

        • Анонимно
          24.01.2015 17:17

          Эти двадцать процентов нужно прибавить через год к миллиону, чтобы остаться при своём. Проценты только сохраняют сбережение. Жить на них нельзя. Вспомните какую ценность имел миллион пять лет назад. Сегодня на него можно в два раза меньше купить.

  • Анонимно
    24.01.2015 09:54

    уже понятно что ничего делать никто не будет------тупо отодвинут решение проблем будущим поколениям (вывод непонимание глубины проблем)

  • Анонимно
    24.01.2015 10:02

    У нас философия у многих проста: пока жаренный петух не клюнет... Поэтому шевелиться начнут, когда припечет. А это - не раньше осени.

  • Анонимно
    24.01.2015 10:10

    Все говорят о кризисе экономическом (все говорят о брюховном), но не говорят о о самом главном кризисе - кризисе духовном. У нас уровень духовного ниже брюховного. У нас понятие духовность подменяется такими ложными понятиями, как "патриотизм", "культура", "традиции". Мы соревнуемся в порочном бездуховном замкнутом круге "за место под солнцем" - друг с другом, унижая и убивая друг друга. Духовность - связанность с Всевышним Создателем. Эта связь у нас утрачена, мы живем не по-божески. За это (за кризис духовности) и расплачиваемся кризисами экономическими. Тщетно искать выход из этого порочного кризисного круга такими мерами, как "укрепление рубля", "укрепление своей спиртовой продукции", "введение санкций", "укрепление обороны и боевой готовности", "развитие малого и среднего бизнеса" (и много-много других "развивающих" мер) без возвращения к Всевышнему Создателю (без покаяния). Испортились и обезобразились не только сами, но и наши дети, внуки. Разве могут нормально (на пользу всем) существовать и функционировать политика, экономика,бизнес, культура, наука, мораль, право, образование, здравоохранение без духовности??? Разве можно жить нормально на земле Всевышнего без Всевышнего???Кризис души - вот что должно быть предметом нашего внимания.Крик души.

    • Анонимно
      24.01.2015 11:59

      Согласен, это кризис ментальности. Властвует материальная ориентация, потребительская личная философия, тиражируется шовинизм и псевдопатриотизм,в чиновники идут приспособленцы и дельцы, в верхах в фаворе лицемерие и алчность, культура народа в упадке.

    • Ханым
      24.01.2015 13:38

      Духовный человек любой кризис воспринимает с благодарностью, как драгоценный урок, посланный Богом. Пройдя урок правильно, он переходит на еще более высокий уровень своего развития. Говоря современным языком - грянул кризис, значит настала пора делать собственный внутренний апгрейд. У людей невежественных кризис вызывает страх, растерянность,отчаяние. В таком случае лучше всего пойти к хорошему психотерапевту и начать путь к себе настоящему. Мы,то есть каждый из нас в отдельности намного сильнее, умнее,способнее, талантливее,чем представляем. Воспользуйтесь кризисом,чтобы раскрыться,заняться тем, о чем мечтали в ранней молодости, обрести Бога и вместе с ним покой в душе.

      • Анонимно
        24.01.2015 16:18

        Ой, ханым, семантика вашего сообщения говорит о том, что настоящий духовный кризис у вас ещё впереди. А пока вы уютно устроились в своём мирке.

      • Анонимно
        25.01.2015 18:08

        Согласна. Всегда в такие моменты начинаешь искать в себе внутренние резервы. И они находятся. А муж мой любит кризисы за то, что я начинаю готовить "из топора", вспоминая рецепты бедняцкой молодости ))) ему они ох как нравятся )))

  • Анонимно
    24.01.2015 10:26

    в стране зарождается кампания по отказу от государственных наград в знак протеста против награждения Державным орденом отпрыска самого неоднозначного менеджера страны.пока не поздно советую власти одуматься и завернуть своё решение,либо обьяснить за какие такие заслуги вручается орден такого высокого достоинства 25-летнему мажору.всё очень серьёзно.АГ

  • Марат Ш
    24.01.2015 10:43

    Как я понял, план прост: надо потерпеть, ужаться, начать экономить. Вот как мило-то! Боюсь, у миллионов рядовых граждан просто не будет выбора экономить или не экономить, если зарплаты станет едва хватать на самое необходимое и дай бог, чтобы зарплату вообще платили.

    • Анонимно
      24.01.2015 18:00

      Для предпринимателя план такой. Сократить работников и работать за троих.
      Для наемных работников только молиться.

  • Анонимно
    24.01.2015 10:47

    Хотел свой антикризисный план составит, но ресурсов нет. С женой оба пенсионеры, не можем мы как правительство взял да нарисовал на 1.3 триллиона план, а нам где брать их для такого плана. Хотел бурить в саду, чтобы нефть добывать или шахту построить, но нет денег. Все застопорится отсутствием инвестиции. Тогда хотел сократить жену, т.к она пенсию в два раза меньше меня получает. Но, не могу, а кто убирать будет дома и пищу готовит. И жалко ее, а правительству все равно, кого сократят, лишь бы сами получали нормально и от высокой пенсии не отказываются. И не переходят по антикризисному плану на общее Положение по пенсиям, страна хоть немного сэкономила бы. А сколько таких чиновников и депутатов, полиции и военных, которые получают и должны получать повышенные пенсии, видимо , не меньше половины работающего населения. Вношу предложение перевести их в общее Положение по расчету пенсии, и включить в антикризисный план Правительства. Так как допустили кризис и не могут быстро от него выходить.

  • Анонимно
    24.01.2015 11:02

    Никакого антикризисного плана нет и не будет. Деньги под разными предлогами получат "нужные государству" компании и банки.
    Вся эта монополизация в экономике России привела к тому что развалили малый бизнес,разворовали пенсионный фонд России и угробили всю промышленность.
    В стране реально не хватает элементарных продуктов и лекарств. Молоко и молочные продукты искусственные и не перевариваются организмом. Дети растут больными. Что уж там говорить воду из под крана нельзя пить !!! Какое будущее у России и Россиян ???

  • Анонимно
    24.01.2015 11:05

    оформляю вид на жительство в США! уезжаем. С нами ещё 3 семьи

    • Анонимно
      24.01.2015 11:31

      Зря,скоро там доллар рухнет,Леонтьев "Однако" сказал.

    • Анонимно
      24.01.2015 11:42

      Думаете вас там кто то ждет с распростертыми объятиями?)

      • Анонимно
        24.01.2015 13:02

        А здесь кто вас ждёт с распростертыми объятиями?

      • Анонимно
        24.01.2015 13:22

        Нет не ждут! мы иллюзий не питаем. Но есть предложение по работе, есть знание англ. решили попробовать.
        Если все будет хорошо и получим гражданство- заберем родителей.

        • Анонимно
          24.01.2015 14:08

          Не слушайте никого. Все правильно. Здесь ничего хорошего не будет. Решились - пробуйте! Удачи.

        • Анонимно
          24.01.2015 15:13

          Если все будет хорошо и получите гражданство, то и нас заберите!

        • Анонимно
          25.01.2015 18:18

          Правильно, молодцы! Здесь вам ничего не светит. Мы бы тоже уехали, если бы не четверо детей...

    • Анонимно
      24.01.2015 11:47

      если чо не так возвращайтесь

    • Анонимно
      24.01.2015 14:42

      Пару лет морально тяжело будет. Потом легче станет. Удачи!

  • Анонимно
    24.01.2015 11:39

    Для тех, у кого имеется хоть какая то подушка безопасности, сейчас становится очевидным, что выгоднее становиться не работать, чем работать. А освободившееся время потратить на детей, строительство дома и т.д.

    • Анонимно
      25.01.2015 18:19

      +++ я уже 2 года не работаю, занимаюсь детьми. Муж на фрилансе. Живем не хуже и даже лучше, чем когда пахали на дядю.

  • Анонимно
    24.01.2015 12:28

    Картошка и квашеная капуста

  • Анонимно
    24.01.2015 15:04

    гастербайтерам стало не выгодно работать у нас ---а нам придется

  • Анонимно
    24.01.2015 15:43

    Согласен с Гинько по нефтегазовому комплексу

  • Анонимно
    24.01.2015 19:18

    Антикризисный план один: жить по потребностям, а не по желаниям.Лучше работать.

    • Анонимно
      25.01.2015 18:20

      Я бы даже сказал - не по потребностям, а по возможностям.

  • Анонимно
    25.01.2015 18:31

    Антикризисный план: быть довольным тем, что есть в наличии.

  • Анонимно
    25.01.2015 23:39

    Месяца два не мониторил настроения в инете. Поразительное измененение заметил - Украина с их "фашистами" ушла на 3 план. Экономика, вот что волнует!

    • Анонимно
      26.01.2015 12:30

      А ведь экономика еще не полностью ощутила изменение курса рубля, потери доверия и прочего.Так победит ли холодильник телевизора в приоритете россиян?

  • Анонимно
    26.01.2015 19:45

    Основной план наших руководителей выхода из кризиса заключается в том, чтобы ничего не делать и надеяться на лучшее. Ждать, пока повысятся цены на нефть, и надеяться, что будут сняты санкции.

  • kaz_orphan2
    30.01.2015 01:40

    Прочитал весь этот т.н. антикризисный план.Всех буков там конечно не осилил, да собственно в любом плане буквы и не главное.Главное в плане - измеримость результатов. Эту неоспоримую истину я вынес из всей своей жизни, более 30-ти лет которой занимаюсь бизнесом и управлением.И что мы имеем? Единственная графа в плане содержащая цифры - бюджет расходов. В графе "ожидаемые результаты" - одно блаблабла: стимулировать, расширить, создать условия, ect. Вопрос: зачем такой план нужен?Частное мнение: своих менеджеров с таким планом прогнал бы пин­ками и подзатыльниками. На доработку. Повторно - на улицу.

  • USA_Gold_Red
    11.04.2015 23:50

    Лучше бы бизнесу помогли

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль