Арбитраж 
27.01.2015

Маганов ставит ТАИФ на счетчик

«Татнефть» поднимает судебные претензии к нефтехимикам за поставленное сырье до полумиллиарда

Склока двух титанов татарстанской экономики по поводу цен на сырье не утихает, несмотря на мирные переговоры, начатые руководством компаний. На очередном судебном заседании, которое продолжалось целых четыре часа, было жарко: представители «Татнефти» подали ходатайство о повышении суммы требований на 40%. А представители ТАИФа, чтобы выиграть время, заявили отвод судьи.

В арбитражном суде Татарстана состоялся второй раунд противостояния двух титанов экономики республики - ТАИФа Альберта Шигабутдинова (слева) и «Татнефти» Наиля Маганова (справа)
В Арбитражном суде РТ состоялся второй раунд противостояния двух титанов экономики республики - ТАИФа Альберта Шигабутдинова (слева) и «Татнефти» Наиля Маганова (справа)

НЕ ХОТИТЕ ПЛАТИТЬ 353 МИЛЛИОНА? ЗАПЛАТИТЕ ПОЛМИЛЛИАРДА!

Второй раунд противостояния «Татнефти» (гендиректор Наиль Маганов) и «Нижнекамскнефтехима» (входит в группу «ТАИФ», возглавляемую Альбертом Шигабутдинговым) состоялся на днях в Арбитражном суде Татарстана. Напомним, причина конфликта — многомиллионный спор о цене поставок широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ). Легкие углеводороды являются дефицитным сырьем для выпуска целого спектра продуктов: каучука, пластмассы, этанола, растворителей, компонентов высокооктановых бензинов.

Как писала газета «БИЗНЕС Online», схему взаимоотношений расчетов между ТАИФом и «Татнефтью» можно было назвать джентльменской: сначала поставляется ШФЛУ, а уже потом постфактум в рамках дополнительного соглашения назначается цена. Однако в марте прошлого года НКНХ допсоглашения подписывать перестал, «восстав» против цен, диктуемых нефтяниками. Те какое-то время терпели, а потом «выкатили» иск о взыскании с НКНХ 353,7 млн. рублей долга. В ответ нефтехимики подали в отношении «Татнефти» сразу три иска, в которых оспорили «ужасающую», по их словам, цену за период с марта по май 2014 года.

Второе заседание по делу началось с того, что нефтяники пошли в атаку, заявив, что увеличивают исковые требования по основному долгу до 349,4 млн. рублей и по процентам за пользование чужими денежными средствами в 147,3 млн. рублей. Общая сумма требований возросла с 353 млн. до 496 млн. рублей на 40%.

На ТАНЕКО производятся те самые ШФЛУ, которое затем «по трубе» передаются «Нижнекамскнефтехиму»

Кроме того, представитель «Татнефти» Светлана Султанова заявила, что за нефтехимиками еще на 1 марта 2014 года числился долг в 251 млн. рублей, хотя НКНХ в тот момент не оспаривал цен, выставляемых нефтяниками. Сейчас, по мнению «Татнефти», оппоненты только затягивают процесс путем подачи встречных требований по каждому месяцу, чтобы оттянуть выплату.

В свою очередь, представители НКНХ отвели ходатайство о повышении суммы иска по формальному признаку — их должны были заранее предупредить. В результате ходатайство нефтяников было отклонено, взыскиваемая сумма долга формально осталась прежней — понятно, что лишь на время. Что касается количества месяцев, по которым оспаривается цена, то представитель ТАИФа пообещал увеличить их с трех до шести, подав новые иски.

Генеральный директор «Нижнекамскнефтехима» Азат Бикмурзин
Нефтехимики подали в отношении «Татнефти» сразу три иска, в которых оспорили «ужасающую», по их словам, цену за период с марта по май 2014 года (на фото гендиректор «Нижнекамскнефтехима» Азат Бикмурзин)

НЕОЖИДАННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОВЕРИЯ

Далее события развивались весьма драматично. На судебном заседании, растянувшемся на четыре часа, юристы НКНХ заявили около 10 ходатайств, удовлетворение любого из которых могло бы привести к переносу процесса. Причем «градус накала» ходатайств только повышался по мере их отклонения судьей. Сначала НКНХ попросил выделить из взыскиваемой «Татнефтью» задолженности «сумму за май». Затем было заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица завода «ТАНЕКО». Напомним, что именно на ТАНЕКО производятся те самые ШФЛУ, которое затем «по трубе» передаются «Нижнекамскнефтехиму». Однако «Татнефть» заявила, что сырье находится у них в собственности и нет нужды в привлечении завода к судебному разбирательству.

После того как эти ходатайства были отклонены, юристы НКНХ решили раскрыть карты и заявили о наличии переговоров по мирному урегулированию вопроса между руководством НКНХ и «Татнефти». Кроме того, они сообщили, что попытка «Татнефти» увеличить исковые требования является способом давления во время переговоров. Представители «Татнефти» возразили, что они не проинформированы о наличии переговоров, и продолжили настаивать на немедленном рассмотрении дела по существу.

После этого стало ясно, что окончательное решение по делу может быть вынесено в этот же день. И тут ТАИФ пошел с козырных тузов. Представитель нефтехимиков, известный юрист Эмиль Гатауллин заявил ходатайство о том, чтобы судья Юлдаш Мусин рассмотрел... самоотвод в отношении самого себя. Судья оснований для самоотвода не нашел. После чего прозвучало ходатайство об отводе судьи «из-за утраты беспристрастности». По закону отвод должен рассматриваться другим судьей, а значит, это требовало дополнительное время, так необходимое «Нижнекамскнефтехиму». Был объявлен часовой перерыв, после которого НКНХ объявил, что забирает свое ходатайство обратно.

На продолжившемся после перерыва основном заседании на полушуточный вопрос судьи: «Что, доверие возвращено?» — нефтехимики добродушно ответили: «Ничего личного, ваша честь!»

Главной же новостью стало то, что представители «Татнефти», видимо, получив соответствующие звонки, подтвердили наличие переговоров и также попросили отложить разбирательство. Долгожданное согласие было получено.

Следующее заседание назначено на 5 февраля.

Справка

ОАО «Татнефть» — одна из крупнейших российских нефтяных компаний, международно-признанный вертикально-интегрированный холдинг. В составе производственного комплекса компании имеются подразделения, специализирующиеся на нефтегазодобыче, нефтепереработке, нефтехимии, шинный комплекс, сеть АЗС и блок сервисных структур. «Татнефть» также участвует в капитале компаний финансового (банковского и страхового) сектора.

«Татнефть» ведет добычу на более чем 70 лицензионных нефтяных месторождениях, основное из которых — Ромашкинское — является одним из крупнейших в мире. По объему добычи нефти компания занимает 6-е место среди российских нефтяных компаний и 32-е место в мире, по объему подтвержденных запасов «Татнефть» занимает 21-е место в мире.

Группа компаний «ТАИФ» — крупнейший непубличный многопрофильный холдинг России с широкой диверсификацией имеющихся активов, мощным производственным потенциалом. Приоритетным направлением деятельности ОАО «ТАИФ» является сфера нефтегазопереработки и нефтехимии.

В сфере нефтегазопереработки, химии и нефтехимии (энергетики) в структуры группы «ТАИФ» входят 34 компании, в числе которых находится и ПАО «Нижнекамскнефтехим».

ПАО «Нижнекамскнефтехим» — одна из крупнейших нефтехимических компаний Европы, занимает лидирующие позиции по производству синтетических каучуков и пластиков в Российской Федерации. Входит в группу компаний «ТАИФ». Основные производственные мощности расположены в Нижнекамске. Компания основана в 1967 году.

В ассортименте выпускаемой продукции — более 100 наименований. Основу товарной номенклатуры составляют:

  • синтетические каучуки общего и специального назначения;
  • пластики: полистирол, полипропилен и полиэтилен;
  • мономеры, являющиеся исходным сырьем для производства каучуков и пластиков;
  • другая нефтехимическая продукция (окись этилена, окись пропилена, альфа-олефины, поверхностно-активные вещества и т.п.).

Компания занимает ведущую позицию среди отечественных производителей синтетических каучуков, пластиков и этилена.

Опасны ли для республики ссоры «Татнефти» с ТАИФом? (27.01.15-28.01.15)
16%Пусть спорят, авось цены на бензин снизятся
13%Междоусобиц допускать нельзя, республика должна быть единой
48%Никакой ссоры нет, идет обычный деловой торг
23%Их давно пора слить в единый холдинг
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.01.2015 08:05

    Проблема в сырье. Поэтому все строят вертикальные компании. Металлурги покупают производителей кокса и руды. Газпром строит заводы по переработке газа. Тут или продаваться надо или покупать. Время только выбрано не удачное.

    • Анонимно
      27.01.2015 08:37

      Самое удачное время! по дешевке купить можно. Либо дядя Сэму продадутся ушлому.

  • Анонимно
    27.01.2015 08:29

    Светлана молодец! Все ходы просчитала. Если бы сверху не дали отбой, довела бы дело до конца.

  • Анонимно
    27.01.2015 08:33

    Интересно. Предполагаются какие то сдвиги на политической арене?

  • Анонимно
    27.01.2015 09:01

    театр

  • Анонимно
    27.01.2015 09:07

    Татнефть пытается продавить под себя ТАИФ. Очень интересно...!!!

  • Анонимно
    27.01.2015 09:08

    ТАИФ со всеми решил пересудится, то Генерирующая Компания, сейчас Татнефть)

  • Анонимно
    27.01.2015 09:19

    На братьев Шаймиевых наверное кризис повлиял.

  • Анонимно
    27.01.2015 09:37

    Таиф гигант,куда лезет Татнефть? Силы сначала надо рассчитать,а уж потом действовать.

  • Анонимно
    27.01.2015 09:43

    скорее всего кончится этот спор в кабинете у Президента РТ.

  • Анонимно
    27.01.2015 10:52

    Шоу...левая рука жалуется на правую...

  • Анонимно
    27.01.2015 11:00

    За Магановым стоит Лукойл и Москва. А Таиф так себе местная команда.

  • Анонимно
    27.01.2015 11:06

    Рассформировать ТАИФ ! А контрольный пакет нефтехимии вернут государству - законному хозяину, по схеме Башнефть.

  • Анонимно
    27.01.2015 11:17

    Татнефть отдать Таифу,простому народу от Татнефти пользы никакой,а вот хотя бы от заправок "Таиф нк"есть польза,к примеру бензин дешевле аж почти на 3 рубля с каждого литра.

    • Анонимно
      27.01.2015 14:10

      Поддерживаю! Татнефть надо интегрировать с ТАИФом - создать супер-мощную международную корпорацию "ТАТНЕФТЕХИМ". Этому вполне логичному с экономической точки зрения объединению мешают лишь личные интересы собственников. А стоят ли эти интересы для Республики того чтобы уважать их уважать?

      • Анонимно
        28.01.2015 03:38

        Да с Татнефтью свяжись, до собственников не доберешься - куча всяких "управляшек" и консультантов во всех областях, вот деньги собственникам девать некуда. и головную организацию кормить нужно и посредников, вот отсюда и цены соответствующие. ТАИФ такой "роскоши" себе позволить не может.

    • Анонимно
      27.01.2015 15:29

      Ну, допустим не на три. Во-вторых, плотность бензина у "ТАИФ", скажем мягко, не соответствует плотности той же "Татнефти". Это приводит к повышенному расходу топлива. А в чем, вы думаете, причина такой низкой цены на бензин на АЗС "Таиф"?По поводу пользы "Татнефти" для простого народа спросите у жителей юго-востока РТ, болельшиков ХК "Ак Барс", посетителей ЦПКиО, чиновников и т.п. и т.д. По поводу пользы "ТАИФ" спросите у жителей Нижнекамска ...

      • Анонимно
        27.01.2015 17:03

        Бензин Таифа производится в Татарстане и он класса евро4 - высшего в республике и одного из самых высоких по РФ. Бензина Татнефти нет. Он производится вне переделов РТ, закупается в Самаре, Уфе и др. А сами заправки Татнефти принадлежат вовсе не Татнефти, а частным лицам, взявшим их по франшизе (читай - близкими к окружению руководства Татнефти). В этом, кстати, и причина уены Таифа - это товар от производителя, а не перекупщика.Татнефть - это хоккейный АкБарс, согласен. А Таиф - это Рубин, нижнекамские хоккейный и футбольный Нефтехимики, ватерпольный Синтез, автогонки. И Таиф Дом Кекина ни одного кирпича не заменил. То ли дело Татнефть в номерах Булгар...

        • Анонимно
          27.01.2015 17:38

          Т.е. весь восстановленный юго-восток Татарстана это ничего не значит? Хоккейные дворцы по всей республике с бесплатной формой, тренерами и автобусами. Дворовые команды. Все санатории по последнему слову техники с содержанием и чуть не бесплатными путевками для работников. Ак барс и Нефтяник с бесплатным ДЮСШ. Пол бюджета РТ в виде налогов. Социалка в Нижнекамске, где ТАИФ палец о палец не ударил. Елабуга и ОЭЗ Алабуга. Совхозы на юго-востоке. Сколько объектов в Казани за счет Татнефти, в т.ч. социальных?Кроме того вспомните времена где трансферные цены от Тн в НКНХ лишь бы химики не скочюрились. Отжатый НПЗ где сотни миллионов инвестиций Тн.

          • Анонимно
            28.01.2015 09:52

            Все, что вы перечислили - есть и у Таифа: и санатории, и бесплатные путевки, и соцобъекты, и благотворительность. В бюджете Татнефть и Таиф на паритетных условиях. Выручка ТН и ТАИФа сровнялась, хотя 10 лет назад, до модернизации своих предприятий, таиф был карлик рядом с ТН.Вы начали сравнивать с умным видом ТН и ТАиф, тогда будьте объективны. За "отжатый" НПЗ уплачено по вашим татнефтевским завышенным ценам до копеечки, в том числе за позорный битумный завод, который пришлось разобрать и построить новый.

            • Анонимно
              28.01.2015 17:09

              какие такие социальные объекты построил в РТ ТАИФ???????

        • Анонимно
          30.01.2015 06:55

          Татнефть производит бензин Евро5 правда в небольшом количестве на Кичуйском НПЗ. Так что не чешите тут про высшее качество ТАИФа с Евро4.

  • Анонимно
    27.01.2015 11:18

    Татнефть это народное достояние,только вот какое это народное......

  • Анонимно
    27.01.2015 11:18

    у ТАИФа бензин дешевле, нежели чем у Татнефти. Хотя оба по качеству не очень!

    • Анонимно
      27.01.2015 11:55

      Сравнение ДТ на АЗС Лукойл и Татнефтьпродукта по максимальной скорости 267 против 242 соотвественно. Дорога и условия практический идентичные.

      • Анонимно
        27.01.2015 12:18

        "практически идентичные" с погрешностью примерно 10%. Она и вылезла в ваших "замерах".

    • Анонимно
      27.01.2015 12:04

      А если нет разницы, то зачем платить больше? :) (с)

  • Анонимно
    27.01.2015 13:40

    Личное дело каждого заправляться или нет на азс "ТАИФ".
    Дешёвый бензин качественным не бывает,бензин не тот продукт который нуждается в демпинге при реализации.
    С таким же успехом домой можно покупать просроченные продукты а чё дёшево же ???)))

    • Анонимно
      27.01.2015 14:16

      По моему личному рейтингу качества, сравнивал по показателю экономичности 92-го бензина:1. Лукойл2. ТАИФ-НК3. Татнефть, ТранзитСити (Ирбис)5. Автодорстрой, Татнефтепродукт6. Прочие торонние АЗСПри сравнении показаеля экономичности и цены все таки на ТАИФе дешевле выходит на 92-м ездить. По дизелю и 95-му бензину может по другому, не знаю.Кстати по Аверсовским карточкам на ТАИФе к их и так самому дешевому бензину еще и скидку в 2% дают, немного конечно, но всё же!

      • Анонимно
        27.01.2015 15:21

        Для информации: почти все локальные сети АЗС продают топливо ТАИФ, в т.ч. и АЗС ЛУКОЙЛ, большинство которых у нас в РТ работает по франшизе. Татнефтепродукт, Татнефть - в большинстве случаев ТАИФ, Транзит и иже с ним - только Евро 5 от Газпром. Апекс и Форт Римекс - уфа.

    • Анонимно
      27.01.2015 14:19

      т.е. та же Татнефть и Татнефтепродукт, покупая у Таифа бензин, бодяжя его и продавая на 2-3 рубля дороже, сразу же повышают его качество?)

      • Анонимно
        27.01.2015 15:31

        У той же Татнефти есть свой нефтеперерабатывающий завод. А у ТАИФа завод, который они отжали в свое время у Татнефти. Старенький уже такой ...

        • Анонимно
          28.01.2015 03:40

          А какое топливо этот завод производит, в курсе?)))))

        • Анонимно
          28.01.2015 09:56

          У Татнефти есть только ТанЭКО, где никакого бензина нет. У Таифа - новейший, построенный несколько лет назад НПЗ с евро4 безином и евро5 дизелем.

          • Анонимно
            30.01.2015 07:00

            Учите матчасть у Татнефти есть мини-НПЗ где производится и бензин и ДТ класса Евро5. Для нужд юго востока Татарстана хватает.

      • Анонимно
        27.01.2015 20:16

        Наверное для Вас это секрет или не важно но бензин с завода производителя можно взять разного качества и фракций.
        Там много вариантов и зависят они от разных вещей: для примера класс 3 и класс 4 имеют разницу до 10% в зависимости от объёма покупки и формы оплаты.
        Много в РТ бензина евро-2 и он ещё дешевле.
        Любите свой автомобиль как любите себя. Сами в пищу часто употребляете некачественные продукты ?
        Хороший бензин дешёвым быть не может. На заводах очереди из бензовозов стоят десятками,оптовые покупатели делают предоплату на заводы и ждут. Бензин продукт востребованный и в демпинге и разного рода бонусы,акции,менеджеры,скидки не нужны. Все эти примочки используют не совсем чистолюбивые продавцы.
        Инфо к размышлению: Лукойл сам добывает нефть,сам перерабатывает,сам возит своими вагонами и продаёт через свои заправки. Вопрос: покупая у производителя топливо как Вы можете продовать его дешевле производителя???

        Личный опыт: заправки которые имеют отношения с "транзит сити и Ко" следует избегать.

        Качественным топливом в РТ торгуют не многие но это тема для другой статьи.

        ХОРОШИЙ БЕНЗИН ДЕШЁВЫМ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ и НЕ ДОЛЖЕН.

  • Анонимно
    27.01.2015 13:59

    Надо Татнефть отдать Таифу, а Таиф - народу Татарстана. Так будет по чесноку!

  • Анонимно
    27.01.2015 14:59

    Полностью согласен с вами! Вы скажите пожалуйста что полезного Татнефть сделала для людей?

    • Анонимно
      27.01.2015 15:32

      Лень повторять в сотый раз. Погуглите лучше. Только рукой челюсть придерживайте.

    • Анонимно
      27.01.2015 19:38

      Построила Азино, Новосавиново в чистом поле (помните "Программу ликвидации ветхого жилья"?). Облагородила Альметьевск и прочие населенные пункты юго-востока). Строит спортивные объекты по всей республике, вплоть до дворовых хоккейных коробок. Восстанавливает исторические объекты и т.д. ....

  • Анонимно
    28.01.2015 00:21

    На каждой заправке есть сертификат производителя. Обратите внимание при следующей заправке. Что касается социальной политики. Каждая компания обеспечивает своих работников и их семьи всем необходимым для нормальной жизни. Как Альметьевск город нефтяников, так и Нижнекамск город химиков. А всякие спонсорские , это все по указке сверху. Обязаловка. Нужен Татнефти Ак барс и Нижнекамскнефтехиму Рубин как собаке пятая нога. Это игрушки топ менеджеров!!! Хобби за счёт рабочих, детство взыграло в одном месте!!! Вкладываемые в эти клубы деньги, а особенно в ЗП игроков, трансфер и прочее можно было использовать на поднятие ЗП своим рабочим, обновление оборудования и т.д. Не пришлось бы сейчас думать об оптимизации численности рабочих как это происходит в том же НКНХ!

  • Анонимно
    28.01.2015 00:29

    Самое высокое обслуживание клиентов это АЗС татнефть все таки заметно когда заправляешся сразу видно работают с персоналом АЗС а цена на топливо реальная по городу качество отменное особенно танеко мне нравится

  • Анонимно
    28.01.2015 01:08

    Народ! По поводу пользы от обеих компаний реально неадекватно писать что никто не вкладывает никуда для народа! Помимо спорта большого и малого есть еще прочая соцнагрузка! Но это не они молодцы а это просто их "попросили" с 10 этажа кабмина и у них сразу возникло желание многое сделать! Это и называется народное достояние! Но если они все будут на социалку тратить то через пару лет их самих на рынке слопают Лукойл или Роснефть. А тогда деньги на благо республики будем просить и не факт что дадут! Так что дай Бог сохранить в собственности РТ танефть тогда есть шанс что не повторим историю Нижегородской или пермской областей.

    • Анонимно
      28.01.2015 09:57

      подумай своей головой - неужели на заправки в подмосковье татнефть бензин из альметьевска везет? там бензин с московского нпз, а сама азс просто под франшизой и принадлежит не татнефти!

  • Анонимно
    28.01.2015 09:33

    Нельзя объединять Татнефть и Таиф. Это совершенно разные структуры и от присоединения синергетического эффекта не будет,получится монстр который плохо управляется.
    Татнефть развивается неплохо,их заправки есть в Подмосковье сам заправлялся.
    Проблема Таифа это отсутствие необходимого административного ресурса на федеральном уровне который помог бы развиться компании на федеральном уровне и второе: отсутствие стратегического инвестора.
    Кто в этой теме тот поймёт.
    Лично моё мнение что при желании Татнефть может с купить Таиф без шума при необходимости.
    Время ещё не пришло для этого.

    • Анонимно
      28.01.2015 10:06

      Надо Татнефть с ТАИФом на равных объединять в виде кросс-холдинга (перекрестное владение акций). Тогда арбитраж в лице Президента РТ не нужен будет, сами смогут договориться в рамках холдинга. Используйте японский опыт зашиты от враждебных поглощений, к тому же можно получить нехилый такой большой плюс в виде автоматического повышения экономической устойчивости обоих групп ну и рейтинги всякие там им повысят и кредиты подешевле давать будут.Это хорошая нужная тема - в кризисы объединятся надо и общие задачи решать во благо республики, а не одеала друг на друга тянуть. Единственный сложный, но решаемый, вопрос в том как утихомирить амбиции топов Татнефти и ТАИФа?! И те и другие же себя считают пупами земли. Думаю было бы грамотно во главе объединенного холдинга поставить наемного менеджера-профессионала, который служил бы объективным арбитром следящим за экономикой и интересами холдинга вцелом. На данную роль хорошо бы Бусыгин подошёл, объективно хороший менеджер, которому такая сложная тема поплечу.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль