Бизнес 
19.02.2015

Эдуард Юнусов, ТД «Челны-хлеб»: «Если федералы вытеснят местную розницу, цены на продукты взлетят»

О конкурентных войнах и стратегических союзах, реальных успехах и фантастических слухах, «проседании» арендного бизнеса и росте импортозамещения. Часть 1-я

В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» генеральный директор торгового дома «Челны-хлеб» Эдуард Юнусов рассказал о том, кто в Закамье работает как в Германии, почему за выкладку местной продукции на полку федеральные сети зачастую требуют пятую часть от товарооборота и как в этих условиях держать самые низкие цены на «социальную корзину».

ELG_0519.jpg
Эдуард Юнусов: «Я официально заявляю, что никаких переговоров по поводу продажи наших магазинов мы не вели и не ведем. У нас большие планы развития»

«В КРИЗИС МЫ ПОЛГОДА НЕ ПОВЫШАЛИ ЦЕНЫ НА ХЛЕБ»

— Эдуард Рафаэлевич, давайте начнем с главного — с хлеба. Он во все времена остается продуктом номер один и для бедных, и для богатых, но в кризис его цена, качество, ассортимент — это еще и социально важный фактор...

— Если бы мы постоянно не учитывали это, вряд ли бы «Челны-хлеб» стал безусловным лидером в регионе по производству хлебобулочной продукции. Для понимания скажу: по пшеничному хлебу доля рынка, которую занимает «Челны-хлеб» сегодня в Закамье, составляет порядка 45 процентов, по ржано-пшеничному — доходит до 70 процентов. У нас есть свой элеваторный комплекс, свои посевные площади, на которых мы выращиваем рожь и пшеницу. По ржи потребности производства закрываем полностью, по пшенице — на 50 - 60 процентов (остальное закупаем в сельских хозяйствах Татарстана). Ежегодно выращиваем около 40 тысяч тонн зерна. Во многом именно благодаря наличию вертикально интегрированной цепочки производства мы смогли, когда начался кризис, полгода (начиная с прошлого июля) удерживать цены на том же уровне. Но и с таким заделом даже при наличии своих логистических цепочек и фирменных магазинов нам это далось непросто, так как по остальному сырью, а это порядка 60 - 65 процентов себестоимости, рост закупочных цен составил 30 - 40 процентов.

— А сколько сейчас магазинов объединяет торговый дом «Челны-хлеб»?

— 55 магазинов общей торговой площадью порядка 25 тысяч квадратных метров в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Заинске, Мензелинске, Менделеевске, Муслюмово. Основной формат работы — «магазин у дома», ассортимент в основном формируют товары локальных производителей. Делать ставку на своих — это позиция, которой вот уже более 20 лет придерживается наша компания.

— Почему продукцию «Челны-хлеба» трудно встретить в Казани? Хлеб вкусный, с удовольствием бы его покупала. (Миляуша Рашидовна)

фото-здания-магазина-Челны-Хлеб.jpg
Торговый дом «Челны-хлеб» объединяет 55 магазинов общей торговой площадью порядка 25 тысяч квадратных метров

— Сегодня продукция производства ЗАО «Челны-хлеб» представлена в торговых сетях «Перекресток», «Метро», «Ашан», «Зельгрос», «Эдельвейс». Этого, конечно, недостаточно, и мы стремимся, чтобы количество казанских магазинов, продающих наш хлеб, выросло. Но, честно говоря, это очень непросто. Возможно, тот факт, что у нас помимо производства есть и своя торговая сеть, наводит наших коллег-конкурентов на мысль выдвигать дополнительные требования к нашей продукции. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что за ввод хлебобулочных изделий в матрицы федеральных сетей требуются дополнительные выплаты, иной раз противоречащие закону.

— Вот как раз вопрос об условиях захода в федеральные сети задает читательница Галина Рахманова. Пускают ли они продукцию «Челны-хлеба» на свои полки, спрашивает она.

— Условия вхождения в федеральные сети в коммерческом плане более жесткие, чем в региональные. На отдельные виды хлебобулочных изделий они требуют обязательные выплаты — так называемые ретробонусы, которые не имеют права требовать, но которые достигают 20 процентов от товарооборота. Федеральные сети требуют стопроцентного возврата продукции. Также есть требование по доставке и выкладке продукции посредством дополнительного наемного персонала от поставщика, неадекватные штрафные санкции в сторону поставщика. Все это снижает доходность контракта до нуля, а порой контракты выходят в минус.

Глядя на федеральные сети, некоторые местные ретейлеры также начали выставлять повышенные условия по разного рода выплатам, что уводит эффективность поставщика еще в большую проблемную зону.

— Но ваша компания выступает в двух ипостасях — одновременно и как производитель, и как ретейлер. Наверное, и сами аналогичные требования выставляете по отношению к поставщикам?

— Конечно, ТД «Челны-хлеб» в масштабах всей России представляет собой маленькую крупинку в сфере торговли продуктами питания, устанавливать свои правила игры мы не можем, поэтому вынуждены работать в рамках тех правил, которые заданы поставщиками для локальных торговых сетей. Но эта ситуация и нас, и другие региональные сети очень беспокоит, так как мы заведомо находимся в невыгодных условиях по входной цене по сравнению с крупными федеральными сетями.

Игроков на рынке продуктового ретейла очень много, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Но сегодня очевидны тенденции монополизации этой отрасли. А где монополии, там конец рыночным механизмам развития. На сегодня Топ-10 крупнейших ретейлеров (по данным информационного агентства INFOLine) России занимают 21 процент всего розничного товарооборота России, и все они демонстрируют агрессивную политику захвата рынка регионов. А захват — это жесткие демпинговые войны.

«По пшеничному хлебу доля рынка, которую занимает «Челны-хлеб» сегодня в Закамье, составляет порядка 45%, по ржано-пшеничному — доходит до 70%»
«По пшеничному хлебу доля рынка, которую занимает «Челны-хлеб» сегодня в Закамье, составляет порядка 45 процентов, по ржано-пшеничному — доходит до 70 процентов»

КАРТОШКА В ЧЕЛНАХ СТОИТ 21 РУБЛЬ, А В КРАСНОДАРЕ — НА 91% ДОРОЖЕ

— По идее конкуренция должна работать в плюс: она заставляет подтягиваться, совершенствоваться, держать цены на максимально низком уровне. Так что покупатели от прихода федеральных сетей только выигрывают…»

— Если бы так! На деле получается следующая картина. В момент прихода в регион перед крупной компанией стоит задача — охватить территорию, получить максимальное присутствие и задушить конкуренцию . Я часто сталкиваюсь с тем, что наши потребители говорят: «А вот в таком-то магазине продукция дешевле, чем у вас в «Челны-хлебе». А мы-то знаем, что работаем по минимальной марже и с максимально низкими издержками! Тогда чем объяснить такую ситуацию? Для нас это серьезный вопрос, поэтому мы не поленились и провели анализ цен в магазинах крупнейшей федеральной сети в разных городах России. Цифры абсолютно свежие и подтверждены кассовыми чеками. Вот, к примеру, картофель в «Челны-хлебе» стоит 19 руб., в магазинах этой федеральной сети в Челнах 21,4 рублей килограмм. Как вы думаете, сколько стоит тот же картофель в магазине краснодарской сети в самом Краснодаре? 31,3 рубль! На 46 процент дороже! Идем дальше. Рис круглозерный краснодарского производства в нашем магазине стоит 41,9 рублей, в магазине этой федеральной сети в Челнах — 51,3 рублей, а в г.Новороссийск Краснодарского края в этой же сети магазинов — уже 70,4 рубля. Плюс 37 процентов! То есть федерал у нас демпингует, чтобы выбивать местных конкурентов!

«РУКАМИ ЛОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕГОДНЯ УБИВАЮТ МЕСТНУЮ РОЗНИЦУ»

— Тут есть и другая сторона вопроса: востребованность товаров местных производителей. Вы уже сказали, что делаете ставку на малый и средний бизнес республики. А как в этом плане ведут себя федералы?

— Фермеры поставляют нам продукцию так называемой «борщевой группы», то есть это овощи: картофель, морковь, свекла, капуста. Мы стараемся, чтобы доля товаров локальных производителей, в том числе и собственного производства, была максимальной. Локальный ассортимент продуктов в зависимости от формата магазина достигает 60 процентов.

Что касается федеральных сетей, то сначала у них были поставщики издалека, но потом они поменяли стратегию и запустили местных производителей. Сейчас доля локальных поставщиков достаточно высока — порядка 40 процентов. Молодцы! Но как федералы поступают? Вот возьмем, к примеру, хлеб — я по нему ситуацию лучше всего знаю. Они поставляют наш хлеб в магазины формата «гипер» по цене на 3 процента ниже закупочных цен. Это такая сознательная политика для привлечения покупателей. А потом к нам как к производителям хлеба начинают приходить коллеги из других торговых сетей и просят дать такие же условия, ссылаясь на федералов.

По сути, сегодня вбивается кол между локальными производителями и локальными сетями. Мы пытались достучаться до локальных производителей, объяснить, что они своими же руками убивают местную розницу. Она имеет существенный объем в доле товарооборота местных поставщиков, а ей дают худшие условия, она еще и наценить не может, в итоге маржа теряется.

— Кто сегодня является основными игроками на рынке ретейла в Челнах?

— Основные игроки — это «Челны-хлеб», «Эссен», «Магнит» и X5 Retail Group.

— А какова доля торгового дома «Челны-хлеб» на местном рынке?

— Закон о торговле ограничивает участие одного игрока на рынке 25 процентами. Но некоторые федеральные игроки попытались отменить этот барьер. В каких-то регионах они уже превысили этот процент. Нам очень далеко до этих цифр. Но с 2010 по 2012 год мы росли в среднем на 50 процентов ежегодно. Приятно осознавать, что мы правильно оценили рынок и успели занять позиции, однако столкнулись и с рядом вопросов. Последние два года наша компания показывает рост в среднем от 5 до 10 процентов. Потребительский рынок Набережных Челнов уже перенасыщен. Если рассматривать выход в другие города Республики Татарстан, например Казань, то здесь есть свои логистические и управленческие сложности. Например, мы предлагали соединить крупнейших логистических операторов, предлагали и франчайзинг. Я некоторое время назад вел переговоры с голландским кооперативом Spar на выкуп франшизы этого бренда для развития в Казани. Но мне отказали, так как франшиза Spar, действующая на территории Татарстана, была у другого регионального ретейлера, нижегородской компании «Сладкая жизнь», которая имела свои виды на развитие этого бренда. Не знаю, насколько актуальны у них планы развития на сегодня.

IMG_1324.JPG
«С января 2015 года в магазине Fresh market проходят все текущие акции, которые действуют во всех других магазинах «Челны-хлеб»

«НОВАЯ МОЛОДЕЖЬ В ГЕРМАНИИ НЕ ХОЧЕТ В ТРИ УТРА ИДТИ МЯСО РУБИТЬ, А ХОЧЕТ НА ДИСКОТЕКУ»

— Вот вы боитесь монополизации рынка торговли. Но ведь есть рынки, где укрупнение — это мировая тенденция. Рынок щитовой рекламы, например. На банковском рынке 70 процентов капитала сконцентрировано в Топ-10. Может, и рынок продажи продуктов питания ждет такая же судьба: или вы вырастаете в федерала, или вас поедают? Есть ли локальные торговые сети в США, Германии, Франции и как они конкурируют с тем же «Ашаном, «Метро»?

— В Германии компанией номер один является кооперативная платформа Edeka, которая объединяет более 4 тыс. предпринимателей. История их кооперативных объединений насчитывает более 100 лет. Сегодня у немцев три крупных кооператива входят в пятерку лидеров по продаже продуктов питания. Причем Edeka и Rewe занимают первое и второе места в этом списке с общей долей рынка более 50 процентов. Для сравнения: сеть Меtrо, широко известная в России, находится на третьем месте в Германии. Если взять рынок Франции, все мы знаем Auchan и Carrefour. Но опять же у французов самая главная кооперация — Intermarche, объединяющая порядка 2,5 тысяч предпринимателей.

— Как они работают?

— Вот представьте, что мы все за этим столом предприниматели, у каждого из нас не больше 10 магазинов. У нас нет разделения на малые предприятия и большие. У нас прописан устав. И все мы договорились объединить закупки, бренд, мы вместе проводим акции, занимаемся улучшением бизнес-процессов, строим один склад. Мы не скрытое лобби, а конкурентоспособные предприниматели. Я, например, как руководитель сети магазинов до обеда работаю в кабинете за компьютером, контролирую заявки, а после обеда стою за прилавком, продаю мясо. Мне нравится продавать мясо, потому что мой отец его продавал и дед продавал. Вот примерно так выглядит кооперация в Германии.

Конечно, и там есть свои проблемы — например, категория молодых предпринимателей, так называемая новая молодежь не хочет в три утра идти в пекарню или мясо рубить, а хочет на дискотеку. Они тоже находятся в поиске. В целом примерно так же выглядят кооперации и в Финляндии. Некоторые настолько выросли, что у них есть общие распределительные центры, магазины, банки и даже социально-культурные объекты. Более того, над всеми этими кооперативами есть объединяющий кооператив — транснациональный игрок.

ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯ»

— В связи с этим вопрос нашего читателя Всеволода Овчаренко: что такое союз независимых сетей России? От кого они независимы?

В союз независимых сетей России входят 73 торговые сети из 54 регионов страны. В Москве у союза есть штаб-квартира. В координационный совет входят 8 человек, я курирую блок свежих продуктов и собственного производства. Совокупная доля участников союза на рынке сетевой розничной торговли продуктами питания в регионах России (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) превышает 9,4 процента. Союз сегодня занимает четвертое место на национальном рынке розничной торговли по совокупному торговому обороту участников. Годовой торговый оборот участников союза — более 220 миллиардов рублей.

В принципе основные задачи нашей организации в чем-то сходны с задачами коопераций — это организация обмена лучшими практиками ведения бизнеса, создание условий для развития совместных коммерческих проектов участников союза, содействие принятию законов, отражающих интересы всех союзников; развитие потребительского рынка России. Но у нас нет достаточных возможностей лоббировать свои интересы. Кооперативное движение у нас в стране на стадии зарождения. Хотя уже есть интересный опыт в Сибири, в Северо-Западном федеральном округе.

Союз независимых сетей — это общественная организация, у нас нет хозяйственной деятельности. Но мы активно работаем с ЗАО «Торгово-закупочный союз», потребительским обществом «РОСТ». Они ставят задачу не только объединить закупки, но развивать собственные торговые марки, сокращать общие издержки и т.д. В ходе общения с ФАС мы получили письмо с разъяснениями, что локальные сети могут работать в рамках кооперативов без нарушения антимонопольного законодательства.

— А ваш Волжско-Камский торгово-закупочный союз? Вот процитирую вопрос от нашего читателя. «Челны-хлеб», «Дуслык» и «Агат» образовали торгово-закупочный союз в 2012 году, чтобы противостоять ценовой политике федеральных ретейлеров в Челнах. Каковы итоги его деятельности? (Рустам Галиуллин)

— Волжско-Камский ТЗС — это отдельный проект. Мы первые в регионе, кто по факту создал региональную кооперативную платформу. За основу взят устав кооперации Германии. Приглашали для этого даже консультанта, который в свое время входил в совет директоров Edeka. Кооператив объединил под своей эгидой более 100 торговых точек. Доля рынка в розничной торговле в городах присутствия сетей участников достигает 30 процентов.

На сегодняшний день Волжско-Камский ТЗС работает с 9 заводами. Мы устранили всех посредников в цепочке взаимоотношений «производитель — региональная сеть», построили прозрачную систему ценообразования, улучшили показатели наличия товара на полке за счет качественной логистики от общего РЦ до магазина. В прошлом году мы провели переговоры в рамках ПО «РОСТ», которое объединяло порядка 20 сетей из 15 регионов России, и смогли заключать контракты на единых условиях. В дальнейшем планируем объединение закупок биржевых товаров, сокращение издержек, снижение входной цены, увеличение продаж в разрезе контрактов. Все участники союза довольны и готовы развиваться на данной платформе.

«МНЕ ПОЗВОНИЛ ОДИН ГОРОДСКОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И СООБЩИЛ, ЧТО МЕНЯ ВЗЯЛИ В ЗАЛОЖНИКИ»

— Эдуард Рафаэлевич, один из наших читателей такой вопрос: «Сейчас ходят слухи о том, что якобы готовится продажа магазинов «Челны-хлеб» и одновременно покупка хлебозаводов в Альметьевске и Нижнекамске. Прокомментируйте их, пожалуйста».

— Я официально заявляю, что никаких переговоров по поводу продажи наших магазинов мы не вели и не ведем. У нас большие планы развития. Конечно, наша сеть, может, и является лакомым кусочком для многих, но речь о ее продаже никогда не шла. Мало кто из представителей продуктового ретейла может похвастаться 20-летней историей успеха, даже федеральные сети, входящие в десятку крупнейших сетей России, и то моложе. Мы развиваемся, мы растем и будущее свое видим на десятилетия вперед.

Вообще слухи — вещь поразительная. Была, например, такая история. Лет 10 назад моему отцу как-то позвонил один из руководителей правоохранительных структур и сообщил, что я играю в казино и уже проиграл бизнес. Когда он мне это рассказал, не знаю, кто был больше удивлен. Наверное, кому-то нужно было имидж компании подпортить... Слухи тут — самое простое. За клевету отвечать не надо. И вот опять ситуация повторяется. Буквально две недели назад мне позвонил один руководитель и сообщил, что меня взяли в заложники, потому что я проиграл большие деньги в казино. А я на рабочем месте сижу и все это слушаю.

Над этим можно посмеяться, но вот бредни по поводу продажи магазинов — это совсем не безобидная вещь. Это один из инструментов конкурентной борьбы. Поставщики, с которыми я веду переговорный процесс, на волне таких слухов начинают заявлять: «Челны-хлеб» продается, поэтому бюджет развития такого-то продукта органичен для вас». Тут сразу становится понятно, откуда уши растут. К сожалению, и законодательство у нас несовершенное — тебя облить грязью могут всегда и бесплатно, а доказывать обратное достаточно дорого.

Витрина-ФРОВ.jpg
«По фруктам и овощам в августе 2014 года все поставки резко прекратились, и это видно на цифрах: отклонение — 37 процентов»

АРЕНДАТОРЫ СЪЕЗЖАЮТ, ЧТОБЫ ПЕРЕЖДАТЬ КРИЗИС

— На прошедшей недавно депутатской комиссии вы усомнились в том, что вклад МСБ в ВТП в Челнах составляет 33,1 процента. Вы сказали, что львиную долю МСБ автограда составляет торговля, где в последнее время, напротив, наблюдается сокращение. Каков ваш прогноз? (Ильдус Н.)

— В этом вопросе не было никакого недоверия или сомнения. Все нормальные люди, прежде чем что-то сделать, создать, произвести, запрашивают аналитику. И от того, насколько она будет точной, качественной, будет зависеть многое. Малый и средний бизнес — это фундамент нашей экономики, и хотелось бы, чтобы была аккуратная, достоверная информация.

У «Челны-хлеба» есть собственные торговые точки, в которых свободные площади мы сдаем в аренду. У нас раньше не было пустых помещений. Но за два с половиной месяца порядка пяти крупных предпринимателей и порядка 10 маленьких ИП съехали с наших точек. Они не переехали в другое место: кто-то вообще свернул бизнес, кто-то сократил объемы. Я вел переговоры по снижению арендной платы, потому что мы не хотим терять арендаторов, но понимаем, что на их место никто не рвется. Бизнесмены так и говорят: «Мы за валюту привозили импортный товар. Сейчас достаток населения не растет, спрос сжимается, поэтому мы лучше подождем». Перед нами еще более непростой период — 2015 - 2016 годы, и очень важно смотреть на ситуацию, имея объективную статистику, а не рисуя красивые цифры.

ELG_0694.jpg
«Для незащищенных слоев населения несколько лет подряд мы стараемся на «социальную корзину», держать самые низкие цены по городу, которые устанавливаем на основе регулярного мониторинга»

«НА «СОЦИАЛЬНУЮ КОРЗИНУ» МЫ СТРЕМИМСЯ ДЕРЖАТЬ САМЫЕ НИЗКИЕ ПО ГОРОДУ ЦЕНЫ»

— Вы сказали о больших планах развития. Опять же несколько ваших покупателей спрашивают, входит ли в планы расширение сети магазинов. Будут ли строить новые магазины в старой части Челнов? (Ильсияр Садыкова) Читатель Александр спрашивает: «Где еще будут открыты ваши магазины? Отличный формат фреш-маркета. Живу в 47/36, новые дома, вроде и центр, а приличного магазина нет. Успехов!»

— Мы хотим в этом году открыть две торговые точки в Челнах. Как раз один из объектов, надеемся, будет в старой части города — на набережной Тукая. В 2014 году нами было построено и открыто четыре новых магазина: один — в Нижнекамске и три — в Набережных Челнах. В 47-м комплексе строительство не планируется, но при поступлении выгодного предложения по аренде помещения мы готовы открыть новый магазин. Предпочтение в последнее время отдаем новостройкам, например, мы первые открыли магазин в «Замелекесье», который сразу же завоевал популярность у новоселов. Прекрасно работают новые магазины в 36-м и 38-м комплексах нового города.

Если говорить о планах развития предприятия в целом, то мы активно планируем развивать площадку Chelny food. За два года существования производства по переработке мяса мы достигли уже планируемых мощностей и сейчас ведем проработку проекта расширения — готовим цеха по переработке овощей и рыбы. Также в планах развитие логистического центра. Не исключаем мы и варианты расширения торговой сети. Сейчас время новых возможностей, и если увидим интересные для нас варианты расширения, обязательно ими воспользуемся.

— А вот и критика. «Уважаемый Эдуард Рафаэлевич, хотелось бы вам выразить благодарность за новые магазины, построенные в Челнах на проспекте Яшьлек, проспекте Мира и около «Детского мира». Магазины на высоком уровне обслуживания! Но есть в вашей сети и такие магазины, как филиалы 33 п. ГЭС, улица Ямашева и филиал №48 по улице Гидростроителей, где и продукция часто просроченная, и обслуживание никакое. Зайдите как-нибудь туда сами неожиданно! Ситуацию в этих магазинах нужно менять кардинально!» (Роман)

— Спасибо за положительную оценку работы новых магазинов и еще больше — за критику! Хочу заметить, что в нашей сети действует программа «Гарантия качества», согласно которой в случае обнаружения просроченной продукции вы имеете право потребовать замены аналогичного товара совершенно бесплатно. При любых вопросах прошу вас обращаться к администрации магазина, а еще лучше, если свои вопросы вы озвучите через горячую линию 8 800 250 45 32 или оставите сообщение на сайте торгового дома www.tdhleb.ru. Ваша информация очень ценна для нас, потому что именно она помогает нам выявить слабые стороны работы магазинов, контролировать отношение персонала к своим должностным обязанностям, позволяет не повторять ошибок.

— Будут ли в магазинах «Челны-хлеб» практиковаться скидки для пенсионеров? (Николай Шадров)

— В некоторых магазинах «Челны-хлеб» действует 10-процентная скидка в будние дни каждый день до обеда. Во всех магазинах вне зависимости от дня недели и часа действует скидка для участников ВОВ. Для незащищенных слоев населения несколько лет подряд мы стараемся на «социальную корзину», держать самые низкие цены по городу, которые устанавливаем на основе регулярного мониторинга. Также во всех магазинах «Челны-хлеб» проходят различные акции, которые охватывают более 300 наименований товаров.

— В «Челны-хлебе» всегда была акция «Карусель скидок». Не планируете проводить эту акцию и в магазинах Fresh market? (Елена Иванова)

— С января 2015 года в магазине Fresh market проходят все текущие акции, которые действуют во всех других магазинах «Челны-хлеб», с февраля и акция «Карусель скидок» также проходит в магазине Fresh market.

РўР—РЎ-Р’Рљ.jpg
«В связи с ограничением поставок, конечно, доля импортных товаров сократилась наполовину и сейчас составляет не более 30% от общего ассортимента»

«ЕСЛИ РАНЬШЕ Я МОГ ВЫБИРАТЬ ТОВАР У 100 ПОСТАВЩИКОВ, ТО СЕЙЧАС — У 10»

— Какова доля импортной продукции в ваших магазинах была до эмбарго и сейчас? Кого из поставщиков в итоге потеряли, а кого, может, удалось привлечь в рамках импортозамещения? (Р.К. Иванов)

— В связи с ограничением поставок, конечно, доля импортных товаров сократилась наполовину и сейчас составляет не более 30 процентов от общего ассортимента. Если раньше я мог выбрать товары у 100 поставщиков, то сейчас я должен выбирать у 10. Правда, есть подозрение, что эти же импортные товары теперь проникают на рынок другим путем. Сейчас, например, многие продукты приходят из Словении, хотя мы предполагаем, что это и не Словения вовсе. Основные группы, которых коснулось эмбарго, — это рыба охлажденная, сыры и фрукты-овощи. Рыба охлажденная на сегодня закупается из Чили и Турции. Хочешь взять сибас — мало того что евро поднялся, так ты еще этот сибас в Чили должен закупить, а не в Италии, как раньше.

По сырам доля импорта еще во втором квартале 2014 года составляла 32 процента, в третьем квартале — уже 23 процента. Были заключены контракты с производителями Беларуси, действующие поставщики провели ротацию и предложили новые торговые марки сыров. Тем не менее рынок сыра в России пока нельзя назвать насыщенным. Трудности возникают по замещению таких сыров, как эдам, гауда, маасдам, голубые сыры, сыры из козьего молока. Достаточные товарные запасы позволили сохранить прирост товарооборота в третьем квартале 2014 года по отношению к 2013-му, но уже в четвертом квартале 2014 года дефицит элитных сыров сказался на темпах роста товарооборота.

По фруктам и овощам в 2013 году доля импортных товаров в среднем составляла 27 процентов, и максимальную часть занимали поставки со стран ЕС (Италия, Испания, Польша, Голландия), в августе 2014 года все поставки резко прекратились, и это видно на цифрах: отклонение — 37 процентов. С поставщиками раньше рассчитывались в рассрочку, что было значительно удобнее, а сейчас вынуждены перейти на предоплату, так как евро надо покупать заранее, потом закидывать деньги, потом только получать товар, а потом уже его продавать.

Но есть и свой плюс. Мы стали более активно работать с местными производителями. В рядах поставщиков появились тепличные хозяйства из Нижнего Новгорода и Москвы, растут поставки из Турции, Марокко, Израиля, Сербии, Беларуси и Казахстана.

— А как вы оцениваете программу импортозамещения?

— Конечно, мы за то, чтобы наши производители развивались. И посыл на самом деле хорош. Мы его с такой надеждой встретили, будучи сами производителями хлеба. Но что получается на деле? Вы же видите, под какие проценты банки кредиты дают. Если говорить о серьезных технологиях, где не надо просто картошку помыть, высушить и в сетки положить, возникают большие проблемы. Только процесс изготовления некоторых производственных линий для пищевой промышленности может занимать от полугода и более. Все, что ниже полугода, — это очень простые решения.

Если зайти к нам в цех, где хлеб пекут, отечественного оборудования вы там почти не увидите — оно составляет не более 10 процентов от общего числа. Вот мы все время говорим о том, что нужно поддерживать тяжелое машиностроение, а у нас для пищевой индустрии нет оборудования и нет даже намеков на его создание. Сегодня по кластеру пищевого машиностроения практически катком проехались все другие мировые производители. И было бы здорово, если бы в ОЭЗ «Алабуга», например, появилась какая-то площадка, позволяющая развиваться и пищевикам.

Окончание следует.

Справка

Группа компаний «Челны-хлеб»

Товарооборот группы компаний «Челны-хлеб» составляет более 10 млрд. рублей. На предприятиях трудится более 5 тыс. человек. В структуру входит ЗАО «Челны-Хлеб», агрофирма «Родные края — Туган як», кондитерская фабрика «Тортугалия», торговый дом «Челны-хлеб», распределительный центр «Челны Логистик», а также производственное предприятие Chelny food, специализирующееся на переработке мяса.

ООО «ТД Челны-хлеб»

1994 год — открытие первого магазина.
2009 год — открытие торгово-распределительного центра «Челны Логистик».
2012 год — открытие первого супермаркета Fresh market. Открытие обособленного производственного подразделения Chelny food (производство колбасных изделий, мясных деликатесов).
Количество магазинов: 55.
Форматы магазинов: «У дома», «Супермаркет».
Представлен в 6 городах РТ.
Численность сотрудников: 2 500 человек.
Количество наименований в ассортиментной матрице: более 15 тысяч.
Обладает двумя СТМ: «Дядюшкина ферма», «Мудрая хозяйка».

Эдуард Рафаэлевич Юнусов родился 28 сентября 1974 года в городе Чкаловске Таджикской ССР. Окончил Казанскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «бухгалтерский учет и аудит» (1997), Казанский (Приволжский) федеральный университет по специальности «технологические машины и оборудование» (2013).

1992 - 1993 — дворник ФГОУ «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса», Казань.
1997 - 2001 — помощник генерального директора по экономическим вопросам, коммерческий директор ЗАО «Челны-Хлеб», Набережные Челны.
2001 - 2012 — первый заместитель генерального директора ЗАО «Челны-Хлеб».
С 2012 года — генеральный директор ООО «ТД Челны-хлеб», первый заместитель генерального директора ЗАО «Челны-Хлеб».
Член координационного совета, руководитель комитета Fresh и собственного производства союза независимых сетей России.
Депутат горсовета Набережных Челнов, член постоянной комиссии по экономической политике и бюджету.

Выдержат ли местные торговые сети конкуренцию с федеральными гигантами? (19.02.15-20.02.15)
31%Хорошие выдержат, остальных не жалко
12%Мне это безразлично – пусть все разрулит рынок
13%Да, если ФАС будет следить за законами о конкуренции
26%Если регионы хотят поддержать своих производителей, то позаботятся и о сетях
18%Нет, у федералов другие возможности
Ваш голос учтен
Предприятия: ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.02.2015 08:23

    Интересно, ФАС как то контролирует доли рынка в Казани и Челнах? Федералы лимит похоже в 25 процентов перебирают.

    • Анонимно
      19.02.2015 17:38

      Руководитель ФАС в РТ Марс Багаутдинов, как ему РНМ скажет , так и будет. Все зависит от руководителей на местах.

  • Анонимно
    19.02.2015 08:34

    Сети - это зло. Чем больше они - тем большее зло. Нужны магазины у дома, побольше. С натуральным продуктом

    • Анонимно
      19.02.2015 10:14

      Открывайте.

      • Анонимно
        19.02.2015 11:32

        и каким образом конкурировать с сетями? даже если цена будет ниже, то ассортимент такой же предложить не сможет ни один местный предприниматель. да и где свободные торговые площади? все готовые и строящиеся площади скуплены сетями. да и про какие 25% тут народ говорит не совсем понятно. сети покрывают более 90% в Казани и тут ФАС должна работать.

    • Анонимно
      19.02.2015 11:13

      В кризис нужно разрешить торговлю с палаток и лотков с освобождением данных торговцев от налогов и сборов. Тогда цены упадут, а у производителей появится новый канал сбыта.

    • Анонимно
      19.02.2015 11:15

      Али.

      Поддерживаю на 100%.

  • Коро
    19.02.2015 08:36

    после вытеснения федералами местных цены, конечно, действительно взлетят, но дальше нас ждет еще более интересный этап- вытеснения китайцами

    • Анонимно
      19.02.2015 10:44

      пока не было федералов, цены наоборот были завышены! Только после того, как появились Перекресток, Карусель и т.д. (а там реально было дешевле), местные начали снижать свои цены. Мы с семьей ездим покупать продукты в Ленту - и мне очень нравится. Так что зря вы думаете, что с уходом местных цены повысятся. Разве что уменьшится процент татарстанской продукции.

  • Анонимно
    19.02.2015 08:36

    приятно слушать человека с таким руководителем не страшно и кризис пережить

  • Анонимно
    19.02.2015 08:42

    Некоторые локальные сети тоже хороши, ежегодно увеличивают свои притязания выше некуда. Вон "Эссен" в этом году требует 10% ретробонуса, 15,4% безусловного маркетинга и 6,6% обычного маркетинга, итого отдай 32% от оборота! При этом цену надо предложить адекватную. Как работать на таких условиях? Как можно что то заработать, оставаясь честным налогоплательщиком? Современный грабеж...

    • Анонимно
      19.02.2015 19:50

      отжимают потому что дают, не вы так другой это рынок, пусть продукция будет "кака", но кто то обязательно предложит... и потребитель будет это "жрать" потому что дешевле. Осенью в Челнах была ярмарка Белорусских производителей, люди стояли в очередях за колбасой за 600 руб и восхищались какая она замечательная, хотя можно пойти и купи ту же Российскую за эту же цену будет отличного качества, а не покупать сомнительного качества за 200 рублей.

  • Анонимно
    19.02.2015 08:44

    Да в ваших магазинах самые высокие цены. Причем растут на те товары, которые к валюте никакого отношения не имеют. А в федеральных магазинах - скидки

    • Анонимно
      19.02.2015 09:23

      Ну не надо! Ниче не самые. Смотря на какой товар. У меня, например, возле дома и Челны-хлеб, и Магнит, и Камилла, которую выкупил Эссен. В Магнит я вообще не хожу - там даже запах какой-то гнилой.И обслуживание совковое, и товары не самые лучшие. В самом магазине не развернуться, с корзиной так вообще застрять можно. В Камиллу захожу исключительно за определенными продуктами, которых нет в Челны-хлебе. К слову, когда Махеев выкупил сеть Камиллу, все думали, что он подтянет уровень ее до Эссеновских магазинов. Но этого почему-то не произошло. И остается только Челны-хлеб. Согласна, что тоже не все там можно купить. Но основные продуктовые потребности моей семьи он, например, удовлетворяет. И мясо я, кстати, всегда там беру, хотя раньше думала, что лучше брать на рынке.

  • Анонимно
    19.02.2015 09:14

    Недавно сделал для себя открытие, готовился к новоселью был большой перечень продуктов. Сначала думал поехать в Эссен, Ленту но решил съездить сначала Закамье. Купил почти все и на обратном пути заехал в Ленту и Эссен докупить кое что и РЕАЛЬНО цены там выше в 2 РАЗА! Задумался, зашел в ларек на остановке цены такие же как Эссене а некоторые даже дороже! В итоге смысл гипермаркета где можно купить все сразу и дешевле пропадает. Как я понял произошел захват рынка сначала выгнали всех из подземок, ларьков, микрорынков а теперь взвинтили цены.

  • Анонимно
    19.02.2015 09:36

    Эдуард Рафаэлевич! Очень хорошая статья, но Вы не ответили на вопрос о покупке хлебозаводов Нижнекамска и Альметьевска!!! Ждем комментариев!!!

  • Анонимно
    19.02.2015 10:35

    Уважаемые Татарстанцы!!!Говорят что рынок всё решит рынок всё отрегулирует.Нет не решит рынок не отрегулирует рынок.Это уже давно стало понятно Западным экономистам.А нашим доморощенным экономистам никак не этого понять.Вроде и Маркса изучали,Человек существо ненасытное.Вот здесь необходимо гос.вмешательство.Российские Ритейлеры это ненасытные АКУЛЫ.Что бы поставщику товара заехать на прилавок Ритейлера эта акула требует себе огромные преимущества даже не продав ни одной единицы товара.Вообще Ритейлер все не эффективные затраты ложатся на поставщика и покупателя.Это естественно но нужно меру знать а Ритейлер меры не знает.ГОСУДАРСТВО должно регулировать норму прибыли и затрат законодательно.За образец нормы прибыли и затрат в цифровом выражении можно взять нормы прибыли и затрат у любого Европейского Ритейлера.

    • Анонимно
      19.02.2015 11:10

      Абсолютно с вами согласна.Государство должно регулировать.

  • ЧеКа
    19.02.2015 10:44

    Если местные сети вместе с отдельными магазинами не создадут "закупочный союз" - они будут постоянно проигрывать федералам уже на входной цене и как следствие ценами на прилавке..Впоследствии необходимо подтянуть в этот союз местные сети из соседних регионов. Создание союза позволит не только выбить у поставщиков более низкие цены, но и снизить издержки за счет сокращения количества менеджеров по закупкам имеющихся сейчас у каждой сети....

    • Анонимно
      19.02.2015 16:17

      Азат Д".Впоследствии необходимо подтянуть в этот союз местные сети из соседних регионов. " - и получится очередная федеральная сеть.И почему у "Бехетле" не получилось, может дело в руководителях, без местного адм. ресурса не тянут?

  • Анонимно
    19.02.2015 10:56

    В последние месяцы с удивлением замечаю, что цены в Челны-Хлебе стали чуть ниже, чем в Эссене, Камилле и даже в Магните.Прям волшебство какое-то. Стал чаще туда заходить. Пара рубликов, конечно, для семейного бюджета погоды не делают. Но если в одном месте три магазина стоят, то лучше забегу туда , где чек получится поскромнее.

  • Анонимно
    19.02.2015 11:13

    Нравятся продукты собственного производства ЧХ. У них много всякой выпечки интересной, салаты-малаты, борщи, солянки, вторые блюда. Особенно в обед забежать удобно, чтобы на работе перекусить - дома не всегда есть, что покушать. По крайней мере, в магазинах других сетей, которые возле нашего офиса находятся, такой выбор никто не предлагает.

  • Анонимно
    19.02.2015 11:56

    Все эти кризисы, ценовые войны, поглощения и другие безобразия, ИМХО, от нарушения закона необходимого разнообразия. В данном случае разнообразия форм розничной торговли. Так как потребители в своем роде разнообразны в своих запросах, то и предложения должны быть разнообразны. А тут получается хотят всех причесать под одну гребенку.

  • Анонимно
    19.02.2015 14:00

    Вынужден экономить, поэтому хожу в Магнит

  • Анонимно
    19.02.2015 17:27

    Давно разочаровался в федеральных ритейлерах: и по работе (являюсь поставщиком), и как покупатель. Взаимодействие с их коммерсантами усложнилось, оплаты задерживают. На полках магазинов ассортимент упал, цены зашкаливают....

  • Анонимно
    19.02.2015 17:49

    За скидки на хлеб - огромное спасибо Юнусовым! Молодцы! Но ассортимент в магазинах Челны-Хлеб стал гораздо беднее, а по фруктам и овощам - еще и недоступным.

  • Анонимно
    19.02.2015 18:29

    Живу в Казани.Раз в квартал бываю в Челнах,Ульяновске,Чебоксарах,Йошкар-Оле,Уфе итд,объезжаю все сетевые магазины.Вывод:в сетях,особенно в Ленте,особенно по акционному товару по каталогам цены значительно ниже обычных.Сеть Челны-хлеб дорогая,кроме хлеба интересных видов ничего у них не покупаю.Сеть Эссен дорогая,ничего не покупаю у них ,кроме как по каталогам.В Казани на Пр.Победы видимо и закрылся из-за неспособности конкурировать по ценам.Но люблю в Челнах в Эссене на 1автодороге купить готовую еду,чтобы по дороге покушать спокойно на обочине.В кафе заходить получается дороже,а иногда и невкусно.

  • Анонимно
    19.02.2015 21:18

    К чёрту удащливых. ФАС должна следить за тем, чтобы ни один из игроков рынка не превышал своей доли и не возникал ценовой сговор, в остальном пусть крутятся, как хотят.Неплохо было бы впустить в РФ международные ритейлерские сети. Один опыт "Ашана" чего стоит.

  • Анонимно
    19.02.2015 21:53

    Дельная статья. Можно порадоваться, что в Татарстане есть такие люди как Юнусов. Большая часть татарстанских руководителей ему и в подметки не годятся.

  • Анонимно
    19.02.2015 23:04

    не успела вопрос задать в прошлый раз. не скоро доведется чувствую. все магазины шпионят друг за другом, тайные агенты )). неужели это делает погоду )). о другом. хорошее решение Челны-хлеб придумал. под своей маркой молоко выпускать в ижевске, и молока больше 900гр в упаковке, цена конечно тоже, но вкус молока намного лучше "просто молоко". хотя бы за это стоит похвалить. в некоторых магазинах не мешало бы конечно что-то поменять. они устарели,но ходить в них всё равно будут. да и корзинки заменить. хлеб свой испортили. я понимаю черствый хлеб девать некуда. не выбрасывать же. ну так если добавляешь остатки, делай так, чтоб это не чувствовалось, а то как не порежешь так они находятся. В остальном желаю успехов руководителю и достойных подчиненных. команды, а не "сборища талантов"

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль