Строительство и недвижимость 
10.03.2015

Гроза проектировщиков Татарстана Вадим Маркелов уходит в тень

Как экс-глава Альметьевска Мазит Салихов встал на страже низких смет

Первый день работы на новом посту сегодня у экс-главы Альметьевского района Мазита Салихова, который теперь руководит управлением госэкспертизы и ценообразования по строительству и архитектуре. «БИЗНЕС Online» выяснил, что новая структура объединит функции управления госэкспертизы и республиканского инженерно-технического центра и, по сути, становится новым центром силы в отрасли. Под ее контроль подпадут и расходы на многомиллиардные бюджетные стройки.


Управление государственной экспертизы и ценообразования по строительству и архитектуре, которым предстоит руководить Мазиту Салихову, было создано лишь 20 февраля
Управление государственной экспертизы и ценообразования по строительству и архитектуре, которым предстоит руководить Мазиту Салихову, было создано лишь 20 февраля

«МАЗИТ ХАЗИПОВИЧ ВСЕ-ТАКИ СТРОИТЕЛЬ...»

Государственное автономное учреждение «Управление государственной экспертизы и ценообразования по строительству и архитектуре», которым предстоит руководить Мазиту Салихову, было создано лишь 20 февраля постановлением правительства РТ. Согласно документу, новое управление создается на базе существующего управления государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре, которое возглавляет Вадим Маркелов.

Впервые о новой структуре стало известно на сессии в Альметьевске, когда отставка Салихова уже была проанонсирована. Выступая, президент РТ Рустам Минниханов намекнул о его новых задачах. «Мазит Хазипович все-таки строитель. У нас большие объемы строительства, поэтому мы создаем специальную структуру, которая будет и технологические, и ценовые вопросы контролировать», — сказал президент.

Как стало известно «БИЗНЕС Online», помимо госэкспертизы новая структура объединит в себе и республиканский инженерно-технический центр (ООО «РИТЦ»). И Вадим Маркелов, и гендиректор ООО «РИТЦ» Ильяс Ахметзянов в новом управлении возглавят свои направления. Предполагается, что коллективы двух структур также перейдут под единое крыло.

В настоящее время процесс реорганизации еще в самом начале. До 20 - 25 апреля минстрой должен утвердить устав ГАУ и зарегистрировать новую структуру. Однако уже ясно, что в строительной отрасли появляется новый центр силы, с которыми придется считаться многим игрокам.

МАРКЕЛОВ СХОДИТ С ОРБИТЫ?

Маркелов, который в новой структуре оказывается на вторых ролях (во всяком случае, формально), — личность крайне влиятельная в строительной сфере. Он возглавляет управление с декабря 2003 года. Его можно назвать выходцем из команды экс-мэра Казани Камиля Исхакова — с 1989 по 2003 год он руководил Приволжским районом Казани вначале как председатель райисполкома, а потом как глава администрации.

Вадим Маркелов – личность крайне влиятельная в строительной сфере
Вадим Маркелов — личность крайне влиятельная в строительной сфере

Итого — 14 лет, что по нынешним временам редкая стабильность для такой должности. Да и более 11 лет на достаточно конфликтном посту руководителя госэкспертизы тоже говорят о многом.

По данным источника «БИЗНЕС Online» в строительной отрасли, Маркелов был на хорошем счету и у прежнего министра строительства Марата Хуснуллина (как глава госэкспертизы Маркелов проработал с ним 7 лет), и у нынешнего — Ирека Файзуллина. Однако говорят, что в последнее время у 64-летнего руководителя начались проблемы со здоровьем. Реорганизация управления отчасти связана и с этим, предполагает наш источник. Получить комментарий самого Маркелова газете «БИЗНЕС Online» не удалось.

Участники рынка на условиях анонимности признают, что Маркелов был хорошим специалистом, но снятие его с первого поста означает постепенный уход в тень и появление нового генерала, с которым, правда, профессиональное сообщество близко пока не знакомо.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЛОНО ГОСУДАРСТВА

Что касается ООО «РИТЦ», то основное его направление деятельности — ценообразование и сметное нормирование в строительстве. В СМИ структура упоминается крайне редко, но, как правило, в одном — и довольно громком — ключе: татарстанские строители жалуются на низкие цены. В кризисном 2010 году они высказали РИТЦ свое недовольство тем, что вынуждены работать по ценам двухгодичной давности. Еще более громкое возмущение прозвучало спустя два года — в 2012 году. Выступили руководители крупных казанских стройкомпаний — ОАО «Казаньцентрстрой» и ООО «Акташ», объясняя свое недовольство тем, что участие в программе соципотеки ведет их к убыткам и разорению (за основу берутся цены РИТЦ). Бунт подавлял глава антикоррупционного управления Кремля Марс Бадрутдинов, который через месяц доложил на совещании Минниханову о результатах проверки в этих компаниях. Возмущений больше не было.

Интересно, что РИТЦ, изначально принадлежавший минземимущества РТ, в августе 2014 года был преобразован в ООО с частными собственниками, в числе которых Алексей Сидоров, Фарида Галиахметова, а также ООО «Энергоавтоматика» (принадлежит Ильнару Ахметзянову и Елене Ахметзяновой). Генеральным директором по-прежнему является Ильяс Ахметзянов.

«Наша деятельность тесно связана с разработкой государственных нормативов и формированием государственных цен в области государственного строительства. В этом ключе было принято решение, что в форме государственного учреждения работа была бы более логична», — сообщил «БИЗНЕС Online» Ильяс Ахметзянов.

Дальнейшая судьба ООО «РИТЦ» после передачи полномочий в новое управление пока остается открытой. Ахметзянов предположил, что компания, возможно, изменит свой профиль.

С ЧЕМ БУДЕТ «КОНЧАТЬ» СТРОИТЕЛЬНЫЙ МЕГАРЕГУЛЯТОР

Таким образом, новая структура Салихова сосредоточит в своих руках контроль и за проектами, и за сметами — во всяком случае, по бюджетным стройкам. Это делает его одной из влиятельный фигур в стройкомплексе.

Помимо госзаказа услугами госэкпертизы пользуются и частные застройщики. Причем удовольствие недешевое: например, экспертиза жилого дома от 6 до 8 тыс. кв. м обойдется примерно в миллион рублей, отметил один представитель стройсферы. Другой сообщил, что стоимость экспертизы повышается из года в год — у дома на 30 тыс. кв. м она выходит в 1,5 - 2 млн. рублей. Впрочем, те, кому дорого, могут получать заключение и в частной организации.

И все же главная миссия Салихова, судя по всему, в том, чтобы навести порядок в расходах на государственные стройки. «Назрела необходимость оптимизации и повышения прозрачности стоимости строительства, организации системной работы по реформированию отраслевого ценообразования с целью приведения ее в соответствие с рыночными условиями экономики и современными нормативно-правовыми требованиями», — так прокомментировали задачи новой структуры в официальном комментарии от пресс-службы минстроя РТ, поступившим в распоряжение «БИЗНЕС Online».

Главная миссия экс-главы Альметьевска – навести порядок в расходах на государственные стройки
Главная миссия экс-главы Альметьевска — навести порядок в расходах на государственные стройки

Отметим, что необоснованные бюджетные траты в строительстве — предмет неоднократного публичного гнева президента РТ. «Коррупция — это не всегда то, что украли, — заявил, в частности, Минниханов в конце прошлого года на заседании антикоррупционного совета в Кремле. — Коррупция — это, например, когда мы строим ненужные объекты или объекты с немыслимыми объемами. Мне дали один объект на реконструкцию — там «цена» одного квадратного метра составляет 70 - 80 тысяч рублей. Это реконструкция! А новый объект построить с хорошим оснащением — 40 - 50 тысяч рублей. И такое происходит повсеместно! Пора кончать с этими делами!»

«Кончать с этими делами», видимо, во многом и предстоит экс-главе альметьевской администрации.

«ЭКСПЕРТИЗУ ВСЕГДА СТАРАЕМСЯ ДЕЛАТЬ У МАРКЕЛОВА»

Эксперты оценили для газеты «БИЗНЕС Online» перемены в строительной экспертизе.

Андрей Беляков — директор ООО «Бриз»:

— Маркелову могу выразить только свое уважение. Профессионал, человек на своем месте. Что касается ситуации в целом, то мы уже на 50 процентов перешли в негосударственные экспертизы, поскольку госэкспертиза у Маркелова одна, а негосударственных — десятки. По ценам они близки, но по срокам сейчас они стали немного сдавать свои позиции, видимо, из-за того, что идет большой объем бюджетного строительства: детские сады, различные учреждения. Хотя мы всегда стараемся экспертизу делать у Маркелова, потому что там доверия к результату больше.

Альмир Салахов — заслуженный строитель РТ:

— Считаю роль экспертизы чрезвычайно важной на всех этапах, но у меня впечатление, что во времена Советского Союза она была несколько выше, чем сейчас. Во всяком случае, были случаи, когда подрядчик позволял себе применить ненужные, неподходящие материалы, потом случалось ЧП, говорили о вине подрядчика. А где экспертиза была? Причем речь идет не только о сметных делах, но и о технических вопросах, о соответствии, например, применяемых материалов тем задачам, которые они должны выполнять. Точно так же по разработке и применению соответствующих конструкций, которые тоже должны быть оптимальными, наиболее экономичными и, естественно, надежными. Это мне представляется весьма важным. Ведь в свое время экспертиза была по каждой отрасли. Мне в бытность заместителем министра сельского хозяйства пришлось заниматься преимущественно сельским строительством, и у нас была достаточно мощная экспертиза. Были специалисты, которые в течение многих лет специализировались на определенных направлениях и могли грамотно и профессионально оценить проект.

Если последние кадровые перемены направлены на повышение профессионализма, на углубление технических аспектов работы экспертизы — хотя финансовый компонент, безусловно, важен, государственную денежку надо беречь — это важно. Могу сказать, что, к сожалению, бывали случаи, когда объекты, прошедшие экспертизу, показывали не лучшие свои характеристики.

Рустем Яхин — руководитель ГК «АванЭксперт»:

— Главной задачей госэкспертизы, на мой взгляд, является контроль за бюджетными стройками. Здесь два аспекта: во-первых, смета. Каждая стройка — это огромные деньги, важно, чтобы не было завышения цен или, наоборот, занижения. Именно поэтому закон предусматривает прохождение госэкспертизы для бюджетных объектов. Во-вторых, многолетний опыт и отработанность технологии, наличие возможности развиваться, быть передовиками в своей области. Например, госэкспертиза РТ начала рассмотрение объектов с применением BIM-технологий (информационное моделирование здания), что позволяет гораздо быстрее и лучше проверять сложные объекты. В общем, здесь есть гарантия стабильного качества. С другой стороны, госэкспертиза все же остается госорганом.

Напротив, существуют негосударственные экспертизы — они привлекают высоким уровнем сервиса, сжатыми сроками, тут вы понимаете, что находитесь в роли клиента, но оборотная сторона любой коммерческой отрасли — нужно уметь выбрать правильного подрядчика. Ведь у некоторых не отработана технология проведения экспертизы, у некоторых отсутствует штат необходимых специалистов, а некоторые сделают все качественно и очень быстро, окажутся действительно передовой организацией.

Справка

Вадим Сергеевич Маркелов — начальник управления государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре.

День рождения: 18 февраля 1951 года.

Родился в Казани. Окончил Казанский инженерно-строительный институт (1973), Академию народного хозяйства при правительстве РФ (1992).

1973 - 1989 — мастер, прораб, главный инженер в тресте «Казаньпромстрой».

1989 - 1992 — председатель Приволжского райисполкома.

1992 - 2003 — глава администрации Приволжского района, Казань.

2000 - 2004 — депутат Госсовета РТ второго созыва.

С декабря 2003 года — начальник управления государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре.

Заслуженный строитель Республики Татарстан.

Награжден медалью им. Первого трижды героя Советского Союза А.И. Покрышкина, знаком «За отличие в службе» второй степени.

Женат, имеет двоих сыновей.

Мазит Салихов родился 8 октября 1965 года в деревне Татарская Икшурма Сабинского района ТАССР. Служил в армии в 1984 - 1986 годах, затем стал дорожным мастером и прорабом азнакаевского управления автомобильных дорог «Татнефти». В 1998 - 2005 годах — главный инженер, начальник альметьевского управления филиала ООО «Татнефтедор». В 2005 году — первый замглавы администрации Альметьевского района и города Альметьевска.

В 2006 - 2010 годах стал руководителем исполкома города Альметьевска. В 2010 - 2011 годах назначен руководителем исполкома Альметьевского муниципального района, в 2011 году — и.о. главы Альметьевского района. В марте 2012 года стал председателем совета района и города, главой Альметьевского района и Альметьевска.

Как повысить эффективность бюджетных расходов на строительство? (10.03.15-11.03.15)
56%Необходимо больше контроля – масса средств разворовывается
22%Нужно менять устаревшие строительные нормы
3%В принципе, большого перерасхода нет, контроль работает
19%Нельзя без конца «продавливать» строителей – падает качество
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.03.2015 08:40

    Действительно, технично задвинули Маркелова. Его ведомство очень было влиятельно среди строителей и архитекторов. Изящно, изящно.

  • Анонимно
    10.03.2015 08:41

    Газете нужно было вспомнить еще скандал с сыном Маркелова, через которую делались дела Госстройэеспертизы. Звоночек уже тогда прозвучал

  • Анонимно
    10.03.2015 08:46

    Грамотный передел.

  • Анонимно
    10.03.2015 08:49

    маркелов не пропадет, у него частные экспертизы есть где штат госэкспертизы трудится

  • Анонимно
    10.03.2015 08:52

    Спрашивается а для чего ГИСУ с Айзатуллиным?

  • Анонимно
    10.03.2015 09:05

    достойный человек строителей не обидит

  • Анонимно
    10.03.2015 09:11

    А экспертизу проектных решений для бюджетных строек кто будет делать?

  • Анонимно
    10.03.2015 09:12

    Конечно Маркелов В.С. молодец, однако его экспертизы по капремонту жилых домов никакой критики не выдерживают !Ежегодно ПСД не соответствует фактическим объемам и приходится до конца года корректировками заниматься! Как уж они проходят экспертизу - понять нельзя!В.С.Маркелов сам производственник, строитель, хороший и профессиональный руководитель, однако нужно кадров уже менять,пенсионеров увольнять, молодых кадров привлекать,со строительным образованием.

    • Анонимно
      10.03.2015 10:29

      Во-первых,по капремонту ПСД не рассматривается, а представляются готовые дефектные ведомости с объемами работ, согласованные ГЖИ и утвержденные заказчиком.

    • Анонимно
      10.03.2015 22:30

      Судя по биографии, он уже с 1989 года не строитель.

  • Анонимно
    10.03.2015 09:43

    Жалко Максима Маркелова, теперь придется чем то самостоятельным заниматься, можно сказать своим трудом зарабатывать.

  • Анонимно
    10.03.2015 09:59

    Вы главное прочитали? Откуда он родом? Где деньги, там и они. Копейка мимо кармана не пролетит. Браво.

  • Анонимно
    10.03.2015 10:23

    А вы забыли для чего создали СРО, куда идут огромные средства от их деятельности.Одной из обязанностей СРО было создание строительных нормативов, ЕНиРы на новые материалы и т.д., в том числе затрагивая и ценообразование. Как быть?А в Москве в ФЦЦ что творится у Ермолаева Е.Е...

  • Анонимно
    10.03.2015 11:14

    Посмотрите на два фото....У кого проблемы со здоровьем ? Один старше другого на 14 лет...

  • Анонимно
    10.03.2015 12:12

    кто не сотрудничал, к ним в гости заходила налоговая полиция (((

    • Анонимно
      10.03.2015 17:52

      ...тонко подмечено

    • Анонимно
      11.03.2015 14:09

      Так у Маркелова же другой сын в налоговой работает. Так, что с налоговой у них всё норм должно быть.

      • Анонимно
        11.03.2015 16:52

        Другой сын Маркелова - Сергей Вадимович Маркелов - заместитель начальника оперативно-розыскной части экономической безопасности и противодействия коррупции No7 (полинии налоговых преступлений) МВД по РТ. Так что никаких проблем с налоговой быть не может.

  • Анонимно
    10.03.2015 12:53

    Они там в экспертизе ни с кем не пропадут... Такие денежки заколачивают!!!!

  • Анонимно
    10.03.2015 14:40

    С этой госэкспертизой одна волокита, привыкли работать вне конкуренции. С частниками быстрее, дешевле и надежнее. Работал с Яхиным, обратно во вневедомственную больше не ногой.

    • Анонимно
      10.03.2015 17:52

      Плюсую. С госэкспертизой вечные головные боли - то это, то то.. Столько нервов вымотали! Был у Яхина - две недели, в два раза дешевле, да и с ГАСНом проблем нет, хоть и негосэкспертиза.

      • Анонимно
        10.03.2015 18:32

        Тоже соглашусь. С Яхиным приятно работать. Кстати, уважаемая редакция БО, вот пример построения бизнеса в РТ, о котором можно рассказать на Ваших страницах.

      • Анонимно
        11.03.2015 08:53

        За две недели можно только из представленных текстовых разделов "сляпать" заключение, тем более в два раза дешевле. Проблемы будут потом, когда при строительстве обнаружится, что смежные разделы сделаны не согласованно друг с другом (потому как разные проектные организации по договору привлекаются). Смешно, когда утверждают, что в два раза дешевле и в два раза быстрее - это супер здорово. При низком уровне проектной продукции, застройщик заинтересован должен быть в качестве экспертизы, данное желание спасет от большого количества разочарований и проигранных судов.

        • Анонимно
          11.03.2015 10:25

          Если проектировщик серьезный, то все смежники у него либо свои, либо под хорошим контролем. Так что кто умеет проектировать и оперативно работать может за 2 недели нормальное заключение получить. По цене: госэкспертиза работает с пастонавлениями, к тому же штат раздут, к сожалению, не только профессионалами, к тому же как и любая гос. структура довольна инертна. Сам работал с частниками и больше в гос. экспертизу нести проекты желания нет. Вообще, с появлением коммерческой экспертизы работать стало легче, даже вневедомственная стала лучше работать.

          • Анонимно
            11.03.2015 11:09

            Негосударственная работает с теми же постановлениями (другого быть и не может), а если негосударственная позволяет себе работать не с постановлениями (в рамках градостроительного кодекса) как Вы намекнули, а по договоренности, то необходимо ГАСНу и правоохранительным органам обратить на их заключения особенное внимание. Уважаемый, зачем экспертизу подставляете? Все таки надо уважительно относиться к любым специалистам, будь то государственные, будь то негосударственные. Каждый делает свое дело!

            • Анонимно
              11.03.2015 14:48

              Извините, но вы знакомы с процессом проектирования и экспертизы? С каких пор частникам обязательно выставлять цену по пастонавлению?

            • Анонимно
              11.03.2015 14:48

              Извините, но вы знакомы с процессом проектирования и экспертизы? С каких пор частникам обязательно выставлять цену по пастонавлению?

        • Анонимно
          11.03.2015 10:34

          К сожалению реалии таковы что сначала строится обьект, а документация выходит уже после его строительства. Здесь проблема не в конкретном этапе экспертизы ПД, а системная ошибка во всем этапе строительства. Вот это надо менять, а не подводить под то что эксперты во всем виноваты.

  • Анонимно
    10.03.2015 17:11

    Али.

    РНМ , очень внимательно читал обе книги Ли Куан Ю.
    2/3 в парламенте и ТД.
    Супер.

  • Анонимно
    10.03.2015 18:49

    Самая хорошая экспертиза, всегда придирались только по существу, в отличие от левых шаражек, которые кроме ГОСТА на оформление ничего не проверяют.

    • Анонимно
      11.03.2015 07:57

      Согласен. В погоне за скоростью и деньгами в независимой экспертизе лишних вопросов задавать не будут. К чему это приведет? Поживем увидим.

  • Анонимно
    11.03.2015 13:05

    Будущее однозначно за негосэкспертизами, такими как АванЭкперт, НМЭ, Стройэкспертиза и пр. А в госэкспетризе качество проверки очень низкое, подтверждение тому - обрушения, скандалы, суды

  • noname
    11.03.2015 15:07

    Добрый день.Мне, конечно, очень приятно внимание, но,прочитав то, что здесь написано, вынужденвмешаться.Во-первых, две недели и полцены – это, конечно, перехвалили. Такие случаи единичны. Хотя бывает - либо проектировщик давно со мной работает и уже вышколен, либо объект маленький, а проектировщик очень оперативен.Во-вторых, сроки: изначально в экспертизу берутся только объекты, которые не имеют критических ошибок и сделаны так, что получат положительное заключение. Если все-таки входной контроль пропустил объект с фундаментальными ошибками, то экспертиза приостанавливается и проект уходит на доработку.И последнее, что хотел добавить: те, кто регулярно проходит экспертизу, во всяком случае, мои клиенты, в большинстве своем ведут со мной проект с первого листа. Уже на этом этапе мы избегаем большей части ошибок.По вопросу несогласованности разделов, кстати, действительно проблема- тут исправили, там поправили, между собой не согласовали. Но здесь и Вадим Сергеевич, и Мы, и любая другая экспертиза работают по принципу двойной проверки и согласования взаимосвязанных изменений.И насчет заинтересованности заказчика в экспертизе- вчера беседовал с хорошим знакомым, он, зная, что на рынке есть предложения дешевле нашего, спросил, за что - я сказал качество - он ответил, а в чем качество-то? Мне же бумажка нужна. Тут ему и объяснил, что когда строить будет, вспомнит про качество, и стройнадзор ему припомнит про это качество, сверяя параметры здания с заключением экспертизы. А в Москве так реально каждое заключение перепроверяется при выдаче разрешения, что убивает половину шарашек.С уважением, заместитель директора ООО «АванЭксперт» Хайбулин А.М.

    • Анонимно
      11.03.2015 16:33

      Отличный комментарий, Альберт!

    • Анонимно
      11.03.2015 17:05

      Судя по заявлению, эксперты Вашей организации представляют консультационные услуги при проектировании с самого начала проекта (ведут проект с первого листа, смело! ничего не скажешь), нарушая при этом действующее законодательство (за это лишают аккредитации). В соответствии с разделом I п.3 и п.4 Положения «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденное постановлением Правительства РФ №145 от 05.03.2007г – организация по проведению государственной экспертизы обязана разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц порядок проведения государственной экспертизы.Сроки и расценки экспертизы тоже регламентированы выше указанным Положением.

      • noname
        12.03.2015 09:07

        Наш постоянный клиент может посоветоваться с нашим экспертом по соответствующему разделу при принятии сложного решения в процессе проектирования, в этом нет ничего противозаконного. На этой стадии мы фактически не проводим экспертизу, но предупреждаем о возможных серьёзных ошибках. Если говорить о цене, то частным экспертизам не запрещено делать скидку от рассчитываемой в постановлении Правительства РФ №145 стоимости

        • Анонимно
          12.03.2015 10:50

          Здорово! Постоянным клиентам - две недели экспертиза, в два раза дешевле, а еще и сначала проектирования эксперты консультируют при проектировании! Круто, ничего не нарушают (как им кажется)! Все застройщики должны идти в негосударственную экспертизу, ТАМ КОММУНИЗМ!

      • Анонимно
        12.03.2015 10:43

        Яхин Рустем Рамилевич
        Тут уже я вмешаюсь.
        Коммерческое предприятие может консультировать кого хочет и как хочет. Для есть отдельные люди и договора.
        Про экспертное сопровождение почитайте для начала это два.
        И третье ведь в этом случае качество проектов напорядок выше, а работа эффективнее.
        Вы себя послушайте- нарушаете ...... .
        Мы должны проектанту максимально помочь выпустить качественный проект, а не мозг прополоскать.
        Вы думаете то, что я буду отказывать в консультациях улучшит и без того находящуюся в разрухе проектную сферу?

  • Анонимно
    12.03.2015 10:52

    Яхин Рустем Рамилевич.

    Тут уже я вмешаюсь.

    Во-первых, коммерческое предприятие может консультировать, кого хочет и как хочет. Для этого есть отдельные люди и договоры.

    Про экспертное сопровождение почитайте для начала - это второе.

    И третье: ведь в этом случае качество проектов на порядок выше, а работа эффективнее.

    Вы себя послушайте - нарушаете …

    Мы должны проектанту максимально помочь выпустить качественный проект, а не мозг прополоскать.

    Вы думаете то, что я буду отказывать в консультациях, улучшит и без того находящуюся в очень странном состоянии проектную сферу?

  • Анонимно
    14.03.2015 14:40

    Раньше всем этим занимался Стройбанк: контроль проектной документации, контроль за сметами, контроль в процессе строительства, приемка в эксплуатацию.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль