Общество 
18.06.2015

По следам волоса пророка: что стоит за широким жестом Талгата Таджуддина в Болгаре?

«БИЗНЕС Online» выяснил, что одна из семей Казани с древних времен хранит свою частицу бороды Мухаммеда

Пока Болгар гордился обретенным на днях волосом Мухаммеда, десятки тысяч мусульман стекались в село Шыгырдан Чувашии. Накануне, в преддверии Рамадана, там завершилась выставка сразу 13 ценных реликвий ислама. На фоне всплеска интереса к мусульманским артефактам «БИЗНЕС Online» выяснил, не обидно ли башкирам отдавать свою святыню Татарстану, почему ни одна сакральная вещь не может покинуть Абу-Даби без позволения Рамзана Кадырова и сколько всего волос оставил потомкам основатель ислама.

На празднике «Изге Болгар ?ыены» Рустам Минниханов принял из рук Талгата Таджуддина волос пророка Мухаммеда, который отныне будет храниться в Белой мечети
На празднике «Изге Болгар җыены» Рустам Минниханов принял из рук Талгата Таджуддина волос пророка Мухаммеда, который отныне будет храниться в Белой мечети (фото: president.tatarstan.ru)

СВЯТЫНИ В ШЫГЫРДАНЕ И БОЛГАРЕ

В преддверии начала Рамадана мусульмане Татарстана, всего Поволжья, других регионов страны и ближнего зарубежья спешили посетить выставку благодатных реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. В течение трех дней начиная с 15 июня впервые в истории Центральной России в селе Шыгырдан Чувашской Республики были представлены 13 реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. Это его волосы, ключи и замки Каабы (кубовидное построение в середине самой посещаемой в мире мечети «Аль-Харам» в Меккеприм. ред.), кувшин Биляла ибн Рабаха аль-Хабаши — муэдзина пророка Мухаммеда и другие.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из организаторов выставки, муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашской Республики Альбир Крганов, все эти реликвии на три дня любезно предоставил муфтий Дагестана Ахмад хаджи Абдуллаев. По его словам, за это время центральную Соборную мечеть имени «Трех сподвижников» посетили порядка 25 - 30 тыс. верующих, желающих получить благодать пророка, отстояв для этого длинную очередь. Возникший ажиотаж напоминает нашумевшие православные выставки — пояса Богородицы, даров Волхвов и т.д. Посетил выставку и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, который приехал не с пустыми руками, добавив к выставке хранящуюся у него частицу хаджар асвад (черный камень с угла Каабы) и покрывало усыпальницы имама Раббани.

«В исламе есть табаррук — обретение благодати. Конечно, всю, полную благодать дает только Аллах. И тем не менее по милости Всевышнего есть вот такие благодатные вещи, к которым верующие люди относятся с особым уважением», — пояснил Крганов.

Напомним, в минувшее воскресенье, то есть за день до открытия выставки, как уже писал «БИЗНЕС Online», в ходе праздника «Изге Болгар җыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял из рук председателя центрального духовного управления мусульман РФ Талгата Таджуддина волос пророка Мухаммеда, который, как было объявлено, отныне навечно будет храниться в Белой мечети. В церемонии принял участие внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди, а глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев назвал поступок Таджуддина великим и выразил надежду, что на священной земле Болгар «будет баракат» (благополучие). Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии.

В селе Шыгырдан были представлены 13 реликвий, связанных с пророком Мухаммедом
В селе Шыгырдан были представлены 13 реликвий, связанных с пророком Мухаммедом (фото: dumrt.ru)

Город Болгар — первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада». По словам источников «БИЗНЕС Online», щедрый дар оказался полной неожиданностью для всех. И, к слову, нет окончательного решения, как конкретно хранить и выставлять артефакт.

Передача волоса пророка Мухаммеда в Белую мечеть и выставка в Чувашии, естественно, вызвали интерес к реликвиям не только со стороны мусульманской общественности. Насколько можно верить в то, что переданный в Болгар волос действительно принадлежит пророку Мухаммеду? Откуда он появился в Уфе? Насколько редко встречаются такие реликвии и в чем их ценность? В этом попытался разобраться «БИЗНЕС Online».

ВОЛОСЫ В ПОДАРОК ИЗ ТУРЦИИ И ИНДИИ

«110 лет волос хранился в Уфе, — пояснил предысторию своего дара сам Таджуддин. — До этого — в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

Как сообщается на официальном сайте ЦДУМ РФ, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммадьяр Султанов (1837 - 1915) в начале прошлого века в составе официальной делегации из пяти человек от Российской империи отправился в Мекку для совершения хаджа. До того муфтии ездили только как частные лица. На обратном пути он был приглашен в Стамбул, где турецкий султан Абдул-Хамид II в знак большой признательности российским мусульманам выделил ему из своей сокровищницы три (по другим данным, два) волоса с бороды пророка Мухаммеда. С тех пор эта священная реликвия хранится в духовном управлении в Уфе и бережно передается от муфтия к муфтию.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель центра исследований Корана и Сунны РТ Фарид Салман, в Турцию волосы пророка в свое время попали, по всей видимости, из Мекки и Медины. «Перед тем, как ваххабиты захватили священные города и разграбили их (начало XIX века прим. ред.), турецкие султаны успели вывезти большинство реликвий в Стамбул», — сказал Салман. По преданию, после смерти пророка преданный ему цирюльник сбрил бороду Мухаммеда и сберег ее. Сегодня эта реликвия хранится во дворце-музее «Топкапы» в Стамбуле и ее могут видеть все желающие. В день дворец посещают несколько тысяч человек. Также несколько волос из бороды священного пророка хранятся и в индийской мечети «Хазратбал», и в Тюменском областном музее. Туда волос пророка попал в конце XIX века стараниями тюменского купца-мецената Нигматуллы-хаджи Кармышкова-Сейдукова и хранился в мечети Юрт Ембаевских, пока в 20-х годах прошлого века не был изъят и передан в музей.

Фарид Салман: «В Татарстане есть еще один человек, у которого хранится священный волос пророка. Называть его имя я считаю неэтичным. Тем не менее, молю Всевышнего наставить его на принятие ответственного в своей жизни решения»
Фарид Салман: «В Татарстане есть еще один человек, у которого хранится священный волос пророка. Называть его имя я считаю неэтичным. Тем не менее молю Всевышнего наставить его на принятие ответственного в своей жизни решения»

К слову, Салман считает недопустимым, что такая реликвия используется, как музейный экспонат. «Волос должен быть возвращен верующим, — отметил Салман «БИЗНЕС Online». — Если русская православная церковь находит в музеях что-либо, связанное с житием святых, или имеющий ту или иную ценность церковный предмет, она юридически добивается возвращения этой ценности в свою юрисдикцию. Поэтому полагаю, мусульманам тоже стоит вести себя активнее в деле возвращения законному владельцу подобных реликвий».

Также Салман сообщил «БИЗНЕС Online» сенсационную новость! «В Татарстане есть еще один человек, у которого хранится священный волос пророка, — поделился мусульманский ученый-теолог. — В свое время, когда я работал муфтием Ямало-Ненецкого автономного округа, этот человек жил там. Я просил его более трепетно и бережно относиться к этому дару, который когда-то был принесен в его семью из Индии — подарен индийскими мусульманами его прадеду. Но, к сожалению, этот человек, хотя он уже в преклонном возрасте, не прислушался к моим просьбам: по состоянию на тот момент реликвия хранилась в неподобающем состоянии. Боюсь, что после него этот священный артефакт может быть утерян. Между тем если бы он пошел навстречу, то мог бы официально получить статус хранителя волоса пророка и войти в историю. Сам этот человек живет сейчас в Казани. Называть его имя я считаю неэтичным. Тем не менее молю Всевышнего наставить его на принятие ответственного в своей жизни решения», — сказал Салман и добавил, что в европейской России, насколько ему известно, других волос пророка Мухаммеда нет. Остальные российские мусульманские реликвии хранятся в Дагестане и Чечне.

ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ КАДЫРОВА!

В отличие от Татарстана, в Чечне реликвии, связанные с Мухаммедом, не в диковинку, последние несколько лет в Грозный регулярно привозят из исламских стран реликвии, принадлежавшие пророку и его сподвижникам. Тысячи мусульман из разных регионов России приезжают в Чечню, чтобы увидеть и прикоснуться к святыням, которые выставляют в мечети «Сердце Чечни».

В 2011 году в Чечню из Англии на вечное хранение были переданы чаша и два коврика, длительное время покрывавшие могилу пророка Мухаммеда. В феврале 2012 года премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган передал Чечне сразу три волоса пророка Мухаммеда, которые хранились в знаменитом турецком «Топ Капы». За несколько дней до этого из Узбекистана в Грозный был доставлен еще один волос Мухаммеда. В том же 2012 году хранитель из ОАЭ шейх Ахмад бин Мухаммад аль-Хазраджи назвал главу Чечни Рамзана Кадырова «хранителем священных реликвий», объявив, что отныне вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены из Абу-Даби только с его согласия.

В 2013 году в Грозном открылся филиал фонда по хранению реликвий пророка Мухаммеда. В праздничные дни экспонаты музея выставляются в мечетях республики. Главным же предметом музейной коллекции является чаша пророка, которой более 1,4 тыс. лет. По легенде, после смерти пророка святыня хранилась у его потомков, которые со временем покинули родину. Позже она оказалась в Великобритании, откуда несколько лет назад ее и доставили в Чечню. В знаменательные дни ее наполняют водой, которую затем раздают местному населению.

В январе прошлого года в Грозный спецрейсом из Абу-Даби прибыли реликвии, находящиеся на постоянном хранении в ОАЭ: волосы пророка, окаменелый след стопы, а также тюбетейка двоюродного брата пророка Али ибн абу-Талиба. Кадыров тогда сообщил, что их привез сын хранителя — шейх Мухаммад аль-Хазраджи и, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, увез три другие реликвии. По словам главы Чечни, такой обмен будет происходить каждые шесть месяцев.

В ноябре 2014 года из Узбекистана в Чечню привезли две чаши и волос пророка Мухаммеда. Реликвии направил в Чечню в знак уважения к семье Кадыровых их хранитель — Абдулхафиз Хан Тура. Один волос при этом остался в Узбекистане, символизируя братство чеченского и узбекского народов. Эти реликвии были подарены в начале XIX века правителю Кокандского ханства (территория современного Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии) турецким султаном. Правитель построил специальное здание для их хранения и завещал оберегать святыни уважаемой в ханстве семье — потомкам пророка Мухаммеда.

Несомненно, на статусе Болгара наличие этой реликвии отразится самым позитивным образом, привлечет паломников
Несомненно, на статусе Болгара наличие святыни отразится самым позитивным образом, привлечет еще больше паломников (фото: president.tatarstan.ru)

НЕ ОБИДНО ЛИ БАШКИРАМ?

Возвращаясь к волосу пророка, переданному в Болгары, хочется спросить, как отнеслись к жесту Таджуддина в Башкортостане? Не воспринимают ли мусульмане Уфы передачу реликвии Татарстану как утрату? «Да, наверное, некоторые так и воспринимают, — признался «БИЗНЕС Online» Мурсаль Ахметов — проректор Российского исламского университета в Уфе. — Но надо понимать, что благодать у нас не уменьшилась, пребывание на протяжении более века этой священной реликвии в Уфе нам на все времена хватит. Кроме того, все мусульмане должны быть выше деления на национальности, территориальные границы и прочие надстройки, которые приняты в обществе. Мы свято верим в возрождение мира, спокойствия на всей земле. И пусть центром этого влияния будет священный Болгар, а мы все как бы участвуем в восстановлении исторической справедливости. Надеюсь, и в Болгаре эта реликвия будет находиться не одно столетие. К слову, я присутствовал на этом важном для всех мусульман мероприятии в Болгаре. Это очень значимое событие! Вы должны понимать, что 110 лет пребывания этой реликвии — волоса пророка Мухаммеда — на уфимской земле дало мощный культурный подъем нашему региону. И верховный муфтий, приняв во внимание то, что возрождение ислама идет из Болгара, куда пришли три сахаба (сподвижника пророка), решил передать волос пророка в Татарстан. Это основное место возрождения ислама — это Серебряный Булгар, как мы его называем. Несомненно, на статусе Болгара наличие этой реликвии отразится самым позитивным образом, привлечет паломников. Это как новое время, переломный момент бытия. Пророк прибыл туда: сначала отправил своих сподвижников, а теперь и сам обозначил свое присутствие на этой священной земле».

К слову, если из Абу-Даби вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены, как было сказано выше, только с разрешения Кадырова и других хранителей, то, как сообщили в пресс-службе ЦДУМ России, Таджуддин лично принял решение о передаче волоса пророка в Болгар.

«В сущности, это надо было сделать уже давно, — считает Салман. — Поэтому свершившийся факт можно считать актом исторической справедливости. Почему? Ответ очень прост: мусульмане России — это прежде всего татары. Это первый по численности в РФ мусульманский народ и второй после русского народа государствообразующий компонент исторического и современного российского государств. Болгар был и есть духовная столица татарского мира. И присутствие в нем этой святой реликвии просто еще более укрепляет духовный статус Болгар. Думаю, Уфа не будет в «обиде» на Татарстан: ведь два волоса, а не один, были переданы мусульманам Российской империи, наверное, неспроста. Значит, заранее предписано было поделиться. Тем более один остается в Уфе».

К слову, тут есть одна загвоздка. Ряд экспертов «БИЗНЕС Online», в том числе и Салман, уверенно говорят о том, что в Уфе хранилось два волоса с бороды пророка. Но как мы уже отмечали выше, на официальном сайте ЦДУМ РФ говорится о том, что турецкий султан выделил российским мусульманам из своей сокровищницы три волоса с бороды пророка Мухаммеда. Вопрос, куда подевался еще один волос, остается открытым...

«КТО ДОКАЖЕТ, ЧТО ЭТО ИМЕННО ВОЛОС ПРОРОКА?»

Справедливости ради стоит отметить, что в мусульманском сообществе существует неоднозначное отношение к предметам, оставшимся от пророка, членов его семьи и ближайших сподвижников. Одни верующие почитают эти реликвии как священные и обладающие чудодейственной силой. Другие же сохраняют скептицизм, не придавая подобным предметам сакрального значения. Председатель исламского культурного центра, член исполкома союза исламских организаций в России Мохаммед Хенни, оценивая по просьбе «БИЗНЕС Online» то, что татарстанскому Болгару преподнесли волос пророка, сказал: «Безусловно, любовь к пророку — это святое, это часть нашей веры. В то же время любовь к мощам, распространенная в христианстве, в исламе не так сильна. Со времен пророка прошло 1400 лет. Кто докажет, что это именно его волос? Или кто-то хочет, чтобы мусульмане превращались в идолопоклонников?»

Считается, что всего по белу свету было распространено более 100 тыс. волос пророка Мухаммеда. Выше мы уже сообщали, что борода пророка хранится во дворце-музее «Топ Капы» в Стамбуле. Напомним также, что, выступая 14 июня на празднике «Изге Болгар җыены», глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Бердиев сообщил, что еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». «Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как он смог это сделать — отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», — эмоционально выступил Бердиев.

«В свое время пророк Мухаммад (мир ему!) неоднократно брил свою голову и укорачивал бороду, а затем раздавал волосы своим последователям, — пояснил Салман. — Почему? С точки зрения религиозного человека это большая благодать. Мы знаем, например, что волос, который в свое время попал в руки одного из наиболее близких сподвижников пророка (мир ему!) Анаса ибна Малика, был после его смерти, по его же просьбе, положен ему под язык. Хотя мусульмане считают Анаса ибн Малика святым и набожным человеком, он все равно, невзирая на все свои заслуги, надеялся, что волос пророка принесет ему большую пользу. Пророк Мухаммед, мир ему, в свое время сказал: «Тот, кто посетит меня после моей смерти, подобен тому, кто посетил меня живым. Тот, кто посетил меня, будет достоин моего заступничества и свидетельства в судный день».

«Поэтому, когда человек находится в присутствии священного волоса, это практически означает, что он находится в присутствии самого пророка. При этом мусульманин читает особую молитву, молитвословия в честь пророка (мир ему!), то есть разговаривает с ним. Историки в своих рукописях оставили описание множества достоверных чудесных случаев, произошедших в подобных случаях. Есть такой тонкий момент в исламской теологии: посланник Аллаха (мир ему!) сказал, что пророки даже после смерти не умирают, а в местах упокоения находятся в молитвенном состоянии. Их тела нетленны. Поэтому и волос пророка — это часть его: там, где находится его волос, он присутствует сам. Разумеется, в иной плоскости, ином параллельном мире», — пояснил Салман.

Обретение аутентичной мусульманской святыни — безусловно, мощная заявка Болгар на статус одного из центров притяжения для мусульман
Обретение аутентичной мусульманской святыни, безусловно, мощная заявка Болгар на статус одного из центров притяжения для мусульман

«В ГЛАЗАХ ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ ЭТО СОБЫТИЕ ОГРОМНОЙ ВАЖНОСТИ»

«Верующие люди относятся к благодатным вещам с особым уважением, — подтвердил Крганов. — Сейчас Болгар превращается не только в туристическую достопримечательность, а в некое место, где есть сакральные ценности. Там имеются захоронения сподвижников пророка, сейчас вот есть волос пророка, думаю, в дальнейшем появится еще что-то. Болгар реально становится духовной столицей мусульман Поволжья».

По мнению Салмана, преподнесение волоса пророка болгарской Белой мечети, безусловно, приподнимает статус Татарстана в странах, которые относятся к ареалу традиционного ислама. «В глазах традиционалистов Турции, Ирака, Сирии, Египта, эмирата Дубай (ОАЭ), Индии, Пакистана и других это событие огромной важности. Самое главное, чтобы была проведена, не побоюсь этих слов, грамотная пиар-компания на основных для мусульманского мира международных языках — арабском и английском. Это еще благотворнее скажется на имидже нашей республики и, безусловно, сделает ее еще более узнаваемой в мусульманском мире. Радует, что Татарстан возвращает себе подобающее ему значение как в российском, так и в международном масштабе. Президент РТ Рустам Минниханов недавно был назначен председателем группы стратегического видения «Россия — Исламский мир». Это синхронные события одного ряда», — подчеркнул Салман.

Правда, с этим утверждением не совсем согласен Хенни, член исполкома союза исламских организаций в России. «Насколько я знаю, Россия уже давно пытается открыть окно в исламский мир через Татарстан. Казань — это фактически третья столица России, поэтому она должна играть важную роль. Это все очень хорошо, но, по моему мнению, отношения с исламским миром пока все равно не складываются. Даже в самом Татарстане, на мой взгляд, ситуация с исламом напряженная: убийства 2012 года, преследования инакомыслящих, запреты некоторых книг, которые ни к чему не приводят... Возможно, поэтому у замысла Владимира Путина о сотрудничестве с исламским миром пока никакой удачи. К сожалению, есть люди, которые вроде бы оседлали это направление, а на самом деле тормозят его».

Так или иначе, обретение аутентичной мусульманской святыни, подлинность которой никем не оспаривается, безусловно, мощная заявка Болгар на статус одного из центров притяжения для мусульман. В этом смысле волосок пророка весит для верующих во сто крат больше, чем самый большой в мире печатный Коран (800 килограммов). Но, как видим, в этом качестве республики Северного Кавказа пока что дают Татарстану сто очков форы.

Волос Пророка - это часть его. Когда человек находится в присутствии святыни - это практически означает, что он находится в присутствии самого Пророка
Волос пророка — это часть его. Когда человек находится в присутствии святыни — это практически означает, что он находится в присутствии самого пророка

«БОЛГАРСКИЙ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН ЗАРАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ»

Другие эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поделились своим видением того, что же все-таки означает передача волоса пророка Мухаммеда из Уфы в Болгар.

Али-Вячеслав Полосин — исламский богослов, разработчик социальной доктрины российского ислама:

— Я присутствовал на мероприятиях в Болгаре, в которых приняли участие тысячи людей. Большинство из них, как мне кажется, объединяли национально-исторические корни, что нисколько не мешало федеральному смыслу этих событий. Параллельно мы подписали в Болгаре социальную доктрину российского ислама в четырех экземплярах, по количеству подписантов, а пятый экземпляр как памятный исторический документ оставили на вечное хранение в древнем городе.

Подарить волос пророка — это, конечно, очень большой жест со стороны верховного муфтия России. Он говорит по меньшей мере о большой любви Талгата хазрата Таджуддина к этому месту. Еще не так давно, в 1989 году, Болгар представлял из себя просто городище, где велись археологические раскопки. Тот вид, который древний город приобрел сейчас, сформировался во многом под влиянием Талгата хазрата, который каждый год бывал здесь и проявлял всяческую заботу, а также при поддержке Минтимера Шаймиева. Нет сомнений, что у Болгара огромные перспективы, он будет и дальше развиваться и совершенствоваться. Уже решено, что здесь, вдали от суеты, будет размещена Исламская богословская академия. Ее работа в таком историческом, таком намоленном месте будет очень органична, и это тоже идея Талгата хазрата.

Впрочем, наличие в Татарстане столь важных религиозных символов не будет навязывать что-либо тем, кто придерживается других взглядов и другого мировоззрения. В Татарстане грань между светским и религиозным давно определена и очень четко соблюдается. Когда идешь по улицам Казани, легко встретить женщину в хиджабе, а сразу же следом за ней — девушек в шортах и юбках. Все это сосуществует рядом, и никто никому ничего не навязывает.

Ринат Набиев — завкафедрой КФУ, экс-председатель совета по делам религии РТ:

— Талгат Таджуддин неоднократно привозил подобные реликвии в Болгар. Для верующих людей это всегда имело очень большое значение. Мусульмане считают волос пророка очень ценной реликвией. В этом вопросе вряд ли могут быть противоречия или разные толкования. Передача этой реликвии в Болгар — это воля Талгата Таджуддина и желание укрепить позиции Татарстана в исламском мире как обладателя ценной реликвии. То, что волос Мухаммеда передан в руки президента Татарстана, я считаю вполне закономерным явлением, поскольку республика является основным носителем мощных исламских традиций и духовности в России. Эту реликвию будут рассматривать и с мистической, и с исторической точек зрения. Если историческая сторона вопроса может вызывать толкования, то с точки зрения веры и духовности для мусульман в этом вопросе нет сомнений. Для мусульман Татарстана факт хранения волоса пророка должен быть предметом гордости.

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского института, директор ГБУ «Центр исламоведческих исследований», председатель совета по исламскому образованию:

— Дело в том, что болгарский проект должен заработать по-новому. До сих пор Болгар для мусульман был, по сути, местом, где они раз в год собирались по 50 - 60 тысяч человек. Сейчас разработана концепция, президент Татарстана обратился к президенту России с тем, чтобы болгарский фактор был показан по-другому, чтобы он стал постоянным исламским центром. Скорее всего, уже с осени Болгар начнет функционировать в этом статусе, здесь будут введены различные формы обучения и повышения квалификации, со временем будет создана исламская академия. Болгару придается сегодня большое значение как фактору консолидации мусульман в основном Центральной России. Естественно, он должен стать привлекательным не только для туристов. То, что Талгат хазрат передает волос пророка Мухаммеда, — это важно, это усиливает религиозную привлекательность Болгара.

Вот только я бы предостерег от разговоров о паломничестве. Это звучит не совсем корректно, поскольку паломничество — это совершение хаджа. Неслучайно в 1990-е годы было много споров о том, надо ли ездить в Болгар. Даже официальные структуры в Татарстане говорили, что не надо, потому что поездка в Болгар — это такой малый хадж. Поэтому речь не идет о превращении Болгара в центр паломничества, это звучит рискованно. Сегодня необходимо четко расставить акценты. Болгар является одним из древних очагов исламской цивилизации, местом, где предки татар добровольно приняли ислам и развивали государство. Это наша гордость, и тут скорее следует говорить, может быть, о духовном туризме, но не о паломничестве.

Группа стратегического видения, которую по поручению президента России возглавляет президент республики (я тоже являюсь ее членом), недавно собиралась в Москве в первый раз после большого перерыва. Когда мы говорим о работе с мусульманскими странами, помимо политических и экономических направлений мы обсуждаем и сферу духовности. Для этого нужны определенные площадки, четко подчеркивающие, что Россия является государством, в котором есть мусульманские анклавы, где ислам получил широкое распространение. В 922 году был Болгар, а Дербент аж в VII веке! Намного легче разговаривать с мусульманами зарубежья, когда мы можем сказать о том, что мусульмане в России являются коренным населением и что ислам здесь имеет многовековую историю. Думаю, мусульманские страны по-другому смогут смотреть на Россию.

А как вы относитесь к почитанию религиозных реликвий? (18.06.15-19.06.15)
36%Это все суеверия, не имеющие отношения к самой религии
27%Сам не верю, но с уважением отношусь к тем, кто верит
25%Верю в их чудодейственную силу
12%Я атеист, так что мне это все чуждо
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (102) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.06.2015 08:23

    это всё не главное.для наших, скорее часть создания туристического продукта.

  • Анонимно
    18.06.2015 08:36

    Суфисты, одним словом

  • Анонимно
    18.06.2015 08:49

    Не надо дразнить воображение и распространять мифы. Серьезная криминалистическая или биологическая лаборатория даст ответ об идентичности волос, места произрастания, и даже возрасте. ДНК экспертиза даст ответ о генотипе носителя волос и фактически, о его национальности. 100 процентов, что если исследовать все собранные волосы и бороды, то владельцами окажутся разные лица из разных мест проживания. Вот и решайте, просто верить или критически оценить то, что Вам преподносят торжественно и ритуально.

  • Анонимно
    18.06.2015 08:51

    Шыгырдан становится одним из духовных центров Ислама в Поволжье. Вот мишари молодцы

    • Анонимно
      18.06.2015 09:30

      Купкеновы активизировались. Таким не хитрым способом пытаются достичь своей, пока неизвестной, цели.

  • Анонимно
    18.06.2015 09:02

    Боритесь со своими страстями! А реликвии не помогут попасть в Царство Небесное.

  • Анонимно
    18.06.2015 09:04

    Братья, не давайте се5бя разводить на мракобесие и идолопоклонство. Настоящий Ислам намного глубже, личностней, выше и чище всего этого.

  • Анонимно
    18.06.2015 09:40

    что только не придумают)) лишь бы народ отвлечь от насущного

  • Анонимно
    18.06.2015 09:58

    Поклонение мощам? Разве сам пророк Мухаммад не боролся с этим на заре становления Ислама?

  • al-kazani
    18.06.2015 10:16

    Рамадан мубарак!В предлагаемых ответах сформулированы слишком крайние позиции. "Хадисы" приводимые "клерикалами" в статье вызывают большое сомнение по части достоверности. Баракат только от Аллаха, а не от волос или мест. К сожалению деятельность нашего ДУМ никак не разъясняет людям эту основу из основ Ислама.З.Ы.Не кормите тролля)

    • Анонимно
      18.06.2015 10:50

      Пришло в достоверной Сунне, что некоторые сподвижники оставляли у себя волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), что Абу Тальха был первым человеком, взявшим себе часть волос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после того, как он (однажды) обрил себе голову.Имам Аль-Бухари одну из глав в «Книге о пятой части (военной добычи)» назвал так: «О том, что говорилось относительно доспехов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его посоха, меча, чаши и кольца, о том, чем из этих вещей, о разделе которых ничего не упоминается, после его смерти пользовались халифы, а также о том, что было сказано о его волосах, сандалиях и сосуде, через которые после его кончины получали благословение его сподвижники и другие люди».Нужно особо отметить, что это благословение касается только пророков и посланников. При этом перенимание благословения от останков Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не ограничилось только сподвижниками. Сообщаются достоверные предания о получении благословения от вещей Пророка и во время табиинов.Передаётся от Ибн Сирина (да одарит его Аллах Своей милостью), что он сказал Абийде: «У нас есть волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который достался нам от Анаса или от семьи Анаса». Затем он сказал: «Пусть даже один волос от пророка (мир ему и благословение Аллаха) желаннее для меня, чем этот мир и то, что в нём есть».Также передаётся в «Сахих аль-Бухари» от Усмана ибн Абдуллы ибн Маухаба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Моя семья отправила меня к Умм Саляме, жене Пророка (мир ему и благословение Аллаха), с водой в посуде… Она клала в него волос Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если человека постигал сглаз или ещё что-либо, то отправляли к ней с посудой».Ибн Хаджар сказал в комментарии к хадису: «Если кто-то жаловался на какой-нибудь недуг, то его отправляли к Умм Саляме. Она клала волосы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в посуду, мыла их там и возвращала посуду с водой. Этот человек пил из этой посуды или умывался, а потом исцелялся. Тем самым, он получил благословение от волос Пророка».

      • Анонимно
        18.06.2015 11:05

        Сунна не может быть достоверной или недостоверной. Только толкование или сам хадис может быть недостоверными. То, о чём Вы пишете именно толкование хадисов. Достоверность хадисов очень и очень глубокий, и сложный вопрос. Очень много заблуждений, нововведений. Сочувствую всем, кто поклоняется "ширк"..

        • Анонимно
          18.06.2015 13:02

          Вы подвергаете сомнению достоверные хадисы,приведенные выше?

          • Анонимно
            18.06.2015 21:31

            Конечно, они подвержены сомнению. Это же не Коран и Аллах не обещал хранить сунну. Все сомнительно, кроме Бога и слова Его.

    • Анонимно
      18.06.2015 22:46

      Именно так. К тому же из сказанного всего выше несведующий может придти к логически неверным умозаключениям. Например,у христиан Христос, у мусульман (магометан) - Магомет.

  • идущий
    18.06.2015 10:17

    "Не обидно ли башкирам?"_______________________-Автор, при чем тут башкиры? Талгат Таджутдин не башкир, а татарин. ЦДУМ, в отличии от ДУМ Р. Башкортостан считается "татарским" муфтиятом. Т.к. приходы в татарской-западной части Башкортостана относятся к ЦДУМ, а восточной-башкирской части республики к ДУМ РБ. Не забывайте, что титульный этнос-башкиры находятся на третьем месте по численности после русских и татар. Ничего не имею против братского нам башкирского народа, наоборот отношусь с уважением, но не стоит грешить автору против истины. А то как-то некорректно получается.....

  • Анонимно
    18.06.2015 10:23

    С праздником Всех правоверных мусульман!

  • Анонимно
    18.06.2015 10:40

    Радует, что многие понимают, что нельзя поклоняться чему бы то не было, кроме Аллаха !!!!

  • Анонимно
    18.06.2015 10:41

    Вся эта обрядовость далека от истинной глубокой веры.

  • Анонимно
    18.06.2015 10:41

    Уважаемые Татарстанцы!!!Да все реликвии которые приезжают на Поволжье воодушевляют Мусульман.Необходимо поддерживать чувство веры в Ислам в народах Поволжья.Мирный и зовущий к добру Ислам это черта Мусульман Поволжья.Необходимо оградить Российских Мусульманот разных не присущих Татарам и Башкирамрелигиозных течений.Мусульмане России это ОПОРА МИРА и ДОБРА в Мире Ислама.Но надо Уважать и выбор тех соплеменников которые выбрали другой путь.И в связи с этим я обращаюсь к одному из них.Уважаемый Мурат!!!Вы взрослый уже с сединой чловек судя по фото!!!!У вас могут ТЕОРЕТИЧЕСКИ быть и дети и внуки НО!!!! таких фотографий почему-то нет.Так вот!!!!!Что с Вами ПРОИСХОДИТ почему так себя ВЫЗЫВАЮЩЕ ведёте и с неуважением относитесь к выбору Татарского народа Исламу????Да и к выбору 1.5 миллиарда людей в мире которые выбрали БЛАГОГОВЕННЫЙ Ислам??????Вы таким СТРАННЫМ поведением УНИЖАЕТЕ,ПОЗОРИТЕ себя,пишите всякие ГЛУПОСТИ и таким образом отдаляете себя от своего народа который вам дал жизнь воспитал?????Уважаемый комментёр Raf на странице БО по товарищески советовал Вамне писать глупостей!!!!!Да и я второй человек советую Вам вести себя поспокойнее с Уважением к выбору Татарского народа.Не позорьтесь перед своими внуками а вы продолжаете!!!!!!ЧТО с ВАМИ ПРОИСХОДИТ Уважаемый Мурат?????Зачем вы только заслышав о том что на странице БО повилась статья о Исламе БРОСАЕТЕСь к КЛАВИАТУРЕ бросив все свои ТРУДОВЫЕ ДЕЛАи даже возможно ЛЮБИМУЮ СУПРУГУ и начинаете писать всякие пасквили????Вас влекут лавры Салмана Рушди проклятого на РОДИНЕ в Иране ?????В Вашей душе клокочет ОБИДА из-за того что ПОЛИТИКИ Вас не замечают и больше не продвигают в депутаты?????Вы может считаете что за отрицание Ислама Вас выдвинут в НАЧАЛЬНИКИ из ЦЕНТРА?????Может Вы таким образом РЕКЛАМИРУЕТЕСЬ со своими продуктами производства????Только при чём здесь Ислам????ЦРУ например создал ИГИЛ и использует Ислам для дискредитациии вы туда же что-ли?????Ваш же выбор религии никто не задевает не оскорбляет.Верите Вы в Тенгри так верьте на здоровье никто в Вашу душу не лезет.Успокойтесь относитесь с Уважением к выбору Татарского народа.Мы на страницах БО все уже высказывались о том что уважаем Ваш труд Уважаем Вас и Вашу супругу и желаем здоровья и здоровья.Спасибо за произведённые продукты для простого населения Татарстана.Спасибо что Вы радуете людей своей экологически чистой продукцией.Не знаю смог ли я Вас убедить добрыми словами или правы ЛЮДИ в Татарстане которые мне советовали что всё это бесполезно что мол Сиразин неисправим.А я верю в Вас и надеюсь на Вашу МУДРОСТЬ Уважамый Мурат Сиразин.С УважениемПростой человек

    • Анонимно
      18.06.2015 10:54

      Мурат ага просто ведет борьбу с язычеством,он за идею и свободомыслие,за что вызывает уважение многих.

    • Анонимно
      18.06.2015 12:45

      Азат Д

      Про "татспиртпром" что скажете? Ещё там туристический маршрут проложили, по достопримечательностями Татарстана.
      Это позорит Татарстан?

      Татар и башкир надо огородить от спиртовых течений?

      Сиразин то открыт, имя фамилию открыто пишет, где живёт. А критиканы спрятались под никами и анонимусами критикуют. Им ещё фото семьи подавай.

  • Анонимно
    18.06.2015 10:42

    Все здесь смешалось,и нащальство и муллы,что оттаргает.

  • Анонимно
    18.06.2015 10:53

    Абу Бурда рассказывает: «Когда я приехал в Медину, меня встретил Абдулла ибн Салям и сказал: „Идём ко мне, я напою тебя из посуды, из которой пил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), а затем ты совершишь молитву в его мечети"». (Бухари «Джами ас сахих», 7342).

  • Анонимно
    18.06.2015 10:58

    Очень уж напоминает действия ДУМ с РПЦ,та же помпезность и пафосность.

    • Анонимно
      18.06.2015 11:06

      Эти две структуры идут нога в ногу с властью,что многим нравится.

    • Анонимно
      18.06.2015 11:11

      не сравнивайте действия РПЦ и ДУМ.Мусульмане ищут баракят(благодать) от вещей пророка(МИР ЕМУ),и ничего не просят от них,не поклоняются им.Просят только у Аллаха.

      • Анонимно
        18.06.2015 11:28

        А не кажется ли вам, что это одно и тоже ??? По Корану нет разницы, у кого или от чего ты просишь (кроме Аллаха). Это идолопоклонство. Не будет вам от этого ничего, кроме вреда.

        • Анонимно
          18.06.2015 13:07

          А где вы учились,что даете заключение о идолопоклонстве?
          Что вы знаете о табарруке?

      • Анонимно
        18.06.2015 11:43

        Заблуждаетесь, товарищ "эксперт"!!!

  • Анонимно
    18.06.2015 11:04

    На татарский Ислам считаю большой "вклад" внесли мишары угро-фины,большую долю язычества и идолопоклонства ими было заложено.Если даже съездить в мишарские селения это можно прочувствовать.

    • Анонимно
      18.06.2015 11:13

      так это люди леса,также как и марийцы и удмурты,некая часть мишар присоединилась к тюркам,приняв мусульманство,но задатки язычества остались.

      • Анонимно
        18.06.2015 11:34

        признаюсь. я и так к мишарам с настороженностью относился. Теперь понятно. Видимо, чувствовал идейную несовместимость))..

        • Анонимно
          18.06.2015 12:02

          а что такое в Вашем понимание идейная несовместимость?

      • Анонимно
        18.06.2015 17:53

        Как чистокровный мишарин подтверждаю: попали в точку, Ваш комментарий соответствует в значительной мере моему мироощущению - да, мы по крови - НЕ ТЮРКИ, да, мы - ЛЮДИ ЛЕСА. Насчёт остатков язычества - не согласен, это просто особое мироощущение в рамках Ислама. Присоединились мы не к тюркам, а к мусульманам.

    • Анонимно
      18.06.2015 11:21

      не зря они помогали врагам брать нашу столицу.

      • Анонимно
        18.06.2015 12:05

        это всё уже история, надо жить сегоднящними реалиями.

        • Анонимно
          18.06.2015 15:37

          пришлые татары сами потеряли столицу в грызне между друг другом.

      • Анонимно
        18.06.2015 12:35

        "Река Казанка была багровой от крови".летопись.

  • Анонимно
    18.06.2015 11:08

    А мне не нравится татарский Ислам,мне нравится саудийский.

    • Анонимно
      18.06.2015 11:37

      а с такими безобразиями, получается, и нет "татарского ислама".. от лукавого всё, получается..не будем тешить себя, вернёмся к истинному

    • Анонимно
      18.06.2015 17:42

      А ларчик просто открывается: татарский ислам - это и есть Ислам ортодоксальный, во всей полноте, а саудийский - это просто искажённый образ оригинала.

  • Анонимно
    18.06.2015 11:47

    Не зря же говорят,что у нас в Татарстане сувенирный Ислам,все внешне,атрибутика,то се.

  • Анонимно
    18.06.2015 12:28

    Булярцы имеют булгарское происхождение, прошедшие этап этнического взаимодействия с древнемадьярскими племенами. После разгрома г. Булгара и других городов русскими и кипчаками-половцами в 1183 году западные башкирские племена возглавляемые булярами захватывают власть в Булгарии. Город Буляр (Биляр) становится новой столицей государства. По своей градостроительной традиции повторял типичные города-крепости средневековых полукочевников. Центр-Кремль и посад были заселены густо. Внутри 3 крепостной стены были в основном хозяйственные постройки и временные жилища полукочевых башкир. После окончательного разорения Тимуром в 1391—1392 гг. западные башкиры постепенно оттесняются на восток и юго- восток. После постепенного обособления Булгарского улуса, и образованием в 1445 г. Казанского ханства башкиры окончательно оттесняются за р. Шешма. Буляры переселились в прикамские леса, в низовья р. Зай, а оттуда — на Ик и Сюнь. Ещё 1769 году П. И. Рычков изучая развалины Биляра, встретил там приехавших на поминки к «святым местам» башкирС уважением Простой человек.

  • Анонимно
    18.06.2015 12:29

    по поводу мишар приведу один факт, есть крещеные татары но нет крещенных мишар, мишары религию не меняли, пока есть мишары на земле будут и татары

    • Анонимно
      18.06.2015 12:47

      нет крещенных мишар,но есть мишары язычники,это тоже факт.

      • Анонимно
        18.06.2015 12:59

        не совсем язычники, но к сожалению да Ислам с традициями, также как и татар

        • Анонимно
          18.06.2015 17:30

          Ислам без традиций - не Ислам, а продукт технологий кяфирских аналитических центров.

      • Анонимно
        18.06.2015 13:02

        народ булгары, разделился в последствииследующим образом. Те кто не принял мусульманство и остались язычниками - стали чувашами. Те булгары, которыевпоследствии были окупированы Золотой Ордой - стали Казанскими татарами. Те булгары, которые не были окупированны Золотой Ордой и не вошли в Казанское ханство (жили по правую сторону Волги) - стали мищарами.С уважением Простой человек.

    • Анонимно
      18.06.2015 14:58

      ни в одном селение мишар не было закрыто мечети в советские времена, как были мулла на деревню так он и был. А вот в татарских деревнях большой вопрос. есть мишарское село Юрюзань (пензенская область) - 10 тысяч человек проживает и на сегодня функцианирует 11 мечетей, есть мишарское село Белоозерск (мордовия) - функцианирует 8 мечетей и нет ни одной семьи которые не читают намаз, есть мишарское село Шыгырдан (Чувашия) - каждый год появляется по одной улице и не бежит молодеж в город, а старается остаться там. У каждого сельчанина есть грузовая и легковая машина. Где есть мишары - там порядок, чистота и уважение к старшим. А что есть в татарстких селах? Съездите посмотрите.

      • Анонимно
        18.06.2015 16:45

        узнаю специфическую агрессию и манию величия по поводу собственной превосходности и исключительности. Зря Вы так. Только настраиваете колеблющихся против себя

  • Анонимно
    18.06.2015 13:07

    Прямые потомки хазар в Поволжье — мишари

    • Анонимно
      18.06.2015 13:53

      Мишары это оковы на ногах татар.

      • Анонимно
        18.06.2015 14:30

        Мишары сохраняют самобытность татар, для них столица это Казань, откуда такая непрязнь не пойму. Так тетюшских татар казанские называют мишарами хотя те себя считают татарами и недолюбливают мишар, как не поймут что это один народ, да раньше были кипчакские, огузкие племена но теперь это просто разное наричие одного татарского народа

        • Анонимно
          18.06.2015 14:57

          Мишары нанесли огромный вред Татарской государственности.Даже среди противников суверенитета Татарстана было большое количество мишарей,как внутренних,так и внешних.

      • Анонимно
        18.06.2015 15:32

        оковы на ногах татар - это татары алкоголики, тунеядцы, бездельники и диванные герои.

  • Анонимно
    18.06.2015 13:15

    Этот Мурат Сиразин поймет всё только в Судный день. Да простит его Аллах за его язык и измышления в священный месяц Рамадан

    • Анонимно
      18.06.2015 13:31

      Азат Д

      Предлагаю, в этот месяц закрыть "татспиртпром", а потом продлить.

  • Анонимно
    18.06.2015 14:35

    Для господина Сиразина. Я мусульманин. Ислам религия идеальная! Однако, люди не идеальны. Если увидишь меня, совешающим ошибки (прегрешения), не порицай Ислам... Порицай меня и укажи мне на мои ошибки, и я буду благодарен тебе. Рамиль Хайруллин.

  • Анонимно
    18.06.2015 16:23

    Татарлар! Не нужно идти на поводу горлопанов вносящих раскол в наш народ. Кому-то очень хочется раздробить татар на мелкие народности (последствия думаю для всех очевидны) Да, возможно, мы из разных племен, но только вместе мы сила. Ирек.

    • Анонимно
      18.06.2015 17:13

      Правильно!!! Люди! Мы же все человеки разных национальностей и вероисповеданий. И даны нам они, все таки не для того чтобы мы выясняли кто в чем сильнее, умнее и шустрее. А узнавая друг друга, делились своим знаниями, опытом и достижениями.

    • Анонимно
      18.06.2015 17:16

      Вроде бы взрослые люди, к чему такая неопределённость - "кому-то". Говорите яснее. Лично я таких сил не вижу.

  • Анонимно
    18.06.2015 17:21

    Мишаре не прямые потомки хазар, а часть татар индоиранского корня, лесо-озёрный мещёрский лик единого татарского народа, наряду с лесо-степным булгарским.

    • Анонимно
      18.06.2015 19:01

      Булгары это чуваши, не надо впутывать нас туда.С уважением Простой человек.

      • Анонимно
        18.06.2015 19:17

        По субъективным соображениям есть сомнения. Чуваши по антропологическим признакам, основам вероисповедания, образу жизни больше похожи на финно-угров.

        • Анонимно
          18.06.2015 20:23

          по антропологическим признакам, основам вероисповедания, образу жизни чем отличались народы Поволжья? Как вы отличите на улице, в быту, на работе, русского от татарина или от марийца? Кроме как по языку ?

          • Анонимно
            18.06.2015 20:47

            На данный момент марийца, удмурта, чувашина, русского, татарина, живущих в городе и разговаривающих на русском языкеотличить трудно. Но по научно-историческим источникам (книги, фотографии и пр.), то все ясно описано, написано и приведено.

  • Анонимно
    18.06.2015 18:54

    Иптэшлэр-миллэтэшлэр! Давайте просто от чистого сердца порадуемся за наших близких, которые так красиво живут за пределами Татарстана и поддерживают свои национальные и религиозные традиции. Многим районам Татарстана остается только завидовать и стремиться к обретению такого уровня сплоченности, бережливому сохранению традиций и религиозности. Молодцы! Искренне радуюсь за своих братьев!

    • Анонимно
      18.06.2015 19:04

      Полностью согласен! Молодцы татары! Испытываю искреннюю гордорсть

      • Анонимно
        18.06.2015 19:13

        Правильно, давайте научимся радоваться за своих. Вспомните сколько негатива была по поводу победы Дины Гариповой.

  • Анонимно
    18.06.2015 20:03

    Вот как устроена вся эта тюркская семья. Огузские, карлукские, кыпчакские родственны между собой. К концу IV-го века они распадаются на три отдельных веточки. Есть «сибирские языки» со своим относительным единством. И есть чувашский или булгарский. Это уникальная ветвь внутри тюркских языков. Это самый первый выброс тюркского элемента на запад. Отличается очень сильно лексически, грамматически и фонетически, но является несомненно тюркским языком. Сейчас носители этого языка живут на территории Чувашии. Раньше жили на территории современной Татарии. Собственно Волжская Булгария и территории с фиксируемым этнонимом булгар и были территориями их пребывания. После татарского нашествия это население (в Поволжье) ассимилируется и переходит на кыпчакский язык. Это современный татарский. Часть их населения жила на Северном Кавказе. Там она также ассимилируется. Но остается часть булгарской лексики, в том числе и этноним «балкар». А часть доходит до Балкан, исчезая и оставляя ряд слов, в том числе и этноним, который принимают славяне. Они создают первое Болгарское Царство. Другая часть сидит на территории Паннонии и до прихода венгров составляет ядро Аварского Каганата. С уважением Простой человек

  • Анонимно
    18.06.2015 21:27

    С тюркскими языками все более менее понятно. По видимому они сформировались во времена существования Тюркского каганата. Не ясна ситуация с булгарами/болгарами, жившими на территории современного Татарстана. 1. В официальной истории есть название Великая Болгария, но по территории она никак не тянет на великую. 2. После "распада" Великой Болгарии сыновья Кубрата уходят кто куда. Логические вопросы: зачем уходят и кто их пускает на новые земли. Возникает предположение: 1. Сыновья ни куда не уходят, а остаются каждый на своем месте на территории той самой загадочной Великой Болгарии и территория эта простирается от Дуная до Камы - с запада на восток, и от Десны до Куры - с севера на юг. 2. Булгары/болгары - не тюрки (настоящие тюрки - монголоиды), а тюркоязычный народ индо-иранского происхождения, принявший тюркский язык после нашествия гуннов.

  • Анонимно
    18.06.2015 21:28

    Если булгары это чуваши, то мы тогда откуда? Почему молчат наши историки???

  • Анонимно
    18.06.2015 22:00

    Комментарии наглядно показывают, что здесь волос пророка никому духовнее стать не поможет.

  • Анонимно
    18.06.2015 22:54

    Есть несколько научных точек зрения о месте официального принятия ислама, но почти никто из ученых серьезно не связывает его с Болгаром. В 922 году Болгар был небольшим поселением или городком, и возвышение его началось только в золотоордынское время. До 1236 года столицей был Биляр.

    • Анонимно
      19.06.2015 13:57

      Ну и что? Учёные считают, что апостол Андрей Первозванный никогда на Руси не был, только почему-то никто из русских не ставит под сомнение его апостольскую миссию на Руси. Не стоит плевать в колодец - ещё пригодится воды напиться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль