Общество 
19.06.2015

«Люди понимают: чадо, бесплатно получив образование в IT, уедет в цивилизованную страну»

Приемная кампания-2015: в Татарстане отличники бегут учить английский и китайский, а троечники — нанотехнологии и авиастроение

Завтра в Татарстане стартует приемная кампания в вузы. По оценкам экспертов, число выпускников школ именно в этом году нащупало демографическое дно — бюджетное место в том или ином вузе есть почти для каждого из 18 тыс. одиннадцатиклассников. При этом вузы прием только расширяют — рекордсменом стал КНИТУ, готовый набрать дополнительно 1,2 тыс. абитуриентов за госсчет. «БИЗНЕС Online» составил рейтинг самых привлекательных и самых непрестижных специальностей.

По данным минобрнауки РТ, в этом году школы республики выпустят 18 701 одиннадцатиклассника. Предполагается, что 17 550 из них (или 93,8%) станут студентами

«КОНЕЧНО, ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕ БУДЕТ ТРУДОУСТРОЕНО»

По данным министерства образования и науки РТ, в этом году школы республики выпустят 18 701 одиннадцатиклассника. Предполагается, что 17 550 из них (или 93,8%) станут студентами. Для сравнения: в 2014 году школы выпустили 19 350 человек (то есть на 649 больше), 17 090 из них (91,4%) поступили в вузы. Красноречива статистика за предыдущие годы: 2011-й (из 20 928 выпускников поступили в вузы 70,4%); 2012-й — 20 090 и 77,7% соответственно; 2013-й — 19 350 и 91,4%. Налицо довольно резкое уменьшение количества выпускников школ, вызванное демографией. Однако, судя по всему, именно в этом году кривая нащупала дно падения. Как разъяснил «БИЗНЕС Online» начальник отдела высшего образования минобрнауки РТ Игорь Михеев, самые низкие показатели рождаемости в Татарстане были с 1997 по 2006 год. «В этом году мы достигли этих значений, и в последующие годы изменение количества выпускников школ будет более плавным».

Без-имени-1.jpg

А как отнестись к увеличению числа поступающих в вузы — почти 100%? «Если брать запросы производства, организаций, то, конечно, такое количество студентов не будет трудоустроено в соответствии с дипломами, — выразил уверенность в беседе с «БИЗНЕС Online» экс-замминистра образования РТ, вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко. — Из них многие пойдут в профессии, которые не требуют высшего образования, будут какими-нибудь менеджерами по продажам. Но с точки зрения того, что образование дает человеку перспективу на будущее и в принципе поднимает культурный уровень, это ставка на дальнейшее развитие каждого человека, на желание обогатить самого себя, ставка иметь культурный уровень».

Без-имени-2.jpg

ГУМАНИТАРНАЯ ПОДДЕРЖКА В КРИЗИС

Парадоксально, но, вопреки демографическим реалиям, наблюдается устойчивое увеличение количества бюджетных мест. Если в 2014 году их было 14 488 (в том числе 126 — в негосударственных вузах), то на 2015-й расположенным в РТ вузам выделено 16 588 контрольных цифр приема (104 — для негосударственных вузов). В минобрнауки РТ эту тенденцию объясняют потребностью рынка труда в квалифицированных специалистах. Но Хоменко обратил внимание на своего рода гуманитарный момент: «Вспомните предыдущий кризис: одним из вариантов поддержки населения стали не только общественные работы и поддержка моногородов, но и образование. Кризисная ситуация — это та, когда человек временно освобождается от работы, но получает возможность учиться на перспективу. Чтобы человек не был без дела, государство занимает его, в том числе и учебой в интересах его самого и государства в целом, выделяются деньги на переобучение. Думаю, увеличение количества бюджетных мест можно рассматривать как такую помощь в то время, когда достаточных рабочих мест еще нет. Это лучше, нежели человек останется без работы и при этом не будет учиться». Хотелось бы надеяться, что ситуация с уменьшением количества одиннадцатиклассников и увеличением бесплатного приема заставит вузы не только придумывать новые уловки для привлечения абитуриентов и заполнения квот, но и повышать свою привлекательность за счет повышения качества образования».

Кто в лидерах по количеству бюджетных мест для первокурсников? Пятерка победителей открытого конкурса среди вузов «по установлению контрольных цифр приема граждан по направлению подготовки (специальности) для обучения за счет средств федерального бюджета» выглядит так: КФУ, КНИТУ, КНИТУ-КАИ, КГЭУ, КГАСУ.

Впереди всех, как и следовало ожидать, КФУ, к тому же он увеличил набор бюджетников на 949 человек. Но еще более стремительную динамику демонстрирует КНИТУ — плюс 1 288 бюджетных мест. Возможно, это связано с расширением работ бывшего КХТИ по неким серьезным закрытым (видимо, оборонным) проектам, о чем в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» недавно обмолвился ректор вуза Герман Дьяконов.

Наименование
образовательной
организации

КЦП
2013
года

КЦП
2014
года

КЦП
2015
года

1

Казанский (Приволжский) федеральный университет

4995

4316

5265

2

Казанский национальный исследовательский технологический университет

3607

3350

4638

3

Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева-КАИ

1895

1916

2008

4

Казанский государственный энергетический университет

1249

1345

1449

5

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

758

682

757

В какой-то степени это подтверждает статистика, предоставленная «БИЗНЕС Online» пресс-службой вуза: в КНИТУ учатся 34% всех российских магистрантов по направлению «Химическая технология», около 70% — по «Биотехнологии», «по оборонным направлениям магистратуры эта цифра достигает 80%». Также могла сыграть широко анонсированная политика импортозамещения в нефтегазохимической отрасли Татарстана. Гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», профессор КНИТУ Рафинат Яруллин особых достижений в этой области пока не видит, но и отмечает, что «процесс пошел». Раньше предприятия говорили: вам никогда не добиться иностранного качества. А сейчас сами приходят в КХТИ и просит заняться разными проблемами. В этом отношении дело действительно улучшилось». По всей видимости, репутация КНИТУ и ставка на него столь высоки, что его позиций не пошатнул даже мощный скандал прошлого года с коррупционным оттенком.

Без-имени-3.jpg

В ЦЕНЕ — ЗНАТОКИ КИТАЙСКОГО

Какие специальности окажутся наиболее популярными у первокурсников в этом году? Пока таких данных, понятное дело, нет, но, как считают эксперты «БИЗНЕС Online», принципиальных отличий от ситуации 2014-го не прогнозируется. Статистика прошлого года по среднему баллу ЕГЭ (качество приема) на конкретные специальности дает неоднозначную, хотя и ожидаемую картину.

КФУ. Конкурс — 12 человек на место. Средний проходной балл на один предмет — 76. Это один из лучших показателей среди федеральных и классических университетов России. В приемной комиссии КФУ «БИЗНЕС Online» рассказали, что в университет поступают ребята из 70 регионов России, статистика свидетельствует об их хорошей подготовке. По качеству приема лидируют филология и лингвистика (причем обе — по специальностям, связанным с иностранными языками), прикладная информатика, педагогика (иностранные языки), юриспруденция, востоковедение и африканистика, фундаментальная и прикладная химия. «Повышенный интерес к изучению иностранных языков наблюдается последние несколько лет, — объяснила «БИЗНЕС Online» иняз-уклон директор инновационного языкового центра EF English First в Казани Валерия Семенова. — Данную тенденцию специалисты нашей компании связывают с несколькими факторами. Во-первых, это развитие деловой и экономической активности в Татарстане, активный интерес со стороны иностранных инвесторов. Во-вторых, прием крупнейших мировых соревнований: Универсиады-2013, чемпионата мира по водным видам спорта, чемпионата мира по футболу. Кроме того, вместе с востребованностью педагогов иностранных языков растут требования к их профессиональной подготовке. И интерес проявляют не только абитуриенты, но и взрослые (25 - 55 лет), инвестирующие в овладение языком для карьерного роста, повышения общего уровня образования, стремления расширять кругозор, самостоятельно путешествовать».

КФУ
КФУ. Конкурс — 12 человек на место. Средний проходной балл на один предмет — 76. Это один из лучших показателей среди федеральных и классических университетов РФ (фото: kpfu.ru)

В целом «расклад» по КФУ «БИЗНЕС Online» прокомментировал проректор по научной деятельности Данис Нургалиев: «Интерес к языкам связан и со своего рода перетоком: в последние годы на коне были юристы-экономисты, сейчас же народ заинтересовался другим. А у нас очень хороший Институт международных отношений, истории и востоковедения, и там сегодня самый большой конкурс. Обратите внимание, в лидерах не просто языковые специальности: это и литература, и переводоведение, и страноведение. Сегодня в контексте глобализации такие знания очень востребованы. Например, очень большой запрос на специалистов в области китайского языка, и мы готовим не просто переводчиков, но людей, понимающих менталитет граждан Поднебесной. Добавлю, что языковые студенты очень отлично устраиваются — получают хорошие рабочие места с высокой зарплатой».

Отметил Нургалиев и престиж химических направлений (№8 в рейтинге КФУ): «Был колоссальный конкурс в Химический институт. У нас, наверное, единственный вуз, куда поступают победители международных химических олимпиад. В прошлом году по этому предмету мы были лидерами по химии по ЕГЭ, даже обогнали МГУ». Но особо проректор подчеркнул рост популярности педагогических направлений: «Считаю, это большое достижение — рост интереса к педагогике. Думаю, это следствие подвижек со стороны государства — педагоги сейчас хорошо зарабатывают. И у нас они не просто скопом готовятся, но распределены по профильным факультетам, например, физиков готовим на физфаке. А там у нас, кстати, лучшая в Европе базовая практика по общей физике».

Институт (факультет)/
Специальность
КФУ

КЦП

Средний
балл
зачисленных

Филология
Профиль: Зарубежная филология: Английский язык и литература, переводоведение

5

91

Лингвистика
Профиль: Перевод и переводоведение (английский и второй иностранный (восточный) языки); Перевод и переводоведение (английский и второй иностранный (европейский) языки)

32

89

Прикладная информатика

44

87

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, Профиль: иностранный (английский) язык и второй иностранный язык)

10

86

Юриспруденция

95

86

Востоковедение и африканистика (профили: История стран Азии и Африки (Турция); Экономика стран Азии и Африки (Китай)

10

86

Фундаментальная и прикладная химия (профили: Неорганическая химия; Аналитическая химия; Органическая химия; Физическая химия; Химия высокомолекулярных и элементоорганических соединений)

40

85

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, профиль: Русский язык и иностранный (английский) язык)

12

85

Филология (профиль: Зарубежная филология: Испанский язык и литература, переводоведение)

8

85

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, профиль: Иностранный (Немецкий) язык и второй иностранный (английский) язык)

10

84

КНИТУ. Конкурс — 5,5 человек на место. Средний балл — 62. В «номинации» «Качество приема» ситуация довольно странная — наиболее высокие показатели оказались у общественной дисциплины («Конфликтология») и у дизайна («Дизайн одежды» и «Графический дизайн»). И лишь после них идут такие профильные направления, как «Технологические машины и оборудование», «Химическая технология», «Нефтегазовое дело».

Институт (факультет)/
Специальность
КНИТУ

КЦП

Средний
балл
зачисленных

Конфликтология
Профиль: Социальная конфликтология

10

73

Дизайн, профили:
1)Дизайн костюма;
2)Графический дизайн

7

73

«Технологические машины и оборудование», профиль: Оборудование нефтегазопереработки

20

71

Химическая технология (ФХТПМК)
Профиль: Технология косметических средств

17

71

Информатика и вычислительная техника
Профиль: автоматизированные системы обработки информации и управления

20

71

Нефтегазовое дело

11

69

Химическая технология, профили:
1)Химическая технология органических веществ;
2)Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов

89

69

Социальная работа, профили:
1)Социальная работа на предприятиях и фирмах различных видов организационно-правовых форм и форм собственности;
2)Психосоциальная работа с населением

10

68

Химическая технология, профиль:
Химическая технология органических веществ: Технология химико-фармацевтических препаратов

15

67

Прикладная математика и информатика

10

67

Интересно, что в 2015 году этот странный для химиков-технологов перекос может усилиться: как сообщается в релизах минобрнауки РТ, в соответствии с государственной политикой оптимизации системы высшего образования, произошло существенное сокращение количества мест по социогуманитарным и экономическим направлениям, увеличено — по инженерно-техническим. То есть конкурс на конфликтологию и дизайн может стать еще более свирепым. Впрочем в минобрнауки РТ надеются на другой результат эксперимента: «Это один из инструментов регулирования подготовки квалифицированных кадров, — рассказал Михеев. — Рынок труда показывает, что потребности в таком количестве специалистов социогуманитарного и экономического профиля нет. Сокращение количества бюджетных мест повышает конкуренцию среди абитуриентов. Растут показатели ЕГЭ для поступления на бюджет, либо абитуренты имеют возможность получить специальность данного профиля только на небюджете. Не все готовы и могут себе это позволить. Поэтому они обращают внимание на специальности другого профиля, где больше шансов поступить на бюджетные места».

«Мы видим реальную диспропорцию, — констатирует Хоменко. — Это перепроизводство экономистов, юристов. Не скажу, что их нам не надо, хорошие всегда востребованы. Речь идет об общей массе, которую трудоустроить в принципе нельзя в этом объеме. Но есть потребности в сфере производственной — не хватает ни инженеров, ни рабочих кадров. Так что государство исходит из простых реалий». Как отметил Нургалиев, реальные действия государства уже видны: «Мы наблюдаем уменьшение количества бюджетных мест на гуманитарные специальности».

Изменение количества бюджетных мест для приема
на очную форму обучения по специальностям КФУ

Направление подготовки

2014

2015

КФУ

Культурология

22

20

Теология

18

16

Информатика и
вычислительная техника

0

20

Прикладная информатика

10

13

Теплоэнергетика и
теплотехника

0

30

Машиностроение

30

54

Но в Татарстане именно они — среди направлений с наиболее высокими показателями по среднему баллу ЕГЭ. А среди аутсайдеров такие «строгие» направления, как «Электроника и наноэлектроника», «Материаловедение и технологии материалов», «Оптотехника», «Двигатели летательных аппаратов».

«ИЗ ГРУППЫ В 20 ЧЕЛОВЕК РЕАЛЬНО «ВЫКОВЫРЯТЬ» ТОЛЬКО 2 - 3 ЗЕРНЫШКА»

КНИТУ-КАИ. Конкурс — 4 человека на место. Средний балл по одному предмету — 63,6. Самые популярные направления — «Информационная безопасность», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». За информационными направлениями — и лидерство по качеству. После них идут «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Наноинженерия», «Радиотехника», «Техническая физика». Примечательно, что в этом списке не оказалось ни одной «чисто» авиационной специальности, например, «Авиастроение», «Вертолетостроение», «Эксплуатация летательных аппаратов» и так далее. «Это тенденция, — рассказал «БИЗНЕС Online» заведующий кафедры «Конструкция и проектирование летательных аппаратов» Владимир Гайнутдинов. — Родители смотрят, где их сын может заработать или куда он сможет уехать, чтобы свое образование поднять. Пока компьютерщики нужны. Сейчас у всех на слуху «Сколково», беспилотные «КАМАЗы» и так далее, такое ощущение, что скоро и еду нам с вами роботы будут подавать. Думаю, сильно влияет на умы и такой тренд, как «Иннополис». Словом, люди понимают, что их чадо, получив здесь бесплатно образование в области информатики, потом уедет в цивилизованную страну. Шансов больше». Высокий конкурс на направление «Информационная безопасность» в КФУ отметил и Нургалиев.

КНИТУ-КАИ
КНИТУ-КАИ. Конкурс — 4 человека на место. Средний балл на один предмет — 53,3 - 56,6

А что же исконно авиационные специальности? «Есть много нюансов, — объясняет Гайнутдинов. — Мы, конечно, студентов наберем, по последним двум годам проблем не было, но направление... непопулярно. И контингент такой, что из группы в 20 человек можно «выковырять» только 2 - 3 зернышка, из очень удачной группы — 4. В советское время соотношение было интереснее». К слову, профессор отметил и своего рода возвращение к прежним стандартам: целевиков, которые учатся на специалитете, решено готовить не 5 лет, как сейчас, а 5,5, как это было в СССР. «Сейчас мы опять готовим для специалитета планы на 5,5 лет обучения — круг замкнулся. И это правильно — те стандарты не просто так принимались: пять лет учись и полгода работай над дипломом».

Любопытную ремарку к теме сделал Яруллин: «Раньше авиационные предприятия делали экономику республики — каждый самолет стоит бешеных денег, нефть же стоила 33 рубля».

Институт (факультет)/
Специальность
КНИТУ-КАИ

КЦП

Средний
балл
зачисленных

Информационная безопасность

30

75

Информационная безопасность телекоммуникационных систем

10

70

Прикладная математика и информатика

15

69

Информационные системы и технологии

30

66

Радиоэлектронные системы и комплексы

20

62

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

62

62

Информатика и вычислительная техника

120

61

Наноинженерия

15

61

Радиотехника

40

60

Техническая физика

12

59

КГЭУ. Конкурс — 4,4 человека на место. Средний балл на один предмет — 63,8. Наиболее популярные направления — «Электроэнергетика и электротехника», «Теплоэнергетика и теплотехника» (самые популярные профили — «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем» и «Электрические системы и сети»), что полностью соответствует главной специализации вуза.

КГАСУ. Конкурс — 10 человек на место. Средний балл на один предмет — 69,6. По качеству приема вуз демонстрирует строгое следование своему курсу — самые высокие показатели у «Архитектурного проектирования», «Промышленного и гражданского строительства» и у «Реставрации объектов архитектурного наследия».

Институт (факультет)/
Специальность
КГАСУ

КЦП

Средний
балл
зачисленных

Архитектура, профиль:
Архитектурное проектирование

49

80

Строительство, профиль:
Промышленное и гражданское строительство

100

79

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия, профиль:
Реставрация объектов культурного значения

25

76

Строительство, профиль:
Проектирование зданий

30

75

Строительство, профиль:
Экспертиза и управление недвижимостью

47

73

Дизайн, профиль:
Дизайн интерьера

10

70

Строительство, профиль:
Промышленное и гражданское строительство на татарском языке

15

69

Строительство, профиль:
Городское строительство и хозяйство

16

66

Строительство, профиль:
Автомобильные дороги

55

65

Строительство, профиль:
Водоснабжение и водоотведение

52

64

БИЗНЕС САМОУСТРАНИЛСЯ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ

Но как в целом сопрягаются основные данные о популярности тех или иных направлений с потребностями в специалистах? На днях минобрнауки РФ опубликовало мониторинг эффективности вузов и региональных систем образования. По нему выходит, что из татарстанских выпускников в течение года не могут трудоустроиться 30% юристов, 31% архитекторов, 56% теологов. Зато все в порядке у фармацевтов (показатель трудоустройства — 94,3%), специалистов по эксплуатации самолетов — 92%, химиков, математиков, астрономов.

Хоменко отметил, что, рассуждая о высшем образовании, мы упускаем чрезвычайно важный момент — позицию работодателей: «Реальный потребитель студентов-выпускников — это не государство, а работодатель. И во всей этой схеме отсутствует центральное звено — бизнес, организации: мы не видим заказов от бизнеса непосредственно и его участия в процессе, не видим оценки специалистов со стороны бизнеса. Вот такое удаление от реального образовательного процесса и замена бизнеса чиновниками — самое пагубное явление. Да, предприятия заявляют о своих потребностях, но сам сектор корпоративный очень удален от образовательного процесса. Он не участвует в разработке стандартов, учебном процессе, слабо участвует в практике, трудоустройстве. Бизнес самоустранился: критиковать критикует, но реально в ту сторону не смотрит. Впрочем, когда он хочет это сделать, ему не особо дают, потому что нормального алгоритма участия бизнеса в процессе не разработано. Вот простой пример канадских энергетических компаний: два года ребята учатся в университетах, компании внимательно за каждым смотрят. Потом делается заказ на этих ребят на практику, которая проводится за счет компании. По ее окончании фирма говорит: из 10 возьмем двоих, им компенсируют плату за учебу. Остальные устраиваются как хотят, но зато они все уже получили реальную производственную практику. Вот какая активная позиция у работодателя! Для нас один из вариантов».

Направления подготовки с наиболее высокими показателями
баллов ЕГЭ среди вузов-лидеров РТ за 2014 год

Институт (факультет)/
Специальность

Средний
балл
(на один
предмет)

Лингвистика
(перевод) (КФУ)

89

Филология
(зарубежная) (КФУ)

88

Юриспруденция (КФУ)

86

Востоковедение и
африканистика (КФУ)

86

Педагогическое образование
(иностранный язык) (КФУ)

85

Прикладная химия и химическая
технология (КФУ, КНИТУ)

80

Архитектура (КГАСУ)

80

Строительств (промышленное
и гражданское) (КГАСУ)

79

Реконструкция и реставрация
архитектурного наследия (КГАСУ)

76

Информационная безопасность
(КНИТУ, КНИТУ-КАИ)

75

Строительство
(проектирование зданий) (КГАСУ)

75

Прикладная математика
и информатика
(КФУ, КНИТУ, КНИТУ-КАИ)

74

Дизайн (КФУ, КНИТУ, КГАСУ)

73

Направления подготовки с самыми низкими показателями
баллов ЕГЭ среди вузов-лидеров РТ за 2014 год

Институт (факультет)/
Специальность

Средний
балл
(на один
предмет)

Физическая культура (КФУ)

57

Техносферная безопасность
(КНИТУ, КНИТУ-КАИ, КГАСУ)

55

Наземные транспортно-технологические
комплексы (КГАСУ, КНИТУ-КАИ)

54

Двигатели летательных
аппаратов (КНИТУ-КАИ)

48

Электроника и
наноэлектроника (КНИТУ-КАИ)

47

Материаловедение и
технологии материалов (КНИТУ, КНИТУ-КАИ)

45

Продукты питания (КНИТУ)

42

Профессиональное обучение
(химическое производство) (КНИТУ)

41

Оптотехника (КНИТУ-КАИ)

40

Изделия легкой промышленности
(КНИТУ-КАИ)

39

ТАТАРСТАН ГОТОВИТСЯ «СЕКВЕСТИРОВАТЬ» ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКОВ?

Отметим, что все собеседники «БИЗНЕС Online» так или иначе подвергли критике нынешнюю систему поступления в вузы. В концентрированной форме это сделал Яруллин: «Раньше нормальный конкурс был! А без конкурса какое может быть образование? А что сейчас школьник и его родители думают? «Мы и в университет подадим документы, и в КАИ, и в КХТИ — где-нибудь да выстрелит». То есть ребенок все равно получит диплом... И блата не было такого, как сейчас».

Но еще более фундаментальную критику можно было услышать от вице-премьера РТ — министра образования и науки РТ Энгеля Фаттахова на прошедшей в среду сессии Казгордумы. Мы начали статью с данных о сокращении количества одиннадцатиклассников. Но, похоже, для Татарстана это не вопрос — проблема, по мнению министра, напротив, в переизбытке «некачественных» выпускников школ. И, насколько можно понять, в республике придумали, как от них с пользой «избавиться». Министр рассказал об увеличивающемся в республике разрыве между школами-лидерами и «слабыми», не обеспечивающими должный уровень обучения. Особенно министра беспокоит ситуация в Казани, где этот разрыв, например, по математике увеличился с 30 до 38 баллов, по русскому языку — с 23 до 27.

Энгель Фаттахов
Энгель Фаттахов считает, что в Татарстане переизбыток «некачественных» выпускников школ (фото: tatarstan.ru)

«Есть ли необходимость сохранять отстающие школы средними?» — задал риторический вопрос Фаттахов. Он привел в пример опыт Набережных Челнов, где из 43 школ 26 — средние, а остальные не набирают 10 - 11-х классов. В итоге челнинцы демонстрируют самые высокие достижения по ЕГЭ. «Очевидно, что не все выпускники 9-х классов должны продолжать обучение в 10-х и 11-х», — без обиняков заявил Фаттахов.

Что ж, если лозунг «Превратим плохих студентов в хороших пэтэушников» воплотится в жизнь, абитуриентов в вузах и вовсе может стать меньше, чем бюджетных «вакансий»...

Рустам Нурлыев

В какой из большой пятерки татарстанских вузов вы бы сегодня отдали ребенка? (19.06.15-20.06.15)
15%В иностранный
20%В какой-нибудь из московских или питерских вузов
20%КГАСУ
26%КФУ
4%КНИТУ
10%КНИТУ-КАИ
5%КГЭУ
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (146) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.06.2015 08:36

    Похоже, что это даже не кризис, а катастрофа...

    • Анонимно
      19.06.2015 08:57

      Все прекрасно, нам же говорят по телевизору.

    • Анонимно
      19.06.2015 09:33

      Катастрофа - это почти 100-процентное поступление выпускников школ в вузы...Среднее образование по определению должно быть расчитано на большинство. В даннойм случае детей 6 - 17 лет. Еще среднее образование назывют обязательным и всеобщим.Высшее образовние на то- по определению - и высшее, что не каждый его может осилить.А в реалности высшее образование стало всеобщим, хорошо, что еще не обязательным...Бедные преподаватели университетов (бедные и в материальном, и в переносном смысле этого слова) - выгнать великовозрастных "детей" нельзя (лишишься работы) и "высшему" обучению "детки", которым пошел уже третий десяток, не поддаются, да и не хотят учиться.Сверху на преподавателя "давят" многочисленные "начальники" (отчетных бумаг и "капиталлистических обязательств" все больше), а с низу подпирает жизнерадостная, активная и многочисленная "толпа" студентов (посмотрите на коридоры вузов - они переполнены студентами, пройти невозможно, гул стоит как в спортивном зале; на днях минут 5 не мог войти в один из казанских вузов - беспрерывным потоком выходили студенты).А еще и "наукой" бедному преподавателю оказывается надо заниматься на уровне Оксфорда...Происходит "естественный" отбор не только студентов, но и преподавателей. Слабые погибают (бегут из университетов - храмов науки и образования), сильные занимают руководящие посты.При этом государство продолжает "вкачивать" огромные деньги в Министерство образования и науки.При том, что В.Хоменко ("убежавший" из университета в академию, где нет огромного количества студентов) спокойно утверждает, что абсолютное большинство выпускников не будут работать по полученной специальности.Что делать?Кто виноват даже не интересно и знать.Главное - что делать бедному преподавателю вуза?

      • Анонимно
        19.06.2015 10:04

        +100!

      • Анонимно
        19.06.2015 10:16

        Делай что должно и будь что будет

      • Анонимно
        19.06.2015 10:20

        сильные занимают руководящие посты????????? директор Казань Арены например)))) сильный такой прям

        • Анонимно
          19.06.2015 10:23

          "Сильные" это приспособившиеся к рельным условиям современной жизни.

          • Анонимно
            19.06.2015 10:58

            "Сильные" это родственники щиновников!ум,образование ,уровень интеллекта -никакой роли не играют

      • Анонимно
        19.06.2015 12:08

        Для того, чтобы был грамотный естественный отбор нужна совокупность справедливых правил и норм и обязательность их исполнения, отсутствие клановости. Что, бывший председатель колхоза Фаттахов или мэр маленького города Гафуров это наш естесственный отбор на руководящие должности в образовании?

  • Анонимно
    19.06.2015 08:36

    кгсха и вет.академия - кузница кадров!

    • Анонимно
      19.06.2015 08:46

      Агрогарвард !!!

    • Анонимно
      19.06.2015 15:30

      Лучше сельхозакадемии ничего, а вообще еще важнее чем ВУЗ- это в какой деревне родился.

    • Анонимно
      19.06.2015 16:04

      Общалась с выпускниками этих вузов, приходили на собеседование для трудоустройства. Не смогли назвать даже тему своего диплома, хотя "защитили" его месяц назад. Такие вот выпускники....

      • Анонимно
        21.06.2015 22:40

        потому -что сами же преподаватели эти дипломы за деньги и написали студенту, этим сейчас не удивить, заочники никто не пишет самостоятельно диплом, все покупные

  • Анонимно
    19.06.2015 08:45

    Россия - такая же цивилизованная страна. Кто этого не понимает, тот просто не знает смысла прилагательного "цивилизованный".

    • Анонимно
      19.06.2015 09:25

      уезжают в \"цивилизованные страны\" в основном те кто занимается научными работами, разработками в высоких технологиях и.т.д.(основные мозги). что видеть к деградации общества.

      p.s. Странно, почему уезжают из цивилизованной страны?!

      • Анонимно
        19.06.2015 09:40

        т.е. все, кто обладает потенциалом, осознает его и видит перспективы его реализации в более лучших условиях, чем в ЭрТЭ

        • Анонимно
          19.06.2015 10:46

          В Эр Фэ условия по лучше и желающих остаться побольше?

          • Анонимно
            19.06.2015 11:11

            В Москве, Питере, Е бурге, Новосибе, Нижнем, Самаре, Ростове, Перми, список можно сильно продолжить.

      • Анонимно
        19.06.2015 10:58

        Приведите, пожалуйста, конкретные цифра по уехавшим. Мои одноклассники, а мне больше 40, что-то там не очень свой потенциал реализовали. Ярмарка тщеславия - да, имеется, фотки всякие на фоне машин и т.п. К слову, мы заканчивали элитную казанскую школу, хорошие вузы.

        • Анонимно
          19.06.2015 11:15

          Агентство ООН по делам эмигрантов выпустило отчет, согласно которому в 2014 году Россия обогнала Афганистан по количеству запросов от граждан на получения статуса беженца или эммигранта в развитых странах и заняла почетное второе место в общем списке. Впереди только Сирия. В верхних строчках списка находятся еще Эритрея, Сомали, Ирак и Пакистан.Еще есть вопросы?Общество так сказать консолидировались и сплотилось!

          • Анонимно
            19.06.2015 16:45

            ссылочку будьте любезныа пока больше на брехню смахивает

            • Анонимно
              19.06.2015 18:22

              Эмиграция из России 2014 – статистика ещё более удручающая. Первые восемь месяцев уходящего года показали цифру в 203 659 граждан.Источник: http://zagrandok.ru/vyezd/migraciya/statistika-emigracii-iz-rossii-v-2014.html

              • Анонимно
                19.06.2015 21:20

                Во-первых, никогда никакого Агентства ООН по по делам эмигрантов не было. Во-вторых, несуществующее агентство не могло публиковать отчеты. В-третьих, ваша информация про 203659 граждан не соответствует действительности. Необходимо оперировать официальными данными, а не "левого" сайта, визуально сделанного за полчаса на коленке

                • Анонимно
                  20.06.2015 09:37

                  Конечно же, не уезжают. Врут все. Это к нам ломятся с запада, в страну благополучия, равных возможностей для всех граждан и развитыми институтами демократии, со сменяемостью руководства путем демократических выборов. У нас нет такого дикого расслоения граждан по доходам, смертность низкая, рождаемость высокая. Отличная медицина, высокий уровень образования, нет коррупции, клановости. Это у них число беспризорных детей ужасающее, высокий уровень потребления алкоголя на душу населения и т.д. и т.п. и т.д. и т.п. Дальше перечислять, патриот квасной?

        • Анонимно
          19.06.2015 11:23

          вы не путайте ! вам больше сорока значит ВУЗ вы заканчивали в начале 90-ых!тогда страх покинуть страну был гораздо больший чем сейчас ,да и привыкли вы уже.Вас сейчас хоть куда отправь вам Россия всех милее будет. Все вы осели и обосновались-богато или бедно -но вам комфортно.А если бы вам было 22-30 лет ,то тут есть варианты.Почти у каждого молодого человека есть знакомы которые уехали. И как правило вполне прилично устроились.все этого достаточно-оформил визу и поехал-дальше разберешься! и как правило за 2-3 года люди вполне себе хорошо устраиваются .Мокрыми тряпками потом в Россию не загонишь

          • Уезжают лучшие, талантливейшие. Там они нужны, их готовы принять. Здесь они мало кому интересны, перспектив развития мало. Утечка мозгов - это утечка будущего роста, технологий, отборного генофонда.

        • Анонимно
          19.06.2015 11:44

          "...что-то там не очень свой потенциал реализовали" - а здесь вы свой реализовали?

        • Анонимно
          19.06.2015 11:48

          Есть странная закономерность. Из уехавших никто обратно не вернулся. А количество желающей уехать молодежи не убывает.

          • Анонимно
            19.06.2015 16:51

            вот вотпочемуто тут многие путают "количество желающей уехать молодежи " и реально что то делающей для этого. например хотя бы выучить хоть как то и хоть сколько нибудь иностранный язык. я уже не говорю про старание получить хорошее образование и профессиональные навыки.все желание бла-бла под бутылку пива

      • Анонимно
        19.06.2015 11:00

        Потому что у нас ценятся "знания" только топ-менеджеров, а не необходимых стране людей.

      • Анонимно
        19.06.2015 21:03

        Действительно уж такая мы цивилизованная страна, что несколько сотен тысяч далеко не самых глупых молодых людей уезжает ежегодно, и никто не возвращается обратно.

    • Анонимно
      19.06.2015 11:22

      Да, конечно. И в эту страну большая очередь высокообразованных людей из стран Запада, рвущихся в РФ на ПМЖ.

  • Анонимно
    19.06.2015 08:49

    Нет информации по медуниверу. Почему?

  • Анонимно
    19.06.2015 08:58

    Катастрофа в том, что все идут в это дикое количество вузов, выпускающих никому не нужных специалистов. Кто на реальном производстве работать будет? Где рабочих брать?

    • Анонимно
      19.06.2015 09:17

      если хотите что бы молодежь шла на заводы в цеха ,тогда создатель условия:_ что бы зарплату токаря или фрезеровщика можно было купить квартиру без ипотеки-хороший немецкий автомобиль-и ежегодный отдых ,в Испании!А почему нет???Государству нужны рабочие , давайте создавайте условия.

      • Анонимно
        19.06.2015 09:27

        Эти условия давно созданы. Рабочии ездят на немецких авто, и отдыхают в испании. Впринципе отдыхают по всей европе, у них же шенген, а авто просто отечественное у них

        • Анонимно
          19.06.2015 09:38

          ой-ой-ой, сколько я пропустил)) это на 22т.р сейчас так можно жить? Класс!

          • Анонимно
            19.06.2015 09:46

            Очевидно речь идет о рабочем - немце

          • Анонимно
            19.06.2015 09:47

            вроде говорят у них средняя зарплата 30 т.е в год

          • Анонимно
            19.06.2015 12:11

            Хороший рабочий станка с чпу может в казани и 50-60 и более получать, так что не такие уж и бедные рабочие.

        • Анонимно
          19.06.2015 09:45

          Эти условия есть для специалистов высокого класса, но до них нужно пахать и пахать на мелкую зарплату. Условия эти нифига не "давно" созданы - страну ДАВНО "катили" по некой безответственной экономической модели развития финансовых институтов без должного участия реального сектора экономики. Со стороны руководов страны это было близоруко, безответственно, неквалифицированно. Вот мы и приехали в Ж

          • Анонимно
            19.06.2015 10:36

            Это иллюзия что для того что бы получать хорошую зарплату надо 20 лет пожить на нищенскую!вы эту тупиковую пропаганду новой России бросьте!С нашего завода 2 года назад 3 инженера уехали работать на завод Боинг,что в Калифорнии (по приглашению .выиграли конкурс по 3D моделированию)Им было по 25 лет с зарплатой по 12 тысяч рублейСейчас все у них в полном порядке-получают по 6000 долларов в Месяц уже после выплат по сраховке.У всех свои квартиры и по хорошему автомобилю.Так что извините.

            • Анонимно
              19.06.2015 16:44

              Вообщето завод боинг в сиэтле штат впшингтон

              • Анонимно
                19.06.2015 17:10

                ну так их вашингтонский обком отправил осваивать целину на полях лос-анжелесщины

              • Анонимно
                19.06.2015 17:21

                Основные производственные мощности компании БОИНГ размещены в штате Калифорния, а также в городах Эверетт (штат Вашингтон,и Сент-Луис (штат Миссури).Вы если хотели опровергнуть,хотябы проверили бы ))

              • Анонимно
                19.06.2015 17:50

                В кремлевских методичках Сиэтл- один из наидепрессивнейших городов США, безработица повальная.

                • Анонимно
                  20.06.2015 09:29

                  с Детройтом спутали-нам до сих пор лапшу вешают, что там ужасть ,и негры всех стреляют

                  • Анонимно
                    21.06.2015 12:17

                    Детройт (рок сити) ещё депрессивней чем Сиэтл, хуже и криминальней только Нью Йорк 😏 бендеровцы на каждом шагу
                    PS проверил методичку, не негры всех стреляют, а в негров все стреляют

        • Анонимно
          19.06.2015 12:12

          кто вы???)))) научите жить в параллельной реальности)) я тоже так хочу рассуждать))

      • Анонимно
        19.06.2015 09:30

        а деньги откуда брать на зарплатуопять же из производимой продукциикоторая будет просто сильно дороже

        • Анонимно
          19.06.2015 10:00

          А вы сокращайте управленческий аппарат, который на многих производствах раздут до неимоверного количества дармоедов, что ничего не производят. Как выстроена вертикаль на крупных производствах: генеральный директор с миллионной зарплатой, под ним с десяток замов, тоже с нехилыми зарплатами, под каждым - управление или департамент, в которых тоже свои начальник, а еще - отделы, в которых тоже есть свои рукой водители, да еще и замы прилагаются. Порой доходит до смешного: нащальников на производтве чуть ли не больше, чем тех, кто реально что-то производит.

          • Анонимно
            19.06.2015 10:27

            В мире реальным производством (выплавка стали, выращивание скота, выпуск автомобилей и т.д.) давным давно занимается менее 10 процентов трудоспособного населения.Остальные продают и руководят, т.е. "начальники".

            • starr
              19.06.2015 11:57

              "Технологический прогресс" - слышали?Это раньше у мартеновских печей стояли по 2 человека - мастер и помощник. А теперь стоит домна, работает в автоматическом режиме, управляемая компьютером - без людей вообще...Но мы же не хотим такого, правда? Нам нужны сталевары, фрезеровщики и токари. Зачем? Чтобы наноэлектронику делать, наверное...

        • Анонимно
          19.06.2015 11:54

          каждый год по несколько тысяч долларовых миллионеров всплывает. капиталы растут, как на дрожжах, но денег нет, да

        • Анонимно
          19.06.2015 17:29

          Огромные зарплаты и большой штат - это невозможная комбинация.Ну или стоимость продукции еще можно сделать высокой и соответственно неконкурентно способной. Тут пока это мало кто понимает. Единственный возможный вариант - это максимальная автоматизация всего.Тогда и рабочему, выполняющему действия, которые машина не может, можно будет платить достойную зарплату. Но у нас это не вариант, ибо средства автоматизации делают в основном на западе и продают за долллары. Поэтому у нас вместо одного конвеера нанимают 10 человек, но платить им будут по 10тыс. ибо больше не получится. Мы сами себя загнали в этот тупик, отсутствием хорошей подготовки в ВУЗах.(а ее и быть не может,т.к. в ВУЗ идут "чтобы корочка была") Развивать отечественные технологии автоматизации просто некому. Никаких перспектив в этом отрасли не планируется. Поэтому дальше все будет идти по Китайскому сценарию, но наоборот. Штаты предприятий будут раздуваться, а зарплаты будут падать.RUS

      • Анонимно
        19.06.2015 09:35

        Хочешь купить "хороший немецкий автомобиль" - надо ехать в Германию.Правда туда едут со всего мира и не факт, что всем найдется достойная работа...

        • Анонимно
          19.06.2015 10:27

          тогда и не надо жаловаться что молодежь не идет на заводы!Раз у вас одна отговорка-не нравиться вали в Германию!Забудьте тогда про молодежь на заводах -а значит и на про промышленность в целом можете забыть!Интересную позицию занимают чинушки их шестерки-молодежь не хочет на заводы ,что делать?- хотят много денег??? да пусть валят в америку или Германию если хотят много денег!Ответ им только один -ладно свалим!))

      • Анонимно
        19.06.2015 10:04

        Азат ДА что ж наши токаря и фрезеровщики не хотят ездить на машинах, сделанными такими же рабочими?И отдыхать в наших санаторих, с таким же рабочим персоналом.Закатайте губу и работайте над своей квалификацией.

      • Анонимно
        19.06.2015 10:34

        ТЫ потрудись сначала что бы спецом стать. Приходят после вузов сразу дай бабки буду квартиру и машину покупать.

        • Анонимно
          19.06.2015 11:00

          так в этом то и прелесть! приходишь и смотришь на такого же фрезеровщика который отработал 20 лет!Он тоже нищий!и ты понимаешь,для чего здесь пыхтеть???

        • Анонимно
          19.06.2015 11:07

          Хорошо!а сколько получает высококвалифицированный рабочий со стажем или инженер на заводе???ну не 15 тысч наверное а 25 тысяч! ну с премия ми может 28!и много немецких авто и квартир без ипотеки можно купить на 28 тысяч??нисколько! вопрос в том что надо в разы увеличивать заработные платы на предприятиях!не 10-15 процентова сразу оклад токарь 6 разряда 150 тысячтокарь 5 разряда 135 тысяч и тд и тп!

          • Анонимно
            19.06.2015 13:08

            Азат Д

            А вы готовы к сокращению рабочего персонала, к такому количеству как на западных предприятиях? Естественно и сокращение управленческого.
            И какую продукцию вы собрались производить в России и самое главное кому продавать, по таким ценам и качеством. Кстати, продавать сами будете, вы же наверняка менеджеров по продажам бездельниками считаете? У вас очередь перед заводом на покупку вашей продукции? Или вы госсаказ делаете?

            Вы когда нибудь управляли рабочим коллективом?

            Вы когда нибудь вели переговоры , где надо отстоять интересы организации, где их результаты, повлияют на всех?

            Знаю про людей у который есть станок и они подрабатывают. Что вас сдерживает, оформляйтесь и работайте. Расширяется будете, наймете рабочих, с такими же хотелками, которые будут считать что вы не работаете и они вас кормят.

            Больше всего напрягают люди которые и подчинятся не хотят, считая себя умнее, в эпизоде, не зная всей ситуации и сами руководителями не становится. Только не пишите что везде удаща нужна, в большинстве случае работать надо, организовывать и отвечать.

            • Анонимно
              19.06.2015 13:59

              Подождите!Речь о другом ,вы прям как удащливый рассуждаете.Вопрос изначально ставился как ?Почему молодежь не идет на заводы и рабочие специальности?Рабочий извините не должен рассуждать о том какую продукцию производить,где ее продать,какая у нее себестоимость.Для это и есть другие службы предприятия и руководство-которое кстати не обижает себя -ставя себя на ровне с руководителями западных предприятий!Задача рабочего дать качественное изделие в нужный срок с минимум брака.Раз ставиться вопрос о том что молодежь не идет на заводы -значит остальные вопросы решены!?? Конечно же нет.Но если все вопросы которые задали вы решить - все равно молодежь за 15 тысяч в цеха не пойдет!

              • Анонимно
                19.06.2015 14:33

                Азат Д

                Тогда почему он устанавливает себе зарплаты.

                Это был ответ на комментарий, о ткарее 6 разряда за 150 т.р. - который не хочет покупать изделия такого же токаря, рабочего как он, в виде автоВАЗа, ему подавай немецкое - а не рассуждение почему молодежь не идёт на завод.

                • Анонимно
                  19.06.2015 14:56

                  Вы серьезно думаете что Приора не похожа на Мерседес из за рабочих в цехах??Там изначально производство другое.Штампы другие ,допуски другие- рабочие извините в этом не виноваты.Хороший высококвалифицированный рабочий с АВТОВАЗА запросто может Начать Работать на за заводе Мерседес.А вот выстроить производство, научную базу , разработку -это дело руководителей -которые кстати оцениваю себя вполне по МЕрседесовским меркам.Менять надо промышленность в целом -где одним из пунктов будет заработная плата.

                  • Азат Д
                    19.06.2015 18:44

                    "Менять надо промышленность в целом -где одним из пунктов будет заработная плата." а выше будет стоять пункт, о автоматизирование производства, например роботизированные станки ЧПУ, где ставишь болванку, резцы и сверла меняешь, запускаешь программу и ждёшь результата. Соответственно нужен будет один специалист по замене заготовок и расходников, с довольно низкой квалификацией, программист и наладчик станков, токарю 6 разряда здесь нет места. И эти люди могут работать на нескольких станках одновременно, запустив на них процесс.Так что после пункта об автоматизации, следующий по сокращению персонала.

                  • Азат Д
                    19.06.2015 19:05

                    «Вы серьезно думаете что Приора не похожа на Мерседес из за рабочих в цехах??» - С чего это вы так решили?Я вообще считаю, если сделать корреляцию по цене, что за свою цену, Калина ( не Приора) , не хуже Мерседеса. Только почему рабочий, даже с высокой квалификацией, должен получать заработанное на заводе, в 5 раз больше средней зарплаты. На заводе пусть среднюю получает, как и сейчас, в реальности, а не как пишут 15 т.р., знаю о чём пишу, а если видит себе неоценённый дар, пусть идёт на вольные хлеба, как например ремонтники холодильников, есть в фирме работают за 30 т.р. а есть на себя и не плохо зарабатывают, но там приходится бегать, искать заказы и договариваться, что вы наверняка за работу не считаете, но без этого не будешь руками работать, непосредственно чинить холодильник, за что платят.

                  • Анонимно
                    19.06.2015 21:39

                    Согласен. Рабочий с АВТОВАЗа "запросто" сможет работать на заводе МЕРСЕДЕСа.Это уже показали и российские рабочие, и китайские и др.Но разработать экономичную, надежную, комфортную и безопасную машину (и не обязательно авто) должны ученые и инженеры.И здесь надо признать очевидный факт - Холодную войну 1950-х - 1980-х проиграли не советские рабочие и крестьяне, а в первую очередь советские УЧЕНЫЕ, ИНЖЕНЕРЫ и РУКОВОДИТЕЛИ, которые не смогли конкурировать с капиталистическими учеными, инженерами и управленцами. Хотя амбиций, перерастающих в манию величия было очень много.Ситуация повторяется (особенно с последним - манией величия). И в центре всех этих проблем НАУКА И ОБРАЗОВАНИЯ - университеты, академии наук и т.д.А мы выстраиваем "рейтинги" "столичных" и "провинциальных" вузов...Страшно и тревожно...

                    • Анонимно
                      20.06.2015 01:41

                      Холодную войну проиграла протухшая партноменклатура которая норовила инженеру платить кутарки и сделала из него персонажа анекдотов.

          • Анонимно
            19.06.2015 16:01

            Деньги портят человека, но только в двух случаях, когда они приходят дармовые, незаслуженные, и когда труд человека оплачивается не полном объеме. Если с одной стороны стоит "хочу" с другой стороны обязательно должно быть "могу".

      • Анонимно
        19.06.2015 11:17

        Хороший российский и качественный отдых на черном море или еще в России где.

    • Анонимно
      19.06.2015 09:29

      А вы готовы платить рабочим на производстве? Или полагаете, что молодым людям достаточно платить 15 тыс и они должны вам за эти гроши производство поднимать? Возьмите любое предприятие, у кого больше зарплата, у клерка из конторы, или у того, кто реально создает добавочную стоимость? Пример та же Татнефть - любая соплюха, вчера окончившая вуз и устроенная по блату в управление, получает в разы больше, чем бурильщик на скважине. Раньше при Союзе буровики были самыми обеспеченными людьми, а "конторские" считались вспомогательным подразделением. И никогда бухгалтер, экономист или делопроизводитель не зарабатывал больше рабочего-нефтяника. То же самое и на других производствах. Посмотрите буклеты техникумов - они демонстрируют зарплату по рынку по профессиям СПО. так вот, ни в одном буклете вы не найдете сумму выше 20-25 тыс. рублей. Это потолок на производстве Пока труд рабочего не будет оцениваться до достоинству, дефицит кадров будет всегда.

      • NIYAZ
        19.06.2015 10:11

        Поддерживаю .
        Тезисы предлагаю включить в статью.

      • Анонимно
        19.06.2015 10:28

        Азат ДВсё таки СССР была страна "рабочих и крестьян". Поэтому тоже был перекос, что инженерам платили меньше рабочего. А всё что делают рабочие руками, это разработки и технология инженеров, да и просто организация работы, руководящим составом.

  • Анонимно
    19.06.2015 09:07

    В Казани учиться негде. Для бедных Москва (я), для обеспеченных заграница.

  • Анонимно
    19.06.2015 09:17

    а толковым родителям и детям это даже лучше. легче делать карьеру и превосходить всю эту массу. а про общую деградацию даже говорить уже неоригинально и поздно. зато, как они любят говорить "ВСТАЛИ С КОЛЕН!" )) ага, как же.. нормальный чел обычно на колени не встаёт никогда, а кто уж встал на колени, там ему и место

  • Анонимно
    19.06.2015 09:18

    Только иностранный!

  • Анонимно
    19.06.2015 09:29

    Пока в голосовании лидируют Питер\Москва, весьма показательно. И родители, оказывается, не такие уж трусишки. Страшновато же дитё отпускать

    • Анонимно
      19.06.2015 09:47

      Я на такой же развилке. Или чадо при мне. Или более качественное образование. Конечно, нельзя быть эгоистом и надо в интересах ребёнка. Блин, но риски.. без присмотра.. "А воспитывать надо правильно и больше доверять" мне возразят. Да, легко сказать, но они правы

      • Анонимно
        19.06.2015 17:41

        не боитесь,оставите при себе-он вас не простит потом

    • Анонимно
      19.06.2015 12:13

      Нет, нестрашно)) страшно в Татарстане оставить

  • Анонимно
    19.06.2015 09:30

    ой что-то опять в институт захотелосьв родной КАИ

    • Анонимно
      19.06.2015 12:11

      Поторопитесь, скоро его не будет. Будет что-то, но не КАИ. Добьют его. Недолго осталось.

  • Анонимно
    19.06.2015 09:48

    ИЭУП лучший. Голосование фикция

  • Анонимно
    19.06.2015 10:06

    Опрос показал истинную популярность КХТИ - 3%

    • Анонимно
      19.06.2015 11:18

      Образование в Кхти скатилось на уровень ПТУ. КХТИ и было когда то промышленным училищем.

      • Анонимно
        19.06.2015 11:46

        КХТИ всегда был вузом для троечников. Для серьезных ребят выбор всегда был или КГУ или КАИ

        • Анонимно
          19.06.2015 12:49

          В КХТИ учились, преподавали, делали первокласную мировую науку, готовили высококвалифицированные кадры для химической промышленности многие известные ученые, инженеры, руководители НИИ и заводов.И ныне большинство руководящих должностей в сфере нефтехимии занимают выпускнини КХТИ-КГТУ-КНИТУ.Не надо "передергивать".

          • Анонимно
            19.06.2015 14:59

            В прошедшем времени излагаете, правильно излагаете, все это в прошлом, а сейчас Дьяконовщина.

          • Анонимно
            19.06.2015 17:43

            Две ведущие химические школы были в СССР -это Казанская и Киевская. Так и осталось.

            • Анонимно
              19.06.2015 21:49

              Интересный факт - глава Казанской химической школы академик А.Е.Арбузов в КГУ работал 19 лет, а в КХТИ 38.

        • Анонимно
          19.06.2015 13:03

          Династия Дьяконовых превратила КХТИ в ПТУ

        • Анонимно
          20.06.2015 08:50

          Руки прочь от альма матер! )))))))КХТИ всегда был вузом для ударников, это правда. Для троечников были строительный, ветеринарный, сельхоз и, как это не парадоксально, финансово-экономический. В моё время проходной балл в КФЭИ был 11! Срок обучения - 3 года 10 месяцев! На вступительных экзаменах надо было сдавать географию устно и написать контрольную по математике! ))) По понятиям 80-х годов это был 3-ий сорт )) Во времена были! Сегодня рассказываю - никто не верит! )) Однако, изменившееся время потребовало новых людей. Прошло каких-то 30 лет и вот те, кто сдавл географию устно уже руководят банками и финансовыми компаниями. Вот так.Но учиться - именно учиться! - в КХТИ было сложно и интересно. И те, кто там учился, а потом работал по специальности, - сегодня на самом верху.

          • Анонимно
            20.06.2015 11:53

            В 1987 году нужно было сдавать Основы государства и права, математику и русский. Поступить в финансовый было сложно.Из нашей школы поступили только умные девочки.Для меня тогда существовала только 2 вуза: Университет и КАИ. А в КХТИ поступали только троечники!

            • Анонимно
              21.06.2015 02:17

              Боже мой, во что превратили прекрасный ВУЗ семейка Дьяконовых.

  • Анонимно
    19.06.2015 11:00

    Хватит хаять ВУЗы, нормальное образование, только на то оно и высшее, что не каждый готов самостоятельно ещё и работать над собой, поэтому нужен отбор.По поводу рабочих специальностей, высшее образование там не нужно. Высшее образование нужно на сложных профессиях типа инженеров либо на низших менеджерских должностях типа мастера цеха и т.д.В некоторых организациях именно этим людям и платят, а точить одного формата деталь ежедневно либо листы гнуть и т.д. на это много мозгов и знаний не надо. Поэтому, если рабочий чего-то хочет достичь, то ему нужно учиться дальше и идти либо по специальности (инженер, разаботчик) либо в руководство людьми (мастер цеха, мастер производства и т.д.). Тогда и будут деньги получать.Как пример, есть знакомый, который всю жизнь работал на заводе и оказалось, что он кроме мало мальски читать чертежи и сверлить дырки в формах ничего не может, ну может быть гвоздь забить может, но больше ничего.Я человек с высшим экономическим образованием, сам отделывал свою квартиру (штукатурка, электрика, выравнивание потолков, обои, линолеум, сантехника, отделка балкона, без сложных специальных работ), пусть на среднем уровне, но в этом и разница, что мой мозг открыт для новых знаний,а его нет. И если нужно будет, то я и его место смогу занять, пусть я и с экономическим образованием.

  • Анонимно
    19.06.2015 11:04

    Перестаньте мыслить старыми советскими категориями: среднее образование, высшее образование, токари, фрезеровщики и т.д. Это уже всё отработало свою функцию и прошло, отжило... Во всем передовом индустриальном мире "токарь" - это оператор многофункционального токарного комплекса с программным управлением. И он, как минимум, технический колледж закончил. Сейчас даже опытные образцы делают на 3D-принтерах. Никто не зовет токаря, чтобы детальку для модели выточить. Автомобили целиком (!) печатают на принтере, а после проведения кинематических испытаний, правок и доводок, компьютер отсылает эти же данные, но не на принтер, а на поточную линию разных цехов, где станки-автоматы эти детали делают. Остается только собрать. И даже это можно сделать автоматически. Все дело только в цене.Вот где находится передовой край промышленности в цивилизованных странах. Мир стоит на пороге полностью автоматических производств, без людей. Люди - только перед компьютером сидят и управляют целыми заводами. А вы хотите с помощью токарного станка "догнать и перегнать" другие страны? Это даже смешно... Возврат к системе среднего образования для всех, и высшего для единиц - это откат на 30 лет назад. Получим работоспособное общество, выпускающее продукцию 30-летней давности, и мечтающее об импортных шмотках - потому что они лучше, качественнее, красивее. А теперь еще и не так дороги, как раньше.У меня нет идеального рецепта образования. Но я уверен, что давно пора поднимать интеллектуальный уровень всех - и дворников и уборщиц тоже. Человек не должен ограничиваться учебой в училище, потому что сейчас он хочет работать сварщиком и получать по сто штук в месяц. В училище он останется "быдлом" по уровню общего развития. Такого члена общества будет очень легко обмануть в остальных сферах жизни. А что будет, если сварщики вдруг станут "не в почете"? А если вынужденно придется уйти из технической сферы деятельности вообще? У человека должно быть образование выше среднего - институт или университет, но оно как-то должно быть сопряжено с практикой. Чтобы не получалось так как сейчас в Европе - выпускники университетов в 32 года впервые (!) ищут себе место работы. То есть полжизни учились - а на практике никогда ничего не делали. Нужно давать серьёзную образовательную базу, но подкреплять это практическими навыками. Так будет быстрее происходить отбор - кто чем любит и может и хочет заниматься. И только так мы в итоге получим хорошо образованное общество из профессиональных специалистов, а не выпускников с "корочками", которые ищут - куда бы приткнуться, чтобы на хлеб заработать...

    • Анонимно
      19.06.2015 11:51

      Хорошо бы также поднять интеллектуальный уровень таких вот комментаторов как Вы.Так победим!

      • starr
        19.06.2015 12:10

        Вот пример того, что человек даже не в состоянии понять то, что написано, а рассуждает о какой-то победе...

  • Анонимно
    19.06.2015 11:08

    У нас люди разучились работать и развивать себя самостоятельно. В этом главная проблема.

  • Анонимно
    19.06.2015 11:25

    Ищу работу,техн.английский,не пью совсем 20 лет,не курю,обучение Сев.Америка,Европа.З/п всюду 15-17 000,надо валить из этой страны.

    • Анонимно
      19.06.2015 11:43

      и правильно сделаете!Кудрин же сказал 30 лет надо ,что бы экономика стало конкурентоспособной)так что 30 лет здесь еще будет бардак!а эта целая жизньесть возможность?Уезжайте!

    • starr
      19.06.2015 11:49

      Можно переводчиком (с/на) технического английского заработать куда больше, чем вам предлагают. В чем проблема-то?

  • Анонимно
    19.06.2015 11:28

    Дамир.«Очевидно, что не все выпускники 9-х классов должны продолжать обучение в 10-х и 11-х», — без обиняков заявил Фаттахов. КАТЕГОРИЧЕСКИ Не согласен с Министром. Пусть внимательно читает Закон "Об образовании", согласно которого функция 10-11 кл ". Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности." Именно в 10-11 кл человек выбирает: кем ему стать, идти в ВУЗ, армию, ПТУ. Этого права его лишать ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Кто будет через 10-20 лет работать и платить налоги в Пенсионный Фонд, чтобы платить пенсии нынешним чиновникам. Не у всех в закромах насыпано.

  • Анонимно
    19.06.2015 11:32

    Дамир.Когда мы учились было УПК, где один раз в неделю мы обучались рабочим специальностям. И УПК посещали ученики 9-10 выпускных классов. При СССР чиновники понимали, что в 15 лет подросток по определению не может выбрать будущюю профессию.Надо чтобы он созрел. О каком будущем РОССИИ можно говорить когда сам Министр образования режет возможность учится в Татарстане в 10-11 классе???

    • Анонимно
      19.06.2015 12:25

      Верно Дамир, в Советском Союзе была очень правильная практика по УПК, наша школа как и другие проходила обучение в системе УПК, большинство школьников получили представление, навыки о той или иной профессии.

      • Анонимно
        21.06.2015 10:00

        у меня ребенок сразу после нововведений по татарскому языку был переведен в одну из школ Англии. далее проблем с его будущим не вижу

  • Анонимно
    19.06.2015 11:43

    не понимаю орущих о конце образования. Тот же самый естественный отбор всё восстановит - сегодня дно, ну и что? Самые пострадавшие сегодня это те, кто хорошо и отлично учился в школе, ведь их уравняли со слабаками (это ведь выбор общества, ему нужен был развал СССР). Но, опять же, ничего не исчезает-инвестиции в собственных детей это самые надежные инвестиции. Поэтому, родители, просто приучите детей учиться, а не получать оценки. А процесс дно-вершина всегда взаимообратен

    • starr
      19.06.2015 13:14

      Как их приучить? на чьём примере? Если они видят, что не нужно учиться - нужно занять должность. И вокруг сплошные примеры из жизни...

    • Анонимно
      19.06.2015 21:53

      "Естественный отбор" все конечно же "восстановит".Но не забывайте, что естественный отбор создал и глистов, и свиных цепней, и прочих паразитов, питающихся за чужой счет.

  • Анонимно
    19.06.2015 12:48

    В Елабуге надо учиться. Получите хорошее классическое высшее образование! Недалеко и недорого.

  • Анонимно
    19.06.2015 14:37

    "А сейчас сами приходят в КХТИ и просит заняться разными проблемами. В этом отношении дело действительно улучшилось»." - СПАИБО ЕВРОСОЮЗУ за санкции

  • Анонимно
    19.06.2015 16:35

    Военным сейчас много платят.

  • Анонимно
    19.06.2015 21:55

    Авторы статьи поработали над материалом. Но есть нюансы. Дело в том, что в КЦП входят и числа будущих бакалавров – бюджетников, и магистров-бюджетников. А магистры – это , фактически, второе (продолженное двухгодичное) высшее образование, сюда со школьной скамьи не поступают. Также в КЦП входят и числа бюджетников-заочников и вечерников. Их немало, часто это не выпускники текущего школьного выпуска, и эти люди, как правило, работают, а учатся в свободное от работы время. Следует иметь в виду и наличие филиалов.На примере КФУ (вузы теперь обязаны публиковать информацию о приеме, есть на сайте) : всего планируется, действительно 5265 бюджетных мест, в т.ч. 2502 бакалавров в головной организации, из них 382 – бюджетники, но заочники и вечерники + 1219 магистров по головной организации , в т.ч. 169 бюджетников-заочников. Итого: бакалавров-бюджетников по очной форме по головной организации – лишь 2120 чел. При этом КФУ планирует также прием на платные формы обучения в количестве 8108 чел., в т.ч. по головной организации – 4607 чел.

    • Анонимно
      19.06.2015 22:45

      Не понял.Из приведенных цифр (если они правдивы; извините, ссылок на информацию нет) следует, что КФУ уже давно частный университет.Это прекрасно. И частным университетам даются бюджетные места ("бесплатные" для студентов, но не для налогоплательщиков). Их всего около 20 %. 80 % - платные места.Но кто же тогда владелец Казанского университета?Это просто здорово!Впервые в истории бывший Императорский университет с богатейшей научной и образовательной историей становится Частным.Владелец - гениальный человек (без всякой иронии).

  • Анонимно
    20.06.2015 01:37

    Фаттахов молодец! Сказал правду , что не всем нужно и можно учиться в после 9 класса. И сами не хотят и не могут и другим не дают, только дисциплину разлагают.

    • Анонимно
      20.06.2015 12:18

      Фаттахов полностью развалил систему образования в РТ.

      • Анонимно
        21.06.2015 09:41

        Разваливал образование РТ некто Гильмутдинов, но не успел. А Фаттахов постепенно возрождает качественную систему образования. Об этом говорят результаты по победителям в российских олимпиадах, впервые учителем года России стала наша учительница, создаются ресурсные центры. Желаю Фаттахову успеха в создании эффективной системы образования.

  • Анонимно
    20.06.2015 11:16

    После 9 класса дети и так бегут из школы, без участия г-на Фаттахова. Их пугает ЕГЭ, особенно по английскому, который со след. года становится обязательным. Авторы статьи не учитывают, что не только демографическая ситуация влияет на количество выпускников. В школах часто из 3-х 9-х не могут собрать один 10-й.

  • Анонимно
    20.06.2015 23:07

    Вообщем-то у нас высшего образования и не осталось. Институтов переименовали в университеты, но качество обучения упало как минимум в три раза. По штампованию полудедильных дипломников особенно преуспели коммерческие вузы. Они готовы раздать дипломы всем, кто способен оплатить за год 40 тысяч рублей. Пора провести аттестацию вузов и как минимум половину их закрывать.

  • Анонимно
    21.06.2015 09:59

    я одного не понимаю -чем больше власти создадут неурядиц в системе образования, управления и прочего ТО ТЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ ТОМУ КТО ВСЁ ПОНИМАЕТ И РЕАЛЬНО ОЦЕНИВАЕТ !

  • Анонимно
    21.06.2015 15:47

    КФУ, конечно, не частный вуз, а государственный. Учредитель - государство и деятельность его регулируется государством (руководство, наблюдательный совет, контролирующий финансы). Но число платных студентов растет и начинает превышать число студентов-бюджетников. В основном, это связано с тем, что госзаказ на гуманитарные и экономические дисциплины непрерывно уменьшается и замещается контрактными студентами. С учетом того, что научная и организационная деятельность университета финансируется преимущественно из госбюджета или госфондами, также как и программы (развития, конкурентоспособности, гранты РФФИ, пост 218 и т.п.) , можно оценить вклад студентов -платников в диапазоне 20-30% от суммарного бюджета.

    • Анонимно
      21.06.2015 22:39

      Интересно, сколько бюджетников, получивших образование за счет налогоплательщиков, пошло работать в государственные структуры; сколько пошло работать на частный бизнес, сколько уехло работать на инотранных капиталистов, а сколько стало безработными.Простая статистика, но очень интересная.Кто владеет информацией, поделитесь, пожалуйста.По "платникам" тоже интересно.

    • Анонимно
      21.06.2015 22:41

      Сколько угодно - частная фирма получает госбюджет и процветает. Например, Роснано.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen